Программа "ритмика и хореография" в кадетских классах. Хореография в кадетском корпусе «Виктория» как средство гармонизации развития личности обучающихся Программа по хореографии для кадетских корпусов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа.

Танец - форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Развитие современного общества настолько стремительно, что подростки обращают внимание на окружающую их среду, реагируя на отношения общества эмоционально. Проявляя свои яркие эмоции в танце, дети получают заряд энергии в своих выступлениях перед родными и близкими им людьми.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Танцевальный материал дается в элементах и движениях, разучивается по правилам школы классического, народного и бального танца. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.

Актуальность

Данная программа актуальна в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Бальные танцы обязательно входят в воспитательную программу для кадетских классов.

Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.

В школе проходит ежегодный, уже традиционный «Кадетский бал», где дети принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из задач программы является подготовка детей к «Кадетскому балу».

Педагогическая целесообразность программы

На занятиях по программе «Хореография для кадетских классов» происходит массовое обучение основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии.

Освоение программы не ограничивается только конкурсными бальными танцами, так как все танцы, входящие в понятие «бальная хореография», имеют в образовательном процессе равные права, и настаивать на приоритете одного вида бальной хореографии (классического, народно-характерного, историко-бытового, спортивного и др.) является некорректным. Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и искусству других народов.

Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией. Обучающиеся уже имеют навыки хореографии, поэтому в программу включена только постановочная деятельность и воспитательная работа.

Цель программы - формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры.

Задачи:

Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;

Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;

Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;

Обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;

Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами бального танцев, воспитать культуру движения.

Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений;

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий;

Принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения);

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

В программе выделены следующие направления:

Развитие физических способностей детей;

Приобретение танцевально-ритмических навыков;

Работа над танцевальным репертуаром;

Музыкально-теоретическая подготовка;

Теоретико-аналитическая работа;

Концертно-исполнительская деятельность.

Методы контроля и управления образовательным процессом. Наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хореографического кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах; открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках; организация и проведение конкурсов; участие пар в конкурсных программах разного уровня.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.

Формами педагогического контроля являются итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе урока, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.

Оценивая результат практической работы, а именно выступления обучающихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.

Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:

Входной - педагогическое наблюдение, собеседование с детьми и родителями, беседа с воспитателем (или учителем - классным руководителем);

Промежуточный – показательные выступления, участие в концертах и конкурсах;

Итоговый - творческий отчёт в форме контрольного урока или концерта.

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся , где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

Максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных, районных конкурсов);

Средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок (участвует в смотрах, конкурсах на уровне Дома детского творчества, посёлка, школы);

Минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях (участвует в конкурсах на уровне коллектива).

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.

Состав участников – 14 - 16 человек.

Процесс реализации программы предусматривает 2 ступени обучения.

I ступень – 5-6 класс – базовый уровень.

II ступень – 7-9 класс – основной уровень

Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий, встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации программы «Хореография для кадетских классов» обучающиеся должны знать:

Позиции классического танца;

Основные виды бальных танцев;

Базовые фигуры бальных танцев.

Обучающиеся должны уметь:

Точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;

Артистично двигаться под музыку;

Создавать композиции из базовых фигур.

В процессе занятий бальными танцами должны быть освоены следующие понятия музыкальной грамоты: музыка – ритмическая и эмоциональная основа танца. Связь музыки и моторных реакций человеческого тела. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Звук как наименьший строительный элемент музыкальной речи. Музыкальный звук и его основные свойства: высота, сила, тембр и длительность. Музыкальная фраза, предложение и тема. Расчлененность и связность музыкальной речи. Мелодический рисунок. Динамика как одно из важнейших средств выразительности в танцевальной музыке, «динамичный ритм». Мелодия и аккомпанемент. Соответствие пластики с мелодией в одних танцах или с ритмом в других. Зависимость пластики изучаемых танцев от мелодии, ритма и темпа музыки. Музыкальная тема и художественный образ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ

    Введение.

Тема: Вводное занятие:

Анкетирование детей.

Тема: Техника безопасности:

Тема: Начальная диагностика:

2. Марш. Перестроения.

Тема: Изучение основ марша:

Основной шаг на месте;

3. Основы танца падеграс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Тема: Ориентирование в пространстве:

Тема: Изучение основ танца:

Основной шаг по линии танца;

Основной шаг в сторону.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца падеграс.

4. Основы танца полонез.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Основное движение вперед;

- «обходка»;

Балансе вперед.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца полонез.

