Внешность наташи война и мир. Портрет наташи ростовой


М. Башилову, в 1866 году проиллюстрировавшему роман, Толстой писал насчет изображения сцены между Наташей и Борисом Друбецким в цветочной: "В поцелуе — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс... а Бориса сделать не так raide ("raide" - упрямый, непреклонный)..."

Впрочем, Танечка Берс - свояченица Льва Николаевича, сестра его жены Софьи, порывистая, увлекающаяся, иногда легкомысленная - не единственный прототип Наташи Ростовой. Как признавался сам писатель, он "взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа".

"Наташа полу-барышня, полу-девочка, то детски смешная, то девически обворожительная".

."Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то".


Л. Пастернак, 1893 год

Кросспост в комьюнити, посвященном всему, связанному с книгами,

На мой взгляд, изучать все же необходимо. Только не так, как «проходят» в школе объемные классические произведения сейчас. При подготовке к ЕГЭ для ребенка главное - знать общую мысль произведения. Или скорее наоборот - теперь задания ЕГЭ требуют под одну мысль подвести пару-тройку литературных примеров. Поэтому перед ЕГЭ форумы выпускников пестрят примерно такими всполошенными вопросами: «Ребята, тема «Любовь к матери» - где она приводится?» - «Наташа Ростова и мать», «Мать» Горького». - «А в «Карениной» есть любовь к матери?» - «Да нет вроде. Не, там про права женщин».
Учителя литературы жалуются на резкое сокращение часов на свой предмет в 10-11-х классах. «Многотомную» классику в школе не успевают разобрать. А дома дети ее не читают - незачем! Лично я убедилась в этом, второй год по собственному почину проводя накануне ЕГЭ опрос среди выпускников Великого Новгорода. Задаю всем, кто хорошо учится по литературе, один и тот же вопрос: «Читаете ли вы книги, о которых рассказываете потом на ЕГЭ?» Отличники отвечают: «Мы краткое содержание знаем из Интернета. Все прочитать, честное слово, времени нет. Но мы на «пять» сдадим, не беспокойтесь!»
Вход на выставку Бориса Непомнящего был бесплатным. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник широко оповестил о событии через местные СМИ. И все-таки нельзя сказать, что народ массово посетил это уникальное мероприятие. Очень жаль, потому что эта выставка помимо своего художественного значения могла бы привлечь к Достоевскому новых читателей, особенно из тонко чувствующей молодежи. Я в этом абсолютно уверена.
Настоящий художник пишет не на потребу толпе и не ради звонкой монеты. Для Бориса Непомнящего, это чувствуется по его произведениям, главное в творчестве - передача эмоций, возникших, например, при его личном прочтении классики. Почти пять лет художник кропотливо работал над иллюстрациями к «Запискам из Мертвого дома». Создан цикл из 50 крупноформатных рисунков. Часть этих работ и офорты к другим произведениям Достоевского и были представлены на выставке в Великом Новгороде.
Борис Непомнящий признается, что последние два года читает только Достоевского. «Записки из Мертвого дома» вобрали в себя впечатления увиденного и пережитого Достоевским в сибирском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев. Характеры и судьбы заключенных, которых писатель встречал на каторге, описаны в этой книге. Борис Непомнящий изобразил эти персонажи так, как он их чувствует.
Боль и сострадание - в каждом штрихе этих зарисовок. Они чудным образом проявляются даже на гротескных, интуитивно отталкивающих рисунках, таких как изображение «наигрязнейшей девицы в мире» - Чекунды и Двугрошовой, которая «уже была вне всякого описания». Мы не видим исполосованной ударами спины каторжника на рисунке, изображающем проведение сквозь строй палок, но становится жутко от выражения его лица и многократно повторяющихся бесстрастных фигур солдат, наказывающих несчастного...
Невозможно не прочитать «Записки из Мертвого дома», увидев такую выставку. И это логично наводит в свою очередь на мысль: почему бы современным учителям не взять на вооружение такое замечательное средство и увлечь литературой через изобразительное искусство?
Массово приводить детей на подобные выставки - первый способ. Только не нужно потом поголовно заставлять всех описывать в тетрадке увиденное! Пусть это будет задание по желанию. Большинство детей очень не любят уроки, на которых их заставляют описывать какую-нибудь из иллюстраций в конце учебника. Все мы помним, как в своем школьном детстве однообразно подбирали слова для картины «Грачи прилетели» или «Опять двойка». Такие сочинения хороши при одном условии - если ребенка действительно затронула картина.
Второй способ - предлагать детям рисовать собственные иллюстрации к литературным произведениям. К сожалению, эта деятельность начинается и благополучно заканчивается в начальных классах. Безусловно, хорошо рисовать могут не все. Но всем вменять в обязанность это и не нужно! Нужно было бы ввести в практику и массово разрешить учителям вплоть до 11-го класса ставить пятерки по литературе за продуманный рисунок ученика, доказывающий, что тот прочел и почувствовал текст! Я уверена, что тогда увеличится число подростков, которые сядут вечером и прочтут хотя бы несколько глав из «Войны и мира», ведь без этого невозможно нарисовать Наташу Ростову, танцующую свой первый танец на балу, горящую Москву 1812-го, а может быть, и огромное бесстрастное небо Андрея Болконского...
Есть и третий способ - привлекать лучших художников России, таких, как, например, Борис Непомнящий, к широкому иллюстрированию книг, предназначенных для чтения в школе, и к пресловутому «списку 100 книг» для внеклассного чтения тоже.
Что видят сейчас дети и родители в книжных магазинах страны? Книжки для школьной программы и для взрослой аудитории не иллюстрируются вовсе - чтобы уменьшить цену. Для малышей выбираются иллюстраторы без имен, подешевле. В результате прилавки книжных магазинов наводняют аляповатые обложки, сделанные с помощью компьютерной графики.
Этой ситуацией, кстати, очень недовольны мамы, заботящиеся о чтении своих детей. Сегодня обложки и иллюстрации активно обсуждаются на родительских интернет-форумах. Вот наиболее распространенные мнения: «Самые талантливые художники почему-то не могут найти работу в издательской сфере», «Рынок рассчитан на то, что художник не будет предлагать свой стиль, а будет подстраиваться под заказчика. Главное сейчас, чтобы ярко - аж глаза выжигало - и быстро. Эта безбашенная краска рассчитана, чтобы быстрее продавался «продукт», «Не нравится, что все больше книжек напоминает анимэшный мир или картинки из компьютерных игр». В такие моменты я понимаю, что мое детство было куда интереснее и прекраснее.
Участники форумов вспоминают таких детских художников-иллюстраторов, как Владимир Сутеев, Владимир Конашевич, Владимир Лебедев, Николай Устинов, Борис Дехтерев. Из детских иллюстраторов прошлого кумиры начитанных пап и мам - Митрохин, Нарбут, Добужинский, Бенуа. Дошло до того, что мамы и папы взяли на себя то, что должны бы делать издатели! Участники форумов пропагандируют лучшие книги, сканируют их обложки, рисунки. Делятся информацией, где можно купить сокровище - хорошую книгу с хорошими рисунками. Каждая из таких купленных книг сканируется и выставляется в Интернете. Ее сразу же просматривают не меньше 200 человек на форуме!
Книга, созданная союзом двух творцов - писателя и художника, - сокровище вдвойне! Такие книги могут вернуть российским детям любовь к чтению. Чтобы это произошло, должна быть, в частности, организована система государственных заказов, хорошо оплачиваемых художникам-современникам. А чтобы исключить создание очередной кормушки для художников-халтурщиков, готовых купить выгодный заказ, нужно, чтобы голосовали за лучших иллюстраторов родители, дети и учителя. Лично я голосую за Бориса Непомнящего. Кстати, в 2014 году Россия будет отмечать 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Борис Непомнящий собирается делать иллюстрации к «Герою нашего времени»...

Досье «УГ»

Борис Львович Непомнящий родился в 1945 году в Киеве. Учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной. Член Союза художников СССР с 1975 года. Постоянно живет и работает в Великом Новгороде с 1971 года. В 2006 году ему присуждена золотая медаль Российской академии художеств.
Состоялось более 30 персональных выставок художника в Италии, Германии, Швеции, Финляндии, Чехии, Великобритании, Норвегии, Австрии, Эстонии, США, России.
Художником созданы такие значительные графические циклы, как «Портреты русских писателей», «Библейские сюжеты», иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.Рубцова, Шарля де Костера, Пабло Неруды, Свифта. В формировании его индивидуального стиля огромную роль сыграло увлечение творчеством Альбрехта Дюрера, Босха, Рембрандта.

Великий Новгород

Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа-эпопеи “Война и мир” Л.Н. Толстого и его любимой героиней. Действие романа охватывает период времени с 1805 по 1820 год, и в течение этого времени мы следим за тем, как развивается образ Наташи.

Впервые мы видим Наташу тринадцатилетним подростком. Она еще нескладна и некрасива, ее волосы сбиты сзади черными кудрями, но она искренна и одновременно прекрасна в своей непосредственности.

Героиня еще является гадким утенком, но который уже готов превратиться в прекрасного лебедя. У нее есть необыкновенные музыкальные способности, она наделена удивительным голосом, непосредственна и отзывчива. При этом героиня имеет сильный характер, с несгибаемым нравственным стержнем.

Наташа растет в атмосфере счастья, любви и веселости, которая свойственна семье Ростовых. Дом Ростовых в Москве всегда полон жизни, но не меньшую идиллию представляет и жизнь семейства в Отрадном, где героиню окружают великолепные пейзажи, она участвует в святочных играх, гаданиях. А ведь известно, что классики всегда изображали своих любимых героев в единении с природой и в непосредственной связи с национальными традициями.

По мере того, как развивается сюжет, героиня превращается в привлекательную, живую, умеющую чувствовать девушку. Наташа способна на самопожертвование, ей не чужды высокие душевные порывы. Так, она решительно обжигает руку, доказывая Соне свою дружбу и любовь, принимает участие в судьбе раненых, когда отдает подводы для вывоза их из горящей Москвы. Во время Отечественной войны 1812 года Наташа занимает ответственную позицию. Она уверенна и мужественна. Она не дает оценки происходящему, а повинуется своим жизненным принципам, которые диктует ей ее искренний и чистый характер. Именно героиня спасает мать от умственного помешательства после смерти Пети, она ухаживает за тяжело раненным князем Андреем. Однако Толстой не идеализирует свою героиню, в ее поведении нередко прослеживаются эгоистичные мотивы, ее поступки не всегда диктуются разумом, по словам автора, она «не удостаивает быть умной». Однако эта нелестная в современном понимании характеристика говорит о главной отличительной черте образа Наташи – эмоциональности и интуитивной чуткости. Она стремится жить полной жизнью, хочет любить и быть любимой. Но ее эмоциональность, влюбчивость сыграли с ней плохую шутку: будучи помолвленной с Андреем Болконским, она увлекается Анатолем Курагиным, явно недостойным объектом ее внимания. Лишь когда она просыпается от этого наваждения и встречает в Мытищах раненого князя Андрея, она осознает свою вину и хватается за возможность искупить ее. Уход за князем Андреем возрождает ее к жизни.

Роль жены и матери, которую выполняет Наташа Ростова в эпилоге романа, неслучайна. Героиня становится женой Пьера Безухова, который близок ей по духу, ведь именно он еще вначале романа в тринадцатилетней девочке увидел прекрасную и возвышенную душу с богатым внутренним миром.

В эпилоге романа Наташа полностью погружена в семейные заботы, она разделяет интересы мужа и понимает его. Автор рисует Наташу такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная женщина. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”, – пишет Толстой, называя свою героиню “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Но в этом видит смысл своей жизни Наташа Ростова. Эта характеристика героини, данная в эпилоге, еще раз свидетельствует о том, что Наташа будто является частью природы, она даже мыслит не разумом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Наташа принимает роль добровольной и счастливой рабы: “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Героиня любит и любима. А это и есть для нее истинное содержание полноценной и счастливой жизни.

Одним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », - такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.

* «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».

Русская природа - это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!

Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.

Будучи открытым, искренним человеком, Наташа не понимает всей фальшивости окружающего ее общества. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, искренне любящие друг друга. Вероятно, это происходит оттого, что сама она всей душой стремится ко всеобщей любви и дружбе. Нежелание видеть отрицательных черт нередко приводит героиню к опрометчивым поступкам. Так, она не сразу смогла разгадать истинную натуру Анатоля Курагина, который лишь использовал, обманывал ее.

Героиню Толстого характеризует чистая, искренняя любовь к людям. Наташа Ростова и любовь неразделимы. Она искренне любит отца и мать, Николая и Соню… Но особенно полно ее душевный мир раскрывается в любви к Волконскому. Пройдя через многие жизненные испытания, эта любовь сохранила свою чистоту, глубину и нежность. Наташа полюбила князя Андрея с первого взгляда. Когда он пригласил ее на вальс, ее лицо осветилось счастливой, почти детской улыбкой. «Давно я тебя ждала», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых пролиться слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». Счастью и радостью переполнялось сердце девушки от сознания, что она может стать женой этого человека. Тяжело переживала Наташа предстоящую разлуку с женихом: « Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее… «Не уезжайте!» - только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться, и который он долго помнил ».

Юная Ростова, казалось, не осознавала до конца, что с ней происходит. После отъезда Болконского она чувствует растерянность. Не думая, что делает, девушка просто раскрывалась навстречу чувствам. Иногда эти чувства оказывались ошибочными - как в случае с Анатолем. Только спустя какое-то время настоящая любовь проснулась в душе Наташи, она полностью осознала свои чувства к Андрею. То было радостное и новое чувство, поглотившее Ростову целиком, вернувшее ее к жизни.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все те качества, которые должны, по мнению автора, присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Его героиня жизнерадостная, чуткая, естественная, непосредственная девушка. Она отличается одаренностью, способностью видеть и понимать душу другого человека, готовностью прийти на помощь, тонкой интуицией. Она любит людей и всем делает только добро, она стремится жить полной жизнью, наслаждаться каждой прожитой минутой. И каждую минуту излучать тепло и свет. В самом деле, героиня Толстого, благодаря своим неповторимым душевным качествам, богатству своего внутреннего мира, становится ярким лучиком света в скучном и сером светском обществе.

