Университетская наб 17. Научно-исследовательский музей при российской академии художеств


В начале XVIII века располагались построенные по типовому проекту особняки дипломата князя В. Л. Долгорукова, президента Коллегии иностранных дел графа Г. И. Головкина и президента главного магистрата князя А. Г. Долгорукова.

Дом В. Л. Долгорукова в 1733 году перешёл австрийскому послу графу Вратиславу Лобковичу. До 1738 года он перестраивался по проекту архитектора И. К. Коробова . Позже здесь работали Морская академия, типография Морского кадетского корпуса и морская аптека.

Дом Головкина в 1756 году отдали под Российский театр (Комедиантский дом). В феврале следующего года здесь прошли первые спектакли, в том числе трагедия А. П. Сумарокова «Синав и Трувор». При театре жили как сам драматург, так и актёры, в основном из ярославской труппы Ф. Волкова. В первое время спектакли Российского театра были доступны публике за определёную плату, потом учреждение стало придворным.

Академия «трёх знатнейших художеств» (живописи, скульптуры и архитектуры) была основана по инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова, по указу императрицы Елизаветы Петровны. Считается, что после своего основания она располагалась в одном из корпусов дворца И. И. Шувалова . В 1759 году Академия художеств приобрела дом А. Г. Долгорукова . Через четыре года были выкуплены бывший дом В. Л. Долгорукова и театральное здание. Они и стали служить учебным целям.

Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен трёх старых, не приспособленных для учебных целей. Ещё в 1758 году из Парижа архитектором Блонделем был прислан соответствующий проект, но он не учитывал местных условий и был отвергнут.

Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж. Б. Валлен-Деламот . В начале следующего года Екатериной II проект был утверждён, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырёх лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились ».

18 марта была учреждена «Экспедиция строения академического здания». Её возглавил директор Академии архитектор А. Ф. Кокоринов . Президент Академии И. И. Бецкой приказал:

«для вящего порядку и успеху господам надворному советнику и архитектору Кокоринову и господину профессору и архитектору Деламоту всякую неделю собиратца в экспедицию, ежели когда зачем чаще не можно, то в неделю неотменно по дважды, причём быть господину секунд майору Салтыкову и обще о всём касающемся до произведения сего строения разсуждать и по тому в действие производить; когда же либо в чём несогласны будут, в таком случае требовать резолюцей от меня» [Цит. по: 2, с. 414].

Следующим летом несколько сот рабочих принялись закладывать фундамент нового здания.

Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1765 года в годовщину вступления на престол Екатерины II, о чём напоминает дата на полу вестибюля: «MDCCLXIV». Торжество подробно описал Я. Штелин.

Перед фасадом реконструируемых зданий была выстроена лестница, по которой посетители поднимались на великолепно украшенный балкон. Через него можно было пройти в аванзал, а затем в открытую галерею по обеим сторонам здания. Под галереей в нишах располагались аллегорические статуи и вазы с барельефами. Площадь перед Академией вымостили досками, на берегу Невы устроили новую пристань с тремя причалами и лестницей. Эту площадь закрывал от многолюдной толпы забор, убранный зелёными ветками. У проходов дежурил караул.

В первую очередь состоялось освящение церкви при участии императрицы. Она прибыла на праздник около 11 часов на шлюпке, была встречена президентом И. И. Бецким и всеми директорами и членами Академии. Екатерина II положила в основание академического храма закладной порфировый камень. В угловые квадратные камни были вложены серебряные и золотые монеты. После церемонии закладки императрица присутствовала в главном зале при зачитывании Устава Академии и в час пополудни водой отправилась ко Двору.

«Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, Академия в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена Академии была полностью открыта целых 8 дней.
Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей» [Цит. по: 2, с. 417].

Сначала приступили к возведению северного корпуса. В 1764–1770 годах были построены корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. Последний из них, окружающий круглый двор диаметром 55 метров, назван «циркуль».

В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А. Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю. М. Фельтен .

Строительство здания Академии художеств было окончено в основном к 1784 году, отделку завершили к 1788 году. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е. Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска . В оформлении интерьеров участвовали А. А. Михайлов, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Мартос, А. И. Иванов, К. А. Тон .

Здание Академии художеств является одним из первых петербургских зданий спроектированных по принципам классицизма.

Вход в здание выделен портиком, между колоннами которого стоят статуи Геркулеса и Флоры - копии античных статуй. Они созданы по моделям скульптора И. П. Прокофьева. На месте вестибюля первоначально был проезд во двор. В 1817 году он был заложен. Над входом помещена надпись «Свободным художествам. Лета 1765 года».

Главный купол венчала деревянная статуя богини Минервы работы скульптора И. П. Прокофьева. Она просуществовала до 1860 года. В 1885 году на её месте появилась гипсовая композиция скульптора А. Р. Бока. Спустя всего 15 лет она была утрачена в результате пожара.

Отделка помещения здания Академии художеств была изменена во второй половине XIX - начале XX века. Над этим работали архитекторы А. И. Резанов , Ф. И. Эппингер, Л. Н. Бенуа , В. А. Щуко .