5. Основы танца ча-ча-ча.

Тема: Тема: Основы музыкальной:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Перенос веса с ноги на ногу, выгибая колено назад, делая тазом восьмерку;

Открытое шассе влево - вправо (таймстеп);

Основное движение без поворота и с поворотом влево;

- «Чек»;

Рука к руке;

Полный поворот направо и налево;

Локк шассе вперед и назад;

Ронд шассе;

Хип твист шассе.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца ча-ча-ча.

9. Танец венский вальс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Правый развернутый квадрат;

Левый развернутый квадрат с закрещиванием;

Перемены с П.Н. и с Л.Н;

- «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»;

Правый поворот;

Левый поворот.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка танца венский вальс.

10. Итоговая диагностика.

Тема: Отчетный концерт:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОЙ СТУПЕНИ

    Введение.

Тема: Вводное занятие:

Анкетирование детей.

Тема: Техника безопасности:

Инструктаж по технике безопасности.

Тема: Начальная диагностика:

Выявление уровня ЗУН, который имеют дети.

2. Марш. Перестроения.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика марша.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений.

Тема: Изучение основ марша:

Основной шаг на месте;

Основной шаг по линии танца;

Основной шаг в перестроениях.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта перестроений.

3. Основы танца падеграс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

4. Основы танца полонез.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Отработка основных движений танца.

5. Основы танца самба.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Небольшие приседания на 1 и 2 ударах, после подъема на «и» ноги вместе;

Основное движение с правой и с левой ног;

Виск направо и налево;

Ход на месте с правой и с левой ног;

Ход самбы по одному;

Променадный ход в парах;

Корта джака с П.Н. вперед и с Л.Н. назад;

Поступательная бота фого лицом и спиной;

Вольта направо и налево.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца самба.

6. Основы танца ча-ча-ча.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Отработка основных движений танца.

7. Основы танца танго.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Ход вперед по маленькому кругу, поворачиваясь влево;

- «Левый квадрат» (корте вперед и назад);

- «Большой левый квадрат»;

- «Левый развернутый квадрат»;

- «Левый открытый развернутый квадрат»;

- «Левый развернутый квадрат назад»;

- «Левый открытый развернутый квадрат назад»;

- «Рок» (покачивание вперед и назад).

- «Поступательный боковой шаг».

- «Ход».

- «Рок-поворот».

- «Корте назад».

- «Поступательное звено».

- «Закрытый променад».

- «Основной левый поворот».

- «Открытый променад».

- «Форстеп».

Фор стэп;

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка танца танго.

8. Медленный вальс:

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься;

Шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижения);

То же с левой ноги;

Шаг в сторону с правой ноги, подтягивая левую ногу, с опусканием и подъемом;

То же с Л.Н.;

- «Правый квадрат»;

- «Левый квадрат»;

- «Большой правый квадрат»;

- «Большой левый квадрат».

9. Танец венский вальс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Отработка основных движений танца.

10. Итоговая диагностика.

Тема: Контрольное занятие: -проверка ЗУН детей.

Тема: Отчетный концерт:

Демонстрация изученных танцевальных композиций.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Раздел

Тема

Количество часов

1 ступень

2 ступень

теория

практика

всего

теория

практика

всего

Введение

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Начальная диагностика

Марш. Перестроения.

Изучение основ танца

Основы танца падеграс

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца полонез

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца самба

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца ча-ча-ча

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца танго

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца медленный вальс

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца венский вальс

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции.

Итоговая диагностика

Контрольное занятие

Отчетный концерт

Итого:

КОНТРОЛЬНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Режим занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Формы занятий:

- беседа , на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают основные элементы танцевальной композиции.

- занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

- выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Одним из ведущих приёмов обучения танцам детей является демонстрация педагогом манеры исполнения.

Каждое занятие строится по схеме:

экзерсис на середине;

разучивание новых элементов и комбинаций;

повторение пройденного материала;

анализ занятия;

задание на дом.

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка и их способностей.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных школьных праздников, важнейших событий текущего года. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года и предусматривает:

    подведение итогов деятельности каждого ученика, награждение наиболее успешных и результативных;

    итоговую рефлексию «Чему я научился за год»;

    выступление на выпускном бале.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмом, динамикой, отшлифовывается исполнительская манера каждого исполнителя.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. Наличие специального кабинета (актовый зал).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

8. Записи выступлений, концертов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Альфонсо, П. К. Искусство танца фламенко/ П. К. Альфонсо. – М.: Искусство, 1984.

    Бальные танцы / ред. М. Жиламене. – Рига, 1954.

    Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996.

    Бекина С. И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.

    Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.

    Боттомер, Б. «Уроки танца» / Б. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003.

    Г. Говард «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.

    Динниц Е. В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

    Кауль Н. «Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.

    Кнорова Е.В. Танцевальные кружки для старших школьников / Е. В. Кнорова, В. Н. Светинская – М.: Академия пед. наук, 1958.

    Лерд У. «Техника Латиноамериканского бального танца», «Артис», М. 2003 г.

    Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А. Михайлова, Е. В. Воронина. – Ярославль, 2000.

    Пересмотренная техника европейских танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина – СПб., 1993.

    Пересмотренная техника латиноамериканских танцев / пер. с англ. и ред. Ю . Пина СПб ., 1993.

    Подласый И. П. «Педагогика: В 2 кн.», «Владос», 2003 г.

    Реан А. А. и др. «Психология и педагогика», «Питер», 2004 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Браиловская Л. В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2003 г.

2. Ермаков Д. А. «Танцы на балах и выпускных вечерах», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

3. Ермаков Д. А. «От фокстрота до квикстепа», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

4. Ермаков Д. А. «В вихре вальса», ООО «Издательство АСТ», 2003 г.

5. Рубштейн Н. «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М.,2000 г.

Хореография в кадетском корпусе «Виктория» как средство гармонизации развития личности обучающихся

Особенно ярко образцы поведения, взаимоотношений предоставляют нам бытовые танцы различных эпох. Каждая историческая эпоха имеет свои бытовые танцы. Стиль бытовой хореографии во многом определяется условиями жизни людей, моралью и этикетом общества. Бытовой танец даёт возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоёв общества той или иной эпохи.

Еще в эпоху Екатерины II в кадетских корпусах особое внимание уделялось развитию музыки и танца. В такой атмосфере воспитывалось и обучалось «благородное юношество» - будущий свет российского офицерского корпуса. В XIX веке бальный танец в России занимает прочное место в программе воспитания: преподавание ведется во всех крупных учебных заведениях, окончательно формируется русская школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей

Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение.

. Целью занятий является формирование художественно-эстетических, творческих, исполнительских способностей, приобщение учащихся к культурным российским традициям и достижениям общемировой культуры

Задачи :

1 . дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;

2 . использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

3 . использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма , организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

4 . увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Педагогический процесс строится таким образом, чтобы учащиеся приобретая знания, овладевая навыками и умениями танцевальной деятельности одновременно формировали мировоззрение. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают воздействие на физическое развитие и способствуют росту их общей культуры.

Вот уже несколько лет в кадетском корпусе «Виктория» успешно развивается ансамбль танца «В вихре вальса», руководителем которого я являюсь. Мною разработана школьная программа по хореографии «Основы танцевального искусства» в системе дополнительного образования кадетского корпуса «Виктория».

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, выделены движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющие на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающим хореографическими способностями.

Основой программы было определено изучение образцов историко-бытовой хореографии. Каждый танец,(«Полонез», «Мазурка», «Полька», «Фигурный вальс», «Павана», «Русский лирический» и др.), включённый в программу, знакомит учащихся с историей и географией его возникновения, укладом и обычаями, характером и темпераментом народа, его придумавшего. Образцы историко-бытового танца расширяют знания, полученные на уроках истории, сведениями об истории костюма и причёске, этикете, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

Ансамбль танца «В вихре вальса» - постоянный участник всех школьных мероприятий, различных праздников, родительских собраний: «День Матери», «День кадета», «День защитников Отечества», «День открытых дверей» и др. Мои воспитанники регулярно принимают участие в городских творческих конкурсах, становятся победителями и дипломантами (г. г.).

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.

Рабочая учебная программа

по предмету «Ритмика и хореография» в кадетских классах

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка………………………………………………………………3 стр.

Календарно-тематическое планирование. …………………………………………5 стр.

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………...……………...8 стр.

График практической части рабочей учебной программы…….…………………..9 стр.

Результативность усвоения программного материала……………………………..9 стр.

Список литературы для учителя ……………………………………………...……..10 стр.

Перечень WEB -сайтов для дополнительного образования по предмету………….10 стр.


I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на пять лет обучения. Исходя из учебного плана, на предмет «Ритмика и хореография» отведено 34 часа. По расписанию занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 1 и 5 классах.


Программа «Ритмика и хореография» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по пятый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Ритмика положительно влияет на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения

Программа с 1 по 5 год обучения содержит следующие разделы:

В программу включены элементы историко-бытового танца, танцевальный материал наиболее значимых жанров хореографии: элементы классического, народного, современного танца, ритмика, бальные танцы, элементы музыкальной грамоты, повторение элементов танца по программе для 4 класса.

Высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг, шаг с носка, шаги с остановкой, ходьба на полупальцах, ходьба с высоким подниманием колена. Лёгкие подскоки, прыжки, галоп. Повороты по диагонали, крутки, упражнения на концентрацию внимания, работа в паре, обучение навыкам благородного, вежливого обращения к партнеру. Введение элементов танца для 5-го класса с кадетским уклоном. Пластика и фигуры медленного вальса. Вальсовый «променад». Шаг и фигуры Полонеза. Схема и фигуры фигурного вальса Элементы современных бальных танцев. Шаги Джайва. Шаги Ча-ча-ча». Схема и фигуры «Гусарской польки». Элементы Рок-н-ролл.

Цель и задачи образовательной программы по ритмике и хореографии.

Основнаяцель программы – продолжать развивать эстетические способности подрастающего поколения через хореографию. Приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.

Учебно-музыкальные задачи:

· опираться в обучении на основные принципы педагогики;

· продолжать учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;

· продолжать прививать детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально - двигательные, художественно – творческие).

· формировать у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

  • Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
  • развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, координации, гибкости);

· развитие коммуникативных качеств обучающихся;

· воспитание у кадетов эстетического, эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитие музыкальности, чувства ритма, внутреннего слуха

· развитие исполнительских способностей, двигательной активности, координации движений, ориентации в пространстве, музыкальности, выразительности в исполнении движений, способности самостоятельно оценивать хореографическое произведение;

· воспитание дисциплинированности, самостоятельности, выдержки, творческой активности, культуры общения и уважительного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности, привитие художественного вкуса.

  • Воспитание организованной, гармонически развитой личности;
  • Развитие артистичности, умению быть раскрепощенными;
  • Дать представления о сюжетной линии танца, о правильности соединении движений;
  • Дать основы историко-бытового, бального танцев.

Развивающие задачи:

· продолжать развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

· отработка координации движений, быстроты реакции, приобретенных на 5-ом году обучения;

· обогащать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;

· развивать фантазию, способность к импровизации;

· развивать артистизм, умение исполнять бальные и историко-бытовые танцы;

· уделить особое внимание воспитанию у кадет общей культуры, эстетической воспитанности, физической выносливости и стойкости.

Оздоровительные:

· укрепление различных групп мышц, развитие всех систем организма (дыхательной, сердечно - сосудистой, и др.);

· профилактика нарушения осанки и искривления позвоночника, воспитание правильной осанки;

  • Формирование красивой осанки, выразительности, пластики движений и жестов в танцах, играх, различных танцевальных комбинациях;

· формирование правильного свода стопы, профилактика плоскостопия.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов, позволяющих уважать и принимать духовные и их культурные ценности;

· продолжить работу по сплочению коллектива, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;

· принимать участие в концертной жизни школы

  • воспитание и развитие у кадетов личностных качеств;
  • формирование и развитие чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание программы направлено на воспитание творческих компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения, способы познавательной и предметной деятельности.

II КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету ритмика и хореография

Класс 5

Учитель: Карамаликова Светлана Ильинична

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час;

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

1 четверть

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Вальс: основной шаг. Разучивание движений к танцу «Фигурный вальс»

Балансе (разучивание движения вальса). Разучивание движений к танцу «Фигурный вальс».

Правый поворот вальса. Разучивание движений к танцу «Фигурный вальс».

Вальсовая дорожка. Разучивание движений к танцу «Фигурный вальс».

Левый поворот вальса. Постановка танца «Фигурный вальс»

Элементы народного экзерсиса:

demi - plie и gran - plie За одну руку. Постановка танца «Фигурный вальс».

battement tendu с сокращением стопы, с переводом стопы на каблук – носок, на вытянутой ноге, и с полуприседанием. За одну руку. Постановка танца «Фигурный вальс».

Зачетный урок.№1

battement gete исходная 3-я позиция на вытянутой ноге и на - demi - plie . За одну руку Разучивание движений к новогодним танцам.

grand battement gete по 3-й позиции крестом. За одну руку. Разучивание движений к новогодним танцам

passe - подготовка к веревочке. С работой руки. Постановка новогодних танцев.

«Верёвочка». С работой руки. Постановка новогодних танцев.

Закрепление изученного материала.

Зачетный урок.№2

История возникновения «Вальса».

«Венский вальс». Музыкальный размер ¾.

Правая перемена вальса в паре Разучивание основного движения к танцу «Падеграс»

Правая перемена вальса в паре Разучивание основного движения к танцу «Венский вальс»

Левая перемена вальса в паре. Разучивание основного движения к танцу «Венский вальс»

Левая перемена вальса в паре Разучивание основного движения к танцу «Венский вальс»

Балансе. Комбинация балансе с поворотом вальса в сторону на середине зала.

Комбинация балансе с поворотом вальса в сторону в паре по кругу

манера исполнения, характер. Разучивание основного движения к танцу «Венский вальс»

Променад, поворот под рукой. Разучивание основного движения к танцу «Венский вальс»

Рисунок. (рисунки к танцу Разучивание основного движения к танцу «Венский вальс»)

Постановка танца «Венский вальс»

Закрепление изученного материала .

Зачетный урок.№3

Разучивание движений к танцу «Гусарская полька». Постановка танца

Разучивание движений к танцу «Гусарская полька». Постановка танца

Разучивание движений к танцу «Гусарская полька». Постановка танца.

Разучивание движений к танцу «Гусарская полька». Постановка танца.

Закрепление изученного материала.

Открытый урок.

3 Содержание учебной программы

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся:

  • продолжать учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями;
  • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку;
  • выполнять упражнения на гибкость, пластичность в определённом ритме и темпе;
  • легко, естественно и непринуждённо выполнять все игровые и плясовые движения;
  • ощущать смену частей музыкального произведения;
  • исполнять танцевальные ходы с одновременной работой рук (переменный шаг вперед, назад, шаг на полупальцах) в умеренном и быстром темпе;
  • перестраиваться из одной фигуры в другую фигуру, знать названия этих фигур;
  • исполнять движения в комбинации;
  • уметь двигаться и определять характер музыки;
  • уметь импровизировать на заданную педагогом тематику.

Раздел « Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально - ритмические задания по слушанию, художественное и выразительное исполнение музыки,слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела продолжают развивать и обогащать музыкальность: формируют музыкальное восприятие, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувства ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определить ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.

Использование элементов ритмики и хореографии способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Раздел «Элементы классического, народного, эстрадного и бального танца».

Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработке координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Упражнения по народно — сценическому танцу изучаются в небольшом объёме: включают в себя тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ являются неотъемлемой частью современной хореографии, поэтому включены в программу «ритмика – хореография» для обучающихся в кадетском направлении.

Бальные танцы имеют огромное положительное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Регулярные физические упражнения, которые укрепляют разного рода мышцы ребенка это особенно важно, потому что это касается процесса роста. Так же бальные танцы тренируют память учащихся, помогут выработать в ребенке чувство танца, пластику, координацию движения и раскрепостят его, что в будущем позволит избежать многих комплексов.

Бальные танцы прививают культуру и эстетический вкус, с первых выступлений педагог учит детей красиво одеваться и быть аккуратными.

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ представляет собой переработку народного танцевального материала и отражает особенности определенной эпохи или среды. Историко-бытовой танец развивает важную осанку медленную размеренную поступь, а также благородство. Знания историко-бытовых танцев имеют большое значение в развитии кадетов и будущих офицеров и одновременно являютсясредством расширения познавательных возможностей обучающихся.

Раздел «Этюды и постановочная работа» включает народные, эстрадные, бальные, историко-бытовые и детские сюжетные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте.

4 Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.

· личностные результаты - сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.

· метапредметные результаты – умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; допу скать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;

· предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

V . ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является учет, проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Для отслеживания этих результатов предусмотрена диагностика, которая проводится в 2 этапа:

  • входящий контроль;
  • итоговый контроль.

Цель контроля:

  • входящего - диагностика начального уровня хореографических способностей обучающихся;
  • итогового — определение уровня усвоения программного материала.

Необходимо обращать внимание на внешние сценические данные обучающегося, а также проводить проверку их профессиональных физических данных, состояние стоп, координацию движений, музыкально - ритмическую координацию. Используя этот метод, определяются уровни подготовленности обучающихся.

Результаты работы обучающихся можно увидеть на открытых уроках, отчётном концерте и т. д.

8.Г.Власенко. Танцы народов Поволжья.


Программа рассчитана на 2 года обучения.

Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.

Состав участников – не более 20 человек.

