"бабочки летают над цветами". «Почему цветы летают?» Бабочки в мировой поэзии Список использованной литературы


Познавательная игра «Эти летающие цветы – бабочки !»

для младших школьников

г. Томска

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с многообразием бабочек.

    Научить выделять признаки сходства и различия у бабочек.

    Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Предмет: окружающий мир, экология

Класс: 2-3

Продолжительность занятия: 45 минут

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Эти летающие цветы - бабочки !», конверт №1 с разрезанным фото бабочки, конверт №2 – таблица с шифром, конверт №3 с названием и описанием внешнего вида бабочки, конверт №4 с текстом стихотворения, цветные листы, папка с мультифорами, титульный лист буклета « Эти летающие цветы - бабочки !», лист «Легенда о бабочках», лист «Рождение бабочки», лист «Поэты о бабочках», лист «Значение бабочек», лист «Охрана бабочек», клей – карандаш по количеству групп.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на познавательной игре, которая пройдёт в форме небольшого исследования.

II. Целевая установка

Тему этой игры вы узнаете, отгадав загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

(По щечку на экране появляется тема занятия)

Вот и мы с вами сегодня познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки Томской области.

Поэт Майков писал:

«Долина вся в цветах,

Над этими цветами -

Рой пёстрых бабочек ,

Цветов летучих рой!»

III . Работа по теме занятия

1) Легенда о появлении бабочек (по щелчку на экране появляются фото разных бабочек)

Я хочу рассказать вам одну легенду о том, как появились бабочки: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежный лепесток. И..- о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древне - греческой легенде появились бабочки

Итак, тема нашего мини-исследования так и звучит: «Эти летающие цветы- бабочки

2) Сообщение об особенностях строения бабочек, связанные с их образом жизни и средой обитания. (на экране - строение бабочки и фото красивых бабочек)

Из всех насекомых бабочки пользуются большей известностью. Вряд ли найдётся на свете человек, который не восхищался бы ими. Бабочки – необыкновенное и прекрасное творение природы. Они воплощают красоту и легкость. Бабочки принадлежат классу Насекомых. Отряд Бабочек называют еще отрядом Чешуекрылых. Такое название появилось потому, что на крыльях бабочек уложены небольшие чешуйки (видоизменённые волоски).

У насекомых из отряда Бабочек сложные глаза, одна пара усиков, на груди три пары ног и крылья. Как питаются бабочки , – известно всем. Они высасывают сладкий нектар при помощи хоботка. Удивительно, но бабочки обладают запахом, часто даже сладким! Чешуйки на их крыльях могут источать аромат ванили, шоколада, земляники, герани и лимона.

Крылья бабочек восхищают своей красотой и неповторимостью. Удивительно, как природа разнообразно окрасила этих насекомых, и создала настоящие шедевры на их крыльях! Форма крыльев бабочек также очень разнообразна. Но крылья бабочек , кроме основной задачи – полёта, выполняют и разные дополнительные функции. Нижние крылья у некоторых бабочек –это средство защиты. Они помогают ей отпугивать врагов. На каждом из крылышек – по одному ярко окрашенному пятну в виде глаза. Манера полёта тоже своя у разных видов бабочек : одни во время полета совершают равномерно частые взмахи крыльями, а другие совершают великолепный парящий полёт.

Сейчас я предлагаю вам ненадолго стать экологами-следопытами и показать свои знания и умения. А в завершении игры мы вместе с вами оформим красивый буклет «О бабочках». Разделитесь в группы по 3 человека с помощью цветных жетонов. Итак, начинаем наше исследование:

3) 1этап - «Собери портрет бабочки»

В конвертах №1 лежат разрезные карточки. Ваша задача – собрать из них портрет бабочки и наклеить на середину зелёного листа.

Молодцы! Все справились с первым заданием. И теперь можно перейти ко 2 этапу:

4) «Волшебному шифру»

Откройте конверт с №2. Перед вами таблица с шифром с помощью, которой вам надо отгадать название бабочки, изображение которой вы получили. В таблице каждой букве соответствует число, но определить это число можно, только если решить пример. После того как вы заполните третий столбик таблицы, вы сможете отгадать, как зовут бабочку. Приступаем к выполнению задания. (Дети работают в группах)

Проверяем, что у вас получилось. Каждая группа внимательно смотрит на экран и называет свою бабочку. (По щечку на экране появляются фотографии 9 бабочек по порядку и их названия: махаон, аполлон, углокрыльница, крапивница, репейница, траурница, боярышница, зорька, лимонница )

5) Физминутка

Давайте немного отдохнём. Я буду рассказывать детское стихотворение Эдуарда Успенского, и иллюстрировать его жестами, ваша же задача повторять за мной.

Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима, промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна....

Просыпайся, Сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна,

Стала бабочкой она!

6) 3 этап - Рождение бабочки

Продолжаем нашу игру-исследование. И сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать, как на самом деле на свет появляется бабочка. (По щелчку на экране появляется слайд «Рождение бабочки». Педагог комментирует)

Благодаря развитому органу вкуса самка бабочки находит подходящее растение для будущих гусениц и откладывает яйца. У всех бабочек вкусовые рецепторы размещаются на «ногах», в других местах тела, в том числе и на хоботке.

Вылупившись из яйца, маленькая гусеница съедает его оболочку, которая очень питательная и начинает своё быстрое развитие.

Затем гусеница ищет подходящее место, чтобы окуклиться. С помощью шёлковой паутины, которую выделяют её паутинные железы, она плетёт подвеску на конце тела и «ремень безопасности» вокруг него.

Осенью гусеница линяет, и под старой кожей появляется новая кожа куколки, которая на воздухе затвердевает. Перед зимовкой большинство видов гусениц освобождаются от старой кожи, и получается кокон, в котором они зимуют.

Незадолго до выхода из кокона становятся заметными очертания бабочки: видны крылья, антенны «усики» и сегменты брюшка. Постепенно бабочка открывает кокон и отталкивается от него. После выхода её тело ещё очень мягкое и ей нужно подождать, чтобы оно отвердело и крылья высохли. Поэтому бабочка должна максимально распрямить крылья до их высыхания, в противном случае они могут оказаться короче нормальных.

После нескольких упражнений по открытию и закрытию крыльев в сидячем положении крылья полностью высыхают, и бабочка готова к своему первому полёту.

7) 4 этап - «Узнай по описанию».

А сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Ещё раз рассмотрите портреты своих бабочек и попробуйте узнать их по описанию. (Поочерёдно зачитывается описание бабочек, участники, узнав свою, называют её. Затем по щечку на экране появляется фото угаданной бабочки и её название. (для проверки)

Крупная дневная бабочка. Крылья угловатые: самцы лимонно-желтые. Самки зеленовато-белые; посередине каждого крыла маленькое оранжево-желтое пятнышко. Гусеницы зеленые с белой продольной полосой на боках, питаются листьями крушины. (Лимонница, или Крушинница )

Крылья однотонно белые с черными жилками. По краям крыльев проходит тонкая черная линия. Чешуйчатый покров слабый, в результате чего крылья самок полупрозрачны. Питается на всех плодовых культурах, а также на дикорастущих кустарниках. (Боярышница )

Эту бабочку назвали так потому, что у самцов верхушки передних крыльев ярко-оранжевые. У самки нет оранжевых пятен. Снизу задние крылья и у самки, и у самца с серо-зелёными полями по белому фону. Обитает на живых изгородях, в садах и на сырых лугах. (Зорька )

Эту бабочку можно узнать по чёрно-жёлтой окраске и «хвостиками» на задних крыльях. Эта крупная бабочка не подпускает человека близко. Её гусеницы ядовиты и имеют яркую предупреждающую окраску. (Махаон )

У этой бабочки «рваные крылья» напоминают сухие листья, на нижней стороне задних крыльев белое пятно в виде буквы «С». Листовидные крылья обеспечивают этой бабочке хорошую маскировку. Обитает в светлых лесах, на живых изгородях и в садах. (Углокрыльница )

Белые или желтоватые бабочки с черным рисунком и глазчатым пятном с красной точкой в центре. Большинство этих бабочек живут в горах, но могут встречаться и на лугах в Томской области. Гусеницы питаются в основном растениями семейства Толстянковые. (Аполлон )

