Васильев в списках не значился идея произведения. Б


Повесть «В списках не значится» впервые была опубликована в 1974 году. Это одно из самых известных произведений Бориса Васильева. Прежде чем делать анализ повести «В списках не значился», следует вспомнить о событиях, произошедших в июне 1941 года. А именно об обороне Брестской крепости.

История

Защитники Брестской крепости первыми приняли на себя удар фашистской армии. Об их героизме и мужестве написано немало книг. Повесть «В списках не значился», анализ корой представлен ниже, - далеко не единственное произведение, посвященное обороне Брестской крепости. Но это очень пронзительная книга, поражающая даже современного читателя, кто знает о войне лишь самую малость. В чем художественная ценность произведения «В списках не значился»? Анализ повести даст ответ на этот вопрос.

Штурм был неожиданным. Он начался в четыре утра, когда офицеры и их семьи мирно спали. Сокрушительный прицельный огонь уничтожил почти все склады боеприпасов, повредил линии связи. Гарнизон понес потери уже в первые минуты войны. Численность нападавших составляла около 1,5 тысячи человек. Фашистское командование решило, что этого достаточно, для того чтобы захватить крепость. Гитлеровцы, действительно в первые часы не встретили сопротивления. Большой неожиданность для них стал отпор, который они испытали на следующий день.

Тема обороны Брестской крепости долгое время умалчивалась. Было известно, что бои продолжались несколько часов. Немцам удалось захватить крепость, потому что горстка ее измученных защитников никоим образом не могла противостоять целой дивизии фашистов, насчитывающей 18 тысяч человек. Спустя много лет выяснилось, что выжившие солдаты, которым удалось избежать плена, вели борьбу с захватчиками в развалинах крепости. Противостояние продолжалось несколько месяцев. Это не легенда и не миф, а чистая правда. О ней свидетельствуют надписи на стенах крепости.

Об одном из таких героев и написал Васильев повесть «В списках не значился». Анализ произведения позволяет оценить удивительный талант писателя. Он умел просто, лаконично, четко, буквально в двух-трех предложениях создать объемную картину войны. Васильев писал о войне сурово, пронзительно, ясно.

Коля Плужников

При анализе «В списках не значился» стоит обратить внимание на изменения в характере главного героя. Каким мы видим Колю Плужникова в начале повести? Это молодой человек, патриотично настроенный, с твердыми принципами и немалым честолюбием. Он с отличием оканчивает военное училище. Генерал предлагает ему остаться в качестве командира учебного взвода. Но Николая не интересует карьера - он хочет служить в армии.

«В списках не значился»: смысл названия

При анализе важно ответить на вопрос: «Почему именно так Васильев назвал свою повесть?». Плужников приезжает в Брест, здесь знакомится с Миррой. Несколько часов он проводит в ресторане. Затем отправляется в казарму.

Коле некуда спешить - в списках он еще не значится. В этой лаконичной фразе чувствуется трагичность. О том, что происходило в конце июня в Бресте, мы сегодня можем узнать из документальных источников. Однако далеко не все. Солдаты оборонялись, совершали подвиги, а имена многих из них неизвестны потомкам. Имя Плужникова отсутствовало в официальных документах. О борьбе, которую он вел один на один с немцами, никто не узнал. Все это он делал не ради наград, не ради почестей. Прототип Плужникова - безымянный солдат, написавший на стенах крепости: «Умираю, но не сдаюсь».

Война

Плужников уверен: немцы никогда не нападут на Советский Союз. В предвоенное время разговоры о предстоящей войне считались крамолой. Офицер, да и обычный мирный гражданин, который вел разговоры на запрещенную тему, легко мог оказаться за решеткой. Но Плужников уверен в страхе гитлеровцев перед Советским Союзом вполне искренне.

Утром, спустя несколько часов после приезда Николая в Брест, начинается война. Начинается она внезапно, настолько неожиданно, что не только девятнадцатилетний Плужников, но и опытные офицеры не сразу понимают смысл происходящего. На рассвете Коля в компании хмурого сержанта, усатого старшины и молодого бойца пьет чай. Вдруг раздается грохот. Все понимают: началась война. Коля пытается выбраться наверх, ведь он в списках не значится. Анализировать происходящее ему некогда. Он обязан доложить в штаб о своем прибытии. Но Плужникову это не удается.

23 июня

Далее автор рассказывает о событиях второго дня войны. На что особенно важно обратить внимание при анализе произведения Васильева «В списках не значился»? Какова главная идея повести? Писатель показал состояние человека в экстремальной ситуации. А в подобные моменты люди ведут себя по-разному.

Плужников совершает ошибку. Но не из-за трусости и слабости, а по неопытности. Один из героев (старший лейтенант) считает, что именно из-за Плужникова пришлось оставить костел. Николай тоже чувствует за собой вину, сидит угрюмо, не шевелясь, и думают лишь об одном, что он предал товарищей. Плужников не ищет себе оправданий, не жалеет себя. Он только пытается понять, почему так произошло. Даже в часы, когда крепость находится под постоянным обстрелом, Николай думает не о себе, а о своем долге. Характеристика главного героя - основная часть анализа «В списках не значился» Бориса Васильева.

В подвале

Следующие недели и месяцы Плужников проведет в подвалах крепости. Дни и ночи сольются в единую цепь бомбежек и вылазок. Вначале он будет не один - с ним будут товарищи. Анализ «В списках не значился» Васильева невозможен без цитат. Одна из них: "Израненные, измотанные, опаленные скелеты поднимались из-под развалин, выбирались из подземелья и убивали тех, кто оставался здесь на ночь". Речь идет о советских солдатах, которые с приходом темноты совершали вылазки и стреляли в немцев. Фашисты очень боялись ночей.

Товарищи Николая погибли у него на глазах. Он хотел застрелиться, но его остановила Мирра. На следующий день он стал другим человеком - более решительным, уверенным, пожалуй, немного фанатичным. Стоит вспомнить о том, как Николай убил предателя, который направлялся к немцам, находившимся по другую сторону реки. Плужников выстрелил совершенно спокойно, уверенно. Сомнений в его душе не было, ведь предатели хуже врагов. Их следует уничтожить безжалостно. При этом автор отмечает, что герой не только не испытывал угрызений совести, но и ощущал радостное, злое возбуждение.

Мирра

Первую и последнюю любовь в своей жизни Плужников познал в подвалах разрушенной крепости.

Наступает осень. Мирра признается Плужникову, что ждет ребенка, а значит, ей нужно выбираться из подвала. Девушка пытается смешаться с пленными женщинами, но ей это не удается. Ей жестоко избивают. И даже перед смертью Мирра думает о Николае. Она пытается отойти подальше в сторону, так, чтобы он ничего не видел и не попытался вмешаться.

Я - русский солдат

Плужников провел в подвалах десять месяцев. По ночам он совершал вылазки в поисках патронов, еды и методично, упорно уничтожал немцев. Но те узнали о его местонахождении, окружили выход из подвала и отправили к нему переводчика, бывшего скрипача. От этого человека Плужников узнал о победе в боях под Москвой. Только тогда согласился выйти с немцем.

Делая художественный анализ, непременно нужно привести характеристику, которую автор дал главному герою в конце произведения. Узнав о победе под Москвой, Плужников вышел из подвала. Немцы, пленные женщины, скрипач-переводчик - все они увидели невероятно худого человека без возраста, абсолютно слепого. Плужникову перевели вопрос офицера. Тот хотел узнать имя и звание человека, который столько месяцев воевал с врагом в неизвестности, без товарищей, без приказов сверху, без писем из дома. Но Николай произнес: «Я - русский солдат». Этим было сказано все.

Ирина Санчес

Конкурсная работа 2014 года

Участвуйте в конкурсе «Наследника»! Условия

Они на небесах:

Им слава не нужна.

К подобным нас делам

Призвать должна она.

(Надпись на обелиске в Троице-Сергиевой Лавре)

Военное время осталось далеко позади. Идут годы... Стареют ветераны, все меньше остается людей, которые участвовали в кровопролитных боях с фашизмом. Но в памяти новых и новых поколений Великая Отечественная война остается как символ великого народного подвига, нравственной высоты, достигнутой отцами и дедами и оставленной нам, потомкам. Для внуков сберегаются в семьях письма фронтовиков, ордена, вырезки из фронтовых газет. Но есть документы войны, которые являются достоянием всех. Это книги о войне: А. Твардовский «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека», В. Быков «Сотников», «Альпийская баллада», Ю. Бондарев «Горячий снег»... Они повествуют о самых обыкновенных людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени нам.

Борис Васильев – один из тех писателей, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые интересные, на мой взгляд, его произведения военной тематики повесть «А зори здесь тихие» и роман «В списках не значился», раскрывающий красоту духовного мира русского солдата.

Главный герой произведения – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках» Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...» А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало, и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.»

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех русских людей.

Николай погиб, но, как он сам говорил, солдаты, павшие на поле боя как герои, не умерли. Их нельзя убить. Умерли только те, кто малодушно сдались в плен и остались жить.

Николай Плужников – настоящий защитник своего Отечества. Мужественный патриот Родины, он до конца сражался за счастье и свободу русского народа.

Смерть не властна над такими людьми, как он, потому что ценой собственной жизни эти люди отстаивали правду.

Каждая эпоха выдвигает своих героев. В романе Б. Васильева «В списках не значился» таким героем стал «обыкновенный человек» Николай Плужников.

Прошли годы, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто не обращаем внимания, не вздрагиваем, даже не останавливаемся... Может, потому что это было давно? Или потому, что, зная все о войне, мы не знаем только одного: «Что это такое?» «Война – это чудовищная нелепица», горе, страдания, потери и подвиги многих безымянных героев. Они погибали, но не сдавались. Сознание долга перед Родиной и любовь к ней заглушали и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которую человек сознательно отдает свою жизнь. Обыкновенные люди сражались за будущее, за правду и чистую совесть мира.

