Когнитивные карты лабораторные работы. Модели социальных процессов


  • Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе181(1:46)
  • Лекция 9-10 (21-27.11.97) (наверх) Тема 4 Возникновение и развитие психики191
  • Второй вопрос. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)
  • Лекция 10 (27.11.97)(наверх)
  • Тема 4. Возникновение и развитие психики
  • Лекция 11 (28.11.97)(наверх)
  • Третий вопрос. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания (1:08).
  • Лекция 12 (5.12.97)(наверх) Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности Первый вопрос. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1:42)
  • Второй вопрос. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятиевысшей психической функции(л.С.Выготский) (0:52)
  • Второй вопрос. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов (0:44).
  • Лекция 14 (19.12.97)(наверх) Третий вопрос. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений (1:23)
  • Лекция 15 (??.12.97)(наверх) Тема 7. Человек как субъект познания.
  • Первый вопрос. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация (1:50).
  • 2. Основные определения познавательных процессов (0:36).
  • Лекция 16 (февраль 97-98?)(наверх) Второй вопрос. Основные определения познавательных процессов (0:59).
  • Третий вопрос. Понятие образа мира и его роль в исследовании познания (0:28)
  • Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности.
  • Тема 8. Основные подходы к изучению личности.
  • Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности
  • Тема 8. Основные подходы к изучению личности Вступление. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)
  • Первый вопрос. Каковы единицы изучения индивидуальности (личности)?
  • Второй вопрос. Каково происхождение данных свойств и способов поведения?
  • Третий вопрос. Каковы способы работы психологов с этими людьми?
  • Лекция №17(наверх) Основные виды (ступени) психотерапии
  • Основные разделы психологии личности
  • 16.II.98/4 Лекция №18(наверх)
  • Тема 9: Индивидуальные особенности человека:способности,темперамент,характер(наверх)
  • Первый вопрос. Способности, их измерение и развитие
  • Определение способностей
  • Способности и задатки
  • Развитие и изучение способностей – от операций к действиям
  • Структура интеллекта
  • 23.II.98/6 Лекция №19(наверх)
  • Интеллект и креативность
  • Общее представление о развитии способностей
  • Второй вопрос. Темперамент и примеры его исследования
  • Третий вопрос. Общее представление о характере и его формировании
  • Характер и личность
  • Тема 11: Типология индивидуальности: основные подходы
  • 16.III.98/10 Лекция №20(наверх)
  • Первый вопрос. Наличие психотелесных соответствий, или строение тела и характер
  • Второй вопрос. Основные виды психопатий и акцентуаций
  • Третий вопрос. Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства
  • Тема 12: Психология общения. (наверх)
  • Первый вопрос. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и её развитие.
  • Вопрос второй. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение341.
  • Третий вопрос. Возможности описания и анализа процесса общения.
  • Тема 13: Психология эмоций(наверх)
  • 23.III.98/14 Лекция №21(наверх)
  • Первый вопрос. Определение эмоций и основные аспекты их изучения
  • Аспект первый: эмоция как психическое явление
  • Эмоции – как психотелесные состояния
  • Эмоциональные процессы или эмоция как процесс
  • Второй вопрос. Функции эмоций
  • Третий вопрос. Виды эмоций и примеры их исследования. Эмоции и личность
  • 30.III.98/18 Лекция №22(наверх)
  • Методы диагностики аффективных следов
  • Эмоции и личность
  • Тема 14: Психология воли(наверх)
  • Первый вопрос. Определения воли и ее критерии. Общие ситуации, требующие (или нет) волевой регуляции поведения.
  • Вундт о волевом процессе
  • Джемс о волевой регуляции
  • 6.IV.98/22 Лекция №23(наверх)
  • Общие ситуации, в которых требуется произвольная или волевая регуляция
  • Второй вопрос. Познавательная сфера личности и принятие решений
  • Методика Келии и понятие познавательного персонального конструкта
  • 13.IV.98/26 Лекция №24(наверх)
  • Третий вопрос. Волевая регуляция как преобразование конфликтных ситуаций
  • Тема 15: Психология мотивации(наверх)
  • 20.IV.98/28 Лекция №25(наверх)
  • Тема 12. Психология мотивации.
  • Первый вопрос. Определения и виды мотивов. Функции мотива и продуктивность деятельности
  • Виды мотивов
  • Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности
  • Вопрос второй. Проблемы выделения базовой и ситуативной мотивации
  • 27.IV.98/32 Лекция №26(наверх)
  • Уровень притязаний 377и мотивация достижений
  • Вопрос третий. Мотивация и личность. Защитные механизмымнимой личности
  • 4.V.98/36 Лекция №27(наверх)
  • Защитные механизмы в гештальтпсихологии
  • Тема 17 «Строение личности».(наверх)
  • Первый вопрос. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.
  • Второй вопрос. Представление о личности в психоанализе.
  • Третий вопрос. Представление о личности в гуманистической психологии или в терапии процесса. Личность как целое.
  • Тема 18. Развитие личности.(наверх)
  • Тема 19.Самосознание: определение, критерии, уровни развития.
  • Тема 20. Личностный рост.(наверх)
  • Тема 21. Личность и познание.
  • Ограничения познания или что такое духовная психология?
  • Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.
  • Часть первая. Введение в психологию познания. Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии.
  • Первый вопрос. Теоретические предпосылки когнитивной психологии. Понятие когнитивной схемы.
  • Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы.
  • Третий вопрос. Основные направления когнитивной психологии.
  • Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.(наверх)
  • Первый вопрос. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
  • Второй вопрос. Видычувствительностиили классификации431.
  • Третий вопрос. Виды мышления.
  • Тема 24. Познание и действие.(наверх)
  • Первый вопрос. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (испольнительные) и познавательные действия.
  • Второй вопрос. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.
  • Третий вопрос. Практические действия иразвитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.
  • Тема 25. Познание и образ.(наверх) Первый вопрос. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа.
  • Второй вопрос. Образное представление как переход от действия к мысли.
  • Третий вопрос. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.
  • Тема 26. Познание и речь.(наверх) Первый вопрос. Язык и речь461. Виды и функции речи462. Проблема эгоцентрической речи.
  • Второй вопрос. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.
  • Третий вопрос. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Пиаже).
  • Тема 27-28. Основные подходы к изучению познавательных процессов.(наверх)
  • Первый вопрос. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражения стимула) и моделирование механизмов мышления.
  • Второй вопрос. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия.
  • Третий вопрос. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (д.Гибсон). Гештальт концепция творческого мышления489(к, Дункер).
  • Часть вторая раздела 3. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление. Тема 29. Основные понятия и проблемы сенсорной психофизики.(наверх)
  • Первый вопрос. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений.
  • Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятиятеории обнаружения сигнала501. Общее представление о психофизическом операторе.
  • Тема 30.Восприятие цвета509.(наверх)
  • Первый вопрос. Общее представление о теориицветового зрения. Основыцветометрии.
  • Второй вопрос. Психосемантика цвета.
  • Тема 31-32. Восприятие пространства513, времени514и движения.(наверх)
  • Первый вопрос. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия.
  • Второй вопрос. Восприятие движения. Теории стабильности мира. Иллюзии529движения.
  • Третий вопрос. Основные иллюзии движения.
  • Четвертый вопрос. Восприятие времени. Время как система отсчета. Восприятие длительности и восприятие скорости.
  • Тема 33. Восприятие как процесс.(наверх)
  • Первый вопрос. Предметность восприятия. Исследование восприятия в искаженных условиях. Второй вопрос. Восприятие речи, т.Е. Осмысленного материала.
  • Второй вопрос. Восприятие речи537. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский).
  • Тема 34. Экспериментальные исследования мышления или мышление как процесс.(наверх)
  • Первый вопрос. Факторы, влияющие на успешность решения задач545.
  • Второй вопрос. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач.
  • Тема 35. Культура и познание.(наверх)
  • Первый вопрос. Гипотеза лингвистической относительности546: экспериментальные факты и их обсуждение.
  • Второй вопрос. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления).
  • Часть 3. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Тема 36. Общая характеристика универсальных познавательных процессов и основные подходы к их изучению.(наверх)
  • Первый вопрос. Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания549, виды воображения.
  • Второй вопрос. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.
  • Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Классические исследования.(наверх)
  • Первый вопрос. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.
  • Второй вопрос. Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.
  • Третий вопрос. Исследования процессов (механизмов) запоминания и закономерных условий их осуществления.
  • Тема 38. Исследования памяти в когнитивной психологии.(наверх)
  • Первый вопрос. Структуры памяти как стадии переработки информации.
  • Второй вопрос. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.
  • Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.(наверх)
  • Первый вопрос. Возможные определения внимания и его основные эффекты.
  • Второй вопрос. Классические представления о внимании.
  • Третий вопрос. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (исс).
  • Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.(наверх)
  • Первый вопрос. Внимание как селекция.
  • Второй вопрос. Внимание как умственное усилие594(Дэвид Канеман).
  • Третий вопрос. Общее представление о метавнимании.
  • Темы 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.(наверх)
  • Первый вопрос. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.
  • Второй вопрос. Методы стимуляции творчества: их возможности и ограничения.
  • Предметный указатель.
  • Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы.

    Само введение этого понятия имеет значение разработки основной проблемы организации знания. Это понятие появляется на фоне других более общих. Например, в прошлый раз мы говорили о когнитивных картах. Понятия типа карт появляются при создании т.н. ИИ .

    Исследователь из МТИ – Минский , вводит понятие «frame» («рамка 418 »). Или даже лучше сказать рамочная структура, иногда переводят как рамочная сеть. Суть понятия – это попытка объединить процессы переработки информации с помощью некоторого целостного понятия, даже некой категории. Рамка предполагает наличие некоторого контекста. Скажем, опознать объект или ситуацию, отнести к некоторой категории помогает контекст, т.е. рамка.

    Здесь же мы должны упомянуть понятие образ мира, введенное Леонтьевым. Когнитивная карта, рамка учитывающая контекст и, наконец, образ мира (самое широкое понятие). Помимо того, что есть частные конкретные образы каждого объекта или ситуации есть и целостный образ мира, который позволяет сформировать каждый конкретный образ.

    С.Д.Смирнов разрабатывает идею Леонтьева. Одна из его статей называется «Мир образов и образ мира». Мир образов предполагает некую совокупность конкретных, частных, индивидуально-конкретных отображений объектов и событий. А целостный образ мира – суть контекст, рамка, когнитивная карта, которая позволяет идентифицировать каждый конкретный объект или событие.

    Уже собственно когнитивные психологи не занимаются абстрактными трудно-исследуемыми категориями как образ мира, они стремятся выделить понятие, которое можно точно операционально определить. Для каждого объекта или ситуации появляется понятие когнитивная схема .

    В самом общем виде. В одном из последних словарей 1990г. , редактором и автором которого является М.Айзенк, определяется схема так. Используется не единственное число схема, а множественное. Предполагается, что сами схемы упорядочены в более общие структуры.

    Когнитивные схемы содержат структурированные группы понятий, которые включают базовые знания о событиях, действиях, сценариях поведения, сформированные в прошлом опыте. Таким образом мы догадываемся, что понятие когнитивных схем впервые появляется при исследовании памяти.

    Когнитивные психологи считают автором понятия схема человека, который исследовал память уже в нашем веке. Он интерпретировал классические исследования памяти. Ф. Бартлетт 1932г. Основная идея Бартлетта. Он занимается так называемым избирательным или селективнымзапоминанием . Основная его идея состоит в том, что при работе с материалом, для его запоминания и затем воспроизведения этот материал активно преобразуется. Бартлетт противопоставляет свою идею о преобразовании материала классическим исследованиям.

    Первые исследователи памяти были психологами сознания, даже точнее представителями ассоцианизма. Основной исследователь памяти, работавший в конце прошлого века – Г. Эббингауз . Привычные закономерности памяти открыл именно он. Но о какой памяти говорил Эббингауз? Он пытался, как психолог сознания, исследовать чистую собственно память (подобно чистым ощущениям, собственно мышлению). Сегодня бы её назвалимеханическим запоминанием или репродуктивным, без помощи каких-либо специальных средств. По существу это напоминает заучивание какого-то текста или списка слов. Это запоминание в идеале должно быть направлено на бессмысленный материал. Субъект не должен понимать смысла материала. И Эббингауз изобрел такой материал – специальные трехбуквенные слоги согласная-гласная-согласная.

    Бартлетт не отрицает Эббингауза. Он говорит, что подобного рода чистую память мы не используем в жизни. В жизни предполагается не механическая репродуктивная работа, а работа продуктивная. Запоминаемый материал преобразуется при работе с ним. Известный эксперимент Бартлетта в большой аудитории. Избирательное запоминание или преобразование материала предполагает передачу его другому лицу, передачу материала несколько раз и на каждом шаге материал изменяется. Немножко напоминает испорченный телефон. Скажем, фразу с деталями или картину жанровую нужно описать или пересказать другому участнику. Пусть картина находится перед глазами одного испытуемого, а другой её не видит. Задача того кто видит картину – как можно подробнее описать картину, дать детальное изображение и пересказать для второго человека для того, чтобы второй пересказал третьему и так далее несколько раз.

    Провести этот опыт интересно, п.ч. результат противоречит обыденным ожиданиям. Казалось бы всё ясно в инструкции: перескажи для другого. Тем не менее, уже на втором и третьем шаге резко, быстро исчезают второстепенные детали. Перед тем как исчезнуть эти детали подчас меняют места. То, что было вверху, может оказаться внизу и т.д. Могут исчезать также и детали значимые. Скажем, стоит стол, на столе клетка, в клетке птица, к клетке тянется кошка. Так вот в пересказе даже такая деталь как кошка может исчезать и исчезает. И уже через 5-6 шагов остаётся 3-4 значимых объекта. Например, стол и клетка. А затем, сколько не пересказывай, это содержание будет уже оставаться без изменений.

    Это и есть когнитивная схема ситуации. Отражает ли она саму ситуацию? Пожалуй, нет, она её существенно огрубляет. Но одна из функций строго выполняется – схема позволяет опознать ситуацию. Если схема, прежде всего, относится к памяти, т.е. к прошлому, то следующий шаг от памяти от прошлого к будущему опыту, к воображению, к процессу предвосхищения или прогнозирования.

    У.Найссер 1981г. рассматривает схему уже не только как средство памяти, а как средство, позволяющее сформировать ожидание, точнее образ, картину ожидаемого результата действия. Схема позволяет предвосхищать. Главное, что Найссер фиксирует, что схема – это одновременно и результат и средство познания. Т.о. первоначально слово схема – это своеобразная упаковка для получения знания, которая позволяет его перерабатывать и предвосхищать.

    В наших лекциях часто используются когнитивные схемы. Если отрефлексировать наш собственный опыт по конспекту можно увидеть типовую схему 2х2. Значит, получаются четыре каких-то класса или категории, которые затем можно наполнять любым материалом, но схема остается неизменной. Схема – это ещё и форма, позволяющая работать с любым материалом. Далее, наиболее удобная схема состоит из шести единиц – двух столбцов и трех строчек. Т.о. мы, например, различали особенности житейской и научной психологии и ещё не один раз. Данная схема не просто позволяет упаковать опыт, но создать его определенное понимание. Схема включает важные различения дифференциации. Схема работает не только с памятью, но и с мышлением.

    Преобразование материала это его осмысление, понимание. И когда материал уходит в смысловую долговременную семантическую память, он осмыслен и подлежит категоризации. Наконец в каком-то смысле предел, для того чтобы строить схемы в указанном смысле. Это схема 3х3 состоящая из девяти клеток. Вспомним о Дж. Миллере , который зафиксировал объем рабочей памяти 7 +/- 2.

    И вот тогда от схемы памяти переходим к интеллектуальной схеме. В этом смысле слово схема имеет давнюю историю. В названном значении слово схема используется часто философами, скажем у Канта.

    Здесь основным именем будет имя швейцарского психолога Жана Пиаже . По сути, мы впервые знакомимся с этим автором именно в данном разделе, хотя какие-то сведения о нем уже есть. Пиаже сложнейший автор и наиболее интересный. В строгом смысле Пиаже не относится к когнитивным психологам. Он используется когнитивными психологами, но он автор совершенно самостоятельного направления.

    Познакомимся с основными понятиями Ж.Пиаже. Слово схема появляется у него не сразу, а когда понадобилось определить единицу интеллекта. Но что для Пиаже интеллект в общем виде? Два определения интеллекта. Одно определение интеллекта использует понятия из биологии, а другое – из логики. Один современный автор учебника О.К.Тихомиров в своей работе «Психология мышления» остроумно и показывает визитную карточку Пиаже как био-логическую концепцию.

    Первое определение с использованием биологических метафор. Исследователи личности тоже использовали понятие организма из биологии. Используется понятие развивающегося организма. Интеллект – это высшая форма адаптации субъекта к окружающей среде. Пиаже заметит, что среда и приспособление к ней требует её определенного отражения. В среде мы встречаем значимые для субъекта объекты или ситуации. Пиаже уточняет первое определение.Интеллект – это высшая форма равновесия между субъектом и объектом. Уточнение слова среда, словом объект требует определенного представления об объекте.

    Сначала слово схема не более как слово языка для Пиаже. Вначале он слово схема вводит, популяризует. Схема – есть представление об объекте. Заметим, что представление об объекте, зависящее от способа оперирования с ним.

    Развернутое шире определение схемы в контексте изучения интеллекта. Если интеллект это адаптация к среде, то у него есть два аспекта. И термины вновь из биологии, но с новым смыслом. Первый аспект адаптации – это ассимиляция 419 , это процесс присвоения любого материала посредством наличных, имеющихся у субъекта представлений, наличных схем. Это означает, что ассимиляция – суть такой процесс, где сами схемы не меняются, меняется материал, но представление объектов и ситуаций остаются прежними. Если представить себе человека только с ассимилятивным процессом. Это крайность, когда у человека ригидное жесткое сознание, представление не меняется, несмотря на постоянно меняющийся материал. Это будет расстройство мышления, которое Блейлер назвал аутизмом или аутистическим мышлением. Только в процессеассимиляции происходит ориентирование на внутреннее, на себя. Любая ситуация для такого условного человека будет выступать как типовая, как вообще не требующая мышления.

    Второй аспект, название второго процесса – аккомодация . Пиаже имеет в виду изменение, преобразование наличных схем при встрече с новым материалом. Вновь представим условного субъекта, у которого есть только аккомодация. В строгом смысле у такого человека вообще нет схем, п.ч. каждая ситуация представляется настолько новой, что представление о ней нужно строить заново. Такой субъект попадет в неловкое положение в том смысле, что раз нет собственных схем, значит нужно пользоваться чьей-то чужой схемой, такой субъект вынужден подражать другим, вынужден что-то имитировать. Нередко две этих условных крайности сходятся в шизофрении. Это патология, получаемая при разделении этих двух процессов.

    Подлинная схема, адекватное представление об объекте – есть равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Раз Пиаже занимается развитием интеллекта, то это равновесие не будет устойчивым. Противоречие между этими двумя процессами создает движение, благодаря которому интеллект развивается. Противоречие намечает идеал развития интеллекта.

    Второе определение интеллекта по Пиаже. Интеллект – система логико-математических операций. Каждое слово здесь требует разъяснения. Прежде всего, словосистема . И Пиаже и многие основатели когнитивной психологии испытали на себе влияние системного подхода. Идея состоит в том, что части (логические операции) взаимозависимы. Они, грубо говоря, не появляются по отдельности, а только в системе, координировано. Эти части оказываются сгруппированными в понятия и операции.

    Кстати говоря, когда мы во введении получали представление о концепции Выготского, то встречали слово система как одного из свойств высшей психической функции. ВПФ построена на материале многих функций. Каждая стадия развития интеллекта это всегда координация каких-то частей. Практическое действие, наглядное представление об объекте или логическая операция.

    Теперь к слову логическая операция . Применимо к конкретному материалу логические операции появляются далеко не сразу. А об интеллекте Пиаже хочет говорить даже тогда, когда, скажем, ребенок ещё не владеет речью. Пиаже – генетический психолог хочет найти источник логических операций и находит его в практических действиях с объектами. Эти действия уже содержат свою логику в своей разумности. Раз действия скоординированы, значит, развитие интеллекта уже началось. Логическая операция когда-то была практическим действием. Но действие внешнее, а логическое оперирование – это внутренняя работа. Логическая операция – суть интериоризованное, вращенное внутрь практическое действие.

    У Пиаже четыре этапа. Если интеллект есть в действии в логике, то эти два вида так и будут называться практический и понятийный интеллект. И тогда надо посмотреть, что такое схема объекта в этих двух видах интеллекта. Маленькие примеры из Пиаже и Выготского. Первая книга Пиаже была переведена в 1932г. и называлась «Речь и мышление ребенка», а книга Выготского вышла в1934г. и называлась «Мышление и речь». Совпадение не случайно эти книги перекликаются.

    Какова схема в практическом интеллекте. Для нас это интеллект животных, интеллект без речи. Часто исходим из того, что схема объекта образ представление о нем уже есть у животного. На перцептивной стадии можно наблюдать, как животное демонстрирует экстраполяционный рефлекс 420 . Тележка с приманкой въезжает в тоннель и собака бежит к выходу из тоннеля. Представление о приманке устойчиво. Пиаже говорит, что такая схема появляется далеко не сразу, есть процесс развития.

    От рождения до появления речи в первые полтора-два года мы найдем свидетельство того, что схема объекта пока отсутствует, нет постоянства схемы объекта, а значит, нет разумного действия с ним.

    Типовая ситуация. Ребенок в кроватке, над ним висит погремушка, ребенок дергает за шнурок и погремушка гремит. Казалось бы, есть координация, причинно-следственная связь (дернул за шнур и погремушка гремит). Но Пиаже говорит, что здесь-то схемы, пожалуй, ещё нет. Если снять погремушку и греметь рядом с ребенком, то ребенок начинает, как бы дергать за шнур по привычке. Эти два события совпадают, близки во времени, но здесь пока нет причинно-следственной связи.

    Связь появится только тогда, когда ребенок станет активно экспериментировать с объектом. Например, когда в коляске ребенок бросает объект раз за разом. Здесь происходит, говорит Пиаже, активная аккомодация схем, моторных практических схем. Ребенок каждый раз отслеживает траекторию объекта и соотносит её с выполненным движением. И здесь-то и возникают моторные схемы или моторные понятия. Не просто моторные, а сенсомоторные понятия, п.ч. у данного ребенка как у активного экспериментатора соотносится восприятие предмета и действие с ним.

    Пример из патологии. Человек с мозговым нарушением так отвечает на вопрос о предмете. Ему показывают мяч и спрашивают: «Что это такое?» И он не может опознать объект. Нет понятийной схемы. А когда мяч перед ним ударяет об пол и мяч несколько раз отскакивает, то больной сразу опознал и сказал что это мяч.

    И вот когда ребенок заговорил. Каждое слово ребенка – это потенциально представление об объекте, это схема объекта. И если подниматься к высшим формам мышления, то каждое слово суть понятие. Очевидно, что для когнитивных психологов слова – суть понятия, категориальная сеть.

    Пиаже и Выготский заметят и обогатят когнитивную психологию. Ребенок заговорил? Да, слова есть. Ребенок как может, спрашивает о словах, желая их узнать. Показывает пальцем и слушает, расширяет словарный запас. Однако, должен быть период, когда слова есть, а понятий нет. Речь уже появилась, а понятийное мышление возникнет далеко не скоро. Такой период будет иметь название у Пиаже дооперациональным .

    Можно ли тут говорить о схеме? Можно, но в широком смысле. Ведь представление об объекте всё-таки есть. Будущий понятийный интеллект, где знаковая речь используется в своей главной функции. Знак замещает, именует конкретный объект. Есть связь знак-объект. Эта связь должна появиться. А мы посмотрим на представления до понятий.

    Когда ребенок говорит, взрослый думает, что за словами ребенка стоит понятие взрослых. И тут взрослый оказывается в ситуации центризма. Здесь возможность ошибки думать о ребенке как о маленьком взрослом. Пиаже боролся с этим представлением. Он говорил о том, что ребенок – это качественно особое образование. Это он заимствовал у Л.Леви-Брюля. Была острая дискуссия о первобытном мышлении.

    Так что же стоит за словом ребенка? Понятие, будущее содержание каждого слова обладает важным качеством – это обобщение по определенным признакам. Если вы что-то обобщили в понятие, то сказали, что есть какой-то общий признак, принадлежащий всем таким объектам или ситуациям. Но сначала общего признака нет.

    И тогда как это назвать? Синкретическое образование (синкрет) 421 . За словом ребенка тоже стоит обобщение, но обобщение без объективных оснований. Синкрет – это хаос или неструктурированный набор. Когнитивный психолог едва ли будет изучать синкрет, его интересует понятие. А Пиаже использует и синкрет. В содержание синкрета входит объект, эмоциональное отношение к нему, ситуации, в которых этот объект наблюдался, люди которые при этом присутствовали и само звучание слова.

    Во второй теме введения, говоря о Фрейде, пояснялось, что было для Фрейда раннее детство 2-3 года. Этот возраст затем, когда ребенок станет взрослым, забывается. Человек начинает помнить себя с 3-4 лет. А почему спросим у когнитивных психологов? А п.ч. до этого у него нет когнитивных схем как чисто понятийных. Ребенок начинает строить эти схемы тогда, когда вступает в активный диалог с взрослым. А до этого это синкреты. Пример из Выготского. Простолюдин из далекого села приезжает в университетский город и студент рассказывает ему о звездах. Узнает о формах, о размерах об удаленности звезд и т.д. Простолюдин благодарит студента и замечает, что осталось не ясным с помощью каких стекол узнали названия звезд, как могли этого увидеть? Это признак синкретического мышления. Ребенка спрашивают, может ли собака называться коровой? Ребенок скажет, что, наверное, может. Но собака должна иметь рога и давать молоко.