Внешний край крыльев у этой бабочки зубчатый, каждое крыло с одним резким выступом. Крылья сверху кирпично-красные с рядом крупных черных пятен у края разделённых жёлтыми промежутками. У вершины переднего крыла небольшое белое пятно. По внешнему краю крыльев расположен ряд голубых пятен полулунной формы. Питается бабочка на крапиве, хмеле, конопле. (Крапивница )

Цвет бабочки сверху светло-кирпично-красный с чёрными пятнами и белыми пятнами на конце передних крыльев. Нижняя сторона задних крыльев с тёмными и светлыми разводами. (Репейница )

Окраска крыльев у этой бабочки тёмно-коричневая или вишнёво-коричневая. Крылья с широкой светло-жёлтой каймой и рядом синих или голубых пятен перед ней. На переднем крае крыльев по два крупных желтовато-белых пятна. Бабочка осторожна, держится в кронах берез, где развиваются ее гусеницы, и не часто опускается на землю. (Траурница )

Теперь пришло время каждой группе открыть конверты с №3 и полученное название и описание бабочки наклеить под её изображение на зелёный лист.

8) 5 этап нашего исследования «Поэтический» . Очень много стихотворений посвящено красавицам – бабочкам. Сейчас мы послушаем, что поэты пишут о бабочках. (Несколько человек, заранее подготовленных, читают стихи о бабочках) А теперь мы предлагаем вам ненадолго вообразить себя поэтами и попробовать составить стихотворение. В конверте №4 возьмите текст и вместо пропусков вставьте нужные слова. Приступаем к выполнению задания.

Задание в конверте №4

«Составить стихотворение».

Для чего природе (.........) нужны?

Мы сейчас об этом вам сказать должны.

(.........) они служат птицам и зверькам

Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Также могут бабочки (.........)

Чтоб потом образовались из цветков плоды,

А для человечества много лет подряд

Шелковые нити поставляет (.........).

Бабочки природы нашей (.........)

В них любовь и сказка, счастье и мечта,

Пусть живут и радуют бабочки наш взор,

Пусть наполнится их светом весь (....................).

(Слова для справок: красота, пищей, земной простор, шелкопряд, опылять цветы, бабочки).

Итак, послушаем, что у вас получилось. (Ребята зачитывают получившиеся стихотворения)

А теперь давайте, ещё раз хором прочитаем это стихотворение, глядя на экран. (По щелчку на экране появляется текст стихотворения)

Какое же значение в природе имеют бабочки?

    служат кормом для других животных

    опыляют цветы

    поставляют шёлковые нити

    радуют нас своей красотой

9) 6 этап - Охрана бабочек

Что мы с вами можем сделать для охраны бабочек? (По щелчку на экране появляются Правила друзей природы)

    не ловить бабочек;

    не рвать цветы, т.к. бабочки питаются их нектаром;

    беречь редких бабочек;

    беречь дом бабочек – это леса и луга.

10) 7 этап – завершающий. Оформление буклета «Эти летающие цветы – бабочки!»

На память о нашем небольшом исследовании я предлагаю вам составить буклет «Эти летающие цветы - бабочки !», используя тот материал, который у вас получился. (Ребята составляют буклет по следующему плану:

1. Титульный лист – готовится учителем

2. Легенда о бабочках - готовится учителем

3. Рождение бабочки – готовится учителем

4. Портреты бабочек и их описание – составляют на занятии ученики

5. Поэты о бабочках – дети готовят заранее стихи о бабочках и оформляют на листах

6. Значение бабочек – составляют на занятии ученики

7. Охрана бабочек – составляют на занятии ученики.)

(Во время оформления буклета звучит песня-клип «Оглянись вокруг»)

IV . Итог занятия

Благодарю всех за работу и каждому участнику-следопыту дарю наклейку в виде бабочки. А на память о нашей встрече у нас в классе останется буклет «Эти летающие цветы – бабочки!», который вы можете дополнять интересными фактами, фотографиями, стихами об этих удивительных созданиях. До новых встреч!

Список использованной литературы

1. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. – М.: Сфера, 2001.