Память о Великой Отечественной войне до сих пор живет в сердце каждого русского человека. И хочется сказать вместе с поэтом Н. Добронравовым:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей


Проблема исторической памяти (по повести Бориса Васильева «В списках не значился»)

Почему многие писатели в наше время продолжают рассказывать о Великой Отечественной войне? Да и зачем, как думают сейчас некоторые, вспоминать те трагические события в мирное время, посещая музеи и возлагая цветы к памятникам погибшим воинам?

Отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» заставляет задуматься об этом. Описание музея Брестской крепости трогает до глубины души. Чувствуется атмосфера благоговения, царящая в этом музее. Писатель преклоняется перед подвигом защитников крепости: «Крепость не пала. Крепость истекла кровью». Он призывает посетителей: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь».

Автор наблюдает за старой женщиной, которая долго стоит у мраморной плиты, где нет фамилии солдата. Она кладёт букетик цветов на могилу. Наверное, это мать, потерявшая на войне сына. Для писателя не важно, кто лежит в этой могиле. Важно только то, за что они погибли. Главное – за что! Так считает Борис Васильев.

Помнить и уважать память о них, даже если имена их неизвестны, потому что они погибли, защищая наши судьбы, наши жизни. Ведь, как сказал Роберт Рождественский, «это нужно не мёртвым, это надо живым!»

Борис Васильев часто писал о войне. Особенно мне запомнилась его повесть «А зори здесь тихие». Невозможно забыть главных героинь повести: Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич, Галю Четвертак. У каждой своя жизненная история, свой неповторимый характер. И у каждой свои счёты с войной. Все стали зенитчицами. При последнем разговоре со смертельно раненной Ритой Осяниной старшина Васков корит себя за то, что не уберёг от гибели всех пятерых, когда они пытались не пропустить фашистов к Беломорскому каналу. Но Рита стойко отвечает ему: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а потом уж канал». Восхищает внутренняя сила, убеждённость, мужество девушек, героинь повести. Они знали, за что воевали!

Об исторической памяти часто размышляют не только писатели-фронтовики, но и люди невоевавшие, однако принимающие близко к сердцу события тех лет. Вспомним песню Владимира Высоцкого «Братские могилы». Автор песни уверен, что у защитников Родины была одна судьба, одна цель. А после войны одна, общая память.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Поэт убеждён, что люди, стоящие у Вечного огня, не могут не вспомнить «горящее сердце солдата», погибшего за родной город или деревню.

Вечная память о погибших во время Великой Отечественной войны – долг послевоенных поколений. И главное, конечно, не во внешнем проявлении уважения, не в парадных мероприятиях. Главное, что память о событиях военных лет будит нашу совесть, не даёт нам покоя. Память заставляет задуматься о том, как поступили бы мы, оказавшись на войне, готовы ли мы на подвиг. Ведь, у каждого всегда есть выбор: «я или Родина?»

Хочется верить, что проникновенный рассказ Бориса Васильева о Брестской крепости затронет сердца читателей, и мы всегда будем помнить о подвиге тех, кто отдал жизнь за Родину, и чтить их память.

Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Трусова Нина Семёновна

Сл. Белая

2016г.

Ведущий. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят: слишком оглушительными были дни 41 года и слишком многое помнят эти камни.

Советский воин в грозном Бресте,

Пока стучала в жилах кровь,

Стоял как символ нашей чести,

Дивя бесстрашием врагов.

В Бресте вам неизменно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей справа и слева, без приказов и тыла, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

Помните, какою ценою завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полёт, - помните

Детям своим расскажите о них,

Чтоб тоже запомнили!

Детям детей расскажите,

Чтоб тоже о них запомнили!

Н. Плужников – главный герой повести.

Выступление первого ученика.

Перед нами в первой части повести счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта. Его отец, комиссар Плужников, погиб в боях с басмачами. Еще, будучи курсантом, Николай развил чувство долга и личной ответственности за настоящее и будущее Родины. Он старался во всём походить на генерала училища, участника боёв в Испании. Когда Николаю предлагают остаться при училище командиром учебного взвода, он отказывается, потому что убеждён: каждый командир должен сначала послужить в войсках. Он просит направить его в любую часть, на любую должность.

Николай прибыл в Брестскую крепость поздней ночью 21 июня 1941 года. Он не успел стать на учёт. На рассвете начался бой, длившийся для него более 9 месяцев. Мы видим, как мужает его воля. Войну встретил необстрелянным юношей. Буквально в первые минуты ему приходится самостоятельно принимать решения в жесточайших условиях: крепости он не знал, кругом всё горело. Николай – герой не от рождения. Чувство страха свойственно и ему. Он даже нарушил приказ замполита: ушёл с бойцами из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Николай не ищет оправдания, не жалеет себя. « Я струсил во вчерашней атаке. Я должен искупить вину». И это не только фраза. С группой бойцов он снова занял костёл. Он не ушёл из крепости, хотя имел на это право: он не числился в списках защитников крепости.

Выступление второго ученика.

Не ушёл Николай и тогда, когда был получен приказ идти на прорыв. « Он был свободным человеком, - пишет автор, - но именно эта свобода и заставила его

самостоятельно принять то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения. Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга. Долг движет его поступками. Он не может думать о себе,

когда Родина в опасности. Он чувствует себя частицей Красной Армии, сражавшейся здесь.

Несколько раз его спасали от смерти боевые друзья, и он чувствует ответственность перед ними, погибшими, и не может уйти из крепости, не может предать смертных. Жгучей ненавистью ненавидит Плужников фашистов и предателей. Он убивает Федорчука, решившего сдаться в плен, но у него не хватает силы убить немца, по его словам, рабочего, отца троих детей. И за это жестоко поплатился. Плужников убеждён глубоко в том, что и один воин может многое сделать для победы.

« Убить человека можно, но победить нельзя », - говорит он.

« Ты думаешь, - говорит он Мирре, – что они победили Степана Матвеевича? Денищика? Они их просто убили, но не победили ». Плужников - верный товарищ. Когда ему предложили Климков и Небогатов прорываться из крепости и бросить Мирру, (она не может из – за хромоты пробираться с ними), он гневно отверг их предложение.

Климков и Небогатов думали лишь о себе, о сохранении собственной жизни. Не таков Николай. Он думает прежде всего о других. Трогательно повествует автор о светлой любви Николая и Мирры. Они мечтают о поездке в Москву. Мирре очень хотелось увидеть Красную площадь, побывать в настоящем театре, а Николаю хотелось увидеть аистов. Но не суждено было сбыться их светлым мечтам. Мирра погибает.

Силы защитников таяли с каждым днём. Оставшись один после ухода Мирры и смерти Семишного, Николай сражается до тех пор, пока он мог двигаться, пока были патроны. В свой последний день, уже ослепший, он убил двух патрульных. Он вышел из подвала наверх потому, что узнал о разгроме немцев под Москвой.

« Теперь я могу выйти, теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел, потому что честно выполнил свой долг. « Крепость не пала. Она просто истекла кровью». « Я – последняя её капля».

«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: « Я русский солдат». Даже немцы были поражены силой духа советского воина. Немецкий лейтенант дал команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие на « караул ». И генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке. А

он, качаясь, шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже всё равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Отрывок из книги.

Читает ученик.

Там, в подвале, сидит русский фанатик. Спустишься вниз и уговоришь его добровольно сложить оружие. Если останешься с ним, вас сожгут огнемётами, если выйдешь без него, будешь расстрелян. Дайте ему фонарь.

Оступаясь и падая, Свицкий медленно опустился во тьму по кирпичной осыпи. Свет постепенно мерк, но вскоре осыпь кончилась: начался заваленный кирпичом коридор. Свицкий зажёг фонарь, и тотчас из темноты раздался глухой голос.

Стой! Стреляю!

Не стреляй! – закричал Свицкий, – я не немец. Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!

Освети лицо.

Свицкий покорно повернул фонарь.

Иди прямо. Свети только под ноги.

Не стреляйте! – умоляюще говорил Свицкий. – Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнём, а меня расстреляют, если вы откажетесь.

Погаси фонарь.

Свицкий нащупал кнопку. Свет погас. Густая тьма обступила его со всех сторон.

Кто это?

Кто я? – Я еврей.

Переводчик?

Какая разница, - тяжело вздохнул Свицкий. – Какая разница, кто я. Я забыл, что я – еврей, но они мне напомнили об этом. Я просто еврей и только. И они сожгут вас огнём, а меня расстреляют.

Их много.

У меня всё равно нет патронов. Где наши? Ты что – нибудь слышал, где наши?

Понимаете, ходят слухи, - Свицкий понизил голос до шёпота, - ходят слухи, что германцев разбили под Москвой, очень сильно разбили.

А Москва наша? Немцы не брали Москву?

Нет, нет, вы что? Это я знаю совершенно точно. Их разбили под Москвой. Под Москвой, понимаете.

В темноте неожиданно рассмеялись. Смех был хриплым, торжествующим, и Свицкому стало не по себе от этого смеха.

Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Помоги мне, товарищ.

Товарищ? Вы сказали товарищ? Боже мой, я думал, что уже никогда не услышу этого слова!

Помоги мне. У меня что – то с ногами. Они плохо слушаются. Я обопрусь на твоё плечо.

Костлявая рука сжала плечо скрипача, и Свицкий ощутил на щеке частое прерывистое дыхание.

Пойдём, не зажигай свет. Я вижу в темноте.

Они медленно шли по коридору. По дыханию Свицкий понимал, что каждый шаг давался неизвестному с мучительным трудом.

Скажи нашим, - тихо сказал неизвестный, скажешь нашим, когда они вернутся, что я спрятал – он вдруг замолчал.

Нет, ты скажешь им, что я спрятал – он вдруг замолчал.

Нет, ты скажешь им, что я не сдал крепость. Пусть ищут. Пусть ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью, я – последняя её капля.… Какое сегодня число?

20 лет, - неизвестный усмехнулся.- А я просчитался на целых семь дней.

Какие 20 лет?

Неизвестный не ответил, и весь путь на верх они проделали молча. С трудом поднялись по насыпи, вылезли из дыры. И здесь неизвестный отпустил плечо Свицкого, выпрямился и скрестил руки на груди. Скрипач поспешно отступил в сторону, оглянулся и впервые увидел, кого он вывел из глухого каземата.

У входа в подвал стоял невероятно худой уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно разбитые, чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, выпрямившись, высоко вскинув голову и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слёзы. И все молчали. Молчали и солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала. И все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что–то негромко сказал.

Назовите ваше звание и фамилию, - перевёл Свицкий.

Я - русский солдат.

Господин генерал настоятельно просит вас сообщить своё звание и фамилию. Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переста - вая, дрожащими руками размазывая слёзы по впалым щекам. Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала упёрся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжественной насмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте? Это были последние его слова. Свицкий переводил ещё какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которое не видел.

Подъехала санитарная машина, из неё поспешно выскочил врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, и врач с санитарами бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, и врач сказал, но неизвестный, молча, отстранил его и пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом

переставляя распухшие обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, вскрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко

вскинули оружие « на караул», и немец кий генерал, чуть помедлив, поднёс руки к фуражке.

И он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести, а если бы и видел, ему было бы уже всё ровно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая. Протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику, так и не покинувшему крепости. А он побрёл к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь лёгкий кровавый след. Но он шёл и

шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины. Он упал на спину, навзничь, широко раскинув ноги, подставив солнцу невидящие

широко-широко открытые глаза. Упал свободным, и после жизни, смертию смерть поправ.

Героизм защитников Брестской крепости.

Выступление первого ученика.

Немецкие захватчики вероломно напали на нашу страну 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Враг рассчитывал на внезапность удара, на мощь своей техники. Противник применил все виды оружия, включая танки, штормовые орудия, артиллерию, авиацию. Батареи вражеской артиллерии окружили кольцом крепость и вели интенсивный огонь. С первых минут войны вся территория крепости буквально кипела от разрывов мин, снарядов, авиабомб. Защитникам Брестской крепости не удалось слить свои силы воедино. Они сражались сначала группами, а за два - три дня соединились в отряды. От зари до зари бомбёжки сменялись обстрелами, обстрелы – бомбёжками.

Защитники крепости с первых же часов вели себя героически. Окружённые врагами, в условиях острой нехватки, а потом и отсутствия боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды, они сдерживали многократные яростные атаки врага. Воины проявили изумительное мужество, стойкость.

Вспомним эпизоды первых боевых часов. Немцы захватили некоторые помещения, среди них здание клуба. Замполит приказал выбить их оттуда:

У кого нет винтовки, вооружайтесь лопатами, камнями, палками, - всем, чем можно проломить фашисту голову.

Почти безоружные, бойцы выполнили его приказ. Голод, жажда, кровоточащие раны истощали силы воинов, но не сломили их мужества. Защитники крепости стояли на смерть. Каждый из них думал о том, что он частица великой Красной Армии, которая защищает свободу и независимость Родины. Горячая любовь к Родине, жгучая ненависть к фашистам, высокое понимание воинского долга помогли

им выстоять в этом аду. С волнением читаем сцену встречи Плужникова с раненым политруком. На измождённом, покрытым грязью и копотью лице жили только глаза, от ран шёл тяжёлый запах.

Уходите, - сказал политрук.

Оставьте гранату и уходите.

А вы? – спросил пограничник.

А я немцев подожду. Граната да шесть патронов в пистолете: будет, чем встретить.

Это есть наш последний и решительный бой, - в ответ запел из последних сил политрук. Хрипя, он кричал слова гимна и слёзы текли по измождённому лицу, покрытому копотью и пылью.

Выступление второго ученика.

И все вместе плечом к плечу встали Плужников, Сальников, пограничник и запели « Интернационал ». Они пели так громко, как не пели никогда в жизни. Слёзы

текли по их грязным лицам, но это были не те слёзы, на которые рассчитывали немцы. Каждый старался с честью исполнить свой воинский долг. Фельдшер, получив приказ уходить на прорыв, сам умирающий от голода и жажды, отказался бросить раненых, хотя знал, что они всё равно умрут без воды, пищи и от ран, которых нечем лечить.

Их что кирпичами завалить? – спрашивал он Плужникова, сообщившего о приказе. – Пристрелить нечем. Это ты понимаешь? А приказы… А приказы уже не касаются, я сам приказ пострашнее отдал. Вот если каждый, каждый солдат себе приказ отдаёт и выполняет его – сдохнет немец. И война сдохнет. Кончится война.

Раненые бойцы, обречённые на мученическую смерть, просят лейтенанта:

Уцелей браток! И скажешь своим, что мы умирали не срамя.

В одном из боёв, когда бойцы отошли под напором врага в казармы, в костёле (в нем помещался клуб) остался один сержант под обстрелом врага, он притащил станковый пулемёт и один отражал натиск врага.

Мужественно вели себя женщины крепости. Тётя Христя и Мирра отвергли с негодованием предложение Плужникова сдаться немцам в плен, чтобы выжить.

Негодное твоё решение, командир! – сказала старушка. Чем могли, они оказывали помощь воинам.

Прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», ещё раз убеждаешься в том, что врага сдерживали не устаревшие и полуразрушенные крепостные укрепления, а удивительная стойкость советских людей. Массовый героизм и удивительная стойкость солдат, проявленные при защите Брестской крепости, свидетельствуют о высоком патриотизме и горячей любви советского народа к своей Родине.

Гуманизм русских людей.

Выступление ученика.

Русские люди – истинные гуманисты. Наш народ - мирный народ. Фашисты вероломно напали на нашу страну, поэтому он взял в руки оружие, чтобы отстоять Родину. Как было трудно привыкнуть к мысли, что надо убивать. Плужникову

нелегко было стрелять в человека. Но бешенство фашистов вызывали в сердцах воинов жгучую ненависть, и они яростно сражались с ними. Не огрубели сердца защитников Бреста. У них добрые сердца. Вспомним, как мирно они беседуют с немцем, узнав, что он простой рабочий, что у него трое детей, словно и нет войны, словно их собеседник - добрый приятель. Мирра просит Николая не убивать пленного, тот выполняет просьбу. И как же жестоко они поплатились за доброту!

Быть гуманным – это значит быть беспощадным, если этого требуют обстоятельства. Отпущенный ими немец был настоящим фашистом. Он

привёл к подземелью огнемётчиков. В результате их действий сгорела тётя Христя, которая заботилась о Николае и Мирре, как о своих собственных детях. Этот же немец беспощадно расправился с Миррой, когда пыталась уйти из крепости вместе с женщинами, работающими здесь.

Да, мы гуманисты. Но если враг посягнёт на самое дорогое – свободу Родины, мы становимся беспощадными. Русские люди добили врага в собственном логове и помогли немецкому народу в строительстве мирной жизни.

Денищик, Сальников, Степан Матвеевич –

герои Брестской крепости.

Выступление первого ученика.

С беспримерной храбростью сражались защитники Бреста. Их лучшие черты воплощены автором в образах Сальникова, Денищика, Степана Матвеевича.

Степан Матвеевич – представитель старшего поколения. Ничего геройского нет в его внешнем облике. Война застала его в складе. Его и ещё пять человек заживо замуровало в каземате во время бомбёжки. Они неистово стремились к свободе, воздуху, к своим. И спустя много дней выход из подземелья был найден. Свою задачу старый воин теперь видит в том, чтобы не давать врагам покоя. После ранения у Степана Матвеевича распухла нога, началась гангрена. Врачебной помощи ждать неоткуда. Старина понимает, что он обречён, и пока силы не покинули его, он торопится выбраться из подземелья и ценой жизни, уничтожить как можно больше врагов. Степан Матвеевич совершает подвиг. Принимает он решение спокойно, как о чём–то будничном, простом. Словно не относящемся к его жизни. Перед уходом он просит позаботиться о Мирре, уберечь её и выжить назло врагу. Вскоре Мирра и Николай увидели: в Тираспольских воротах показалась голова немецкой колоны. Они шли по трое, выкрикивая песню. И в этот момент тёмная фигура сорвалась сверху, с

разбитой башни. Мелькнула в воздухе, упав прямо на шагающих немцев, и могучий взрыв двух связок гранат рванул утреннюю тишину. Это был Степан Матвеевич.

Выступление второго ученика.

Автор повествует о крепкой воинской дружбе. «Сам погибай, а товарища выручай» - солдатский закон. Трижды спасает жизнь командиру Плужникову молодой боец Сальников, балагур, весельчак, геройский парень. В свою очередь Николай пытается помочь ему, когда тот попал в плен. Пограничник Денищик закрыл своим телом Плужникова в атаке на мосту. Ценой собственной жизни он спасает лейтенанта. Плужников глубоко осознаёт, что в долгу перед погибшими и мстит врагу до последнего мгновения.

Воины в крепости сражаются до последней минуты своей жизни. С глубоким волнением читаем страницы о встрече Плужникова с одним из последних защитников крепости Семишным. Нас восхищает сила духа этого человека, его безграничная вера в победу, его беспощадность к себе и другим во имя её приближения. Читаешь и думаешь, откуда же у него брались силы? Это был живой скелет. Двигаться он не мог:

после ранения в позвоночник у него отнялись ноги. Для него нет ничего дороже Родины, нет звания выше, чем звание русского солдата. Именно так он решил назваться в том случае, если его найдут немцы, и он не покончит с собой: «Русский

солдат мне звание. Русский солдат мне фамилия». Нас поражает его жизнелюбие. Он делает три раза в день зарядку упорно, фанатично, хотя двигаться уже не может.

