Училище Щукинское: поступление, отзывы. Как поступить в Театральный институт им


Училище Щукинское - высшее театральное учебное заведение, в которое поступает лишь каждый сотый абитуриент. Для тех же, кто победил в этой колоссальной конкуренции, испытания только начинаются. Каждый год здесь проводится День первокурсника, на котором студенты старших курсов показывают наглядно новичкам, что им предстоит пережить на протяжении следующих четырех лет. Кто управлял Щукинским училищем сто лет назад? Почему в этом заведении разрешается преподавать только его выпускникам? Как поступить в один из самых престижных России?

Давайте учиться!

23 октября 2014 года училище Щукинское отметило столетний юбилей. Первые годы существования этого учебного заведения пришлись на непростое для России время. Оно было создано в 1914 году. Основатель - Евгений Вахтангов - ученик Станиславского, того самого, который хронически не верил актерской игре. Согласно легенде, бывший подопечный знаменитого театрального реформатора произнес знаменательную фразу: «Давайте учиться!» Именно с нее и начало Щукинское театральное училище свое существование.

Захава

Тогда учебное заведение было всего лишь небольшой театральной студией. Но не зря великий Станиславский уверял, что преподавать по его системе никто не может лучше Евгения Вахтангова. Первые постановки принесли огромную известность среди московских театралов. В 1922 году зрители увидели знаменитую постановку «Принцессы Турандот». Но основатель студии не дожил до премьеры. И следующим руководителем стал Борис Захава. Талантливый актер и режиссер возглавлял Щукинское театральное училище, хотя и с перерывами, но на протяжении почти полувека. Именно он заложил основные принципы преподавания, которыми педагоги руководствуются в стенах легендарного вуза и сегодня.

Борис Щукин и особенности преподавания

Преподавать в этом вузе может лишь тот, кто когда-то был его студентом и успешно окончил обучение. Руководители уверены, что это единственный и основной способ сохранить театральную школу, которой славится училище Щукинское, в каноническом виде. К слову сказать, известное название было дано этому заведению лишь в 1939 году. Борис Щукин - один из любимых учеников основателя студии. Этот человек является одним из ярчайших представителей советской реалистической школы. Он более двадцати лет проработал в театре. Щукин также известен тем, что стал одним из первых актеров, которые смогли воплотить на сцене образ Ленина. Существует мнение, что именно благодаря этим заслугам училище и назвали в честь него.

Достижения

В институт преобразовали училище Щукинское в 2002 году. За сто лет существования учебное заведение выпустило столь внушительную плеяду талантливых актеров, что по праву считается рекордсменом среди прочих российских театральных вузов. В народе его называют «Щукой». Большой конкурс на ежегодно стабилен.

Знаменитые выпускники

Из стен этого института вышли такие знаменитости, как Юрий Любимов, Андрей Миронов, Владимир Этуш, Никита Михалков. Среди более молодого поколения следует отметить Сергея Маковецкого, Максима Аверина. Безусловно, это далеко не полный список.

Обязанности художественного руководителя, как известно, исполняет Владимир Этуш. Ректор Института - Евгений Князев.

Режиссерский факультет

До конца пятидесятых годов поступить в Щукинское училище стремились только те, кто мечтал об актерской славе. Других специалистов этот вуз не выпускал. В 1959 году здесь стали готовить также и будущих режиссеров. Однако форма обучения на режиссерском факультете - только заочная. Конкурс на него не столь суров - всего три человека на место. Правила, по которым работает приемная комиссия, таковы, что поступить на режиссерский факультет в училище Щукинское не может вчерашний школьник, мечтающий о лаврах Захарова и Мейерхольда. Сюда принимают тех, кто имеет за своей спиной профессиональную практику театрального постановщика.

На режиссерский факультет едут учиться со всей страны, и отнюдь не для того, чтобы завоевать столицу. Ведь абитуриентов ждут в родных театрах. И именно на своей родине студентам предстоит впоследствии поставить свои дипломные работы.

