Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.Глазунова. Уральский филиал российской академии живописи, ваяния и зодчества ильи глазунова Пермская академия ваяния и зодчества


Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, основанный на родине С.П.Дягилева в Перми.

История возникновения и становления Уральского филиала весьма примечательна как пример созидательной деятельности в пору, как тогда казалось, безнадежного развала в стране – социального, экономического, а самое главное – духовного. Ныне работа филиала представляет немалый интерес культурной жизни в российской провинции.

Сегодня Уральский филиал Академии – это единственный на Урале полноценный академический вуз, влияющий на формирование художественной жизни во всем регионе. Об изначально заложенных принципах его деятельности говорят сказанные в свое время слова первого директора филиала, замечательного пермского архитектора С.И.Тарасова: «Идет битва за Россию, не за географическое пространство, а за пространство русской души».

В филиале над воспитанием молодых мастеров искусства трудится около сотни преподавателей, почти половина из которых – доктора и кандидаты наук, двенадцать имеют почетные звания. Среди них известные мастера изобразительного искусства не только в Прикамье, но и в стране: народный художник России А.П.Зырянов, заслуженные художники России Т.Е.Коваленко, С.Р.Ковалев, А.М.Овчинников, Л.И.Перевалов, А.Т.Амирханов, лауреат всероссийских конкурсов архитектурных проектов В.П.Щипалкин, многократный лауреат конкурсов по реставрации архитектуры Н.Б.Белов. Среди преподавателей и молодые выпускники филиала, талантливые живописцы, участники многих выставок Т.Т.Нечухина, А.А.Мургин и другие.

На пяти отделениях филиала – живописи, ваяния и зодчества, декоративно-прикладного искусства и дизайна архитектурной среды учатся около 200 студентов из Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Кирова, Ижевска, Глазова и других городов. Учебный процесс совмещается с весьма успешным участием преподавателей и студентов в выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях – от региональных до международных.

Коллектив филиала задействован во всех культурных программах города. Выпускники очень востребованы и спрос на них повышается с каждым днем. Трудятся они во всех регионах Урала, и не только на ниве изобразительного искусства. К примеру, Всеволод Аверкин стал главным художником краевого театра драмы. По этой стезе пошел и другой воспитанник, работающий в театре оперы и балета. Молодые художники оказывают влияние на формирование художественной сферы Прикамья. Скульптор Т.Конева и дизайнер М.Холкина стали победителями конкурса на разработку мемориального памятника известному пермскому балетмейстеру Е.Панфилову. Выпускник отделения скульптуры А.Игошев – автор реконструкции памятника Александру II в Юго-Камске. Студенты и преподаватели активно участвуют в сохранении памятников истории и культуры Пермского края. За последние десять лет были составлены проекты реставрации памятников архитектуры конца ХVIII – начала ХХ века, среди которых постройки, выполненные по проектам знаменитого пермского архитектора И.И.Свиязева: Дом Благородного собрания, церковь Всех Святых, дом Н.Н.Крылова и другие. Имена многих выпускников все чаще появляются в разных проектах общероссийского и международного уровня.

