Жизненный путь григория мелехова. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов


История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.

Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».

Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»

Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.

Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.

Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.

Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает нам о жизни казачества, о том тяжелом времени, когда на землях русских устанавливалась новая власть.

В политику красных нужно было верить на все 100%, беспрекословно подчинятся ее идеям и принципам. Тех, кто не выполнял хотя бы один пункт из установленных правил, относили к белогвардейцам, к врагам, к противникам. Однако покорно жить по глупым уставам мог не каждый человек.

Главный герой романа – казак – Григорий Мелехов на протяжении всей истории находится в поисках истины, в поисках правды, скитаясь из одного лагеря в другой. Григорий был обычным казаком, привлекательным и милым. Не зря Аксинья сразу же применила его при первой встрече. Он был необычайно чувствительным. Об этом говорит эпизод во время косьбы, когда Григорий совершенно случайно убил маленького, недавно вылупившегося утенка. Он держал его на ладони, и невероятное чувство жалости переполняло душу сильного мужчины.

Был работящим и трудолюбивым. Он не боялся «пачкать» руки. Также, он был искренним и честным. Полюбив Аксинью, свои чувство он сохранил до конца жизни. Находясь в отношениях с прекрасной девушкой, Григорий не стал прятаться по дворам и сараям, а нес свои чувства открыто и достойно.

Мелехов отличался чистотой своей души и поступков от товарищей по службе. Был случай, когда казаки совершили недоброе, и стали насиловать женщину. Григория даже связали, чтобы он не помешал таким деяниям.

Однако и в этом персонаже не все идеально. Он постоянно находится в поиске, колеблется и меняет свое мнение. По воле родителей, он женится на Наталье, хотя всем сердцем любит Аксинью.

Так же неопределенно ведет себя казак и во время военных действий. Он постоянно пытается найти правду, понять, зачем нужна эта война, какой смысл его участия в ней?

Был Григорий и большевиком, относил себя и к лагерю белогвардейцев.

Начавшаяся война отправила Мелехова за сотни и тысячи километров от родного дома. Жуткая тоска переполняла его душу, которая искала покоя и приюта. Григорий жил одними мыслями о родном хуторе и всячески хотел вернуться назад, домой.

Во время пребывания на чужбине, Мелехов ищет смысл войны, пытается узнать основные принципы правления большевиков. В одно время он становится на их сторону, пытается жить по законам красных. Однако сквозь внутренний монолог читатель может наблюдать за теми душевными терзаниями, которые переполняют казака.

Наблюдая за жестокими расправами красных над пленными, главный герой испытывает к ним призрение. Его чистая душа не приемлет такой жестокости и несправедливости. Мелехов отрекается и от красных, и от белых, называя всех одинаковыми.

Насмотревшись на жестокость и глупость войны, натерпевшись испытаний и терзаний, одна мечта осталась у Григория – вернуться к любимой и зажить с ней спокойной жизнью. Манила она его своей нежностью и глубиной чувств.

Воссоединившись, счастье возлюбленных было недолгим. Во время бегства на Кубань, смерть настигает Аксинью. Умирает женщина на руках любимого, даже не попрощавшись. Самое дорогое в жизни потеряно навсегда. Как же теперь жить главному герою?

Все вокруг окрасилось в черный цвет. Только лишь мысль о сыне заставляла Григория дышать. Мелехов делает важный жизненный вывод. Лагерь красных, как и лагерь белых – это политика – грязная, кровавая и лицемерная. Герою осталось верить лишь в честный труд, дом и семью.

После сотен бессонных, слезных ночей, возвращается Мелехов в родные края, стоит у порога своего хутора и видит маленького сынишку. Это все, что осталось после войны. И с этим казаку теперь придется жить.

Которых началась и закончилась на одной и той же странице, надолго остаются в Вашей памяти. В. Я. Шишков М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы. « » - о судьбах народа в переломную эпоху. Это и Принципиальная авторская точка зрения на революцию и гражданскую .

Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя. В allsoch. ru 2001-2005 начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен.

Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей .

По сути дела он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей. Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу. В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий. Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых.

«Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И, когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы.

О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой.

Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!» Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы.

В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение Белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, жкелая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением.

С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…» Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается.

Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и молчит, рыдая: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями.

Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…» Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…

» Он возвращается в родной хутор. Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом.

А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась. Он любил и был любим, он жил обыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен.

Он всегда старался поступать правильно, а если нет - что ж, каждый имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу.

Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствуется своими собственными принципами и убеждениями, пытается найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех».

Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности, любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого было достаточно.

Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Путь исканий Григория Мелехова . Литературные сочинения!

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» - это роман о казачестве в эпоху гражданской войны. Главный герой произведения – Григорий Мелехов – продолжает традицию русской классической литературы, в которой один из основных образов – герой-правдоискатель (произведения Некрасова, Лескова, Толстого, Горького).
Стремится найти смысл жизни, разобраться в вихре исторических событий, обрести счастье и Григорий Мелехов. Этот простой казак родился в простой и дружной семье, где свято чтят вековые традиции - много работают, весело отдыхают. Основа характера героя - любовь к труду, к родной земле, уважение к страшим, справедливость, порядочность, доброта - заложена именно здесь, в семье.
Симпатичный, работящий, жизнерадостный, Григорий сразу завоевывает сердца окружающих: он не боится людских толков (почти открыто любит красавицу Аксинью, жену казака Степана), не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить отношения с любимой женщиной.
И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье Коршуновой.
Сам того до конца не осознавая, Мелехов стремится существовать «по правде». Он пытается понять, ответить для себя на вопрос «как надо жить?». Поиски героя усложняются той эпохой, в которую ему выпало родиться, – временем революций и войн.
Сильные нравственные колебания Григорий будет испытывать, попав на фронты первой мировой войны. Герой шел на войну, думая, что знает, на чьей стороне правда: нужно защищать отечество и уничтожать врага. Что может быть проще? Мелехов так и делает. Он доблестно сражается, он храбр и самоотвержен, не срамит казачью честь. Но постепенно к герою приходят сомнения. Он начинает видеть в противниках таких же людей с их надеждами, слабостями, страхами, радостями. Для чего вся эта бойня, что она принесет людям?
Особенно явно герой начинает это осознавать, когда земляк Мелехова Чубатый убивает пленного австрийца, совсем еще юного мальчика. Пленник пытается наладить контакт с русскими, открыто улыбается им, пытается угодить. Казаками было приятно решение доставить его на допрос в штаб, но Чубатый просто из любви к насилию, из ненависти убивает мальчика.
Для Мелехова это событие становится настоящим нравственным ударом. И хотя он крепко бережет казачью честь, заслуживает награды, но понимает, что не создан для войны. Ему мучительно хочется узнать правду, чтобы обрести смысл своих действий. Попав под влияние большевика Гаранджи, герой, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Он начинает сражаться за красных. Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его и от них.
По-детски чистая душа Григория отдаляет его и от красных, и от белых. Мелехову открывается истина: правда не может быть ни на той, ни на другой стороне. Красные и белые – это политика, классовая борьба. А там, где идет классовая борьба, всегда льется кровь, умирают люди, остаются сиротами дети. Правда – это мирный труд на родной земле, семья, любовь.
Григорий – колеблющаяся, сомневающаяся натура. Это и позволяет ему искать правду, не останавливаться на достигнутом, не ограничиваться чужими объяснениями. Положение Григория в жизни – это положение «между»: между традициями отцов и собственной волей, между двумя любящими женщинами - Аксиньей и Натальей, между белыми и красными. Наконец, между необходимостью сражаться и осознанием бессмысленности и ненужности бойни («моим рукам надо пахать, а не воевать»).
Сам автор сочувствует своему герою. В романе Шолохов объективно описывает события, рассказывает о «правде» и белых, и красных. Но симпатии его, переживания – на стороне Мелехова. Этому человеку выпало жить в то время, когда все нравственные ориентиры были смещены. Именно это, а также стремление к поиску правды и привело героя к столь трагическому финалу – потере всего, что он любил: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила?»
Писатель подчеркивает, что гражданская война – это трагедия всего русского народа. В ней нет ни правых, ни виноватых, потому что гибнут люди, брат идет на брата, отец – на сына.
Таким образом, Шолохов в романе «Тихий Дон» сделал правдоискателем человека от народа и из народа. Образ Григория Мелехова становится концентрацией исторического и идейного конфликта произведения, выражением трагических поисков всего русского народа.


Михаила Шолохова мы пр праву можем назвать летописцем, исследователем начала прошлого столетия. Он создал целую гале­рею образов, которые по силе своей выразительности и художествен­ной ценности встали в один ряд с самыми замечательными литера­турными образами.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Терниста тропа жизненных исканий Григория. В начале пове­ствования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий на­ездник, охотник, рыболов, усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях крова­вых сражений в 1914 году.

Однако, от братьев по оружию его отлича­ет чувствительность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития собы­тий - еще протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, что сеет вокруг только смерть. Ему некогда побыть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-но­вому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, появляются сомнения, колеблется его преданность царю, оте­честву и воинскому долгу.

В семнадцатом году он ищет политическую истину в мире стре­мительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешни­ми признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски истины не находят ответа. Они превращаются в вели­чайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от белых, и от красных: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казаче­ства!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Коше­вому и Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и досе­ле все неясное. У них, у обоих, свой прямые дороги, свои концы, а я с 17-го года хожу по вилюжникам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и немину­емого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать но­вую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недол­го. В дороге во время преследования шальная пуля смертельно ра­нит Аксинью. Григорий хоронит ее: «Ладонями старательно при­мял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по русским местам, покра­соваться на детишек, тогда можно бы и помирать...». Он возвраща­ется в родной хутор: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бес­сонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияю­щим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Оче­видно, что он вернулся, чтобы погибнуть. В романе, полном жесто­кости, казней, убийств, Шолохов мудро опускает занавес перед этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизне- описание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил в полном смысле этого слова. Он любил и был любим, он жил обык­новенной мирной жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно.

Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые неподвластны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к есте­ственной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время, нельзя сказать, что жизненные искания героя зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью стать счастливым отцом.

Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя од­нозначно сказать, всегда ли его выбор был единственно верным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными прин­ципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни. Это его стремление было искренним и затрагивало интересы не только его, но и многих близких ему людей. Несмотря на бес­плодные искания, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было доста­точно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Гри­горий Мелехов.