Внушение людям чувств и мыслей средствами искусства. Внушение народу определенных мыслей и чувств средствами искусства



Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству.


В XIX-ХХ веках литературу использовали для того чтобы настроить народ против власти и готовили его к революции. Например Литература - Горького, Маяковского. У Пушкина присутствовали такие произведения из-за чего весной 1820 года вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I).


Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.


Агитационный плакат -- это главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ. Один из самых известных плакатов военных лет - "Родина-Мать зовет", созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.

«Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение» В. М. Бехтерев

чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу существом могучим, сила которого растет вместе с возвышением чувств отдельных ее членов. Только этим путем, путем взаимо внушения, и можно себе объяснить успех тех знаменательных исторических событий, когда нестройные толпы народа, воодушевленные одной общей идеей, заставляли уступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска, действовавшие без достаточного воодушевления.

Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. Без сомнения, та же самая сила внушения действует и в войсках, ведя их к блестящим победам. Нельзя, конечно, оспаривать того, что дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее, колоссальное тело, но последнее, для того чтобы проявить свою мощь, нуждается еще в одухотворяющей силе, и эта сила заключается во внешней той идее, которая находит живой отклик в сердцах воюющих. Этой же силой внушения объясняются героические подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось бы, не было уже никакой надежды на успех. Очевидно, что сила внушения в этих случаях берет верх над убеждением и сознанием невозможности достигнуть цели и ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать.

многие крупные исторические личности, как Жанна д"Арк, Магомет, Петр Великий, Наполеон Первый, окружались благодаря народной вере в силу их гения таким ореолом, который нередко действовал на окружающих лиц подобно внушению, невольно увлекая за ними массы народов, чем, без сомнения, в значительной мере облегчалось и осуществление принадлежащей им исторической миссии. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета.

важное значение внушения, как условия, содействующего объединению отдельных лиц в большие общества. Но кроме этой объединяющей силы, внушение и взаимовнушение, как мы видели, усиливает чувства и стремления, поднимая до необычайной степени активность народных масс. И в этом другое важное значение внушения в социальной жизни народов. Не подлежит никакому сомнению, что этот психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемий и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения против новых эпидемически распространяющихся учений.

Заключение В заключение: избранная мною тема не могла быть исчерпана в короткой беседе, так как она всеобъемлюща, но те несколько штрихов, которые вы, быть может, уловили речи, дают по крайней мере для размышления о том значении, которое имеет внушение в социальной жизни народов, и в той роли, какую оно должно было играть в моменты важнейших исторических событий древних и новых времен

    Слайд 2

    тезаурус

    Суггестор - источник суггестии или внушающий субъект – любой индивид, группа, средства массовой информации. Суггеренд – объект суггестии (внушаемый) – индивид, группа, социальный слой Заражение - 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию; 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций. Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. (Проявление реакции спортивных болельщиков) Подражание – механизм социализации, следования образцу. За подражанием стоят разные психологические механизмы: в младенчестве - подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт в детстве - проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре в юности - идентификация с кумиром, принадлежность к группе в зрелом возрасте - научение в профессиональной деятельности

    Слайд 3

    «Эффект плацебо» (рас. лат. placebo - поправляюсь, удовлетворяю) - внешне положительный лечебный эффект, который связан с авторитетом врачей, с авторитетом лекарств и степенью самовнушения пациента. Плацебо - это фальшивое лекарство (например - обычная лактоза), которую вам дали под видом настоящего. Используется, когда реальная причина болезни не медицинская, а психологическая (например, гастрит, вызванный длительной депрессией). Эффект плацебо - это когда данная аскорбинка вам действительно помогла Патология - (от греч. παθος - страдание, боль, болезнь и λογος - изучение) - болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции Аффект - (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Аффект (психология) - эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью, интенсивностью и выраженными физиологическими проявлениями.

