«Во глубине сибирских руд…», анализ стихотворения Пушкина.


«Во глубине сибирских руд … » — послание поэта
к отправленным на каторгу друзьям-декабристам.
Осенью 1826 года, уже после жестокой расправы с
декабристами, Николай 1 возвратил Пушкина из
ссылки, и они имели продолжительную беседу с
глазу на глаз. Царь уверил поэта в том, что он ис-
кренне желает использовать свою власть во благо
и процветание народа и просил помочь ему в этом
своим творчеством. Пушкин прислушался к мнению
царя, но от своих прежних убеждений не отрекся. Не
отрекся он и от друзей-декабристов.
К тому же поэт был особенно впечатлён поступ-
ком жён декабристов — многие из них пренебрег ли
положением в свете, богатством, знатностью и раз-
делили судьбу своих мужей. Пушкин передал своё
дружеское послание с женой декабриста Никиты
Муравьёва, которая тоже уезжала в Сибирь вслед
за сосланным мужем.
В стихотворении чувствуется не только стремление
поэта утешить своих друзей, но и глубокое восхище-
ние ими. Для Пушкина их думы — «высокие», их
терпение — «гордое», их труд — «скорбный», а меч
дожидается их возвращения из неволи.
Послание написано в высоком стиле. В нём много
абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода,
Любовь, Дружество. Поэт рисует мрачное простран-
ство, в котором оказались герои, используя для этого

особую лексику: «мрачное подземелье», «темницы»,
«каторжные норы», «оковы тяжкие». Эти образы
создают трагическую атмосферу несчастья, постиг-
шего его друзей.

Но лирический герой уверен, что у несчастья
всегда есть верная сестра — надежда. И он верит в
человека-борца, который способен в самых тяжёлых
условиях сохранить в себе не только « гордое терпе-
нье ». но И верность своим идеалам — « дум высокое
стремленье ». « Любовь и дружество », « свободный
глас» способны поддержать ссыльных, помочь им
переносить тяжесть каторги. И ещё поэт выразил
свою уверенность в том, что рано или поздно спра-
ведливость восторжествует, «оковы тяжкие падут,
темницы рухнут » ,

Но не об амнистии, не о прощении, не о воз-
вращении декабристов из ссылки говорит поэт.
« Не пропадёт ваш скорбный труд / и дум высокое
стремленье!» — восклицает он. В этом «не пропадет-
открывается иной смысл — речь идёт о торжестве
высоких идей.
Финал стихотворения звучит оптимистично.

Пламенное послание Пушкина очень поддержало
декабристов и стало одним из немногих радостных
событий их каторжной жизни.

Ключевым словом в стихотворении является слово
свобода. Это же слово было начертано на знамёнах
декабристов. Это послание поэтически утверждает
то, за что они боролись. И друзья откликнулись на
послание Пушкина — поэт-декабрист Александр
Одоевский написал в ответ стихи, которые аакан-
чивалиоь так:

Наш скорбный труд не пропадёт:
Из искры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Стихотворение Пушкина написано четырёхстоп-
ным ямбом. Стопа двусложная с ударением на вто-
ром слоге.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Этот литературный труд создавался поэтом в 1827 году, как простое послание к бунтовщикам. Все это происходило в 1825 году, многих друзей Пушкина арестовали и отправили по этапу. Конечно, декабристы потерпели полное фиаско. Но Александр Сергеевич очень сильно переживал все это.

Стиль у стихотворения возвышенный. Здесь большое количество образов абстрактного вида: свобода, ненастье, любовь, надежда на будущее. Пушкин надеялся на то, что очень скоро его товарищи будут освобождены. Каждый имел большое гражданское и патриотическое чувство. И хоть они потерпели поражение, все их действия не прошли просто так.

Образы в стихотворении, представленные такими словосочетаниями, как «темницы», «оковы тяжкие», «мрачное подземелье», создают атмосферу трагедии, которая произошла с его друзьями. Но здесь противопоставлена мрачным образам и вера, и надежда. Ведь без этих двух составляющих нельзя будет пережить все невзгоды. С каждой строчкой приближается будущее. Сначала сменятся духовные ценности «любовь и дружество», а потом свобода изнутри выходит наружу «Оковы тяжкие спадут».

В стихотворении поэт не только имел в виду свободу в общем ее понимании, но и от деспотичности царской власти.

Человек, имеющий внутреннюю стойкость, сможет дойти до окончания пути, отстаивать свои идеальные образы. И в этом случае он становится непобедим. Это и является главной идеей стиха. Создавался он стихотворным ямбом в четыре стопы. Автор применяет много разных средств выразительности для создания образа.

Используются эпитеты: труд скорбный, терпение гордое, стремление высокое, метафоры, например, свобода будет с радостью принимать у входа всех. Чтобы стихотворение стало более ярким и побуждающему к действию, используют прием повтора согласных звуков «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье». Это небольшая литературная зарисовка относится к такому стилю, как послание гражданского и дружеского вида.

Автор любил писать такие виды произведения. Он считал, что самое время оказать поддержку своим друзьям. Строками своего произведения он говорил о том, что наступит время и они смогут реализовать сои заветные мечты.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Во глубине сибирских руд" (В Сибирь).

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.
Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.
Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:
оковы тяжкие падут, темницы рухнут –
и Свобода вас встретит радостно у входа,
и братья меч вам отдадут.
Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.
Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.

56300 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Во глубине сибирских руд" (В Сибирь).

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Во глубине сибирских руд…» А.Пушкин

«Во глубине сибирских руд…» Александр Пушкин

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия . В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

«Во глубине сибирских руд…», анализ стихотворения Пушкина

Братство, сложившееся в стенах Царскосельского лицея, где учился Александр Сергеевич Пушкин. сохранилось до последних дней каждого из лицеистов. Неслучайно ежегодно 19 октября все выпускники Лицея собирались, если появлялась такая возможность. А Пушкин почти на каждую годовщину писал очередное стихотворение. Поэтому для него личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики - Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Когда основных участников восстания сослали в Сибирь, Пушкин проявил изрядную смелость и написал знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…» . Многие товарищи поэта состояли в тайных обществах, но не посвящали в планы восстания Александра Сергеевича, который и так уже конфликтовал с властью и дважды бывал в ссылке. Однако, когда его вызвали к самому Николаю I для личной аудиенции, Пушкин заявил, что если бы он 14 декабря 1825 года был в Петербурге, то «непременно встал бы в мятежное каре».

Своим стихотворением «Во глубине сибирских руд» молодой поэт хотел подбодрить сосланных декабристов, следуя лицейским традициям, мечтал поддержать их веру в окончательное торжество свободы. Он обращается к декабристам как товарищ, который вынужденно остался на свободе, но по-прежнему разделяет их «дум высокое стремленье» . Написано это стихотворение было в годовщину декабрьского восстания - в начале января 1827 года.

Первоначальный вариант этого послания был размещен в семейном альбоме княгини Е. А. Ростопчиной. В дальнейшем поэт поменял вторую и третью строфы, и стихотворение еще больше озарилось надеждой, а любви и дружбе придавалось еще большее значение. В Сибирь попал второй вариант этого стихотворения: поэт переслал его с Александрой Муравьевой, которая уехала в Сибирь к мужу.

Послание написано высоким стилем: особую торжественность придают ему слова, записанные с заглавной буквы, - Надежда, Любовь, Свобода, Несчастье. Поэт понимал, что его друзья-декабристы, лишенные свободы, чести и достоинства, нуждаются, прежде всего, в моральной поддержке своих товарищей. Именно поэтому Пушкин осмелился не только написать такое стихотворение, но и переправить его друзьям в Сибирь. Обращаясь к ним, поэт уверен: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье» . Автор считает, что идеи декабристов все же найдут свое воплощение в жизни, ведь идея свободы является определяющей в творчестве Пушкина.

Тему свободы и верности декабристским идеям Пушкин сохранит в своих последующих стихотворениях: «Арионе», «Стансах», «Пророке». Однако именно в стихотворении «Во глубине сибирских руд» наиболее ярко нашла воплощение мысль о героизме и мужестве. Отсюда такая лексика: «каторжные норы» . «мрачные затворы» . «свободный глас» . Поэт Александр Одоевский ответил на послание Пушкина стихотворением, в котором содержались строки, ставшие девизом революционеров начала ХХ века: «Из искры возгорится пламя!»

Утешая своих друзей, оказавшихся в Сибири, откуда многим уже не суждено будет вернуться, Пушкин написал: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы» . Поэт был уверен, что о подвиге декабристов будут помнить последующие поколения, при этом выражал надежду, что судьба окажется к героям его стихотворения более благосклонной, чем правительство и царь: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа» . Только предсказанию этому не суждено будет сбыться: через четверть века немногие декабристы, пережившие ссылку, получат амнистию и вернутся домой больными и беспомощными стариками, лишенными титулов и дворянских привилегий.

Послушать стихотворение Пушкина Во глубине сибирских

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Во глубине сибирских

Бытует в народе интересный фразеологизм: «Если не знаешь кто, то говори Пушкин». Это не преувеличение, действительно, у этого великого творца есть произведения, которые приурочены ко всем значимым событиям его эпохи.

Талант этого человека настолько безграничен, что люди специально учат русский язык, чтобы иметь возможность читать его стихи и романы в оригинале. Даже самый точный и литературный перевод не сможет передать всю красоту и певучесть слова величайшего российского поэта, имя которого знают во всем мире.