Актерский факультет

Будущие режиссеры пребывают в стенах института не более двух месяцев в году, чего нельзя сказать о тех, кто учится здесь актерскому ремеслу. Для будущих артистов, помимо профильной дисциплины, предусмотрено изучение следующих предметов:

  • пластическая выразительность;
  • музыкальная выразительность;
  • сценическая речь.

На актерском факультете есть также кафедра истории и философии.

Правила приема

Экзамен по специальности проводится в три этапа:

  1. Чтение басен Крылова, двух-трех стихотворений и отрывка из прозы.
  2. Проверка музыкальных, ритмических и голосовых данных.
  3. Исполнение небольшого сценического этюда.

Если абитуриент выдержал экзамен по специальности, он допускается к сдаче русского языка и литературы (письменно), а также коллоквиума, который имеет целью выявить уровень знаний в области культуры, искусства, литературы и отечественной истории.

В институте действуют подготовительные курсы. Зачисление на них осуществляется после прослушивания, на котором необходимо зачитать отрывок из прозаического произведения, стихотворение или басню. Обучение на подготовительных курсах проводится по выходным дням и состоит из семидесяти двух

Учебный театр

На протяжении обучения студенты представляют на суд зрителей свои первые работы. Учебный театр Щукинского училища - это полноценное подразделение, в котором трудится целая команда профессионалов. Свои дипломные работы студенты выпускают вместе с режиссерами-педагогами. Учебный театр Щукинского училища в течение семидесяти лет хранит традиции, которые были заложены еще учениками основателя этого легендарного вуза. Дипломная работа выявляет творческую индивидуальность каждого студента. Завзятые театралы Москвы имеют возможность увидеть спектакли талантливых и молодых актеров. Такова традиция, которой не изменяет на протяжении почти всего своего существования Щукинское училище.

Спектакли с участием студентов имели не раз ошеломительный успех. Истории института известны случаи, когда, дабы попасть на просмотр одной из дипломных работ, москвичи простаивали в длинных очередях к театральной кассе часами.

Ежегодно обновляется репертуар учебного театра. На учебной сцене ставятся пьесы по произведениям как русских, так и зарубежных авторов. Среди них - «Господин де Мольер» (по роману Михаила Булгакова), «Бедность не порок» (А.Н. Островский), «Прощание с Матерой» (по повести Валентина Распутина).

Как добраться?

В самом сердце столицы находится Щукинское училище. Адрес этого учебного заведения - Большой Николопесковский переулок, д. 15, стр. 1. Пешком от станции метро «Арбатская» можно дойти в течение десяти-пятнадцати минут.

Щукинское: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О Театральном институте им. Б.Щукина. Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, — «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Факультеты Театрального института им. Б.Щукина: актерский, режиссерский

Актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина. Актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете составляет 4 года с очной формой обучения.
Обучение на актерском факультете Щукинского может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.
Особенность Театрального института им. Б.Щукина заключается в том, что здесь нет системы мастерских. На каждом курсе работают не «мастер» и его помощники, а вся кафедра мастерства актера. Художественный руководитель курса организует всю учебно-творческую работу на своём курсе и несёт за неё ответственность.

Международные связи ТИ им Б.Щукина: поддерживается международный обмен, в институте обучаются студенты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии и стран СНГ

Известные актеры, окончившие ТИ им. Б.Щукина: Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Юрий Чурсин, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Никита Михалков (отчислен с 4 курса за съемки кино, перевелся на режиссерский во )

Правила приема на актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина:

Требования Театрального института им. Б.Щукина к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет.
Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе

1.Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Чтение наизусть программы из ряда литературных произведений различных жанров: рассказ, повесть, роман, пьеса. Также проводится проверка музыкальных и пластических способностей.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. I тур. Мастерство (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале.. Предполагает чтение наизусть стихотворения, басни (обязательно И.А.Крылова), прозаического отрывка, желательно подготовить несколько произведений каждого жанра). Исполнение несложных сценических этюдов на темы, предложенные комиссией по ходу экзамена. Проверку музыкальности, ритмических и речеголосовых данных — нужно быть готовым исполнить песню и танец, участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности; иметь спортивный костюм и обувь
На практическом экзамене по мастерству артиста Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: творческие, вокальные способности поступающего, их соответствие выбранной специальности и квалификации, наработанная техника абитуриента.

