Злой нрав или глубокая постоянная грусть. Подробный конспект урока-диспута « “Злой нрав” или “глубокая постоянная грусть” лежат в характере Печорина» (по роману М.Ю


Тема: герой-двойник, его роль в раскрытии печоринской души.

Цель: сопоставляя образ Печорина с образами его двойников, более глубоко понять противоречивость героя и драму его судьбы.

Начало урока: чтение домашних размышлений о Мери и Печорине. Комментарий учителя (Да, Печорин, возможно, с радостью отмечал в себе искры влюбленности в Мери и пробуждал в ней любовь не только ради любопытства и развлечения. И если принес несчастье княжне, то сам не менее несчастен) -

Вспомним портрет, нарисованный рассказчиком в повести «Максим Максимович»: «Они(глаза) не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Мы видим в поступках героя подтверждение того и другого. Приведем несколько примеров:

Злой нрав:

Милая княжна, если вы объявите мне войну, я буду беспощаден.

За что она (Вера) меня так любит.. со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…Неужели зло так привлекательно?

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок… его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет.

Я внутренно хохотал…явно, что он влюблен… тут-то я буду наслаждаться.

Глубокая постоянная грусть:

« Когда он (Вернер) ушёл, ужасная грусть стеснила мое сердце. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу…»

« Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству! Уж не молодость ли с своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне, или это только её прощальный взгляд. Последний подарок – на память?»


«Я шёл медленно; мне было грустно… Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды…»

Вывод : вместо союза « или» (злого нрава или…) можно поставить союз и, ибо и то, и другое чувство присутствуют в

Печорине и объясняют противоречивость его поступков: да, он совершает дурные, даже злодейские поступки, но никто, кроме него, не судит за них себя так строго, не страдает, не отчаивается, не ропщет на судьбу.

Задание : Взаимоотношения с Грушницким и Вернером, которых назовем двойниками Печорина, еще более ярко вырисовывают эту незаурядную, яркую личность. Сопоставим образы Печорина и Грушницкого.

Почему Грушницкий так неприятен Печорину? (Грушницкий – карикатура на Печорина, так как подражает ему: играет роль разочарованного человека, говорит об этом пышными вычурными фразами, хочет произвести впечатление загадочного, скрывающего тайну героя. Печорина мучает разочарованность как болезнь, он ненавидит вычурность и фразы напоказ, поэтому ему невольно хочется избавиться от двойника – убрать его с дороги).

Вернер понял, что Грушницкий будет очередной жертвой Печорина: « Я предчувствую, что бедный Грушницкий будет вашей жертвой». Но предполагал ли он, что игра зайдет так далеко! Печорин объявляет войну всему «водяному обществу». Что испытывает Печорин, когда случайно подслушивает заговор против себя?

Да, он с трепетом ждет, что ответит Грушницкий, надеется, что хоть искра совести сверкнет в его душе. Но нет, он часть этого подлого общества, готового мстить тому, кто на них не похож. И Печорин по-настоящему взбешен: «Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка».

Печорин надеялся до последнего, что Грушницкий не согласится на подлость, это говорит нам, что он еще не законченный негодяй, и Печорин об этом знает. Какие эпизоды показывают нам, что в нем идет борьба между добром и злом?

Зачитаем примеры на экране:

«Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан…толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне…

Вернер: «Грушницкий, кажется поблагороднее своих товарищей». (Долго не соглашался на подлог с пистолетеми).

«С тех пор как мы приехали, он первый раз поднял на меня глаза; но во взгляде его было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу»

«Лицо его ежеминутно менялось. Я его поставил в затруднительное положение. Стреляясь при обыкновенных условиях, он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть… но теперь он должен сделаться убийцей…Он отвел капитана в сторону и стал говорить ему что-то с большим жаром, я видел, как посиневшие его губы дрожали…»

- «Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного…»

-«Он вдруг опустил дуло пистолета и, побледнев, как полотно, повернулся к своему секунданту.

Трус! - отвечал капитан.

Выстрел раздался.

Просмотр эпизода «Дуэль» из фильма А. Котта «Герой нашего времени»

Обсуждение:

Какая борьба идет в душе Грушницкого, что мешает победить совести и великодушию?

Вывод : действительно, Грушницкий еще молод, характер не сформировался, он все время кому-то подражает, зависит от более сильной личности. Сначала это был Печорин, который все время подсмеивался над ним, сейчас это драгунский капитан, который толкает его на бесчестный поступок из ненависти к Печорину. Грушницкий – игрушка в их руках. В нем идет борьба между желанием наказать Печорина и неприятием жестокости и подлости игры, придуманной капитаном.


Наблюдение :


Какую роль в этой борьбе играет Печорин?

Вывод : он спокойно наблюдает за тем, что происходит в душе Грушницкого, констатирует: покраснел, побледнел, опустил дуло пистолета. Продолжает настаивать отказаться от клеветы. Кажется, он искренне хочет, чтобы в Грушницком проснулась совесть, но добивается противоположного – невольно передает ему свое презрение. В Грушницком просыпается ненависть к насмешливому, высокомерному, вечно правому противнику, он бросает вызов: нам на земле вдвоем нет места. Получается, что Печорин своим отношением к Грушницкому пробудил в нем не лучшие, добрые чувства, а низменные, злые.

Обсуждение:

- После смерти Грушницкого у читателя остается тягостное чувство невосполнимой потери, невозможности все изменить. Герою нашему тоже тяжело: «Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один». Вернер не может с ним более общаться: «…можете спать спокойно…если можете…Прощайте…» Почему мы виним вместе с Вернером во всем происшедшем Печорина?

Вывод:

Вернер помогает нам понять, что Печорин в своем психологическом эксперименте зашел слишком далеко. Он блистательно провел весь спектакль, наказал виновного, защитил честь оклеветанной девушки, но не стал героем в своих глазах, он недоволен собой, хотя считает, что «взял на себя всю тягость ответственности». Действительно, он слишком много взял на себя: сначала роль судьи, затем роль возмездия, палача. Однако не он дал жизнь человеку, и не ему её отнимать, пусть даже у самого ничтожного человека.

Заключение

На экране цитата из « Предисловия к «Герою нашего времени» Вл. Набокова:

…Лермонтову удалось создать вымышленный образ человека, чей романтический порыв и цинизм, тигриная гибкость и орлиный взор, горячая кровь и холодная голова, ласковость и мрачность, мягкость и жестокость, душевная тонкость и властная потребность повелевать, безжалостность и осознание своей безжалостности остаются неизменно привлекательными для читателей самых разных стран и эпох, в особенности же для молодежи.

Задание : Задумайтесь, справедливо ли суждение Набокова, с чем вы согласны, что можете добавить о герое, который, я уверена, не оставил вас равнодушными. Изложите свои размышления в домашнем сочинении .


Разделы: Литература

УРОК 1.
«Странный человек»

Тема: «Странный человек» («Бэла»)

Цель: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина

Задачи:

Концепция: Анализ повести «Бэла» интересен для учеников, так как они захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке и сочувствует ей. Цель урока заключается в том, чтобы вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина. На уроке необходимо показать Печорина в его отношениях с горцами и Максимом Максимычем. Вначале выясним отношение учеников к героям повести, проводя устное словесное рисование или рассматривая иллюстрации Серова, Врубеля, Репина. Обаяние горцев, их цельность, сила чувств, смелость и естественность к решению вопроса о том, почему Печорин хочет приблизиться к ним.

Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы». Почему эта попытка не удалась? Почему Печорин восхищает Бэлу и добивается ее любви? Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Белой трагическую развязку? Какую роль в этом предвосхищении событий читателем играют пейзажи? Кто виноват в гибели Бэлы? Разрешение в беседе этих вопросов подводит к центральному вопросу урока: кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Перечитываем исповедь Печорина перед Максимом Максимычем и убеждаемся в том, что герой объясняет здесь как следствие законов времени и своего круга. Снимает ли это вину с Печорина? Как он отнесся к смерти Бэлы? Максим Максимыч винит Печорина в равнодушии: «… его лицо не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя». Правда, на своем месте Максим Максимыч, который «любил ее, как отец», пошел заказывать гроб и признается, что «частью для развлечения занялся этим».

Затем выясняем, какую роль во всей этой истории играет Максим Максимыч, кто он – сочувственный свидетель или непосредственный участник происходящего. Мысль познакомить Печорина с Бэлой принадлежит Максиму Максимычу. Сочувствуя по доброте сердца «тоненькому, беленькому» офицеру «с большими странностями», Максим Максимыч хочет развлечь его и везет на свадьбу к князю. При этом у него «было свое на уме», хотел он этой встречей с Бэлой изменить мнение Печорина о черкешенках.

Добрый порыв Максима Максимыча оборачивается бедой именно потому, что он не привык думать о следствиях своих поступков. Порой он сам винит себя в том: «Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорию Александровичу все, что я слышал, сидя за забором; он посмеялся, - такой хитрый! – а сам задумал кое-что». Непосредственность Максима Максимыча подводит его, как и его доброта: сам того не желая, он подсказывает Печорину способ похищения Бэлы. Максим Максимыч честен и чуток, он понимает, что похищение Бэлы – «нехорошее дело», но доказать своей правоты Печорину не в силах.

Печорин здесь дан в самом невыгодном освещении: он добивается Бэлы, ничем не рискуя, хитросплетения ума заменяют отвагу. Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его «в тупик». Читаем в лицах их диалог и обращаем внимание на странность первых доводов Максима Максимыча: «Вы сделали поступок, за который и я могу отвечать». Забота о себе в такой момент менее всего свидетельствует о доброте, как разность официального и интимного тона в репликах Максима Максимыча свидетельствуют об отсутствии цельности его позиции.

Добро Максима Максимыча не может противостоять злу, которое совершает Печорин. Более того, Максим Максимыч, невольно вовлекаясь в поединок, который идет между Белой и Печориным, поддразнивает его и, как игрок, соглашается на пари. По другому поводу, говоря оботношении Максима Максимыча к горцам, автор заметит: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Итак, доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточными, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающего. При этом, любя Печорина, Максим Максимыч не в силах и ему помочь, понять его трагедию: «Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, - вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?» Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть вероятно, и такие, которые говорят правду… и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:

А все, чай, французы ввели моду скучать?

Нет, англичане.

Ага, вот что!.. – Отвечал он, - да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»

Ограниченность Максима Максимыча не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей.

В заключении урока знакомим учеников с точкой зрения Белинского на Максима Максимыча и предлагаем дома ответить на вопрос, серьезно или иронично заключение повести: «сознать, однако же, что Максим Максимыч человек достойный уважения? Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ».

Выделение в последних строках повести отношения к штабс-капитану подчеркивает, что для автора романа смысл повести не сводится к истории Бэлы. Дома поручаем ученикам прочесть статьи учебника: «Особенности изображения природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат», «Бэла», «Печорин и горцы» - и к одной из статей подобрать факты в романе подтверждающие те характеристики героев, которые даны в учебнике. Кроме того, поручаем ученикам перечитать вторую часть романа и ответить на вопрос: "Злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежат в основе характера Печорина?

Структура урока:

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция

Шел 1840 год. В свет выходит роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». На автора посыпались обвинения:

  • «оклеветал целое поколение. Назвать такого человека героем безнравственно»;
  • «Мы заявляем, - кричали другие, задетые автором романа, - Печорин – портрет самого Лермонтова».

Все эти разноречивые и несправедливые отклики заставили Лермонтова написать предисловие, где он отверг неверные толкования и раскрыл свое отношение: «… В нем больше правды, нежели вы того желали».

Итак, мы начнем изучать этот роман, постараемся с вами на этом и следующих уроках разгадать загадки произведения, раскрыть его замысел. Но сначала поговорим о предисловии к роману.

Выразительное чтение.

Учителем предисловия к роману.

Как вы понимаете высказывания критиков? С каким героем вы познакомились? Какое впечатление он на вас произвел?

I учебная ситуация.

Кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Печорина в романе Герой нашего времени. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Действительно, между Печориным и Онегиным много сходства. Оба они - представители светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.

Но на этом сходство и кончается. Печорин - иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он и живёт в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, до декабристского восстания, в пору общественно-политического оживления. Печорин - человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы как массовый деятель ещё не появились. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишён такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей одарённее и глубже Онегина.

Природная одарённость Печорина резко бросается в глаза читателям романа, которые видят в нём героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одарённость проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.

Но при всей своей одарённости и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению,- «нравственный калека». Его характер и всё его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчётливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, поэт настойчиво подчёркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лермонтов говорит: «Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти...» «Взг» чд его - непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой - «нервическая слабость». Печорину около 30 лег, а «в его улыбке что-то детское».

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут,- а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один...»

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя жизнь,- указывает сам Печорин,- была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чём же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живёт «из любопытства», с другой - в нём огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нём борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней - «Какая бы горесть ни лежала на сердце,- говорит он,- какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Своё внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не чго иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие,- говорит он далее,- подчинять моей воле всё, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит нам его отношение к Вере. Получив её последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск... Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку... При возможности потерять её навеки,- пишет он,- Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал».

Эта противоречивость и не даёт возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошедшую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая на этот вопрос, он пишет в своём дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашёл этого своего «высокого назначения», не нашёл деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от неё, убивает Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчён Максим Максимыч: сухая встреча его Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни - и полная безнадёжность, осознание своей обречённости.

Кто ж виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», т. е. тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой п светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли и декабристы. Дело в том, что Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени.

Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Его характер сформировался в обстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”. Но суета и безнравственность общества “приличьем стянутых масок” наскучили герою. Печорин -- офицер. Он служит, но не выслуживается, не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело, то есть не стремится произвести впечатление средствами, доступными обычным людям. М. Ю. Лермонтов намекает на политический характер ссылки Печорина на Кавказ, некоторые замечания в тексте позволяют говорить о его близости к идеологии декабризма. Так в романе возникает тема личной героики в том трагическом осмыслении, которое она получает в 30-е годы XIX века.

Уже в первой повести подчеркивается, что Печорин -- человек незаурядный. “Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”, -- говорит Максим Максимыч, Необычность героя проявляется и в его портрете. Его глаза, отмечает автор, “не смеялись, когда он смеялся!”. Что это: признак “злого нрава или глубокой, постоянной грусти”?

С образом Печорина в романе связана проблема нравственности. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе с ним Максим Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Сам герой романа осознает: “Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья...” Вся его жизнь -- постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом. Ему свойственны неверие и индивидуализм. Печорин, по сути, считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Впрочем, он не желает ни добра, ни зла, а лишь хочет понять, что это такое. Все это не может не отталкивать читателя. И Лермонтов не идеализирует своего героя. Впрочем, в названии романа, на мой взгляд, заключена “злая ирония” не над словом “герой”, а над словами “наше время”.

Именно эпоха реакции, наступившая в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Герой “чувствует в душе своей силы необъятные”, но не находит в жизни возможности реализовать “назначенье высокое”, потому растрачивает себя на погоню за “страстями пустыми”, утоляет жажду жизни в бессмысленном риске и постоянном самоанализе, который разъедает его изнутри. Рефлексию, перенесение активной деятельности на замкнутость в собственном внутреннем мире М. Ю. Лермонтов считает одной из важнейших черт своего поколения. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду -- мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” -- признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин -- эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”.

И все же Печорин -- натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник -- не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость -- маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Но эта демоническая личность стала частью “нынешнего племени” и превратилась в карикатуру на саму себя. Сильная воля и жажда деятельности сменились разочарованностью и бессилием, и даже высокий эгоизм постепенно начал превращаться в мелкое себялюбие. Черты сильной личности остаются лишь в образе отщепенца, который, однако, принадлежит своему поколению.

Гениальность М. Ю. Лермонтова выразилась прежде всего в том, что он создал бессмертный образ героя, воплотившего все противоречия своей эпохи. Не случайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем»

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

?????? ??????????????? ????? ?. ?. ?????????? «????? ?????? ???????» ? ???????? ??????? ????? ???????? ????? ???? ? ?? ?????? ????????? ?????????????? ?????????? ?????????, ?. ????????, Ф.М. ????????????, ??????. ?. ?. ??????? ??? ??????? ? ???????? ????? ?????????? ? ??? ?????? «????? ?????? ???????»: «?????????-??????? ??? ????, ??? ??, ? ???? ?? ??????, ????? ??? ???, ?????? ??????????, ?????? ??????? ????????????? ?????, ?????? ???????????? ?? ??? ?????? ??????? ??????? ???????????? ??????????...»

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как «история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

По истинной хронологии повести должны были располагаться следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

Повествование ведется от имени трех рассказчиков: некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и, наконец, самого Григория Александровича Печорина. Автор прибегнул к этому приему, чтобы осветить события и характер главного героя с разных точек зрения, и как можно полнее. У Лермонтова это не просто три рассказчика, а три типа рассказчика: сторонний наблюдатель происходящего, второстепенный персонаж и участник событий, а также сам главный герой. Над всеми тремя главенствует создатель всего произведения – автор. Нам представлены не просто три точки зрения, а три уровня постижения характера, психологического раскрытия натуры «героя времени», три меры постижения сложного внутреннего мира незаурядной индивидуальности. Присутствие трех типов рассказчиков, их расположение в ходе повествования тесно увязывается с общей композицией романа, определяет и хронологическую перестановку событий, одновременно находясь в сложной зависимости от такой перестановки.

В повести «Бэла» начинает рассказ о Печорине Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвежь от смеха… Да-с, с большими был странностями».

Лермонтов избегает местных, диалектных или кавказских иноязычных слов, намеренно пользуясь общелитературной лексикой. Простота и точность лермонтовского прозаического языка вырабатывались под прямым воздействием прозы Пушкина.

Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста старого кавказца Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека.

В следующей повести «Максим Максимыч» штабс-капитан превращается в действующее лицо. Повествование продолжается от имени автора романа. Здесь единственный раз по всей книге автор встречается с героем, Печориным. Это необходимо для того, чтобы реалистически мотивировать детальный психологический портрет Печорина, включенный во вторую повесть. Введение в ткань романа второго рассказчика корректирует фокус изображения. Если Максим Максимыч рассматривает события как бы в перевернутый бинокль, так что все в поле его зрения, но все слишком общо, то офицер-рассказчик приближает изображение, переводит его с общего плана на более укрупненный. Однако у него как у рассказчика есть недостаток в сравнении со штабс-капитаном: он слишком мало знает, довольствуясь лишь мимоходными наблюдениями. Вторая повесть поэтому в основном подтверждает впечатление, вынесенное после знакомства с началом романа: Печорин слишком равнодушен к людям, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

Не только к Максиму Максимычу равнодушен Печорин, но и к самому себе, отдавая Журнал штабс-капитану. Рассказчик, наблюдая за внешность Печорина, отмечает: «… о глазах его я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда смеялся он! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен». Во второй повести автор как бы подготавливает читателя к дальнейшему «Журналу Печорина», потому что он узнает, каким образом в руки автора попали записки Печорина.

Вторая повесть способна раздразнить воображение читателя: что же истинного в Печорине – злой ли нрав или глубокая постоянная грусть? Только после этого, возбудив пытливый интерес к столь необычному характеру, заставив читателя, отыскивающего ответ, быть внимательным ко всякой подробности дальнейшего рассказа, автор меняет рассказчика, давая слово самому центральному персонажу: как рассказчик он имеет несомненные преимущества перед двумя своими предшественниками, так не просто знает о себе более других, но и способен осмыслить свои поступки, побуждения, эмоции, тончайшие движения души – как редко кто это умеет. В самоанализе – сила и слабость Печорина, отсюда его превосходство над людьми и в этом одна из причин его скептицизма, разочарованности.

В Предисловии к «Журналу Печорина» автор сообщает то, чего не мог сообщить сам Печорин: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Так обосновывается право автора на публикацию «Журнала Печорина», состоящего из трех повестей: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

«Тамань» – остросюжетная повесть. В этой повести все объясняется и развязывается самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически и подлинно поэтически, что неудивительно: Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадкой бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в эту непонятную ему, странную жизнь контрабандистов, «как камень, брошенный в гладкий источник» и «едва сам не пошел ко дну». Грустно-ироническое восклицание Печорина подводит правдивый и горький итог всему происшествию: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».

Вторая поветь, входящая в «Журнал Печорина» «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», в окружении которого и в столкновении с которым показан Печорин.

В повести «Княжна Мери» Печорин выступает перед читателем не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления. Это позволяет Лермонтову с большой глубиной раскрыть внутренний мир своего героя. Дневник Печорина открывается записью, сделанной 11 мая, на другой день после приезда в Пятигорск. Подробные описания последующих событий составляют как бы первую, «пятигорскую» часть повести. Запись от 10 июня открывает вторую, «кисловодскую» часть его дневника. Во второй части события развиваются стремительнее, последовательно подводя к кульминации повести и всего романа - к дуэли Печорина с Грушницким. За дуэль с Грушницким Печорин попадает в крепость к Максиму Максимычу. Этим и заканчивается повесть. Таким образом, все события «Княжны Мери» укладываются в срок немногим больший, чем полтора месяца. Но повествование об этих немногих днях дает возможность Лермонтову с исключительной глубиной и полнотой раскрыть изнутри противоречивый образ Печорина.

Именно в «Княжне Мери» наиболее глубоко показаны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и даровитого человека, искалеченного средой и воспитанием.

Прошлое Печорина в пределах «Героя нашего времени» мало интересует Лермонтова. Автор почти не занят вопросом о становлении своего героя. Лермонтов не считает даже нужным сообщить читателю, что делал Печорин в Петербурге в продолжение пяти лет, прошедших после возвращения его с Кавказа и до нового появления во Владикавказе («Максим Максимыч») по пути в Персию. Все внимание Лермонтова об­ращено на раскрытие внутренней жизни своего героя.

Не только в русской, но и в мировой литературе Лермонтов одним из первых овладел умением улавливать и изображать «психический процесс возникновения мыслей», как выразился Чернышевский в статье о ранних повестях и рассказах Льва Толстого.

Печорин последовательно и убедительно раскрывает в своем дневнике не только свои мысли и настроения, но и духовный мир и душевный облик тех, с кем ему приходится встречаться. От его наблюдательности не ускользают ни интонации голоса собеседника, ни движения его глаз, ни мимика. Каждое сказанное слово, каждый жест открывают Печорину душевное состояние собеседника. Печорин не только умен, но и наблюдателен и чуток. Этим объясняется его умение отлично раз­бираться в людях. Портретные характеристики в «Журнале Печорина» поражают своей глубиной и меткостью.

Природа и пейзаж в «Герое нашего времени», в особенности в «Журнале Печорина», очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

Первой же встрече Печорина с Верой предшествует грозовой, насыщенный электричеством пейзаж: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством».

Противоречивое состояние Печорина перед дуэлью характеризуется двойственностью образов и красок утреннего пейзажа окрестностей Кисловодска: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье».

Тот же прием контрастного освещения применен в описании горного пейзажа, окружавшего дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы: «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока, а подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там, внизу, казалось темно и холодно, как в гробе: мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

Печорин, умеющий точно определить каждую свою мысль, всякое душевное состояние, сдержанно и скупо сообщает о возвращении с поединка, на котором был убит Грушницкий. Краткое, выразительное описание природы раскрывает читателю тяжелое состояние Печорина: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Последняя повесть «Журнала Печорина» - «Фаталист». Трагическая гибель Вулича как бы подготавливает читателя «Фаталиста» к неизбежной и близкой смерти Печорина, о которой автор уже сообщил в Предисловии к «Журналу Печорина».

В этой повести вопрос о судьбе и о предопределении ставится Лермонтовым на совершенно реальном, даже бытовом материале. В идеалистической философской литературе, в рассказах, повестях и романах 20-х и в особенности 30-х годов, в период усилившейся европейской реакции, этому вопросу уделялось большое внимание. Ключом к идейному замыслу «Фаталиста» является монолог Печорина, объединяющий первую часть новеллы со второй ее частью, в которой речь идет о смерти Вулича. Размышления Печорина в этом монологе как бы подводят итог всему «Журналу Печорина» и даже роману «Герой нашего времени» в целом.

Именно в «Фаталисте» Печорин трезво и мужественно разглядел источник многих своих бед, узрел причину зла, но не природу соблазна: «В первой молодости я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидениями, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».