Теория раскольникова в реальной жизни. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание


Пространство.

Время.

Художественное время и пространство в романе.

1. историческое время июль 1865 года. Действие разворачивается в течении 15 дней. Это важно!

2. время развивается скачками . Иногда замедлено, иногда стянуто в одну точку. Это обусловлено психологическими факторами + действует время трагедии. Иногда время останавливается. Особое время дня в романах Достоевского ЗАКАТ, происходит что-то необычайное, решается судьба героя, рок, стихия вторгается в жизнь героя.

3. Сны героев . Сон Раскольникова о лошади, сон о золотом веке. Сон в эпилоге об апокалипсисе, сны Свидригайлова.

4. особое эпическое библейское время торжествует в эпилоге.

Где происходит действие романа?

1. Пространство города. Но нет социальных контрастов, не изображается Невский проспект, а Петербург Мещанской улицы и Сенной площади.

2. Конкретное пространство в деталях.

3. Особое мифологическое пространство:

· закрытое пространство (центр его – каморка Раскольникова)

· углы, комнаты героев. Образ угла, тупик.

· Открытое пространство (площади) как сцена. Екатерина Ивановна на площади с детьми, Мармеладов под лошадь, Раскольников узнает о старухе, Раскольников выходит на площадь для покаяния. Но не свободное пространство = давка, теснота.

· Максимально открытое пространство эпилога.

В чем состоит мысль Раскольникова?

Идея насильственного изменения жизни !

Раскольников исходит из того, что БОГА НЕТ - значит, человек СВОБОДЕН - значит, ВСЕ ПОЗВОЛЕНО - поэтому, человек САМ может решать, что есть ЗЛО и что есть ДОБРО - как следствие, кровь может быть разрешена ПО СОВЕСТИ, ради счастья многих людей.

ИСТОРИЯ вся построена на крови. Т.о. система запрета на кровь условна. Есть СВЕРХЛЮДИ, которым дано совершать насилие (Наполеон, Магомет). И вопрос состоит лишь в том, КТО имеет на это право, а кто нет. А что если он раскольников и есть тот человек, который имеет право на кровь?!.

1. Раскольников постоянно испытывает ТОШНОТУ, идет на убийство «не своими ногами», не вполне владеет своим телом. ПОЧЕМУ?

Идея вселилась в Раскольникова и ведет его, а природа человека сопротивляется. Преступление еще не совершено, а наказание уже началось.

2. Жизнь оказывается хитрее Раскольникова. Ему приходится убить Лизавету «крестовую сестру» Сони Мармеладовой, ради которой тоже совершается его деяние. Убив Лизавету, он ни разу не вспомнит ней впоследствии. Совершая преступление ради людей, он переступает через них.

Т.о совершение ПРЕСТУПЛЕНИЯ ==== это ОПЫТ.

Преступление == «переступить» через нравственные законы, нравственные запреты.



Раскольников – человек сильного и гордого ума. Он очень четко все рассчитал. Ему удается совершить убийство и остаться не пойманным (нет свидетелей, нет улик). Все просто. Но, оказывается, существует ряд неточностей на эмпирическом уровне.

Роман «Преступление и наказание» о всесилии идеи, но и о бессилии идеи тоже. Жизнь оказывается сильнее теорий.

В чем же ошибка Раскольникова?

Раскольников ставит эксперимент за чужой счет .=== Жертвует старухой. Соня тоже преступница, но она, переступая нравственные законы, жертвует только собой , за свой счет.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти". Именно там, на
каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", которые ставят себя выше нравственных законов
общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают
по разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Не может быть в мире гармонии,
если прольется хоть одна слеза ребенка (ведь Родион убивает Елизавету и ее неродившегося ребенка). но герой
находится во власти автора, и потому в романе Родион Раскольников терпит крах.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни
всегда опровергает, делает недееспособным любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И поэтому
главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение
человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающие эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на исключительности одних и унижении других. И убийство
старой задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую
позицию: преступление, которое поступит Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он поступит
его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то
распоряжения.

Однако этическая "арифметика", логическая "казуистика" героя постоянно сталкиваются с его душевной "алгеброй", что
заставляет совершать "нелепые" поступки: искренне сочувствовать несчастьям Мармеладовых, оставляя у них на подоконнике
последние деньги, жалеть поруганную девочку на бульваре, ненавидеть Свидригайловых и Лужин, называть подлость
подлостью вопреки логическому изложению - "негодяй человек, и подлец тот, кто его за это подлецом называет".

"На дело хочу покуситься и в то же время, которых глупостей боюсь!" - Думает Раскольников , пораженный страхом
встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает "низким жанром" свою причастность к миру простых людей с их
обыденным сознанием и мелкими заботами. Свойственные ему черты приличия он презирает. Так возникает конфликт
между сознанием Роскольникова и его поведением, неожиданным для самого героя, и не поддающимся контролю его
жестокого и беспощадного разума. Страшная ненависть героя к "глупостей", постоянная досада на то, что он не властен,
рассчитать себя, - прямое следствие его рабства в плену у ограниченной, оторванной от жизни, бесчеловечной идеи.

Достоевский хочет убедить читателя в нелепые и вредности активной борьбы человека за изменение существующего
порядке, в нелепые и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Общая гармония и счастье людей
могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

Так сложилось, что ни один человек не может прекратить мыслить. Каждый из нас на протяжении всей жизни думает, рассуждает, строит воздушные замки или прагматично составляет план дальнейших действий. При этом кому-то в голову не приходит ни единой оригинальной, свежей мысли, а кто-то, совершенно не прилагая усилий (или, возможно, претерпев невероятные душевные муки), изобретает, сочиняет, становится творцом новой идеи, теории, никогда до этого момента не возникавшей в человеческом сознании.

Итак, теории рождаются по-разному, но не имеют ценности без практического применения. Однако для того, чтобы воплотить их в жизнь, необходимо сначала глубоко и искренне в них поверить. Так и поступил герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он гордился своей идеей, забавлялся ею, словно любимейшей игрушкой, до определённого момента слепо верил в её правильность и, даже пройдя сквозь все испытания, не вполне отказался от неё. Так в чём же столь явная сила теории Раскольникова? И что это вообще такое - «сила теории»?

Я считаю, что сила любой идеи заключается в её способности увлечь не отдельного человека, а целое общество, в её притягательности, актуальности и, возможно, в оригинальности мыслей и взглядов её создателя. Это значит, что все атрибуты могущества и власти принадлежат теории Раскольникова. Действительно, способ разделения людей на творцов и материал, «обыкновенных» и способных сказать «новое слово» нельзя назвать общеизвестным или попросту банальным.

Однако не только этим объясняется привлекательность теории. Важно, что она слишком правдоподобна, обманчиво, но в это же время ощутимо справедлива. Теория Раскольникова подкупает уже тем, что оправдывает и даже поощряет бесчеловечность, разрешает нарушать закон, совершать преступления в погоне за собственной выгодой, выгодой существа, якобы «необыкновенного», гениального и сильного. Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Такие рассуждения необычайно заманчивы, они легко распространяют своё влияние на большое число людей уже потому, что навряд ли часто встречаются среди нас те, кто не считает себя хотя бы чуть-чуть гениальным или, в крайнем случае, талантливым! Теория Раскольникова в такой степени продумана, подкреплена доказательствами, что трудно не согласиться с нею.

Но согласиться трудно вдвойне. Почему? Да потому что в сильных сторонах этой теории таяться её же слабые стороны. Это значит, что только жестокие, абсолютно беспринципные люди могут следовать дорогой, найденной Раскольниковым, что, столь заманчивая на словах, теория не способна осуществится без значительных оговорок и «побочных действий».

Выходит, что негативные последствия воплощения идеи в жизнь перевешивают все ожидаемые положительные.

Читатель замечает: не очень убедительно звучит ответ Раскольникова Порфирию Петровичу, который беспокоится, что будет, если «… один из одного [низшего] разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду и «начнёт устранять все препятствия».

Также иногда нелогичны рассуждения Родиона. Например, он целенаправленно путает причины и следствия, убеждая всех и самого себя: Наполеон добился успеха лишь в силу того, что был жесток и не останавливался перед кровью. Раскольников не задумывается над тем, что всё могло быть и наоборот, что те люди, которые «по совести» позволяют себе преступление, уже родились бессовестными и, зачастую, обделёнными талантом, той самой способностью сказать «новое слово».

Становится понятно: сам создатель теории искажает историче6ские факты, отказывается учитывать психологию большинства людей и их склонности.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление. Теория Раскольникова по сути своей преступна. Она слаба в том, что ей могут последовать лишь неуверенные в себе люди, которые боятся трудных путей и надеются, что совесть в них не заговорит после совершения злодеяния.

Но эти нерешительные личности переоценивают свои силы и обязательно разочаровываются. Стойкие же духом либо не заинтересуются идеей, либо давно уже идут описанным путём, при этом, не раскаиваясь и не задумываясь над тем, какую бы теорию создать, чтобы оправдать себя: человек - «… вошь для того, кому этого и в голову не заходит…».

Эти рассуждения доказывают, что способ жизни, предложенный Раскольниковым, не актуален для большинства людей, даже если они сам этого не осознают, а никому не нужная, несовершенная, неприменимая на практике теория, как известно, слаба и не имеет права на существование.

В завершение можно попробовать представить себе, во что бы превратился мир, если бы теория Раскольникова прочно закрепилась в умах всех людей, чем бы закончилось противостояние гуманизма, человечности, добра, послушания и жестокости, эгоизма, несправедливости, таящейся в идее, изложенной Достоевским на страницах романа.

Ответ на этот вопрос даётся в эпилоге, достаточно лишь вспомнить сон Раскольникова. Ведь моровая язва из Азии - это не что иное, как теория, обращённая в жизнь. Она, словно болезнь, поработила бы сердца людей, каждый из которых думал бы, что «… в нём в одном и заключается истина…».

Страшные картины войн и разрушений, пронесшиеся в видениях больного Раскольникова, отражают в полной мере те ужасы, которые бы случились, будь данная теория действительно сильна.

Очевидно, что все сильные стороны являются лишь продолжениями слабость идеи Родиона. По сути, слабость теории Раскольникова в самом её создателе, в его собственных слабостях. Несмотря ни на что, эта теория существует, и будет существовать вместе с людьми - её приверженцами. Но она очевидно несправедлива, зла, и её жизнеспособность объясняется бессмертной несправедливостью нашего мира.

Но, на мой взгляд, сама идея не достойна занимать настоящего, духовного человека, кроме как в качестве ознакомления; она способна заинтересовать и обнадёжить своей силой, но также может, разъедаемая изнутри, уничтожить и раздавить своей слабостью.

Теория Раскольникова в какой-то мере опасна, результаты её применения разнообразны и противоречивы (в зависимости от индивидуальных качеств последователя), но она остаётся глубоко несправедливой, неправедной и разрушает личность. В этой разлагающей силе заключена самая важная слабость, которой никак нельзя пренебречь.

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление - убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой - он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

. «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

. «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

. «...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь...»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению