«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою. IV


План:

1) Печорин - герой переходного времени. («Печорин - представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов - яркая черта исторического периода».)

2) Трагизм судьбы и жизни Печорина.

3) Происхождение и общественное положение.

4) Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

а) незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;

б) жажда действий и постоянные поиски применения своих сил - отличительная особенность Печорина;

в) противоречивость его и разлад с самим собой;

г) нарастание эгоизма, индивидуализма, равнодушие в характере героя.

5) Печорин - один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов ХIХ века.

а) близость его людям 30-х годов и Лермонтову;

б) черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6) Причины гибели Печорина:

а) отсутствие общественных запросов и чувства родины;

б) воспитание и влияние света.

7) Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х годов.

Пояснения. Роман «Герой нашего времени» - первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Печорин, по утверждению автора, - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», т. е. Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.

Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению Белинского решались важные проблемы времени, почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».

II. Онегин и Печорин - «герои своего времени».

План:

1) Причины появления «лишних людей» в русской литературе первой половины ХIХ века.

2) Онегин и Печорин - «герои своего времени».

а) черты сходства:

Дворянское происхождение;

Светское образование и воспитание;

Праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;

Понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

б) различия между ними:

Глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;

Пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;

Безволие Онегина и сила воли Печорина;

Противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий охлажденный ум» Онегина.

3) Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» ХIХ века.



Пояснения. В сочинении на эту тему необходимо дать сравнительную характеристику Онегина и Печорина. Данная тема требует рассмотрения сначала общих, а затем индивидуальных черт характера героев. Объяснить, каким образом умные, образованные люди, понимающие жизнь и людей, превратились постепенно в «умных ненужностей», «страдающих эгоистов», обреченных на бессмысленное существование.

В работе следует исходить из оценки героев Белинским, но при этом помнить, что герои живут в разное время: первый в двадцатые годы, в период общественного подъема, вызванного войной 1812 года и движением декабристов, а второй - в тридцатые годы, в период разгрома декабристов, жесткой правительственной реакции. Это и наложило отпечаток на личность Печорина, который в отличие от Онегина, переживает большую трагедию бесполезности, безысходности жизни.

Следует доказать, что Печорин интереснее, глубже, что он нас, читателей, привлекает и отталкивает.

III «Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

План:

1) Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.

2) Лермонтов - патриот своего Отечества.

3) Рабски покорная Россия ненавистна поэту:

а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»);

б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).

4) Что Лермонтов противопоставляет современности:

а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);

б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

5) Изображение поколения 30-х годов ХIХ века («Дума»).



6) «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).

7) Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).

8) Поэзия Лермонтова - новое звено в цепи исторического развития общества.

Пояснения. Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».

Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...

Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.

Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.

Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов ХIХ века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.

IV. Темы на выбор:

Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова.

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.

Проблема личности и ее отражение в лирике М. Ю. Лермонтова.

Трагедия одиночества (по произведениям М. Ю. Лермонтова).

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ человеческой души как основа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою»

В романе «Герой нашего времени» проявился рас­цвет художественного мастерства и идейного богатст­ва творчества М. Ю. Лермонтова. Образ Печорина - реалистическое воплощение проблем личности и об­щества, остро стоявших в последекабристской России.

В истории жизни Григория Александровича Печо­рина отразилась судьба целого поколения молодых образованных людей тридцатых годов девятнадцато­го века. Сам автор отмечает, что это «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из поро­ков всего нашего поколения, в полном их развитии».

М. Ю. Лермонтов, создавая образ своего героя, пы­тался разобраться в том, почему одаренные, мысля­щие люди не могут найти своего места в жизни, поче­му они растрачивают жизнь по пустякам и, наконец, почему они так одиноки?

На примере судьбы Печорина автор раскрывает суть и причины трагедии таких людей, ставя своего героя в различные жизненные обстоятельства. Суще­ствует множество способов, помогающих раскрыть литературный образ. Лермонтов прибегает к форме дневниковых записей - герой искренне рассказыва­ет о себе, заглядывая в самые потаенные уголки своей души. В предисловии к журналу Печорина М. Ю. Лер­монтов отмечает, что «история души человеческой» «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».

