Восстание сипаев. Дьявольский ветер расы "белых господ" Сипайское восстание в индии


Англичане с самого начала колонизации Индии обладали очень большим преимуществом перед туземцами. Даже наиболее рьяные защитники родных земель, вооруженные только саблями и кожаными щитами, ничего не могли противопоставить европейцам, вооруженным ружьями и пушками. При этом англичане вовсе не хотели терять собственных солдат в таком отдалении от метрополии. По этой причине одной из основных сил в политике объединения многочисленных и раздробленных индийских княжеств стали сипаи - наемные солдаты, которых англичане набирали из числа местного населения. Сипаи получили в свое распоряжение современное , им ежемесячно выплачивалось жалование. Для беднейших слоев индийского населения попасть на военную службу к англичанам на долгое время стало пределом их мечтаний.

Сипаи

К 1857 году, когда вспыхнуло восстание, в Индии было около 40 тысяч британских солдат и офицеров и более 230 тысяч сипаев, которые входили в состав трех армий: Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской. Все эти армии обладали отдельными командованиями и различались по своей организации. Самой многочисленной и боеспособной из них была бенгальская армия. В ней насчитывалось 128 тысяч человек, которые были набраны в основном из уроженцев Ауда. При этом большая часть сипаев данной армии принадлежала к кастам кшатриев (каста воинов) и браманов (каста священнослужителей). Благодаря этому факту, в бенгальской армии существовала более крепкая спайка между сипаями, чем в армиях Бомбея и особенно Мадраса, где сипаев часто набирали из самых люмпен-пролетарских элементов, а также выходцев из низших каст. В Индии касты - социальные группы, на которые исторически было разделено индийское общество, имели огромное значение.

Сипайские войска были хорошо вооружены и обучены на английский лад, в них были представлены все существующие рода войск. Особенно хорошо были подготовлены артиллерийские части. По меткости стрельбы из орудий сипаи превосходили даже своих учителей англичан. Обычно сипаев нанимали на службу на 3 года, после чего перезаключали контракт. Жалование обычного сипая составляло 7 рупий в месяц, что в реалиях той Индии обеспечивало им сытную жизнь и даже позволяло оставлять небольшой излишек. Англичане даже первоначально задабривали сипаев, которые пользовались привилегиями при разборе их дел в суде, налоги на их семьи снижались, а во время войны они получали полуторный оклад.

Сипаи 20-го и 11-го полков туземной пехоты, сувар 3-го батальона легкой кавалерии, солдат 53-го пехотного полка, офицер морской пехоты и пикинер из 9-го кавалерийского полка


В то же время англо-индийская армия была слепком всей Индии. Все высшие командные посты в ней были заняты англичанами. Сипай имел возможность выслужиться из солдат в офицеры, но и тогда, уже убеленный сединами и покрытый шрамами от боевых ран, он вынужден был стоять навытяжку даже перед юным прапорщиком-англичанином. Высшим офицерским чином, до которого мог дослужиться индиец, был субадур (капитан). В то же время национальный гнет еще больше ощущался обыкновенными рядовыми. Сами же британцы привыкли воевать и нести службу с комфортом. Даже обыкновенные английские солдаты имели своих слуг. Ранцы во время походов им должны были нести кули. Британского офицера обычно обслуживал десяток слуг. Весь его багаж, дорожная утварь, палатка грузились на несколько повозок, а если вьючного транспорта не было, то весь груз несли на плечах многочисленных кули. Во время походов количество погонщиков, кули и слуг обычно в 10, а то и более раз превосходило количество английских солдат и офицеров.

Изначально грамотный ход по предоставлению туземцам шанса на светлое будущее на военной службе у Ост-Индийской компании со временем терял свой первоначальный лоск. К началу восстания сипаи из привилегированного сословия превратились в обычное «пушечное мясо», к тому моменту практически 20 лет Великобритания вела на территории Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. К тому же в 1856 году сипаям урезали жалование, а продвижение по служебной лестнице ограничили сержантским званием. Но даже несмотря на это многие сипаи продолжали быть верными колонизаторам, предпочитая службу смерти от болезней и голода в какой-нибудь лачуге. Однако последовательно занимаясь окультуриванием и христианизацией местного индийского населения, колониальные власти не учли одной детали - далеко не все люди готовы были выменять многовековые традиции на деньги. Недовольство колониальной политикой среди индийцев и сипаев только крепло, превратив регион в «пороховую бочку».

Предпосылки восстания сипаев

К моменту восстания сипаев Индия окончательно превратилась в ключевой элемент британской колониальной системы. К середине XIX века сформировался очень сложный механизм экономической эксплуатации Индии, который представлял собой подобие «эталона» западной колониальной политики. Реализованный механизм позволял обеспечить стабильную и достаточно масштабную выкачку из Индии разнообразных материальных ресурсов, которые в немалой степени обеспечивали успехи быстрого промышленного развития метрополии. С другой стороны проводимая Великобританией экономическая политика в немалой степени способствовала развитию капиталистической системы отношений и в самой Индии, где шло формирование новых экономических отношений и появлялись новые отрасли хозяйства. При этом данный процесс шел достаточно болезненно и противоречиво.

Картина В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами»

Местной колониальной администрацией был построен своеобразный фискальный механизм, в основе которого находился земельный налог. В некоторых индийских регионах были сформированы четыре налоговых системы, которые основывались на разных формах землепользования. При этом в стране осуществлялись некоторые экономические мероприятия: строительство первой железной дороги, организация почтовой службы, сооружение Гангского ирригационного канала. С одной стороны они несли в Индию блага цивилизации, с другой - нововведения были необходимы британской буржуазии для того, чтобы облегчить и удешевить вывоз индийского сырья. Основные массы индийского населения не извлекли какой-либо выгоды из этих благ цивилизации, которые были в основном ориентированы на самих англичан, а также на представителей туземной аристократии. Наряду с этим положение простых индийских крестьян, ремесленников и рабочих со временем ухудшалось. Данные классы несли основное бремя все возрастающих налогов, повинностей и податей, которые уходили на содержание англо-индийской армии, в которой насчитывалось более 350 тысяч человек и весь бюрократический аппарат британской администрации.

В целом проводимая англичанами в Индии экономическая политика вела к нарушению традиционных укладов жизни, а также уничтожала зачатки тех рыночных отношений, которые начали складываться в Индии еще до вмешательства со стороны Великобритании. Колонизаторы стремились сделать все, чтобы перевести индийскую экономику на нужды индустриального общества метрополии. После того как была разрушена сельская община при непосредственном участии англичан начался процесс развития в стране новых капиталистических отношений. При этом от британских нововведений пострадала и часть местной аристократии. В Бенгалии многие местные старинные аристократические роды в результате реализуемой англичанами земельно-налоговой реформы были разорены и вытеснены новым слоем помещиков, которые пришли на их место из среды чиновников, городских купцов, ростовщиков и спекулянтов. Политика, проводимая генерал-губернатором Дальхузи, бесцеремонно ликвидировала целый ряд индийских княжеств. При этом местные туземные принцы лишились своих тронов, субсидий и титулов, немалый ущерб был нанесен разным феодальным династиям страны. Наконец, после аннексии в 1856 году Ауда английская администрация существенно урезала права и владения местных крупных феодалов - «талукдаров».

Начатая трансформация аграрного сектора, который был основой традиционного индийского экономического уклада, разрушение традиционного ремесленного производства - родина хлопка со временем практически перестала экспортировать в метрополию готовые ткани из местного сырья. Постепенно основной статьей экспорта Индии становились не готовые товары, а само сырье для фабрик, расположенных в метрополии. Все это привело к серьезному обострению социально-экономической ситуации в Индии. Британцы, разрушая и трансформируя имевшиеся устои индийского общества, не спешили создавать новые условия, которые могли бы обеспечить народам Индии прогрессивное культурное и экономическое развитие.

Англичане отражают атаку повстанцев

Наряду с этим колониальные власти ущемляли интересы значительной части индийской знати. У ее представителей в середине XIX века под предлогом «дурного управления» массово отнимались их владения. Также было осуществлено сокращение пенсий, которые британцы выплачивали многим индийским князьям. В будущем именно представители местной княжеской аристократии встанут во главе стихийно вспыхнувшего восстания сипаев. Помимо этого колониальная английская администрация решила обложить налогами земли, которые принадлежали индийскому духовенству, что также не добавило ей популярности. Данная политика вызывала откровенное раздражение среди индуистского и мусульманского духовенства, которое в ту пору пользовалось громадным влиянием среди простого народа.

Наряду с этим сипаи-индийцы, как отмечалось выше, были недовольные значительным сокращением своего жалования, а также тем фактом, что их начали использовать в различных военных конфликтах за пределами самой Индии - в Афганистане, Иране и Китае. Таким образом, уже к середине XIX века в Индии сложилась целая совокупность социально-экономических факторов, которые привели к восстанию, а локальные выступления против британской колониальной администрации происходили в Индии в течение всей первой половины XIX века.

Повод к восстанию

Для начала восстания была необходима любая искра, и такой искрой стала печально известная проблема, связанная со средствами ухода за только что принятыми на вооружение новыми капсюльными ружьями системы Энфилда. Смазка данной винтовки и пропитка картонных патронов к ней содержали в своем составе животные жиры, верхушку же самого патрона (с пулей) необходимо было сначала надкусить при заряжании ружья (из картонной гильзы в ствол ружья засыпался порох, сама гильза применялась как пыж, сверху с помощью шомпола забивалась пуля). Сипаев, которые были и индуистами, и мусульманами, сильно напугала перспектива осквернения через такой тесный контакт с останками животных - коров и свиней. Причиной были характерные и существующие по сей день религиозные табу: корова для индуистов - животное священное, питаться ее мясом великий грех, а у мусульман свинья считается нечистым животным.

Разоружение сипаев, отказавшихся воевать против своих соотечественников и участвовать в подавлении восстания.

При этом армейское руководство настаивало на использовании ружья новой модели и смазанных запретными животными жирами патронов к нему, игнорируя растущее среди сипаев недовольство. Когда данная ошибка все-таки была до конца осознана, было уже слишком поздно. Многие сипаи истолковали британские нововведения, как преднамеренное оскорбление их религиозных чувств. И хотя командование до этого следило, чтобы сипайские подразделения комплектовались по смешанному религиозному признаку, чтобы устранить вероятность возникновения среди них сговора, эффект в этом случае вышел абсолютно противоположным. И индуисты и мусульмане из числа сипаев забыли свои разногласия и объединились между собой в защите «дхармы и Корана».

Восстание сипаев

Восстание началось 10 мая 1857 года в Мируте. Началом восстания стал отказ 85 сипаев провести учебные стрельбы новыми патронами, содержащими животный жир. За это они были приговорены к смертной казни, которую им заменили 10 годами каторги. Осужденные были направлены в тюрьму, но уже на следующий день в Мируте, который был расположен в 60 километрах от Дели, началось восстание трех бенгальских полков. В дальнейшем восстание подобно лесному пожару перекинулось на всю бенгальскую армию. В день начала восстания многие британские солдаты находились в увольнении, у них был выходной день, поэтому они не смогли оказать восставшим туземцам организованного сопротивления. Восставшие убили некоторое количество британских солдат и офицеров, а также чиновников и европейцев из числа гражданских, включая женщин и детей. Также они освободили 85 приговоренных к каторге сипаев и еще около 800 узников местной тюрьмы.

Достаточно быстро восставшие захватили и Дели, где небольшой отряд из 9 английских офицеров, понимая, что не сможет защитить местный арсенал, просто подорвал его. При этом 6 из них выжили, но в результате взрыва погибло много людей на улицах и были разрушены соседние дома. Восставшие сипаи рассчитывали поднять всю Индию, поэтому они отправились к дворцу, в котором свой век доживал последний потомок Великих Моголов - падишах Бахадур-шах II. 11 мая 1857 года восставшие вошли в Дели, а уже на следующий день падишах принял помощь сипаев и заявил о своей поддержке восстания, призвав весь индийский народ к борьбе за независимость. То, что начиналось, как небольшое восстание, довольно быстро переросло в настоящую освободительную войну, фронт которой протянулся от Пенджаба до Бенгалии, а главным центром сопротивления в Индии стали Дели, Канпур и Лакхнау, где были образованы собственные правительства. Британцам пришлось отступить на юг Индии, где сохранялось относительное спокойствие и располагались верные Ост-Индийской компании воинские части.

Слоновья артиллерия сипаев

Оправившись от первого внезапного удара, войска колонизаторов приступили к подавлению восстания. Англичане прекрасно знали, что сборным пунктом сипаев стал Дели, поэтому именно на этот город уже 6 июня 1857 года был направлен их первый удар. Сначала генерал Гарри Барнард сумел захватить хребет Бедлико-Сераи, который господствовал над Дели, после чего приступил к осаде города, которая продолжалась на протяжении 4-х месяцев. Англичане успели хорошо подготовить индусов, превратив их в отличных бойцов. Особенно отличались сипаи-артиллеристы, которые в мастерстве стрельбы превзошли самих колонизаторов. Армии генерала Барнарда, скорее всего, пришлось бы очень туго, если бы в Дели не был взорван тот самый местный арсенал. Его взрыв оставил восставших сипаев в городе практически без снарядов. Но даже несмотря на это 30-тысячный гарнизон Дели старался регулярно совершать вылазки из города, нанося удары по противнику и уничтожая небольшие британские отряды.

Во время осады на помощь колонистам подошло подкрепление из новых британских солдат (часть войск перебросили из Сингапура и метрополии, часть после завершения Крымской войны подошла по суше через Персию), а также индусов, которые оказались верными колониальной администрации. Главным образом это были сикхи и пуштуны Пендажба. 7 сентября 1857 года англичане получили мощные осадные орудия и начали артиллерийскую подготовку, в ходе которой им удалось проделать бреши в стенах города. 14 сентября колониальные войска пошли на штурм города в составе четырех колонн. Ценой серьезных потерь им удалось захватить плацдарм непосредственно в Дели, после чего последовали кровопролитные уличные бои, которые продлились неделю и закончились падением города.

Штурм Дели

Британцы, которые потеряли в ходе штурма 1574 своих солдат, буквально обезумели от ярости. Из пушек они расстреляли главную городскую мечеть, а также прилегающие к ней здания, в которых проживала элита мусульманского населения Индии. Дели грабили и уничтожали, многих мирных жителей просто вытаскивали из домов и убивали, мстя за своих погибших в боях товарищей. Ворвавшись во дворец падишаха, победители взяли Бахадур-шаха II в плен, а всю его семью расстреляли. Так вместе с Дели пала и древняя династия Великих Моголов. После захвата Дели британцы методично подавляли восстание в других городах. 16 марта 1958 года ими был захвачен Лакхнау, а 19 июня того же года в сражении при Гвалиоре войска, которыми командовал генерал Роуз, разбили последний крупный отряд восставших, которым руководил Татиа Тони. После этого они ликвидировали лишь небольшие очаги сопротивления. Основными причинами поражения восстания были лучшая оснащенность английских колонизаторов, различия в целях восставших, в первую очередь бедных крестьян и ремесленников и богатых феодалов, сохранявшаяся в Индии разобщенность народов, которая позволила британцам изолировать основные очаги восстания.


Итоги восстания

Восстание сипаев было окончательно подавлено к апрелю 1859 года. Несмотря на тот факт, что восстание закончилось поражением, английские колонизаторы вынуждены были пойти на изменение своей политики в Индии. Еще 1 ноября 1858 года в Индии был обнародован манифест королевы Виктории, который объявлял о переходе управления Индией к английской короне и ликвидации Ост-Индийской компании. Королева Виктория обещала свое прощение всем индийским феодалам, которые примкнули к сипайскому восстанию, исключая тех из них, кто непосредственно участвовал в убийстве английских граждан. После принятия Акта об управлении Индией Ост-Индийская компания потеряла свое первоначальное значение, хотя и смогла просуществовать еще до 1873 года, но уже как обыкновенная коммерческая организация. Также был принят ряд законов, который закрепил за индийскими феодалами право собственности на землю, а благодаря законам об аренде, которые ограничили произвол князей и помещиков, колонистам удалось снизить градус недовольства и среди индийских крестьян.

После того как Ост-Индийская компания была отстранена от власти в Индии ее вооруженные силы (европейские и сипайские) были обращены в войска королевской службы. При этом старая сипайская армия почти прекратила свое существование. В бенгальской армии подавляющее число сипаев примкнуло к восстанию 1857-1859 годов. При проведении реорганизации данной армии в ней, прежде всего, было увеличено количество англичан. До начала восстания в ней на каждого английского солдата приходилось пять сипаев, а после восстания соотношение было доведено до одного к трем. При этом артиллерийские и технические части теперь комплектовались только из англичан. Также в сипайских частях возросло количество английских унтер-офицеров и офицеров.

Руины дворца губернатора провинции Уттар-Прадеш в городе Лакнау после артобстрела

Изменен был и национальный состав обновленных сипайских частей. Браминов прекратили набирать на военную службу, была прекращена вербовка жителей Ауда и Бенгала. Мусульманские племена Пенджаба, сикхи и воинственные обитатели Непала (гурки) составили большинство вновь набранных на службу солдат англо-индийской армии. Теперь в большинстве случаев треть каждого полка составляли индусы, треть - мусульмане, треть - сикхи. Причем все они принадлежали к разным народностям Индии, говорили на разных языках и исповедовали разные религии. Широко используя религиозное и национальное деление, осуществляя набор из самых отсталых племен и народностей Индии (за исключением сикхов), англичане рассчитывали предотвратить кровавые события 1857-1859 годов.

Источники информации:
http://orientbgu.narod.ru/seminarnov/sipay.htm
http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1033674/13/Shirokorad_-_Britanskaya_imperiya.html
http://warspot.ru/459-vosstanie-sipaev
http://army.lv/ru/sipayskoe-vosstanie/2141/3947
Материалы из открытых источников

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

По переводу названия этой казни практически невозможно догадаться о том, что она представляла собой на самом деле. Гораздо ближе к оригиналу звучит «пушечная стрельба», «выстрелы из пушек» или, на худой конец, «дуновение из пушек». Тогда становится понятно, что, во-первых, этот вид смертной казни был напрямую связан с пушками, а во-вторых, применялся он исключительно в военное время. Вероятно, поэтому широкого распространения и не получил.

Как и в случаях с множеством орудий пыток и смертной казни, изобретатель дьявольского ветра затерялся где-то в глубинах истории. Известно только, что был он англичанином, поскольку выстрелами из пушек убивали индусов в процессе восстания сипаев в 1857-58 гг.

Как именно осуществлялась казнь?

Весьма любопытным способом. Дьявольский ветер, вопреки предположениям, ничуть не напоминал . Осуждённый на смерть индийский солдат привязывался так, чтобы пушечное жерло упиралось ему между лопаток, и затем, собственно, производился выстрел. Неважно, имелось ли в наличии ядро или стреляли вхолостую, человека буквально разрывало на куски.