В октябре 1941 года при Академии был открыт госпиталь. После начала блокады Ленинграда некоторые сотрудники перебрались жить в подвальные помещения, здесь они жили, здесь же учились. Студенты и сотрудники Академии вместе охраняли здание и хранящиеся здесь ценности. В декабре 1941 года состоялась очередная защита дипломных работ. К защите было допущено около 60 человек, многих из них специально вызвали с фронта. Весной 1942 года в Круглом дворе и академическом саду устроили огороды, спасшие жизнь многим людям во время блокады.

Капитальный ремонт здания был проведён в 1950-х годах. Тогда старые перекрытия были заменены на железобетонные по проекту архитекторов И. Н. Бенуа и В. Н. Рахманина. В 1972–1980 годах реставрировались парадные залы.

На купол здания Академии художеств в 2000 годах вернулась скульптура «Минерва, коронующая художества и науки». 29 мая 2003 года во внутреннем дворе был установлен бронзовый памятник первому президенту Академии художеств И. И. Шувалову работы скульптора З. К, Церетели. Президентами Академии художеств в разное время были И. И. Бецкой, граф А. С. Строганов, А. Н. Оленин. Здесь же находились их служебные квартиры.

Научно исследовательский музей Российской Академии в Санкт Петербурге это интересный музей. А интересен, тем что в нем собрана большая коллекция копий с картин и скульптур европейских мастеров. В этом музее можно увидеть копии произведения, которые сейчас нельзя увидеть в оригинале. Музей при Академии художеств СПб создавался при Академии художеств в Санкт Петербурге / St Petersburg Academy of arts почти одновременно. У истоков музея стоял граф И.И Шувалов.

Императорская академия художеств в Санкт Петербурге история

Императорская Академия художеств в Санкт Петербурге Imperial Academy of arts история создания и развитие тесно переплетаются с музеем и царской семьёй. Вступившая на престол Екатерина II в 1764 году даровала Императорской Академии художеств штаты, устав и привилегию (при Елизавете Петровне «Трех знатнейших искусств Академия» была отделением Московского университета). С 1764 по 1788 год шло строительство нынешнего здания Академии, до это времени у академии было три дома. Прекрасный дворец,сооруженный по проекту архитекторов Кокоринова и Ж.Б.Валлен-Деламотта в стиле раннего классицизма, можно видеть и сейчас.

На открытие нового здания присутствовали не только преподаватели и ученики, но и известные художники, а также военачальники, вельможи, послы, статс-дамы и фрейлины двора. Здание Академии было украшено цветами, как снаружи так и внутри. Этому событию, молодая царица, придали государственную важность, на реке Нева стояли две императорские яхты, с бортов которых производилась выстрелы из орудий.

В академию набирались 6 летние мальчики, они обучались не только живописи, скульптуре, архитектуре, гравированию, но и ювелирному, часовому мастерству, литью, слесарному делу, а так же пению, музыке и танцам. Весь курс занимал пятнадцать лет, в течение которых ученик не мог встречаться со своими родственниками, при этом они проживали в самой Академии.

Музей при Академии художеств в СПб основные экспозиции и залы

Музей при Академии художеств в СПб имеет постоянные экспозиции размещённые на трех этажах «циркуля», то есть по окружности и прямых помещениях здания музея. Для лучшего ориентирования рассмотрим схему план здание Академии художеств в Санкт Петербурге. Схема была взята с очень интересного сайта http://www.artprojekt.ru и была немного дополнена. Здание не обычное, имеет круглый внутренний двор.

Музей план схема

Для начала рассмотрим расположение экспозиций в круглой части здания, которое и образует большой круглый двор.


Большой круглый двор

Если посчастливится, то можно посетить этот двор. В центре двора размещен памятник первому президенту академии Ивану Ивановичу Шувалову.


Памятник Шувалову музей Академии художеств

Возвращаемся опять во внутрь здания.Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные непосредственно с оригиналов еще в XVIII-XIX вв. Большое разнообразие гипсовых изваяний поражает представление о реализованных замыслов художников в течение многих веков.


Античные скульптуры в Санкт Петербурге

Так же было удивительно увидеть большое количество посетителей, разного возраста.


Залы не большие, но уютные. На каждом экспонате имеется информация об авторе, месте, времени и название работы.

Постоянная экспозиция второго этажа, названная «Академический музеум», представляет картины из исторического собрания музея.

Размещенная в третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII-XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах», знакомит с работами выдающихся зодчих прошлого. Очень интересно увидеть знакомые здания в уменьшенном виде и в разрезе. Но данный этаж интересен не многим.

Рафаэлевский и Тициановский залы это парадные залы Академии художеств

Закончив изучение экспозиций размещенных в «циркуле», направляемся в парадные залы. Проход к парадным залам через вестибюль второго этажа с торжественной лестницей и колоннами.


Вестибюль 2 этажа

Первое помещение это конференц зал.


В нем проходят различные мероприятия, как академии, так и можно арендовать для проведения своих торжеств. Зал красив, он украшен портретами выдающихся педагогов Академии художеств XVIII – XIX вв. Особенно красив расписной потолок плафон диаметром более 17 метров.


Расписной потолок конференц зал

Роспись купола олицетворяет «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России». В конференц зале поворачиваем налево и попадаем в Рафаэлевский зал.


Рафаэлевский зал музей Академии художеств

Над дверями Рафаэлевского зала и на стене против окон размещены копии с фресок Рафаэля и его учеников, входящих в комплекс росписей Ватиканского дворца в Риме, так называемых «станц» Рафаэля. Копии были выполнены по заказу Академии ее учениками, специально направляемые для выполнение этих работ. В Рафаэлевском зале не может быть не заметна огромная гипсовая статуя Диоскура.


Статуя гипсового отлива с одного из колоссальных Диоскуров

Это одна статуя гипсового отлива с одного из колоссальных Диоскуров, стоящих на Квиринальском холме в Риме. Так же в Рафаэлевском зале проходят и временные выставки, о них необходимо узнавать у администрации музея Академии художеств Санкт Петербурга или на сайте. Разворачиваемся и идем в Тициановский зал, проходя прекрасный конференц зал.

Тициановский зал по размеру примерно такой же как и Рафаэлевский.


Тициановский зал

На главной стене против окон, размещены копии с произведений итальянских мастеров 16-18 веков, выполненные в 1830-1850-х годах русскими и итальянскими художниками. Как и в Рафаэлевском зале, они написаны масляными красками на холсте и по размерам точно соответствуют оригиналам.

Копии картин «Мученическая смерть Петра Доминиканца» и «Вознесение Богородицы» выполнены И.В. Бориспольцем (1848-1850 гг.) и Ф. Скьявони (1830-е г) с работ Тициана. Именно благодаря им зал получил название Тициановского. Интересно также отметить, что подлинник Тициана, скопированный И.В.Бориспольцем, погиб во время пожара в церкви, для которой был в свое время написан. Таким образом, копия приобрела особую ценность, являясь точным воспроизведением утраченного оригинала. Как и в Рафаэлевском зале, так и в Тициановском зале в дополнение с постоянно действующей экспозицией, проходят временные выставки.

В Екатерининский зал попасть не удалось, так как на момент посещения был закрыт для посетителей, так что рассказать не чего.

Музей Академии художеств в Санкт Петербурге как доехать как добраться адрес

Музей Академии художеств адрес: университетская набережная 17

Музей как доехать как добраться, это легко и сложно.Если Вы используете общественный транспорт, то

от станции метро «Спортивная-2» троллейбус 1, автобус 24 до остановки «Университетская наб.».

от станций метро «Невский проспект» и «Адмиралтейская» троллейбусы 1, 10, 11, автобусы: 7, 24 до остановки «Кадетская линия».

Более подробно смотрим маршрут и расположение музей в Санкт Петербурге на карте:

Если Вы решили ехать на автомобиле, то необходимо учитывать, что парковки у музея при Академии художеств нет. Придется оставлять автомобиль на соседних улицах. Музей расположен на оживленной магистрале, так что у самого музея припарковаться не возможно, можно посоветовать оставить автотранспорт у СПбГУ на Менделеевской аллеи или там же, но ближе к Кунсткамере на Биржевом проезде. Данные места безопасны для парковки в смысле эвакуации, но придется идти минут 5-7.

Музей Академии художеств СПб режим график работы цена билета сколько стоит 2019

См.
Интернет:
www.сайт/M166 - официальная страница
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств - W1259 , официальный сайт artsacademymuseum.org/

Местные достопримечательности:
Набережная Невы со сфинксами
Здания Двенадцати коллегий, Пушкинского дома, Биржи
Кунсткамера
Меншиковский дворец

Филиал или подчиненная организация:
Музей-квартира И.И. Бродского - M167
Музей-квартира А.И. Куинджи - M168
Дом-музей П.П. Чистякова - M169
Музей-усадьба И.Е. Репина ""Пенаты"" - M267
Мемориальная мастерская Т.Г. Шевченко - M1780

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Выставочные залы Российской академии художеств - M2640
Галерея искусств Зураба Церетели - M3027

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ"

Единиц хранения:
106 000, из них 106 000 предметов основного фонда

Выездные и обменные выставки:
Немецкие живописцы, скульпторы и архитекторы в собрании НИМ РАХ (XIX - XX вв.)
Автопортрет и портрет художника. XVIII-XXI в. (живопись, графика, скульптура)
Санкт-Петербург в гравюрах, акварелях и архитектурных моделях. XVIII-XIX вв.
Искусство 1920-1930-х гг. (живопись, рисунок, скульптура, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты)
Русские мотивы в изобразительном искусстве XIX- начала XX вв. (живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты)
Императорские дворцы (архитектурные проекты и акварели). XIX в.
Творчество Карло Росси (архитектурные проекты)
Путь к мастерству (учебные работы выпускников Академии художеств). XVIII-XXI в. (живопись, графика, архитектурные проекты)

Виртуальные ресурсы:
см. выше

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: инвестиционные проекты, подготовка изданий, научные и реставрационные работы, закупка техники, проведение массовых мероприятий.

Copyright (c) 1996-2019 Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств