Адыгейские народные танцы. Современные проблемы науки и образования Адыгейские национальные танцы


Формирование народной танцевальной культуры адыгов на протяжении веков шло непросто и в постоянном поиске. Историческими и социальными источниками появления собственной народной хореографии в Адыгее были народные традиции, психология и творческое мышление народа.

Самовыражение в танце приобрело со временем особые формы, приёмы и характер, и стало частью богатого культурного достояния республики. Считается, что стремительность танцоров и скорость народных танцев полностью перешли от адыгейских воинов, участвовавших в многочисленных кавказских войнах.

Синкопическая ритмика — следствие переведённого в танцевальные движения бега лошади и восприятия его наездниками – воинами. Есть в этих танцах и лучшие качества адыгов — гордость, скромность, героизм и стойкость духа. Танец для адыга — это как проявление жизненных устоев, своеобразная модель его жизни.

Танцы были всегда любимым развлечением в Адыгее: на праздниках, свадьбах, любых торжественных и радостных поводах обязательно звучала музыка, пение, хлопки в ладоши и, конечно, сам танец с прыжками и необычными резкими движениями.
С давних времён у адыгов сохранились самобытные танцевальные наигрыши и театрализованные пантомимы с танцевальными номерами (джегуако, ажегафы).


Импровизация и актёрские находки являются отличительной стороной таких представлений. Адыгские танцы всегда эмоциональны за счёт заметной готовности танцора к действию, его открытости, но и в то же время — внутреннего покоя и внимательности.

В основе многих адыгских танцев присутствуют мифологические понятия: «Дыгъэ» или солнце — это своеобразный код национального танца. Так, форма солнца способствовала появлению круговых танцев. Но самый большой источник содержательной части адыгских танцев — это нартский эпос: «Собрались однажды нарты отважные на черной горе и пляску затеяли, состязаясь в пляске с нартами. Шаботнуко вскочил на трехногий круглый столик и пустился в пляс, не пролив даже капли приправы и не нарушив порядок…».

Самые характерные особенности адыгских национальных танцев

Первая особенность: голова, плечи, туловище, руки и ноги танцующего синхронизированы в движениях и принимают те положения, которые соответствуют конкретным элементам того или иного танца. Так происходит глубокое раскрытие содержания танца.


Второе: голова танцующего обычно направлена в сторону партнера. Девушки в танце наклоняют голову к одному из плеч и при необходимости поворачивают её в ту или иную сторону, скромно опусти глаза. Юноши всегда держат гордо приподнятую голову, она поворачивается в необходимое направление более резко и порывисто.

Выражение лица. Обычно это сдержанные улыбки и спокойное лицо в целом у девушек и более выразительное у юношей.

Плечи танцующих. Поворачиваются синхронно с туловищем, подчеркивая строгость, сдержанность и горделивость. Во время поворотов соответствующее плечо первым медленно начинает движение в нужную сторону. Девушки немного опускают плечи, а юноши держат их прямо, и немного развернув.

Положения и движения рук и ног танцующих многообразны и сложны. В них чаще встречаются ряд характерных положений рук, и особенно — в танцевальных движениях девушек. Но описать такие движения словами крайне трудно. Поэтому оставим специфическую тему профессиональным хореографам и посетителям студий народного адыгейского танца.

В Адыгее много танцев, которые требуют мастерства и совершенства. Такие из них, как лезгинка, хешт, ло-куаже, кафа, удж — одновременно сложны, статны и красивы. Но для любого адыга танец – это демонстрация силы духа, когда невозможное становится возможным. И это есть искусство. Своеобразная благодарность за полученные от древних богов милости, это отражение жизни во всей её многоликой красе, это путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством.

Фото в топе статьи с сайта http://nazaccent.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 27»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ :

«Адыгейские танцы»

Работу выполнил:

Гец Мария

Руководитель:

Теучеж Л.Б., учитель адыгейского языка

2017-2018 учебный год

Паспорт ……………………………………………….

Введение……………………………………………………………………………….

Актуальность темы, проблема, цель и задачи проекта………….........................................

Основное содержание проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ…………………………………………………………………….

ОСНОВНОЙ…………………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ …………………………………………………………..

II Сбор и обработка и изучение информации:

Что такое танец?

История адыгейских танцев

Название адыгейских танцев

Заключение………………………………………………………………..

Выводы, результаты проекта…………………………………… ……………….…

Список используемой литературы……………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………

Паспорт проекта

Адыгейские танцы

Исполнитель

Гец Мария

Руководители проекта

Теучеж Лариса Байзетовна

Учебный год, в котором разрабатывался проект

2016-2017 учебный год

Воспитать чувство сплочённости и дружбы.

Предмет(ы) к которому проект

имеет отношение

Адыгейский язык

Тип проекта

Долгосрочный

Сроки реализации проекта

2016-2017уч.г.

Продукт проектной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Познакомить и заинтересовать ребят Адыгской культурой

Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал свою самобытную хореографию. Танцы, вообще музыка, играли и играют важную роль в жизни Адыгов. Дети Черкесов с раннего возраста начинали танцевать... первый шаг - первый танец, малыши делали свои первые шаги под музыку.

Тема проекта : Адыгейские танцы

Цель :Воспитать чувство сплочённости и дружбы.

Задачи проекта :

Изучить литературу, связанную с историей адыгской культуры;

Воспитывать чувство уважения к культуре, интерес к прошлому, традициям и танцам адыгского народа;

Совершенствовать навыки работы над творческим проектом.

Основное содержание проекта

Любят адыги танцы, выражающие душу народа. Без них не обходится ни свадьба, ни праздник.

ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ?

Танец – это вид искусства. В нем через движения тела, музыку создаются образы, передается особый смысл. Все действие в танце сопровождается музыкой, которая задает ритм, скорость и настроение танца, что находит свое отражение в движениях танцора, в фигурах, которые замышляет хореограф, в общей композиции танца.

ИСТОРИЯ АДЫГСКИХ ТАНЦЕВ

Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски. В седую древность пляски с участием больших масс людей являлись магическими актами, которые должны были обеспечить удачу в борьбе с силами природы, принести успех в труде, на охоте, в бою с врагами и т.д.

Адыгские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде. КЧР славится большим количеством танцев

НАЗВАНИЯ АДЫГСКИХ ТАНЦЕВ

«Исламей» - плавный парный танец с лирическим содержанием. Существует версия происхождения исламея. В один погожий день молодой пастух по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, круживших в лазурном небе, которые парили по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались вместе, желая высказать что-то сокровенное. Их полёт напомнил молодому юноше о затаённых чувствах в сердце и взволновал его. Он вспомнил свою любимую, и ему захотелось также полюбоваться ею, высказать ей всё, что накопилось у него за время разлуки, но это не скоро удалось ему, да и не так просто было у адыгов повстречаться со своей избранницей. Однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: его пригласили на танец со своей любимой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил новый танцевальный рисунок - движение по кругу. девушка поняла его замысел, и молодые в своём танце сумели высказать друг другу все свои чувства. С тех пор и зародился этот танец, который получил название "Ислъамей" - "принадлежащий Исламу".

«Удж» - это древний адыгский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью в парах. Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты.

Танец Удж

Къафэ – танец князей Черкесии. В старину его танцевали только люди знатного происхождения, что и дало ему такое звание. Плавный, неспешный танец, со строгой и четкой конструкцией. Сегодня мало кто танцует его правильно, но считается, что соблюдать традиции предков обязан каждый его танцующий. Старинный танец "Къафэ" - это душа адыгского народа, его характер, лицо, его гордость. Он показывает красоту, величие и внутреннее достоинство человека, складывает гимн мужеству и благородству.

ТАНЕЦ КЪАФЭ

АНСАМБЛЬ «ИСЛАМЕЙ»

Государственный ансамбль народной песни и танца Адыгеи «Исламей» создан в 1991 году. Основной целью создания коллектива является возрождение и сохранение народных песен адыгов.

АНСАМБЛЬ «НАЛЬМЭС»

Слово «Нальмэс» в переводе с адыгского языка означает «драгоценный камень». Созданный в 1936 году, «Нальмэс» сразу же занял особое место среди творческих коллективов Адыгеи. За 75 лет существования коллектива возрождено множество старинных танцев.

АНСАМБЛЬ «КАФА»

Университетский ансамбль был создан в 1957 г. по инициативе студенчества. Первоначально ансамбль назывался «КАБАРДИНКА», но в 1982 году был переименован в ансамбль народного танца «КАФА». За время своего существования, а это более 50 лет, он стал подлинной школой воспитания любви к культуре, народной хореографии.

АНСАМБЛЬ «ГОРЕЦ»

Народный ансамбль кавказского танца «Горец» был образован в 1971 г. Звание народного коллектив получил в 1985 г. за весомый вклад в развитие национальной культуры студенческой молодежи Северного Кавказа. Ансамбль является ярчайшим примером большой дружной многонациональной семьи, в которой все друг за друга стоят горой.

ВЫВОД

Ученики знают и любят адыгские танцы, уважают адыгскую культуру и стремятся получить более углубленные знания об адыгейской культуре и культуре других народов. Я хочу продолжить работать в этом направлении и делиться полученными знаниями с одноклассниками и другими учениками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, танец - древнейшая форма выражения чувств и эмоций, а как форма общения танец появился в человеческом обществе намного раньше языка. В каждой культуре на нашей планете танец оставил большой след, с его помощью праздновались важные события, передавались сакральные тайны и даже излечивались болезни. Сила танца способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в отношении с окружающими, с самим собой и своим телом.

Список литературы:

    Мафедзев С. Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэхабзэ)

    Христофор Ардавасович Баладжиян «Адыгея»

    Бгажиноков Б. Х. Мир культуры


Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал свою самобытную хореографию. Танцы, вообще музыка, играли и играют важную роль в жизни Адыгов. Дети черкесов с раннего возраста начинали танцевать... первый шаг - первый танец, малыши делали свои первые шаги под музыку.
Адыги считают, что танцы выражают душу народа. Без них не обходится ни свадьба, ни праздник.
Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски.
Адыгские танцы также являются частью народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде...

«Исламей» - плавный парный танец с лирическим содержанием. Существует версия происхождения исламея. В один погожий день молодой пастух по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, круживших в лазурном небе, которые парили по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались вместе, желая высказать что-то сокровенное. Их полёт напомнил молодому юноше о затаённых чувствах в сердце и взволновал его. Он вспомнил свою любимую, и ему захотелось также полюбоваться ею, высказать ей всё, что накопилось у него за время разлуки, но это не скоро удалось ему, да и не так просто было у адыгов повстречаться со своей избранницей. Однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: его пригласили на танец со своей любимой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил новый танцевальный рисунок - движение по кругу. Девушка поняла его замысел, и молодые в своём танце сумели высказать друг другу все свои чувства. С тех пор и зародился этот танец, который получил название "Ислъамей" - "принадлежащий Исламу".

«Удж» - это древний адыгский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью в парах. Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты.
Существует два вида удж:
1. Старинный обрядово-культовый круговой хороводный уджхъурай(хъурей). прошёл тысячелетия и сохранился в наши дни.
2. Современные массовые парные уджи с разновидностями: т1урыт1у удж, уджхэщт и уджпыху. Уджхъурай - один из кульминационных моментов тхьэлъэ1у - это не просто движение, а ритмически организованное тактильное сближение групп людей противоположных полов, вырабатывающих в ходе танца общее чувство, единство воли и действия у всех участников. В танце уджхъурай адыги входили в непосредственное общение с Тхьэ. Уджхъурай - обращение к Богу. танец сопровождался возгласы танцующих, заключавшими в себе обращение к Богу. Уджхъурай танцуют только незамужние и неженатые. Во время танца знакомятся, назначают свидания. Т1урыт1у удж - "попарный", иногда называется "гощэудж", и это связано с тем, что данный танец в своё время начинался по заказу хозяйки дома(гуащэ) или в честь княжны(тоже гуащэ), которая могла возглавить танцующие пары.

"Къафэ" – танец князей Черкесии. В старину его танцевали люди знатного происхождения, что и дало ему такое звание. Плавный, неспешный танец, со строгой и четкой конструкцией. Старинный танец "Къафэ" - это душа адыгского народа, его характер, лицо, его гордость. Он показывает красоту, величие и внутреннее достоинство человека, складывает гимн мужеству и благородству.

"Хъуромэ" (обрядовый танец)
Обряд Хъуромэ состоял из трех частей.
Первая - это ритуальный обход дворов селения с пожеланиями благополучия, здоровья, успеха в жизни членам семьи. Обходники пели песни и носили с собой корзинки, мешочки, в которые складывали собранные продукты, различные сладости.
Вторая часть обряда - это приготовление пищи из собранных продуктов и коллективная трапеза его участников.
После ее окончания (завершающая, третья часть) молодежь веселилась, пела, танцевала, играла в различные игры.
Утратив свои обрядовые функции, данный обряд перешел в детскую сферу. Как игра хъуромэ бытовал в черкесских селениях ещё в 40-е годы 20 века, но потом окончательно угас.

"Зыгъэлъат" - парный лирический танец, исполняемый в быстром темпе, но с лирическим содержанием. Исполняется обычно на мелодии старинных народных песен.

"Адыгэ лъэпэч1ас"
(лъэпэч1эс - "танцуй на носках"), къэбэрдей ислъамей(кабардинский исламей) - быстрые, высокотехничные танцы, отличающиеся особой манерой исполнения с применением приёма передвижения на носках. Резкие перемены корпуса, глубокие наклоны в стороны, выбросы рук с растопыренными пальцами и так далее - противоречили адыгским понятиям гордости, строгости. При виртуозных движениях ног верхняя часть корпуса обычно держится прямо и строго без резких изменений, руки с полусогнутыми пальцами всегда находятся в строго определённых положениях. Вполне возможно, что эти традиции вырабатывались ещё в те далёкие времена, когда нарты танцевали, удерживали на голове 1энэ - круглый столик с явствами, вырабатывая устойчивое равновесие корпуса и его плавное перемещение.

"Зэфак1у къафэ" - парные, лирические танцы, исполняемые в плавно-грациозном виде в умеренном темпе. разновидностями адыгского зэфак1уэ являются: зыгъэгус - "обида", "обиженный(ая)"; къэшъолъащ - "танец хромого", "хьак1уак1" и др.

Также существует множество разновидностей адыгских танцев("Къулъкъужын къафэ"
"Джылэхъстэней зек1уэ"(мужской танец),
"Хъурашэ", "Къафэ к1ыхь", "Убых къафэ" и т.д.).
"Столь великолепное наследие адыгского народа, говорит о том, насколько богата и интересна культура адыгов(черкесов)".

У адыгов существует две разновидности танца исламей, которые условно можно определить как западную и восточную. Они имеют одно название, но принадлежат разным жанровым группам, распространены на разных территориях и связаны с разными легендами. Западный исламей танцуют в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесии и в Причерноморской Шапсугии. Это парный танец, который мог бы быть причислен к жанру зафака, если бы не две специфические характеристики: зафак может исполняться под множество мелодий, а исламей – только под одну единственную мелодию, которая носит то же имя, что и танец; рисунок танца в исламее отличается от зафака – парень и девушка имитируют орла и орлицу в момент любовного ухаживания.

Адыгэ ислъамый – адыгский исламей – оригинальный и популярный плавный парный танец с лирическим содержанием, исполняемый в умеренно-быстром темпе.

Танец довольно редко исполняется в обрядовом пространстве свадеб, однако широко бытует на сцене художественной самодеятельности, в школьных и студенческих фольклорных коллективах, на вечеринках студенческой молодежи. Важным для исполнителей оказывается танцевать исламей в национальных костюмах, так как танец непосредственно связан с их особенностями. К примеру, танцевать на носках в европейских туфлях весьма затруднительно, равно как и изображать крылья только руками (в сравнении с руками-крыльями национального костюма).

О происхождении танца существует древняя легенда. В один погожий день молодой пастух по имени Ислам обратил внимание на орла и орлицу, которые парили в лазурном небе по кругу, как бы любуясь друг другом издалека, а затем слетались, как бы желая высказать что-то сокровенное. Их полет взволновал юношу и всколыхнул затаенные чувства в его сердце. Он вспомнил свою любимую, и ему тоже захотелось полюбоваться ею, высказать ей все, что накопилось на душе за время разлуки. Но это не скоро удалось Исламу, да и не так просто было у адыгов повстречаться и поговорить со своей избранницей. Однако на одном из свадебных торжеств ему повезло: он был приглашен на танец с любимой девушкой. Здесь он, подражая манере орлов, применил новый танцевальный рисунок – движение по кругу. Девушка поняла его замысел, и молодые в танце сумели передать друг другу все свои чувства. Так и зародился танец «Исламей»…

По всей вероятности, исламей возник у адыгейцев после зафака, так как в обоих танцах применяются некоторые одинаковые танцевальные элементы. Учитывая, что в исламее применяются более сложные хореографические приемы, следует считать его более поздним .

Танец сопровождается специальным наигрышем, который на протяжении XX века исполнялся на адыгской гармонике – пщынэ . Самая ранняя запись наигрыша «Исламей» принадлежит легендарному адыгскому гармонисту М. Хагауджу. Она была сделана в 1911 году в Армавире английскими инженерами, представителями фирмы Gramophon. М. Хагаудж играл мелодию «Исламея» практически без украшений, к долгому звуку (лонге) «подстраивал» аккорд (трезвучие), басами на левом грифе пользовался очень редко. Весь наигрыш в исполнении Хагауджа состоял из одного колена, которое повторялось 12 раз.

В дальнейшем у других исполнителей фиксируется увеличение числа колен и фактурные изменения. К примеру, «Исламей» Паго Бельмехова, записанный на фонограф и расшифрованный Григорием Концевичем в 1931 году, состоит уже из трех колен, и только среднее является «хагауджевским наследием». К нему добавляется зачин (первое колено) и функциональный каданс (третье колено) - начало и конец наигрыша. Зачин состоит из двух звукокомплексов: долго выдержанного звука (самого высокого звука наигрыша) и нисходящей последовательности, в которой есть секвенционные, возвратные и нисходящие в объеме сексты поступательные построения. Гармоника П. Бельмехова лидировала в небольшом ансамбле с участием трещоток и вокального подголоска, поэтому исполнение было полнозвучным и насыщенным. Вместо долго выдержанного звука тот же Паго Бельмехов использовал его репетиционное повторение, что отражает предложенная Г. М. Концевичем нотная версия записи. В то же время, возможно, что исполнитель использовал работу мехом, имитируя репетиционное повторение (аудио 02).

В исполнительской версии Кима Тлецерука в «Исламее» канонизируются уже 7 колен (аудио 05). Вариант, нотированный К. Тлецеруком, стал исполняться профессиональными музыкантами как концертная пьеса. Ни один из народных музыкантов не играет все 7 колен в одной композиции. В зависимости от уровня мастерства музыканта в наигрыше используются 4–5 колен, но никто из народных гармонистов никогда не играет и 2–3 колена, ибо в этом случае наигрыш кажется им неполным, незавершенным, лишенным красоты и совершенства.

Для Хагауджа характерны концевые и кульминационные лонги в виде долгих длительностей. В концевых лонгах к опорному звуку может добавляться трезвучие, а кульминационные лонги представляют собой своеобразные зависания на высоких звуках, маркирующих самый «темпераментный» фрагмент наигрыша. Через 100 лет концевые и кульминационные лонги исполняются уже только с фактурным «расцвечиванием» - «мерцающей» терцией или квинтовыми «раскачками». Последний прием очень точно имитирует звучания двухструнного шычепщына – озвучивание струн, настроенных в квинту. В традиционной игре на шычепщыне попеременное звучание открытых струн, наряду с гармонически взятой квинтой - типичный зачин или концевая константа. Поэтому аналогичное использование опорной квинты в игре на гармонике воспринимается на слух как имитация звучания традиционной скрипки. «Мерцающая» терция также отчасти связана с имитацией шычепщына, но пульсирующий терцовый тон, определяющий ладовую основу мелодии, более всего ассоциируется с ритмической основой наигрыша и новой тембровой краской, добавленной к ритму пхачича (адыгских трещоток), сопровождающего наигрыш (аудио 03, 04).

