Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Тема урока


Около семи часов вечера некоторые гости хотели ехать, но хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь веселостию молодежи. Старушки играли в карты. Кавалеров, как и везде, где не квартирует какой-нибудь уланской бригады, было менее, нежели дам, все мужчины, годные на то, были завербованы. Учитель между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать. Несколько раз кружился он с Марьей Кириловною, и барышни насмешливо за ними примечали. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужинать, а сам отправился спать.

Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. Кавалеры осмелились занять место подле дам. Девицы смеялись и перешептывались со своими соседами; дамы громко разговаривали через стол. Мужчины пили, спорили и хохотали, - словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний.

Один только человек не участвовал в общей радости: Антон Пафнутьич сидел пасмурен и молчалив на своем месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение. Мы скоро увидим, что он имел достаточную причину их опасаться.

Антон Пафнутьич, призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. Сею только предосторожностию успокоивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь. Будучи принужден остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтоб не отвели ему ночлега где-нибудь в уединенной комнате, куда легко могли забраться воры, он искал глазами надежного товарища и выбрал наконец Дефоржа. Его наружность, обличающая силу, а пуще храбрость, им оказанная при встрече с медведем, о коем бедный Антон Пафнутьич не мог вспомнить без содрогания, решили его выбор. Когда встали из-за стола, Антон Пафнутьич стал вертеться около молодого француза, покрякивая и откашливаясь, и наконец обратился к нему с изъяснением.

Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть…

Антон Пафнутьич, очень довольный своими сведениями во французском языке, пошел тотчас распоряжаться.

Гости стали прощаться между собою, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошел с учителем во флигель. Ночь была темная. Дефорж освещал дорогу фонарем, Антон Пафнутьич шел за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаенную суму, дабы удостовериться, что деньги его еще при нем.

Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном смотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объяснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принужден был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу.

Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше? , — закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол тушу на французский лад. - Я не могу дормир в потемках. - Дефорж не понял его восклицаний и пожелал ему доброй ночи.

Проклятый басурман, - проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. - Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. - Мусье, мусье, - продолжал он, - же ве авек ву парле . - Но француз не отвечал и вскоре захрапел.

«Храпит бестия француз, - подумал Антон Пафнутьич, - а мне так сон в ум нейдет. Того и гляди воры войдут в открытые двери или влезут в окно, а его, бестию, и пушками не добудишься».

Мусье! а, мусье! дьявол тебя побери.

Антон Пафнутьич замолчал, усталость и винные пары мало-помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать и вскоре глубокий сон овладел им совершенно.

Странное готовилось ему пробуждение. Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа: француз в одной руке держал карманный пистолет, другою отстегивал заветную суму. Антон Пафнутьич обмер.

Кесь ке се, мусье, кесь ке ce , - произнес он трепещущим голосом.

Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали. Я Дубровский.

Чего изволите? (фр.)

Я хочу спать у вас (фр.).

Сделайте одолжение, сударь… извольте соответственно распорядиться (фр.).

Зачем вы тушите, зачем вы тушите? (фр.)

Спать (фр.).

Я хочу с вами говорить (фр.).

Что это, сударь, что это (фр.).

Предмет : русский язык.

Класс : 8.

Тема : Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока:

обобщение и углубление знаний учащихся о подлежащем и способах его выражения; развивать навыки нахождения подлежащего в предложении; воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности

Задачи урока :

    Систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице;

    Совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений;

    Углубить понятия о подлежащем и способах его выражения;

    Отработать навык нахождения подлежащего в предложении;

    Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

    Воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Планируемые результаты :

Предметные : научиться находить с помощью вопроса грамматическую основу предложений, подлежащее, выраженное различными морфологическими способами.

Метапредметные :

Коммуникативные : слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Личностные : формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент (1 мин.)

Добрый день, ребята. За окном октябрь, а у нас очередной урок и, значит, мы должны научиться чему-то новому.

Откройте тетради и запишите дату и вид работы.

А к доске пойдёт Вика и поможет нам правильно это сделать.

Жукова Вика (пишет): Тринадцатое октября – объясняет выбор гласной

    Актуализация опорных знаний, подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

    Игра «Третий лишний» (Слайд 1 )

Давайте найдём в каждой группе лишнее сочетание слов, не забудем объяснить, почему же оно является лишним.

Наслаждаться красотой, осенний лес, облетевшая листва

Красота осени, любоваться снежинками, идти быстро

Первый снег, деревья обнажились, облетели осенью

Коркунов Руслан, Озиев Иса, Ведяскина Наталья

Наслаждаться красотой – словосочетание на основе управления, остальные – согласования

Идти быстро – словосочетание на основе примыкания, остальные – управления

Деревья обнажились – это предложение

    Сообщение темы, цели и задач урока (2 мин.)

Чем предложение отличается от словосочетания?

Копылов Александр

В предложении есть грамматическая (предикативная)основа

Что такое грамматическая основа предложения?

Андриян Александр

Грамматическая основа предложения – это его ядро, отражение действительности.

Правильно. Грамматическая основа предложения – важное грамматическое явление: без нее предложения не существует. Вот почему любой синтаксический разбор мы начинаем с нахождения грамматической основы.

А из чего состоит грамматическая основа предложения?

Журбенко Артём

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает?

Великанов Максим

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? И указывает на «главного» героя предложения

Итак, сегодня предметом нашего изучения станет ПОДЛЕЖАЩЕЕ, о котором мы, казалось бы, знаем много.

Запишите в тетради тему урока.

(Слайд 2)

Записывают тему урока: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

    Изучение нового материала (10 мин).

    Наблюдение над языковым материалом. Способы выражения подлежащего (составляем таблицу) – раздаточный материал. Приложение 1 .

У вас на столах лежат таблицы. Нам надо найти в записанных предложениях подлежащее и определить, чем оно выражено. Ответ мы запишем в левую колонку таблицы.

Способ выражения

Примеры

Существительное в именительном падеже

Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег .

Местоимение в именительном падеже

Я ехал вечером один на беговых дрожках.

Каждый отправился в комнату, ему назначенную.

Никто из родных не спал в эту ночь.

Прилагательное

Причастие

Числительное

Междометие

Сытый голодного не разумеет.

Собравшиеся обсуждали повестку дня.

Семеро одного не ждут.

Громкое ура прокатилось над площадью.

Инфинитив

Понимать – значит сочувствовать.

Фразеологизм

В поле вышли от мала до велика .

Составное цельное наименование

Широкой полосой, от края до края протянулся Млечный Путь .

Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Наречие

Завтра обязательно наступит

Работают с таблицей. Выделяют подлежащее, определяют, чем оно выражено. Работают «по цепочке» (второй ряд):

Метель – существительное в именительном падеже; снег – существительное в именительном падеже.

Я, каждый, никто – местоимение.

Сытый – имя прилагательное.

Собравшиеся – причастие.

Семеро – имя числительное.

Ура – междометие.

Понимать – инфинитив.

От мала до велика – фразеологизм.

Млечный Путь – составное наименование.

Мы с бабушкой – цельное словосочетание.

Завтра – наречие.

    Вывод: что же такое ПОДЛЕЖАЩЕЕ? Чем оно может быть выражено?

В лингвистике переход частей речи в разряд существительных называется СУБСТАНТИВАЦИЯ. (Записывается на доске)

Подлежащее – это главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. В роли подлежащего может выступать как слово (любая часть речи в роль имени существительного), так и словосочетание.

    Закрепление изученного (18 мин.)

    Дифференцированное задание (10 мин.)

Группы А,В – упражнение 90 (I ): списываем предложения, находим подлежащее, определяем, чем оно выражено.

Группа С – самостоятельная работа с раздаточным материалом (Приложение 2 )

У доски упражнение выполняют:

Коркунов Руслан (предложения 1-4) и Чудаев Дмитрий (предложения 5-9).

    Лиса семерых волков проведёт. (сущ)

    Никто не судья в своём деле.(мест)

    Мокрый дождя не боится.(прил)

    Сказать – смешно, утаить – грешно.(инф)

    Утопающий хватается за соломинку.(прич)

    Одно нынче лучше двух завтра.(нареч)

    Ленивый сидя спит, лёжа работает.(прил)

    Кто в Москве не бывал, красоты не видал.(мест)

Ильиных Е., Исаева А., Буренина Т., Бадров И., Рябинин В., Ведяскина Н., Ковшова В. – после выполнения сдают работы на проверку.

    Проблемный вопрос (3 мин.)

Найдите грамматическую основу в этих предложениях. (Слайд 3 ) Всем ли легко это было сделать?

Давайте вспомним, как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?

Каликичева Елизавета

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег .

Кленовый лист срывает ветер сильный.

Можно задать вопрос от сказуемого, а можно заменить существительные словами 1 склонения – и мы сразу увидим, в каком падеже стоит слово

    Тренировочное упражнение (5 мин.)

Найдите подлежащее, определите способ его выражения. (Слайд 4 ).

Взаимопроверка (Слайд 5 )

Проверьте работу соседа по образцу на слайде, подсчитайте количество правильных ответов.

Выписывают из предложений подлежащее, указывают, чем оно выражено.

Меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

    Рефлексия. Подведение итогов урока (7 мин.)

    Беседа:

    Что нового о подлежащем узнали на сегодняшнем уроке?

    Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?

Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и любой частью речи в значении имени существительного.

Субстантивация.

    Тестовое задание (дифференцированное)

Выполняют задания (раздаточный материал – Приложение 3 )

    Организация домашнего задания (1мин.)

(Слайд 6 )

§17 (выучить материалы урока)

Упражнение 93 (по заданию)

Словарь

Записывают домашнее задание

    Организационный момент (1 мин.)

Вы сегодня хорошо поработали, все молодцы.

Выставление оценок за урок.

Приложение 1

Способ выражения

Примеры

Сытый голодного не разумеет.

Семеро одного не ждут.

Завтра обязательно наступит

Приложение 1

Способ выражения

Примеры

Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег.

Я ехал вечером один на беговых дрожках.

Каждый отправился в комнату, ему назначенную.

Никто из родных не спал в эту ночь.

Сытый голодного не разумеет.

Собравшиеся обсуждали повестку дня.

Семеро одного не ждут.

Громкое ура прокатилось над площадью.

Понимать – значит сочувствовать.

В поле вышли от мала до велика.

Широкой полосой, от края до края протянулся Млечный Путь.

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Завтра обязательно наступит

Приложение 2.

    Кто стучится в дверь ко мне?

    Курить – здоровью вредить.

    Пять меньше шести.

    Каждый рукою касался перил.

    В клетке жили два чижа.

Приложение 2.

Найдите подлежащее и определите морфологический способ его выражения.

    И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.

    Кто стучится в дверь ко мне?

    Курить – здоровью вредить.

    Пять меньше шести.

    Каждый рукою касался перил.

    В клетке жили два чижа.

    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

    Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

Приложение 2.

Найдите подлежащее и определите морфологический способ его выражения.

    И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.

    Кто стучится в дверь ко мне?

    Курить – здоровью вредить.

    Пять меньше шести.

    Каждый рукою касался перил.

    В клетке жили два чижа.

    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

    Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

Приложение 3.

Тестирование.

    В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?

а) Наша задача – дойти до города во что бы то ни стало.

б) Играть с вами на одной сцене – радость, честь и блаженство.

в) В лесу всегда нужно запоминать приметы.он начал быстро считать в уче.

    Какое предложение не имеет подлежащего?

а) И этот звон люблю я!

б) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

    В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием

а) Завтра придумано для людей нерешительных и детей.

б) Жизнь прожть – не поле перейти.

в) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.

г) Стоящие рядом люди как-то странно погладывали на меня.

    Определите подлежащее в преддожениях.

а) Враги нам лучшие друзья.

б) Что ветры мне и сине море?

в) О чём ты воешь, ветр ночной?


Урок 41

Простое предложение

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).

Ход урока

I . Реализация домашнего задания

1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.

2. Связный ответ по теме «Словосочетание».

3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц »:

Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт - нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.

II. Работа по теме урока

1. Анализ текста.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Определите тип и стиль речи. (Описание поздней осени, художественный .)

Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)

К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два - нераспространённые третье - распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)

Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором - простое глагольное сказуемое.)

2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».

Синтаксический разбор предложения.

Искусство - это историческая энциклопедия человеческих ощущений , противоречивых страстей , желаний , взлетов и падения духа , самоотверженности и мужества , поражений и побед . (Ю. Бондарев .)

Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.

Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса - пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь - сорок девять.)

Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить - не поле перейти.)

Один главный член выражен инфинитивом, а другой - существительным. (Наша задача - помочь нуждающимся.)

Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот , тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)

А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)

Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)

При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)

Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Запишите и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях (первые 4 предложения можно прокомментировать вслух «по цепочке», остальные - самостоятельно).

1) Дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды. (В. Распутин .) 2) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне. (С. Щип .) 3) В этом городе знать три языка - ненужная роскошь. (Чехов .) 4) Тут главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (Шолохов .) 5) Пушкиногорье - это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. (Гейченко .) 6) Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. (В. Сухомлинский .) 7) Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. (К. Паустовский .) 8) Одно дело - говорить много, другое - говорить дело. (Софокл .) 9) Каллиграфия и живопись - изысканные занятия, но стоит заразиться алчностью, и они уподобятся рыночному торгу. (Ху Цзынчэн .) 10) Брак словно танго: для него нужны двое, и иногда приходится отступать, чтобы продолжить танец. (Маргарита Уайт .) 11) Лучший способ защититься - не уподобляться (Марк Аврелий .)

Домашнее задание

1. Подготовить ответ на вопросы 3-9 на стр. 102.

3. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение.

Пример:

Весёлый денёк

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...

И вдруг улыбнулась погодка...

(Продолжите описание зимнего дня в лесу (в парке) в ясную солнечную погоду.)

Небо сегодня чистое, ясное. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа! Едешь по лесу. Тихо. Ветер совсем не дует. Деревья все в снегу стоят белые-белые, и ярко выделяются на них удивительные зимние птички - снегири. Небо голубое, ясное, как летом. Снегири довольные, греются на солнышке и радостно клюют рябину.

Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим «обыкновенным чудом» природы!

(Второе или третье задание учащиеся выполняют по выбору.)

4. Повторите правописание -н - и -нн - в причастиях и отглагольных прилагательных.

Урок 42

Простое предложение

Цели урока:

Систематизация знаний учащихся по теме «Простое предложение»; закрепление навыков правописания.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Взаимопроверка упр. 208 (задания 1, 2 заранее записаны на дос ке).

2. Учащиеся задают друг другу вопросы 3-9 на стр. 102.

3. Прослушать 2-3 сочинения , отметить достоинства, недостатки.

4. Словарный диктант на тему «-н - и -нн - в причастиях и отглагольных прилагательных»:

Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, назв а ный, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.

II . Работа по теме урока

Дайте определение предложения

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Назовите предложения по наличию грамматических основ. (Простые, сложные .)

Дайте определение простого предложения. (Это такое предложение, в котором есть одна грамматическая основа.)

Способы выражения подлежащего.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). Едва редела ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струёю (А. Пушкин).

Способ выражения

Приметы

Имя существительное в именит. падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного).

Метель надвинулась сразу (Н. Островский ). Густо пошёл снег (Н. Островский ). Собравшиеся обсуждали новый кинофильм (прич.). Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).

Местоимение в именительном падеже.

Я ехал вечером один на беговых дрожках. (И. Тургенев .) Каждый отправился в комнату, ему назначенную. (А. Пушкин .) Пожаловал к вам кто-то на дом. (А. Грибоедов ) Всё , что забылось, встаёт наяву. (В. Луговской .)

Неопределенная форма глагола.

Охранять природу - значит охранять Родину. (К. Паустовский ) Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К. Федин .)

Фразеологизм.

В поле вышли от мала до велика. Муки Тантала были ему не по силам. (А. Чехов .) Злые языки -страшнее пистолета. (А. Грибоедов .) И теперь ваш покорный слуга берётся перевести любую страницу из Гегеля. (И. Тургенев .)

Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь . (В. Арсеньев .) Белое море находится на севере страны.

Синтаксически цельное словосочетание.

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький .) Каждый вторник и пятницу мы с мамашей ездим по Тверской. (Л. Толстой .)

Примечание:

В роли подлежащего могут выступать сочетания из числительного, местоимения с предлогом из со значением избирательности: Никто даже из самых близких людей не видел его (А. Чехов). Тогда некоторые из них кинулись на Графскую пристань к лодкам (А. Куприн). И ни один из нас не замерз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).

Виды сказуемых и способы выражения сказуемых.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.; например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).

Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Наклонение глагола

Примеры

Изъявительное наклонение (настоящее время, прошедшее время, будущее время - простое или сложное)

Весеннее солнце быстро плавит и гонит талые воды с полей (С. Аксаков) - наст. время. Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило ( А. Пушкин) - прош. время. Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет (А. Ахматова). Буду петь я и радость и горе (И. Никитин ) - буд. время (сложное).

Условное наклонение

В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт, пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод (Н. Заболоцкий).

Повелительное наклонение

Смотри : ожила трава под дождём и старое дерево помолодело (А. Сурков).

Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники... (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим

В числе и лице

В числе (в ед. ч.) и роде

Если имеет форму настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или форму повелительного наклонения, например:

Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев); Никогда не думайте, что вы уже всё знаете (И. Павлов); Научи ты меня, как мне жить теперь! (А. Островский).

Если имеет форму прошедшего времени изъявительного наклонения или форму условного наклонения, например:

Солнце взошло багровое и холодное (В. Арсеньев); Лес зазвенел, застонал, затрещал , заяц послушал и вон побежал (Н. Некрасов).

1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А. Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).

2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: Большинство учащихся работали на огороде. Ряд новых домов был построен в этом году.

3. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (В.Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная ) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была ) - его грамматическое значение.

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М. Лермонтов).

Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, на пример:

Значение

Вспомогательные глаголы

Примеры

Начало, продолжение и конец действия.

Начинать - начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать - кончить.

Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов ). Мы продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов ). Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко ).

Возможность или желательность действия.

Мочь - смочь, уметь - суметь, хотеть - захотеть, решать - решить, собираться - собраться, стараться - постараться, желать - пожелать

После этого случая Пётр Петрович уже не решался выводить пса из дома (Ф. Абрамов ). Он старался казаться молодым (М. Лермонтов ). Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов ) Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Например:

Я хотел бы поступить в институт. - Я был бы рад поступить в институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов). Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (И. Тургенев).

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный (Л. Толстой) - составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный , выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник - составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник , выраженной существительным.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения, например:

Глагол-связка

Время

Наклонение

Примеры

Быть или нулевая связка

Настоящее

Изъявительное

Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства (А. Пушкин .) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Толстой .) Храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени развития. (Л. Толстой .)

Прошедшее

Весна была весною даже и в городе. (Л. Толстой .)

Будешь

После окончания училища брат будет слесарем.

Будь

Повелительное

Будь наш, привыкни к нашей доле. (А. Пушкин .)

Был бы

Условное

Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. (А. Чехов )

Менее употребительны глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин ); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский ); Проза, когда она достигает совершенства, является , по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский ); Ока ночью казалась очень широкой , гораздо шире , чем днём (К. Паустовский ).

Примечание:

В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например:

Способ выражения именной части

Примеры

Имя прилагательное

Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев ). Медведь был велик , стар и космат (Б. Полевой )

Имя существительное

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

Краткое страдательное причастие

Брови её были сдвинуты , губы сжаты , глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев )

Имя числительное

Я был третьим по списку. Два да пять будет семь .

Местоимение

Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов ). Книга была моя .

Ей туфли будут впору .

Синтаксически цельное словосочетание

Вечером море было чёрного цвета.

Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими классаРабочая программа

... по русскому языку 10 -11 класс . – М., 2011 г. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку . 10 класс . – М., «ВАКО», 2006 г. Рабочие программы по русскому языку . 5-11 классы ...


Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель- ногопадежа кто? или что?,например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). (Кто?) Колхозники заканчивают сев.
Способы выражения подлежащего
Способ выражения Примеры
  1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного)
  2. Местоимение в именительном падеже
  3. Неопределённая форма глагола
  4. Фразеологизмы
  5. Собственное наименование
Метель надвинулась сразу (Н. Островский). Густо пошёл снег (Н. Островский). Собравшиеся обсуждали повестку дня (прич.). Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).
Я ехал вечером один на беговых дрожках (И. Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему назначенную (А. Пушкин). Охранять природу - значит охранять Родину (К. Паустовский).
В поле вышли от мала до велика.
Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев).
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (М. Горький).

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
В простом глагольном сказуемом.лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники... (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).
Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим:

  1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).
  2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые:
  1. Большинство учащихся работали на пришкольном огороде.
  2. Ряд новых домов был построен в этом году.
  1. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (К Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) - его грамматическое значение.
Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М. Лермонтов) - составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола начинали и неопределённой формы глагола мигать.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, например:

Значение Вспомогательные
глаголы
Примеры
  1. Начало, продолжение и конец действия
  2. Возможность или желательность действия
начинать - начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать- кончить
моч ь-смоч ь, уметь- суметь, хотеть -захотеть, решать - решить, собираться - собраться, стараться-постараться, желать - пожелать
Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов). Мы продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов).
Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко). Он старался казаться молодым (М. Лермонтов). Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов). Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного

глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Ср.: Я хотел бы поступить в институт.- Я был бы рад поступить в институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов).
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный
(JI. Толстой) - составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный, выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник - составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник, выраженной существительным.
Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения, например:
Менее употребительны глаголы-связки делаться, ^гать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский); Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией

(К. Паустовский); Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём (К. Паустовский).
Примечание. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими. Спортсмены сидели на скамейке довольные своей победой.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Способ выражения именной части Примеры
  1. Имя прилагательное
  2. Имя существительное
  3. Краткое страдательное причастие
  4. Имя числительное
  5. Местоимение
  6. Наречие
  7. Синтаксически цельное словосочетание
Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев). Медведь был велик, стар и космат (Б. Полевой).
Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).
Брови её были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев).
Я был третьим по списку.
Два да пять будет семь.
Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов). Книга была моя.
Ей туфли будут впору.
Вечером море было чёрного цвета.

Примечание." В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения: Пруд как зеркало.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными, например: 1) У самой дороги вспорхнул стрепет (А Чехов) - главные члены вспорхнул стрепет; второстепенные члены, поясняющие главные члены: вспорхнул (г д е?) у самой дороги.
  1. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) - второстепенные члены предложения ясному и безоблачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (каком у?) ясному, безоблачному.
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
Д о п о л н е н и е -. это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмётГ. - «гг--
Способы выражения дополнения
Часть речи Вопросы Примеры
  1. Имя существительное
  2. Местоимение
  3. Имя числительное
  4. Наречие (в значении имени существительного)
  5. Неопределённая форма глагола
  6. Имя прилагательное (в значении имени существительного)
взялся (за что?) за ложку
дали (ком у?) мне делится (на что?) на пять
не будет похоже (н а ч т о?) на сегодня
прошу (о ч ё м?) говорить
вспоминали (о ч ё м?) о прошлом
Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи
(И. Тургенев).
Мне дали задание. Десять делится на пять.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Я прошу еас говорить по существу дела.
Все вспоминали о прошлом.

If!
Дополнение может также выражаться неделимыми словосочетаниями, включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу е матерью. Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький).
. Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается с главным при помощи управления или примыкания.
Значення дополнения
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, например: Я сегодня поймал было (кого?) рыбку (А. Пушкин). Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.
Родительный падеж прямого дополнения употребляется:
  1. если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды).- Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в некоторых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм.- Я пе помню этого кинофильма;
  1. при некоторых глаголах: Бояться темноты.
Все остальные дополнения называются косвенными.
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Значення определения
Определения как зависимые слова относятся к именам существительным. Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Согл ас о в а н- н ы е определения связываются с существительными согласованием, т. е. стоят в том же падеже, числе и роде, например: Белеет парус (какой?) одинокий... (М. Лермонтов). Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Я буду проводить линию (к а к у ю?) партии (М. Шолохов); День (к а к о й?) торжества наступил; Ежедневное чтение (к а к о е?) вслух помогло мне исправить недочёты произношения.
Способы выражения определения
Вид
определения
Способ
выражения
Вопросы Примеры
  1. Согласованные
  2. Несогласованные:
а) по способу управления
  1. Имя прилагательное (полное)
  2. Причастие
  3. Порядковое числительное
  4. Местоимения, которые склоняются, как прилагательные
  1. Имя существительное или местоимение в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов
  2. Синтаксически цельное с ловосочетание (существительное и прилагательное)
какой?
какая?
какое?
чей?
какие?
-ШНЙёА"Я?
какой?
чьё?
какой?
Здесь вижу двух озер лазурные равнины (А. Пушкин).
Побледневшее небо стало опять синеть (И. Тургенев).
На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.
Вижу твой жребий на светлом челе (А. Пушкин).
Охота е ружьём и собакой прекрасна сама по себе (И. Тургенев).
Они вошли во дворик перед бараком (JI. Толстой).
Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках (И. Тургенев).
В углу стоял шкаф ив красного дерева. Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи (И. Тургенев).

167
Продолжение

б) по способу примыкания

  1. Простая форма сравнительной степени прилагательного
  2. Наречие
  3. Неопределённая форма глагола какая?
какие?
какой?
Одна аз девушек, постарше, на меня едва обратила внимание (А. Чехов).
Выли поданы яйца всмятку.
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху (М. Горький).

Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства, например:
Особым видом определения является приложение, выраженное существительным. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.

Значение
приложения
" Примеры
  1. Различные ¦качества предмета
  2. Национальность
  3. Возраст
  4. Профессия
  5. Названия газет, журналов, предприятий, ху- дожествен- ных произ-
. ведений и т. д.
Чижа захлопнула злодейка-западня (И. Крылов).
Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя (А. Пушкин). Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.
Не так уж часто встречались на Волге женщины- штурманы (К. Паустовский).
Я выписываю газету «Комсомольская правда». В журнале «Наука и жизнь» всегда найдёшь интересные сведения. Завод «Запорожсталъ» - крупнейшее предприятие нашей страны. Произведение «Как закалялась сталь» Н. Островского переведено на многие языки мира.

Приложения, представляющие собой названия книг, газет, журналов, предприятий, организаций и т. д., являются несогласованными.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
По значению рбстоятельства делятся на основные виды:

Виды
обстоятельств

  1. Образа действия или степени
  2. Места
  3. Времени
  4. Условия
  5. Причины
Вопросы
как?
каким
образом?
как? в какой степени"
где?
куда?
откуда?
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
при каком уело в и и?
почему?
отчего?
зачем?
для
чего?
Примеры
Ленивые крупные хлопья снега (к а к?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Торжественно (как?) на землю сходит ночь (А. К. Толстой).
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степе- н и?) зажигалась (И. Тургенев).
Внизу (г д е?), у подножья хребта растёч смешанный лес (В. Арсеньев).
Анна Васильевна робко шагнула (к у- д а?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (о т к у д а?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны. (В. Арсеньев).
Сегодня (когда?) русский язык - передовой язык мира (Н. Тихонов).
Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. Тургенев).
(С каких пор?) С самого раннего утра небо ясно (И. Тургенев).
(При каком услови и?) При желании можно всего добиться.
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
(Для чего?) Для укрепления здоровья необходимо заниматься гимнастикой.

Некоторые обстоятельства могут иметь уступительное значение, указывая на причину, вопреки которой совершается действие. Такие обстоятельства отвечают на вопросы в о п р еки чему? несмотря на чт о?, например: В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. Тургенев).
Способы выражения обстоятельств


Виды
обстоятельств

Способ выражения

Примеры
  1. Образа действия
  2. Места
  3. Времени
  4. Причины
  1. Условия

наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастие и деепричастный оборот
наречие, существительное в косвенных падежах
наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот
наречие, существительное в косвенных падежах, неопределённая форма глагола
существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот

Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо (А. Фадеев). Давыдов (как?) с любопытством оглядывал дом (М. Шолохов).
Мы остановились (г д е?) перед воротами (И. Тургенев). (Г д е?) В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).
Три девицы под окном пряли (когда?) поздно. вечерком (А. Пушкин). (К о г д а?) К вечеру луг опять позеленел (М. Пришвин). Лягушка на лугу, (к о г д а?) увидевши вола, задумала в дородстве с ним сравняться (И. Крылов).
Он сделал ошибку (почем у?) сгоряча. (Отчего?) Ог радости девочка запрыгала на месте. (П о- ч е м у?) Утомившись в дороге, я крепко заснул..
Здесь будет город заложен (зачем?) назло надменному соседу (А. Пушкин). В Тайсанауре остановился л (с какой целью?) для перемены лошадей (А. Пушкин). Душно стало в сакле, и я вышел на воздух (зачем?) освежиться (М. Лермонтов).
При сильной засухе (при каком услови и?) урожай может погибнуть. Имея плащ (при ка- ком услови и?), я мог бы ловить рыбу под дождём.
Виды
обстоятельств

Способ
выражения

Примеры
nbsp;
7. Уступки
су ществите льное с предлогами, деепричастный оборот

Вопреки предсказанию (вопреки чем у?) моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов).
nbsp;

Примечание. Обстоятельство образа действия, кроме того, может быть выражено сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто, например: Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах (В. Арсеньев); Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает (А. Пушкин); На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры (В. Арсеньев).
Обстоятельство соединяется с главным словом при помощи примыкания или управления. Если обстоятельство связано с главным словом управлением, то оно может иметь добавочное значение дополнения: (Г д е?) Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький). Кроме вопроса где?, возможен и вопрос дополнения над чем?

Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть…

Que désire monsieur? - спросил Дефорж, учтиво ему поклонившись.

Эк, беда, ты, мусье, по-русски еще не выучился. Же ве, муа, ше ву куше, понимаешь ли?

Monsieur, très volontiers, - отвечал Дефорж, - veuillez donner des ordres en conséquence.

Антон Пафнутьич, очень довольный своими сведениями во французском языке, пошел тотчас распоряжаться.

Гости стали прощаться между собою, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошел с учителем во флигель. Ночь была темная. Дефорж освещал дорогу фонарем, Антон Пафнутьич шел за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаенную суму, дабы удостовериться, что деньги его еще при нем.

Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном смотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объяснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принужден был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу.

Пуркуа ву туше , пуркуа ву туше ?, - закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол тушу на французский лад. - Я не могу дормир в потемках. - Дефорж не понял его восклицаний и пожелал ему доброй ночи.

Проклятый басурман, - проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. - Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. - Мусье, мусье, - продолжал он, - же ве авек ву парле. - Но француз не отвечал и вскоре захрапел.

«Храпит бестия француз, - подумал Антон Пафнутьич, - а мне так сон в ум нейдет. Того и гляди воры войдут в открытые двери или влезут в окно, а его, бестию, и пушками не добудишься».

Мусье! а, мусье! дьявол тебя побери.

Антон Пафнутьич замолчал, усталость и винные пары мало-помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать и вскоре глубокий сон овладел им совершенно.

Странное готовилось ему пробуждение. Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа: француз в одной руке держал карманный пистолет, другою отстегивал заветную суму. Антон Пафнутьич обмер.

Кесь ке се, мусье, кесь ке ce, - произнес он трепещущим голосом.

Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали. Я Дубровский.

Глава XI

Теперь попросим у читателя позволения объяснить последние происшествия повести нашей предыдущими обстоятельствами, кои не успели мы еще рассказать.

На станции ** в доме смотрителя, о коем мы уже упомянули, сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца или иностранца, т. е. человека, не имеющего голоса на почтовом тракте. Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки. В ней лежал маленький чемодан, тощее доказательство не весьма достаточного состояния. Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни кофию, поглядывал в окно и посвистывал к великому неудовольствию смотрительши, сидевшей за перегородкою.

Вот бог послал свистуна, - говорила она вполголоса. - Эк посвистывает, - чтоб он лопнул, окаянный басурман.

А что? - сказал смотритель, - что за беда, пускай себе свищет.

Что за беда? - возразила сердитая супруга. - А разве не знаешь приметы?

Какой приметы? что свист деньгу выживает. И! Пахомовна, у нас что свисти, что нет: а денег все нет как нет.

Да отпусти ты его, Сидорыч. Охота тебе его держать. Дай ему лошадей, да провались он к черту.

Подождет, Пахомовна; на конюшне всего три тройки, четвертая отдыхает. Того и гляди подоспеют хорошие проезжие; не хочу своею шеей отвечать за француза. Чу! так и есть! вон скачут. Э-ге-ге, да как шибко; уж не генерал ли?

Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек в военной шинели и в белой фуражке вошел к смотрителю; вслед за ним слуга внес шкатулку и поставил ее на окошко.

Лошадей, - сказал офицер повелительным голосом.

Сейчас, - отвечал смотритель. - Пожалуйте подорожную.

Нет у меня подорожной. Я еду в сторону… Разве ты меня не узнаешь?

Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. Молодой человек стал расхаживать взад и вперед по комнате, зашел за перегородку и спросил тихо у смотрительши: кто такой проезжий.

Бог его ведает, - отвечала смотрительша, - какой-то француз. Вот уж пять часов как дожидается лошадей да свищет. Надоел, проклятый.

Молодой человек заговорил с проезжим по-французски.

Куда изволите вы ехать? - спросил он его.

В ближний город, - отвечал француз, - оттуда отправляюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но г-н смотритель, кажется, судил иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер.

А к кому из здешних помещиков определились вы? - спросил офицер.

К г-ну Троекурову, - отвечал француз.

К Троекурову? кто такой этот Троекуров?

Ma foi, mon officier… я слыхал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокой в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все трепещут при его имени, что с учителями (avec les outchitels) он не церемонится и уже двух засек до смерти.