История создания этого пронзительного стихотворения связана с важнейшим событием первой четверти 19 века в России. Поэт, будучи человеком впечатлительным и творческим, не мог остаться в стороне от такого значимого события для страны, как восстание декабристов (1825 год), тем более что многие осужденные и отправленные в ссылку были близкими друзьями поэта, с которыми он учился в лицее.

Если сегодня Сибирь – это освоенная и вполне пригодная для проживания территория, то в 19 веке это было сродни отправке на Антарктиду. Это край света, откуда вернуться было практически невозможно. По сути, Сибирь больше напоминала колонию государства российского, просто огромный источник всевозможного сырья, добывать которое отправляли тех, кого не приговорили к смерти.

Важно! Поэт не мог не переживать, и своим творчеством хотел приободрить декабристов и привлечь внимание общественности к этой проблеме, он искренне надеялся на то, что все ссыльные вскоре вернутся домой.

В ссылку он передал свое стихотворение с супругой одного из осужденных, А. Муравьевой. Он вселил в отчаявшихся людей веру и надежду на то, что потомки и будущие поколения по достоинству оценят отчаянный поступок.

Пушкин не боялся писать открыто и поднимать те темы, которые в высшем обществе обсуждать было не принято. Одним из таких творений является стихотворение «Во глубине сибирских руд», впервые его прочитали в далеком 1827 году, в ссылке, куда передал его поэт с супругой одного из декабристов.

Он сам рассказывал о своем стихотворении, что оно является актом и показателем мужества не только самого поэта, но и людей того времени, которые так или иначе имели отношение к происходящим трагическим событиям.

Несмотря на то, что он сам был дворянином, и его события, связанные с декабристами, никак не коснулись, он не прошел мимо. Пушкин не проникся, посочувствовал и самым доступным ему способом показал свое отношение. К сожалению, его творение не сразу попало в цель, и амнистию участники декабрьского восстания получили только спустя почти два десятка лет после написания стихотворения.

Пусть так, зато сами декабристы после возвращения домой неоднократно говорили о том, как ценно было для них внимание такого поэта и как это придавало им сил и веры в том, что их деяния были правильными.

Подвиг женщин

Пушкин говорил о том, что больше всего его поразило не само восстание, не решительные действия декабристов, а подвиг женщин. Именно поступок жен декабристов настолько тронул душу и сердце поэта, что он подарил миру прекрасное стихотворение.

Как же сложно было женщине в 19 веке отказаться от всего ради любви. Они стали изгнанницами, оставили свои дома, титулы, положение. Они потеряли уважение общества, отказались от прислуги, богатства, красивых туалетов и украшений, и все во имя любви.

Любви, сила которой настолько безгранична, что преодолевает все на своем пути! Настоящую любовь невозможно остановить, ее не удержать рамками и ограничениями, не остановить никакими преградами.

Важно! Великий поэт восхищался силой духа этих женщин, как именитые дворянки пожертвовали всем и уехали в вечный холод, на крайний Север, чтобы только иметь возможность быть рядом с любимым человеком.

Автор много говорил о том, что его тронула встреча с Марией Раевской, прощальная встреча с женщиной, в которую он когда-то давно был влюблен. Нежная и хрупкая барышня, белоручка и недотрога, как считал поэт, одной из первых собралась в ссылку за любимым человеком.

Она была женой одного из зачинщиков восстания и гордилась тем, что едет в ссылку в качестве супруги С.Г. Волконского. Ее совершенно не пугало то, что ее супругу вынесли такой суровый приговор, а именно 20 лет каторги.

Только вдумайтесь, дворянину, человеку голубых кровей предстояло провести два десятка лет в холоде, без удобств и условий, к которым он привык. Пушкин был горд тем, что когда-то питал чувства к женщине, которая так сильна духом.

Замысел произведения

Главной идеей стихотворения является верность любви и своим идеалам, которые непоколебимы и нерушимы, обстоятельства не могут сломить и заставить отказаться от своей точки зрения. Поэт хотел этим творением поднять боевой дух всех участников восстания.

Где-то там, в каторжных норах, они могли надеяться на то, что скоро все закончится. Вера в лучшее, в будущее и надежда на удачу – вот это истинные эмоции, которые захлестывают каждого, кто читал это стихотворение.

Увы, но восстание провалилось, что было очевидно с самого начала, расстановка сил в обществе в то время была такова, что ни единого шанса на успех просто не было и быть не могло. Они прекрасно понимали это, но от своей идеи не отказались, их чувства и помыслы были сильны и чисты, а патриотизм и гражданская позиция брали верх над всем.

Николай I после восстания вернул поэта из ссылки, и они несколько часов разговаривали. Никто так и не узнал, о чем они беседовали столько времени, что обсуждали и к какому решению пришли. Поэт всегда отказывался говорить на эту тему, а император тем более.

Пушкин вскользь упоминал о том, что император заверил его, что власть, данная ему, не будет использована во вред. Он желает своей стране только хорошего, хочет процветания и развития империи. Он также просил Александра Сергеевича о том, чтобы своим творчеством он помог ему в этом. Император искренне считал, что творчество поэта несет свет.

Поэту льстило такое внимание царя, но от своих убеждений он так и не отказался. Он не отрекся от друзей, которые остались на каторге, и регулярно отправлял им посылки и писал стихи, подпитывая их надежду на лучшее, не давая ей угаснуть.

Анализ произведения

Анализ стихотворения подразумевает определение его жанра, размера, основных поэтических средств, использованных автором для достижения своей цели. Жанр стихотворения – это самый излюбленный стиль написания Пушкина. Это послание, которое является и дружеским, и гражданским, и мировым.

Активно используются средства поэтической выразительности, например: «Оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы» – все это напрямую связано с декабрьскими событиями. Много эпитетов – «скорбный труд», «гордое терпенье», «затворы мрачные», «свободный глас».

Очень много сравнений, которые поражают точностью: «Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас».

Чтобы текст был более ярким и насыщенным, активно пользуется аллитерацией на Р:

«Во глубине сибирских руд,

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

Само произведение написано в размере четырехстопного ямба.

Полезное видео

Подведем итоги

Резкий слог и яркая эмоциональная окраска не позволяли пускать стихотворение в печать. Официально оно было опубликовано только после смерти поэта.

В декабре 1825 года в Петербурге группой дворян-идеалистов была предпринята попытка государственного переворота. Основной целью этого мероприятия служила отмена крепостного права.

Дворяне были арестованы, некоторые из них казнены. Их подвиг нашёл отражение в художественной литературе: " Русских женщинах" Некрасова, " Учителе фехтования" Дюма, " Северном сиянии" Марича . Наконец, героям восстания 1825 года посвящено одно из произведений Пушкина - стихотворение " Во глубине сибирских руд" , анализ которого представлен в этой статье.

Восстание

Анализ стихотворения " Во глубине сибирских руд" следует начинать с небольшого экскурса в историю. Отечественная война 1812 года и другие политические события породили в российском обществе надежды на перемены. Прежде всего, на отмену крепостного права, а это предполагало ограничение монархической власти.

В 1818 году было создано первое тайное общество. Организатором декабристского движения стал Александр Муравьев. Вскоре в России возникло множество подобных обществ, состав которых постоянно менялся.

Предпосылкой для восстания стало воцарение Александра I. Прежний император, между тем, от престола не отказывался. В стране создалась крайне напряженная , двусмысленная ситуация, которую можно было назвать междуцарствием. К тому времени у министра на столе лежало уже множество доносов на членов тайных обществ. Декабристы присягать новому императору не спешили. Более того, именно в этот период решились на восстание.

Своей цели декабристы не достигли. Крепостное право, как известно, отменено было в России значительно позже. Они изначально понимали, что их план обречён. Для декабристов главным было стать примером для последующих поколений. И это им удалось.

В Петропавловскую крепость было отправлено более 350 заговорщиков. Пятерым вынесли смертный приговор. Более ста человек были сосланы в Сибирь. Жены многих осужденных последовали за своими мужьями. Стихотворение " Во глубине сибирских руд" , анализ которого представлен ниже, посвящено не только декабристам, но и женщинам, представительницам светского общества, отказавшимся от комфортной столичной жизни.

Гражданская тема в произведении Пушкина

При анализе стихотворения " Во глубине сибирских руд" стоит несколько слов сказать об истории его создания. Пушкин написал его в 1827 году. Это лирическое произведение - акт гражданского мужества поэта. Стихотворение " Во глубине сибирских руд" Пушкина - послание декабристам, отбывающим ссылку. Поэт выразил надежду на амнистию. Но освобождены они были лишь в 1855 году.

Подвигом декабристов в российском обществе восхищались. Произведение " Во глубине сибирских руд" Пушкина появилось на волне энтузиазма, вызванного решительным поступком жен героев. Эти женщины пренебрегли знатностью, богатством. Они отправились в Сибирь. Сам путь в эту отдаленную часть России в XIX веке можно было назвать подвигом. Добирались женщины до населённого пункта, где их мужья к тому времени уже отбывали срок, несколько недель. При этом они знали, что ближайшие 20 лет вернуться в столицу им не удастся.

Итак, стихотворение " Во глубине сибирских руд" кому посвящено? Декабристам и их женам . Доминирует в этом произведении гражданская тема. Написав это стихотворение, Пушкин укрепил, поднял дух своих товарищей. С некоторыми он знаком был еще со времен учебы в Царскосельском лицее.

После ссылки

Пушкин был причастен к деятельности одного из тайных обществ. Незадолго до восстания его отправили в ссылку. После подавления восстания по приказу Николая I поэт был освобождён. В 1925 году между императором и Пушкиным состоялся долгий разговор. О чём беседовал Николай I с поэтом, доподлинно неизвестно. Но и после этого разговора Пушкин не отрекся от своих убеждений. Он всё так же продолжал поддерживать своих друзей-декабристов.

Послание

Именно таков жанр стихотворения " Во глубине сибирских руд" . Тема произведения - подвиг дворян, принесших в жертву свободу, положение в обществе ради высоких идей. В стихотворении автор обращается не к абстрактным читателям, а к своим друзьям. Стоит сказать, что послание было любимым жанром Пушкина.

Художественные особенности

В стихотворении поэт использует такие слова, как " темница" , " оковы" , " подземелье" . Обращаясь к друзьям, он надеется, что даже " в каторжные норы" проникнет его " свободный глас" . Несмотря на трагичную участь декабристов, стихотворение пронизано надеждой. С такими словосочетаниями, как " скорбный труд" , " мрачные затворы" соседствует " гордое терпение" . При написании стихотворения автор использовал аллитерацию на " Р " . Размер - четырехстопный ямб.

Год 1825 - время надежд, споров и разочарований. Заговорщики, состоящие из некоторых представителей русского дворянства, имели разные взгляды на достижение основной своей цели - свержения самодержавия и отмены крепостного права. Именно в этих двух особенностях России декабристы видели причину отсталости страны. Взгляды на изменения были от радикальных до умеренных.

Поддерживал ли Пушкин декабристов? Скорее, он им просто сочувствовал, поскольку среди декабристов было несколько его приятелей и друзей, всего около двадцати человек из 120-ти высланных в ссылку. Стихотворение «Во глубине сибирских руд» было доставлено на каторгу А.Г. Муравьевой, женой декабриста Н. Муравьева, и являет собой послание поэта своим друзьям, как письменная поддержка их в тяжелых условиях, ободрение и напоминание о надежде скорого освобождения. Амнистия декабристам, однако, произошла лишь через 30 лет после их восстания - и оставшиеся в живых к тому времени, наконец, смогли выйти на свободу.

Главная тема стихотворения

Поэт понимал, что публикация «Во глубине сибирских руд» невозможна. Он преследовал другую цель при написании этого произведения, предназначенного для узкого круга читателей - поддержать и ободрить своих ссыльных друзей.

Доминирует тема дружбы и верности идеалам юности - «Храните гордое терпенье ». Автор призывает не отчаиваться и держаться. Словами «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье » поэт говорит, что трагическое событие, в результате которого погибли 1 271 человек плюс казнены пятеро заговорщиков, обошлось дорогой и печальной ценой. Но оно не окажется напрасным, поскольку привлекло внимание к проблемам самодержавия и крепостного права. Так и произошло - этот заговор получил в российском обществе сильнейший резонанс. Случившееся в 1825 году оказало немалое влияние на общественно-политическую жизнь эпохи правления Николая I.

Пушкин сосредотачивает внимание на том, что «Придет желанная пора » - освобождение из ссылки. «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы » - это обещание помощи в приближении амнистии для бунтовщиков, просьб за них перед императором со стороны родных и друзей декабристов.

Все произведение наполнено эмоционально насыщенным тоном, цель которого - возместить в скором окончании плохого в жизни ссыльных дворян и поднять их дух. И стихотворение Пушкина действительно многим помогло выжить в нелегких условиях, тем более, что быстрого освобождения не последовало, и ссылка декабристов длилась несколько десятилетий.

Структурный анализ «Во глубине сибирских руд»

Это творение Пушкина написано в жанре гражданского лирического послания - одного из любимых жанров поэта. Состоит из 4-х строф со следующими способами рифмовками: 1-я перекрестная, 2-я и 4-я охватная, 3-я - смежная.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Все предложения бессоюзные, сложносочиненные.

В произведении активно используется выразительная терминология «темницы, оковы, затворы, подземелья, каторжные норы», показывающая последствия неудачного восстания. Начинаясь с образа каторги, стихотворение постепенно переходит к образу свободы, четко видимому в конце.

Во второй и третьей строфах просматривается акцент на оптимистичных словах «разбудит», «дружество». Эмоциональная насыщенность подчеркнута методом аллитерации на букву «Р», динамична и ведет от скорби к уверенности, что вскоре им вернут прежние права и дворянские привилегии - («И братья меч вам отдадут»; меч - символ дворянского достоинства и чести).

