В каком году родился гейне писатель. Генрих Гейне — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация


Генрих Гейне (нем. Heinrich Heine, полное имя Христиан Иоганн Генрих Гейне, нем. Christian Johann Heinrich Heine, 13 декабря 1797, Дюссельдорф, Германия) - был одним из самых известных немецких поэтов и журналистов 19-го века. Гейне был поэтом-романтиком. Он сделал повседневный язык более поэтичным, придал фельетону художественную форму и дополнил немецкий язык редкими, неизвестными до этого, стилистическими легкостью и элегантностью. Этот талантливый журналист, публицист, сатирик и полемист поистине вызывает восхищение.

Если место рождения поэта не вызывает никаких сомнений, то точная дата его рождения не может быть однозначно установлена. Все записи, которые могли бы предоставить информацию, были утеряны на протяжении последних 200 лет. В соответствии с текущим состоянием исследований, считается, что Гейне родился 13 декабря 1797 года. Он был старшим из четырех детей торговца тканями Самсона Гейне и его жены Бетти, урожденной ван Гельдерн. Будущий поэт рос в значительной степени ассимилированным, под влиянием духа Гаскалы. Гейне был отправлен на учебу в лицей Дюссельдорфа, в котором пропагандировались идеи позднего Просвещения. Именно там, будучи школьником, Генрих написал свои первые стихи. В 1814 году он остался без аттестата об окончании лицея. Следуя семейной традиции, Гейне должен был вступить в ремесленное училище для освоения коммерческой профессии с целью продолжения дел своего отца. В 1815 и 1816 годах Гейне работал на банкира Риндскопфа во Франкфурте, а затем в банке своего богатого дяди, Соломона Гейне, в Гамбурге. Гейне не имел ни склонности, ни талантов к денежно-кредитной политике, и вскоре был отправлен на работу в магазин ткани, который через короткий промежуток времени обанкротился. После этого поэт решает поступать в университет. Сначала он учится в Бонне, затем Геттингене и Берлине. В 1819 году Гейне начинает изучать право. В зимнем семестре 1820 года, он отправился в Геттингенский университет, но уже в феврале 1821 года был вынужден покинуть его. Причиной тому стала дуэль. Конфликт между Гейне и его сокурсником возник предположительно из-за еврейского происхождения поэта. После этого Гейне отправился в Берлин. Там он учился три года (1821-1823). Вскоре он вступил в контакт с литературными кругами города, и регулярно посещал салон Рахель Левин и Карла Августа Фарнгагена фон Энзе. Позже, в июле 1825 в Геттингене, Гейне получил степень доктора юридических наук. В июне он был крещен в протестантской церкви и получил христианское имя Иоганн Генрих. С тех пор его звали Генрих Гейне.

Гейне пытался несколько раз устроиться на государственную службу, в том числе профессором в Мюнхене. Но так как все эти попытки не увенчались успехом, он решил работать внештатным автором. Впервые стихи Гейне были опубликованы в декабре 1821 г. в Берлине. В 1824 году появилась коллекция из тридцати трех стихотворений. В октябре 1827 был создан томик стихов «Книга песен», который стал основой славы Гейне. В своем дальнейшем творчестве Гейне начал использовать ироничный стиль, и его стихотворения приобрели политическое содержание. Из-за этого он подвергся политическим нападениям и в 1831 году был сослан в Париж. Париж стал окончательным местом изгнания Гейне, когда его работы были запрещены в Пруссии в 1833 и в 1835 годах. Здесь он встретился со многими интересными людьми той эпохи: с социалистом-утопистом Сен-Симоном, а также другими деятелями французской и немецкой культуры, такими как Гектор Берлиоз, Людвиг Борн, Фредерик Шопен, Жорж Санд, Александр Дюма и Александр фон Гумбольдт. Космополитический город вдохновил Гейне в последующие годы к написанию эссе, политических статей, воспоминаний, стихов и прозаических произведений. В 1841 году Гейне женился на Матильде, продавщице обуви, которую он знал с 1834 года.

В феврале 1848 года Гейне перенес расстройство, которое подорвало его здоровье. Но Гейне не потерял чувства юмора и страсти. Он продолжал писать. Великий поэт умер 17 февраля 1856 года и через три дня был похоронен на кладбище Монмартр, в Париже. В 1901 году его могила была украшена мраморным бюстом, выполненным датским скульптором.

Родился в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе, Самсона Гейне (1764-1828). Первоначальное воспитание Гейне получил в местном католическом лицее, где у него проявилась любовь к пышности католического богослужения, не покидавшая его всю жизнь. Во время войны с французами молодой Гейне в течение короткого времени был заражён патриотизмом, который быстро остыл после победы реакции над Наполеоном, когда с приходом пруссаков в Рейнской провинции воцарились опять старые феодально-бюрократические порядки, уничтожившие также и провозглашённое Наполеоном равноправие евреев с другими религиозными группами.

Эти политические события оставили яркий след в его духовном развитии и во всём его поэтическом творчестве. Рейнская провинция, где рос Гейне была самой передовой областью Германии в промышленном отношении.

Родители Гейне, мечтавшие видеть сына генералом наполеоновской армии, после поражения Наполеона мечтали о профессии купца для Гейне. Но молодой Гейне не подавал соответствующих надежд ни в местной торговой школе, ни во Франкфурте на Майне; и когда Гейне в июле 1816 г. отправился в Гамбург к дяде-миллионеру, Соломону Гейне, для изучения купеческого дела, он уже сознавал себя поэтом, далёким от торгашеской прозы.

Его стихотворения этого периода (поскольку их возможно выделить из позднейших «Junge Leiden» - «Юношеские страдания») и его письма, основным содержанием которых является его несчастная любовь к старшей дочери дяди-миллионера - Амалии, проникнуты мрачным настроением и реминисценциями «романтики ужаса»; в них выступают характерные для позднего романтизма мотивы любви-смерти, двойника, зловещих снов и т. п.

Учёба

Убедившись, что из Гейне купца не сделаешь, родственники дали ему возможность учиться в университете. С 1819 - он в Бонне, где слушает лекции Э. М. Арндта и Шлегеля; на развитие романтических склонностей Гейне значительное влияние оказал Шлегель: Гейне переводит стихи Байрона, пытается усвоить строгие формы романской строфики (сонет, венок сонетов, октава впервые на короткий период появляются в его поэзии), пишет статью о романтизме, отмежёвываясь однако резко от мистицизма.

В Бонне участвует в жизни студенческой организации - буршеншафт, проникнутой смутно либеральными и националистическими настроениями. Отражением этих настроений является формально ещё очень слабое «Deutschland» (Германия), начинающееся словами: «Sohn der Torheit» (Сын безумия).

В 1820 Гейне - в Геттингенском университете, в мещанском городе, где он знакомится с узко ограниченным миром тогдашнего филистерства. Здесь поэт почерпнул материал для своих «Путевых картин».

Большое влияние на развитие Гейне оказали годы его пребывания в Берлинском университете, где он слушал ещё лекции Гегеля.

Лучшие дня

В Берлине он охотно посещает литературные салоны, например, Рахили и К. А. Варнгагена фон Энзе и другие, где он впервые, хотя и очень поверхностно, знакомится с утопическим французским социализмом, и литературные кафе, где ему приходилось встречаться с эпигонами романтизма - с Э. Т. А. Гофманом (вскоре прикованным к постели смертельной болезнью), Граббе и другими.

Карьера

В Берлине же Гейне вступает в «Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden» (Еврейское общество культуры и науки), националистические настроения которого находят отголоски в его творчестве. В декабре 1821 вышел первый томик стихов Гейне, отражающий его поэтические «годы учения».

Большинство пьес этого сборника свидетельствует об отсутствии у поэта установившейся «своей» манеры. Но наравне с ними здесь помещены и такие перлы поэзии, как «Два гренадера» и «Валтасар»: первая вещь написана в ясном и простом тоне немецкой народной песни, вторая - оригинальное преломление байронического мотива. Из отдельных частей сборника наиболее интересны «Traumbilder» (Сновидения), использующие - частью иронически - тематику народной баллады и позднего романтизма.

«Gedichte» Гейне прошли мало замеченными; славу ему создаёт «Lyrisches Intermezzo» (Лирическое интермеццо) - сборник стихов, опубликованный вместе с трагедиями «Альманзор» и «Ратклифф» (1823).

