Униженные и оскорбленные в повести шинель. Проблема "униженных и оскорблённых" в произведениях


Ролдугина Алена

Творческий проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект «Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского» Выполнила: Ролдугина Алена 10В

Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский.

Образ «маленького человека» На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М.Достоевского («Униженные и оскорбленные» - название романа Достоевского). Впервые образ «униженного и оскорбленного» человека - Макара Девушкина - создан Достоевским в романе «Бедные люди» (1846). Этот герой, бедный петербургский чиновник, был внешне похож на многочисленных «маленьких людей», изображавшихся писателями «натуральной школы» 1840-х гг. Но, в отличие от своих современников, Достоевский не ограничился социальной характеристикой Девушкина. Он показал, что его герой понимает и остро переживает свое унизительное положение, не может смириться с ним, хотя и не способен к протесту. Акакиевича Башмачкина.

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Герой не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта

Тип «униженного и оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества - люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» в произведениях Достоевского присущи черты романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением. Яркие образы «униженных и оскорбленных» созданы писателем в романе «Преступление и наказание».

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности «Белые ночи» (1848) – тема мечтателя «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание»  синтез всех прежних тем Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение.

1845 год "Бедные люди" « Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.

Первый роман «Бедные люди» Достоевского написан в 1846 году. Его вскоре печатают в «Петербургском сборнике» Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура Протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

1860 год. Роман «Униженные и оскорблённые»

Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений манера повествования (отчасти в духе «натуральной школы») перебивается (не всегда убедительно в художественном отношении) романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, всего мира насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя.

Странное довольство Наташи Ихменевой собственным унижением, связано с судьбой ее отца, доверчивого и чадолюбивого Николая Сергеевича. Зло, воплощенное в князе Валковском, - вот что, как мне кажется, ломало жизнь Ихменева и что болезненно отозвалось в психологии Наташи. Коварный и подлый человек Валковский втянул мирного Ихменева в судебный процесс и, разумеется, выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. Сколько горя несет она в себе! В судьбе Наташи такой семейный крах отозвался безрассудностью ее поступков, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алеши, готовая радоваться тому, что он любит открыто другую девушку.

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: «Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли) которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.

1866 год. Роман "Преступление и наказание"

О замысле романа «Это - психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать... избавить сестру... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству"... Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело...» (Из письма Достоевского к издателю Каткову) 

Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни... Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Эта девушка не думала о себе. Намного важнее для неё жизнь любимых ею людей, их малые радости. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа её осталась чистой, неразвращенной. В ней продолжала жить «живая совесть». У Сони чёткая граница между добром и злом, у неё непоколебимая опора – вера в Бога. В этом она черпала силы, чтобы пережить все обиды и унижения, сохранить нравственную чистоту, живую душу и связь с миром в той грязи, в которую бросила её жизнь. Сонечка среди голода и унижений сохраняет веру в жизнь, в человека, отвращение к злу, насилию и преступлению.

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Жалок Мармеладов с его речью, с солидной осанкой, шут, своим ораторством потешающий всех. Этот человек трагической судьбы. В пьянстве он пытается утопить своё горе, хотя понимает, что это не выход их положения. Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми в нищете. Дети Катерины – это её страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит её спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись в диван». Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, счастливая жизнь. Самой старшей было девять лет.

Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег.

В этих произведениях показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» - боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных - вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.

Список литературы Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский: Избранные произведения в кратком изложении. – М.: Айрис-пресс, 2005 год. стр. 5-32 4. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 24. Москва 1962 год. стр. 1-14, 16-32, 34-50 5. Краткий биографический словарь. Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК» 2004 год. стр.182-186 6. Кулешов В. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Дет. лит. 1979 год. стр.3-8, 14-30, 32-36, 51-57, 62-72, 185-204 7. Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса сред. шк. Часть 2 . М.: Посвящение, 1994 год. стр.24-43, 58-74 8. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение 1977 год. стр. 5-8 Интернет - ресурсы

1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. Он живет крайне бедно, хотя отдает работе очень много сил и времени и искренне любит переписывание документов. Впрочем, более трудную работу Акакий Акакиевич и не способен выполнять, хотя был в его жизни эпизод, когда добрый начальник пытался повысить Башмачкина в должности и поручить ему делать извлечения из документов.
Акакий Акакиевич ведет полунищенское существование, он едва может оплатить самую скудную еду и плохонькое жилье, но уже покупка одежды становится для него неразрешимой проблемой. На шинель взамен вовсе пришедшей в негодность он вынужден долго копить, отказывая себе в самом необходимом.
Шинель становится для героя сверхценностью. Поэтому Башмачкин гибнет, лишившись ее, ведь она была уже смыслом его жизни.
Гоголь, безусловно, очень сочувствует герою, показывая, что даже нищий и глупый человек – это все равно человек, и относиться к нему надо по-человечески. В то же время автор осуждает героя за то, что он неодушевленную вещь – шинель – сделал смыслом своего существования.
Не в этом ли причина того, что после смерти чиновник становится привидением, срывающим шинели с прохожих. Он ожидает своего обидчика – «значительное лицо», когда-то распекавший бедного Башмачкина. Так реализуется идея возмездия. Интересно, что реализуется возмездие только в фантастической плоскости: автор, похоже, не верил в реальность возмездия.

2. Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В состав «Петербургских повестей» вошло несколько произведений: «Шинель», «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего»; иногда добавляют еще повести «Коляска» и «Рим», хотя они написаны позже. Все эти произведения изображают город в более или менее фантастическом стиле. В «Шинели» город страшен и жесток в своей зимней неумолимости. Стужа убийственна для тех, кто беден, у кого нет теплой одежды и обуви.
Гоголь пишет: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»; «Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков»; «…порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться». Эти описания имеют и символическое значение: мороз и ветер, вынудившие Башмачкина пошить новую шинель и затем убившие чиновника, лишившегося своей отрады, теперь являются союзниками призрака, верша вместе с ним возмездие.

3. В книге «Гоголь в Петербурге» читаем: «В «Шинели» и в «Повести о капитане Копейкине» реалистически запечатлен непримиримый социальный контраст Петербурга. Недаром Достоевский писал о последующих русских писателях: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Тема униженных и оскорбленных, тема забитых и замученных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинает свою родословную в произведениях Пушкина и Гоголя».
Как вы понимаете это высказывание ученых? Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных произведений или подготовьте собственное рассуждение на эту тему на основе прочитанного (на выбор).

Я думаю, ученые имели в виду, что Пушкин в «Станционном смотрителе» и Гоголь в «Шинели» впервые изобразили бедного чиновника, которого каждый может обидеть. Их беспомощность останавливает одних насмешников (тех, в ком еще осталась совесть) и подстегивает одновременно других, совестью и милосердием уже не обремененных. Вслед за этими писателями к теме «униженных и оскорбленных» обращаются и многие другие писатели. Например, В.Короленко в своем произведении «В дурном обществе» или Ф.М.Достоевский в повестях «Белые ночи» или «Неточка Незванова». Русские писатели стремились всегда призывать людей любить и жалеть тех, кому судьба дала более тяжкую долю, нежели им. Мысль о страдающих и несчастных людях должна заставлять тех, кто может, хоть чем-нибудь помогать нуждающимся. Сейчас тоже много тех, кто нуждается в нашей помощи, и хорошо, что многие стремятся делать что-то для других.

Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского)

Многие писатели–классики обращались к теме «маленького человека». В их произведениях это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это социально–психологический тип, то есть человек, ощущающий своё бессилие перед жизнью. Иногда он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Именно так изображает его в произведениях «Медный всадник» и «Станционный смотритель», где в бедном чиновнике автору удалось открыть новый драматический характер. Несколько позже Гоголь продолжил развитие этой темы в «петербургских повестях» («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но в отличие от Пушкина продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург-город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе «петербургских повестей».

Герой «Записок сумасшедшего» - Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к нему. По мнению Поприщина, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Размышляя над жизнью, Поприщин постепенно теряет рассудок, в нём просыпается оскорблённое человеческое достоинство: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев». Жалость и сострадание вызывает этот человек, который ни одного слова не отвечает и ведёт себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу», обобщенному образу представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». - «любовь общую, мировую, христианскую». И в «Записках», и в «Шинели» мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Социальное достоинство «маленького человека» защищает и в романе «Преступление и наказание». Мир отверженных здесь представлен Раскольниковым, его сестрой и матерью, семьёй Мармеладовых, безгласной и подчиняющейся Лизаветой и другими обитателями этого бедного района Петербурга. Автор показывает, что герои ждут от общества сочувствия и справедливости. Они выше окружающих по уму, культуре, образованию и хотят занять в обществе достойное положение, чтобы уважать себя. Но бедность, которая их окружает, таит в себе угрозу окончательно превратить человека в вещь.

Достоевский никогда раньше так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорблённых людей, бесчеловечие и жестокость современной жизни. Его по праву называют певцом «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Выступая против социальной несправедливости, против унижения человека, они верят в его высокое призвание. Даже тяжёлые условия жизни не сломили души «бедных людей»; в изображении Достоевского они прекрасны, полны душевной щедрости и красоты.

И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский в своих произведениях доказали, что всякий человек, кто бы он ни был и как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – личность», - к такому выводу приходит каждый, кто знакомится с произведениями писателей-классиков.

Униженные и оскорбленные

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул
А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»
.Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю.Лермонтов
,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.
Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, т.к открывает новый аспект этой темы.
Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных.
Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический отчет одного преступления», преступления,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу.Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это,если так можно выразиться, идеологическое преступление,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем,как клубок неразрешенных противоречий.По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина
Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,- сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла!
Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было пойти. »

Но облегчение не наступила и после замужества: муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией, а отчаяние и безысходность. Катерина
Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому
, когда Соня вернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела. » Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она « горячая, гордая, непреклонная.» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, « некуда идти »
Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все, кроме Раскольникова, слушают Мармеладова, « фыркая » , «улыбаясь » ,
«зевая » , а в общем равнодушно.Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова
, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которою сейчас живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни. во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему.

Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик, который скажет, как когда-то Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!

О соотношении образа «маленького человека» и «униженных и оскорбленных»

Теперь обратимся к понятию униженных и оскорбленных. Наиболее прозаичное толкование этих двух слов можно найти, например, в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, где под словами «униженный» и «оскорбленный» понимается: униженный-например-понимается как забитый, угнетенный несчастьями, обидами; оскорбленный как

выражающий испытываемое кем-либо чувство оскорбления, обиды.

Русская литература не раз обращалась к образу «униженного и оскорбленного» человека. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и его несчастье никого не может оставить равнодушным. У Пушкина униженный и оскобленный человек это, прежде всего, бедный человек, обладающий всеми качествами русского характера: простотой, безмерной наивностью, сочувствием ко всему живому, глубокой душевностью. Он оскорблен и унижен, но тем не менее сохраняет свое благородство и чистосердечие.

Продолжателям этой темы являлся и Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича. У него же, униженный и оскорбленный человек - «…существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп…».2 Другими словами человек, до которого никому нет дела. Он оскорблен и унижен государством и окружающими, но не имеет чувства собственного достоинства и живет мелочными интересами. Так же к образу никому ненужного «маленького» человека обратился и М.Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.