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА.
Создан по инициативе нар. художника СССР, ректора Акад. художеств, проф. И. С. Глазунова. Приказом Министерства культуры России открытие состоялось 15 ноября 1991 г.
Основная задача филиала – развитие традиций русской художественной школы, создание единого культурного пространства в образовательном процессе столицы и провинции. Образовательный процесс в филиале осуществляется под непосредственным руководством ректората Российской академии живописи, ваяния и зодчества (г. Москва, ул. Мясницкая, 21). Набор студентов производится на отделения: «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Декоративно-прикладное искусство». Особенностью филиала стало открытие отделения, выпускающего художников декоративно-прикладного искусства. Как правило, Академия художеств во все времена предполагала наличие основных специальностей, соответствующих старому определению высшего художественного учебного заведения как школы «трех знатнейших искусств» - живописи, скульптуры, архитектуры. Появление в филиале отделения декоративно-прикладного искусства – особенность региональной специфики, отражающей художественный интерес к богатейшей материальной культуре Урала. Как следствие специфики развития современной архитектуры и культуры в целом, в 2003 г. была открыта новая специальность «Дизайн архитектурной среды», включающая ландшафтную архитектуру, архитектуру малых форм, интерьеры и оборудование зданий.
До 2002 г. набор студентов на все специальности составлял 20 человек. В настоящее время (данные 2006 г.) ежегодный набор увеличился до 31 студента, количество студентов на всех отделениях – 174, из них на бюджетной основе – 143. Курс обучения – шесть лет на всех специальностях.
В филиале работает 94 преподавателя, почти половина – д-ра и канд. наук. 91 из них имеет высшее профессиональное образование. В филиале работают известные в Прикамье художники: нар. художник России А. П. Зырянов, засл. художники России Т. Е. Коваленко, С. Р. Ковалев, А. В. Овчинников, Л. И. Перевалов, засл. работники культуры В. А. Велитарский, О. М. Власова, Н. В. Казаринова, Н. В. Скоморовская, Г. П. Хоменко, лауреат Государственной премии Совета министров СССР, архитектор Н. Н. Кукин, многократный лауреат конкурсов по реставрации архитектуры Н. Б. Белов, лауреат Всероссийских смотров-конкурсов архитектурных проектов В. П. Щипалкин, молодые преподаватели, ставшие лауреатами областной премии им. И. С. Борисова живописцы Т. Т. Нечеухина и А. А. Мургин, выпускники филиала.
Образовательная деятельность осуществляется на основе государственных образовательных стандартов. Существенной частью учебного процесса является творческая работа преподавателей и студентов филиала: участие в региональных, краевых, городских художественных выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях. Студенты филиала принимают участие в Международных смотрах-конкурсах дипломных проектов «Архитектура и дизайн», в фестивале творческих работ за рубежом «Молодая российская культура в Италии», «Дни Перми в Луисвилле». Преподаватели филиала совместно со своими воспитанниками вносят большой вклад в развитие художественной культуры Прикамья и отечественной культуры в целом персональными выставками и архитектурными проектами. В Перми ежегодно проводятся отчетные выставки дипломных работ студентов, раскрывающие перспективные направления деятельности молодой творческой интеллигенции Прикамья.

Лит.: Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Уральский филиал. 1992-2000: информ. каталог. Пермь: Лазурь, 2000. 126 с.;
С. Т. [Тарасов С. И.] Уральский филиал Российской Академии живописи, ваяния и зодчества // Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья: крат. энцикл. словарь. Пермь: Книжный мир, 2003. С. 132-133.

