В чем трагедия евгения онегина кратко. Сочинение Пушкин А.С


В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».

«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Евгений Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегина, как и многих дворян, не удовлетворяла ни светская жизнь, ни жизнь помещика, ни карьера чиновника, Разочарованность - основная черта главного героя Пушкина, оказавшегося неспособным найти свой путь. Честность и благородство Онегина, как и многих других молодых дворян, не позволяли им идти по проторенной дороге высшего света, а привычки, унаследованные от прошлых лет, и отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. Отсюда - хандра, тоска и ощущение бесцельности своего существования. Пушкин первый в русской литературе задумался о причинах этого явления. В романе "Евгений Онегин" он создал яркий и трагический образ молодого дворянина, так и не нашедшего своего назначения.

Воспитание Онегина было лишено национальных основ. Французские гувернеры учили его "всему шутя". Евгений, "забав и роскоши дитя", получил поверхностные, неглубокие знания. Но как мало надо было уметь и знать, чтобы считаться светским человеком:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Cвem решил,

Что он умен и очень мил.

Не обладая солидным образованием, Онегин имел критический ум, который помог ему постичь никчемность и пустоту светского общества. Он чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных:

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Хорошие задатки Онегина были задавлены той средой, в которой он жил. Скука Евгения, его хандра, апатия есть своеобразный протест главного героя против образа жизни светского общества. Вот они - истоки той трагедии, которую начинает испытывать Онегин, отдаляясь от жизни света. Евгений предпринимает попытки что-то изменить в своем образе жизни, стремится к чему-то полезному:

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен…

Здесь очень четко прослеживается мысль Пушкина о том, что только в труде человек может проявить свои творческие способности. Отсутствие полезной деятельности опять подводит нас к ответу на вопрос, почему Евгений не был счастлив:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Онегин не отдался полезной деятельности, так как находился в обществе таких людей, которые отрицали ее необходимость. Облегчение участи крепостных крестьян, проведенное Онегиным, много значило для них, но для самого Евгения не казалось важным и великим делом.

Трагедия Онегина состоит в том, что, превосходя окружающих людей в честности, порядочности, благородстве, он не способен им противостоять. Онегин хочет действовать, но не знает как. "Видеть вокруг себя веселье, печаль, смех, слезы и осознавать себя чуждым жизни. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, устать, ничего не сделав... ", - писал В. Г. Белинский.

Сложность и противоречивость характера Онегина проявляются в сцене дуэли его с Ленским. Куда подевались его порядочность, благородство? Боязнь общественного мнения одерживает верх над благородным умом Онегина. Соблюдая негласный кодекс дворянской чести, установленный светским обществом, Евгений убивает Ленского. Опять главный герой романа сталкивается с трагедией, глубоко и искренне раскаиваясь в содеянном:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце...

Не откликнулся Онегин на живое, искреннее чувство Татьяны. Не разглядел он в начале их отношений своего счастья, так как не верил в любовь и не захотел променять "свою постылую свободу". А когда понял свою ошибку, было уже поздно. Люди с чуткой душой, много думающие, обречены на страдания. Они, как Онегин, вынуждены томиться "в бездействии пустом". Но Пушкин осуждает не столько своего главного героя, сколько светскую среду, сформировавшую характер Онегина, который был обречен на бездействие, не был способен ни на самоотверженную любовь, ни на настоящую дружбу.

Онегин, по справедливому замечанию Белинского, - "лишний человек", "страдающий эгоист", "эгоист поневоле". Он стал чужим для людей своего круга, но вынужден был жить в этом обществе, так и не найдя применения своим способностям. Но также главный геой романа не нашел пути и к народу, нужды и чаяния которого были так далеки от него и ему не понятны, Вот поэтому и получился у Пушкина трагический герой. "Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца!" (В. Г. Белинский

Первая четверть XIX века... Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из,них стали декабристами.. Среди них прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие - молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и не задаваясь “проклятыми вопросами”. Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не-позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате - хандра, тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В “Евгении Онегине” он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашед-.шего своего пути.
Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который “учил его всему шутя”, “не докучал моралью строгой”. Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, “легко мазурку танцевал” и “кланялся непринужденно”, в разговоре мог “коснуться до всего слегка”, “бранил Гомера. Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом”. Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.
В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно. Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет “без цели, без трудов”. Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться “славы, денег и чинов” - все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его “опаснейшим чудаком”, как и грибоедовского Чацкого - фамусовское общество. Их страшит, что “задумал наш Евгений порядок новый учинить”: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения с соседями. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как “дико светская вражда боится ложного стыда”, сплетен Зарецких. И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны.
По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они “никогда не становятся на сторону правительства”, но и не могут “стать на сторону народа”. В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты “лишнего человека”, которые потом найдут свое и развитие, и новое освящение в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова и других писателей.

Первая четверть XIX века... Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из,них стали декабристами.. Среди них прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие - молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и не задаваясь “проклятыми вопросами”. Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не-позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате - хандра, тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В “Евгении Онегине” он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашед-.шего своего пути.

Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который “учил его всему шутя”, “не докучал моралью строгой”. Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, “легко мазурку танцевал” и “кланялся непринужденно”, в разговоре мог “коснуться до всего слегка”, “бранил Гомера. Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом”. Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.

В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно. Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет “без цели, без трудов”. Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться “славы, денег и чинов” - все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его “опаснейшим чудаком”, как и грибоедовского Чацкого - фамусовское общество. Их страшит, что “задумал наш Евгений порядок новый учинить”: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения с соседями. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как “дико светская вражда боится ложного стыда”, сплетен Зарецких. И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны.

По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они “никогда не становятся на сторону правительства”, но и не могут “стать на сторону народа”. В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты “лишнего человека”, которые потом найдут свое и развитие, и новое освящение в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова и других писателей.

В чем трагедия Евгения Онегина

Первая четверть 19 века… Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из них стали декабристами. Среди них – прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Но были и другие – молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и не задаваясь «проклятыми вопросами». Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь. Честность и ум не позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате – «хандра», тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни. Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В «Евгении Онегине» он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашедшего своего пути.

Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой». Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка», «бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.

В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно, Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет «без цели, без трудов». Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться «славы, денег и чинов,» - все это выделяет его из помещичье среды. Поэтому соседи-крепостники признают его «опаснейшим чудаком», как и грибоедовского Чацкого – фамусовское общество. Их страшит, что «задумал наш Евгений порядок новый учинить»: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает, как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, испугавшись «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких. И, наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не может откликнуться на живое, искренне чувство Татьяны.

По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они «никогда не становятся на сторону правительства», но и не могут «стать на сторону народа». В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты «лишнего человека», которые потом развернутся в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mslv.narod.ru