Развитие инструментального наигрыша «Исламей» неразрывно связано со становлением адыгской гармошечной музыки в целом. Широкое распространение гармоники в адыгской среде совпало с появлением радио, изменившего слуховое музыкальное пространство этнической культуры. Если ранее «общественное ухо» довольствовалось игрой местных музыкантов, т. е. гармонистов данного аула или близлежащих населенных пунктов, то с приходом радио игровое пространство музыкантов расширилось до пределов досягаемости радиоэфира. Вполне вероятно, что путем отбора в устной традиции фиксировались наиболее выразительные элементы, легко запоминаемые и усваиваемые последующим поколением гармонистов. Почти все советское время эфир Адыгеи включал обязательные 15-минутные утренние музыкальные программы и программы по заявкам радиослушателей. Известны случаи, когда начинающие гармонисты пытались играть в унисон с полюбившимся им исполнителем по радиозаписи. Некоторые учили текст по пластинкам, добиваясь синхронного звучания. Таким образом радио ускоряло слухо-моторные процессы овладения гармошечным исполнительством и предоставляло широкое поле различных исполнительских вариантов и интонационных комплексов, характерных как для сублокальной традиции, так и для всего западно-адыгского региона. С одной стороны, через варьирование и отбор «лучших» интонационных комплексов увеличивалось число колен в наигрышах, а с другой – содержание самих колен изменялось в сторону большей полноты и выразительности звучания. Гармоника привнесла новую ладо-гармоническую основу музыки, что принципиально изменило музыкальное мышление. Латентная борьба между старым и новым читается в постоянно изменяющихся конструкциях гармоники и ее стабилизации лишь во второй половине ХХ века.

Сольно-бурдонная (многоголосная) традиционная адыгская песня, практически не звучащая по радио и редко раздававшаяся в бытовой культуре, по-прежнему оставалась знаком-маркером этнической идентичности и культурного самоопределения адыгов. Гармоническое мышление не стало определяющим для западно-адыгского региона. Готовые басы воспринимались как чужеродный элемент, сопротивление им было мощным и результативным. В классической диатонической гармонике, которую создавал Мадин Хуаде, басы по-прежнему оставались фоническими, их гармоническая природа преодолевалась как самой конструкцией, несогласованной гармонически с основным строем гармоники, так и исполнительскими формами.

Считать или не считать гармошечную музыку и - шире - гармошечную культуру традиционной или согласиться с мнением отдельных ученых, определяющих всю музыкальную культуру устной традиции ХХ века постфольклором, т. е. фольклором, существующим в ином культурном пространстве, связанным со средствами массовой коммуникации, самодеятельным и академическим искусством, по-иному взаимодействующим с иноэтническими культурами? Нельзя не согласиться с утверждением И. Земцовского о наличии пяти «цивилизаций» в пределах любой современной этнической культуры. Речь идет о собственно фольклорной (крестьянской), религиозной, устно-профессиональной, письменно-профессиональной (профессиональное композиторское творчество европейской традиции) и массовой «цивилизациях» культуры, существующих параллельно и неравномерно, имеющих разные источники, пересекающихся и питающих друг друга. Обозначенная целостность названа ученым «системной стратиграфией этнической культуры». Анализируя интонационные комплексы адыгских традиционных скрипичных и гармошечных наигрышей, мы убеждаемся в том, что системная стратиграфия этнической культуры имеет горизонтальные («цивилизационные») и вертикальные (исторические) связи. Последние обусловлены экологическими законами культуры, нацеленными на сохранение и консервацию этнически-знаковых интонационных комплексов.

Итак, в течение всего ХХ века адыгские музыканты-гармонисты проделали огромный путь в овладении пщынэ - адыгской гармоникой. Они научились извлекать звуки одновременно двумя руками, играть в разных позициях, менять темп исполнения, ускорять его до предельных возможностей. Адыги многократно переделывали заимствованную гармонику таким образом, чтобы она максимально была приближена к традиционному звукоидеалу. Готовые басы гармоники не используются совсем или используются только как фоническая краска. Но главное - гармонисты научились воспроизводить сохраненные в исторической памяти скрипичные «блоки-комплексы», адаптировав их к необычной мензуре гармошечного правого грифа. В итоге диатоническая гармоника в конце ХХ века зазвучала «по-старинному», стала передавать интонации и мелодические обороты, присущие традиционной скрипичной музыке.