Разумеется, я нормально ориентируюсь в эпохах, а так же знакома с историей
костюма.
Да и Толстого читала самым внимательным образом - не так, как сейчас читают -
по сокращенному варианту, да еще и наспех...
И понимаю, что моя Наташа - ну совершенно не героиня его романа.
Просто фамилия у нас такая - Ростова. Ну, и имя досталась соответственно -
Наташа.
Сначала хотела назвать Анастасией - так красиво это звучит для моего слуха... Но
когда принесли ее, похожую на матрешечку, я поняла, что никакая она не Настя, а
абсолютная Наташка.
Так и живет теперь. В компании с Александром и Марией.
На мой взгляд, Наташка - самая живописная. И лицо - откуда-то из Возрождения.
Марья - та типичная модель для Брюллова: есть в ней что-то итальянское. В разном
возрасте она была похожа то на малышку из "Всадницы",то на "Девочку на фоне
персидского ковра" Врубеля, то на приемную дочь графини Юлии Самойловой,- опять же
Брюллова.
Кто-то из моих знакомых пошутил:
- У настоящих художников и дети рождаются живописные.
Сейчас работаю над двумя портретами Маши.
А Наташа - вот, более-менее закончена. В платье для новогоднего карнавала, которое тоже
шили сами.

Рецензии

Сергей, спасибо Вам.
Вы добрый. (Помимо того, что талантливый)))
Буду обязательно заходить в свободное от заказов время.)) - опять набрала выше крыши,- что, конечно, замечательно почти со всех сторон.))
С теплом и уважением,-

Я это знаю, как трудно художнику иметь заказы в современном мире, а русским художниками сегодня. На мировом рынке был вплеск на русское искусство в 90-х, когда открыли кингстоны, я вспоминаю те выставки авангардистов, на Малой Грузинской например. Я не москвич, но специально приезжал в Москву побродить по галереям и салонам. Я и сегодня обожаю ходить по выставкам, принимаю всё, включая чёрный квадрат Малевича, примитивистов, гламур и т.д. Я вспоминаю художников членов союза СССР и их отношение к своему творчеству, они делили свою работу на ту, что для худсовета и на ту, что для себя. Фильтры худсоветов конечно в какой-то степени фильтровали халтуру по технике и качеству, но и всё "опасное" и непонятное отсеивалось. У нас многие выпускники МАРХИ, (там учился) ушли сразу же из архитекторов и стали художниками -это Владимир Прядихин, Константин Худяков, Сергей Снежко и другие. А я себе лет 5 назад устроил случайно приключение: по выходным довольно удачно рисовал на улице портреты, познакомившись с силуэтистом Юрой. Он потом звонил мне и говорил, чтобы я приходил работать (менты, когда я приходил не собирали с бродячих художников и музыкантов мзду) Я в ту пору гастерарбайтерчал в Москве и работал главным архитектором компании Стройбизнескомплекс. В ту пору я даже нарисовал на заказ маслом 2 портрета, один за 15 тысяч, с фотогафии женщину, которая ушла уже из жизни (я не хотел брать деньги, но клиент, родственник моего друга конструктора настоял, второй за 10 портрет моего друга архитектора Крицкого Вити, я у него работал в ту пору архитектором, он тоже сам мне заплатил.

Хорош гастарбайтер!)))

Уличная школа - у нас говорят "на панели" - очень полезна любому художнику. Я временами.- особенно в поездках.- подрабатываю, совмещая приятное с полезным.
А холсты недавно еще тоже по таким ценам писала. Сейчас немного подняла. Но это - если быстрые заказы.
Те, которые пишутся несколько месяцев и стоят иначе. Но они.- увы,- бывают не часто.
Ну. а натюрморты - вообще другая история.)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.



Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой.
После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.



На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, - все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.


Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова. Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель. «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

Три дочери, один сын, семейное счастье и благополучие – вот награда за стойкость и мужественность в перенесенных Наташей испытаниях. Теперь она твердо знает, что вместе с мужем они смогут преодолеть все невзгоды, и поэтому счастлива, даже наотрез отказавшись от светских утех.

«Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны…»

Что ж. Всем не угодишь. Главное, что Наташа нашла свое призвание – служить мужу и детям. И делала это так же самоотверженно.