    Между прочим, сегодня материал в когнитивной психологии это т.н. когнитивная психотерапия . Коротко её смысл. Он в том, что между каким-то травмирующим событием и его последствием (тревогой депрессией) есть важный переход – интерпретация события неверная. Расширяется область когнитивных схем, это теперь не только схемы упаковки, не только понятия, но это теперь и двигательные схемы и прежде всего схемы понимания ситуации, которое может быть и неверным.

    Теперь все равно верна схема или нет. Важно, что схема дает понимание или представление картины в целом. Отдельная схема как представление об объекте предполагает представление того мира, в котором действует человек. Действия в буквальном смысле. Должен быть некоторый фундамент понимания мира для его познания.

    В психологии личности говорилось об оппозиции природа / культура. В мифе такой оппозиции нет. Часто где говорят о культуре подчеркивается природная нужда и образуются аффективные комплексы. И что делается Пиаже? Он одно определение интеллекта биологическое, природное. А другое определение интеллекта относится к культуре мышления, к логике. И субъект проделывает историю, проходит сложнейший путь от природы к культуре, он развивается как природный механизм. Он вынужден приспособиться к логическим формам. Развитие интеллекта – есть своеобразное вращивание природного организма в культурную форму.

    Такое вращивание проходит не безболезненно. Поэтому не всегда удается в терапевтических концепциях. Но Пиаже показал адекватный путь от природы к культуре.

    Что такое когнитивная карта, каким образом была исследована, чем она характеризуется и какую роль играет в психической жизни человека - об этом в статье.

    Что такое когнитивные карты?

    Человек, адаптируясь в мире, активно преобразовывает его и развивает в себе те необходимые качества и модели поведения, которые помогут ему успешно существовать. Все происходящее, с чем взаимодействует субъект и что он преобразовывает, становится основой для появления у него образов своего пространственного окружения. Этот образ и есть когнитивная карта. Как и сам человек, карта субъективна и отображает присущие только ему координаты и взаимное расположение предметов в одной картине.

    Когнитивная карта (или когнитивная схема) имеет свои пространственные координаты (верх, низ и т. д.), в которых расположены предметы. Карта имеет огромное значение для человека, позволяя ему ориентироваться в пространстве, ставить цель и достигать ее. Практическая деятельность человека была бы очень затруднена или даже невозможна без представления обстановки, в которой он действует.

    Когнитивная карта складывается не только у взрослых с развитой речью и способностью к самонаблюдению. Маленькие дети по мере обследования места проживания могут ориентироваться в нем без посторонней помощи. Мало того, такое качество присуще животным, что было открыто в процессе экспериментальной работы с ними психологов.

    История происхождения понятия

    Понятие "когнитивная карта" было предложено американским психологом Э. Толменом. Это произошло в конце 40-х годов ХХ века. В своем труде "Когнитивная карта у крыс и человека" он изложил результаты исследований, посвященных данному явлению. Так, психолог заметил, что крысы, помещенные в лабиринт и нашедшие из него выход к кормушке, могут повторить тот же путь вплавь. Таким образом, они действуют согласно внутренней карте, схеме движения.

    Такая схема складывается у существ, наделенных психикой, на основании предшествующего опыта. Она состоит из маршрутов, взаимосвязей элементов окружающей среды, которые в дальнейшем влияют на поведение человека или животного. Исследователь считал, что у подопытных крыс формировалась именно картина, система связанных элементов, а не простое запоминание цепи необходимых действий. Чтобы создать мысленный аналог физической карты, Толмен предлагал закрыть глаза и представить, сколько окон находится в известной комнате.

    Карты теории Толмена следует понимать как непосредственные, метафорические и отличать их от знаковых систем, созданных человеком, которыми тот пользуется.

    Некоторые детали исследования

    Исследования показали несколько характерных тенденций в формировании когнитивных карт:

    • тенденция переоценивать знакомые расстояния и недооценивать плохо известные;
    • тенденция выпрямлять незначительно искривленные пути;
    • тенденция приближать пересеченные пути к перпендикулярным.

    Такие искажения, к примеру, приводят к тому, что расстояние между населенными пунктами в пределах одной страны кажется меньшим, нежели между пунктами, находящимися в разных странах. Даже если расстояние между ними одинаковое.

    Когнитивная теория

    Теория и практика когнитивной психологии, к которым относится и теория когнитивных карт Толмена, как самостоятельное направление в психологии возникли в 60-х годах прошлого века. Мир психологии благодаря этому учению был дополнен знаниями о том, что психика - это совокупность когнитивных (познавательных) операций. Психологи-когнитивисты и сейчас работают над изучением психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания и др.)

    Когнитивная теория имеет свой исследовательский подход и практику терапии. Так, когнитивные психотерапевты считают, что все деструктивные процессы психологического характера у человека возникают по причине нарушения процессов познания и самопознания. Например, страдающий депрессией человек, отвечая на вопросы: "Кто я?", "Какое у меня будущее?", будет давать исключительно пессимистические, самоуничижительные ответы. Поэтому работа когнитивиста с ним будет направлена на исправление таких мыслительных моделей, которые влияют на эмоциональное состояние пациента.

    Примеры когнитивных карт

    Теория когнитивных карт выделяет два их вида:

    • карту-путь как определенный маршрут, состоящий из последовательных пунктов и связанных элементов;
    • карту-обозрение как одновременное представление существующих объектов в пространстве.

    По мере развития человек совершенствует свои когнитивные карты, что помогает ему собирать, хранить и воспроизводить информацию о пространственном расположении вещей. Такие процессы интересуют ученых многих наук, поскольку когнитивные карты в определенном смысле контролируют воображение человека и, по сути, им же и являются.

    Самым ярким примером "работы" когнитивных карт является дорога путешественника, который следует не по маршруту географической карты, а по внутреннему ориентиру. При этом странник складывает в своем воображении свою схему маршрута, опираясь на какие-то запоминающиеся детали внешнего мира (деревья, вывески, указатели и прочее). Благодаря такому процессу даже по прошествии времени человек может "видеть" пройденный путь и его особенности.

    Когнитивная карта (англ. cognitive тар) - субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. Когнитивная карта играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. Когнитивная карта есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т.е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что Когнитивная карта различных уровней (карта города, карта района и т.д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т.П. Зинченко)

    Добавление ред .: Когнитивная карта - метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э.Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции... будет в конечном счете осуществлять животное».

    Чтобы не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен , следовало бы назвать «непосредственными» (или «натуральными»), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных) репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. (Б. М.)

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Когнитивная карта (от лат. cognitio - знание, познание) - образ знакомого пространственного окружения. К. к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К. к. различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета).

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Когнитивная карта - термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. Толмен утверждал, что у животного скорее формируется система пространственных связей – когнитивная "карта", чем просто происходит заучивание цепи внешних реакций. В качестве доказательства приводились результаты экспериментов на научение ориентации в пространстве и латентное научение. Понятие о пространственных представлениях заключается в том, что мысленный аналог настоящей карты кажется довольно очевидным. Все, что субъект должен сделать для того, чтобы оценить феноменологическую реальность воображаемой "карты" физического пространства, это закрыть глаза и ответить на вопрос: "Сколько окон у меня в доме?". Независимо от того, имеется ли такая карта у крыс, это понятие является общим для всех психических процессов человека.

    cognitio - знание, познание) - образ знакомого пространственного окружения.

    Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета). Это - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.

    Когнитивное моделирование

    Методология когнитивного моделирования, предназначенная для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях, была предложена Аксельродом . Она основана на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включает: - методологию структуризации ситуации: модель представления знаний эксперта в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (F, W), где F – множество факторов ситуации, W – множество причинно-следственных отношений между факторами ситуации; - методы анализа ситуации. В настоящее время методология когнитивного моделирования развивается в направлении совершенствования аппарата анализа и моделирования ситуации. Здесь предложены модели прогноза развития ситуации; методы решения обратных задач

    Происхождение термина

    Термин предложен в в работе американского психолога Э. Толмена "Когнитивные карты у крыс и человека".

    Ссылки

    • Максимов В.И., Корноушенко Е.К., Качаев С.В. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Когнитивная карта" в других словарях:

      когнитивная карта - (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. К. к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К. к. различной степени общности,… …

      Субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту… … Психологический словарь

      КОГНИТИВНАЯ КАРТА - Термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. Толмен утверждал, что у животного скорее формируется система пространственных связей – когнитивная карта, чем просто… … Толковый словарь по психологии

      - (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

      Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться… … Википедия

      Направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия

      Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

      карта когнитивная - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта… … Большая психологическая энциклопедия

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

      - (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия

    Книги

    • Идентичность. Личность, общество, политика , Семененко Ирина Станиславовна, Самаркина И. В., Фадеева Л. А.. В фокусе внимания авторов энциклопедического издания - понятие идентичности и его использование в современном научном и политическом дискурсах. Дана оценка когнитивного потенциала концепта…