Равнодушие в рассказе муму. Тема «Дружба с братьями нашими меньшими» в рассказе «Муму


В современном мире человеческими чувствами руководят преходящие ценности, которые со временем теряют свою значимость и актуальность: деньги, одежда, дома, драгоценности. Не так много истинно-важных ценностей предоставляет нам Вселенная: это вера, любовь, дружба. Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе его ценностных ориентиров. Оно существует не только между людьми, но и в бескорыстных взаимоотношениях человека с животными. Но почему тогда братья наши меньшие часто становятся жертвами человеческой жестокости? Почему человеческая безответственность, коварство и несправедливость становятся источниками беспощадности мира, в которых любая жизнь не стоит ни гроша? В первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных существ, именуемых себя людьми. Но ведь животные наделены такими же чувствами скорби, обиды и одиночества, как и человек. Они дают нам гораздо больше, чем мы можем отдать взамен. Они дарят теплоту, ласку, благодарность, любовь, бескорыстную преданность. Проявляя дружелюбие, они позволяют человеку через взаимность раскрывать свои истинные чувства и переживания, и такой немногословный собеседник может подарить нам ощущение близости родной души, второго «Я». Они вверяют нам свою жизнь, и мы должны быть ответственны за тех, кого приручаем.

В своем рассказе «Муму» Тургенев повествует о внутренней коллизии крепостного Герасима, который всей душой был привязан лишь к одному существу – собаке. Однако он понимал, что жестокая барыня не даст ей жизни, а он никак не сможет защитить ее. Для помещицы он сам – жалкая собачонка, как и все крепостные для своих господ. Как же может бесправное и слабое существо помочь другому? Это все равно, что требовать от Муму протекции для Герасима. Осознав свою беспомощность, герой понимает, что лучше не мучать животное, предав его и бросив. Он ощущает груз ответственности за судьбу живого существа, которое так доверилось ему. Собаке, умному и чуткому другу, будет больнее, если ее оставят на произвол судьбы. Она все равно умрет без хозяина, но в муках. А потому Герасим берет эту боль на себя, он убивает собаку, чтобы облегчить ей неминуемую гибель. Так она хотя бы не была подло обманута, не разочаровалась в людях и не изнемогала от голода и одиночества. Ее хозяин был предан ей до конца и готов был пойти на жертвы ради любви к собаке. Очень страшно и сложно жить с таким грузом на сердце, но Герасим смиренно несет этот крест.

Сегодня нет ни помещиц, ни крепостных. Никого не могут принудить убить или бросить животное. Однако принципы гуманизма, заложенные Тургеневым, у многих, видимо, остаются на школьной скамье. Люди становятся взрослыми, их души черствеют, они и человека с удовольствием топят, чего уж о собаке говорить. Светлые чувства, которые этот рассказ пробуждает в читателях, и основополагающее ценности доброты, любви, ответственности для многих – пустые слова и жалкие сантименты. Вокруг все так же множатся бездомные животные, все так же происходят вопиющие скандалы, связанные с жестоким обращением с братьями нашими меньшими. А ведь эти «саратовские живодерки» (фигуранты громкого уголовного дела об издевательствах над животными) тоже учились в школе, также читали Тургенева. Почему они так безответственны? Наверное, потому, что не прочувствовали того гуманистического посыла, который автор передавал потомкам. Они пролистали книгу и ни о чем не задумались. Я считаю, что каждому человеку для того, чтобы им остаться, надо время от времени перечитывать русскую классическую литературу и постепенно открывать для себя новые ее грани, ведь с возрастом все мы меняемся и начинаем лучше понимать и шире мыслить. В противном случае трагедия Муму повторится и не один раз.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев был сыном Варвары Петровны, властной женщины и жестокой крепостницы. Пережив в детстве ранний уход матери и ненависть отчима, она получила наследство от дяди после ссоры с ним, поэтому вторая половина ее жизни - месть за невозвратно загубленную молодость, за пережитое рабство. Став полновластной хозяйкой, она дала свободу своим капризам и своенравным поступкам.

Дети тоже боялись матери: Иван вспоминал, что редкий день проходил без наказания розгами. Впоследствии младший сын назвал мать «салтычихой» и сделал ее прототипом старой барыни в рассказе «Муму» . События, положенные в основу сюжета рассказа, происходили в семье Тургеневых на самом деле. Позже младшая сестра Варвара Житова (рожденная вне брака с отцом Ивана и жившая в доме на положении воспитанницы) вспоминала, что Варвара Петровна увидела в поле дюжего мужика, пашущего землю, и приказала забрать его себе в дворники. Это был Андрей, по прозвищу Немой. Он носил кумачовые рубахи и числился в любимцах у хозяйки.

У него действительно была собачка Муму, которую Андрей утопил. Житова утверждала, что Тургенев в своем произведении описал Андрея. Портретное сходство очевидно, но финал в ее воспоминаниях разительно отличается от окончания истории дворника Герасима из рассказа «Муму».