В «Лирическом интермеццо» Гейне нашёл «свою» форму, которая изживается им лишь в «Neuer Frühling» (Новая весна, 1831). Напротив, обе его трагедии не представляют художественного интереса, хотя поэт пытался в них осветить представлявшиеся ему основными проблемы эпохи - проблему еврейства и христианства в романтических ямбах «Альманзора», проблему социального неравенства в «трагедии рока» «Ратклиффе». В эту эпоху еврейский вопрос особенно привлекает поэта; националистические настроения его не только находят выражение - порой очень острое - в лирических пьесах («An Edom», - «Эдому», «Brich aus in lauten Klagen» - «Разразись громкими сетованиями», «Almansor», «Donna Klara»), но и побуждают поэта приняться за исторический роман «Der Rabbi von Bacharach» (Бахарахский раввин), первая глава которого, написанная под заметным влиянием Вальтер Скотта, своим выдержанно простым стилем и спокойной манерой письма резко отличается от манеры других прозаических произведений Гейне.

Националистические искания Гейне получают типичное для еврейских ассимиляторских течений XVIII-XIX веков разрешение. В 1824 Гейне опять в Геттингене, где он заканчивает своё юридическое образование. Через год он - доктор прав и, чтобы получить «входной билет в европейскую культуру», переходит в христианство. Однако, из его намерений стать известным адвокатом ничего не вышло и он принимается опять писать и издаёт весной 1826 первый том своих «Путевых картин» (Reisebilder, II т. 1827, III т., 1830 и IV т., 1831), вызвавших сначала восторженный приём, а потом бурю негодования. В них Гейне высмеивает реакционные, узкие, традиционные и вообще все отрицательные черты немецкой общественной жизни. В них он намечает - наряду с резким осмеянием своих прежних националистических настроений - свой новый идеал свободной и гармонической индивидуальности. Старые романтические мотивы несчастной любви и воспоминания детства перебиваются апологией Наполеона, как воплощения Великой французской революции.

Наконец в последнем томе - в «Englische Fragmente» (Английские фрагменты) - Гейне овладевает формой политического фельетона. Не случайно, что Гейне излагал свои мысли в фрагментах и путевых очерках, что он облекал свои впечатления от путешествий по Гарцу, в Италию и т. д. именно в такие художественные формы.

Для него описание путешествия - предлог для беспощадной критики строя, удобная форма политической и литературной полемики. В «Reisebilder» создаётся прозаическая манера Гейне - лирическая гибкая проза, изобилующая словесными pointe и каламбурами, передающая тысячи оттенков и настроений и вместе с тем рисующая вещи реалистически.

Стиль Гейне в «Путевых картинах» - характерное художественное оформление стремлений нового бюргерства, которое к этому времени постепенно врастает в юнкерско-бюрократическую структуру Германии, разрушая во всех областях феодальной идеологии (философии, истории, богословия и т. п.) старые понятия, не исключая и художественной литературы (романтизм).

Стиль путевых впечатлений Гейне (ранний реализм), преодолевавший традиции романтизма, стал господствующим в 1830-х и 1840-х гг. («Молодая Германия»).

Но и в «Путевых картинах» Гейне, однако, далеко ещё не свободен от романтических настроений. Романтик он и в изданной в 1827 знаменитой «Книге песен» (Buch der Lieder), являющейся шедевром лирики в мировой литературе, переведённым на все культурные языки. В ней собрана лирика Гейне от юношеских «Gedichte» до стихов из «Путевых картин» включительно.

«Книга песен» является одним из высших достижений немецкой романтической поэзии и, в то же время, её отрицанием. В ней ограблены все сады романтизма, но надо всем - печать мировой скорби, рассеянной, но не побеждённой смехом Мефистофеля. Если в «Путевых картинах» в основном намечены новые вехи немецкого бюргерства конца 1820-х и начала 1830-х гг., то в «Книге песен», написанной большей частью раньше этого времени, отражается душевное состояние бюргерства после победы реакции и начала 1820-х гг. Эта победа, приведшая к временному застою, поколебала уверенность бюргерства в своих силах, создала психологию неустойчивости, создала гамлетовские настроения. Эта неустойчивость, раздвоенность видна и в «Книге песен» и в других произведениях Гейне Поэт предаётся сентиментальным настроениям, но вдруг обдаёт и себя и читателя холодным душем и разражается кощунственным смехом.

В «Путевых картинах» и «Книге песен» представлен весь Гейне дофранцузского периода: это - индивидуалист, живущий мгновением, он разрушает старую мораль, не зная, однако, чем её заменить. Его идеология - выражение беспомощности немецкого общества: историческое развитие он понимает в смысле Гегеля как столкновение идей; он - противник аристократии и церкви, но не трона и алтаря, а лишь их представителей; он ещё за монархию и за «эмансипацию королей» от плохих советчиков; он за Наполеона и Великую французскую революцию.

В 1827 Гейне предпринял краткосрочную поездку в Англию, не оказавшую большого влияния на его творчество. После неудач с получением профессуры в Мюнхене и с редактированием политической газеты, он возвращается в Гамбург. Известия об июльской революции, эти «солнечные лучи, завёрнутые в бумагу», застали его на Гельголанде; они зажгли в его душе «самый дикий пожар» - и он в 1831 уехал в Париж.

В Париже Гейне получил возможность познакомиться с тем, чего он не знал в Германии: с развитой буржуазией и промышленным, сознательным пролетариатом. Следя за борьбой финансовой олигархии Луи-Филиппа с рабочим классом, поэт скоро убедился, что не идеи, а интересы правят миром. Там же он ближе узнал социализм сен-симонистов, прудонистов и других; он посещает их собрания, дружит с Анфантеном, Шевалье, Леру и другими социалистами.

Но скоро он убеждается и в отрицательных сторонах утопического социализма - в его полной беспомощности в разрешении социальных вопросов. Когда он встречал рабочих на улицах Парижа, то ему слышался «тихий плач бедноты», а иногда и что-то похожее на «звук оттачиваемого ножа». И ему уже мерещится победа коммунистов, разбивающих весь старый мир, «ибо коммунизм владеет языком, понятным всем народам, - элементы этого мирового языка так же просты, как голод, ненависть или смерть».

Свои наблюдения над жизнью во Франции он излагал в корреспонденциях в аугсбургскую «Всеобщую газету», и когда Меттерних, втайне наслаждавшийся произведениями Гейне, добился запрещения этих корреспонденций, Гейне издал их как «Французские дела» (Französische Zustände", 1833), снабдив их резким предисловием. Это сочинение, наряду с «Гессенским вестником» Гейне Бюхнера и Вейдига, представляет собою первый и классический образец политического памфлета в Германии.

Из других работ Гейне этого периода выделяются те, в которых он поставил себе целью содействовать взаимному культурному сближению французов и немцев: для французов он писал «К истории религии и философии в Германии» и «Романтическую школу», а для немцев, кроме книги «Французские дела», - статьи о французском искусстве, литературе, политическом движении, собранные впоследствии в 4 томах под заглавием «Салон» (1834-1840). В произведениях этого периода Гейне поёт отходную романтизму, в то же время мастерски используя романтические формы (например, приём синкретизма ощущений во «Флорентийских ночах»).

Дальнейшее развитие буржуазии в Германии выделило своих идеологов и в литературе: выступил ряд писателей, выражавших идеи и настроения развивающегося и наступающего класса - бюргерства, считавших себя приверженцами Гейне и Бёрне. После доноса В. Менцеля Германский союзный совет запретил произведения так называемой «Молодой Германии», в том числе и произведения Гейне, не только уже написанные, но и будущие. Несмотря на просьбы (он даже обещал редактировать в Париже немецкую газету в прусском духе), ему не удалось добиться отмены этого запрещения, нанёсшего ему сильный удар в связи с его плохим материальным положением.

Он крайне резко разделался с Менцелем и швабской школой, представлявшей оппозицию отсталого земледельческого юга более промышленному северу Германии. Для такого воинствующего публициста, каким был Гейне, становилось неизбежным столкновение с тогдашним немецким либерализмом в лице его классического представителя Людвига Бёрне.

В первое время эмиграции Гейне ещё принимал, наравне с Бёрне, участие в пропаганде среди многочисленных немецких подмастерьев и ремесленников Парижа, организованных по примеру французских тайных обществ. Но Гейне был слишком индивидуалистичен для того, чтобы понять необходимость работы в массах или даже подчинения партийной программе. Узость кругозора, «тенденциозность» этого либерализма, имевшего также своих «тенденциозных» поэтов в Германии, оттолкнули его. Гейне вдруг стало жаль «бедных муз», которым запретили «скитаться по свету без цели».