Полное описание

Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – высшее учебное заведение, призванное повысить образовательный уровень молодого поколения русских художников. Данный вуз придерживается традиций русской реалистической школы, которые, в свою очередь, вытекают из русского академизма. Животворность русской академической школы доказывают события современной художественной жизни Перми. Выпускники Академии лучше всего видны на пермских выставках последнего десятилетия; они пополняют ряды местного отделения Союза художников России, многие из них выходят в культурное пространство «столиц»…
Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова возник более 20 лет назад. Этот уникальный художественный вуз под руководством знаменитого Ильи Глазунова проводит вполне последовательную образовательную политику. Смысл этой политики состоит в приобщении молодых талантов к русскому реалистическому искусству, в воспитании патриотизма без излишнего пафоса – как естественной любви к родному отечеству, его природе и людям, к его творческому наследию. С 2014 года директором филиала является профессиональный художник-живописец, доцент Алексей Анатольевич Мургин.
В вузе имеется несколько профильных кафедр, дифференцированных, в основном, по видам искусства.
Кафедра живописи и композиции существует с начала образования Уральского филиала. Ее возглавляет представитель первого выпуска Академии – Татьяна Тимофеевна Нечеухина. В преподавательском коллективе – заслуженный художник России Л.И. Перевалов, заслуженный работник культуры РФ О.М. Власова, художники М.В. Каёткин, М.В. Нурулин, К.В. Суслов. Набор на отделение живописи небольшой, но тщательный, поскольку это искусство требует от профессионала, помимо богатой творческой одаренности в целом, особого колористического чутья, которое дается далеко не каждому человеку.
В основе отбора кадров и дальнейшей их профессионализации лежит стройная академическая программа, предусматривающая логическую последовательность и твердость в овладении ремеслом. Благодаря многолетним академическим штудиям художник постигает мастерство композиции, построения формы и колорита. Не случайно произведения выпускников Академии отличаются продуманностью и отточенностью приемов, что само по себе говорит о большой профессиональной культуре и своеобразном развитии молодых дарований.
Будущие художники непременно работают на пленэре, выезжая в самые яркие и живописные уголки Пермского края. Уральская природа необычайно красива. Суровая, могучая, великолепная, она дает неисчерпаемый материал для формирования живописца, для поисков его творческого «я». Замечательный российский писатель Виктор Астафьев, живя в Перми, мечтал о том времени, когда «сыщутся молодые талантливые художники и воздадут должное красоте Седого Урала». В новом веке это становится достижимым.
Немаловажную роль в становлении живописца играет знакомство с мировым художественным наследием, как в теоретическом, так и в практическом плане – например, при копировании произведений известных русских художников из собрания Пермской художественной галереи.
Молодые художники обучаются всем жанрам живописи, но, по академической традиции, во главе их интересов стоит возрождение исторической картины, призванной отразить и славное прошлое русской истории, и драматичность современных событий, слагающихся в историческую канву.
Дипломные работы выпускников охватывают широкий спектр исторических тем. Здесь сказы Урала и народные праздники, Святой Стефан Пермский и покоритель Сибири Ермак, заводчики Демидовы и солепромышленники Строгановы. Из глубины веков смотрят на нас Ярослав Мудрый, строящий Софийский собор и Петр I, усмиряющий Балтику. Молодых художников увлекает меценатство Екатерины II и приезд Александра I в Пермь. Одна из самых популярных – тема крестного хода. Дипломники создают не столько картину русского религиозного шествия, сколько образ духовного возрождения народа. Их работы имеют явно оптимистическое, жизнеутверждающее значение.
Круг прикосновений к истории широк и многообразен, но это всегда – история Руси и России, история Пермского края как восточного форпоста древнерусского государства. Все это говорит о духовной сосредоточенности молодых творцов, их глубокой тяге к родной истории и ее выдающимся созидателям.
Постепенно набирает вес бытовой жанр, ориентированный на современные темы. В жанровых работах часто отражены разнообразные обычаи и обряды. Некоторым произведениям присуще фольклорное, даже магическое начало – здесь можно отметить картины Татьяны Тимофеевны Нечеухиной, которая ныне заведует кафедрой живописи и композиции, отдающей свои силы и опыт подрастающим живописцам.
Большое число работ посвящено крупнейшему деятелю русской культуры С.П. Дягилеву и его балетным спектаклям. Интересно решены композиции А.А. Мургина, М.В. Нурулина, В.В. Коваленко. Дипломная работа Юлии Костенковой «Репетиция» посвящена современному балету Перми.
Замечательно живо и убедительно решены современные жанровые сцены у таких молодых живописцев, как А. Усатов, К. Головенко, Т. Денисенко, Е. Наймушина, Д. Пермяков. Остро и динамично они выстраивают свои композиции, грамотно решают колористические задачи, уверенно моделируют предметные формы. Много жанровых сцен посвящено художественной жизни Прикамья.
Кафедра академического рисунка, акварельной и декоративной живописи, работающая под руководством выпускника Академии Алексея Анатольевича Мургина, – одна из самых «молодых» в филиале: она образована в 1997 году. И образование ее далеко не случайно – ведь рисунок лежит в основе каждого вида изобразительного искусства. В преподавательском составе – заслуженный художник России А.Т. Амирханов, В.А. Остапенко, В.В. Ракишева, Е.Л. Мургина-Загарских и другие преподаватели.
Рисунок преподается студентам всех отделений с 1-го по 5-й курс. Обучение ведется по академической программе, предусматривающей поэтапное овладение мастерством рисовальщика – от срисовывания гипсов до создания композиционных портретов и эскизов к исторической картине. На этой кафедре молодые художники приобретают глубокое знание анатомии (есть специальный предмет – «анатомический рисунок»). Большую образовательную роль играет работа с натурой: «живую голову» художники рисуют уже со второго семестра, да и дальнейшие натурные штудии обязательны. В принципе, молодые художники рисуют все, пытаясь добиться максимальной свободы во владении карандашом, углем, сангиной. Преподаватели всегда добиваются осмысленного, продуманного рисунка, а не механического копирования каких-то реальных объектов.
Выпускники всех отделений, согласно сложившимся академическим традициям, просто обязаны владеть, а еще лучше – блистать своим правильным и точным рисунком. Но на каждом отделении складывается своя специфика рисования: у живописцев преобладает тонально-пространственный рисунок, у скульпторов и прикладников – декоративно-пластический, у архитекторов и дизайнеров – структурно-линейный. Во всяком случае, лучшие выпускники Академии достигают высокого уровня рисовального мастерства, в чем и состоит главная заслуга преподавателей кафедры академического рисунка, акварельной и декоративной живописи.
Кафедра скульптуры – одна из самых серьезных «выпускающих» кафедр. С 2003 года кафедру возглавляет доцент Иван Иванович Сторожев, собравший сильный преподавательский коллектив. Преподаватели кафедры Р.М. Гусейнов, А.А. Матвеев, Е.А. Симанова, наряду с поисками в области монументальной скульптуры, создают станковые работы, с которыми участвуют в краевых, всероссийских, международных выставках, а также принимают участие в симпозиумах, фестивалях и конкурсах по скульптуре из камня, дерева, металла, снега и льда. Кафедра разрабатывает новые программы, пишет разнообразные методические пособия, помогает дипломникам выстраивать сложные, социально значимые проекты.
Кафедра декоративно-прикладного искусства, которую возглавляет Валерий Иванович Минеев, – одна из самых популярных. Программы этой кафедры весьма широки и в большой степени обусловлены местным наследием. Эти программы не только дают студентам представление об основных этапах и общих закономерностях эволюции декоративно-прикладного искусства, но и приобщают к истории именно прикамского творчества, от пермского звериного стиля до современных работ в камне, дереве и металле. Связь утилитарной и эстетической функций, диалектика содержания и формы в произведениях декоративно-прикладного искусства осмысляется очень глубоко, всесторонне, на живых и конкретных примерах.
В преподавательском составе – заслуженный художник России Р.Б. Исмагилов, Е.А. Зобачева, Р.Р. Исмагилов, Л.П. Перевалова, Е.А. Маврина, Ю.А. Шикин и др.
Кафедра дизайна архитектурной среды, тесно связанная с кафедрой декоративно-прикладного искусства, – одна из новейших. Ее возглавляет кандидат архитектуры Андрей Андреевич Жуковский, авторитетный дизайнер и талантливый преподаватель этого сложного искусства, которое тесно связано с техническим прогрессом. Обладая сложной природой, дизайн требует соответствующей подготовки будущих мастеров. Кафедра учитывает эти условия, предоставляя студентам широкий круг художественных и технических дисциплин, создавая возможности для взаимодействия кафедр в создании отдельных дипломных проектов. Наиболее тесным следует признать взаимодействие дизайна с архитектурой.
В преподавательском составе – почетные архитекторы России А.А. Метелев и М.А. Попова, И.В. Тюнина, Т.Б. Соловьева и др.
Кафедра архитектуры, напротив, – одна из старейших. Она была основана двадцать лет назад, на протяжении которых ее возглавляли Александр Сергеевич Терехин, Сергей Иванович Тарасов. С 2003 года кафедру возглавляет – доцент, почетный архитектор России Виктор Петрович Щипалкин, собравший сильный преподавательский коллектив – архитекторы Е.И. Остаркова, Т.В. Щипалкина, В.Ю. Шуванов и др. Одна из главных заслуг кафедры – воспитание «средового мышления» будущих архитекторов.
Как представляется по конкретным работам, молодые архитекторы мыслят широко и пространственно. Они относятся к формированию городской среды как к созданию некоего пластического и органического единства. Они воспринимают архитектуру как живое тело в пространстве. И это всегда индивидуальное представление. Отсюда – стремление к необычным, уникальным решениям, к выработке индивидуального почерка, тяга к персональным проектам, которые позволяют выразить «свое» знание об архитектуре.
Подготовка архитекторов включает довольно широкую практику. Учебная программа предусматривает и преемственность в преподавании, и логическую последовательность архитектурного проектирования. Проекты храмов, часовен, парковых павильонов, общественных и жилых домов демонстрируют многостильность и многообразие художественных решений. В ряде проектов возникает особая драматургия среды, которую задают прихотливые «арабески» кварталов, продуманные светотеневые эффекты, выразительное решение колорита.
Город часто представляется будущим архитекторам как ландшафтный комплекс – кусты, лужайки, деревья, зеленые куртины среди каменных масс. Наверное, города-сада из Перми уже не получится, но сохранить в нем человеческое соотношение величин, наверное, – первоочередная задача будущих архитекторов. Ими должна быть переосмыслена вся среда обитания, в результате чего город станет глобальным архитектурным проектом, в котором главенствует художественный образ, создается синтез высшего порядка. Среда строится как организм, приобретающий свойства полифонической музыки. «Средовое» мышление помогает найти композиционную связь архитектуры с ландшафтом, в первую очередь, с водными просторами Камы – основы для создания и образа, и пластики, и структуры…
Объединяющим моментом в деятельности всех подразделений Академии можно считать отношение к учебному процессу, к созданию будущего художника. Воспитать свое отношение к природе, к человеку, к миру вообще – одна из важных задач коллектива преподавателей Академии, которые считают, что главная опора будущих творцов – реализм, магистральное течение русского искусства на протяжении многих столетий.

О ВУЗе

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА.
Создан по инициативе нар. художника СССР, ректора Акад. художеств, проф. И. С. Глазунова. Приказом Министерства культуры России открытие состоялось 15 ноября 1991 г.
Основная задача филиала – развитие традиций русской художественной школы, создание единого культурного пространства в образовательном процессе столицы и провинции. Образовательный процесс в филиале осуществляется под непосредственным руководством ректората Российской академии живописи, ваяния и зодчества (г. Москва, ул. Мясницкая, 21). Набор студентов производится на отделения: «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Декоративно-прикладное искусство». Особенностью филиала стало открытие отделения, выпускающего художников декоративно-прикладного искусства. Как правило, Академия художеств во все времена предполагала наличие основных специальностей, соответствующих старому определению высшего художественного учебного заведения как школы «трех знатнейших искусств» - живописи, скульптуры, архитектуры. Появление в филиале отделения декоративно-прикладного искусства – особенность региональной специфики, отражающей художественный интерес к богатейшей материальной культуре Урала. Как следствие специфики развития современной архитектуры и культуры в целом, в 2003 г. была открыта новая специальность «Дизайн архитектурной среды», включающая ландшафтную архитектуру, архитектуру малых форм, интерьеры и оборудование зданий.
До 2002 г. набор студентов на все специальности составлял 20 человек. В настоящее время (данные 2006 г.) ежегодный набор увеличился до 31 студента, количество студентов на всех отделениях – 174, из них на бюджетной основе – 143. Курс обучения – шесть лет на всех специальностях.
В филиале работает 94 преподавателя, почти половина – д-ра и канд. наук. 91 из них имеет высшее профессиональное образование. В филиале работают известные в Прикамье художники: нар. художник России А. П. Зырянов, засл. художники России Т. Е. Коваленко, С. Р. Ковалев, А. В. Овчинников, Л. И. Перевалов, засл. работники культуры В. А. Велитарский, О. М. Власова, Н. В. Казаринова, Н. В. Скоморовская, Г. П. Хоменко, лауреат Государственной премии Совета министров СССР, архитектор Н. Н. Кукин, многократный лауреат конкурсов по реставрации архитектуры Н. Б. Белов, лауреат Всероссийских смотров-конкурсов архитектурных проектов В. П. Щипалкин, молодые преподаватели, ставшие лауреатами областной премии им. И. С. Борисова живописцы Т. Т. Нечеухина и А. А. Мургин, выпускники филиала.
Образовательная деятельность осуществляется на основе государственных образовательных стандартов. Существенной частью учебного процесса является творческая работа преподавателей и студентов филиала: участие в региональных, краевых, городских художественных выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях. Студенты филиала принимают участие в Международных смотрах-конкурсах дипломных проектов «Архитектура и дизайн», в фестивале творческих работ за рубежом «Молодая российская культура в Италии», «Дни Перми в Луисвилле». Преподаватели филиала совместно со своими воспитанниками вносят большой вклад в развитие художественной культуры Прикамья и отечественной культуры в целом персональными выставками и архитектурными проектами. В Перми ежегодно проводятся отчетные выставки дипломных работ студентов, раскрывающие перспективные направления деятельности молодой творческой интеллигенции Прикамья.