Явление христа народу описание кратко. Василий Розанов


Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Третьяковская галерея, Москва.

В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно длиной 7,5 м. В отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.

Еще наверняка зритель поражается тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.

Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013. , Москва.

Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, чего ожидал художник.

Но об этом позже. Сначала о том, что ещё, помимо размеров, делает уникальной.

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»).

Кто-то тут же засомневался: а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»).

А для некоторых слова Иоанна - удар по самолюбию. Для священников этот Мессия - ненужный конкурент.

Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи).

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине XIX века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то от импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834. , Санкт-Петербург.

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку совершил Иванов.

Необычные детали «Явления Христа народу»

В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.

1. Зеленое лицо раба

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб).

Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы - это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.

Но сейчас у меня критическое мышление более развито. И мне как-то расхотелось верить в эту версию.

Сами подумайте: Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.

Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из центральных деталей картины?

Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, взглядом упираетесь прямо в лицо раба.

«Явление Христа народу» А. Иванова в Третьяковской галерее (зал 10). Фото В. Журавлева, 2015.

Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподобной мне кажется только одна из них.

Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.

Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать, либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

2. Ошибка в цветах

Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.

Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик).

Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838. Русский музей, Санкт-Петербург.

На картине мы как раз видим на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.

3. Необычные верующие в гуще деревьев

Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.

Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем).

Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев (деталь «Явления Христа народу»).

Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.

Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».

Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.

Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось?

Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.

Может, потому что он шёл от деталей к общему, а не наоборот?

Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.

Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье». Конец 40-х - начало 50-х XIX века. Третьяковская галерея, Москва.

Эти эскизы - уже даже не импрессионизм. Они ближе к экспрессионизму и говорят об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.

Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.

«Явление Христа народу» осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Несмотря на то что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, картина заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.

Вконтакте

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.

На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Александра Иванова, выдающегося творца, академика трудно назвать художником одной картины. Тем не менее, наиболее известным его трудом стало «Явление Христа народу» - полотно, законченное в 1857 году.

В день рождения знаменитого русского художника сайт вспоминает интересные факты из истории создания масштабнейшего произведения русской живописи.

Факт 1. Не только «Явление…»

Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Санкт-Петербурге. Талант художника в юном мальчике заметил его отец - художник и преподаватель Императорской Академии художеств Андрей Иванов. С 11 лет будущий академик стал посещать занятия, которые вёл его отец.

Во время обучения Александр Иванов был на хорошем счету, за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824 год) был награждён малой золотой медалью. За картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827 год) живописец получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса.

За картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару» Иванов получил большую золотую медаль. Фото: Commons.wikimedia.org

Ещё одной известной картиной, написанной в России, стало полотно «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». А в 1830 году Александр Иванов сам отправляется в поход - совершенствовать свой талант в Европу: в Германию и Италию. И остаётся жить в Риме практически до своей смерти.

Факт 2. Роковое полотно

Хотя Александра Иванова называют историческим живописцем, в его творчестве центральное место занимают мифы и библейские мотивы. В Риме своё обучение он начинает с копирования фресок Сикстинской капеллы, которые поразили его масштабом и мастерством исполнения.

Он всё больше увлекается религиозными сюжетами, в 1834 году создаёт картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», в 1836-м принимается за «Явление Христа народу». На эту картину он потратит в Италии 20 лет своей жизни! Только в 1857 году Иванов решился привезти своё полотно в Санкт-Петербург и представить его публике. Но эта поездка стала роковой для художника.

Во-первых, картину приняли неоднозначно. Во-вторых, академик Иванов не прожил и года по возращении в Россию - 15 июля 1858 года он скончался от холеры. Сейчас его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Факт 3. Одна из крупнейших картин мира

«Явление Христа народу» - великая картина, и велика она не только замыслом, но и размерами. Полотно выставлено в специально выстроенном для неё павильоне Третьяковской галереи. Высота его составляет 5,4 метра, ширина 7,5 метра.

Она больше таких картин, как «Девятый вал» Ивана Айвазовского (2,21 на 3,32 м), «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м) и «Богатыри» Виктора Васнецова (2,95 на 4,46 м). Картина является одной из самых больших в мире.

Факт 4. Бездельник или гений?

От масштабного замысла Александра Иванова отговаривали многие, в том числе и его отец. Тем не менее, художник взялся за «неудобоисполнимую» идею. С 1833 года он пишет «Явление Христа народу» на обычном холсте. Через три года, завершив «малую» картину, совершенно меняет композицию и начинает переписывать «Явление», взяв холст в семь раз больше прежнего. Создаётся впечатление, что он хочет повторить то, что его так впечатлило во время знакомства с Италией - фрески Сикстинской капеллы.

На работу, как уже сказано выше, у художника ушло 20 лет. Всё это время его бранили те, кто не видел полотна, за лень. «Восемь лет сидел над картиной, и до сих пор картине нет конца!» - говорили злопыхатели. И все эти годы им восхищались те, кто побывал в мастерской художника.

За время работы над «Явлением Христа народу» Александр Иванов создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей, которые нашли своё отражение в финальной картине. Это были 20 лет напряжённой работы и непрекращающихся исканий.