Выступление третьего ученика.

Он сражался до последнего. С боем отдаёт он смерти каждый миллиметр своего тела. Как можно больше убить врагов, сберечь знамя полка – вот чем жил этот воин. Именем знамени полка он приказывает лейтенанту Плужникову беспощадно мстить врагу до тех пор, пока жив. Семишный глубоко верит, что вот так же, как и он, и Плужников, везде советские солдаты стоят насмерть.

«Сколько вёрст до Москвы, знаешь? Тысяча. На каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Надо принять присягу. А что есть присяга? Клятва на знамени. Вот и ступай присягу исполнить. Автомат в руки и наверх, чтоб знали: крепость жива. Чтобы детям, внукам, правнукам заказали в Россию соваться». Семишный горд тем, что с честью выполнил солдатский долг. Чувствуя, что силы окончательно покинули его, жизнь уходит, он передаёт знамя Николаю с наказом: «Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, и не моя – Родины нашей честь». Умирает он с гордым сознанием, что крепость не сдалась и не сдастся врагу.

Гитлеровцы, готовя войну против СССР, рассчитывали на скорую и лёгкую победу. Они не учли, что нельзя покорить народ, где есть такие люди, как Плужников, Сальников, Денищик, Семишный, Степан Матвеевич.

Отрывок из книги.

Читает ученик.

Сейчас был вечер, и он спешил обрадовать умирающего. Ещё не добравшись до лаза, услышал глухие стоны. Семишный умирал. Он говорил с трудом, задыхаясь, уже неясно выговаривая слова. Смерть докатилась до горла, руки уже не двигались, и жили только глаза. «Мы честно выполнили свой долг, себя не щадя. И до конца, так до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрёшь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправ. Только так.

Сил нету, Семишный, - тихо сказал Плужников.

Сил больше нету.

Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам силы. Расстегни меня, грудь расстегни гимнастёрки – всё. Расстегнул? Сунь руку. Ну, чуешь силу?

Плужников расстегнул воротник и гимнастёрку, неуверенно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми, обмороженными пальцами холодный, скользкий, тяжёлый на ощупь шёлк знамени.

С первого дня на себе ношу, - голос старшины дрогнул, но он сдержал душившие его рыдания. - Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черёд. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, не моя – Родины нашей честь. Не запятнай, Николай.

Повторяй: Клянусь!

Клянусь, - сказал Плужников.

Никогда, ни живым, ни мёртвым.

Не отдавать врагу боевого знамени.

Боевого знамени.

Моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, - повторил Плужников и, став на колени, поцеловал шёлк на холодной груди старшины.

Когда помру, на себя наденешь, - сказал Семишный. А раньше не тронь. С ним жил, с ним и помереть хочу.

Они молчали, и молчание это было торжественным и печальным. Потом Плужников сказал:

Двоих я сегодня убил.

Не сдали мы крепость, - тихо сказал старшина.

Не сдали, - подтвердил Плужников. - И не сдам.

В списках не значился.

Выступление первого ученика.

В первой части повести перед нами молодой лейтенант Плужников, только что закончивший военное училище. Николай не остаётся при училище, а просится отправить в любую действующую часть. Он считает, что только там можно стать настоящим командиром. Просьбу его удовлетворили. Николай получил назначение в Брест. Ему дают кратковременный отпуск на три дня, и он успел побывать дома, увидеть мать и сестру. Поздно вечером 21 июня 1941 года познакомился с известным в Бресте скрипачом Свицким, племянница которого работала в столовой поваром. Ёе и попросил скрипач помочь лейтенанту добраться в незнакомую крепость. Было уже за полночь, когда девушка привела его в склад, где работала тётя Христя, одинокая женщина, которая очень любила Мирру. В четыре часа утра склад содрогнулся от мощных ударов. Николай торопливо выбежал из склада. Он спешил в полк, чтобы стать на учёт. Кругом всё горело. Случилось так, что на учёт его ставить было некому и не к чему. Увидев молодого бойца, ищущего склад боеприпасов, он решил действовать вместе с ним. Потом они встретили группу бойцов во главе с замполитом. Трудно пришлось Николаю в незнакомой крепости в такой тяжёлой обстановке. Он даже струсил однажды. Ушёл из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Потом искупает вину: враг выбит из клуба. Мы видим, как постепенно Николай Плужников мужает. Со многими бойцами сводила его судьба. Его спасали боевые друзья, и он думал, как выручить их. Убегая от преследовавших немцев, Николай случайно попадает в тот самый склад, куда привела его девушка накануне войны. Склад накрыло тяжёлым снарядом в первые дни войны. Шестеро обитателей его оказались заживо замурованными в нём. Прошло много дней, пока вход был разобран.

Выступление второго ученика.

Плужников тяжело заболел. Он очень переживает, что не может принести патроны бойцам. Он даже пытается покончить жизнь самоубийством. Спасает его Мирра. Лейтенант не даёт покоя бойцам, которые были в складе вместе с ним. Он приказывает уничтожать врага, каждый день охотиться за фашистами, а не сидеть в

подземелье, боясь обнаружить себя. Федорчуку это не нравиться. И однажды он решился на предательство, вышел из подземелья с белым платочком. Плужников убивает предателя. Однажды Плужников привёл пленного в подземелье. Немец рассказал, что он рабочий, показал фотографию, где были сняты трое его детей, чем разжалобил женщин. У Николая не поднимается рука расстрелять фашиста, думая, что

тот воюет не по своей воле. А тут ещё Мирра просит пощадить врага. Они его отпустили, а утром помилованный немец приводит огнемётчиков, и они сжигают заживо тётю Христю, оказавшуюся у лаза. Был дан приказ прорываться через кольцо врага, лейтенанту Плужникову предлагают прорываться, но он не может бросить Мирру, хромую от рождения. Бросить девушку, зная, что она погибнет одна – предательство, по мнению Николая. Он решил до конца сражаться в крепости, хотя имел полное моральное право уйти, ведь он не числился в списках. Каждый день Николай отправляется «на работу» убивать немцев. Так шла одна неделя за другой, молодые люди полюбили друг друга. Вопреки войне, вопреки всему на свете родилось светлое чувство любви. У Мирры должен быть ребёнок. Силы покидают её. Нет воды, нет еды, вечная темнота и крысы. Мирра чувствует, что она умрёт, не дав жизни ребёнку.

Ты должна идти! – сказал Плужников.

Ты должна добраться до своей мамы и вырастить сына. Если я останусь в живых, я найду вас. Ты расскажешь ему обо всех нас, кто остался тут под камнями.

Он будет молиться на эти камни.

Молиться не надо. Надо просто помнить.

План у них был прост. Недалеко работали женщины, разбирали завалы. Мирре удалось незаметно пробраться к ним. Но когда женщины, возвращаясь с работы, построились в колонну, то Мирру вытолкали на левый фланг, она оказалась лишней. Её заметил конвоир и повёл к оберефрейтору. Им оказался тот самый немец, которого они пощадили с Николаем. Мирра торопливо шла вперёд, боясь, что Николай увидит, что станет с ней. Удары сыпались на неё один за другим, а она продолжала идти, думая о том, кто остался в подземелье, и из последних сил стремилась уберечь его. Её дважды проткнули штыком и ещё живую завалили кирпичами. Николай, оставшись один, был уверен, что Мирре удалось спастись. Повалил снег. Немцы нашли дыру и взорвали её. У Николая теперь не было ни убежища, ни еды, остался лишь автомат с полным диском и восемь патронов.

Выступление третьего ученика.

В одном из завалов казарм, куда Плужников добрался, он набрёл на одного из защитников крепости Семишного. Тот перед смертью отдаёт Николаю знамя полка и просит беречь его как святыню. И снова Николай один – один без патронов, без еды. Он попал в ловушку. Немецкий генерал приказывает еврею (а это был скрипач Свицкий) спуститься в подземелье и заставить сдаться в плен русского солдата. В противном случае смерть ждёт обоих. Услышав от Свицкого, что немцы разбиты под Москвой, Николай решает выйти.

Теперь я могу выйти. Должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза.

Даже немцы были поражены, когда увидели перед собой седого, слепого, обессиленного, непохороненного русского солдата.

Они отдавали ему воинские почести.

Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжала в Брест старая женщина. Она не спешила уходить с шумного вокзала, где у входа в вокзал висит мраморная

плита: с 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством старшины Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал.

Целый день читала женщина эту надпись. Стояла возле неё, точно в почётном карауле, читая одно имя. Семь букв «Николай». Ничего ей не надо было объяснять, не так уж важно, где лежат сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Ведущий. Мы, поколение начала 21 века, знающие о войне из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов, прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», думаем над тем, откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, силы выстоять в таком аду. Сражаться так, что даже враги восхищались их необыкновенной стойкостью и мужеством. Читая роман, думаешь, какой огромной ценой завоёвано наше счастье – ценой жизни 27 миллионов человек. Они отдали во имя того, чтобы жили мы, самое дорогое – жизнь. Сражаясь с таким упорством, они думали не о себе, а о судьбе будущих поколений, о нас. Думаешь о них с чувством глубокой благодарности. Они сделали всё, что могли, даже больше. А теперь судьба Родины в наших руках. Мы отвечаем за всё.

Читая роман, невольно думаешь: «А всё ли мы делаем, чтобы не было стыдно перед ними, отдавшими жизнь за нас?». И с сожалением скажешь: «Нет, не всё». Надо строже оценивать свои поступки, воспитывать чувство ответственности.

Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение - повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины...». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Непокоренному сыну непокоренной Родины "... Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость - в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

Николай Плужников умер, но не сдался , остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.