«Юшка»: Почему так называли главного героя? Прав ли был Юшка, говоря (см)? Почему автор выбрал главному герою имя юшка.


Материал для проведения урока по повести А.Платонова «Юшка».

Учитель Хабибуллина Чулпан Шамиловна,

МОУСОШ г.Азнакаево, РТ

Любить «всем теплом и светом своего сердца».

Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне

Я ищу человека, - отвечал он. -

Кого именно? Меня? Его?

Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих

сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.

И.Кузьмичев. Литература и нравственное воспитание личности.

Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юшка».

Слово учителя.

Андрей Платонов - замечательный писатель. По словам А.И.Солженицына, «неслыханной глубины и красоты поразительной».

Все необычно, непохоже ни на что в мире А.Платонова. Его интересует смысл явления, состояние природы, состояние человеческой души.

Его герои - это мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему духовному состоянию...О них писал А.Платонов «тихо», вслушиваясь не в звучание фраз, а в сложные мысли, созерцая и осмысливая мир, о котором рассказывал. Он как бы стыдился гулких и цветистых, но бездушных слов. Он, кажется, всегда помнил об одном: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания...»

А.Платонов всегда собеседник, который обращается к отдельному человеку. Он весь -«у человеческого сердца». «У человеческого сердца» - так хотел назвать А.Платонов свою лучшую книгу. Он говорит всем и каждому человеку в отдельности - чужого горя не бывает; человек - это первое и, вероятно, главное имя.

Что хотел сказать А.Платонов своим рассказом «Юшка» мы и попытаемся определить. А для этого нам нужно будет всмотреться в каждую строчку рассказа.

Рассказ называется по имени главного героя «Юшка». Юшкой его называют, но настоящее его имя Ефим Дмитриевич. Об этом мы узнаем только в конце рассказа. Почему?

Ефима Дмитриевича называли Юшкой потому, что его никто не уважал, все смеялись и издевались над ним.

Кто такой был Юшка?

Юшка был « старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн...делал всякую другую работу, которую надо было делать». Какая внешность была у Юшки?

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

Могла ли нравиться людям такая внешность Юшки? Не могла.

В какой одежде он ходил?

«..Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

Где Юшка жил и чем питался?

«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

Как Юшка работал?

Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел». Как относились к Юшке дети и подростки?

«Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку». Как вел себя Юшка?

Он не обижался на детей и даже не закрывал своего лица. А что делали дети?

Они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его. Почему?

Потому что он был не такой, как все взрослые, которые погнались бы за ними с хворостиной. Потому что детям нужно было, « чтоб он отозвался им злом и развеселил их», потому что им было скучно.

Но почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?

«Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его».

Любят ли дети Юшку на самом деле? Нет. Потому что у них в сердце было только зло.

А почему дети не умеют любить человека? Почему они не умеют любить никого? Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так потому, что взрослые относились к нему жестоко. Они и детям говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! Вырастешь и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

Взрослые относились к Юшке еще хуже, чем дети. Если детские сердца были наполнены злом, то сердца взрослых - лютой яростью. Лютая ярость - это гнев, причиняющий мучения. Взрослые мучили и били Юшку потому, что считали, что он виноват в том, что им плохо. Они вымещали на Юшке свое горе и обиду. Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?

Он был уверен, что народ его любит. «Он меня без понятия любит», - говорил Юшка.

Но любил ли его народ?

Нет. Люди «не разрешали ему ходить улицей и тело калечили». Но почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его»? Потому что Юшка был не такой, как все. Он был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо? - говорил взрослый человек Юшке. Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный».

Юрод - юродивый, блаженный... Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим

и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. На репродукции картины «Боярыня Морозова» на переднем плане справа вы видите юродивого. На нем рваная рубаха, через ее распахнутый ворот видны рубцы, натертые железной цепью вериг. Поджав босые ноги, юродивый сидит прямо на снегу, не замечая ни холода, ни тяжести вериг. Он добровольно обрек себя на физические страдания ради духовного подвижничества ради Христа.

Так же выглядел Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Стал жить на московских площадях и улицах, среди шума и крика толпы, стараясь быть ближе к обездоленным людям, нищим и калекам. Зимой и летом ходил он нагим и притворялся лишенным дара речи. «Если зима люта, то сладок рай», - говорил он. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.

Люди разного звания и общественного положения становились юродивыми. Николай Матвеич Рынин происходил из купеческой семьи. Он также раздал свое имущество и стал нищим. Он не имел крова и скитался с места на место. Ходил с большим посохом в руке, зимой и летом без шапки, в синем холщовом балахоне, на ногах - кожаные опорки. За ним толпами гонялись ребятишки и швыряли в него каменьями, которые ранили ему голову, бросали песок с дороги, и пыль попадала ему в глаза, как и Юшке. Но Николай Матвеич обладал любвеобильным сердцем и смиренно терпел все обиды. Однажды мужик, издеваясь над ним, просил посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произнес: «Пропало, замерло!» и на этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другого крестьянина, который верил, что Андрей угоден Богу - у него родился невиданный урожай.

Люди часто смеялись над юродивыми за старую изношенную одежду. Юродивый Глебушка (из рассказа В.А.Никифорова-Волгина «Юродивый Глебушка»), тоже купеческий сын, ходил зиму и лето в кафтанчике синего поблекшего сукна, опоясанный веревкой. На голове был подаренный кем-то в насмешку высокий дырявый цилиндр, на ногах тяжелые опорки от мужицких сапог. Глебушка говорил: «Меня Христос обнимает, как своего сродственника... Все, которые кругом, ничего про меня не знают... Они только дурость мою замечают, а вот что со мной ангелы по ночам беседуют и хлеб-соль мы вместе разделяем, про то люди не ведают!...Приходят они тихие-тихие...белые, как церква наша... и блесткие, как батюшкины пасхальные ризы... придут и сядут со мной рядом...» Ангелы приходили к Глебушке в поле, где нет людей. В поле, беседуя с ангелами, Глебушка не скрывал своих чувств. А где не скрывал своих чувств Юшка? Почему он не показывал людям, что любит их?

Люди опять стали бы издеваться над ним. А не скрывал он своих чувств, когда уходил из города. «В июле или в августе месяце, Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору деревьев и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки, работающие кузнечики издавали в траве веселые

звуки, поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?

У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. И он так же отказывал себе в еде и одежде. Он отказывал себе в еде и одежде для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром. Мог ли Юшка так же, как и Глебушка, сказать, что « Христос его обнимает, как своего сродственника»?

Мог. Потому что он любил тех, кто его обижал, бил и издевался.

Как вы думаете, прав был Юшка, перенося побои и издевательства молча?

Правильно. Потому что его били бы еще больше, и тогда его приемная дочь не закончила бы школу и университет. Юшка говорил: «Мне нельзя умирать».

Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?

Наверное, стали бы, потому что он вырастил хорошую дочь. Она и внешне была похожа на Юшку: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно. Словно они готовы были вот-вот наполниться слезами».

Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему?

«Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь облегчать страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Она лечила людей и любила их, так же, как Юшка. Но Юшку она любила «всем теплом и светом своего сердца». С ней в городе стало лучше. И с Юшкой в городе тоже было лучше, потому что когда он умер, «.. .вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними...» Люди не понимали, что надо жить любя Друг друга, как любили друг друга Юшка и его приемная дочь - «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»

Что же хотел сказать своим рассказом А.Платонов? -

Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца», «Любить людей всем теплом и светом своего сердца» - так озаглавили мы свой урок.

Использованная литература

1.А.Трифонов. «Святые жены Руси», М., издательство «Энциклопедия российских деревень», 1994.

2.Московский патерик. Издательство «Столица», 1991.

Сочинение

Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым писатель испытывал истинное сострадание.

В рассказе «Юшка» главный герой охарактеризован как «старый на вид» человек, работник кузницы при большой московской дороге. Юшка, так называли героя люди, вел скромный образ жизни, даже «чаю не пил и сахару не покупал», долго носил одну и ту же одежду, практически не тратил тех небольших денег, которые ему платил хозяин кузницы. Вся жизнь героя состояла из работы: «утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег». Люди издевались над Юшкой: дети бросали в него различными предметами, толкали и трогали его; взрослые также иногда обижали, срывая свою обиду или злость. Беззлобность Юшки, его неумение дать сдачи, бескорыстная любовь к людям делали героя объектом насмешек. Даже хозяйская дочь Даша говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?» Но герой говорил о человеческой слепоте и считал, что люди его любят, но не умеют выразить это.

Действительно, и дети, и взрослые не понимали, почему Юшка не даст сдачи, не накричит, не отругает. Герой же не имел таких человеческих качеств, как жестокость, грубость, злость. Душа старого человека была восприимчива ко всем красотам природы: «не скрывал более своей любви к живым существам», «склонялся к земле и целовал цветы», «гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво». Находясь вдали от людской суеты, человеческой злобы, Юшка чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Живая природа воспринимала героя таким, какой он есть. Юшка все больше слабел и однажды, указав одному прохожему, который смеялся над героем, что все люди равны, умер. Смерть героя не принесла людям желаемого облегчения, наоборот, жить всем стало хуже, так как теперь не на ком было вымещать всю человеческую злобу и ожесточение. Память о беззлобном человеке сохранилась на долгие годы, так как в город приехала девушка-врач, сирота, которую на свои маленькие деньги воспитал и обучил Юшка. Она осталась в городе и стала лечить людей, больных, как и герой, туберкулезом.

Итак, А.П. Платонов изобразил в образе главного героя беззлобного, беззащитного человека, которого люди считали юродивым. Но именно Юшка оказался самым человечным из людей, проявив милосердие к девочке-сироте и оставив о себе память.

(2 вариант)

Главный герой рассказа Юшка – «старый на вид человек»: всего сорок лет, но у него чахотка.

Юшка – человек необычный. В глазах его всегда стояли «неостывающие» слезы, он всегда видел горе людей, животных, растений: «Юшка не скрывал… своей любви к живым существам… он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя осиротевшим». Он умел видеть сердцем. Много Юшка терпел от детей и взрослых, которых раздражала его незлобивость: дети толкали, швыряли в него землю и камни, а взрослые били. Дети, не понимая, почему он не реагирует, считали его неживым: «Юшка, ты правда или нет?» Им нравилось издеваться безнаказанно. Юшка «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Взрослые били за то, что «блажной». Избивая Юшку, взрослый человек «забывал на время свое горе».

Раз в год Ефим куда-то уходил, и никто не знал куда, а однажды остался и впервые ответил человеку, пристававшему к нему: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» Этот первый в его жизни бунт стал последним. Толкнув Юшку в грудь, человек ушел домой, не зная, что оставил его умирать. После смерти Юшки людям стало хуже, так как «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». А потом стало известно, куда ходил Ефим Дмитриевич.

В Москве на деньги, заработанные им в кузне, росла и училась девочка-сирота. Двадцать пять лет он работал в кузне, никогда не ел сахару, «чтоб она ела его». Девочка «знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтоб лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». Девушка не застала Юшку в живых, но осталась в этом городе и всю свою жизнь посвятила чахоточным больным. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Многие исследователи творчества Платонова обращали внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.

1. Словарная работа

Что же означает слово юшка ? (Словарь Ожегова.Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей .)

Значение имени Ефим лагочестивый, благожелательный, священный) . Имя героя определяет его назначение в произведении.

Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М.Достоевского: "Человек есть тайна" . Откровенно понятным в своей « нагой простоте» кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу кото­рого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну и попробуем постичь.

2. Ответь на эти вопросы (ответы ты найдёшь в рассказе «Юшка»):

1) Каким же видят Юшку люди? (цитата)

2) Как он одевается?

3) Что он ест? Где живет?

4) Что знают о нем люди? (уход из деревни).

5) Почему в руках у него было мало силы? (он был тяжело болен туберкулезом)

7) Любит ли Юшка работать? (Подтвердить текстом стр. 230-231)

8) Замечают ли Юшку окружающие? (Да)

9) Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Любит ли народ Юшку?

3. Исследование

Мы проследим по тексту, как относились к Юшке взрослые, и как дети.

Что влечет детей к Юшке? (ждут естественной реакции зло - на зло). Зло детей -проявление нормы и естества жизни.

Почему Юшка не обижается на них? (цитата)

Почему взрослые обижают и ненавидят Юшку?

Почему их сердца напол­няются лютой яростью при виде Юшки?

Чем отвечаем людям Юшка?

Какое чувство они, взрос­лые, вызывают у нас? (Они омерзительны. Непохо­жесть, кротость Юшки взрослые не могут простить)

Платонов пишет: «Он не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых - это бить детей. Прощение малых. Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок".

4. Подумай и порассуждай над вопросами:

Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

Куда каждый год на месяц уходил Юшка?

Что же произошло, почему Ефим покинул этот мир? Чем помешал Юшка веселому прохожему?

Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни? (Каждый человек ценен, неповторим каждый человек)

Может, не надо было серчать?

Почему людям без Юшки стало грустно? Можем ли мы тоже сказать: «Прости нас, Юшка?»

Случалось ли тебе просить прощения у кого-либо? И стоит ли это

: делать?

Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

Назови основные качества Юшки.

Библия учит нас не мстить, а радоваться жизни, делать добро и любить врагов , так поступает и Юшка.

«Побеждай зло добром», - сказано в Библии. Тоже самое дела­ет Юшка.

А считаешь ли ты себя нравственным, человечным?

Поучение Владимира Мономаха : «Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым»

-Что общего между горьковским Данко и Юшкой? (В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце. А в рассказе «Юшка» веселый прохожий, тоже безымянный, посмеялся над Юшкой. В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает его сердце». В рассказе «Юшка»: «Полежав,Юшка перевернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Хотя Юшка был через некоторое время замечен столяром, но мы можем сказать, что они уходят из жизни незамеченными. Один гордый, смелый и добрый. Другой тихий, терпеливый и очень добрый).

Posted on 16.03.2018


что его любит народ?

  • Какие чувства вызывает у вас рассказ Платонова и его герои?
  • Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается от языка всех окружающих его людей?

Литература 7 класс, вопросы к рассказу Платонова "Юшка"

платонов юшка,

рассказы платонова

образование

ответить

комментировать

в избранное

Lady v

1 час назад

Рассказ Платонова "Юшка" вызывает у меня сложные чувства. Жестокость и черствость обычных людей по отношению к человеку, отличающемуся от них, возмущает. И особенно страшным кажется то, что эти люди на самом деле совсем не злые и может быть даже не плохие. Но Юшка так отличался от них, что вызывал у людей неприятие, ему просто хотелось сделать больно, чтобы он не выглядел таким счастливым и убежденным в том, что все вокруг его любят.

И еще мне кажется, что Юшка был не прав, говоря, что люди его любят. Это он любил людей и приписывал тем собственную добродетель.

И именно из-за этой его вселенской любви и объяснялся Юшка на странном языке, часто используя уменьшительные, ласковые слова, обращаясь так даже к своим мучителям.