Афинская демократия при перикле сообщение. Руки подняли все дружно


Страница 1
Тема:Афинская демократия при Перикле

Цели:

Расширить и дополнить представления о демократии;

Познакомить с деятельностью Перикла;

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

План урока:

1.Зарождение демократии в Афинах

2.Афины при Перикле.

3.Реформа государственного управления при Перикле.

4.Закрепление.

Ход урока

Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Давай вспомним с тобой

Что означает слово «демократия»?

С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

2. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

Выполнение теста.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин школе
страница 1

Царствование Перикла считается расцветом афинской демократии и развитием могущества Афинской державы. Перикл прославился и как гениальный военный стратег и как выдающийся политик. Давайте узнаем как развивались события того времени и как складывалась судьба Перикла и Афин.

Перикл родился в 492 г. до н. э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, а мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

Как и у многих афинян из почтенных семей, у Перикла имелись достойные наставники. Музыке его учил музыкант и мыслитель Дамон, философии - известный греческий учёный Зенон.

Свой жизненный путь Перикл начал военным. «Он был храбр в походах и искал опасностей», - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н. э. он появился на по­литической арене. В это время в Афинах разгоре­лась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан - и аристокра­тами, приверженцами правления немногих знат­ных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно

потому, что Алкмеониды всегда поддерживали де­мократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демокра­тическом устройстве государства.

Ступив на политическую стезю, Перикл подру­жился с Эфиальтом, вождём афинского демоса. Вместе они добились ослабления роли Ареопага, яв­лявшегося не только высшим государственным со­ветом и хранителем традиций, но и оплотом знати. Вступив в открытую борьбу с аристократами за вли­яние в Афинах, Перикл добился изгнания их вождя Кимона. Его обвинили в измене. Вскоре после этого Эфиальт был убит единомышленниками изгнанни­ка. В 461 г. до н. э. Перикл встал на место погибшего друга, и с этого момента начинается «век Перикла» - век, уместившийся в 32 года, но значитель­ный, как целое столетие.

Итак, Перикл возглавил демократическую пар­тию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём и авторитетом. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их лю­бовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выде­лился из числа афинских политиков. Он не оскорб­лял людей заносчивостью и не опускался до па­нибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился пос­тоянно напоминать о себе. Наобо­рот, Перикл стал редко появлять­ся на людях. «Его видели идущим лишь по одной дороге - на пло­щадь и в Совет», - сообщает Плу­тарх. В Народном собрании он вы­ступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассу­дительностью и завидным спо­койствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обе­щал золотых гор. Он обратил на себя внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укреп­ления афинского государства.

Когда в 460 г. до н. э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из задач было укрепле­ние Делосского морского союза. Так называлось объединение греческих городов во главе с Афинами, созданное в 478 г. до н. э. для борьбы с иранцами. Иранцы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н. э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ли­вийцам. Иранцы одержали победу, что очень встре­вожило афинян и их союзников.

Перикл перед лицом нависшей опасности пред­ложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними по силе и величине флота. Де-лосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжав­шуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 200. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос. Эта казна храни­лась на острове Делос. Сославшись на угрозу на­шествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н. э. Афины стали обладателями союзных денег, рас­поряжаясь ими по своему усмотрению.

Второй проблемой были отношения со Спартой. Она возглавляла Пелопоннесский союз, сложив­шийся во второй половине VI в. до н. э. и включав­ший древнегреческие полисы Пелопоннеса. В Спар­те у власти стояла аристократия, и по всей Элладе её приверженцы видели в этом государстве защит­ника своих интересов. Взоры же всех сторонников демократичес­кого устройства были обращены к демократическим Афинам, кото­рые оказывали им поддержку, расширяя при этом своё влияние и укрепляя могущество.

Воспользовавшись неурядица­ми в Спарте, Афины вмешались в дела её союзников в Пелопоннесе. В 457 г. до н. э. началась война. Аристократы, сплотившиеся во­круг Спарты, были встревожены усилением своих противников во многих городах. Война шла долго и с переменным успехом. В её хо­де Перикл проявил себя как хра­брый воин и рассудительный пол­ководец. «Как стратег Перикл славился больше всего своей осто­рожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно бы­ло опасно, а исход его сомните­лен», - писал Плутарх. Он часто удер­живал граждан от необдуманных дей­ствий, спас Афины, когда они не были готовы от­разить наступление вторгшихся в Аттику спар­танцев. Перикл подкупил их военачальника, и тот отвёл войска. Всюду, где было возможно, Перикл устанавливал власть Афин.

Война завершилась в 445 г. до н. э. Тридцатилет­ним миром, который также называют «Перикловым», подчёркивая этим заслуги вождя афинян в его заключении. Он сумел убедить сограждан в том, что отказ от переговоров со Спартой и продолжение военных действий принесёт беды самим Афинам. Мир обязывал оба государства не вмешиваться в дела друг друга; Спарта признавала Афинский мор­ской союз, а Афины отказывались от владений в Пелопоннесе. Но Перикл не был удовлетворён та­ким положением. Он мечтал видеть Афины цент­ром Эллады, величайшим государством греческого мира, и пытался с этой целью созвать общегрече­ский «конгресс». Спартанцы, вовремя понявшие его замыслы, нарушили планы Перикла, но поме­шать ему укреплять могущество Афин в самих Афинах они не могли.

В 444 г. до н. э., оценив заслуги Перикла перед государством, афиняне избрали его стратегом - главнокомандующим. Это звание он носил 15 лет. Влияние его противников - аристократов было по­дорвано войной со Спартой. Их вождь Фукидид (не путать с историком Фукидидом!) был в 443 г. до н. э. изгнан из Афин. Перикл победил, и с этих пор 14 лет ему не было равных. «Афины достигли при нём высшего могущества. Он руководил массой, по­тому что приобрёл власть, не прибегая к недостой­ным средствам… и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей», - писал историк Фукидид.

За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, ме­чет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах».

Перикл не был великим реформатором. Он толь­ко довершил то, что было сделано его предшествен­никами, Солоном и Клисфеном. Он добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, пре­вратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охра­няла бы своими законами права всех свободных граждан.

Полноправных граждан в Афинах было мало. Увеличение их числа вело к сокращению тех благ, которыми они пользовались, например при распре­делении хлеба во время голода. Защищая права афинского демоса, Перикл ещё в 451 г. до н. э. пред­ложил закон о гражданстве, по которому гражда­нином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Количество полноправных афинян, та­ким образом, было ограничено, а попасть в их чис­ло, чтобы воспользоваться привилегиями, стало практически невозможно.

Заботясь о том, чтобы все граждане в равной ме­ре могли пользоваться своими правами и занимать государственные должности, Перикл добился уста­новления платы членам Совета пятисот - архон­там, по существу - правительству, ведавшему де­лами, выносимыми в Народное собрание; гелиастам - заседателям в суде; войску и флоту. Теперь участвовавшие в управлении государством рядовые граждане не терпели убытки, отвлекаясь от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались и их могли занимать только состоя­тельные люди.

Перикл знал, что бедность граждан - беда для государства и повод к волнениям. Он настоял на выделении пособий для сирот и калек. На деньги государства воспитывались сыновья погибших на войне. Другой способ искоренить нищету - дать людям возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. При Перикле в Афинах развернулось грандиозное строительство. Надёжным куском хле­ба были обеспечены не несущие военную службу каменотёсы, плотники, резчики, строители дорог… «Весь город находился как бы на жалованье - сам себя содержал и украшал», - писал Плутарх.

Начиная строительство, Перикл думал не только о борьбе с нищетой и праздностью граждан, но и об укреплении оборонительных сооружений. Длинные стены, протяжённостью 7 км, связавшие Афины с портом Пирей, были построены ещё в 456 г. до н. э. Перикл мечтал создать памятник вечной славы Афин. По его инициативе Акрополь украсился но­выми величественными храмами. Были возведены Парфенон - храм Афины Парфенос; Пропилеи - монументальное сооружение, обрамляющее вход в Акрополь; храмы Ники и Афины Паллады. В ко­роткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались ма­стера и философы, зная, что найдут учеников и слу­шателей. Сам Перикл был дружен с историками Геродотом, Фукидидом, философами Зеноном, Сок­ратом, Протагором, Анаксагором, трагиком Софок­лом, скульптором Фидием. Они были частыми гос­тями в доме стратега, и тогда душой этого необык­новенного общества становилась красивая и образо­ванная жена Перикла Аспасия, гетера, на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.

Поверженные аристократы упрекали Перикла в том, что на украшение Афин он тратит деньги из казны Афинского морского союза. Афины действи­тельно давно пользовались казной как своим ко­шельком. Перикл же отвечал на это со всей прямо­той, что Афины не обязаны отчитываться в деньгах, потому что защищают союзников, которые только платят взнос, но не дают ни корабля, ни воина; а деньги принадлежат не тому, кто их платит, а тому, кто их получает, если он выполняет то, за что за­плачено. Перикл мог позволить себе такой ответ: могущество Афин за время его правления настоль­ко возросло, что афиняне не слишком стали счи­таться с мнением своих союзников. Афинский мор­ской союз превратился в Афинскую державу - «архэ», а Афины - в гегемона, диктующего свою волю (см. ст. «Древняя Греция»).

Укрепляя Афинское государство, Перикл пом­нил о главном его враге - Спарте. Союзники Спар­ты, аристократические города, требовали реши­тельных действий против демократических Афин, влияние которых быстро росло. Особенно волновал­ся старинный соперник Афин - Коринф. В нём с тревогой наблюдали, как афиняне расширяют тор­говлю с греческими колониями в Италии и на Си­цилии, постепенно вытесняя коринфян. Очередной

конфликт, возникший между союзни­ками Спарты и Афинами, ещё больше накалил обстановку. Имевшие самое непосредственное отношение к междуусобице ко­ринфяне обвинили Афины в нарушении условий Тридцатилетнего мира. Союзники в один голос тре­бовали от спартанцев обуздать зарвавшегося сопер­ника. Выслушав все жалобы и призывы, Спарта предъявила Афинам ультиматум, одним из требо­ваний которого было изгнание из государства Алкмеонидов, т.е. Перикла. На него теперь должны бы­ли смотреть как на виновника войны, вспоминая, что именно по предложению Перикла Афины вме­шались в конфликт пелопоннесских городов.

Давно известно, что тому, кто избрал своей судь­бой политику, редко приходится рассчитывать на благодарность современников. Несмотря на все ус­пехи Афин, самому Периклу приходилось в это вре­мя тяжело. «Почему вы, афиняне, устаёте получать добро от одних и тех же людей?» - эти слова Фемистокла, героя войны с иранцами, изгнанного из Афин, мог повторить и Перикл. Человека, 30 лет жизни отдавшего демократии, стали обвинять в ти­рании. Не смея пока прямо напасть на Перикла, враги обрушились на его жену и друзей: Фидий умер в тюрьме, Аспасию с трудом удалось защитить от обвинений.

Ультиматум Спарты был отклонён, и в 431 г. до н. э. спартанцы вторглись в Аттику. Началась война эллинов с эллинами - Пелопоннесская вой­на. Перикл призвал жителей Ат­тики укрыться за Длинными стенами в Афинах. Он удерживал рвущихся в бой афинян, предлагая по­ложиться на флот, который он отправил разорять побережье Пелопоннеса. Спартанцы действительно отступили, но облегчения это не принесло. Вместе с беженцами, которые жили в городе в грязи и тес­ноте, пришла чума. Перепуганные граждане стали искать виновного в своих бедах, и гнев их обру­шился на Перикла.

Впервые за 15 лет, в 430 г. до н. э., Перикла не избрали стратегом. Его обвинили в растрате и при­говорили к штрафу, забыв, что в своё время, про­возглашая Перикла первым гражданином государ­ства, его главными заслугами признавали патри­отизм и неподкупность. Соперники могли торжест­вовать, но ни у кого из «других стратегов и ораторов не оказалось ни влияния, достаточного для такой высокой власти, ни авторите­та, обеспечивающего её надёжное ис­полнение», - писал Плутарх. Афиняне так при­выкли к советам и предложениям Перикла, что не знали, как без него поступать. Поняв на собствен­ном опыте, что незаменимые люди всё же есть, пе­ременчивые афиняне в 429 г. до н. э. вновь выбрали Перикла стратегом. Но он слишком устал, ему было 60 лет. Он потерял друзей в борьбе с противниками, чума унесла его родных. В том же году Перикл умер.

Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия - господство полноправных граждан.

Перикл умер в Афинах, не зная, к счастью, что они уже никогда не будут так сильны и величест­венны, как в дни, когда он, как свидетельствовал Плутарх, «сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависящие от афинян, - взносы, союзников, армию, острова, море, великую силу и верховное владычество».

По материалам энциклопедии.

Пришедшую к власти демократическую группировку возглавили Эфиальт и еще молодой, но уже пользовавшийся известностью благодаря выдающемуся ораторскому таланту Перикл. В 462/461 г. до н. э. по предложению Эфиальта была осуществлена чрезвычайно важная реформа ареопага. Древний совет лишился незаконно присвоенных им полномочий, которые были теперь распределены между демократическими органами управления - народным собранием, гелиэей и Советом пятисот.

Вскоре после этого Эфиальт был убит при загадочных обстоятельствах, но демократические реформы продолжил Перикл. Они совершались на всем протяжении 50-х годов V в. до н. э. Чрезвычайно важное значение имело введение мистофории - оплаты труда должностных лиц. Вначале плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные; вскоре мистофория была распространена на членов Совета пятисот, а затем и на многие другие магистратуры, что позволило небогатым гражданам более активно, чем ранее, участвовать в политической жизни. И этой возможностью они сразу воспользовались, понемногу лишая аристократию монополии на большинство государственных постов. Так, в 457 г. до н. э. на должности архонтов, ранее доступные лишь пентакосиомедимнам и всадникам (представители двух первых сословных разрядов), было позволено избирать зевгитов. Феты этого права формально не получили, но фактически и они тоже могли становиться архонтами: выставляя свою кандидатуру на жеребьевку, фет просто умалчивал о своей принадлежности к низшему разряду граждан, и власти делали вид, что не замечают обмана.

Тогда же происходили демократические изменения в системе судопроизводства. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию в гелиэе, что уменьшило возможности аристократии реально влиять на вынесение приговоров, воздействуя разными способами на рядовых граждан. Члены судебных коллегий стали избираться по жребию, что считалось в те времена сугубо демократическим методом. Вообще применение в политической системе разного рода жеребьевок, особенно при избрании должностных лиц, значительно возросло.

На рубеже 60--50-х годов V в. до н. э. значительно активизируется деятельность народного собрания. Оно стало собираться чаще, чем прежде. На Пниксе, холме в центральной части Афин, было построено специальное сооружение для работы народного собрания, в нем стояли ряды скамей для граждан и трибуна для выступающих. В 453 г. до н. э. были возрождены введенные еще Писистратом, но впоследствии отмененные разъездные судебные коллегии, разбиравшие на местах, в сельских демах, тяжбы между земледельцами. При этом преследовалась цель ограничения власти местной аристократии.

Неоднозначное впечатление производит принятый в 451 г. до н. э. по инициативе Перикла закон о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными гражданами Афин стали считаться лишь те лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по отцовской, и по материнской линии. Это консолидировало граждан полиса. Но этот закон был очень неудобен знати, поскольку многие афинские аристократы издревле заключали браки с женщинами из других государств, в том числе негреческих. Так, женой Мильтиада и матерью Кимона была фракийская царевна. Теперь дети от «смешанных» браков не могли стать афинскими гражданами. В результате принятия этого закона гражданский коллектив Афин как бы превратился в привилегированное сословие «избранных», которым только и дозволялось пользоваться всеми благами демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла привели к тому, что к середине V в. до н. э. демократическое устройство афинского полиса приобрело классический облик. Демос реально взял власть в свои руки, постепенно избавляясь от «опеки» аристократов.

В это время в Афинах не было выдающихся политических деятеятелей: Аристид уже умер, а Фемистокл был изгнан. Перикл оказался вовлечен в государственные дела и избирался на высокие должности. Перикл несмотря на свое знатное происхождение, примкнул к партии демоса и оставался ей верен в течение всей своей жизни. Он резко переменил образ жизни, перестал встречаться со своими родственниками и прекратил дружбу со знатными друзьями. Перикл не часто выступал в Народном собрании, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа.

Когда Перикл был еще молод, вождем демократической партии был Эфиальт, ближайший друг Перикла. Эфиальт был страшен для аристократов и безжалостен к людям, совершившим преступления против народа. Враги подослали к Эфиальту наемного убийцу, и вождь демократии пал от его руки. Во главе демократической партии остался один Перикл. Вождь аристократов Кимон, сторонник спартанских порядков, был изгнан из Афин за организацию похода в помощь Спарте, воевавшей с восставшими илотами.

Приверженцы аристократии, желая, все-таки, чтобы кто-нибудь в государстве выступал против Перикла и ослаблял его силу и чтобы не было таким образом настоящего единовластия, выставили ему в качестве противника Фукидида из Алопеки, человека умеренного, свойственника Кимона; хотя этот Фукидид не был таким опытным воителем, как Кимон, но зато был более искусным оратором и политическим деятелем. Он, оставаясь в городе, вступил в борьбу с Периклом вокруг ораторской трибуны и скоро в государственной жизни привел в равновесие силы партий.

Фукидид называет Перикла «первым среди афинян». В его лице, говорит он, сочетаются четыре «добролетели», связанные одна с другой, они образуют великого государственного мужа. Он умен, то есть обладает способностью оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них действием, Он одарен красноречием, умением склонить на свою сторону слушателей, так как его действия поддерживает весь народ. Его третьей добродетелью является самый высокий патриотизм; для него всегда на первом месте, впереди всего интересы всей общины, его сограждан и часть афинского полиса. И, наконец, он совершенно бескорыстен.

III .Афины при Перикле

1.Государственное устройство.

Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к Народному собранию и Народному трибуналу.

Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании представляют городские рабочие и моряки из Пирея.

Перикл не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и «лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.

Перикл избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не только его фила, но и большинство других, составлявших в целом общину афинских граждан. Как отмечает А.Боннар, подобное единодушие является исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает то, что Периклу удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути. Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути.

Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.

Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей. Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа. Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать суду народного трибунала.

Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев не подлежат кассации.

Так пишет о государственном строе Афин А.Боннар. Но при рассмотрении данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского государства.

Аристотель отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот членов, которых выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят представителей. Каждая из фил в порядке очереди (жеребьевка) исполняет обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одного лица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных собрания отводятся для всех остальных дел.

Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех властей, относящихся к войне.

Совет может судить должностных лиц. Особенно много внимания уделяется тем из них, которые распоряжаются денежными суммами.

Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит от решения Совета.

Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по государственным и чатным делам. После рассмотрения архонт направляет их в суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с наследницей.

Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой филы. Они принимают казну в присутствии Совета.

Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты. Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом Ареопага. Избираются полеты также, как и казначей.

Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых участков.

Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию.

Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые избирались по жребию. Из них можно отметить следущие: десять заведующих ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно употребляли.

В Ареопаге разбираются процессы об убийстве и нанесении ран, об отравлении.

Избрание судей жребием производят девять архонов.

Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.

По моему мнению, такое представление органов власти и управления служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и развития демократии.

У А.Боннара мы читаем, что «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» (А.Боннар Греческие цивилизации М. 1995, т.1., гл. X, с.184).

2. Социальная и экономическая политика .

В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека, назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования. Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без избирательных прав только четвертый и последний класс).

Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в многочисленных празднествах республики.

Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.

Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле.

По предложению Перикла на земле гсударств, входивших в Афинский союз, создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи: создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого народа.

Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от Аспасии.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: « Афинская демократия при Перикле»

Филиппенкова Н.А

Cимферополь, 2017 г.

Методическая разработка

Урок: «Афинская демократия при Перикле».

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с античной демократией;

Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Развивающие:

Продолжить формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты.

Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Продолжить воспитание чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремлении заботиться о людях.

Формирование УУД

Познавательные : овладеть представлениями об афинской демократии; использовать знаково-символические средства, осуществлять поиск и выделение необходимой информации в тексте документа, овладеть умением смыслового восприятия познавательного текста; устананавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ, строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат работы.

Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.

Оборудование : презентация, компьютер, раздаточный материал (документы, рабочий лист)

Используемые методы : словестный (обьяснение, беседа), наглядно-иллюстративный, практический (работа с картой, работа с историческим документом), дедуктивный.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:

1. Мониторинг работы в парах.

2. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся посредством заполнения «Таблицы итогов урока».

3. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.

4. Рабочий лист (оценка правильности ответов).

Ход урок

    Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошое настроение друг другу. Спасибо!

2. Актуализация опорных знаний обучающихся

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древней Греции. А что необходимо в первую очередь путешественнику. Конечно же карта. Обратимся к ней.

На каком полуострове проживали эллины? (Балканский)

Какими морями омывается Балканский полуостров? (Эгейским и Ионическим)

Какая область выделена на карте? (Аттика)

Какой из прекраснейших городов находится в Аттике? (Афины)

Молодцы! О каком городе сегодня пойдет речь? Верно - это Афины.

3. Определение темы и целей урока

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

Ребята как афиняне называли такую форму управления в своем полисе? (демократия)

- Кому принадлежат следующие слова:

«Мать черна земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная »

Вспомните, какова заслуга Солона в истории Дреней Греции.

Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

Кто же станет человеком, который продолжит дело Солона вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

П

И

Р

Е

Й

Д

Е

М

О

С

Ф

Е

Р

М

О

П

И

Л

Ы

Д

И

С

К

А

К

Р

О

П

О

Л

Ь

А

Т

Л

Е

Т

Правильно. Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при стратеге Перикле.

Итак, мы определили, что тема нашего урока: «Афинская демократия при Перикле»

Запись темы урока в тетради.

Ребята, а как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить? Что бы хотели узнать для себя? Как вы считаете, почему эта тема важна для нас? Актуальна ли эта тема сегодня?

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы .

(возможно использование шаблона)

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Эта тема актуальна для нас так как…

В конце урока я ….

Значимость данной темы огромна, идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Поэтому, изучая афинскую демократию времен Перикла, вы можете извлечь важные для себя как гражданина уроки бескорыстного служения своему Отечеству.

В Афинах не было царей, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.

«Коллективное эхо»

- Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили обратную связь. Давайте сделаем так: я сделаю хлопок, а вы должны повторить эти хлопки синхронно. Это очень важно, поскольку мы будем выделять, таким образом, важную для нас информацию. Давайте попробуем.

Молодцы! Чувство ритма у нас есть. Приступим к работе.

Критерии оценивания учащихся

Сегодня ваша оценка будет складываться из 2 – это оценка за выполнение заданий рабочего листа и ваша самооценка.

3.Восприятие и первичное осознание нового материала

Чем занималось Народное собрание?

Ребята, перед уроком я получила необычное письмо. Оно адресовано вам. Прочтите его.

«Приглашаем всех на Народное собрание».

Какую неточность вы заметили в приглашении? (Женщины, переселенцы, рабы не ходили на Народное собрание).

А чем занимались женщины? Это было справедливо?

Правильно. Верховным органом являлось Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане, достигшие 20 лет.

Ребята, а кто считался полноправным гражданином? (у которых отец и мать были афинянами).

Работа с текстом учебника

Учитель предлогает обратиться к п. 1 параграфа 40

Как у нас проходят референдумы, выборы? (опусканием листов в урну).

Составление «Ассоциативной схемы»

Другим важнейшим органом был «Совет пятисот», который предварительно рассматривал дела, поступавшее на обсуждение Народного собрания. Особое важное значение, а Афинах приобрел суд присяжных, избиравшийся по жребию.

Просмотр видео фрагмента

Перед вами схема, однако, при ее составлении программа удалила содержание нескольких ячеек. Ваша задача с помощью данного видео фрагмента восстановить содержание этой схемы. В ячейках дожны быть указаны функции, которые выполняли данные органы управления. (Приложение 1)

За государственную службу платили деньги из казны.

В серередине V века до.н.э. Афины превратились в самое богатое государство Греции. Время расцвета и могущества Афин называют Золотым веком (479-431 гг.). Одним из самых выдающихся государственных деятелей Афин этой эпохи был Перикл. Народ полностью доверил ему управление государством. В течение 15 лет (443-429 гг.) Перикла ежегодно избирали стратегом. Чем привлекал Перикл людей?

Работа с документом

Юрий Михайлович Лотман - всемирно известный ученый, филолог и культуролог. Сказал как то: « Историк обречён иметь дело с текстами». Предположите, чем мы сейчас будем заниматся? Правильно поработаем с историческим источником.

Учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла.

-Каким человеком был Перикл?

-

С помощью хлопков обращаем внимание на значимость ответов.

Подведение итогов

Итак, несмотря на свое знатное происхождение, Перикл выражал интересы демоса. Он считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. В интересах афинской демократии Перикл провел реформы.

Работа с кроссенсами (Приложение 2,3)

Ребятам предложено 3 варианта кроссенса. Путем оставления ассоциативной цепочки ребята выяснят, какие реформы были проведены Периклом.

- Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Ваша задача – объяснить кроссенс посредством взаимосвязи изображений.

–Теперь вы можете ответить на вопрос, какие реформы были проведены Периклом.

Запись в тетради.

    Вводилась оплата должностным лицам

Физкультминутка

Ребята, мы славно с вами поработали. А теперь сделаем небольшой перерыв. Каждый из нас знатет, что проводить свободное время нужно с пользой. Как вы думаете, какой отдых полезнее активный или пассивный? Ну конечно, вы правы активный. (Выполнение комплекса упражнений)

4. Перикл, его друзья и враги

Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем. Но он долгое время всячески избегал этого. Почему? Какие страхи преследовали Перикла?

Мозговой штурм

Ребята вспомните, какую первую книгу из дополнительной литературы курса вы прочитали?

(Д Эрвильи Э. «Приключение доисторического мальчика»)

Какое наказание понес главный герой книги? (изгнание из племени)

Как связаны между собой эти два факта. Чего мог бояться Перикл?

Появившаяся с детства боязнь изгнания. Перикл не раз был свидетелем, как нежелательного члена афинской общины изгоняли из полиса на 10 лет. Процедура была мрачной. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Этой процедуре были подвергнуты его отец и дядя. Это оставило глубокий след в душе маленького Перикла.

Работа в парах

Черепок остракизма

Как называлась процедура изнания гражданина из полиса? Вы узнаете, если правильно расшифруете слово. Перед вами набор цифр каждая цифра соответсвует порядковому номеру буквы алфавита. Заменив цифры буквами, вы получите термин.

16, 19, 20, 18, 1 ,12, 10, 9, 14

О С Т Р А К И З М

Запись в тетради

Остракизмэто изгнание гражданина из города.

С помощью хлопков обращаем внимание на важность вывода.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции. Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий: от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

Какие объекты были построены при Перикле?

Работа с картой

Рассмотри рисунок и подпиши названия.

Подведение итогов.

Во время Перикла в Афинах велись активные строительные работы. Закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, построены Пропилеи, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

-Ребята вспомните, кому принадлежат эти слова?

«Трудно в великих делах сразу всем угодить» (Солону)

У Перикла, как и у Салона, были не только сторонники, но и противники. Они клеветали на него и его друзей, обвиняя их в преступлениях. В 429 г. до. н. э. Перикл заболел чумой. Когда он умирал, друзья вспоминали, сидя у постели больного, какой это был замечательный государственный деятель.

Подведение итогов

Во время Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

6. Первичное закрепление изученного материала

Решение познавательных задач

    В Афинах отец собирается на Собрание, его 18-летний сын хочет пойти с ним и тоже принять участие. Однако отец говорит ему, что это невозможно. Почему?

    Афиняне считают Клита опасным для демократии. Чем это может закончиться для него?

7. Подведение итогов

Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?

Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Правы ли были афиняне, выбрав Перикла главным стратегом?

Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством.

Как вы думаете, упадок или расцвет демократии произошел во время правления Перикла? Можем ли мы считать афинскую демократию образцовой?

Предполагаемые ответы:

1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.

2. Должности могли занимать и бедные, и богатые

3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.

Предполагаемый ответ

1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Законы защищали только граждан.

Учащиеся заполняют рабочий лист

Афинская демократия пр Перикле

Игра «Крестики нолики». «0»-да; «Х»- нет

1.Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Выполните тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э

4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3)создании мощного войска.

8.Рефлексия:

Таблица итогов урока

Ребята заполняют таблицу с помощью условных обозначений:

«+» -да или это уже известно

«-» - нет или мне еще не все понятно

«

«?»- узнать подробнее

В личностном направлении

Понравился ли вам урок?

В метапредметном направлении

В предметном направлении

При наличии резервного времени

Учитель предлагает 4 высказывания. Учащеся знакомятся с ними, выбирают для себя то, которое отражает их деятельность на уроке, затем аргументируют свой выбор.

«Познание начинается с удивления» Аристотель

«Скажи мне я забуду, помоги мне я запомню, вовлеки меня я научусь» Конфуций

«Как приятно знать, что ты что- то узнал» Мольер

«Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ

устно ответить на вопросы (стр.195).

10. Оценивание деятельности учащихся в течение урока.

Выставление оценок.

Используемая литература:

1. Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разрабоки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.- М.: ВАКО, 2015.-С.244

3. Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок.- Ростов-на-Дону; Феникс - 2014.-С.14,15,27,47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3

Рабочий лист

Разгадай кроссворд.

1.Главный порт Афинского государства.

2.Греческое слово, в переводе означающее «народ».

3. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг.

4. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях.

5.Верхняя часть греческого города.

6.Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п.

Поработайте с текстом.

«Сравнительные жизнеописания» Плутарха

«В горо­де его виде­ли иду­щим лишь по одной доро­ге - на пло­щадь и в Совет. Он отка­зал­ся от при­гла­ше­ний на обеды и от всех тако­го рода дру­же­ских, коро­т­ких отно­ше­ний, так что во вре­мя сво­ей дол­гой поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти он не ходил ни к кому из дру­зей на обед. Перикл так же вел себя и по отно­ше­нию к наро­ду: чтобы не пре­сы­тить его посто­ян­ным сво­им при­сут­стви­ем, он появ­лял­ся среди наро­да лишь по вре­ме­нам, гово­рил не по вся­ко­му делу и не все­гда высту­пал в Народ­ном собра­нии, а все осталь­ное делал через сво­их дру­зей и подо­слан­ных им дру­гих ора­то­ров.

Перикл, настра­и­вая свою речь, как музы­каль­ный инстру­мент, в тон это­му укла­ду жиз­ни и высо­ко­му обра­зу мыс­лей. Бла­го­да­ря это­му он дале­ко пре­взо­шел всех ора­то­ров. По этой при­чине, гово­рят, ему и было дано его извест­ное про­зви­ще. Впро­чем, неко­то­рые дума­ют, что он был про­зван «Олим­пий­цем» за те соору­же­ния, кото­ры­ми укра­сил город, дру­гие - что за его успе­хи в государ­ствен­ной дея­тель­но­сти и в коман­до­ва­нии вой­ском; и нет ниче­го неве­ро­ят­но­го, что его сла­ве спо­соб­ство­ва­ло соче­та­ние мно­гих качеств, ему при­су­щих. Одна­ко из комедий того вре­ме­ни авто­ры кото­рых часто поми­на­ют его имя как серьез­но, так и со сме­хом, вид­но, что это про­зви­ще было дано ему глав­ным обра­зом за его дар сло­ва: как они гово­рят, он гре­мел и метал мол­нии, когда гово­рил перед наро­дом, и носил страш­ный перун на язы­ке. Сам Перикл был осто­ро­жен в речах и, идя к ора­тор­ской три­буне, молил богов, чтобы у него про­тив воли не вырва­лось ни одно­го сло­ва, не под­хо­дя­ще­го к дан­но­му делу. Сочи­не­ний в пись­мен­ном виде Перикл ника­ких не оста­вил, кро­ме народ­ных поста­нов­ле­ний; заме­ча­тель­ных выра­же­ний его сохра­ни­лось тоже совсем мало».

-С каким видом источника вы работали?

-Каким человеком был Перикл?

- Какие черты характера позволили ему на протяжении 15 лет управлять Афинами?

-За что Перикла прозвали «Олимпийцем»?

Заполните пропуски в схеме.

Рассмотри рисунок и подпиши названия объектов.

1- 2 - 3- 4-

Игра «Крестики нолики» «0»-да; «Х»- нет

1. Верно ли, что в Афинах в V веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством?

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”?

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста?

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков?

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы?

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей?

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”?

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу?

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром?

Выполните тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега: 1) 5 лет 2) 10 лет 3) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи: 1) аристократа 2) торговца 3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3) создании мощного войска.

5. По предложению Перикла в Афинах: 1) платили за государсвенную службу 2) строили водопроводы 3) обучали женщин в школе

Оценка за тест…………

Ваша оценка работы на уроке………...

Итоговая оценка____________________

Таблица итогов урока

Заполните таблицу с помощью условных обозначений.

«+» -да или это уже известно

«- » - нет или мне еще не все понятно

« ☺» -это интересно и неожиданно

« ? »- узнать подробнее.

В личностном направлении

Понравился ли вам урок?

Понравилась ли вам работа в парах?

Удалось ли вам разрешить проблемный вопрос урока?

Удалось ли нам выделить актуальную и полезную для вас информацию?

В метапредметном направлении

Понравился ли вам метод определения нового термина?

Помогла ли вам работа с кроссенсами в определении реформ Перикла?

В предметном направлении

Все ли вам известно о деятельности Перикла и развитии демократии в Греции?

Понятны ли вам каковы были основные функции Народного собрания, Совета пятисот?