Андрей - покорное и забитое существо, довольное своим рабским существованием. Когда хозяйка приказывает ему лишить жизни любимую собачонку, он не только это делает, но и продолжает жить у своей хозяйки, простив ее за минуту гнева. Тургенев же изобразил человека, способного на сильные и глубокие чувства, человека, не желающего покорно сносить издевательства и осознавшего свое человеческое достоинство.

Свободному человеку, живущему в XXI столетии, очень трудно представить себе, что означало в то время покинуть своего хозяина. Крепостного, бывшего собственностью хозяина, могли продать, подарить, проиграть в карты, а за побег его могли вернуть в колодках и засечь до смерти. Уход Герасима от своей хозяйки означал, что он осознал себя человеком и не чувствует больше себя бессловесной скотиной.

Почему Иван Сергеевич Тургенев изменил финал своего рассказа? Какую идею хотел донести читателю?

Итак, его глухонемой богатырь из деревни, оказавшись в условиях города, очень тяжело переносит новое существование, что автор подчеркивает с помощью развернутых сравнений. Он сравнивает Герасима то с деревом, вырванным из привычной среды обитания, то с быком, которого забрали с вольных полей и посадили на цепь, то с пойманным зверем. Неслучайно вся мебель в каморке Герасима отличается прочностью и добротностью, рассчитанной на силу богатырскую.

Писатель создал Герасима по образу своих представлений о русском народе и его будущем. Тургенев наделил немого крепостного чувством справедливости, жаждой независимости, сознанием собственного достоинства - всем тем, чем обладал, по мнению писателя, русский народ. У него получился совсем другой человек - не Андрей, кроткий, забитый, покорно принявший смерть любимого существа. Его герой должен был взбунтоваться, что и делает Герасим.

Лишенный родины, лишенный права любить кроткую и забитую прачку Татьяну, казалось бы, Герасим наконец отогревается сердцем возле крошечного живого комочка - спасенного щенка, названного Муму. Но нелепая случайность, из-за которой всеобщая любимица становится врагом номер один для капризной старой барыни, лишает Герасима последней возможности оставаться счастливым.

Поняв, что не жить его собаке в одном доме с его хозяйкой, Герасим принимает непростое решение самому разделаться со своей любимицей. Это для него становится чем-то вроде жертвоприношения. Тут и праздничный кафтан, и роскошный обед для любимой собаки. Собственными руками утопив Муму, Герасим переступает ту грань, за которой обрывается чувство зависимости и страха. Потеряв все, что было дорого для него, глухонемой дворник обрел свободу. Ему уже нечего было терять, поэтому, отправившись обратно в деревню, Герасим испытывает «несокрушимую отвагу, отчаянную и радостную решимость» . Но пока он не утопил Муму, он не переступил эту грань и не обрел внутреннюю свободу.

Композиция подчеркивает, как неуклонно нарастает протест в Герасиме, как герой движется к внутреннему освобождению от крепостных уз, как пробуждается в нем человек, живущий своей волей. В финале автор показывает уход от барыни и возвращение на родину. Однако герой изменился: наивная доверчивость, простодушие оставили его, а сила человеческого достоинства победила рабскую преданность барыне. Только вот вкус этой победы горек: герой продолжает свою жизнь в одиночестве - «перестал водиться с женщинами» и «ни одной собаки у себя не держит» .

  • «Муму», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

Иван Тургенев написал рассказ "Муму", отразив в нем свои переживания и беспокойства о российских судьбах и будущем страны. И это совершенно понятно, ведь чтобы написать произведение, его автор должен быть чем-то впечатлен и одухотворен, тогда эти чувства можно ясно выразить на бумаге. Известно, что Иван Тургенев , как истинный патриот, много размышлял, что ждет страну, а события в России в те времена были далеко не самыми радостными для народа.

Делая анализ "Муму" Тургенева и рассуждая об образе Герасима, мы ясно увидим, что автор построил сюжет вокруг проблемы крепостного права, что было весьма актуально в ту эпоху. Мы читаем о вызове Тургенева крепостному праву. Действительно, действие рассказа "Муму", анализ которого непременно нужно сделать, чтобы полнее понять идею Тургенева, происходит в деревне России, но всё это побуждает глубоко поразмышлять и сделать важные выводы о характере русского человека и его душе.

Образ Герасима в рассказе Тургенева "Муму"

Перед читателями рассказа "Муму" предстает образ Герасима. В этом образе раскрыты великолепные качества. Тургенев показывает доброту, силу, трудолюбие и сострадание. Герасим обладает всеми этими качествами, и на его примере видно, каким Тургенев хотел бы видеть русского человека. Например, Герасим обладает немалой физической силой, он хочет и может много трудиться, дело спорится в его руках.