Вселяло надежду

История декабристов, поначалу начинавшаяся так романтично, оказалась трагичной - поломалось немало судеб. Многие из заговорщиков раскаялись в радикализме, другие поняли бесперспективность их неподготовленного должным образом восстания, но всем им пришлось принять свою новую судьбу - примирить оппозицию с императором не получилось.

И приняли они свою судьбу с достоинством: изучали земли Сибири, занимались педагогической деятельностью, писали стихи. Конечно, зависело это от внутреннего стержня каждого человека. Но и написанное специально для них Пушкиным стихотворение-поддержка в первые годы ссылки существенно укрепило дух декабристов и вселило надежду на восстановление в правах, пусть и не такое скорое, как желал поэт.

В Испании он испанец, с греком - грек, на Кавказе – вольный горец в полном смысле этого слова…

Н.В. Гоголь

В начале 1827 года, будучи в Москве, Александр Пушкин написал послание к пребывавшим на каторге «друзьям, братьям, товарищам» – к тем, кого позднее назвали декабристами. Автографа знаменитых строф, окольными путями попавших на рудники, не сохранилось. Наиболее авторитетной редакцией считается список без заглавия, сделанный одним из «несчастных», бывшим лицеистом первого курса Иваном Пущиным, Большим Жанно:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

При жизни поэта стихотворение не могло дойти до «типографического снаряда». Впервые его растиражировал (под заголовком «В Сибирь») А.И. Герцен в альманахе «Полярная звезда» (Лондон, 1856). В России же пушкинское послание упоминалось в печати с 1858 года, а полностью было опубликовано лишь в 1874 году.

Некоторые современники поэта (в первую голову осуждённые бунтовщики) трактовали «Во глубине сибирских руд…» как манифест, вызвавший «сильное возбуждение революционного чувства» (Д.И. Завалишин), как «призыв к продолжению освободительной борьбы». В пушкинских образах интерпретаторы узрели аллегории политического толка, в стихах и строфах – рифмованные лозунги. Впоследствии, и особенно в XX веке, после октябрьского переворота, подобное прочтение стало доминирующим.

Однако издавна существовало и иное – не столь прямолинейное, учитывающее последекабрьские настроения, – истолкование поэтического текста. В послании, близком по времени создания к таким пушкинским сочинениям, как «Стансы», записка «О народном воспитании» (1826) и «Друзьям» (1828), читатели (Н.П. Огарёв, Н.О. Лернер, В.С. Непомнящий и другие) обнаружили, что возвращённый из ссылки поэт намекал на сотрудничество с новым царём, Николаем Павловичем. Своих симпатий Пушкин, как известно, тогда не таил – и слагал императору «хвалу свободную»:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нём кипит,

Но не жесток в нём дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

А коли Пушкин не был лицемером, то и в послании «Во глубине сибирских руд…» надо, по мнению указанных лиц, видеть не призыв к свержению деспотического режима, а нечто прямо противоположное: уверенность автора в том, что в обозримом будущем последуют милости государя; что скоро Николай I объявит об облегчении участи или даже амнистии изгнанников.

Такой вывод поэт мог сделать после долгой и откровенной беседы с императором, которая про­изошла 8 сентября 1826 года в Москве.

Стилистика пушкинских стихов тоже трактуется по-разному. Часто исследователи находили здесь «слова-сигналы» декабристской поэзии («братья», «меч»). Другие же увидели продолжение традиций дружеского послания, «предельно обобщённые образы» или даже мотивы любовной лирики. Соотносили строфы Пушкина и с лицейским стихо­творчеством, усматривали (в строке «Храните гордое терпенье») скрытую цитату из «Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея» барона А.А. Дельвига.

Аргументация учёных подчас была весьма убедительна, но сдаётся, что обнаруженные ими истины всё же вторичны. А вот к глубинной правде, в каком-то смысле «последней и торжественной», пушкинисты так и не прикоснулись.

Ближе прочих к разрешению проб­лемы подошёл, думается, В.С. Непомнящий. В работах 1980-х годов, посвящённых «судьбе одного стихотворения», он не только доказывал, что рассматриваемый текст есть образчик политической тайнописи поэта, но и утверждал, что послание 1827 года носило характер этический, наполнено глубоким нравственным смыслом. Коснувшись же вопроса о языке , на котором Пушкин говорил с далёкими узниками, В.С. Непомнящий обронил следующее: «И поскольку он был уверен, что идеалы их общей молодости близки к воплощению и что друзья, уже пережившие самое страшное, освободили свои сердца для надежды и терпения, для примирения и прощения, – постольку и само послание свободно написалось языком этих идеалов – привычным языком молодости, «декабристским» языком».

Тут пушкинист остановился. Вероятно, В.С. Непомнящий сделал это «по причинам, важным для него, а не для публики».

Мы же, обзаведясь подсказкой, шагнём чуть дальше – и окажемся у входа в едва замаскированное подземелье .

В годы, предшествовавшие бунту, и Пушкин, и значительная часть заговорщиков принадлежали к ордену вольных каменщиков (запрещённому императором Александром Павловичем в 1822 году). И «привычным языком молодости», периода «полночных заговоров» для них – равно как и для прочих представителей элиты – был модный туманный язык, бытовавший в ложах и иных тайных обществах, на всевозможных «сходках».

Полагаем, что и в послании «Во глубине сибирских руд…» использованы элементы популярного в конце десятых – начале двадцатых годов масонского наречия.

Уже в начальной строфе стихотворения, в третьей его строке, Пушкин оповестил сибирских узников о языке, который применён в послании:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд*

И дум высокое стремленье.

Уподобление конспиративной деятельности декабристов, их бунта на столичной площади и – тем паче – возмущения Черниговского полка пафосному «труду», пускай даже «скорбному», обыденному человеку («профану») должно показаться довольно странным. Зато посвящённый ведал, что отождествление любой деятельности с «трудом» или «работой» – сугубо масонское. Теми же терминами масоны «называли свершение различнейших обрядов, как то: приём профанов в орден и дальнейшие посвящения в более высокие степени, столовые ложи, траурные ложи… Под «работой» разу­мелось также старание просветиться, стремление совершенствоваться» (Соколовская Т.О. Масонские системы. М., 1991. С. 55). Святость всякого труда, личного и общественного, подчёркивали и аксессуары вольных каменщиков – молоток, лопаточка, чертёжная доска и прочие.

Расширительное понимание труда зафиксировано и версификаторами той поры. Так, в одной из песен масонов звучало:

Братья верны, продолжайте

Быть столпами всех работ,

Бодро Запад украшайте

И с трудов сбирайте плод.

Схожее место есть и в оде А.И. Деденева, написанной в 1810 году:

Вы, о братия, любезны,

Являли свет глазам моим,

Я ваши зрел труды полезны,

Я зрел и восхищался им.

В двух последующих строфах пушкинского послания также мелькают слова и формулы, характерные для масонского обихода, – это, в частности, «мрачное подземелье», «любовь и дружество», «разбудит». Глагол «уснуть» подразумевает прекращение «труда» члена ложи на какое-то время или навсегда. Сибирская каторга сделала «уснувшими» сразу всех декабристов-масонов; Пушкин, возможно, намекал на их грядущее пробуждение .

Наиболее же показательна в данном отношении заключительная, четвёртая строфа стихотворения. Она является своеобразным «замкόм», который связывает воедино всё поэтическое строение:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа ,

И братья меч вам отдадут.

Выходит, в процедуре освобождения каторжан непременно будут участвовать их «братья». А ведь именно так – «братьями» – и величали друг друга вольные каменщики. Они-то, уцелевшие после пронёсшейся бури, и возвратят в недалёком будущем томящимся в острогах декабристам пресловутый «меч».

Функции «меча» в масонской знаковой системе разнообразны. Так, по утверждению Т.О. Соколовской, обнажённый меч символизировал карающий закон; в руках братьев мечи означали не только наказание злодеев и предателей, но и защиту невинов­ности. Ещё он применялся при посвящении в братство, использовался для охраны лож… Но здесь Пушкин, скорее всего, имел в виду совершенно иную ипостась: меч у масонов являлся непременным атрибутом свободного человека.

Сверх того, в самой архитектонике послания «Во глубине сибирских руд…» есть сходство с изощрённым, разработанным до мелочей церемониалом посвящения в вольные каменщики.

В прологе этого театрализованного обряда ритор масонской ложи во всеуслышание объяснял: «Путь из чёрной храмины в ложу это – путь из тьмы к свету, от безобразия к красоте, от слабости к силе, от невежества к премудрости, от земной юдоли к блаженной вечности». Дальнейшая процедура была обставлена соответствующими данному тезису мрачными декорациями.

В определённый момент «два брата схватывают новичка и бросают его на щит, который он прорывает и падает на руки двум другим братьям, уже готовым принять его. Створчатые двери, до сих пор отворённые настежь, захлопываются с громким стуком и, посредством железного кольца и железной полосы, подражают звуку задвигаемых тяжёлых запоров , чтобы кандидат вообразил себя запертым в темнице » (Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. М., 1993. С. 166.).

При сравнении данного отрывка с «Посланием в Сибирь» можно убедиться в том, что в пушкинских стихах наличествуют схожие символы: «мрачные затворы», «каторжные норы» и «темницы».

Затем, после краткосрочного пребывания в «темнице», «свободный муж» с обнажённой грудью и завязанными глазами путешествовал вокруг ложи («посолонь, против солнца и снова посолонь»), по коридорам и лестницам, – как бы борясь с лишениями, стойко выдерживая жизненные испытания и преодолевая преграды.

В финале новичок давал клятву верности ордену. Возле жертвенника повязка снималась с него, «спадала» (словно «оковы тяжкие»), и «воскресший» вольный каменщик видел вожделенный свет. Ему вручали серебряную лопаточку, пару белых перчаток и прочую положенную амуницию, а в правую руку ново­испечённого брата вкладывался меч .

А пока длился спектакль (сопровождаемый пением, речами и иными жестами), у входа в ложу несли дежурство стюарты (стражи).

И держали они в вытянутых кверху дланях – мечи .

Послание «Во глубине сибирских руд…» – по форме также «путь из тьмы к свету», из заточенья к вольности и достоинству.

Полагаем, что каторжане легко расшифровали пушкинский код. Для них, «окостеневших в 14 декабря» (П.А. Вяземский), «привычный язык молодости» навсегда остался живым языком. Насыщенный революционными декларациями стихотворный ответ А.И. Одоевского на послание Пушкина («Струн вещих пламенные звуки…»), казалось бы, свидетельствует об обратном. Но надо учитывать, что декабрист сочинил свои бодрые строфы гораздо позже, в 1828 или 1829 году, то есть в пору, когда узники уже устали ждать освобождения, обещанного поэтом. Они потеряли надежду, и оттого некоторые снова ожесто­чились.

Оговоримся: Пушкин писал в «масонских» стихах о возможной амнистии декабристов, но вовсе не предрекал синхронную легализацию масонства. Не предрекал хотя бы потому, что император Николай I считал любые тайные общества по определению злоумышленными, и щекотливая тема вольных каменщиков едва ли затрагивалась во время сентябрьской 1826 года беседы поэта с царём в Кремле.

Пушкин был щедро наделён даром перевоплощения и умело пользовался им. Он добивался сходства с чужими почерками, превращался (в быту, в сочинениях и рисунках) то в натурального крестьянина, то в байронического персонажа, иногда в старика, обворожительную женщину, даже в лошадь…

Травести – важная составляющая его жизненного поведения.

Отец и дядюшка поэта, Сергей и Василий Львовичи, были масонами. Пушкин, с детства испытывавший влияние масонской идеологии и культуры и даже вступивший (в 1821 году) в кишинёвскую ложу «Овидий», без труда мог обернуться и почти всамделишным «фармазоном». Для этого ему было достаточно выказать определённое знание фразеологии и обрядовой символики вольных каменщиков.

Что Пушкин и сделал.

Такую же осведомлённость поэт демонстрировал и позднее. Отзвуки масонской темы можно расслышать, например, в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери» или в «Пиковой даме». «Мраморные циркули» мелькают в стихотворении «В начале жизни школу помню я…»; «три фран-масонские удара в дверь» раздаются в «Гробовщике»; а Алексей Берестов, персонаж «Барышни-крестьянки», носит «чёрное кольцо с изображением мёртвой головы»…

Но всё это – лишь детали, походя брошенные художником дополнительные краски, а не доказательства «усердия к работам», глубокого погружения Пушкина в мир масонской мистики.

Франкмасоны с их молотками, циркулями и фартуками не были близки зрелому поэту и по сугубо политическим соображениям. Чем дальше двигался по жизни Пушкин, – тем заметнее отличались его воззрения от масонских идеологических установок. «Я как-то изъявил своё удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому другому тайному обществу», – вспоминал С.А. Соболевский. «Разве ты не знаешь, – отвечал поэт, – что все филантропические и гуманитарные тайные общества, даже и самое масонство, получили <…> направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним?»

И символично: случайно попавшие к Пушкину счётные книги масонской ложи были превращены им в творческие тетради.

Вольные каменщики гордились тем, что поэт однажды вступил в их братство; что в гроб Пушкина была положена масонская перчатка; что уснувшего к месту последнего упокоения проводил член ордена. Братья присваивают вновь открываемым ложам имя поэта. Масоны, имея на руках мелкие козыри, доказывают, что отдельные пушкинские строки и произведения являются «чистыми воплощениями масонской идеи», «гимном розенкрейцерства». Однако историографы и идеологи ордена и не пытаются, насколько нам известно, внести в свои реестры богатое аллюзиями послание «Во глубине сибирских руд…». Видимо, они понимают, что язык многослойного поэтического текста – всего лишь изящный ход Пушкина.

В современном литературоведении такие ходы называются чужой речью .