Факт 5. Палестину срисовал с Италии

На полотне нет ни одной «правдивой» детали. Весь пейзаж - это итальянские сады, пригороды, равнины, горы. Александр Иванов не был в Палестине, не был на берегу Иордана. Ему выдали «командировку» на заграничное обучение лишь на четыре года, а он растянул её на десятилетия.

Александр Иванов. Работа С. П. Постникова. Фото: Commons.wikimedia.org

Конечно, художник не имел средств на путешествия, на моделей. Финансирование картины шло с трудом. Художнику пришлось приложить много сил, чтобы создать образы, достоверные не только с художественной точки зрения, но и с психологической, философской. Он много наблюдал не только за природой, но и за людьми разных сословий, разного достатка, за молящимися, за гуляющими. И каждый образ на картине - это синтез того, что Александр Иванов видел вокруг. Все действующие люди - это все люди мира. И мир, изображённый берегом Иордана - это весь мир. Если принять это во внимание, так ли важно, где и с чего художник писал ветки деревьев?

Факт 6. Два бога в одной картине

Иисус Христос изображён на полотне в академической манере. Но Александр Иванов не прислушался к советам отца и не стал изображать Спасителя с нимбом и голубкой. Тем не менее, всем ясно, кто идёт к реке, на кого показывает Иоанн Креститель, возвышающийся над остальными людьми.

Кстати, самого Иоанна Крестителя Александр Иванов наделил чертами Зевса Отриколийского, списанного с античного бюста. В то же время в нём есть и черты женского лица с одного из этюдов «Женская голова в повороте Иоанна Крестителя», написанного к картине.

Факт 7. Гоголя здесь нет!

Многие исследователи утверждают, что «ближайшего ко Христу» Александр Иванов писал со своего друга и писателя Николая Гоголя, с которым тесно общался, живя в Риме.

Мужчина в хламиде похож на Гоголя. Фото: Commons.wikimedia.org

«Ближайший ко Христу» - это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». Но доктор искусствоведения Светлана Степанова в своём исследовании, посвящённом картине, утверждает, что ни сам Иванов, ни его современники, видевшие процесс создания полотна, ни брат художник Сергей ни прямо, ни косвенно об этом не свидетельствовали. Также, по её словам, фигура в буром есть на всех эскизах картины, даже на тех, которые Иванов написал до знакомства с Николаем Васильевичем.

Кстати

После смерти Александра Иванова картину «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. рублей - доход художника средней руки за несколько лет.

Время есть великий Божий дар, и оно принадлежит только физическому миру. В Царствии Божием времени не будет. Подобно небу, земле, солнечному свету, воздуху, живительной влаге, красоте природы, время дается человеку затем, чтобы, используя его наравне с другими Божиими дарами, он раскрыл силы своей души, обрел в сердце Небесный Иерусалим. Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни – это великий и неповторимый Божий дар и что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность и становится недостижимым для нас. И потому самым опасным человеческим грехом – грехом пренебрежения Божиим даром времени – является праздность. Если у нас появляется свободное время, его непременно нужно проводить с пользой для души и тела.

Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н.В. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерской. Перестали даже уже и осаждать его просьбами - пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет.
А. Иванов вел в римской студии уединенную, затворническую жизнь в продолжении многих лет. Об этом же сообщал и Н.В. Гоголь в своем письме: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже дав но умер для всего остального мира, кроме своей работы».
***

Краткая биография художника

Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.

Тема картины

В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого. Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном

Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно . Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.

Пейзаж

Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.


Описание картины

На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то – со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.
Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова – Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.

Фигура Иоанна Крестителя

Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.

Фигура Христа

Фигура Христа Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.

Анализ картины «Явление Христа народу»

Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции – целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.

Судьба картины

В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.

Интересные факты

    Данная картина – отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.


    Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.


    Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.

    Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.

    Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.

    Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.

Сборник "100 великих полотен России "

Созданию величественного полотна ”Явление Христа народу” художник Александр Иванов посвятил 20 лет своей жизни. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Работая над картиной, Иванов сделал 258 эскизов.

Во время работы над полотном А. Иванов жил в Риме, где познакомился с Н. Гоголем, который согласился позировать ему для создания одного из образов. На картине похожий на Гоголя человек стоит ближе всех к Христу.

В картине присутствуют только мужчины, но самое интересное, что выразительные черты мужских лиц были списаны Ивановым с женских. Интуиция подсказала художнику, что лица итальянок сохранили больше евангельского, чем лица мужчин.

Особенности композиционного восприятия многофигурной картины

Анализ композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» по золотому сечению (Источник

http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/12.html ).

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине - это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине - это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы - Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа («дрожащие»). Центр - юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.

От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины - мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены и потому зрительно уменьшены.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.

Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.

По порядку восприятия, который задан композицией. 1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше. 2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше. 3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше. 4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана. Композиционно, по ощущению «на одном». Конструктивно, конечно, Христос много дальше.

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед к людям. Пока мы переходим в порядке, заданным художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.

Отметим, что все четыре персонажа, которые последовательно сравниваются с фигурой Мессии, выделены художником треугольником пустыни, по которой он идет.

По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа - 24 метра; от юноши в плаще - 10 метров; от Гоголя - 2 метра; от всадника - 0 метров.

Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа - 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником.

Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них