Водный раствор хлороводорода. Молярная масса хлороводорода


Одни и те же предметы учебного оборудования (химическая посуда, лабораторные принадлежности и др.) используют для демонстрации опытов в различных темах школьного курса. Это относится не только к таким предметам оборудования, как пробирки или колбы, но и к отдельным приборам и целым установкам. В одинаковых или лишь в нескольких видоизмененных приборах и установках можно получить и хлороводород, и ; провести каталитическое окисление оксида серы (IV) в (VI) и аммиака до оксида азота (IV). В универсальной горелке можно продемонстрировать горение водорода, аммиака, метана, оксида углерода (II) в кислороде, синтез хлороводорода.

Во избежание повторения описания приборов и установок целесообразно химический эксперимент характеризовать не по темам программы химии, как это обычно делается, а по технике выполнения и по оборудованию, что позволит учителю творчески использовать данные в пособии рекомендации.

Ниже даны в качестве примеров описания некоторых демонстрационных экспериментов с использованием приборов, а также их сочетаний друг с другом в более сложные установки.

Получение хлороводорода и получение соляной кислоты

Собирают установку (рис.) и проверяют ее на герметичность. Пускают умеренный ток водорода и после вытеснения из воронки 2 воздуха (проба на чистоту) поджигают газ у отверстия универсальной горелки 1, помещенной под стеклянной воронкой 2. Затем пускают слабый ток хлора так, чтобы находился в избытке.

Почти бесцветное пламя водорода в воздухе После пуска хлора приобретает бледно-зеленый цвет. При этом образуется белый туман, который уносится в нижнюю часть колонки, где он постепенно поглощается водой, стекающей сверху, т. е. газ и поступают с противоположных направлений. Регулируют пламя поступлением водорода и хлора через промывные склянки с концентрированной серной кислотой (по числу пузырьков газа). Включают водоструйный насос и приливают из капельной воронки 3 воду в поглотительную колонку 4, откуда жидкость вытекает в приемник 5. Из стакана переливают жидкость снова в капельную воронку, и такую циркуляцию проводят 2-3 раза. Выключают сначала ток хлора, а затем и водорода. Отключают водоструйный насос.

Измеряют объем образовавшейся соляной кислоты. Синтез хлороводорода осуществляется со значительным выделением теплоты. В водном растворе хлороводорода устанавливается равновесие:

НСl ⇄ Н + + Сl —

Пробу испытывают раствором нитрата серебра, лакмусом и другими индикаторами, металлическим магнием. Обнаруживают В растворе ионы водорода и хлорид-ионы:

Ag + + Cl — = AgCl↓

Mg +2Н + = Mg 2+ + H 2 .

Часть соляной кислоты нейтрализуют раствором щелочи:

Н + + ОН — = Н 2 O

Уравнение реакции нейтрализации:

НСl + NaOH = NaCl + Н 2 O

Зная массу гидроксида натрия в 1 мл взятого для реакции раствора щелочи и объем этого раствора, израсходованный на нейтрализацию образовавшегося объема соляной кислоты, рассчитывают молярную концентрацию раствора соляной кислоты по формуле:

Меры предосторожности. При выполнении данного опыта необходимо тщательно соблюдать меры предосторожности: опыт необходимо выполнять в вытяжном шкафу. Установку тщательно проверить на герметичность, а получившийся - на чистоту.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Хлороводород (хлороводородная кислота, соляная кислота) - сложное вещество неорганической природы, которое может существовать как в жидком, так и в газообразном состоянии.

Во втором случае оно представляет собой бесцветный газ, хорошо растворимый в воде, а в первом - раствор сильной кислоты (35-36%). Строение молекулы хлороводорода, а также её структурная формула приведены на рис. 1. Плотность - 1,6391 г/л (н.у.). Температура плавления равна - (-114,0 o С), кипения - (-85,05 o С).

Рис. 1. Структурная формула и пространственное строение молекулы хлороводорода.

Брутто-формула хлороводорода - HCl. Как известно, молекулярная масса молекулы равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы (значения относительных атомных масс, взятых из Периодической таблицы Д.И. Менделеева, округлим до целых чисел).

Mr(HCl) = Ar(H) + Ar(Cl);

Mr(HCl) = 1 + 35,5 = 36,5.

Молярная масса (М) - это масса 1 моль вещества. Легко показать, что численные значения молярной массы М и относительной молекулярной массы M r равны, однако первая величина имеет размерность [M] = г/моль, а вторая безразмерна:

M = N A × m (1 молекулы) = N A × M r × 1 а.е.м. = (N A ×1 а.е.м.) × M r = × M r .

Это означает, что молярная масса хлороводорода равна 36,5 г/моль .

Молярную массу вещества в газообразном состоянии можно определить, используя понятие о его молярном объеме. Для этого находят объем, занимаемый при нормальных условиях определенной массой данного вещества, а затем вычисляют массу 22,4 л этого вещества при тех же условиях.

Для достижения данной цели (вычисление молярной массы) возможно использование уравнения состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона):

где p - давление газа (Па), V - объем газа (м 3), m - масса вещества (г), M - молярная масса вещества (г/моль), Т - абсолютная температура (К), R - универсальная газовая постоянная равная 8,314 Дж/(моль×К).

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание В каком из указанных веществ массовая доля элемента кислорода больше: а) в оксиде цинка (ZnO); б) в оксиде магния (MgO)?
Решение

Найдем молекулярную массу оксида цинка:

Mr (ZnO) = Ar(Zn) + Ar(O);

Mr (ZnO) = 65+ 16 = 81.

Известно, что M = Mr, значит M(ZnO) = 81 г/моль. Тогда массовая доля кислорода в оксиде цинка будет равна:

ω (O) = Ar (O) / M (ZnO) × 100%;

ω (O) = 16 / 81 × 100% = 19,75%.

Найдем молекулярную массу оксида магния:

Mr (MgO) = Ar(Mg) + Ar(O);

Mr (MgO) = 24+ 16 = 40.

Известно, что M = Mr, значит M(MgO) = 60 г/моль. Тогда массовая доля кислорода в оксиде магния будет равна:

ω (O) = Ar (O) / M (MgO) × 100%;

ω (O) = 16 / 40 × 100% = 40%.

Таким образом, массовая доля кислорода больше в оксиде магния, поскольку 40>19,75.

Ответ Массовая доля кислорода больше в оксиде магния

ПРИМЕР 2

Задание В каком из указанных соединений массовая доля металла больше: а) в оксиде алюминия (Al 2 O 3); б) в оксиде железа (Fe 2 O 3)?
Решение Массовая доля элемента Х в молекуле состава НХ рассчитывается по следующей формуле:

ω (Х) = n × Ar (X) / M (HX) × 100%.

Рассчитаем массовую долю каждого элемента кислорода в каждом из предложенных соединений (значения относительных атомных масс, взятых из Периодической таблицы Д.И. Менделеева округлим до целых чисел).

Найдем молекулярную массу оксида алюминия:

Mr (Al 2 O 3) = 2×Ar(Al) + 3×Ar(O);

Mr (Al 2 O 3) = 2×27 + 3×16 = 54 + 48 = 102.

Известно, что M = Mr, значит M(Al 2 O 3) = 102 г/моль. Тогда массовая доля алюминия в оксиде будет равна:

ω (Al) = 2×Ar(Al) / M (Al 2 O 3) × 100%;

ω (Al) = 2×27 / 102 × 100% = 54 / 102 × 100% = 52,94%.

Найдем молекулярную массу оксида железа (III):

Mr (Fe 2 O 3) = 2×Ar(Fe) + 3×Ar(O);

Mr (Fe 2 O 3) = 2×56+ 3×16 = 112 + 48 = 160.

Известно, что M = Mr, значит M(Fe 2 O 3) = 160 г/моль. Тогда массовая доля железа в оксиде будет равна:

ω (O) = 3×Ar (O) / M (Fe 2 O 3) × 100%;

ω (O) = 3×16 / 160 × 100% = 48 / 160× 100% = 30%.

Таким образом, массовая доля металла больше в оксиде алюминия, поскольку 52,94 > 30.

Ответ Массовая доля металла больше в оксиде алюминия

Хлороводород - это бесцветный газ тяжелее воздуха с резким запахом, который состоит в равных объемах из хлора и водорода, формула: HCl

Смесь хлора и водорода дает бурную реакцию и взрывается даже при солнечном свете, образуя хлороводород.

Сам хлороводород не горючий газ.

В лаборатории можно получить хлороводород используя концентрированную серную кислоту + поваренную соль и подогревая эту смесь.

Газ хлороводород хорошо растворяется в воде, сам раствор называют .

При высокой концентрации соляная кислота словно дымит на воздухе, так как хлороводород постепенно выделяется из раствора во внешнюю влагу воздуха. При нагревании выделение хлороводорода идет интенсивнее.


Соляная кислота широко используется для очистки поверхностей от ржавчины. Однако, это может осуществлять только при использовании ингибиторов (добавки которые замедляют протекание реакции металла с кислотой), чтобы кислота не испортила сам металл. Также из кислоты получают соли, используют ее в медицине и т.д. Эта кислота даже выделяется нашим желудком для переваривания пищи, но концентрация там совсем мала (0,2-0,5%).

Соли этой кислоты называют хлоридами . Хлориды в основном, также растворимы в воде.

Если добавить нитрат серебра (AgNO 3) к соляной кислоте или ее соли, то выпадает белый творожистый осадок. Этот осадок нерастворим в кислотах, что всегда позволяет установить присутствие хлорид-ионов.

Урок № 9кл дата: _____

Тема урока. Хлороводород: получение и свойства.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с химической формулой и строением молекулы хлороводорода, физическими и химическими свойствами, получением и применением хлороводорода.

Методы и приемы:

Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа.

- Расскажите о физических свойствах хлора (хлор – газ, желто-зеленого цвета, имеет резкий, удушливый запах. Яд для всех живых организмов. Тяжелее воздуха в 2,5 раза. Кипит при температуре от +15 ºС).

Как меняется химическая активность галогенов от фтора к йоду? (фтор химически наиболее активен, а йод наименее активен).

Как меняется вытеснительная активность галогенов в растворах их солей? (более активные галогены вытесняют менее активные галогены из их соединений).

С какими простыми веществами реагирует хлор? (с металлами и водородом).

Опишите взаимодействие хлора с водой, раскрыв сущность реакции (Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO . Реакция обмена, в результате образуются две кислоты: соляная и хлорноватистая; ОВР).

- Расскажите о возможных случаях реакции соединения хлора с водородом, механизме и сущности реакции (с водородом хлор реагирует на свету, а также при нагревании; взрывается при облучении, с образованием хлороводорода).

Как растворяется хлороводород в воде и чем является его раствор? (в воде растворяется очень хорошо, образуется соляная кислота).

Письменное домашнее задание. (Выполняется на доске учащимися, пока учащиеся выполняют задания у доски, учитель проводит фронтальную беседу с классом).

Индивидуальное задание.

MnO 2 ) с муриевой кислотой».

Этот газ – хлор. При взаимодействии хлора с водородом образуется хлороводород, водный раствор «муриевая кислота» - соляная кислота. При нагревании минерала пиролюзита с соляной кислотой образуется хлор по реакции:

4HCl + MnO 2 = MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O

Изучение нового материала.

Химическая формула хлороводорода – HCl . Химическая связь – ковалентная полярная.

В промышленности хлороводород получают взаимодействие хлора с водородом.

Cl 2 + H 2 = 2 HCl

В лаборатории получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В таких условиях, при отсутствии воды, выделяется газообразный хлороводород, его затем растворяют в воде и получают соляную кислоту.

2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl ( см . рис . 13 §14).

Хлороводород – бесцветный газ, немного тяжелее воздуха, с резким запахом, во влажном воздухе дымит. Наиболее характерным свойством хлороводорода является его большая растворимость в воде (при 0 ºС в одном объеме воды растворяется около 500 объемов газа).

Можно ли получить хлороводород, используя раствор поваренной соли? (нет, т.к. все находящиеся в растворе вещества являются сильными электролитами).

Химические свойства: хлороводород не реагирует ни с металлами, ни с основными оксидами (в отличие от соляной кислоты). Запомните, что соляная кислота и хлороводород – не одно и то же вещество, хотя и описываются условно одинаковой формулой. Эти вещества имеют разные физические и химические свойства.

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления (хлороводород является одной из составляющих ядовитых вулканических газов).

Вопросы – подсказки: что такое желудочный сок? Вспомните состав желудочного сока? Какова роль соляной кислоты в пищеварении? При каких нарушениях процесса пищеварения выписывают сильно разбавленный раствор соляной кислоты?

Домашнее задание . Выучить материал § 14, выполнить № 1-2 с. 55.

Индивидуальное задание.

Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:

«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита ( MnO 2 ) с муриевой кислотой».

Решение проблемных вопросов.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Урок № 9кл дата: _____

Тема урока. Соляная кислота и ее соли.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: обобщить знания о свойствах соляной кислоты, познакомить с качественными реакциями на галогенид – ионы.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть эмпириче­скую формулу соля­ной кислоты и хло­ридов, изучить зна­чение качественных реакций, проводить химический экспе­римент по распозна­ванию важнейших неорганических ве­ществ, распознавать хлориды, составлять уравнения характер­ных для соляной ки­слоты реакций.

Воспитательные: показать единство материального мира.

Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.

Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал, набор реактивов: раствор соляной кислоты, цинк, нитрат серебра.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.

Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами.

Вопросы по изученной теме.

Докажите, что в состав соляной кислоты входит водород (проведение реакции соляной кислоты с цинком; наблюдение газа).

Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2

Докажите, что в состав соляной кислоты входит хлор (проведение качественной реакции на соляную кислоту и ее соли – реакция с нитратом серебра AgNO 3 ; наблюдение выпадения белого осадка хлорида серебра).

AgNO 3 + HCl = AgCl ↓ + HNO 3

Как осуществить превращение, отраженное схемой:

CuO → CuCl 2 AgCl

CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

CuCl 2 + 2AgNO 3 = 2AgCl↓ + Cu(NO 3 ) 2

Изучение нового материала.

Проведение исследовательского задания.

Опишите физические свойства соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с. 56 (бесцветная жидкость с резким запахом).

Прочитайте статью учебника с.56 о способах получения соляной кислоты в лаборатории и промышленности.

2. Исследование химических свойств соляной кислоты.

Составление схемы, отражающей химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами, специфические свойства.

Выполнение задания № 2 с.58.

Соли соляной кислоты.

NaCl – поваренная соль – является неизменным спутником человека на протяжении всей его жизни, о чем красноречиво свидетельствует история человечества.

В чем смысл известной поговорки «Несолено хлебавши»?

Каковы, на ваш взгляд, предпосылки возникновения старинных городов России – Соликамска, Солигорска, Сольвычегорска и др.?

Постановка проблемного вопроса: «Чем объясняется такое отношение людей к обычному и всем нам известному веществу? Почему поваренная соль всегда и везде считается продуктом первой необходимости?» (Поваренная соль как пищевая добавка является важнейшим источником образования соляной кислоты в организме, которая является необходимым компонентом желудочного сока. Поступление хлорида натрия в организм поддерживает постоянство химического состава крови).

Закрепление изученного материала.

Выполнение самостоятельной работы.

Составьте уравнения осуществимых реакций:

1 вариант

NaOH + HCl

NaCl + AgNO 3

NaCl + KNO 3

Na 2 CO 3 + HCl

2 вариант

Ca ( OH ) 2 + HCl

KCl + AgNO 3

HCl + AgNO 3

K 2 CO 3 + HCl

3 вариант

Ba ( OH ) 2 + HCl

BaCl 2 + AgNO 3

KCl + AgNO 3

BaCO 3 + HCl

Домашнее задание . Выучить материал § 15, выполнить № 3, 5 с. 58. Индивидуальное задание * № 4 с. 58.

1 вариант

NaOH + HCl

NaCl + AgNO 3

NaCl + KNO 3

Na 2 CO 3 + HCl

2 вариант

Ca ( OH ) 2 + HCl

KCl + AgNO 3

HCl + AgNO 3

K 2 CO 3 + HCl →

3 вариант

Ba(OH) 2 + HCl →

BaCl 2 + AgNO 3

KCl + AgNO 3

BaCO 3 + HCl

Хлор – элемент 3‑го периода и VII А‑группы Периодической системы, порядковый номер 17. Электронная формула атома [ 10 Ne]3s 2 3p 5 , характерные степени окисления 0, ‑I, +I, +V и +VII. Наиболее устойчиво состояние Cl ‑I . Шкала степеней окисления хлора:

Хлор обладает высокой электроотрицательностью (2,83), проявляет неметаллические свойства. Входит в состав многих веществ – оксидов, кислот, солей, бинарных соединений.

В природе – двенадцатый по химической распространенности элемент (пятый среди неметаллов). Встречается только в химически связанном виде. Третий по содержанию элемент в природных водах (после О и H), особенно много хлора в морской воде (до 2 % по массе). Жизненно важный элемент для всех организмов.

Хлор Cl 2 . Простое вещество. Желто‑зеленый газ с резким удушливым запахом. Молекула Cl 2 неполярна, содержит σ‑связь CI–Cl. Термически устойчив, негорюч на воздухе; смесь с водородом взрывается на свету (водород сгорает в хлоре):

Хорошо растворим в воде, подвергается в ней дисмутации на 50 % и полностью – в щелочном растворе:

Раствор хлора в воде называют хлорной водой, на свету кислота НClO разлагается на НCl и атомарный кислород О 0 , поэтому «хлорную воду» надо хранить в темной склянке. Наличием в «хлорной воде» кислоты НСlO и образованием атомарного кислорода объясняются ее сильные окислительные свойства: например, во влажном хлоре обесцвечиваются многие красители.

Хлор очень сильный окислитель по отношению к металлам и неметаллам:

Реакции с соединениями других галогенов:

а) Cl 2 + 2KBr (p) = 2КCl + Br 2 (кипячение)

б) Cl 2 (нед.) + 2KI (p) = 2КCl + I 2 ↓

3Cl 2 (изб.) + ЗН 2 O + KI = 6НCl + КIO 3 (80 °C)

Качественная реакция – взаимодействие недостатка Cl 2 с KI (см. выше) и обнаружение иода по синему окрашиванию после добавления раствора крахмала.

Получение хлора в промышленности :

и в лаборатории :

4НCl (конц.) + MnO 2 =Cl 2 + MnCl 2 + 2Н 2 O

(аналогично с участием других окислителей; подробнее см. реакции для НCl и NaCl).

Хлор относится к продуктам основного химического производства, используется для получения брома и иода, хлоридов и кислородсодержащих производных, для отбеливания бумаги, как дезинфицирующее средство для питьевой воды. Ядовит.

Хлороводород НCl. Бескислородная кислота. Бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха. Молекула содержит ковалентную σ‑связь Н – Cl. Термически устойчив. Очень хорошо растворим в воде; разбавленные растворы называются хлороводородной кислотой, а дымящий концентрированный раствор (35–38 %) – соляной кислотой (название дано еще алхимиками). Сильная кислота в растворе, нейтрализуется щелочами и гидратом аммиака. Сильный восстановитель в концентрированном растворе (за счет Cl ‑I), слабый окислитель в разбавленном растворе (за счет Н I). Составная часть «царской водки».


Качественная реакция на ион Cl ‑ – образование белых осадков AgCl и Hg 2 Cl 2 , которые не переводятся в раствор действием разбавленной азотной кислоты.

Хлороводород служит сырьем в производстве хлоридов, хлорорганических продуктов, используется (в виде раствора) при травлении металлов, разложении минералов и руд.

Уравнения важнейших реакций:

НCl (разб.) + NaOH (разб.) = NaCl + Н 2 O

HCl (разб.) + NH 3 H 2 O = NH 4 Cl + Н 2 O

4HCl (конц., гор.) + МО 2 = МCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O (М = Mn, Pb)

16HCl (конц., гор.) + 2КMnO 4(т) = 2MnCl 2 + 5Cl 2 + 8H 2 O + 2КCl

14HCl (конц.) + К 2 Cr 2 O 7(т) = 2CrCl 3 + ЗCl 2 + 7H 2 O + 2КCl

6HCl (конц.) + КClO 3(т) = КCl + ЗCl 2 + 3H 2 O (50–80 °C)

4HCl (конц.) + Са(ClO) 2(т) = СаCl 2 + 2Cl 2 | + 2Н 2 O

2HCl (разб.) + М = МCl 2 + H 2 (М = Fe, Zn)

2HCl (разб.) + МСO 3 = МCl 2 + СO 2 + H 2 O (М = Са, Ва)

HCl (разб.) + AgNO 3 = HNO 3 + AgCl↓

Получение НCl в промышленности – сжигание Н 2 в Cl 2 (см.), в лаборатории – вытеснение из хлоридов серной кислотой:

NaCl (т) + H 2 SO 4 (конц.) = NaHSO 4 + НCl (50 °C)

2NaCl (т) + H 2 SO 4 (конц.) = Na 2 SO 4 + 2НCl (120 °C)