    Слайд 4

    ДЕФИНИЦИЯ

    Внушение– это сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям Психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (иногда и эмоциональные) конструкции Основное средство внушения – слово. Мимика и жесты оказывают дополнительное влияние

    Слайд 5

    Эффективность внушения

    Во-первых, огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение (суггестор) – его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики Во-вторых, немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно (суггеренд), в частности, его способность включать механизмы психологической защиты Третьим значимым фактором являются особенности отношений между суггестором и суггерендом – доверие, авторитетность, зависимость В-четвертых, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения – уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями

    Слайд 6

    Согласно В.М. Бехтереву, внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике Внушение представляет собою гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение Оно играет особо видную роль в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор, пока логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего развития, позволяющего ему усваивать логические выводы Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время – примет его. Кроме того, внушение может не произвести заметного действия сразу, а проявиться через определенное время. Когда сознание заинтересовано и отвлечено, подсознание остается без защиты и впитывает все, что ему говорят

    Слайд 7

    ВИДЫ ВНУШЕНИЯ

    Прямое – воздействие словами. а) команды и приказы. Носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз. б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном. Косвенное – скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.

    Слайд 8

    Намеренное и ненамеренное внушение

    Внушение намеренное- суггесторстарается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей. Для намеренного внушения не нужно вводить суггеренда в состояние сна, не нужно никакого подчинения воли внушаемого лица Внушение ненамеренное (невольное) -суггесторне ставит перед собой цель внушить что-либо суггеренду и не прилагает никаких усилий. Происходит при стественном общении одного лица с другим. Возможно в случае предрасположенности суггеренда к тому, что внушается. (Т.е. внушение «У тебя ничего не получится!», подействует только в случае, если высказано в момент, когда у суггеренда что-то не получилось). Это внушение происходит незаметно для лица, на которого оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Оно редко действует сразу, чаще медленно, но верно укрепляется в психической сфере. Невольное внушение действует на нас везде и всюду в повседневной жизни. Не замечая того сами, мы приобретаем в известной мере чувства, суеверия, предубеждения, склонности, мысли и даже особенности характера от окружающих нас лиц, с которыми мы чаще всего обращаемся

    Слайд 9

    Намеренное внушение. Гипноз

    Гипноз - это искусственно вызываемое сноподобное состояние, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; так называемые "сторожевые пункты" сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. Гипноз - это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Для каждого, кто интересуется проблемами гипноза, обязательно выполнение двух требований: 1. Категорически запрещается воздействовать, а тем более лечить гипнозом лицам, не имеющим специального медицинского образования. 2. Детям до 10-12 лет лечение гипнозом противопоказано. Общие условия ввода в гипнотическое состояние таковы: - диактивирующее действие любого из монотонных раздражителей;- полная релаксация (расслабление) пациента;- установка на восприятие пациентом доминирующего раздражителя и отвержение всех посторонних раздражителей.

    Слайд 10

    Восприимчивость к гипнозу

    Гипнотизировать - значит влиять в смысле усыпления. Каждый не душевнобольной человек может спать и в какой-либо степени поддаваться духовному влиянию, почти все нормальные люди - в этом убедились на практике опытные гипнотизеры - могут быть загипнотизированы Бернгейм считал врача, занимающегося гипнозом, недостаточно опытным, если он был не в состоянии загипнотизировать, по крайне мере, 80% своих пациентов. Льебо находил в среднем среди 100 человек только трех, совершенно не поддавшихся влиянию гипноза; Веттерштранд в Стокгольме насчитывал 3%, Беландер в Иёнчепинге - 2%, Ван Рентергем в Амстердаме - 6%, Нотцинг - 10%, Туккей - 14%, Форель насчитывал 6%. Среди не поддающихся воздействию находится много нервных людей, между тем как в общем люди со здоровыми нервами поддаются более глубокому усыплению, чем нервные люди. Душевнобольные не могут быть загипнотизированы.

    Слайд 11

    ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВНУШЕНИЕ

  • Слайд 12

    САМОВНУШЕНИЕ

    САМОВНУШЕНИЕ - прививание психических состояний, обусловленное не посторонними влияниями, а внутренними поводами, источник которых находится в личности самого лица, подвергающегося самовнушению Самовнушение развивается без внешнего воздействия и может проявляться в форме чистого представления; например, представления: "теперь я устал", "теперь у меня кружится голова", - могут возникнуть у кого-нибудь во время прогулки и произвести соответствующее действие. Такое самовнушение образуется не путем здорового мышления, а вследствие мнимого представления, психической "заразы" или ложного толкования физических восприятий С научной точки зрения было бы правильнее назвать ошибочное представление результатом воображения, которое легко подавить убеждением. А понятие "самовнушение» должно относиться к таким душевным процессам, которые проявляются в форме внушения, вызывают физические действия и не могут быть оттеснены убеждениями или силой воли

    Слайд 13

    Массовое внушение

    Всякого человека легче загипнотизировать, если он видел чужие гипнозы. Особенно дети принимают в этом большое участие, психологам случалось видеть, как дети засыпали в то время, когда гипнотизировали других. И эта заразительность внушений - ее можно назвать психической индукцией - обнаруживается и наяву Внушение тем сильнее, чем большее количество людей уже подчинилось ему: конечно, если предполагать, что у всех в группе приблизительно одинаковое предрасположение к внушению Чем больше люди внутренне или внешне схожи с другими - по одежде, по возрасту со сверстниками, по образованию с людьми одной профессии или по взглядам или намерениями на политических собраниях, - тем сильнее развивается взаимное духовное влияние. Невольно мысли и чувства принимают общее направление, внимание устремляется одинаковым образом, мы готовы к общим восприятиям, одинаковым взглядам Чем некультурнее масса, тем большее влияние оказывают внушения

    Слайд 14

    ПЕРедатчики внушения

    Главным передатчиком внушения от одного лица другому служит орган слуха, так как словесное внушение является и наиболее распространенным и наиболее действительным Зрительное внушение - включающее использование изображений лиц, предметов или явлений. Внушение при посредстве осязательного и мышечного чувства. Непосредственная передача психических состояний вследствие патологии

    Слайд 15

    АУТогенная тренировка

    Аутогенная тренировка (AT) - это методика воздействия человека на самого себя посредством формул самовнушения в состоянии полного расслабления (релаксации) с целью влияния на свое настроение, чувства, намерения, волю. Ключевым моментом AT является умение достигать состояния аутогенного погружения - своего рода полудремы, в котором образные, эмоционально окрашенные представления оказывают влияние на ту часть нервной системы человека, которая не управляется сознательной волей. Иначе говоря, именно в этой ситуации создаются условия для обучения бессознательного психического. Приводим полную схему занятий AT, состоящую из последовательности формул для достижения состояния аутогенного погружения: Для выхода из состояния погружения используется фраза: «Руки сжаты. Дыхание глубокое. Открыть глаза. Расслабить руки».

    Слайд 16

    СПАсибо за внимание!

  • Слайд 17

    ТЕСТ. Легко ли вы поДдаетесь внушению?

    1. После каждого нового сообщения о какой-то диете или более рациональном образе жизни вы… А. Сразу пересматриваете или даже меняете свой образ жизни, режим питания. Б. Задумываетесь, что из всего этого может пригодиться и вам. В. Никогда не обращаете на это внимания (по вашему мнению, человечество уцелело потому, что никогда об этом не задумывалось). 2. Если на вашем лице выступила сыпь или вы поранили лицо при бритье, то вы… Г. Не выходите из дома, пока лицо не заживет, так как вам кажется, что, если вы выйдете в таком виде, все будут обращать на вас внимание. Д. Вы пытаетесь каким-то образом скрыть это, а как только встречаете кого-то из знакомых, сразу же объясняете, что с вами случилось. Е. Вы не будете обращать на это внимания, любопытство посторонних вас не интересует. 3. Если вы почувствовали, что кто-то идет за вами и чуть ли не наступает вам на пятки, вы… Б. Ускоряете шаг. В. Вам все равно, но из любопытства вы оглядываетесь и смотрите, кто это.

    Слайд 18

    4. Вам нужно принять важное решение, и вы… Г. Не говорите с другими потому, что боитесь получить противоречивые советы, которые собьют вас столку. Д. Ищете совета, но в конце концов поступаете по-своему. Е. Слушаетесь только самого себя. 5. Вы приболели, но не идете к врачу, потому что… A. Там много больных, которые станут рассказывать о своих недомоганиях, а это вас раздражает. Б. У вас просто нет для этого времени, вы уверены, что все пройдет само собой. B. Врач может сказать вам что-то неприятное. 6. Если на новом месте работы, учебы все вдруг начинают твердить, что вы очень симпатичный человек, а на предыдущем месте у вас были проблемы в общении с людьми, то вы подумаете, что… Г. Новые коллеги (студенты) правы, на старом месте вас просто не понимали. Д. Они менее требовательны. Е. Они более спокойны, философски ко всему относятся. 7. В театр, кино вы идете сразу, как только поймете, что герой, о котором идет речь… А. Похож на вас, у него те же проблемы, и вам интересно, как он их разрешит. Б. Герой и обстановка совершенно не похожи на вашу, поэтому вам интересно все это сравнивать с собой. В. Вы смотрите с одинаковым удовольствием фильмы и спектакли, не сопоставляя героев с собой.