Также Герасим аккуратный и чистоплотный. Он работает дворником, и с ответственностью подходит к своим обязанностям, потому что благодаря ему хозяйский двор всегда чист и прибран. Проводя анализ "Муму" Тургенева, невозможно обойти стороной образ Герасима. Автор показывает его несколько затворнический характер, поскольку Герасим нелюдимый, и даже на дверях его каморки всегда висит замок. Но этот грозный вид не соответствует доброте его сердца и великодушию, ведь Герасим открыт душой и умеет сочувствовать. Поэтому видно: нельзя по внешнему виду судить о внутренних качествах человека.

Что еще видно в образе Герасима при анализе "Муму"? Его уважала вся дворня, что было заслуженно - Герасим много трудился, точно исполнял приказания хозяйки, при этом не потеряв чувство самоуважения. Главный герой рассказа Герасим так и не стал счастливым, ведь он простой деревенский мужик, а жизнь городская строится совсем иначе и течет по своим законам. В городе не чувствуется единение с природой. Вот и Герасим, попав в город, понимает, что его обходят стороной. Полюбив Татьяну, он глубоко несчастлив оттого, что она становится женой другого.

Щенок в жизни главного героя "Муму"

В тяжелый момент жизни, когда главному герою особенно грустно и больно на душе, вдруг виден луч света. Образ Герасима продолжает раскрываться перед читателем, а анализ "Муму" дополняется важной деталью - вот она, надежда на счастливые минуты, маленький милый щеночек. Герасим спасает щенка, и они привязываются друг к другу. Щенка зовут Муму, и собака всегда со своим большим другом. По ночам Муму сторожит, а с утра будит хозяина.

Кажется, что жизнь наполняется смыслом и становится радостнее, но барыне становится известно о щенке. Решив подчинить себе Муму, она испытывает странное разочарование - щенок ее не слушается, но барыня не привыкла приказывать дважды. Можно ли приказать любить? Но это уже другой вопрос.

Барыне, привыкшей видеть, как ее указания исполняются в ту же минуту и безропотно, не перенести непослушания маленького существа, и она приказывает убрать с глаз долой собаку. Герасим, образ которого здесь хорошо раскрывается, решает, что Муму можно спрятать в своей каморке, тем более, что к нему никто не ходит, но своим лаем щенок обнаруживает себя. Тогда Герасим понимает, что ему ничего не остается, как только прибегнуть к решительным мерам, и он убивает щенка, который стал его единственным другом. На вопрос "Почему Герасим утопил Муму" мы ответим в другой статье, а пока в анализе "Муму" Тургенева подчеркнем, что в образе Герасима автор показал несчастного крепостного мужика. Крепостные "немые", они не могут заявить о своих правах, они просто подчиняются режиму, но в душе такого человека есть надежда, что когда-нибудь его угнетению придет конец.

Настоятельно рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения или хотя бы в ознакомительных целях краткое содержание рассказа . Надеемся, для вас оказалась полезной эта статья, в которой мы показали анализ "Муму" Тургенева и образ Герасима.

С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева «Муму». Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним. Главным героем является глухонемой детина Герасим.

В рассказе повествуется о крепостном крестьянине и его сложной жизни и о том, как к нему относились окружающие люди. Мне кажется, что Герасим очень добрый и нежный человек, хоть на первый взгляд имеет вид грозного мужика. Он был очень привязан к Татьяне, которая служила вместе с ним, и был готов на многое ради нее. После того как барыня выдала замуж за алкоголика бедную барышню и выселила со двора.

Герасим нашел бедную, продрогшую собачку и увидел в ней отдушину после пережившего расставания с любимой. Но и тут барыня приняла решение, что Муму нужно утопить. Ей было все равно на его трепетную и нежную натуру и на мучения, которым она подвергала слугу своими приказами. Если ей что-то хотелось или мешало, она поступала, как ей было угодно, не считаясь с чувствами крестьян, которые работали на нее. Основная идея рассказа направлена против крепостного права. Герасим олицетворяет своей персоной весь русский народ.

Нужно поступать по совести, даже если обстоятельства против вас.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Дожить до рассвета Быкова

    Быков написал огромное количество разных произведений. Большинство его произведений были написаны про войну и описание людей, которые находятся в этих условиях. Многие думают, что подвиг является не важным элементом.

  • Моралью можно назвать систему координат, которая определяет правила поведения в обществе. Основная суть морали, чтобы каждый человек принёс как можно больше пользы для человечества

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

  • Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого (образ, описание и характеристика) сочинение

    Мадемуазель Бурьен (полное имя – Амели Бурьен) – француженка по происхождению, является второстепенным персонажем, который сыграет значимую роль в жизни семейства Болконских

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.

История создания

В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму». Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала. Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г. в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Главные герои

Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.

Татьяна

Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.

Гаврила

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.

Капитон

(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой )

Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.

Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня - основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям. Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.