Вытеснение механизм. Защитные механизмы по Фрейду с примерами


Самой основной из так называемых защит высшего порядка является вытеснение или репрессия. Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда , и сегодня имеет давнюю историю психоаналитического клинического и эмпирического исследования.

Сутью вытеснения является мотивированное забывание или игнорирование. Скрытая здесь метафора напоминает о ранней модели влечений, содержащей идею о том, что импульсы и аффекты стремятся высвободиться и должны контролироваться динамической силой. Фрейд писал, что “суть вытеснения состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное . Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют вытеснение. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.

Примером действия вытеснения в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить. Случаи, которые когда-то назывались “военными неврозами ”, а теперь известны как реакции посттравматического стресса, психоаналитически объяснялись отнесением к концепции вытеснения. В подобных случаях человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них. Это феномен, который Фрейд образно назвал “возвращением вытесненного”. В исследованиях, посвященных раннему психоанализу , описано много подобных случаев.

Позднее в аналитической теории термин “вытеснение” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к внешней травме. Вытеснение рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковым может оказаться, например, . Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Неклиническим примером вытеснения может служить то, что Фрейд называл частью “психопатологии обыденной жизни” - временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте, очевидно содержащем некое бессознательное негативное отношение говорящего к представляемому им человеку.

Во всех этих трех вариантах вытеснения - в тяжелых, глубоких случаях забывания непереносимой травмы, в процессах, нормальных с точки зрения развития и позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи, а также в тривиальных и часто забавных примерах действия вытеснения, можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.

Как и другие бессознательные защиты, вытеснение начинает создавать проблемы только тогда, когда она:

(1) не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности);

(2) стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни;

(3) действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей.

Свойство чрезмерно полагаться на вытеснение, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности .

Вначале своей практики Фрейд пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей истории и те потребности и чувства, которые они возбуждают, и обсудили с психоаналитиком добытую интересную “неприемлемую” информацию. Работая с такими пациентами, он первоначально пришел к выводу, что вытеснение является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых желаний и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий иррациональный страх порождает необходимость забыть.

Эта более поздняя формулировка понимания вытеснения как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о вытеснении как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерная репрессия несомненно может вызвать столько же проблем, сколько и разрешить.

Данный процесс, обозначенный Моурером как “невротический парадокс”, где попытки подавить одну тревогу только вызывают новую, составляет суть того явления, которые однажды было названо неврозом (термин, который раньше использовался более широко, чем это принято сегодня). В соответствии с этими положениями, Теодор Райк противопоставил эмоционально здорового человека, который может стоять перед витриной, восхищаться ювелирными изделиями “Тиффани” и спокойно фантазировать о том, как их украсть, и невротическим человеком, который, посмотрев на витрину, бежит от нее прочь. Когда психоаналитические идеи начали овладевать умами образованной части общества, такие популярные примеры патологического действия вытеснения в качестве защиты внесли свой вклад в широко распространенное преувеличение значения устранения вытеснения и отбрасывания ограничений. Они также сформировали представления, что именно это является сутью всей психоаналитической терапии .

Элемент вытеснения присутствует в действии большинства защит высшего порядка (хотя мысль, что в тех случаях, когда остается неясным, действительно ли человек изначально не знает что-то или утратил то, что знал, задействовано скорее отрицание, чем репрессия, требует доказательств). Например, при реактивном образовании , смене определенной точки зрения на противоположную (ненависти - на любовь или идеализации - на презрение), настоящая эмоция может выглядеть как вытесненная (или отрицаемая - в зависимости от того, была ли она прочувствована осознанно). При изоляции аффект, связанный с идеей, репрессирован (или отрицается). При реверсии происходит вытеснение первоначального сценария, который теперь разворачивается в обратном направлении. И так далее. В свете этого обстоятельства можно приветствовать изначальное предположение Фрейда, что вытеснение является прародителем всех других видов защитных процессов.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

«В процессе развития технической системы происходит поэтапное вытеснение из неё человека, то есть техника постепенно берёт на себя ранее выполнявшиеся им функции, тем самым приближаясь к полной (выполняющей свои функции без участия человека) системе.

Вытеснение человека из технической системы фактически означает последовательную передачу машинам физического, монотонного труда и переход человека к всё более интеллектуальным видам деятельности, то есть отражает общее прогрессивное развитие общества.

Возможны два пути вытеснения человека из технической системы. Первый - вытеснение человека как индивида, замена его деятельности устройствами, выполняющими те же операции. В подавляющем большинстве случаев это неверный, тупиковый путь. Второй, более эффективный - отказ от «человеческого» принципа работы, технологии, рассчитанной на человеческие возможности и интеллект. Это становится возможным только после выявления, упрощения и «деинтеллектуализации» выполняемых функций.

Пример. Функция ориентирования деталей при штамповке, которую легко выполняет необученный работник, сложна для робота. С другой стороны, машина может использовать «машинные» преимущества - высокую скорость и точность движения, развивать большие усилия, работать в средах, недоступных для человека. Поэтому вытеснение человека из технической системы очень часто связано с переходом к новым принципам действия, новым технологиям. В частности, перспективным в обеспечении гибкости производственных процессов является переход к использованию созданных в нашей стране роторно-конвейерных линий, новых методов обработки вместо не оправдавших в большинстве случаев надежд «умных» роботов и гибких автоматизированных производств (ГАП).

На рис. 4 приведена структура полной (т. е. не требующей участия человека) системы. Она включает три функциональных уровня: исполнительский (1), управления (2) и принятия решений (3). Для выполнения своих функций на каждом уровне имеются рабочие органы (инструменты), преобразователи и источники (энергии или информации).

Подавляющее большинство существующих систем неполно. Недостающие части замещает человек, но по мере развития системы все большее количество функций передается машине, полнота ее увеличивается.

Развитие техники начиналось с досистемного уровня, когда человек не имел никаких инструментов кроме собственных рук, зубов, ногтей и т. п., и в дальнейшем шло путём последовательного вытеснения человека сначала внутри одного уровня, а затем на более высоких и сопровождалось следующими событиями.

При вытеснении с исполнительского уровня: появление простых инструментов типа дубина, каменный нож (1.1); простых механизмов-преобразователей энергии типа рычаг, лук, блок (1.2); использование вместо мускульной силы различных источников энергии - ветра, воды, паровых машин (1.3); с уровня управления: появление устройств управления механизмами - руль корабля, переход от балансирных планеров, в которых управление осуществлялось перемещением тела человека, к использованию воздушных рулей-элеронов (2.1); появление механизмов – преобразователей команд в системах управления - сервомоторы, бустерные устройства (2.2); появление источников команд - копирные устройства токарных и фрезерных автоматов, простейшие автопилоты без обратных связей и логических схем (2.3); с уровня принятия решений: появление датчиков, заменяющих органы чувств человека, позволяющих повысить точность получаемой информации и также получать информацию, недоступную органам чувств человека (3.1); появление преобразователей информации - от простейших биноклей до электронных систем (3.2); появление систем оценки информации и принятия решений - автоматических систем управления (3.3).

Вытеснение человека быстрее и легче всего происходит на первом уровне и с большим трудом идет на третьем, потому что человек является гораздо более эффективной «информационной машиной», нежели «энергетической».

Понимание закономерностей последовательного вытеснения человека из технической системы позволяет вести работу по её совершенствованию целенаправленно, избегая типичных ошибок, связанных с забеганием вперед, то есть попытками вытеснения человека с более далеких этапов, не обеспечив вытеснение с предыдущих, например автоматизация управления системы (3,3), в которой основным источником энергии все ещё остается человек (1.3)».

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Поиск новых идей: от озарения к технологии, Кишинёв, «Картя Молдовеняскэ», 1989 г., с. 33-35.

ПРИМЕР вытеснения . Дело происходит в 30-е годы в Сан-Франциско: «Одна моя знакомая, которая служит на фабрике женских платьев, восемь лет уже делает один и тот же шов на левом рукаве. И никогда не видела целого платья. Другой приятель работает на консервной фабрике и тоже лет пять уже делает одно и то же движение: он прижимает ключ для открывания коробки узенькой жестяной пластинкой. Палец на правой руке у него как деревянный. А третий знакомый работает на колбасной фабрике, где из поступающей в машину живой свиньи через час или полчаса выходит уже готовая колбаса. Его обязанность - чистить свиной пятачок особой щёточкой».

Вертинский А.Н. , Дорогой длинною…, М., «Правда», 1990 г., с. 259.

В США количество «белых воротничков» превысило количество «синих воротничков» уже в середине XX века.

Замечу, что описанные тенденции можно наблюдать не только в технических, но и социальных системах.

Сегодня мы начнем разговор о Психологических защитах высшего порядка .

Первой защитой о которой пойдет речь будет

ВЫТЕСНЕНИЕ.

О таком защитном механизме, как «ВЫТЕСНЕНИЕ» слышали, наверное, все. «О, да ты это вытеснил, говорим мы своим знакомым, когда те не могут вспомнить что-нибудь простое, например чей-то телефон или имя, или куда они положили какую-либо вещь.
Если попытаться дать короткое определение этой защите, то получится примерно это:
Вытеснение – одна из психологических защит высшего порядка. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение (вытеснение) неприемлемых (пугающих) драйвов, влечений и переживаний из сознания человека и удерживается на расстоянии от него (сознания).

Вытеснение – это основная защита высшего порядка. Исследования и описания этой защиты имеет долгую историю. Она одной из первых привлекла внимание Фрейда, когда он изучал причины возникновения симптомов у пациентов, страдающих неврозами.
Одной из первых гипотез была такая, что если сделать бессознательное сознательным, выяснить нечто вытесненное (желания, влечения мысли, информацию), стоящее за симптомом, то симптом исчезает. Эта идея многократно прославлена в художественных фильмах, когда герой, при помощи аналитика вспоминал-узнавал давно забытые факты жизни (обычно связанные с ужасами, насилием или катастрофами) и, как по мановению волшебной палочки, оказывался здоров. К сожалению в реальности так не бывает.

Если бы все было так просто и вытесненные желания, влечения, мысли и фантазии навсегда исчезали за дверями нашего сознания и затем никогда не давали о себе знать, то психических и психологических страданий было значительно меньше. Но история с буйным студентом имеет продолжение.

Подумайте о том, что с удалением нарушителя и с установлением стражи перед дверью дело еще может не кончилось. Может случиться, что выставленный, огорченный и решивший ни с чем не считаться, еще займет наше внимание. Правда, его уже нет среди нас, мы отделались от его иронического смеха, от его замечаний вполголоса, но в известном отношении вытеснение осталось без результата, так как он производит за дверьми невыносимый шум, и его крики и стук кулаками в дверь еще более мешают моей лекции, чем его прежнее неприличное поведение. При таких обстоятельствах мы с радостью будем приветствовать, если наш уважаемый президент д-р Стэнли Холл возьмет на себя роль посредника и восстановителя мира. Он поговорит с необузданным парнем и обратиться к нам с предложением вновь впустить его, причем он дает слово, что последний будет вести себя лучше. Полагаясь на авторитет д-ра Холла, мы решаемся прекратить вытеснение, и вот снова наступает тишина. Это и на самом деле вполне подходящее представление той задачи, которая выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов.
Говоря прямо, исследования истериков и других невротиков приводит нас к убеждению, что им не удалось вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание. Они, правда, устранили ее из сознания и из памяти
[естественно, из той части памяти, которая доступна сознанию – Dr_Grig] и тем, казалось бы, избавили себя от большого количество неудовольствия, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшим неузнаваемым заместителя. К этому-то замещающему представлению вскоре присоединяются те неприятные чувствования, от которых можно было считать себя избавленным благодаря вытеснению. Это замещающие вытесненную мысль представление - симптом - избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося "Я", и вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание.

Если продолжать аналогию Фрейда, возмутитель спокойствия может оказаться куда хитрее. Если вдруг не нашлось доброго и мудрого доктора Холла, который смог с ним договориться, то «вытесненный» из аудитории студент может биться в дверь аудитории, делая таким образом дальнейшую лекцию невозможной. Он может попытаться обмануть строгих стражей у дверей, например, проникнув в аудитории во время обеда. Тогда история повторится – он опять начнет шуметь, топать ногами, отпускать шуточки, а стражам снова придется прилагать усилия, чтобы выдворить его из аудитории. Обиженный возмутитель спокойствия может изменить внешность, надеть парик или женское платье и обманом проникнуть в аудиторию и, оставаясь незамеченным, движимый обидой за свое выдворение может совершать в аудитории какие-нибудь гадости. Если изгнанных студентов несколько, то они могут объединяться и уже вместе шуметь за дверью и делать всякие пакости.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживание вытесняется из сознания - забывается, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (психоаналитики называют эту направленную энергию - катексис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, - так формируются психические комплексы. Я (Эго) вынужденно постоянно поддерживать процесс вытеснения и тратит на это процесс много сил и энергии. (При прояснении вытесненного материала человеку становится легче в том числе и в следствие того, что освобождается много энергии, которую можно тратить на жизнь, а не удержание чего-либо вне сознания).

Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает там насовсем и не разбирается на составные кирпичики, а сохраняется и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени может происходить "возвращение вытесненного" на уровень сознания. Это могут быть отдельные симптомы, сновидений, ошибочных действий и др. В том числе при ослаблении защитных механизмов вытесненная информация может возвращаться в сознание. Например, во время болезни, при интоксикации (например, алкогольной), или во время сна.

Итак. Если внутренняя ситуация или внешние обстоятельства сильно огорчительны или приводят пациента в замешательство, то возможно, что они будут намеренно отправлены в бессознательное. Вытеснение может быть применено как ко всему опыту целиком, так и к его отдельным частям. Например, к чувствам, связанным с опытом, или к желаниям и фантазиям, ассоциированным с опытом.
Хорошо известны примеры глобального действия вытеснения, например, человек переживший насилия совершенно не помнит, что с ним произошло. Это и случаи посттравматического стресса, когда вытеснение действует таким образом, что человек не может вспомнить конкретные шокирующие события, произошедшие с ним, но они причиняют ему боль, депрессию и могут прорываться в виде вспышек воспоминаний.

Сейчас, в терапии, термин вытеснении, в большей степени применяют к внутренним «идеям», чем к травме. (Хотя травму никто не отменял). С помощью вытеснения ребенок (да и взрослый тоже) справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями и фантазиями. Например, таковым может оказаться желание уничтожить своего недавно родившегося брата, чтобы прекратить его посягательства и самому безраздельно обладать мамой.
Еще один пример. У витрины с дорогими шикарными часами стоят два человека. Один восхищается ими и спокойно фантазирует, как бы их можно было украсть, другой же стремглав бежит от витрины, в страхе, что будет не в состоянии проконтролировать свое желание.

Вытеснение – это важное средство, при помощи которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. И если следовать нашему примеру, то от витрины бежит человек, который так и не научился это как следует делать.
Современные аналитики считают, что для нормального функционирования «вытеснения» «Я» (область психики) человека должно достигнуть определенного уровня развития и силы, человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем сможет отсылать в бессознательное и удерживать от сознания беспокоящие его импульсы.
У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту силу, идентичность и непрерывность, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция, расщепление.
Во всех вариантах вытеснения: 1) В случаях тотального забывания тяжелой непереносимой травмы; 2) В нормальном процессах развития, позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи; а также 3) В обыкновенных, а часто и забавных примерах действия репрессии, можно разглядеть основную адаптационную природу этого процесса.

Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.
Проблемы возникают только тогда, когда защита перестает быть адаптивной, а начинает мешать и создавать проблемы.
Это бывает, когда она:
1) Не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности);
2) Стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни;
3) Действует, так, что исключает другие, более удачные способы преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности и, по всей видимости, требует профессиональной помощи психотерапевта.

Мнение о том, что в психике человека подвергается вытеснению и как работает эта защита менялось вслед за изменением представлений об устройстве психики. Вначале Фрейд, как психотерапевт и психоаналитик, пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей жизни во всех подробностях. Вспоминали потребности и чувства, которые они вытесняют. Добытая таким образом «неприемлемая» информация затем обсуждалась. Занимаясь психотерапией с такими пациентами, Фрейд первоначально пришел к выводу, что вытеснение является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых драйвов и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий страх порождает необходимость забыть, вытеснить. Эта более поздняя формулировка понимания репрессии как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о репрессии как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерное вытеснение создает не меньше проблем, чем решает.

Борьба с вытеснением, прояснение забытого материала – некоторым кажется это и есть психоанализ. Разочарую – это совсем не так. Конечно, дров в огонь подбрасывают фильмы о психоаналитиках. Это не так. Прояснение вытесненного материала небольшая, наверное, не главная, хотя и важная, но лишь часть психотерапии

Когда у нас имеется ощущение сильных, но прямо противоположных стремлений (мотиваций), мы испытываем внутренний конфликт. Психологическая защита - это те механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А.Фрейд*. Опираясь на учение своего отца, А. Фрейд, в отличие от традиционного психоанализа, создала проникнутое верой в силу человеческой личности новое теоретическое направление в психологии - "Эго-психологию". А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекцию, интроекцию, регрессию, формирование реакции, изоляцию, уничтожение, борьбу "я" с самим собой, обращение и сублимацию.

* См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1993.

Остановимся на некоторых наиболее "работающих" психологических механизмах защиты.