Последовательность повестей не соответствует хро­нологии развития событий романа, но это преднамеренно сделано автором, так как каждая из них служит ступенью в постепенном раскрытии образа главного героя. Автору важно показать героя с разных точек зрения, в новой для него общественной среде, с людь­ми, занимающими различное положение в обществе.

В первой главе романа, «Бэла», мы видим Печори­на глазами Максима Максимыча, старого офицера, прослужившего большую часть своей жизни на Кав­казе, человека доброго и открытого, являющегося, по мнению В. Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Максим Максимыч считает Печори­на своим другом, хотя не в состоянии понять до конца сложный характер главного героя. Он признает его незаурядность, железную волю, необычную способ­ность подчинять всех своей воле, но для старика штабс-капитана его сослуживец так и остался челове­ком «странным». И, действительно, послушав Макси­ма Максимыча, мы и сами начинаем считать Печори­на весьма интересным и загадочным. Так что же он из себя представляет?

Умный, образованный человек, наделенный талан­том, в его душе таятся «силы необъятные». Дворянин по происхождению, получивший достойное воспита­ние, он, едва выйдя из-под опеки родных, пускается в погоню за удовольствиями. Попав в свет, заводит бес­численные романы с красавицами, но вскоре разоча­ровывается во всем этом, и им овладевает скука. Пы­таясь справиться с ней, начинает заниматься наукой, читать книги, но бесполезно, и это тоже ему надоедает. И вот в надежде, что «скука не живет под чечен­скими пулями », он отправляется на Кавказ.

В повести «Бэла» проявляется безграничное равно­душие героя ко всему на свете кроме себя. Ради удов­летворения собственной прихоти он готов сломать чу­жую жизнь. Так, неудачей заканчивается попытка нашего героя обрести простое счастье в любви горян­ки Бэлы. Он откровенно признается Максиму Максимычу: «любовь дикарки немногим лучше любви знат­ной барыни; невежество и простосердечие одной так­же надоедают, как и кокетство другой...».

После гибели Бэлы Максим Максимыч замечает: «... его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя». Правда, затем он вскользь говорит:» Печорин был долго нездо­ров, исхудал...». Из этих слов мы можем сделать вы­вод о том, что Печорин в душе страдает из-за этой смерти.

Наш герой приносит людям одни страдания. Поче­му же это происходит? Печорин - яркое порождение своего времени и общества. Он слишком отличается от «детей природы», чужд и непонятен их среде. Он вторгается в жизнь горцев как губительное начало. Его не может удовлетворить любовь дикарки Бэлы. Но разве он виноват в этом? С одной стороны, он, ко­нечно, виноват в том, что разрушил тихую жизнь Бэлы, но, с другой стороны, разве можно винить его в том, что он «не может ее больше любить? Печорин на­ходится в постоянном поиске средств для преодоле­ния своей скуки и пустоты существования. И затея с похищением Бэлы совершается им, по большому сче­ту, не из-за любви к этой девушки, а из-за непреодоли­мого стремления к приключениям, из-за неожиданно блеснувшей надежды на возвращение утраченного интереса к жизни.

Но какие бы причины не побуждали нашего героя к тем или иным действиям, он все же не вправе распоря­жаться чужою жизнью, превращать человека в лекар­ство от скуки, которое он перестает «принимать», как только оно перестает действовать.

Во второй повести романа, «Максиме Максимыче», главного героя мы застаем на пути в Персию. По­вествование о нем ведет странствующий офицер, че­ловек, судя по всему, образованный и занимающий в обществе то же положение, что и Печорин. Он рисует нам довольно подробно портрет Григория Александ­ровича, попутно делая некоторые психологические замечания. Характер получается настолько образ­ным, что мы живо представляем себе человека, совер­шенно опустошенного и много пережившего.