Казалось бы: что в этом жуткого? Гибель-то моментальная. В большинстве случаев, жертва даже не успевала почувствовать боли.

Сипаев страшила не боль, а психологический аспект подобной смерти. По их верованиям (см. « »), величайшим позором было предстать перед божествами в непотребном виде, т.е. будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. Дополнительным моральным мучением являлась невозможность достойного захоронения, когда деление на касты после смерти терялось, и голова жреца – брахмана – соприкасалась с головой какого-нибудь неприкасаемого бедняка. Это происходило достаточно часто, поскольку дьявольский ветер являлся массовым видом казни.

А люди ещё удивляются, зачем нужна психология, которую презрительно именуют псевдо-наукой. Как видите, для сломления духа противников во время войны она просто незаменима.

Упоминаний о дьявольском ветре в истории сравнительно немного. Если бы в ту эпоху данным видом казни не заинтересовался известный художник В.Верещагин, весьма вероятно, что он бы и вовсе до нас не дошёл. Хотя упоминается он и позже – в романах Жюля Верна («Паровой дом») и Р.Сабатини («Одиссея капитана Блада»). А также в фильме «Капитан Немо». Примечательно, что Жюль Верн перевернул эту казнь с ног на голову, т.е. в его повествовании казнили при помощи пушечных выстрелов не индусов, а индусы – британского полковника, в виде отмщения за события 1857-ого года.

Возможно, именно с дьявольским ветром связана возникшая намного позже в цирках увеселительная идея - развлечение публики через пушечные выстрелы, когда в качестве ядра использовался человек в шлеме.

P.S. У вас в последнее время стала часто болеть грудь? На информационном портале otvet.hi.ru вы получите полный ответ на вопрос

В добавку к его картинам из Третьяковской галереи:

Все кратинки и информацию вот отсюда утащила:
http://intellegens.ru/forum/showthread.php?page=27&t=388
"Бача и его поклонники"
Картину "Бача и его поклонники", осуждающей педофилию и ритуальный гомосексуализм, широко распространённый в те времена в Туркестане, уничтожил сам автор. Осталось фото

В буквальном переводе «батча» значит мальчик.
В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики, начиная лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на способ добывания денег родителей ребенок попадает на руки к одному, к двум, иногда и многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших свою карьеру плясунов и певцов выучивают этим искусствам своего питомца и раз выученного нянчат, одевают, как куколку, нежат, холят и отдают за деньги на вечера желающим, для публичных представлений.

Интереснейшая, хотя неофициальная и не всем доступная часть представления начинается тогда, когда официальная, т. е. пляска и пение, окончилась. Тут начинается угощение батчи, продолжающееся довольно долго — угощение очень странное для мало знакомого с туземными нравами и обычаями. Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький батча; высоко вздернувши свой носик и прищуря глаза, он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые — все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу; они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества и сделавши бату (род приветствия, состоящего в дергании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово «таксир» (государь). Кому выпадет честь подать что-либо батче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на коленях и непременно сделавши предварительно бату. Мальчик принимает все это как нечто должное, ему подобающее, и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным.
Батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жен, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь.

Картину "Расстрел сипаев пушками в ходе подавления восстания в Индии" уничтожили англичане, предварительно выкупив её.
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) увековечил придуманный англичанами для пленённых сипаев особый способ казни, когда без долгих разбирательств приговорённых военно-полевыми судами к расстрелу людей привязывали к дулам артиллерийских орудий. Один из высокопоставленных британских офицеров прямо заявил корреспонденту лондонской газеты, что «всех пленённых мятежников надлежит на месте расстреливать, как бешеных собак». Только призыв королевы Виктории, обращённый к генерал-губернатору лорду Каннингу не превращать операцию по восстановлению порядка в кровавую баню предотвратил широкомасштабный геноцид индийского населения.