3. Устный коллоквиум. Билеты по предложенному списку литературы. Оценивается по 100-балльной шкале. Собеседование по профессиональной ориентации. Выявляет: общий культурный уровень поступающего, знания в области драматургии, театра. Проводится индивидуально с каждым студентом.
На устном коллоквиуме Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: культурный уровень, знания, эстетические взгляды абитуриента.

4.Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2017-2018 гг.
Порог положительной отметки 41 балл. В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в Театральный институт им. Б.Щукина: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию Театрального института им. Б.Щукина для абитуриентов очного отделения актерского факультета Щукинского:
Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.
1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
3. Аттестат или диплом (подлинник);
4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
5. Медицинскую справку (форма 086/у), датированную текущим годом;
6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:
1. Справку с места работы;
2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.
Театральый институт им. Б.Щукина стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 210 000 рублей в год

Темы и список литературы Театральый институт им. Б.Щукина:
Темы к экзамену по литературе.
1.Человек и история в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
3.Смысл названия романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»
5. Обломов — «самый обобщенный русский национальный тип» (В.Соловьев)
6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
7.Образ «маленького человека» в русской литературе Х1Х века
8.»Вечные вопросы» в романах Ф.Достоевского
9. Что вы знаете о Серебряном веке?
10. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
12. Каких современных писателей вы знаете?

Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.
Объясните свой выбор.
1. Н.Фонвизин «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»
4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»
6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»
7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»
8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»
9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»
10. М.Горький «На дне»
11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»
12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»
13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»
14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»
15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»
16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»
17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»
18. Б.Шоу «Пигмалион»
19. А.Н. Островский «Бесприданница»
20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?
21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?
22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?
23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?
24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?
25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?
26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?
27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?
28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?
29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.
30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.
31. Ваш любимый актер-актриса.
32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?
33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.
34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?
35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).
36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?
37. Оперный театр. Назовите известные Вам оперы.
38. Балетный театр. Назовите известные Вам балеты.

История вахтанговской школы
История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже почти девять десятилетий.
В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.
Студийцы предложили Вахтангову постановку спектакля по пьесе Б.Зайцева "Усадьба Ланиных". Премьера состоялась весной 1914 года и закончилась провалом. "А теперь давайте учиться!" - сказал Вахтангов. И 23 октября 1914 года Вахтангов провёл первое занятие со студийцами по системе Станиславского. Этот день считается Днём рождения Училища.
Студия всегда была одновременно и школой, и экспериментальной лабораторией.
Весной 1917 года после успешного показа студенческих работ "мансуровская" (по имени одного из московских переулков на Арбате, где она располагалась) студия получила своё первое название - "Московская драматическая Студия Е.Б.Вахтангова". В 1920 году она была переименована в III Студию МХТ, а в 1926 году - в Театр им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой. В 1932 году школа становится специальным средним театральным учебным заведением. В 1939 году ей присвоено имя великого русского актёра, любимого ученика Вахтангова Бориса Щукина, в 1945 году дан статус высшего учебного заведения. С этого времени она известна как Высшее театральное училище (с 2002 года - Театральный институт имени Бориса Щукина) при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.
Авторитет педагогов Института очень высок и в нашей стране, и в мире. Достаточно вспомнить, что вахтанговская методология воспитания актёра оказала огромное влияние на педагогику великого Михаила Чехова.
Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.
Педагогический состав Института формируется только из выпускников, которые передают вахтанговские заветы из поколения в поколение, а принципы школы - из рук в руки. Бессменным руководителем школы с 1922 по 1976 год был ученик Вахтангова, студиец первого набора, выдающийся русский актёр и режиссёр Борис Захава. Нынешний Художественный руководитель института - народный артист СССР, вахтанговец, знаменитый актер театра и кино, профессор В.А.Этуш занимал пост ректора в течении 16 лет (с 1986 по 2002гг.). С июня 2002 года ректор института - народный артист РФ, ведущий актер Театра им.Евг.Вахтангова, профессор Е.В.Князев.
Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них множество выдающихся актёров российского театра и кинематографа, творчество которых уже стало историей. Это Б.Щукин, Ц.Мансурова, Р.Симонов, Б.Захава, А.Орочко, И.Толчанов, В.Куза, О.Басов, В.Яхонтов, А.Горюнов, В.Марецкая, А.Грибов, А.Степанова, Д.Журавлёв, Н.Гриценко и многие другие. На современной российской сцене работают М.Ульянов, Ю.Борисова, Ю.Яковлев, В.Этуш, В.Лановой, А.Демидова, А.Вертинская, О.Яковлева, К.Райкин, А.Калягин, А.Ширвиндт, Л.Максакова, И.Купченко, М.Державин, В.Шалевич, Е.Князев, С.Маковецкий, М.Суханов, Е.Симонова, О.Барнет, И.Ульянова, Н.Усатова… Этот список постоянно пополняется. Есть театры, актёрский состав которых почти полностью сформирован из "вахтанговцев". Это прежде всего Театр им. Евг.Вахтангова, а также Театр на Таганке под руководством Ю.Любимова. Много выпускников Школы в труппе Театра Ленком под руководством М.Захарова, в Театре Сатиры и в "Современнике".
Без вахтанговских актёров невозможно представить творчество таких выдающихся мастеров отечественного кинематографа как И.Пырьев, Г.Александров, Ю.Райзман, М.Калатозов и других. Среди самых прославленных актёров отечественного кино - "щукинцы" О.Стриженов, Т.Самойлова, Р.Быков, В.Ливанов, А.Миронов, А.Кайдановский, Л.Филатов, Н.Гундарева, Л.Чурсина, Ю.Назаров, Л.Зайцева, Н.Русланова, Н.Варлей, А.Збруев, Н.Бурляев, И.Метлицкая, Ю.Богатырев, Н.Волков, Л.Ярмольник, В.Проскурин, Л.Борисов, Е.Коренева, А.Ташков, Ю.Беляев, А.Белявский, А.Пороховщиков, Е.Герасимов, А.Соколов, С.Жигунов и другие.
Многие выпускники института стали широко известны благодаря телевидению - А.Лысенков, П.Любимцев, А.Гордон, М.Борисов, К.Стриж, А.Гольданская, Д.Марьянов, С.Урсуляк, М.Ширвиндт, Я.Арлозоров, А.Семчев, О.Будина, Е.Ланская, Л.Вележева, М.Порошина и многие другие.
Вахтанговская школа дала российской сцене известных режиссёров - Н.Горчакова, Е.Симонова, Ю.Любимова, А.Ремизову, В.Фокина, А.Вилькина, Л.Трушкина, А.Житинкина. В её стенах делал свои первые режиссёрские и педагогические опыты знаменитый Юрий Завадский. Она воспитала великого Рубена Симонова, которому Театр им.Евг.Вахтаногова обязан самой блестящей эпохой своего существования.
Школа помогала и помогает рождению новых театральных студий и коллективов. Это прежде всего театр Юрия Любимова на Таганке, возникший из дипломного спектакля "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта; молодёжный молдавский театр "Лучаферул" в Кишинёве; театр-студия имени Р.Н.Симонова в Москве; театр "Современник" в Ингушетии; студия "Учёная обезьяна" в Москве и другие.

История Театрального института имени Б.Щукина
23 октября 1914 года считается днем рождения Театрального Института имени Бориса Щукина. В этот день (по старому стилю 10 октября) Евгений Вахтангов прочел свою первую лекцию по системе К.С.Станиславского, собравшимся вокруг него студентам Коммерческого института. С этого дня началась история. Но была еще и предистория.
Евгений Богратионович Вахтангов (1883 – 1922), ученик К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого, сотрудник МХТ и студиец Первой Студии МХТ (1912), поставил свой первый профессиональный спектакль по пьесе Г.Гауптмана «Праздник мира» в Студии осенью 1913 года. В этой постановке он выразил свое отношение к миру и театру. Но его учителя, видя в нем только ученика, а не самостоятельное творческое лицо, в постановку вмешались: ломали и исправляли. Вахтангов же в творческую личность развился очень быстро. Уже к 1911 году он мыслил самостоятельно и свободно. Познакомившись с работой Станиславского по системе, записал: « Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип – всего добиваться самим. Руководитель – все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить, или убрать ложь». (Вахтангов. Сборник материалов, М.ВТО,1984, стр. 88).
Желание проверить открытия Учителя, зависимое положение в театре и Первой студии заставили Вахтангова искать возможности организовать собственную студи. Встреча со студентами Коммерческого института произошла глубокой осенью 1913 года помимо воли Вахтангова. Они сами выбрали и нашли его, предложив возглавить их любительский кружок и поставить спектакль. Вахтангов согласился. Встреча произошла 23 декабря 1913 года на квартире, которую снимали сестры Семеновы, на Арбате. Вахтангов пришел торжественный, празднично одетый, даже смутил своим видом будущих студийцев. Вахтангов начал встречу с того, что объявил свою преданность К.С.Станиславскому и МХТ, а задачей назвал распространение системы Станиславского.
На первой же встрече договорились о постановке пьесы Б.Зайцева «Усадьба Ланиных». На март 1914 года было снято помещение Охотничьего клуба, где они собирались сыграть спектакль.
Вахтангов сразу же принялся за дело, но, понимая, что у любителей нет никакого опыта, стал заниматься с ними упражнениями по системе. Занятия продолжались два с половиной месяца. 26 марта спектакль состоялся. Исполнители играли свои роли в упоении, но через рампу до зрителей их энтузиазм не доходил. Вахтангов бегал за кулисами и кричал им: «Громче! Громче!» - его не слышали. После спектакля он сказал: «Вот мы и провалились!» Но и тут ему не поверили. Пошли в ресторан отмечать премьеру. В ресторане художник спектакля Ю.Романенко предложил всем взяться за руки, образовать цепь. « Теперь минутку помолчим, и пусть эта цепь навсегда свяжет нас друг с другом в искусстве» (Летопись училища, т.1, стр.8). Вахтангов предложил студентам-любителям начать учиться искусству театра. Для этого надо было найти помещение, где можно было бы работать. С этим и разошлись до осени. Но когда Вахтангов пришел в театр, его ждал гневный разнос К.С.Станиславского, получившего сведения из газет о провале работы Вахтангова. Он запретил Вахтангову работать вне стен МХТ и его студии.
И все же 23 октября 1914 года состоялось первое занятие новой студии. Она называлась в разное время: «Студенческой студией», «Мансуровской студией» (по местонахождению Мансуровский пер. д. 3).»Студией Вахтангова». Но работала тайно, чтобы Станиславский и МХТ не знали о ней.
Вахтангов строил Дом. Студийцы все делали своими руками, так как Вахтангов считал, что Дом становится только тогда твоим, когда ты вобьешь в стены его хотя бы один гвоздь.
Занимаясь системой Станиславского, Вахтангов изменил порядок элементов системы, предложив путь от простого к сложному: от внимания к образу. Но в каждом последующем элементе заключались все предыдущие. При создании образа должны были быть использованы все элементы системы. Делали упражнения, этюды, отрывки, импровизации, самостоятельные работы. Показывали избранным зрителям Исполнительские вечера. А в 1916 году Вахтангов принес в студию первую пьесу. Это было «Чудо святого Антония» М.Метерлинка. Пьеса была сатирическая, но Вахтангов предложил ее поставить, как психологическую драму. Это было естественно, ведь студийцы не были еще готовыми актерами, в освоении образа они шли от формулы Станиславского «Я в предполагаемых обстоятельствах». Поэтому Вахтангов и требовал от них оправдания поведения воплощаемого образа. Спектакль показали в 1918 году, и был он фактически выпускным для первой группы учеников.
Первыми студийцами были студенты Коммерческого института, среди которых Б.Е.Захава, Б.И.Вершилов, К.Г.Семенова, Е.А.Алеева, Л.А.Волков. Постепенно в Студию приходили новые студийцы: П.Г.Антокольский, Ю.А.Завадский, В.К.Львова,А.И.Ремизова, Л.М.Шихматов. В январе 1920 года в студию были приняты Б.В.Щукин и Ц.Л. Воллерштейн (взявшая себе псевдоним Мансурова). Каждый, желающий стать студийцем, проходил сначала собеседование, которое определяло, может ли он стать студийцем по своему нравственному и интеллектуальному уровню. И только после этого претендента экзаменовали. Вахтангов, строя театр и желая иметь постоянную школу при нем, присматривался к ученикам и определял, кто из них будет педагогом, кто режиссером. Главное было развить в учениках самостоятельность.
В 1919 году Вахтангов прошел через две операции на желудке. Они не дали результатов – развивался рак. Желая спасти студию, Вахтангов обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в Академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате, маленький, полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ ставит Вахтангов и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовет «фантастическим реализмом». Поставленная в традициях театра комедии дель Арте, «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актерского выявления, фантазией режиссера и художника(И.Нивинский). «Принцесса Турандот» оказалась последним спектаклем Вахтангова. 29 мая 1922 года он умер. Студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Студийцам удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить, существующую внутри студии школу, и в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова.
Много лет, до 1937 года маленькая вахтанговская школа существовала внутри театра. Будущие актеры принимались в школу по принципу их необходимости театру. Прием в школу означал прием в театр. Они учились и работали в спектаклях театра сразу, с первого курса. А педагогами были ученики Вахтангова: Б.Захава, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов, Р.Симонов…
В 1925 году во главе школы был поставлен Б.Е.Захава (1896 – 1976), который и руководил школой до самой своей смерти.
В 1937 году школа переехала, во вновь построенное здание по Б.Николопесковскому пер д.12а, и отделилась от театра. Была она на правах техникума, но уже с четырехгодичным сроком обучения. Артисты, выпущенные из школы, разъезжались по разным театрам страны. В 1939 году умер Борис Васильевич Щукин (1894 – 1939), блистательный артист вахтанговской школы, педагог, режиссер. В память его, в том же году, училищу было присвоено имя Б.В.Щукина. В 1945 году училище было приравнено к Высшим учебным заведениям, оставив за собой старое название. С 1953 года в училище начинают учиться целевые курсы – группы студентов из национальных республик, которые, в большинстве случаев становятся основателями новых театров. Традиция национальных коллективов сохраняется до сих пор. Сейчас в институте учатся две Корейские и Цыганская студии. В 1964 году из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта образовался нынешний театр на Таганке во главе с Ю.П.Любимовым, выпускником училища, актером театра им. Вахтангова и педагогом училища. В 1959 году было создано заочное режиссерское отделение, выпустившее многих знаменитых режиссеров.
После смерти Б.Е.Захавы целое десятилетие училищем управлял чиновник из Министерства. Он нравственно и художественно не справился с управлением таким сложным организмом, как училище. И в 1987 году на пост Ректора единогласно был выбран Народный артист СССР В.А.Этуш.В данный момент он является Художественным руководителем Института. При Ректоре Этуше училище вышло на международную арену: ученики и педагоги стали выезжать со своими работами в разные страны мира, вести занятия в школах разных стран. Был организован и специальный фонд «Вахтангова 12а», который в трудную минуту всегда поддерживает училище.
В 2002 году училище было переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.
В учебном театре каждый год с осени до весны идут дипломные спектакли, а исполнители ролей нередко получают престижные премии за лучшее исполнение. Такими премиями в разные годы отмечены М.Аронова, Н.Швец, Д.Высоцкий. В течение ряда лет первые премии получают спектакли института на фестивале студенческих спектаклей в г.Брно (Чехия).