Отказу от этих тенденций посвящена книга о Бёрне (1840), вызвавшая резкий протест и среди большинства младогерманцев. В ней Гейне делит всех людей на «назаритян», - к которым он относит иудеев и христиан с их узкопартийными догмами, - и на «эллинов» - со свободным, терпимым и светлым мировоззрением. Эта теория «свободного интеллектуального индивида» и связанная с ней идея освобождения плоти определяют содержание художественного творчества Гейне за первый период пребывания во Франции: в собрании лирических стихотворений - «Verschiedene» (Разные, 1834), - формально повторяющем манеру «Лирического интермеццо» и «Heimkehr», в прозаических «Memoiren des Herrn von Schnabelewopski» (Мемуары г-на фон Шнабелевопски, 1834) и в написанной может быть лишь в это время последней главе «Бахарахского раввина» (напечатан в 1840) поэт бросает решительный вызов «назарейству» в религии, жизни, любви.

Из политического поэта Гейне опять хочет превратиться в романтика: против всех «тенденциозных медведей» в политике, поэзии и т. д. он пишет «последнюю вольную песнь романтизма» - «Атта Троль, сон в летнюю ночь» (1841). В действительности, получилось произведение насквозь тенденциозное, хотя и мастерски использующее весь комплекс излюбленных романтических мотивов (испанская экзотика, проклятый охотник, пещера колдуньи и т. д.). Именно, в неожиданных переломах стиля, в причудливых переходах от экзотических картин природы и ночной фантастики к злободневной полемике - заключается мастерство поэта, впервые овладевшего большой поэтической формой.

Все противники политической поэзии возликовали опять; Гейне как будто перешёл в их лагерь. Но лучший период его политической поэзии был ещё впереди: осенью 1843 в Париж переехал Карл Маркс и его друзья. Маркс вербовал виднейших членов немецкой эмиграции в сотрудники «Немецко-французских ежегодников»; в число этих сотрудников входит и Гейне С этого момента между величайшим мыслителем и поэтом завязалась дружба, не прекращавшаяся до самой смерти Гейне. Под непосредственным влиянием Маркса начинается самый плодотворный период творчества Гейне как политического поэта. Хотя он и не мог следовать за быстрым процессом «самопознавания» своего гениального друга, но частые встречи и дружеские собеседования в 1844, когда оба - по рассказам дочери Маркса - целыми часами, до глубокой ночи, проводили в горячих дискуссиях, дали и поэту более ясное представление о многих явлениях общественной жизни, освободили его от разных иллюзий.

Маркс прежде всего дал Гейне совет оставить наконец вечное воспевание любви и показать политическим лирикам, как нужно писать - кнутом. Произведения Гейне 1844 - его «Zeitgedichte» (Современные стихотворения), составившие вместе с «Neuer Frühling» и «Verschiedene» сборник «Neue Gedichte» (Новые стихотворения), впервые в немецкой литературе отражают в высоко художественных формах революционное мировоззрение. На восстание силезских ткачей летом 1844 Гейне отзывается своим знаменитым стихотворением «Ткачи», где рабочие ткут могильный саван для монархической Германии, - здесь в поэзии впервые выражено понимание роли рабочего класса как могильщика старого мира.

Всю силу своего сарказма, все мастерство своего бичующего остроумия Гейне изливает в многочисленных сатирических «Zeitgedichte», направленных против правительств Пруссии и Баварии, против многочисленных обскурантов старой Германии и против не менее многочисленных его личных недругов.

Но самое ценное произведение, написанное под влиянием Маркса, - это поэма «Deutschland. Ein Wintermärchen» ("Германия. Зимняя сказка, 1844); в ней не только политическая лирика Гейне, но и немецкая политическая лирика XIX века вообще достигла своего апогея.

В этой поэме Гейне сумел сочетать блестящую сатиру на предмартовскую немецкую действительность с тонким лирическим чувством, мастерски используя старые романтические формы для нового содержания, «Зимняя сказка» является шедевром Гейне как величайшего немецкого лирика и политического публициста. И если раньше вопрос о монархии или республике казался ему неважным, то теперь он требует для монархов гильотины. В некоторых местах поэмы сквозит светлое, уверенное и радостное материалистическое мировоззрение, как оно сложилось под воздействием Маркса.

Как высоко Гейне и Маркс понимали и ценили друг друга, видно из их переписки после высылки последнего из Парижа в январе 1845. Вскоре после этого Гейне подружился и с Лассалем, хотя и ненадолго. Для уяснения тогдашних взглядов поэта представляет интерес письмо от 3 января 1846 к Варнгагену фон Энзе, где Гейне пишет, говоря о Лассале: «нам на смену идут люди, великолепно знакомые с жизнью, умеющие к ней подойти и знающие, чего они хотят». «Тысячелетнее царство романтизма кончилось, и я был его последним сказочным царём, сложившим с себя корону». - Личная жизнь Гейне в «изгнании» сложилась крайне неудачно: брак с женщиной, во всех отношениях стоявшей ниже поэта; постоянная близость к раззорению благодаря полному неумению Гейне вести свои денежные дела (авторское право на все его сочинения было продано им его издателю Кампе за ежегодную пенсию в 2 400 франков); семейные неурядицы, повлекшие отказ родных Гейне выплачивать ему обещанную Соломоном Гейне (умер в 1844) пенсию, - все это вместе с политической борьбой подрывало и без того слабое здоровье поэта, отягчённое к тому же дурной наследственностью. С 1845 Гейне борется со все усиливающейся болезнью, поражающей его зрение, способность двигаться, ощущать, есть.

Последние годы

Революция 1848 года застаёт Гейне уже в «матрацной могиле», куда его уложила болезнь спинного мозга и где он пролежал до самой своей смерти. Болезнь усилила мрачные настроения последнего периода жизни поэта. Этому содействовало и то обстоятельство, что в опубликованном после революции списке лиц, получавших субсидии из секретного фонда Гизо, значилось и имя Гейне И хотя поэт имел достаточно веские основания для оправдания своего поступка, тем не менее этот факт был использован его врагами, а у некоторых его друзей, как напр. у Маркса, оставил неприятный осадок.

К дальнейшему развитию революции Гейне относится крайне критически: во временном французском правительстве он скоро увидел негодных комедиантов и также очень рано предсказал и крах немецкой революции вследствие половинчатости немецких демократов, постоянных колебаний буржуазии. В своих «Zeitgedichte» Гейне ядовито высмеивал избрание германского императора и издевался над поведением демократов во франкфуртском парламенте. Некоторые из произведений этой эпохи - лучшие образцы Гейневской сатиры. Правда, его издевательства - смех сквозь слезы; он находит утешение в мысли, что немецкие коммунисты раздавят «потомков тевтоманов 1815 года», как червей, но победа реакции, невозможность уследить за политическими событиями из «матрацной могилы» наводили все более мрачные мысли.

Претерпевая страшные боли, отрезанный от живого мира, Гейне, естественно, приходит к пересмотру своего разрешения проблемы «эллинства» и «назарейства». В «Bekenntnisse» (Признания) он как будто возвращается к «назарейским» (национально-иудаистическим) идеалам своей юности, но возвращение это в значительной степени только мнимое: религиозные спекуляции часто становятся для великого насмешника лишь материалом для злейшей словесной игры, их пародирующей. Важнейшим произведением периода «матрацной могилы» является последний изд. при жизни Гейне сборник стихотворений - «Romanzero». Глубочайшим пессимизмом проникнуто это последнее произведение умирающего Гейне: богатая локальная и временная экзотика, фантастика романтических образов, отзвуки последней любви (к загадочной Mouche - К. Сельден), отголоски политической и религиозной полемики, - все это сливается в одном безнадёжном лейтмотиве: «Und das Heldenblut zerrinnt, und der schlechte Mann gewinnt» (И проливается кровь героя и побеждают дурные люди).

Из посмертного наследия Гейне особенный интерес, судя по сохранившемуся фрагменту - образцу мастерской романтической прозы, представляли его «Memoiren». Печальная судьба этого произведения, уничтоженного по проискам гамбургской родни, оправдала зловещее предсказание поэта: «Wenn ich sterbe, wird die Zunge ausgeschnitten meiner Leiche» (Когда я умру, они вырежут язык у моего трупа).

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
(1797-1856)

Германский поэт, прозаик, эссеист Генрих Гейне родился в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти ван Гельдерн в городке Дюссельдорфе на Рейне. Рейнская область была экономически более развитой, чем другие. Тут уже 1805 году с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено более прогрессивное законодательство.

С раннего возраста Гейне имел возможность созидать не только лишь феодальную отсталость страны, но и ростки новейшей Германии. С 1810 по 1812 год Генрих обучался в Дюссельдорфском лицее. Последующий год провел в конторе обеспеченного банкира во Франкфурте-на-Майне. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди — миллионера Соломона Гейне.

1-ое литературное выступление Гейне относится к 1817 году, когда в журнале «Гамбургский страж» были написаны его 1-ые стихи. Юношеская лирика Гейне была откликом на 1-ю безответную любовь к кузине Амалии.

На средства дяди парень поступил в Боннский институт (1819), откуда потом переехал в Геттингенский институт (1820), но обязан был покинуть его в связи с дуэлью. Он изучал юридические науки, философию, литературу. В 1821 году поступил в Берлинский институт, где слушал лекции философа Гегеля, 1-го из образованнейших людей собственного времени. Позднее Гейне выступил с глубочайшим анализом германских философских систем. В декабре 1824 года Генрих возвращается в Геттингенский институт. В этом же году его принимают в дом Гете в Веймаре. В 1825 году Гейне защитил в Геттингенском институте диссертацию на степень доктора права, а намедни принял лютеранство. Позже он много путешествует, посещая Великобританию, Италию. Воспоминания от этих поездок отразились в его путных очерках. Во время летнего отдыха Гейне прочел в газетах про Июльскую революцию. Это подтолкнуло его к решению уехать во Францию.

Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831 года. Вся предстоящая жизнь прошла в столице Франции. В Германию он боялся вернутся, ведь ему угрожал арест за острые политические произведения. На протяжении жизни Гейне побывал в Германии дважды, чтоб навестить маму и решить дела с издателем (1844). В предстоящем поездки в Германию были невозможны по состоянию здоровья: у поэта был паралич спинного мозга. В мае 1848 года он последний раз вышел из дома, чтоб посетить Лувр. Другие годы он был прикован к кровати. Живя в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре де Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Фердинанадом Лассалем и Карлом Марксом.

Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книжку «Книжка песен» (1827). Эта поэтический сборник принес ему признание в Германии, а потом и в мире. При жизни создателя она издавалась 13 раз; многие стихи были перелоложены на музыку Г. Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Г. Штраусом, Э. Григом и др. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие юного поэта, который находится в глубочайшем разладе с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книжки песен» не исчерпывается злосчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственнице. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит только поэтическим выражением катастрофического одиночества героя в мире. Эти настроения увеличивает романтичный образ одинокой сосны, который известен российскому читателю по переводам М. Лермонтова. Если 1-ые циклы «Книжки песен» написаны по традиции германской романтичной лирики, то потом своеобразие поэтического таланта Гейне выступило со всей яркостью. Он умеет затейливо соединять романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он профессионально пользуется драматичностью как средством разоблачения несбыточных иллюзий, вымыслов, но опять и опять сам возвращается в романтические образы. Существенное воздействие на поэтическое творчество Гейне произвела германская народная песня, на образчиках которой он обучался мастерству конкретного, искреннего изображения эмоций.

Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эра романтизма сделала лирику обычным жанром германской литературы. Его поэзия стала высшим достижением германского романтизма. Гейне отбрасывал устаревшие поэтические условности, говоря о собственных эмоциях без риторики и поэтики, а время от времени позволял для себя даже иронизировать над страстью собственных эмоций. Простота, естественность, импровизационность его поэзии сразили тогдашнего читателя. Гейне содействовал «упрощению» лирики, с галлактических высот и неоглядной дали он перенес поэзию в бюргерську гостиную, но от этого она не не стала быть искренней и значимой. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь — это кредо лирического героя «Книги песен» Гейне. Лирические стихи насыщены признаками обыденности, которые принуждают поверить в искренность эмоций. Через лирическую взволнованность повсевременно прорывается ироничная интонация. Герой «Книги песен», каким бы не был счастливым, всегда помнит, что это только мгновение, а не вечное блаженство. Он находит внутри себя силы улыбнуться нет даже когда его чувства тихи, жить далее и опять обожать. Благодаря драматичности Гейне подымается над своим лирическим героем, создатель всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Заглавием «Книги песен» Гейне обусловил жанр и традицию собственной лирики: поэт в первой собственной книжке следовал традиции германского фольклора. Он взял некие темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песне. Подобно германской песни стихи Гейне нередко похожи на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни определила свободную и поэтическую форму, чем создатель и управляется.

В 1826-1831 годах Гейне пишет «Путные картины» — серию художественных очерков, в каких на 1-ый план выходит личность создателя, это страстный, пытливый наблюдающий ум, который подвергает критике современную ему реальность. Путешествие служит для создателя поводом, чтоб высказать свои мысли о разных сторонах публичной, политической и культурной жизни Германии.
В 30-е годы началась бурная публицистическая деятельность Гейне. Он печатает серию статей, в каких знакомит германского читателя с Францией времен Июльской монархии. Когда осенью Гейне совершил поездку в Германию, он ощутил, как поменялся за эти годы: заполучил огромного публичного опыта, завладел передовыми мыслями собственного времени. После возвращения поэта из Германии в декабре 1843 года он повстречался с юным политическим мыслителем Карлом Марксом. Меж ними установились тесноватые дружественные дела. Важную роль сыграло знакомство с учением утопических социалистов, в особенности Сен-Симона. Идеи Сен-Симона отыскали отражение в первом разделе его новейшей поэмы «Германия. Зимняя притча» (1844). Сюжетом её послужила путешествие писателя Германию. В ней скрыт острый политический конфликт. Образ родины Гейне обрисовал в точном временном и пространственном измерении. Место поэмы — это территория Германии, каждый новый раздел — это новое место, сразу реальное и условное. В центре авторского внимания — современность, хотя он время от времени обращается к наполеоновской эре либо к древности, которая стала уже легендами и мифами.
Восстание ткачей летом 1844 года всколыхнуло всю Германию. Это событие отыскало отражение в творчестве многих поэтов и живописцев, стремившихся вызвать сострадание к тяжеленной судьбе ткачей. Гейне откликнулся на это событие стихотворением «Силезские ткачи» (1844).

В последнее десятилетие жизни поэт был прикован к постели, эти восемь лет он называл «матрасною могилой». Действия в Германии глубоко тревожили поэта. Он винит пугливую немецкую буржуазию, её вероломное поведение во время революции. Тяжкие размышления вызывает поражение революционных сил Германии и Венгрии («В октябре», 1849). Сборник «Романцеро» (1851) отражает настроения горечи, его взор на ход истории становится пессимистичным.

Глория Гейнор (настоящее имя Глория Фаулз) родилась 7 сентября 1949 в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Её семья жила бедно, но семеро детей были всегда окружены заботой и любовью.

Первое выступление Глории состоялось в составе школьного хора, девочка очень боялась выйти на сцену и только ободрительные слова её преподавателя помогли преодолеть страх.



После школы Глория мечтала поступить в педагогический колледж, но обучение стоило дорого и девушка закончила секретарские и бухгалтерские курсы, что позволило ей получить первую работу в местном универмаге Bamberger..

Певческая карьера Глории началась случайно. Как-то вечером, она вместе с братом Артуром, после вечернего сеанса кино, зашла в местный Cadillac Club.

В клубе выступала группа The Pacesetters. Менеджер клуба, хорошо знавший Глорию, договорился с руководителем группы об импровизированном выступлении девушки, которая спела песню Нэнси Уильямс "Save Your Love For Me", за что была награждена шквалом аплодисментов. В тот же вечер Глория получила предложение присоединиться к The Pacesetters.

На следующий день она пришла на первую репетицию со списком из 200 песен, которые выучила, слушая по радио. Репетиция продолжалась весь день и вечером Глория Фаулз дебютировала как профессиональная певица.

Следующий месяц группа провела в поездке по канадской провинции Онтарио и штату Нью-Джерси, после чего … распалась.

Глория снова вернулась на работу в универмаг, работая днём, она по вечерам выступала в клубах с местными и заезжими оркестрами и ансамблями, исполняя за вечер одну или две песни. Её репертуар всегда состоял из более чем 200 произведений, он всегда включал самые популярные новинки из американского Top 40, и достаточно быстро Глория приобрела большой опыт как профессиональная исполнительница и стала считаться одной из лучших певиц города.

Лучшие дня

В конце 60-х годов состоялась встреча Глории с Биллом Джонсоном, который предложил ей работу в лучшем клубе Ньюарка Orbit Lounge, в котором она стала выступать постоянно за 25 долларов в неделю (очень неплохой гонорар в то время). После одного из выступлений к Глории подошёл известный певец Джонни Нэш (Johnny Nash), который пригласил её сделать запись для его собственной компании грамзаписи Josida. Глория записала песню "She"ll Be Sorry". Джонни Нэш посоветовал Глории взять себе сценический псевдоним, причём желательно чтобы фамилия начиналась на букву G, чтобы поклонники могли называть её G.G., например Gaynor. Глория согласилась и стала с тех пор Глорией Гейнор.

Нэш организовал несколько выступлений Гейнор и других артистов Josida (Johnny Day, Sam and Bill Johnson and The Cowsills) в разных городах, но это продолжалось очень недолго, Josida закрылась до того как первый сингл Глории Гейнор успел стать хитом, и она снова осталась без работы и вернулась домой.

Дальше была встреча с Клэйвом Никерсоном и группой the Soul Satisfiers, с которой Глория гастролировала как приглашённая певица, саксофонистом группы был молодой музыкант Grover Washington Jr. - суперзвезда современного джаза.

Во время гастрольной поездки в марте 1970, Глория узнала о смерти матери - это было первое большое горе в её жизни, но далеко не последнее.

После ухода из Soul Satisfiers Клэйва Никерсона группа просуществовала некоторое время под названием The Unsilent Minority & Miss G.G., а затем Глория Гейнор и гитарист Billy McLellan отработали несколько шоу с известнейшим музыкантом Джонни Хаммондом (Johnny "Hammond" Smith).

Затем Глория пела в Нью-Йоркском клубе Wagon Wheel, в котором выступали танцоры топлесс, позже - с ансамблем дома Радио (Radio House) и где-то в конце 1971 - начале 1972 года она встретила Бенни. Бенни стал ее первым менеджером и познакомил ее с Паулем Леке предложившим ей, спустя некоторое время, контракт со звукозаписывающей компанией Columbia. Бенни также представил Глорию Норби Уолтерсу (Norby Walters), который стал ее агентом и ввёл её в группу City Life, группа стала выступать как "City Life & G.G.", позже к ним присоединились The Simon Sisters. Сёстры Сондра, Синтия и Тера работали как трио под руководством их брата Линвуда Саймона (Linwood Simon). Они согласились сопровождать Глорию как бэквокалисты под названием Simon Said. Этот проект обеспечил Глорию работой на несколько лет. Между 1972 и 1975 годом Глория, Simon Said и City Life много гастролировали и сделали себе имя на танцевальной сцене.

Пауль Леке представил Глорию Клайву Дэвису (Clive Davis), президенту Columbia Records. По предложению Клайва Глория сделала первую запись для Columbia как солистка, это был сингл "Honey Bee" который стал большим клубным хитом. Глория каждый вечер исполняла "Honey Bee" вместе с City Life, также они сделали новую версию хита Майкла Джексона "Never Can Say Goodbye", которая звучала более жизнерадостно и энергично чем оригинал.

Когда Брюс Гринберг (Bruce Greenberg) из компании MGM Records услышал "Honey Bee" он решил заполучить в своё распоряжение песню и певицу. Он связался с Columbia, и после 30-минутных переговоров Глория Гейнор стала артисткой MGM.

Глория пригласила Брюса Гринберга и специалистов MGM Records на своё выступление, где представила "Never Can Say Goodbye", так как она надеялась, что эта песня может стать её следующим синглом. Песня понравилась, но когда дело дошло до записи, была использована идея аранжировки City Life, группу же в студию не пригласили. С тех пор отношения между Глорией и City Life были испорчены на несколько лет.

В конце 1974 года MGM выпустила альбом "Never Can Say Goodbye". Он стал золотым немедленно и вошёл в историю диско как первая танцевальная нон-стоп программа (Honeybee-Never Can Say Goodbye-Reach Out, I"ll Be There).

То, что сегодня является, в общем-то, делом обыденным, тогда, в 1974 году, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Нью-йоркские ди-джеи как будто сошли с ума, без устали крутя непрерывную диско-сюиту в исполнении Гейнор.

Первая часть композиции - ремейк классической песни "Honey Bee", написанной Melvin и Mervin Steals для группы Тhе Spinners", номер два - "Never can say goodbye", также переделка старого хита в исполнении Майкла Джексона образца 1971 года и замечательный переход в еще один ремейк "Reach Out (I"ll Be There)", который ранее был известен в исполнении Four Tops. Все эти три песни, сведенные воедино, превратились в 19-минутный нон-стоп-дэнс-микс, ставший событием года на американских дискотеках.

Вторая сторона диска представляет собой типичный ритм-энд-блюз, без всякого намека на танцевальность - тем не менее, такие композиции, как "Real Good People" и "All I Need Is Your Sweet Lovin"", безусловно, достойны внимания как прекрасный образец американского соула семидесятых.

Пластинка внесёна в the World Book Encyclopedia как первая disco-запись которая транслировалась AM радиостанциями.

Без сомнения, этот альбом стал вехой в развитии диско музыки, а Глория Гейнор стала одной из главных фигур диско.

При подготовке второго альбома "Experience Gloria Gaynor" (1975), использовались те же приёмы, что и в первом альбоме. Первая сторона - танцевальный нон-стоп микс Тома Мултона (Tom Moulton) из трёх песен, продолжительностью около 19 минут, на второй стороне песни записаны как обычно - с паузами между ними. Не удивительно, что диджеи предпочитали первую сторону пластинки, которая начинается с "Casanova Brown", затем переходит в хит "If You Want It (Do It Yourself)" и интерпретацию Глории Гейнор стандарта "How High The Moon". Гейнор вдохнула новую жизнь в стандарты и продемонстрировала, что старые мелодии могут быть очень хороши как диско-хиты. Вторая сторона пластинки, скорее, предназначена для ушей, а не для ног, песни медленнее, их можно назвать балладами: "What"ll I Do" , "I"m Still Yours" и песня "Walk On By",(Burt Bacharach/Hal David) известная в записи Дайан Уорвик (Dionne Warwick).

В 1976 году готовится к выпуску третий альбом Гейнор, "I"ve Got You", который выдержан в стиле disco-soul. Снова на первой стороне записан нон-стоп микс из трёх танцевальных песен и менее клубно-ориентированные песни на второй стороне. В клубах звучали записи с первой стороны "Let"s Make A Deal", "Be Mine" и стандарт Кола Портера "I"ve Got You Under My Skin". К 1976 году этот стандарт неоднократно перезаписывался разными исполнителями, но Гейнор сделала эту песню снова интересной и "I"ve Got You Under My Skin" оказалась самым запоминающимся номером на альбоме. Вторая сторона пластинки записывалась вместе со старыми коллегами Гейнор - группой Simon Said.

За альбом "I"ve Got You" ассоциация диск-жокеев Нью-Йорка удостоила Глорию титула Королевы Диско.

1977 год принёс перемены. Фирма грамзаписи Polydor купила MGM, что стало причиной смены продюсеров. Три первые альбома для Глории Гейнор делала команда Meco Monardo/Tony Bongiovi/Jay Ellis, четвёртый альбом "Glorious" записывался под руководством диско-асса Грега Даймонда (Gregg Diamond) и гитариста Джо Бэка (Joe Beck).

Несмотря на то, что Даймонд и Бэк осуществили несколько удачных музыкальных проектов, они не сделали для Гейнор ничего особенно интересного. Они отказались от танцевального микса на первой стороне альбома, и программа диска была составлена как сборник различных по темпу танцевальных и лирических композиций. "Glorious" - неплохой альбом, но он слабее предыдущих пластинок Гейнор. Только одна песня "Most Of All" действительно не уступает ранним работам Глории Гейнор, таким как "Casanova Brown" и "Honey Bee".

В этом же году Глория подписала контракт с новым менеджером Линвудом Саймоном.

Контора Линвуда Саймона располагалась на Park Avenue и Глория, отношения которой с Линвудом переросли чисто рабочие, назвала свой альбом 1978 года "Gloria Gaynor"s Park Avenue Sound". Альбом записан под влиянием Филадельфийского ритм энд блюза (Philadelphia R&B). Один из лучших номеров - классический стандарт Marvin Gaye/Tammi Terrell "You"re All I Need To Get By", записан на стыке звучания disco и Motown.

В записи принимала участие группа City Life, но в целом альбом оказался менее успешным, чем ожидалось.

12 марта 1978 года во время концерта в Beacon Theatre Глория упала и серьёзно повредила спину. Она провела две недели в больнице, но 15 апреля снова оказалась в госпитале. Потребовалась хирургическая операция и Глорию выписали только 3 июля. Именно в этот день состоялось грандиозное шоу the International Billboard Disco Convention.

Глорию Гейнор в инвалидном кресле привезли в концертный зал.

Этот вечер был триумфальным для Донны Саммер, которая, в этом году была удостоена титула Королевы Диско. Донна прервала своё выступление и обратилась к публике, сказав, что в зале находится Глория Гейнор - Первая Леди Диско! Весь зал поднялся и наградил Глорию и Донну овацией. Это была победа Донны, но она своим жестом показала насколько ценит и уважает вклад Глории Гейнор в музыку DISCO.

При подготовке нового альбома в конце 1978 года Глорию попросили записать песню "Substitute", которая была хитом в Великобритании в исполнении группы Clout, руководство Polydor хотело выпустить её на американский рынок. В качестве продюсера был приглашён Фредди Перрен (Freddy Perren), с условием, что на второй стороне сингла будет выпущена его песня. Дино Фекарис (Dino Fekaris), показавший Глории Гейнор новую песню, забыл лист с текстом и записал по памяти слова на каком-то старом конверте. Когда Глория прочитала текст, она поняла, что может получиться хит - это была "I Will Survive".

Как и планировалось, новый сингл был выпущен с "Substitute" на первой стороне и "I Will Survive" на второй стороне 12" диска. Когда демо-копия оказался в руках Ричи Какзора (Richie Kaczor), ди-джея клуба Studio 54, ему понравилась именно "I Will Survive", которая стала постоянно звучать в клубе.

Песня стала модной, и к ноябрю 1978 года сингл "перевернулся" - Polydor переиздаёт "I Will Survive" как A-side, с "Substitute" на B-side. "I Will Survive" дебютировала в списках журнала Billboard на 87 месте и, спустя 2 недели, сместив хит Рода Стюарта "Do Ya Think I"m Sexy", 10 марта 1979 года возглавила хит-парад.

Через три недели на первое место вышла песня Bee Gees "Tragedy", но "I Will Survive" в течение короткого времени возглавила списки популярности практически по всему миру, во всех странах, в которых продавался сингл.

Альбом "Love Tracks", вышедший в 1979 году, оказался самой сильной пластинкой Глории Гейнор со времён "Never Can Say Goodbye". "I Will Survive", один из самых знаменитых гимнов диско-эры, сделал этот диск лидером 1979 года, было продано около 14 миллионов копий. На пластинке было ещё несколько отличных номеров: от клубного хита "Anybody Wanna Party?" до соул баллады "Please Be There" и запоминающаяся кавер-версия хита Little Anthony & the Imperials" "Goin" Out Of My Head".

Альбом "Love Tracks" принёс Глории Гейнор премию Grammy за лучшую Диско-запись. Спустя 25 лет "I Will Survive" всё еще хит, она была перезаписана много раз множеством исполнителей и, в первую очередь, самой Глорией Гейнор. В 2000 году эксперты влиятельного музыкального канала VH1 поставили "I Will Survive" на первое место в списке лучших танцевальных песен ХХ столетия.

В 1979 году, чтобы закрепить достигнутый успех, был выпущен ещё один альбом "I Have A Right" с хитом "Let Me Know I Have A Right", на диске было ещё несколько отличных песен: "Midnight Rocker", "Don"t Stop Us" и, ремейк Stephen Sondheim/Leonard Bernstain "Tonight" из мюзикла Westside Story, котрый Гейнор превратила в настоящий диско-шедевр.

В конце года Глория Гейнор дала шесть аншлаговых концертов в престижнейшем лондонском зале Palladium.

Огромный успех принёс Глории Гейнор и очень большие деньги, она стала самой востребованной исполнительницей танцевальной музыки конца 70-х. Но у всего этого была и оборотная сторона - её поглотила фривольная атмосфера диско-клубов: марихуана, кокаин, алкоголь - всё это поставило под удар карьеру, и даже саму жизнь диско-дивы.

В 1980 году выходит альбом "Stories", давший единственный успешный сингл "Ain"t No Bigger Fool", тоже самое повторилось и со следующим альбомом "I Kinda Like Me" (1991) - более или менее успешный 12" сингл "Let"s Mend What"s Been Broken". Клубная музыка развивалась, но Гейнор не успевала за тенденциями, у неё были серьёзные личные проблемы. По словам самой Глории, между 1979 и 1982 годом она балансировала между наркотиками и верой в Бога, но она очистилась от всякой скверны и стала на Божественную стезю, и с тех пор не перестаёт напоминать своим слушателям, что всегда есть путь к спасению с помощью Господа…

Альбом 1982 года "Gloria Gaynor" стал последней работой Глории Гейнор для Polydor, пластинка практически провалилась в Штатах, не спас даже патриотический гимн "America", выпущенный на сингле.

Америка в начале 80-х уже слушала другую музыку и у неё были новые герои.

Менеджер Глории Гейнор, Линвуд Саймоном, к тому времени ставший её мужем, решает, что имеет смысл попытать счастья в Европе, где Глорию помнят и любят её песни.

В 1983 году Глория и Линвуд подписывают контракт с британским звукозаписывающим лейблом Chrysalis и в следующем году выходит альбом "I Am Gloria Gaynor". Первый сингл с нового альбома, песня "I Am What I Am" стала главным хитом Глории Гейнор восьмидесятых годов, в песне есть такие строчки: "Я - это я, и мне не нужны ни похвала, ни жалость. Я стучу в свой барабан - кто-то говорит, что это просто шум, а мне он кажется музыкой. Да, мне нравятся браслеты и безделушки. Ну и что? Посмотри на это с другой стороны. Запомни: твоя жизнь - притворство до тех пор, пока ты не крикнешь: "Я - это я!" Оставайся собой". Этому кредо Глория верна и по сей день.

Следующей работой, получившей европейскую известность, стала клубная версия песни французской группы Space 1978 года "Му Love Is Music", продюсировал сингл Дидье Маруани (Didier Marouani).

Глория Гейнор не раз доказывала, что она мастерски исполняет песни других исполнителей, находя в них новые краски и, нередко давая им новую жизнь.

Следующий альбом "The Power Of Gloria Gaynor" (1986) состоял только из ремейков известных хитов, среди них песни Фила Коллинза и Стинга. Гейнор показала себя с неожиданной стороны, оказалось что она вполне комфортно чувствует себя и в рок-стилистике. Альбом стал одной из самых переиздавемых пластинок Глории Гейнор за всю её карьеру и стал основой для множества сборников, выходивших в разных странах в 80-90 годы (один из последних - сборник BMG "I Am What I Am", который в 2003 году издан в России).

В 1987 году в содружестве со знаменитой продюсерской командой Stock, Aitken and Waterman Гейнор записывает сингл "Be Soft With Me Tonight", имевший большой успех в Великобритании и странах Европы. Они продолжили сотрудничество и в 1992 году выпустили ещё один сингл: "Wild Boys".

После успеха альбома "The Power " Глория Гейнор приступает в Италии к записи альбома новых версий теперь уже своих хитов, в альбом также включены новые версии стандартов "Can"t Take My Eyes Off You" и "Feelings". Результат превзошёл все ожидания, Гейнор записала, пожалуй свой лучший танцевальный альбом. Аранжировки на альбоме сделаны в стиле танцевального хауса, стилизованного под классический диско. В записи альбома приняла участие команда Black Box - суперзвёзды итальянской танцевальной музыки.

Первый релиз альбома состоялся в Италии в конце 1990 года, пластинка называлась "Gloria Gaynor "90", затем диск был переиздан на CD немецким отделением Polydor: "Gloria Gaynor 91", а позже неоднократно переиздавался во многих странах как "Ten Best" и даже "Ten Best Millenium Versions".

Многие песни с альбома успешно продавались на синглах.

Работа над следующим альбомом Глории Гейнор "Love Affair" также велась в содружестве с итальянскими музыкантами. Продюсировали пластинку Пиппо Ландро (Pippo Landro) и Линвуд Саймон, автором пяти песен из десяти была Глория Гейнор.

Не обошлось и без очередной версии "I Will Survive", но с новым текстом религиозного содержания, написанным Глорией Гейнор. Альбом был полностью записан на Il Cortile Studio в Италии и увидел свет в 1992 году на виниле и CD.

Первым синглом была выпущена заглавная песня альбома "Love Affair", а на второй стороне был помещён трек "First Be A Woman". И снова повторилась история четырнадцатилетней давности - суперхитом стала песня с обратной стороны сингла - "First Be A Woman" французского композитора Мишеля Лама (Michael Lama), более того её стали называть продолжением "I Will Survive"! Если альбом "Love Affair"в целом не имел особого успеха, то "First Be A Woman" стала самой большой победой Глории Гейнор после "I Am What I Am".

В 1995 году в Великобритании увидела свет автобиографическая книга Глории Гейнор "Soul Survivor", которая была переиздана в США в 1997 году под названием "Gloria Gaynor - I Will Survive", которая стала бестселлером.

Казалось, что всё идёт хорошо, но судьба приготовила Глории новые испытания: в 1995 году была убита её младшая сестра Ирма, она была жестоко избита неизвестными и перед смертью несколько дней находилась в коме. Глория Гейнор, поддерживаемая верой в Бога мужественно перенесла горе, а спустя год её вера была снова подвергнута испытанию - почти одновременно умерли два её брата: Рональд - в марте, и Ральф - в мае 1997 года.

Однако жизнь продолжалась и Глория совершала гастрольные поездки, записывала новые песни.

В июле 1997 года она во второй раз приехала в Москву на открытие одного из ночных клубов на Новом Арбате (в первый раз она была в Москве в 1990 году и выступала в клубе Метелица). В этот приезд, Глория Гейнор записала для новогодней программы канала ОРТ "Старые песни о главном - 3" блестящий дуэт с Ларисой Долиной - "I Will Survive".

В 1998 году в Италии выходит новый диск Глории Гейнор "What A Life", а в США Polydor выпускает антологию записей Глории Гейнор 70-х годов "I Will Survive - The Antology".

Ценность этой компиляции состоит в том, что на ней в оригинальном виде представлены все три знаменитые нон-стоп программы с первых трёх альбомов певицы и самые известные песни периода сотрудничества Гейнор с Polydor, в то время как на компакт дисках до сегодняшнего дня переизданы только два альбома Глории Гейнор 70-х годов: "Love Tracks" и "I Kinda Like Me", да и те в Японии.

В том же году сборная Франции по футболу выбрала песню "I Will Survive" своим гимном, а Глория Гейнор стала почётным членом сборной под номером 24. Во Франции вышел сборник песен певицы под названием "It"s Му Time".

В 2000 году Глория Гейнор принимает участие в проекте "Tribute To Giorgio Moroder" и записывает сингл "Last Night", который занял верхние строчки европейских хитпарадов.

В марте 2001 года новый сингл Глории Гейнор "Just Keep Thinkin" About You" возглавил танцевальный чарт журнала Billboard.

Президент BMG/Logic Records Келли Швейнцберг (Kelly Schweinsberg) предложила Глории Гейнор начать подготовку к записи нового альбома. Пилотным синглом нового альбома стала песня "I Newer Knew", которая очень быстро стала номером один танцевального чарта Billboard.

И, наконец, в октябре 2002 года в США выходит новый диск Глории Гейнор "I Wish You Love".

"I Wish You Love", выражаясь словами Глории Гейнор - альбом о "лучшем подарке, который Бог даровал всему человечеству - любви". Что ж, диско, который в конце 70-х казался исчадием музыкального ада, ещё раз в лице Глории напомнил всем, что он является настоящей музыкой для взрослых, на собственном опыте в полной мере познавших расцвет чувств (а иногда - их крушение) в настоящей жизни. А ещё этот CD - напоминание о том, что классический диско получается только у истинных ветеранов жанра, на личном примере знающих, какие песни надо было петь в 1978-м чтобы стать звездой мировой величины. Вот и аранжировки композиций, сделанные здесь на компьютерах, маскируются под богатый оркестрово-аналоговый звук той эпохи, а почти половина номеров - канонические диско-хиты с ритмом 120 bmp. Всё остальное - медленный вечерний фанк и красивейшие поп-баллады.

В 2002 году Глория Гейнор стала ещё и сенсацией на Бродвее, участвуя в постановке мюзикла Smokey Joe"s Cafe.

Начало 2003 года Гейнор провела в гастрольных поездках по всему миру, кстати, она за всё время своей певческой карьеры побывала более чем в 80 странах. В конце марта певица дала два концерта в московском концертном зале "Россия". Московские выступления были частью промо-тура, посвящённого выходу 7 апреля 2003 года европейского релиза альбома "I Wish You Love".

Нельзя сказать, что в СССР Глория Гейнор была популярна, однако её творчество было официально признано, иначе чем ещё можно объяснить выпуск Всесоюзной фирмой грампластинок "Мелодия" двух самых значительных альбомов 70-х "Never Can Say Goodbye" и "Love Tracks". Удивительнее всего то, что песня "I Will Survive" впервые прозвучала в СССР на радиостанции "Маяк" в конце июля 1979 года, причём транслировалась полная 8-ми минутная версия!

Российские производители компакт дисков в последние два года с похвальным усердием выпускают сборники и альбомы Глории Гейнор, а почему бы и нет?

Голос Глории Гейнор с годами прелести не утрачивает, а по поводу своей "немодельной" фигуры она никогда не комплексовала. Глория до сих пор живёт в своём родном Ньюарке со своим супругом, любит ухаживать за собственным садиком и регулярно травмирует пальцы острым ножом, пытаясь готовить еду по своим любимым рецептам, которые, в качестве бонуса, прилагает к своему последнему альбому и, что важнее всего, у неё есть Главная песня, которая помогает справиться с трудностями тысячам и тысячам её слушателей и поклонников во всём мире - "I Will Survive"!

(1797-1856) немецкий поэт

В старинном немецком городе Дюссельдорфе на одной из улиц происходило нечто необычное: под окном небольшого трехэтажного дома собиралась толпа, которая, несмотря на общее возбуждение, вела себя удивительно сдержанно и тихо. На тротуаре горой наваливали одеяла, подушки, перины: на узком подоконнике, свесившись наполовину из окна, спал шестилетний мальчик. Он каждую секунду мог свалиться на мостовую. Молодая мать в отчаянии ломала руки. Наконец она решилась: взбежала по лестнице, осторожно, чтобы не разбудить ребенка, сняла обувь, неслышно открыла дверь комнаты и, подбежав к спящему, схватила его на руки. «Мама, - сказал он, проснувшись, - зачем ты меня разбудила? Мне снилось, что я в райском саду и птицы пели песни, которые я сочинил».

Сон, как говорится, был в руку. Прошло несколько лет, и мальчик действительно стал сочинять стихи и песни. А еще два десятилетия спустя имя великого немецкого поэта Генриха Гейне было уже известно всему цивилизованному миру. Он относится к числу самых выдающихся лириков XIX столетия. Гейне не менее определенно, чем Байрон, выразил себя в стихах, поэмах, прозе и публицистике.

Генрих (или, как его звали в детстве, Гарри) Гейне родился в Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. Отец его не очень удачно торговал текстильными товарами, а мать, хотя и получила хорошее по тем временам (особенно для женщины) образование, занималась преимущественно хозяйством и своими четырьмя детьми.

Шестилетнего мальчика отдали в школу, где он должен был обучаться разным элементарным наукам, а больше обучался терпению, когда его, как и всех малышей, били линейкой по пальцам или секли розгами. С ученьем вообще дело обстояло плохо - и тогда, когда его через год перевели в другую школу, и тогда, когда стали учить рисованию, игре на скрипке и танцам. И лишь три-четыре года спустя, когда Генрих учился уже в лицее, где ректором был просвещенный человек и старый друг их семьи, выяснилось, что у мальчика великолепная память и отличные способности.

И все-таки формирование личности поэта происходило вне школы. В 1806 году в Дюссельдорф вошли французские войска. В Германии, как и в других европейских странах, в Наполеоне видели продолжение французской революции. Он уничтожал ненавистные народам феодальные порядки и насаждал буржуазные свободы. В Германии были уничтожены сословные привилегии, все национальности были уравнены в правах, все граждане стали полноправными перед судом и законом. В доме Гейне появился молодой французский барабанщик мсье Ле Гран. Он стал для мечтательного мальчугана живым воплощением Великой французской революции, о которой он столько слышал от взрослых. Тогда и родилась в душе будущего поэта любовь к Франции и к французской культуре - любовь, которую он пронес через всю свою жизнь наряду с любовью к родной немецкой земле.

Гейне позднее красочно рассказывал, как у Ле Грана сверкали слезы в глазах при воспоминании о дне 14 июля, когда он вместе с восставшим народом шел на приступ Бастилии. Мсье Ле Гран уверял, что при помощи барабана можно научиться французскому языку. Объясняя такие слова, как «свобода», «равенство», «братство», он, по словам Гейне, барабанил революционные марши, а когда хотел передать слово «глупость», начинал барабанить назойливый немецкий «Нассауский марш».

В возрасте 12 лет Гейне сочинил свое первое стихотворение, а еще через год написал школьное сочинение для своей сестры Шарлотты - страшную историю о привидениях, которую учитель назвал произведением мастера. Когда Генриху исполнилось 15 лет, его зачислили в класс философии.

Это был год величайших событий. Наполеон потерпел поражение в России, в Германии нарастала освободительная война против французских оккупантов, наконец, Америка добилась окончательной победы над Великобританией. В жизни Гейне тоже произошло событие из ряда вон выходящее: он познакомился и подружился с дочерью городского палача, рыжей красавицей Иозефой. Ее песни, сказки, семейные предания, которые она слышала от взрослых, и весь уклад жизни этих людей, которых сторонилось общество, - все это как нельзя более соответствовало тому миру фантастики, мечтаний и сновидений, который заполнял воображение юного поэта, - и он написал мрачную новеллу о дочери палача.

А между тем реальная жизнь уже вторгалась в этот ирреальный потусторонний мир и властно предъявляла свои права. Надо было выбирать профессию и в недалеком будущем выходить на самостоятельную дорогу.

Гейне хотел углубить и расширить свое гуманитарное образование, но семья настойчиво требовала, чтобы он пошел по торговой части. В дела своего старшего брата, отца Гейне, вмешался дядя Генриха Соломон, владелец торговой фирмы в Гамбурге, через несколько лет основавший в этом городе банковскую контору. Он предложил племяннику свое покровительство и поселил его в своем доме. Но шли годы, а юноша не проявлял никакого интереса к тому, чему его обучали. Наконец наступил знаменательный день, когда и отец, и дядя поняли, что ни купец, ни банковский работник из Генриха не выйдет. Пребывание в Гамбурге не дало никаких практических результатов. И все-таки этот период сыграл в жизни Гейне огромную роль и на долгие годы определил основные мотивы его творчества.

Тогда же у него появилась первая любовь - старшая дочь дяди Соломона, кузина Амалия. Обыкновенная мещаночка, правда не глупая, живая, оказалась тем стимулятором, который вызвал в душе поэта еще не раскрытые творческие силы. Лирические стихи полились из-под его пера нескончаемым потоком.

В одном из писем Гейне отмечал, что стихи он начал сочинять с шестнадцатилетнего возраста. В 1817 году в гамбургском журнале он впервые опубликовал некоторые из них, а первый сборник поэта увидел свет в декабре 1821 года. В «Юношеских страданиях» лишь в малой степени отразились факты реального романа поэта с кузиной Амалией, которая предпочла ему состоятельного кенигсбергского землевладельца. Расчетливая дочь гамбургского банкира имела мало общего с тем романтичным и соблазнительным призраком, который посещал поэта в его ночных видениях.

На семейном совете было решено, что Генрих поедет в Бонн и поступит на юридический факультет. Но и юриспруденция, которая в то время сводилась главным образом к скучной зубрежке древнего римского права, тоже не заинтересовала поэта. Начались его студенческие скитания. Проучившись недолго в Бонне, Гейне переехал в Гёттинген, чей университет славился составом профессуры и более широким научно-педагогическим профилем. Здесь учиться было интереснее, но возникла другая беда: в Гёттингене было множество студенческих объединений, так называемых буршен-шафтов. Студенты (бурши), входившие в эти объединения, хотели бороться за введение республиканского строя, но на деле занимались попойками, драками, непрерывными дуэлями на шпагах. Их героем был германский император XII века Фридрих Барбаросса (Рыжебородый). И вот один из молодчиков, графский сынок, потребовал однажды, чтобы Гейне снял шапку перед чучелом этого короля, сделанным из картона, пакли и воска. Поэт ответил на оскорбление оскорблением. Граф вызвал Гейне на дуэль. Дело дошло до университетского начальства, ставшего на сторону графа. Гейне на шесть месяцев исключили из университета, но он больше сюда не вернулся. Ему опротивел Гёттинген, и он уехал учиться в Берлин.

Здесь молодой человек наконец попал в среду настоящей творческой интеллигенции, где его талант сразу же оценили и признали. Он понемногу начинает печататься. Дядя Соломон продолжает поддерживать племянника и каждый квартал присылает ему деньги. Но Генриха начали мучить головные боли - предвестье страшной болезни, которая превратила в пытку последние годы жизни поэта. Письма Гейне к друзьям и родным, несмотря на постоянную насмешку над самим собой, свидетельствуют о том, что его здоровье из года в год ухудшается. Только матери Генрих продолжает писать, что все в порядке и он чувствует себя хорошо.

По совету врачей Гейне начинает выезжать на курорты. Здесь он случайно узнал о революции 1830 года в Париже. Гейне раздобыл газеты и убедился, что это правда. По словам поэта, это известие было для него «лучами солнца, завернутыми в газетную бумагу». Его неудержимо потянуло в Париж.

К этому времени имя Гейне уже было известно всей читающей Европе. Молодые немецкие поэты подражали ему, его переводили на другие языки. Но Гейне был теперь не только поэтом. Конечно, университетское звание доктора права, которое он получил не в Берлинском, а все-таки в Гёттингенском университете, ни на что ему не пригодилось и было забыто. Но он уже был автором многих критических статей и большой публицистической книги «Путевые картины», причудливо сплетенной из воспоминаний, путевых заметок, исторических экскурсов и т.п.

В 1827 году появилась его знаменитая «Книга песен», поставившая Гейне в первый ряд немецких поэтов. «Книга песен» - одна из вершин немецкой романтической лирики. Гейне подвел в ней итог целому этапу ее развития - одному из самых плодотворных в ее истории.

Читатели Гейне сразу разделились на два лагеря: восторженных почитателей и лютых врагов. Прусское правительство отдало тайный приказ арестовать его при первой возможности. В Австрии и во многих немецких княжествах запретили продавать его книги. Все говорило о том, что Германия стала тесной для Гейне и что он должен уехать в другую страну. В мае 1831 года поэт эмигрирует из Германии и отныне до конца жизни живет в Париже.

В 30-е годы он выступает преимущественно как критик и публицист. В Париже он написал книги «Французские дела», «К истории религии и философии в Германии» и «Романтическая школа». Из художественной прозы тех лет выделяется новелла «Флорентийские ночи», полная тонкой иронии и романтического лиризма. В 40-е годы появились поэмы Гейне «Атта Троль», «Германия. Зимняя сказка» и поэтический цикл «Современные стихотворения». Последний стихотворный сборник поэта вышел в 1851 году под названием «Романсеро».

В 1846 году Гейне разбил паралич, и в течение семи лет он пролежал в постели, в «матрацной могиле». Поэт не мог уснуть ночами от боли, и единственным отвлечением для него становилось сочинение стихов или прозы. Родные старались не пускать к нему друзей и знакомых, чтобы не беспокоить. Неподвижный, почти ослепший поэт, не имея возможности ни читать, ни писать, продолжал работать, диктуя свои сочинения и письма. Удивительно, но его поэзия и в это время оставалась жизнерадостной.

Он сохранил боевой дух, мужество, юмор, и эти его качества поражали современников. Карл Маркс пишет в своих воспоминаниях, что однажды он навестил Гейне как раз в тот момент, когда сиделки несли его в кровать на простынях. Гейне, которого даже в этот момент не оставил юмор, совсем слабым голосом приветствовал гостя: «Видите, дорогой Маркс, дамы все еще носят меня на руках».

Гейне с полным правом называл себя часовым на передовом посту:

Свободен пост, мое слабеет тело!

Другой заменит павшего бойца.

Я не сдаюсь, мое оружье цело,

И только жизнь иссякла до конца.

Франция гордится тем, что Генрих Гейне прожил часть жизни в Париже и похоронен там. Судьба уготовила ему хотя и отравленную болезнью, но такую блестящую жизнь и такой трагический конец.