Ну, и быта немного:-)))
"Русский лагерь в Туркестане".

И в тему "Апофеоза войны"
Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…»
Картина В. Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом.
Собсно, картина:

Картина Василия Верещагина "Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г." из Мемориала Виктории в Колкате, которая считается одним из самых больших полотен мира, требует незамедлительной реставрации. Об этом "Голосу России" заявила генеральный консул России в Колкате Ирина Башкирова. Расходы намерена взять на себя российская сторона
"В галерее, где висит картина, нет системы кондиционирования, - отметила Башкирова. - Температура, превышающая летом 40 градусов по Цельсию и 90 % влажности, губительным образом сказывается на состоянии ценного полотна.

История возникновения

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев ( -1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

- В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М .: «ДАРЪ», 2007. - С. 151.

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. <...>
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, - а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.

- В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М .: «ДАРЪ», 2007. - С. 153.

Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна «Паровой дом» индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерлу пушки и выстрелив из нее. Там же присутствуют такие строки:

    Мунро, - продолжал набоб , - один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз осмелился применить эту страшную казнь, которая в войну 1857 года приняла такие страшные размеры!

  • В романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» главный герой, капитан Блад , приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:

    Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета . Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
    На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
    - Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?

  • Казнь «Дьявольский ветер» изображена на картине В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год) (см. выше)
  • Казнь сипаев изображена в фильме «Капитан Немо ».

Примечания

Источники

  • Д. Келли. Порох. От алхимии до артиллерии. - М .: КоЛибри, 2005. - 340 с. - (Вещи в себе). - 5000 экз. - ISBN 5-98720-012-1
  • Christopher Herbert. War of no pity: the Indian Mutiny and Victorian trauma. - Princeton University Press, 2008. - 334 с. - 4000 экз. - ISBN 069113-332-8

Wikimedia Foundation . 2010 .

По переводу названия этой казни практически невозможно догадаться о том, что она представляла собой на самом деле. Гораздо ближе к оригиналу звучит «пушечная стрельба», «выстрелы из пушек» или, на худой конец, «дуновение из пушек». Англичане с помощью тотального введения данной казни добивались сразу двух целей - убийство противников и психологическое подавление их сторонников неприемлемой с точки зрения индуизма смертью.

Как и в случаях с множеством орудий пыток и смертной казни, изобретатель дьявольского ветра затерялся где-то в глубинах истории. Известно только, что был он англичанином, поскольку выстрелами из пушек массово убивали именно индусов во время восстания сипаев в 1857-58 гг.

Как именно осуществлялась казнь? "Дьявольский ветер", вопреки предположениям, ничуть не напоминал расстрел. Осуждённый на смерть привязывался так, чтобы пушечное жерло упиралось ему между лопаток, и затем, собственно, производился выстрел. Стреляли вхолостую, человека буквально разрывало на куски.

Но сипаев страшила больше всего не боль, не смерть, а психологический аспект подобной смерти. По их верованиям величайшим позором было предстать перед божествами в непотребном виде, т.е. будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. Дополнительным моральным мучением являлась невозможность достойного захоронения, когда деление на касты после смерти терялось, и голова жреца – брахмана – соприкасалась с головой какого-нибудь неприкасаемого бедняка. Это происходило достаточно часто, поскольку "дьявольский ветер" являлся массовым видом казни.

Упоминаний о "дьявольском ветре" в истории сравнительно немного. Если бы в ту эпоху данным видом казни не заинтересовался известный русский художник В.Верещагин, весьма вероятно, что он бы и вовсе до нас не дошёл. Хотя упоминается он и позже – в романах Жюля Верна («Паровой дом») и Р.Сабатини («Одиссея капитана Блада»).

Из воспоминаний В.В.Верещагина: "Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам. Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом".