Защитники отечества в литературных произведениях. Литературные чтения ко Дню защитника Отечества «…Да, вот они, русские характеры! Планируемые образовательные результаты


Софья Бисилова
Проектная работа обучающихся 2 класса «Образ защитника Отечества сквозь время»

1. Введение

Актуальность темы

Цель исследования

Задачи исследования

Объект и предмет исследования

Методы исследования

Гипотеза Проблемные вопросы

2. Основная часть

2.1. Анализ литературы по проблеме исследования

1. Введение.

Актуальность темы.

Тема «Защитники Отечества » особенно актуальна в наше время , когда дети черпают информацию из интернета и телевизионных передач о силе как агрессии и терроризме.

Издавна славится наша страна защитниками , которые охраняли границы Родины. Много славных воинов и обычных людей совершивших, подвиги прославили Россию с древних времен и до нашего времени . Узнавая о защитниках Отечества , мы зарождаем чувства гордости и любви.

Цель исследования : изучение образа защитника Отечества сквозь время

Задачи исследования :

Изучить и систематизировать документальные источники о Героях защитниках ;

Провести анкетирование среди учащихся начальной школы на тему «Россия, Родина, Отчизна» ;

Проследить, как меняется образ защитника сквозь время .

Объект исследования. История нашей Родины.

Предмет исследования. .

Методы исследования :

Анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

Описательный метод (наблюдение, классификация , обобщение) ;

Анкетирование.

Гипотеза. Способен ли обычный школьник на героический поступок

Проблемные вопросы :

Какие знаменитые сражения были в истории нашей Родины?

Как мы понимаем слова «Герой» , «Защитник » ?

Способен ли обычный школьник на героический поступок?

2. Основная часть.

Чтобы ответить на все вопросы, мы :

Учились анализировать материал

Давали характеристики историческим событиям

Учились делать выводы.

Для поиска ответов, нам было необходимо :

Посмотреть художественные и документальные фильмы;

Познакомиться с историческими датами;

Встретиться с работником библиотеки ;

Провести анкетирование.

(Ученик 1)

Тема нашего проекта «Образ защитника Отечества сквозь время »

Нам было интересно узнать, изменился ли образ защитника Отечества сквозь время .

В своем исследовании мы изучили и систематизировали документальные источники о Героях защитниках , проанализировали художественную литературу и интернет источники по данной теме, провели анкетирование среди учеников начальных классов .

И вот, что мы узнали :

Первые защитники – это русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно они защищали рубежи родной земли от врагов.

В образе древнерусских богатырей воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой

Одно из самых главных качеств богатыря - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду.

Александр Невский. Русский полководец, Великий князь Владимирский, в 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (Невская битва, 1240 г., а в 22 – немецких «рыцарей Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242) .

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский создали народное ополчение против польских захватчиков. 4 ноября 1612 года освободили Москву от захватчиков.

Михаил Кутузов. Прославленный полководец. Отличился в русско-турецкой, русско-французской войне

Александр Суворов. Суворов - гениальный полководец, один из самых любимых русским народом. Суворова солдаты любили. Сам Суворов также оставил после себя книгу «Наука побеждать»

Фёдор Ушаков - прославленный русский полководец, не знавший поражений. Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков

Прославленного адмирала Нахимова за отеческую заботу о подчиненных называли «отцом-благодетелем» . Ради доброго слова «Пал Степаныча» матросы были готовы идти в огонь и воду. Нахимов лично проверял качество солдатских пайков.

Георгий Жуков. Известный русский полководец Великой Отечественной войны . Жуков стал кавалером более 60-ти наград самых различных стран мира.

Константин Рокоссовский стоял у истоков крупнейших операций Великой Отечественной войны . Он был успешен как в наступательных, так и в оборонительных операциях (Сталинградская битва, Курская дуга, Бобруйская наступательная операция, Берлинская).

(Ученик 3)

В своем исследовании нам было интересно, а способен ли обычный человек на подвиг на защиту Родины ?

Иван Сусанин был крепостным крестьянином, он проживал в селе Домнино, недалеко от города Костромы. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к царскому селу и захватить в плен русского царя. Неподалеку они встретили старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Иван Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, а к царю послал своего гонца с предупреждением об опасности. Когда враги обнаружили обман, Иван Сусанин был подвергнут суровым пыткам и жестоко убит. Великому русскому герою Ивану Сусанину композитор М. И. Глинка посвятил свою оперу, а также воздвигнут памятник.

(Ученик 3)

Мы продолжили изучение подвигов обычных людей. Александр Матросов (1924-1943 г.) - рядовой стрелкового полка, Герой Советского Союза, солдат, закрывший собой пулемёт фашиста.

В родной детской дом уходит фронтовое письмо Саши. «Пишу вам из района, где недавно были гитлеровцы. Вы и представить себе не можете, что натворили на русской земле эти гады. Я видел колодец, в который фашистские изверги сбросили шестнадцать детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый склад, где немцы сожгли 265 женщин, стариков и детей. 27 февраля 1943 года. Шел ожесточенный бой у деревни Чернушки Псковской области. Солдаты попали под сильный пулемётный огонь противника. Вражеский пулеметный огонь мешал продвижению наших войск. Рванувшись вперед, грудью своей, сердцем своим Матросов лег на огневую точку противника и заглушил. Путь вперед был открыт.

(Ученик 4)

В своем исследовании мы задавались вопросом - «только ли взрослые могут защищать Родину Оказалось, не только…

Дети – герои Великой Отечественной войны

Война – не детское дело. Так должно быть, но эта война была особенной. Война называлась Великой Отечественной потому , что все, «от мала до велика» , поднялись на защиту Родины . Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули их юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

(Ученик 5)

И современные дети совершают подвиги. Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь, домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем . Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

Из теоретической части своего исследования мы сделали выводы :

Каждый из нас сможет стать защитником своего Отечества . Сейчас мы ещё дети, но пройдёт немного времени , и мы станем солдатами и будем защищать свою Родину .

Внешний облик защитника во времени меняется , а внутренние его качества, такие как отвага, смелость, честь, доброта, справедливость будут передаваться сквозь время от поколения к поколениям.

(Ученик 1)

Практическая часть.

Среди учащихся начальной школы мы провели анкетирование, где были такие вопросы :

1. Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?

2. Какие качества человека ты считаешь важными?

3. Когда я слышу слово Родина, то представляю…

4. Кто должен защищать Родину ?

(Ученик 2)

Мы выяснили, что слово Россия, Родина, Отчизна вызывает чувство гордости и любви, а такое понятие как «безразличие» отсутствует у учеников начальной школы. Важными качествами человека ребята считают – доброту, – отважность и ответственность. Когда слышат слово Родина, то представляют свой город, а Родину защищать обязан каждый .

(Ученик 3)

3 Заключение.

В заключении сделали вывод - мы гордимся нашими защитниками . Они были и остаются «сквозь время » верны Родине и готовы к любому риску, к любой опасности, будут насмерть стоять до конца. Нашу Родину победить невозможно. Подрастающее поколение гордится своей Родиной, будет помнить, чтить и знать историю России, расти достойной заменой.

1. Энциклопедия для детей. История России. Москва «Аванта +» 1997 2. С. Алексеев рассказы о Суворове

3. Самые знаменитые битвы мировой истории. Энциклопедия для детей

4. https://www.google.ru/shkolazhizni.ru

5. https://www.google.ru/Frufact.org

6. folklor.igraemsdetmy.ru

7. http://www.zyorna.ru

В центре статьи - литературные произведения, посвященные проблемам русского офицерства. Автор охватывает временной отрезок, начиная от древних житий первых русских святых до ХХI века. В своем исследовании автор останавливается на таких литературных жанрах, как повесть, сатира, басня, ода, военные записки, роман и т.п. Отдельного внимания автора заслуживает и особый вид литературного искусства - акафист. Речь идет об одной из форм церковной поэзии.

Патриотизм , воинство , защитник отечества , русское офицерство , литература , историко-культурный пласт

Короткий адрес: https://сайт/14342256

IDR: 14342256

Список литературы Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения

  • Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации//Казачье самообразование. № 3. Краснодар, 2007. С.17-23.
  • Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
  • Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 158-186.
  • Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974. С.14-15.
  • Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Перевод «Домостроя» на современный русский язык В. В. Колесова:URL: http://sscadm.nsu.ru



О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (былинах, живописи, музыки, литературе, кино и театре). Они прославляют силу, мощь, мужество, благородство и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, рассказывающие о мужестве русских витязей- богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни. Русские композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве постоянно обращаются к теме защиты Родины. Образ Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.










Наша слава – русская держава! Памятник А. В. Суворову на перевале Сен-Готард в Швейцарии. Скульптор Д. Тугаринов год. В.Верещагин «Конец Бородинского сражения»




Недаром помнит вся Россия про день Бородина! М. И. Кутузов. Художник Н. Яш



Не только Лермонтов в своём произведении создаёт образы героев Родины, но и Твардовский в его поэме Василий Тёркин. Он описывал героизм, мужество и огромную любовь к родине у солдата- защитника. Образ Василия Тёркин в поэме собирательный, он объединяет все черты советского солдата. Как и герои Бородино, Тёркин совершает само отверженный подвиг для своей страны: рискуя жизнью, он доставляет командованию важное донесение. Поэт показывает, что все подвиги совершаются самыми простыми русскими солдатами, ещё раз доказывая мысль о силе русского характера.

Образы защитников отечества также встречаются и в произведении древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". Это подробный исторический рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря и еще трех князей: его брата - Всеволода Курского, сына Игоря - Владимира Путивльского, и племянника - Святослава Рыльского.

Поход князей был попыткой отразить натиск врага, в то время, как другие князья были поглощены междоусобицей. В этом Игорь и Всеволод были продолжателями дела своего отца, который неоднократно укрощал половецкие восстания.

Поход великого князя и его дружины как нельзя лучше показывает любовь к родной земле и своему народу, ради которого войны восстали против иноземных врагов. Это произведение ещё раз подтверждает, что русский дух непоколебим перед врагом - даже после плена Игорь не становятся на сторону противника, a совершает побег и возвращается в родную землю. Произведение завершается славой русским доблестным войнам.

Не менее важна сила единства народа. Автору "Слова" удалось соединить в произведении плач и славу: упрёк в безрассудстве и восхищение мужеством защитников Русской земли, одобрение героизма и сомнение в том, что можно достигнуть победы в разрозненном государстве.

Обновлено: 2019-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» решена тема поколений? / В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников Отечества и в чём эти произведения можно сопоставить с приведенным стихотворением?

Читательская конференция «Защитники Отечества в произведениях художественной литературы»
Цели и задачи мероприятия:Обучающиеся должны знать:
Об отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях разных жанров
О нравственных ценностях разных эпох
Различные способы выражения патриотической идеи
Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для обсуждения, а также их авторов
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать предложенные фрагменты художественных текстов
Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом
Характеризовать образ героя
Выявлять в образах героев общее и индивидуальное
представлять обобщенный собирательный образ защитника Отечества
Обучающиеся будут иметь опыт:
Публичного выступления и выразительного чтения
Сопоставления произведений разного жанра
Ведущий 1:
У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.
Ведущий 2:
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Ведущий 1:
Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве.
Ведущий 2.
Какой же он – защитник Отечества?
Ведущий 1:
Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве?
Ведущий 2.
Давайте с вами вспомним, какие литературные герои защищали Русь.
Ведущий 1:
Кто своего родства не уважает,
тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится,
тот через это срамится.
Столетья, сменяя друг друга, идут
Герои в старинных былинах живут.
Не раз от врагов они Русь защищали,
За землю свою не раз кровь проливали.
С тех пор поколений немало сменилось,
Но память о них на Руси сохранилась.
Ведущий 2.
Какой же он, русский богатырь?
Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?
Ведущий 1:
В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги».
Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны.
Ведущий 2
Каких богатырей вы знаете?
Какие былины вы читали о них?
Участник 1.
Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.
Ведущий 1.
Какие былины посвящены Илье Муромцу?
Перескажите их, зачитайте из книги характеристику образа богатыря.
Участник 1.
Исцеление Ильи Муромца
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Участник 2.
Илья Муромец – любимейший былинный богатырь. Он наделён силой необыкновенной и мужеством великим. Илья не боится один вступить в бой с врагом, в тысячи раз превышающим его количеством. Всегда готов постоять за землю-матушку, за веру русскую.
Студент зачитывает образ Ильи Муромца из былин.
Участник 1.
Добрыня Никитич не менее любимый герой былин киевского цикла. Он так же силён и могуч, как Илья, так же вступает в неравный бой с врагом и побеждает его. Но, кроме того, обладает ещё рядом достоинств: прекрасный пловец, гусляр искусный, играет в шахматы. Из всех богатырей Добрыня Никитич ближе всех стоит к князю. Он происходит из знатного рода, умён и образован, искусный дипломат. Но, прежде всего, Добрыня Никитич – воин и защитник земли русской.
Пересказ былины.
Добрыня и Змей
Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.
Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.
Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост - «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.
Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.
Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.
В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».
Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.
Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка - старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня - долго и очень тщательно: «Седлал Бурка в сёдлышко черкасское, / Он потнички да клал на потнички, / Он на потнички да клал войлочки, / Клал на войлочки черкасское сёдлышко, / Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, / Он тринадцатый клал до ради крепости...»
Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой.
Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.
В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.
Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! / Дрался со Змеёй ты трое суточки, / Подерись со Змеем ещё три часа: / Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»
Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля <…> ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».
Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход: «Для тебя я эдак теперь странствовал, / Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, / Ай ко ласковому князю ко Владимиру».
Участник 2.
В былине «Добрыня и Змей» богатырь вступает в единоборство со Змеем двенадцатиглавым и побеждает его в честном поединке. Коварный Змей, нарушая договор, похищает племянницу князя Забаву Путятичну. Именно Добрыня отправляется вызволять пленницу. Он выступает как дипломат: освобождает из плена людей русских, заключает мирный договор со Змеем, вызволяет из норы змеевой Забаву Путятичну.
Былины киевского цикла в образах Ильи Муромца и Добрыни Никитича показывают могучую, несокрушимую силу и мощь всего русского народа, его способность противостоять чужеземцам, защитить землю русскую от набегов кочевников. Не случайно именно Илья и Добрыня так любимы в народе. Ведь для них служение Отечеству, людям русским есть наивысшая ценность в жизни.
Ведущий 1.
Какого еще богатыря мы знаем?
Какие былины об Алеше Поповиче можем вспомнить?
Участник 3.
Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) - Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Участник 4.
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.
Алёша Попович и Тугарин ЗмеевичМолодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.
У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.
Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.
Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.
Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.
Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.
Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.
Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.
Ведущий 2:
Одно из замечательных произведений литературы о Великой Отечественной войне – поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.
Как впервые читатель знакомится с героем поэмы Василием Теркиным? Каким он предстает перед нами?
Участник 3:
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «в доску своим» парнем.
Чтение отрывка из главы «На привале»
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный и т.д.
Ведущий 1:
Какие качества Василия Теркина вам понравились?
Участник 4:
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
-Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся
Будем живы – не помрем,
Срок придет – назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Участник 3:
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя, достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа
Участник 5:
Следующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Ведущий 1:
Твардовский придал своему герою общенациональные черты, то есть в образе конкретного солдата он обобщил духовные и нравственные силы народа. Как вы думаете, какие качества могли быть одинаково присущи российскому защитнику Отечества с древности и до XX века?
Участник 6:
Это терпеливость и находчивость, смекалка и задор, трудолюбие и отсутствие уныния в трудной ситуации. Вот, например, мы читаем в главе «Два солдата» такие строки:
Сам пилу берет:
-А ну-ка…-
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится
- Ну вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
мы ей сделаем развод и т.д.
Сразу вспоминается русская народная сказка о том, как солдат варил суп из топора – здесь такая же смекалка, умение многое делать своими руками.
Участник 7:
В других главах, например, таких как «Поединок», «Теркин ранен», также подчеркнуты национальные особенности натуры Василия Теркина, связанные с исторической судьбой русского героя, который наследует черты былинных богатырей, персонажей устного народного творчества.
Бьется насмерть парень бравый,
Так что дым стоит сырой,
Словно вся страна-держава
Видит Теркина:
- Герой!
Ведущий 2:
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Таким предстает перед нами защитник Отечества в поэме А.Т. Твардовского.
Ведущий 1:
Служение Отечеству, его защита – священный долг гражданина. Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа. Вот поэтому защитники Отечества – это народные герои, которые вошли в литературу и остаются любимыми для многих поколений читателей.