Верность в любви мастер и маргарита аргумент. Творческие работы по литературе


Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков не мог в своем романе "Мастер и Маргарита" обойти столь важную тему, как коварство и любовь, верность и предательство в любви.
Идеалом верности в любви у писателя является Маргарита Николаевна, которая остается с Мастером даже в вечном покое "первого круга" ада. Но так уж безупречен этот идеал? Ведь Маргарита, по сути, сбежала от своего мужа. Вот вам и коварство. А все дело в том, говорит нам Булгаков, что в этом мире "юдоли мирской" любой идеал недостижим.
Светлой героине Маргарите в романе противопоставлена "черная" Низа. Она за деньги или по каким-нибудь иным причинам предает влюбленного в нее Иуцу, обрекает его на верную смерть. Будем считать, что Низа предает из-за корысти. Маргарита хоть тоже предает любящего, наверное, ее мужа-инженера, но делает это во имя любви к Мастеру. Подруга Мастера, сострадая возлюбленному, вместе с тем ловко лжет мужу. И предательство, и ложь - все во имя любви? Нескладно у нас получается. Но вот постепенно Маргарита возрождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую ее способной противостоять глубинам сатанинских искушений.
Низа выступает в роли палача, Маргарита же сама готова к самопожертвованию, хотя и роль палача ей не чужда - вспомним ее полет на швабре и разгром квартиры критика Латунского. С другой стороны, можно и так выкрутиться: Низа не просто предала, а предала возмездию самого величайшего из предателей - Иуду. И в этом при желании можно отыскать нравственную позицию. Коварство и предательство - вещи обоюдоострые и двусмысленные.
"Мастер и Маргарита" - роман о трагедии любви, притом о трагедии безысходной любви. Для Мастера любовь всего лишь "домашний уют", но отнюдь не смысл жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей ее страстности тоже всего лишь замена сытой и богатой, но бездуховной жизни на жизнь подлинную, пусть даже после физической смерти.
Перевоплотившись в королеву Марго, героиня проникает в потусторонний мир. И он оживает перед ней во всей своей фантасмагории. Маргарита ничуть не смущена переменами и "страшными красотами" в потустороннем мире. Она готова отдать за любимого свою душу: "После всех волшебств и чудес... она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной: "Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!"
В сделку с дьяволом первым вступает не герой, а героиня, именно ее избирает нечистая сила для первого контакта. Место благочестивой Гретхен в поэме Гете "Фауст" в романе Булгакова занимает раскосая ведьма, голая королева шабаша. Когда силы тьмы наделяют Маргариту сверхъестественными свойствами летать и быть невидимой, она использует их для мелочной мести. И во время погрома в доме критика страдают не только гонителя Мастера, но и невинные люди. И только вид испуганного ребенка заставляет бездетную Маргариту "смягчить свой осипший на ветру, преступный голос" и рассказать мальчику печальную "сказочку": "Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастье вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая".
Однако еще до встречи с нечистой силой Маргарита уже приняла на себя роль ведьмы и "временное ведьмино косоглазие": "Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горит какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме?" Очень ярко проявляется характер Маргариты во взаимоотношениях с Воландом. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, соблазнами и слабостями, раскрывается как сильная и гордая, но иногда совестливая и честная. Если она по христианским догмам и грешница, то грех ее искупается великой любовью.
После бала у Маргариты не остается иллюзий: "Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты... Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал... Попросить, что ли самой, как искушающе советовал Азазелло?.. "Нет, ни за что", - сказала она себе". И оказалась права. "Мы вас испытывали, - продолжал Воланд, - никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!"
На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро переживает свой уход к любовнику, силы зла же заставляют ее выстроиться в один ряд с величайшими преступниками мира, которые ей кланяются. А Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.
В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем. Но и тут она проявляет силу: "Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой".
Характер Маргариты целиком раскрывается на балу у сатаны. Она рада получить индульгенцию за предательство мужа - перед ней проходит череда куда более гнусных преступлений. Маргариту можно обвинить в чем угодно, но она не "феминистка" и не "эман- сипантка". Она придерживается консервативной традиции разделения ролей полов. Себе она на всю жизнь выбирает роль заботливой и преданной подруги Мастера. Это может стать поводом для искупления греха.
Маргарита - не единственный персонаж, радующийся своему дьявольскому перерождению. Безумно рада стать ведьмой и ее домработница Наташа. Она рада изменить человеческое естество, чтобы избавиться от чудовищной "несвободы" советской жизни.
В СССР Мастеру и Маргарите жизнь хуже ада. Воланд умерщвляет и Маргариту, и Мастера, предоставив им "покой" и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода. Пока Маргарита лишь только лживое подобие "Вечной красоты", она бессильна чем-либо помочь Мастеру. Она не в состоянии удержать его от уничтожения рукописи в огне. Когда же "все обманы исчезли", и красота Маргариты, прежде "обманчивая и бессильная", преображается в "красоту неземную", эта женщина избавляет Мастера от страданий, в конечном счете побеждает смерть, ибо в смерти восходит со своим возлюбленным к новой вечной жизни, вечному покою, где нет места коварству, потому что царит вечная любовь.

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

Тест по произведению

Конспект урока.

Урок литературе по теме:

Цели:

Просмотр содержимого документа
««Предательство и верность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».»

Учитель: Рой Светлана Михайловна.

Конспект урока.

Урок литературе по теме:

«Предательство и верность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».

Цели:

Анализируя произведение, подвести учащихся к ответу на вопрос: «Что такое трусость, предательство и верность?»;

Развивать образное мышление, креативность учащихся, формировать коммуникативную культуру учащихся;

Формировать чувство ответственности перед временем и людьми.

Ход урока :

    Актуализация знаний учащихся.

– В какие годы работал над романом «Мастер и Маргарита» М. Булгаков? Что это было за время?

– Почему при жизни писателя роман не был опубликован?

    Мотивация деятельности учащихся.

– В густонаселенном мире романа Булгакова «Мастер и Маргарита» действует много героев. Одни из них сохраняют до последних дней своей жизни верность своим убеждениям, верность друг другу. Другие стали отступниками и предателями.

Как же появляются предатели? И что такое верность? Как вы считаете, нужно ли говорить об этом сегодня? Надеюсь, что обоснованно ответить на эти вопросы мы сможем в конце урока.

    Индукция.

Учитель читает отрывок из романа (гл.2) «Зачем же ты бродяга…»

И. Эренбурга «Верность»

Верность тебе лишь. Верность

Веку, морям, судьбе,

Если терпеть. Без сказки,

Спросят – прямо ответь,

Если к столбу – без повязки,-

Верность умеет смотреть.

    Самоконструкция.

– Кто из героев в этой сцене ведет себя как настоящий герой, сохраняя верность своим убеждениям? Кто отступил от своих убеждений?

А теперь сформулируйте, что такое предательство и верность?

    Групповая работа.

1 группа.

1. Что удивило Понтия Пилата в рассказе Иешуа?

    Проследите. Как ведет себя Пилат во время допроса Га-Ноцри?

    Почему прокуратор утвердил смертный приговор Синедриона, хотя знал Иешуа не виновен.

2 группа.

    Как был наказан Пилат за свое предательство?

    Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь Иешуа, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют?

    Каков финал судьбы Пилата? Почему он был прощен?

    Чем предательство Пилата отличается от предательства Иуды?

3 группа.

    Каким изобразил Иешуа Булгаков? В чем непоколебим этот философ и целитель?

    Чем был опасен Иешуа для тоталитарного Рима? В чем его сила?

    Можем ли утверждать, что он «заслужил свет»?

4 группа.

    Почему была организована травля Мастера? Что не устраивало литераторов в романе, написанном Мастером?

    Почему Мастер оказался в психиатрической клинике?

    Почему Мастер «не заслужил свет. Он заслужи покой»?

5 группа

    Как были наказаны Воландом в Москве предатели и доносчики7

    Кто из героев удостоен вечной смерти? Почему?

6 группа

    Можно ли сказать, что Левий Матвей является верным учеником Иешуа, а Иван Понырев -Мастера?

    Докажите, что любовь Мастера и Маргариты была настоящей, верной и вечной.

Представление своих работ.

В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной в романе?

Почему появляются отступники и предатели?

Творчество.

Ученики дополняют записанные ранее определения.

Сочинение- миниатюра «Трусость - мать жестокости».

Рефлексия.

Над чем нас заставил задуматься сегодняшний урок?

Домашнее задание.

    История Мастера;

    Изображение мира искусства в романе.

    Проблема творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита » произвел на меня неизгладимое впечатление ещё в детстве, когда я впервые открыла эту философски сильную и совсем непонятную мне книгу. Третий, и надеюсь не последний раз, мне предстояло прочесть эту книгу совсем недавно.
Итак, в романе «Мастер и Маргарита» автор использует писательский приём «книга в книге», где очень чётко, но меж тем гладко две параллельные сюжетные линии прошлого и настоящего времени. Здесь затронуты практически все земные чувства и темы для размышлений: Что такое религия? Как на самом деле воспринимать справедливость? В чём заключается смысл любви и достойна ли она жертв?
Больше всего меня, как девушку, конечно, затронула тема любви Мастера и Маргариты. Они узнали друг друга по глубокому одиночеству, и их жизнь преобразилась с тех самых пор, когда Маргарита побывала в гостях у Мастера. Отказавшись от роскошной жизни с богатым мужем и достатка, она навечно, по словам автора, ушла из несчастливой жизни. Оттого что для счастья ей нужен был лишь он. Мастер. Верность Маргариты заключалась в тех часах и мгновениях одиночества и томления без возможности получить хоть какое-то известие о Мастере, во второй части книги, кроме того, от любви в жизни героини проснулось бесстрашие к жизни и смерти. Апогеем их любви стал роман Мастера, произведение, которое было дорого как ему самому, так и Маргарите. Она обещала уберечь его, спасти от уничтожения. Занимательно, что и сам Булгаков когда-то сжёг первый вариант романа, и лишь спустя два года сел за него вновь. Так автор даёт своему герою – ниточку собственных переживаний. Что же касается жертвенности – то здесь, Булгаков, благодаря поступку Маргариты открывает для нас её понятие через всё ту же любовь – когда приходит время просить, Маргарита просит не для себя, я преисполненная новым чувством человеколюбия – просит для Фриды. Ведь самой героини больше ничего не надо, кроме как быть рядом с Мастером, «беречь его сон».
Трагедия этой любви заключается в том, что Мастер и Маргарита – были непонятны окружающими, они бросали вызов миру, и были вознаграждены Булгаковым. Он отправил их не в рай, они не заслужили, не в Ад, слишком сильны были прекрасные чувства в их душах, а «на покой».
На мой взгляд, это произведение для людей всех возрастов. Каждый может найти в неё что-то интересное для себя, прикоснуться к загадочным и мистическим обстоятельствам, ощутить переживания, задуматься о философии и религии. Это многоразовое произведение. При каждом новом прочтении, оно сияет иными, не виданными до этого гранями.

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.