2. Бабенко А.С. Насекомые Томской области. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2010. – 80 с.

2. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе . – М.: Сфера, 2005.

3. Фото бабочек.

4. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд. перераб. и доп. -М. : Аванта +, 1996.

С нежными бабочками мы знакомимся еще в раннем детстве - когда эти порхающие создания путают яркую детскую панамку с цветком, и присаживаются на нее на долю секунды - чтобы испуганно взмыть вверх и вызывать улыбку и вопросы: откуда ты, мимолетная красавица? Куда сейчас полетишь? Вернешься ли? От чувствительного ума поэта не могли скрыться эти волнительные мысли, и в ответ на них не может не родиться изумительно тонкое стихотворение про бабочку.

Афанасий Фет. Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Радость детства: летняя веселая полянка, солнце в небе, мама рядом, сачок в руке: «Мама, смотри какая большущая!», - и веселые догонялки за летающим цветком. А она словно догадывается об игре, и то медленно подлетает к блестящим застежкам сандаликов, то вдруг вспархивает высоко к вершинам берез, а малыш бежит, хохочет и кажется, весь мир смеется над этой игрой. А потом, не дыша, разглядывает он это живое волшебство и, повинуясь нежному порыву сердца, поднимает ладошки к солнышку и отпускает невесомую неземную красоту в ее парящие высоты. Нежные и тонкие стихи для детей про бабочек раскрывают всю суть этого очарования и детской доброй непосредственности.

Николай Грахов. «Про бабочку».

Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил…

Первые бабочки ранней весной появляются всегда внезапно - на припеках, в тиши солнечных лесных полянок или на склонах городских парков. Их появление словно ставит точку в долгой зимней канители, и жизнерадостным салютом расцвечивает весну: теперь уже окончательную! Лучшие авторы, признанные классики русской и зарубежной литературы писали удивительные стихи про бабочек, в которых воспевали это радостное чувство ожившей природы!

Владимир Набоков. Из романа «Дар».

В канавы скрылся снег со склонов,
И петербургская весна
Волнения и анемонов
И первых бабочек полна.

Но мне не надо прошлогодних,
Увядших за зиму ванесс,
Лимонниц никуда негодных,
Летящих сквозь прозрачный лес.

Зато уж высмотрю четыре
Прелестных газовых крыла
Нежнейшей пяденицы в мире
Средь пятен белого ствола.

Вторят словам Набокова и простые стихи для детей про бабочку современных авторов.

Мария Пиудунен. «Бабочки»

Почему цветы летают
Средь травы без стебельков?
На окошки приседают
В блеске солнца огоньков,
И кружат в веселом танце
Так нарядно и светло?
Это бабочки встречают
Долгожданное тепло.

Виктор Гвоздев. «Живой цветок»

Солнышко, небо и ветерок…
Бабочка села на нежный цветок.
Прикосновения ножек легки,
Крылья расправила, как лепестки.
О-о-о! Чудо случилось! Среди красоты,
Как волшебство, появились цветы!
…Я ближе красу разглядеть захотел,
Но самый прелестный цветок улетел!

Все лето они украшают города и деревни: порхают, расцвечивают леса и равнины, взмывают к вершинам гор. И как же радостно встретить порхающую бабочку в далекой экзотической стране - и обрадоваться, и удивиться: какие они здесь крупные, яркие! Бабочки в стихах воспеты поэтами-романтиками, жившими многие столетия назад…

Аракида Моритакэ. Рэнга «Бабочка». Перевод К. Д. Бальмонта

Что это? Цветик опавший
Снова на ветку летит?
Нет. Это бабочка.

Взять в руки бабочку и нежно трепетно подержать ее, подивиться легкости, изяществе и поразиться совершенству механики, созданной Природой: ни единого изъяна, все продумано, все соразмерно и все безукоризненно работоспособно.

Давид Самойлов. Бабочка.

Я тебя с ладони сдуну,
Чтоб не повредить пыльцу.
Улетай за эту дюну.
Лето близится к концу.

Над цветами по полянам,
Над стеною камыша
Поживи своим обманом,
Мятлик, бабочка, душа.