Процесс реализации программы предусматривает 2 ступени обучения.

I ступень – 5-6 класс – базовый уровень.

II ступень – 7-9 класс – основной уровень

Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий, встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

«Хореография для кадетских классов»

разработана в 2012 году

для обучающихся 5-9 классов (от 10 до 15 лет)

Срок реализации – 2 года

по дисциплине «Хореография»

Лесогорск – 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία - танец, хоровод и γράφω - пишу) - танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

Танец - форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Развитие современного общества настолько стремительно, что подростки обращают внимание на окружающую их среду, реагируя на отношения общества эмоционально. Проявляя свои яркие эмоции в танце, дети получают заряд энергии в своих выступлениях перед родными и близкими им людьми.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Танцевальный материал дается в элементах и движениях, разучивается по правилам школы классического, народного и бального танца. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.

Новизна программы

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Мастерство историко-бытового танца» Москва 2005г., «Бальный танец» Стороборова С. Г. 1996г. и др. Все перечисленные программы имеют свою ценность, но их содержание носит краткий, сжатый характер либо наоборот, предусматривает более углубленное изучение, что не соответствует условиям массовой школы. В данной программе представлен особый, более широкий комплексный подход к реализации цели и задач обучения, увеличен раздел хореографической подготовки. Обучающиеся овладевают навыками основополагающего принципа синтетического танцевального искусства, включая детальную предварительную работу с музыкальным материалом. Представленная программа «Хореография для кадетских классов» является авторской и разработана для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы в возрасте 10-15 лет с учетом их возрастных возможностей и способностей.

Актуальность

Данная программа актуальна в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Бальные танцы обязательно входят в воспитательную программу для кадетских классов.

Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.

В нашей школе проходит ежегодный, уже традиционный «Кадетский бал», где дети принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из задач программы является подготовка детей к «Кадетскому балу».

Педагогическая целесообразность программы

На занятиях по программе «Хореография для кадетских классов» происходит массовое обучение основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии.

Освоение программы не ограничивается только конкурсными бальными танцами, так как все танцы, входящие в понятие «бальная хореография», имеют в образовательном процессе равные права, и настаивать на приоритете одного вида бальной хореографии (классического, народно-характерного, историко-бытового, спортивного и др.) является некорректным. Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и искусству других народов.

Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией. Обучающиеся уже имеют навыки хореографии, поэтому в программу включена только постановочная деятельность и воспитательная работа.

Цель программы - формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры.

Задачи:

Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;

Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;

Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;

Обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;

Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами бального танцев, воспитать культуру движения.

В течение года следует стимулировать занятия обучения бальному танцу. Для этого целесообразно информировать танцевальные дуэты об их рейтинге в классе, школе, городе, республике. Роль информатора с успехом могут выполнять стенгазеты, фотогазеты, брошюры, буклеты и т.д. Хорошей традицией является награждение в конце каждого учебного года танцевальных пар по различным номинациям (самая результативная пара; самая техничная пара; самая обаятельная пара и т.д.) с последующим концертом или конкурсом с участием всех классов.

Истоки бального танца – в массовых социальных танцах. Социальные танцы делятся на две группы: дуэтные и линейные (исполняемые танцорами по одному, стоя, в линию). Эти группы танцев также являются материалом для проведения учебных конкурсов и подготовки концертных номеров.

В процессе реализации программы необходимо приобщить обучающихся к посещению концертов лучших хореографических коллективов, работающих в других жанрах хореографии.

Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений;

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий;

Принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения);

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

В программе выделены следующие направления:

Развитие физических способностей детей;

Приобретение танцевально-ритмических навыков;

Работа над танцевальным репертуаром;

Музыкально-теоретическая подготовка;

Теоретико-аналитическая работа;

Концертно-исполнительская деятельность.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хореографического кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах; открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках; организация и проведение конкурсов; участие пар в конкурсных программах разного уровня.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.

Формами педагогического контроля являются итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе урока, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.

Оценивая результат практической работы, а именно выступления обучающихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.

Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:

Входной - педагогическое наблюдение, собеседование с детьми и родителями, беседа с воспитателем (или учителем - классным руководителем);

Промежуточный – показательные выступления, участие в концертах и конкурсах;

Итоговый - творческий отчёт в форме контрольного урока или концерта.

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

Максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных, районных конкурсов);

Средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок (участвует в смотрах, конкурсах на уровне Дома детского творчества, посёлка, школы);

Минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях (участвует в конкурсах на уровне коллектива).