    Слайд 19

    8. Если станут утверждать, что в последнее время ваша работа не отличается в лучшую сторону, то… Г. Это сильно травмирует вас, вы начнете работать еще хуже. Д. Так как вы сами не замечаете такого спада в работе, то решите, что вас хотят сбить с толку. Е. Вы сами попробуете подвести итоги своей работы и заметите, что, хотя она и небезупречна, вы работаете с интересом и не хуже других. 9. Если шофер такси взглянет на вас с плохо скрываемой досадой, то вы… А. Решите, что вы ему просто не понравились. Б. Что, может быть, он очень устал. В. Решите, что он, вероятно, вечно всем недоволен. 10. Как только вы вспоминаете о ваших бабушке и дедушке, с которыми не живете вместе, или о своих пожилых родителях, то… Г. Вам прежде всего вспоминается запах в их доме, вы его буквально «чувствуете». Д. Вам даже иногда «слышатся» их голоса. Е. Вы видите расположение комнат, предметов в их доме.

Посмотреть все слайды

Искусство поражает нас своим мастерством и изысканностью. Вернее, не только искусство, но и люди, которые его создают. Естественно, рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах могут все, но сделать это искусно, красиво – нет. Не все способны изобразить что-то прекрасное, передать дух песни, передать образ, смысл танца, играть красиво, а не брынчать. Получается, что по отношению к искусству есть две роли: роль создателя и роль зрителя. Иногда, конечно, и та, и другая могут быть в одном человеке.


Искусство обладает способностями завораживать народ, «захватывать» в свой мир. Оно словно вмешивается в подсознание человека и наталкивает на определенные мысли и чувства. Каждый в народе судит по своему то или иное произведение искусства. Так же возникает самовнушение. Человек рассматривает разные стороны произведения, прислушивается к мнению других. Либо он меняет свое отношение, либо остается при своем.


Нередко власть вмешивалась в искусство. Ведь были авторы, которые хотели передать всю правду, а она была в том, что власть рассматривалась в искусстве жесткой, лживой, так как власть навязывала свою волю, и людям ничего не оставалось делать, как подчиняться ей. Безусловно, были и те, которые шли власти наперекор. Но и власть не обходилась без искусства. Искусство во многом помогало отразить все сущее в данной эпохе.


Искусство способствует влиянию на организм человека. Картины могут повлиять на человека. Цвет имеет свойство менять настроение людей, в плохую или хорошую сторону. От картин исходит такая энергетика, что человек может почувствовать себя лучше или хуже, в зависимости от картины. Музыка, как мы знаем, наводит на хорошее настроение. А классическая музыка, вообще, благотворно влияет на организм. К примеру, если детям слушать музыку Моцарта – они будут быстрее развиваться интеллектуально.

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад , добавлен 23.11.2008

    Сущность искусства. Происхождение искусства. Теоретические определения искусства: божественная теория, эстетическая, психофизиологическая теория. Функции искусства. Определения искусства. Определения красоты. Симбиоз искусства и красоты.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2007

    Исследование искусства римского скульптурного портрета как выдающегося достижения изобразительного искусства эпохи Римской империи: портретный образ, эстетические вкусы, идеалы и мировоззрение римлян. Роль римского портрета в истории мирового искусства.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

    реферат , добавлен 24.01.2010

    Причины возникновения искусства, его связь с традициями и ритуалами, история развития. Классификация искусства пo paзным кpитepиям, их жaнpoвaя диффepeнциaция. Видные теоретики искусства. Функции и цели искусства, диcкуccии o знaчимocти пpoизвeдeний.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Кружевоплетение как один из самых изысканных видов прикладного искусства. Общая характеристика истории развития техник плетения в мире и России. Отличительные черты самых известных кружевных промыслов: Вологодского, Елецкого, Кировского, Михайловского.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Краткая биографическая справка из жизни С.П. Дягилева, годы обучения. "Русские сезоны", пропаганда русского искусства за рубежом. Первый балетный спектакль в 1909 году. Влияние антрепризы Дягилева на развитие мирового хореографического искусства.

    реферат , добавлен 13.07.2013

    Истоки искусства. Жанры и особенности первобытной культыры. Взаимосвязь искусства и религии. Человеческие качества и чувства запечатлены в живописи, скульптуре. Проблемы бытия, религии, мироощущение отражены в произведениях искусства.

    реферат , добавлен 21.03.2004

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.