Майкоп, 17 апреля - АиФ-Адыгея. У каждого народа существуют традиционные танцы, и, несмотря на новые современные стили, каждое значимое торжество любого народа сопровождается народным танцем. И, возможно, это не только дань традициям. Ведь ничто так не отражает характер человека как его движения.

Древнее искусство

У адыгов хореографическое искусство зародилось еще в глубокой древности. Самый древний танец адыгов называется «ачекаш», что означает «танцующий козел». Танец появился в ранний языческий период и был связан с культовым обрядом в честь бога плодородия и земледелия Тхагаледжа.

Один из самых первых танцев адыгов, который сохранился и по сей день, - «уджи». Он напоминает хоровод. «Уджи» танцуют, взявшись под руки, и передвигаются по кругу в определенном ритме. Этим танцем обычно заканчивалось каждое торжество, и, возможно, посредством него подчеркивалось единство собравшихся гостей. Один из исследователей Ш.С. Шу в своей книге «Народные танцы адыгов» отметил, что адыги считали себя детьми солнца и придавали магическое значение кругу. Поэтому в хореографических рисунках многих танцев отражаются отголоски культа солнца, например в том, что направление танцевального движения идет по кругу навстречу солнцу. Кстати «уджи» был единственным танцем, в котором юноша мог прикоснуться к девушке, взяв ее за руку.

В древние времена существовал ритуал «чапщ». Он проводился при лечении раненых и заключался в том, что у постели больного собирались молодые люди. Они разыгрывали игры, исполняли песни и устраивали танцы для того, чтобы отвлечь раненого от его боли. Считалось, что подобный ритуал способствовал выздоровлению человека.

Виды танцев

Можно выделить несколько традиционных танцев адыгов с определенным пластическим рисунком и индивидуальными правилами – тлепечас, уджи, зафак, зыгетлат, исламей, кабардинский исламей и кабардинская кафа.

Выразительным танцем можно показать свои чувства и отношение к человеку (адыгский этикет - «адыгэ хабзэ»). Наиболее ярко это можно наблюдать в парных танцах адыгов. В движениях выражался как характер адыгского мужчины и адыгской женщины, так и характер их взаимоотношений. Так, главными мужскими качествами были благородство и сдержанность, а женскими – изысканность и грациозность. Через танец проходило знакомство и общение, поэтому, можно сказать, у каждого танца была определенная задача. Например, танцуя «зафак», происходило знакомство. В нем парень и девушка то приближаются друг к другу, то отдаляются. Само название «зафак» переводится как «идти навстречу».

Танец «исламей» - один из самых красивых и романтичным танцев. В нем пара проявляет большее доверие друг к другу и слаженно передвигается по кругу. Все, кто видел этот танец, согласятся, что он настолько невесомый, что складывается впечатление отсутствия гравитации. Ощущение подобное чувству любви, которое и отражает танец.

«Танцевальный баттл»

Современное профессиональное пластическое искусство адыгов строится на этих основных танцах. Сегодня в республике старинную адыгскую танцевальную традицию сохраняет Государственный академический ансамбль народных танцев Адыгеи «Нальмэс». Он оберегает и пропагандирует народные танцы, а также создает новые композиции, образы и спектакли. «Нальмэс» объездил с гастролями почти все континенты мира. Посетил США, Францию, Японию, Италию, Чехию, Турцию, Сирию, Израиль, Индию, ОАЭ и Ливию. И в каждой из стран публика горячо встречала адыгское искусство.

Сегодня ни одно торжественное мероприятие не обходится без традиционных танцев. Молодежь республики очень любит устраивать «джегу». Это и игрище, на котором есть свой ведущий, а поведение гостей регулируется определенными правилами, «джегу» исполняют практически на всех торжественных мероприятиях. Каждый может выйти станцевать или пригласить на танец понравившуюся девушку. Это своего рода общение молодых людей в традиционных формах. Этот танец можно рассмотреть и как «танцевальный баттл», в котором определяют самых лучших исполнителей.

Об особом воздействии танцоров на зрителей говорил уже Аристотель. В «Поэтике» он отметил, что посредством ритмических движений танцоры изображают и характеры, и душевное состояние и действия.