Особое внимание автор уделяет глазам Печорина: «...они не смеялись, когда он смеялся!.. Из-за полу­опущенных ресниц они сияли каким-то фосфориче­ским блеском,.. то был блеск, подобный блеску глад­кой стали, ослепительный, но холодный... Это при­знак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

В характеристике героя, просматривающейся сквозь его портрет, можно заметить три особенности: во-первых, во внешности Печорина отражаются чер­ты личности необычной, сильной, возвышающейся над окружающими. Во-вторых, бросается в глаза, что это человек «странный», непонятный, так как он весь состоит из противоречий. И, в-третьих, автор находит в его портрете некую «нервическую слабость». «Это глубокий след от сознания бессмыслицы и пустоты су­ществования... это горький итог неутомимых и бес­плодных ответов поисков деятельности»,- отмечает критик Е. Михайлова.

Печорин настолько замкнут в себе, постоянно ана­лизирует свои чувства и поступки, что уже теряет способность проникнуться переживаниями и тревогами другого человека. Это хорошо видно из последней его встречи с Максимом Максимычем. Он обижает добро­душного старика своим невниманием и равнодушием, что в конечном итоге приводит к подрыву веры этого пожилого человека в молодое поколение.

Итак, в первых двух повестях романа мы узнавали о Печорине по рассказам других людей. Следующие три повести - журнал-дневник Григория Александ­ровича, «следствие наблюдений ума зрелого над са­мим собою...».

Повесть «Тамань» является романтическим при­ключением нашего героя. В ней рассказывается исто­рия, приключившаяся с Печориным по пути на Кав­каз. Она помогает нам увидеть еще одно из качеств, свойственное этому человеку, - любопытство, кото­рое, в свою очередь, приводит его к смертельной опас­ности. Печорин притягивает к себе события, движет их исключительной силой воли. Его влечет к опасно­стям, к тревожным переживаниям, к рискованным поступкам, и все это делается лишь с одной единст­венной целью - заполнить хоть на время образовав­шуюся в душе пустоту.

Повесть «Княжна Мери» позволяет получить нам ответы на большинство вопросов, связанных с лично­стью Печорина Григория Александровича. Сюжет ос­нован на дневниковых записях, которые делаются почти ежедневно. Наш герой не только описывает сами события, но еще и выражает свое отношение к ним, свои мнения и чувства, тщательнейшим образом исследует свою душу, анализирует поступки людей, с которыми сталкивает его жизнь.

До событий, описываемых в «Княжне Мери», мы ни разу не встречали Печорина в гуще людей. А здесь он постоянно с кем-то встречается, и может показаться, что с некоторыми он находится в приятельских, даже дружеских отношениях.

На водах наш герой встречается с юнкером Грушницким, молодым человеком, который хочет казать­ся старше и мудрее своего возраста, а на самом деле не познавшим еще никаких чувств и страданий. Он на­сквозь фальшив, его цель - «сделаться героем рома­на», производить эффектное впечатление. И не умея поражать окружающих его людей настоящей ярко­стью своей личности, подлинной исключительно­стью, он старается подделаться под такую личность.

Печорин не выносит неискренности, поэтому он сра­зу начинает испытывать к Грушницкому неприязнь, вот как он отзывается о нем: «...он из тех людей, кото­рые на все случаи жизни имеют готовые пышные фра­зы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвы­шенные страсти и исключительные страдания. Произ­водить эффект - их наслаждение... Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых друже­ских отношениях... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой доро­ге, и одному из нас несдобровать». Так и вышло. Раз­драженный фальшью Грушницкого, Печорин дерзко вмешивается в судьбу юнкера, влюбляя в себя Мери. Но справедливости ради надо заметить, что к этому по­ступку в большей степени его толкает все та же скука. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он сам себя и отвечает: «...есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».

Печорин не устает подчинять своей воле все окру­жающее, «не имея на то никакого положительного права». Таким образом, он пытается насытить свою гордость, чтобы наконец-то почувствовать себя счаст­ливым. Ведь, по его определению, счастье и есть не что иное, как «насыщенная гордость». Но вот в чем трагедия нашего героя: вместо счастья - утомление и скука. Судьба словно смеется над ним - каждый его шаг является доказательством того, что всю полноту жизни нельзя постичь без настоящей полноты чувств, когда общение человека с миром идет лишь в одном направлении: только к тебе, но не от тебя.

«Душа Печорина не каменистая почва, но засо­хшая от зноя пламенной жизни земля...»,- так пи­шет о нашем герое В. Г. Белинский. Душа его на са­мом деле страстно ищет истинной влюбленности, и с радостным удивлением он чувствует, что при возмож­ности навсегда потерять Веру, она вдруг становится для него дороже всего на свете. Читатель понимает, что ее-то Печорин любит, однако любит опять же только для себя, причиняя ей только мучения.

В «Княжне Мери» показана истинная трагедия Григория Печорина. Всю свою жизнь, свой талант, ог­ромную энергию он тратит на пустяки, не найдя себе более достойного применения. Это ли не трагично?

В последней повести, «Фаталист», герой пытается ответить на главный вопрос: предопределено ли на­значение человека чьей-то волей свыше? Печорин считает только себя истинным творцом своей судьбы. Он отвергает священную веру предков в высший ра­зум, и вот опять возникает трагедия - ему нечего по­ставить взамен утраченным идеалам.

«"Герой нашего времени" - это грустная дума о нашем времени...»,- напишет В. Г. Белинский. Су­дить о человеке необходимо, учитывая обстоятельст­ва его жизни, историческую эпоху, в которой он жи­вет. Время, отраженное в романе, было одним из наи­более драматических периодов русской истории. После поражения декабристов на Сенатской площади в сознании людей произошел перелом: многие разоча­ровались в былых ценностях и идеалах, что породило тотальное разочарование и апатию. Таким является и Печорин, в идеях которого, по словам В. Г. Белинско­го, много ложного, но все это «выкупается его богатою натурою ».

Печорин остается для нас неразгаданным челове­ком от начала и до конца романа. Но этот недостаток, по мнению В. Г. Белинского, есть в то же время и дос­тоинство великого произведения М. Ю. Лермонтова, ведь «таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведе­ниях...».

Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина "некаменистая пустыня"

Роман "Герой нашего времени" создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе.

Реалистически рисуя своего героя со всеми его противоречиями и "пороками", писатель в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил "теорию страстей" Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как "эгоист поневоле", "романтик поневоле".

В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести "Бэла", "Максим Максимыч"). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист"). Первой в "Журнале Печорина" является повесть "Тамань". Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить "эксперименты" над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.

Лермонтовский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести "Княжна Мери" автор представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение.

Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие "водяного общества" и высшего света, он видит, что жизнь здесь это или пошлая комедия, или дешёвая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин натура активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к "бурям и битвам" чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям все эти черты несомненны в Печорине.

И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина "некаменистая пустыня"). Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и "утратил навеки пыл благородных стремлений". "Силы необъятные" не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть "где-нибудь по дороге".

Рассказывая "историю души человеческой", Лермонтов с исключительной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Печорина”. Душа Печорина “некаменистая пустыня”. Многоликий Печорин. “Герой нашего времени” создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции.

Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе. Реалистически рисуя своего со всеми его противоречиями и “пороками”, в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил “теорию страстей” Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер.

Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как “эгоист поневоле”, “романтик поневоле”. В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести “Бэла”, “Максим Максимыч”). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”). Первой в “Журнале Печорина” является “Тамань”.

Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить “эксперименты” над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. Лермон-товский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести “Княжна Мери” представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение.

Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие “водяного общества” и высшего света, он видит, что жизнь здесь это или пошлая , или дешёвая , где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образован-ность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение , но Печорин натура активная, и он не может остановиться на этом.

В стремлении к “бурям и битвам” чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением.

Холодность, душевная опустошен-ность, эгоизм, равнодушие к людям все эти черты несомненны в Печорине. И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина “не_каменистая пустыня”).

Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и “утратил навеки пыл благородных стремлений”. “Силы необъятные” не находят настоящего применения, и человек мельчает.

Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и , потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность.

Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть “где-нибудь по дороге”. Рассказывая “историю души человеческой”, Лермонтов с исключи-тельной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, все права защищены 2001-2005 которая завершается бессмысленной смертью.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина - “некаменистая пустыня”. . Литературные сочинения!

Урок 49 «ЦЕЛАЯ МОЯ ЖИЗНЬ БЫЛА ТОЛЬКО ЦЕПЬ ГРУСТНЫХ И НЕУДАЧНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ СЕРДЦУ ИЛИ РАССУДКУ» (ОБРАЗ ПЕЧОРИНА)

29.03.2013 13252 0

Урок 49
«Целая моя жизнь была только цепь грустных
и неудачных противоречий сердцу или рассудку»
(Образ Печорина)

Цели : помочь учащимся осмыслить характер главного героя, понять драму незаурядной личности; выяснить, как сам герой оценивает свою жизнь и себя; определить отношение Лермонтова к своему герою.

Ход урока

Эпиграф к уроку :

Печально я гляжу на наше поколение.

М. Ю. Лермонтов

I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.

Примерный план к образу Печорина :

I. Печорин – центральный образ романа «Герой нашего времени». Многообразие средств его характеристики.

II. Трагизм судьбы и жизни Печорина.

1. История героя.

2. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

1) незаурядность в богатстве интересов, сложности духовного мира, критическом складе ума;

2) жажда действия и постоянные поиски применения своих сил как отличительная особенность Печорина;

3) противоречивость его и разлад с самим собой;

4) нарастание эгоизма, индивидуализма и равнодушия в характере героя.

3. Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов:

1) близость его лучшим людям 30-х годов и Лермонтову;

2) черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

III. Причины гибели Печорина:

1. Общественно-политическая обстановка в России 30-х годов.

2. Отсутствие общественных запросов и чувства родины.

3. Воспитание и влияние света.

IV. Сходство и отличие Онегина и Печорина.

V. Значение образа Печорина в общественно-литературной борьбе 30–40-х годов.

II. Выводы.

Ведущая тема «Героя нашего времени» – изображение социально-типичной личности дворянского сословия 30-х годов XIX в., то есть после поражения восстания декабристов. Главная мысль романа – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды.

Н. Г. Чернышевский верно заметил, что Лермонтов «представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки».

Николаевская действительность лишила Печорина высокой цели и мысли в жизни, герою скучно, он постоянно «ощущает свою ненужность». Жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет Белинский, – всегда он сам, его желания».

Характер и поведение Печорина отличаются крайней противоречивостью.

Но для какой цели он жил? «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные», – размышляет Печорин.

Лермонтов пишет и о положительных качествах своего героя. Он отмечает глубокий ум Печорина, огромную жажду жизни, деятельности, твердую волю, смелость, настойчивость в достижении цели, а главное – стремление к самопознанию. Не имея возможности реализовать себя, он направляет на самопознание все силы своей души, а свою энергию – на мелочные и недостойные дела и поступки. «…Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, …утратил навеки пыл благородных стремлений», – говорит герой.

В 30-е годы под «благородными стремлениями» передовые люди понимали служение родине и народу. Поэтому Печорин критикует себя, что, «презирая своих современников за мелочность их существования, и сам не служил высоким целям» (Н. И. Громов) .

III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

«Глубокое чувство действительности, – писал Белинский, – верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства» (В. Г. Белинский) .

Заключительный урок по образу Печорина можно провести в форме литературного суда над Печориным.

Кто же Печорин? Предоставим слово «следователю». По делу проходят «свидетели»: Максим Максимыч, Грушницкий, княжна Мэри, Вера, доктор Вернер, сам автор – Лермонтов.

Постоянный диалог подсудимого Печорина, судьи, следователя, адвоката, прокурора* .

Домашнее задание.

1. Конспект статьи Белинского «Герой нашего времени».

2. Подготовиться к сочинению, повторить вопросы из учебника в конце темы.