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.

Состав участников – не более 20 человек.

Процесс реализации программы предусматривает 2 ступени обучения.

I ступень – 5-6 класс – базовый уровень.

II ступень – 7-9 класс – основной уровень

Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий,

встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации программы «Хореография для кадетских классов» обучающиеся должны знать:

Специальную лексику;

Позиции классического танца;

Основные виды бальных танцев;

Базовые фигуры бальных танцев.

Обучающиеся должны уметь:

Точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;

Артистично двигаться под музыку;

Создавать композиции из базовых фигур.

В процессе занятий бальными танцами должны быть освоены следующие понятия музыкальной грамоты: музыка – ритмическая и эмоциональная основа танца. Связь музыки и моторных реакций человеческого тела. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Звук как наименьший строительный элемент музыкальной речи. Музыкальный звук и его основные свойства: высота, сила, тембр и длительность. Музыкальная фраза, предложение и тема. Расчлененность и связность музыкальной речи. Мелодический рисунок. Динамика как одно из важнейших средств выразительности в танцевальной музыке, «динамичный ритм». Мелодия и аккомпанемент. Соответствие пластики с мелодией в одних танцах или с ритмом в других. Одночастная и двухчастная формы. Понятие о метре (музыкальном размере). Двух- трех- и четырехдольные метры – основные музыкальные размеры танцевальной музыки. Длительности: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16; сильные и слабые доли. Затакт. Синкопа. Темп, ритм, ритмический рисунок. Легато, стаккато. Инструментовка (оркестровка), аранжировка. Зависимость пластики изучаемых танцев от мелодии, ритма и темпа музыки. Музыкальная тема и художественный образ.

Тема

Количество часов

1 ступень

2 ступень

Введение

Основы танца падеграс

Основы танца полонез

Основы танца самба

Основы танца ча-ча-ча

Основы танца джайв

Основы танца танго

Основы танца медленный вальс

Основы танца венский вальс

Итоговая диагностика

  1. Введение.

Тема: Вводное занятие:

Анкетирование детей.

Тема: Техника безопасности:

Тема: Начальная диагностика:

2. Основы танца падеграс.

Тема: Изучение основ танца:

Основной шаг по линии танца;

Основной шаг в сторону.

Постановка упрощенного варианта танца падеграс.

3. Основы танца полонез.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Основное движение вперед;

- «обходка»;

Балансе вперед.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца полонез.

5. Основы танца ча-ча-ча.

Тема: Тема: Основы музыкальной:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Перенос веса с ноги на ногу, выгибая колено назад, делая тазом восьмерку;

Открытое шассе влево - вправо (таймстеп);

Основное движение без поворота и с поворотом влево;

- «Чек»;

Рука к руке;

Полный поворот направо и налево;

Локк шассе вперед и назад;

Ронд шассе;

Хип твист шассе.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца ча-ча-ча.

9. Танец венский вальс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Правый развернутый квадрат;

Левый развернутый квадрат с закрещиванием;

Перемены с П.Н. и с Л.Н;

- «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»;

Правый поворот;

Левый поворот.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка танца венский вальс.

10. Итоговая диагностика.

Тема: Отчетный концерт:

  1. Введение.

Тема: Вводное занятие:

Анкетирование детей.

Тема: Техника безопасности:

Инструктаж по технике безопасности.

Тема: Начальная диагностика:

Выявление уровня ЗУН, который имеют дети.

2. Основы танца падеграс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

3. Основы танца полонез.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Отработка основных движений танца.

4. Основы танца самба.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Небольшие приседания на 1 и 2 ударах, после подъема на «и» ноги вместе;

Основное движение с правой и с левой ног;

Виск направо и налево;

Ход на месте с правой и с левой ног;

Ход самбы по одному;

Променадный ход в парах;

Корта джака с П.Н. вперед и с Л.Н. назад;

Поступательная бота фого лицом и спиной;

Вольта направо и налево.

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца самба.

5. Основы танца ча-ча-ча.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Отработка основных движений танца.

6. Основы танца джайв.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Открытое шассе направо и налево;

Открытое шассе вперед и назад;

То же делая вместо шассе локк;

Два шассе вперед – два шассе назад;

Болл чейндж;

Свивлы с носка на каблук, держась за опору;

- «Рок с ЛН, с ПН».

- «Променадное звено».

- «Променадное окончание».

- «Правый твист поворот».

- «Мини файвстеп».

- «Файвстеп».

- «Левый поворот на поступательном боковом шаге».

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка упрощенного варианта танца джайв.

7. Основы танца танго.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Ход вперед по маленькому кругу, поворачиваясь влево;

- «Левый квадрат» (корте вперед и назад);

- «Большой левый квадрат»;

- «Левый развернутый квадрат»;

- «Левый открытый развернутый квадрат»;

- «Левый развернутый квадрат назад»;

- «Левый открытый развернутый квадрат назад»;

- «Рок» (покачивание вперед и назад).

- «Поступательный боковой шаг».

- «Ход».

- «Рок-поворот».

- «Корте назад».

- «Поступательное звено».

- «Закрытый променад».

- «Основной левый поворот».

- «Открытый променад».

- «Форстеп».

Фор стэп;

Тема: Постановка танцевальной композиции:

Постановка танца танго.

8. Медленный вальс:

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Ориентирование в пространстве:

Знакомство с направлениями движений в танце.

Тема: Изучение основ танца:

Стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься;

Шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижения);

То же с левой ноги;

Шаг в сторону с правой ноги, подтягивая левую ногу, с опусканием и подъемом;

То же с Л.Н.;

- «Правый квадрат»;

- «Левый квадрат»;

- «Большой правый квадрат»;

- «Большой левый квадрат».

9. Танец венский вальс.

Тема: Основы музыкальной грамотности:

Музыкально-ритмическая характеристика танца.

Тема: Отработка основных движений танца.

10. Итоговая диагностика.

Тема: Контрольное занятие: -проверка ЗУН детей.

Тема: Отчетный концерт:

Демонстрация изученных танцевальных композиций.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ № п\п

Раздел

Тема

Количество часов

1 ступень

2 ступень

теория

практика

всего

теория

практика

всего

Введение

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Начальная диагностика

Основы танца падеграс

Изучение основ танца

Основы танца полонез

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца самба

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца ча-ча-ча

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца джайв

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца танго

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца медленный вальс

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции

Основы танца венский вальс

Основы музыкальной грамотности

Ориентирование в пространстве

Изучение основ танца

Постановка танцевальной композиции.

Итоговая диагностика

Контрольное занятие

Отчетный концерт

Итого:

КОНТРОЛЬНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Режим занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Формы занятий:

Беседа , на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают основные элементы танцевальной композиции.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие , завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному исполнению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения танцам детей является демонстрация педагогом манеры исполнения.

Каждое занятие строится по схеме:

– партерная гимнастика;

– экзерсис на середине;

– разучивание новых элементов и комбинаций;

– повторение пройденного материала;

– анализ занятия;

– задание на дом.

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка и их способностей.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных школьных праздников, важнейших событий текущего года. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года и предусматривает:

  • презентацию фото- и видеоматериала из выступлений;
  • подведение итогов деятельности каждого ученика, награждение наиболее успешных и результативных;
  • итоговую рефлексию «Чему я научился за год»;
  • выступление на выпускном бале.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмом, динамикой, отшлифовывается исполнительская манера каждого исполнителя.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. Наличие специального кабинета (актовый зал).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

8. Записи выступлений, концертов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Альфонсо, П. К. Искусство танца фламенко/ П. К. Альфонсо. – М.: Искусство, 1984.
  2. Бальные танцы / ред. М. Жиламене. – Рига, 1954.
  3. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996.
  4. Бекина С. И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.
  5. Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.
  6. Боттомер, Б. «Уроки танца» / Б. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003.
  7. Г. Говард «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
  8. Динниц Е. В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  9. Кауль Н. «Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.
  10. Кнорова Е.В. Танцевальные кружки для старших школьников / Е. В. Кнорова, В. Н. Светинская – М.: Академия пед. наук, 1958.
  11. Лерд У. «Техника Латиноамериканского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
  12. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А. Михайлова, Е. В. Воронина. – Ярославль, 2000.
  13. Пересмотренная техника европейских танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина – СПб., 1993.
  14. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина – СПб., 1993.
  15. Подласый И. П. «Педагогика: В 2 кн.», «Владос», 2003 г.
  16. Реан А. А. и др. «Психология и педагогика», «Питер», 2004 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Браиловская Л. В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2003 г.

2. Ермаков Д. А. «Танцы на балах и выпускных вечерах», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

3. Ермаков Д. А. «От фокстрота до квикстепа», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

4. Ермаков Д. А. «В вихре вальса», ООО «Издательство АСТ», 2003 г.

5. Рубштейн Н. «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М.,2000 г.