Вытеснение - это такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противоположные (например, безответная любовь может превратиться в ненависть, сексуальная потребность может вылиться в агрессию, насилие). В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

Идентификация - защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Каждому из нас как читателю и зрителю знакомо сопереживание герою. Но идентификация осуществляется и по отношению к реальному партнеру по общению, по совместным делам, переживаниям. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь - с матерью. В трудовых отношениях молодой специалист находит для себя пример, образец для подражания, т.е. определенного человека, на которого он может ориентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.

Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. В житейском смысле данный механизм известен нам как "позиция страуса", который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Первой реакцией пациента, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: "Не верю, не может быть!" Это и есть основная формула механизма отрицания. Ее варианты: "Опасности нет, не вижу!"; "Ничего не слышу, ничего не вижу...".

Проекция - это чаще всего неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо. Нам известно, что скупой, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, скаредность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими. На основе действия данного механизма психологами-практиками разработаны и применяются проективные тесты.

Рационализация - защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы. Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Вспомним хорошо известную басню Эзопа в переложении И.А. Крылова "Лиса и виноград". Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.

Реактивные образования. Это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм. Суть его состоит в трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Так, психологически грамотные педагоги и родители в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы "прочитывают" чувство влюбленности, расценивают (и это справедливо в большинстве случаев, каждый может вспомнить нечто подобное) его как характерный для подростков ритуал ухаживания.

Регрессия - психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрессия - это возврат личности от высших форм поведения к низшим. Таким образом взрослый человек в сложных условиях стремится избежать внутренней тревоги, потерять чувство самоуважения. Часто регрессию оценивают как негативный для личности механизм (например, инфантильность). Инфантильность (лат. infantilis - младенческий, детский) в психологии понимается как особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются черты, свойственные более раннему возрасту, такие, как эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость, несамостоятельность.

Имеются и другие механизмы психологической защиты человека. Они применяются для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности. Однако не следует думать, что они нужны только специалистам-психотерапевтам, их активно используют и педагоги, они неосознанно применяются почти каждым человеком. Знание механизмов психологической защиты поможет нам работать со своим сознанием, понимать их проявления в поведении и сознании других людей.

Механизмы защиты Эго.
Психологические защиты являются функциональными элементами нормальной пси¬хики. Для нормальной успешной адаптации они должны быть гибкими, разнообразными и эффективными. Преобладание тех или иных видов защит обусловливает характероло¬гические особенности личности.

Гипертрофия с резким преобладанием одних защит над другими, их ригидность – способствует социальной дезадаптации и психическим нарушениям разного уровня – от неврозов до психозов.

Личность, чье поведение...

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов – антикатексисов – может привести к...

В этом случае вытесняется или искажается информация извне, которую индивид не хочет воспринимать, поскольку она неприятна для него, болезненна, разрушает его представления о себе. Здесь ситуацией управляет Сверх-Я. Сверх-Я делает индивида «слепым», «глухим», «нечувствительным» к аверсивной, т.е. тревожной, угрожающей информации. Эта информация, если я ее восприму, грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. Эта согласованность структурирована инстанцией...

На сколько сильны импульсы влечения, настолько сильной должна быть сила вытеснения. Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения.

Но это загнанное внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению. Вытесненное влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности. Мало того, вытесненное влечение может существенным или даже роковым образом влиять на поведение личности.

Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально...

Реальность осознается им лишь в той мере, в какой это является необходимостью для его жизнедеятельности как члена социума. Вообще, реальность осознается человеком в той степени, в какой это является необходимым для обеспечения его выживания.

И напротив, человек перестает осознавать внешнюю реальность во время сна, хотя при необходимости это осознание легко восстанавливается. Если же человек безумен, то даже в случае крайней необходимости он не способен осознать внешнюю реальность в полной...

Первый психический механизм, участвующий в образовании депрессии, принцип, по которому работает наш мозг и в норме, называется «принципом доминанты». Суть принципа доминанты состоит буквально в следующем: когда возбуждается какой-то центр мозга, он постепенно оказывается доминирующим и подавляет (тормозит) работу других центров мозга.

Более того, возбуждение, возникающее в этих недоминантных центрах, перенаправляется на поддержание и усиление господствующего центра.

Иными словами, при...

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, - механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз - порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

В первый период происходит...

В трудах Н.А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н.А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог (что бывает крайне редко).

В результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности; они позволят углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.

Н.А. Бернштейн выступил в научной литературе как...