Украшение природы, изящный декор будней - бабочки всегда поблизости, и всегда неизменно вызывают интерес, любопытство, любование. Полет бабочки, ее образ жизни вызывает множество философских мыслей. И они превращаются в стихотворение про бабочек - даже не будучи зарифмованными.

Харуки Мураками. Из книги «1Q84»

Чтобы подружиться с бабочкой, нужно сначала самой превратиться в кусочек природы. Выключить из себя человека, затаиться внутри - и представить себя деревом, травой или цветком.

Бабочками любуются, изучают в серьезнейших научных учреждениях. Бабочки сегодня - прекрасный всесезонный подарок: под стих про бабочку ребенок может подарить ее на день рождения или на 8 Марта маме… молодой человек сопроводить признание в любви… молодожены - обменяться первым брачным поцелуем… Эти живые цветы всегда рядом и всегда вызывают самые теплые эмоции!

Морозова Марина Юрьевна

Лето! Воздух пропитан ароматом цветов , удивительной красоты, а над ними порхают, кружатся бабочки – яркие , нарядные, одна другой краше!

На Земле нет такого континента, где не была бы воспета в мифах и легендах хрупкая неземная красота бабочек .

В Древнем Риме говорили, что порхающие бабочки , словно цветы , сорванные ветром и парящие по небу!

В Японии бабочка считается символом счастья! В Японии, в каждом доме, обязательно должно быть хотя бы одно изображение бабочки . Если же вдруг в дом залетит живая бабочка , то это означает, что счастье рядом, на пороге!

Существует древняя легенда, связанная с бабочками : своё желание надо прошептать бабочке так тихо , чтобы для всех живых существ оно осталось бы тайной и отпустить её. Бабочки не умеют говорить , поэтому о вашей тайной просьбе она никому не сможет рассказать. На своих хрупких крылышках она быстро доставит вашу просьбу прямо на небеса и желание обязательно сбудется!

На свете тысячи видов разных бабочек . Многие бабочки так похожи друг на друга, что их очень трудно различить.

Предлагаю полюбоваться хрупкой неземной красотой прекрасных бабочек . В публикации представлены фотоснимки бабочек из личного архива , сделанные во время отдыха на природе.




















Бабочки – одни из самых красивых и ярких насекомых. Бабочки удивляют людей неземной красотой, необыкновенно красивыми крыльями, лёгкостью полёта.

Бабочки – крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом уголке нашей планеты. Вместе с мотыльками они составляют отряд чешуекрылых насекомых.

Продолжительность жизни бабочек разных видов – разная. В среднем бабочки живут одну – две недели, есть бабочки , которые живут несколько месяцев, а есть бабочки – однодневки .

Бабочка очень интересно устроена!

У бабочек нет костей , но зато тело имеет твёрдую оболочку.

Тельце бабочки состоит из головы , груди и брюшка.

К груди крепятся четыре крыла. У крыльев обычно верхняя сторона очень яркая, а нижняя – менее приметная. Рисунок на крылышках у бабочки одинаковый – зеркальное отражение изображения. Бабочки , садясь на цветы , складывают свои крылышки, становясь незаметными сверху.

Усики – антенны необходимы бабочке для того , чтобы прикасаться к предметам и чувствовать их запахи. С помощью усиков – антенн бабочка может чувствовать запахи издалека.

Глаза бабочек состоят из множества маленьких глазков. Бабочка плохо различает форму предметов, но очень хорошо видит цвета : жёлтый, красный, фиолетовый.

Много интересного я узнала о том, чем питаются бабочки !

В основном бабочки – сладкоежки , они питаются цветочным нектаром , некоторые питаются фруктами и мёдом.

Совсем недавно учёными были разгаданы интересные загадки о бабочках . Оказалось, что некоторые бабочки на протяжении всей своей жизни совсем ни чем не питаются – они живут за счёт запасов с тех времён, когда были гусеницами.

Бабочка , когда хочет кушать, она садится на цветок . Вкус бабочка чувствует ногами . Если она встанет на нектар, то сразу же чувствует его вкус, и если он ей понравится - она разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар.

У всех взрослых бабочек шесть ног , хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги – ещё две ноги очень маленькие и их очень трудно разглядеть. Эти две маленькие ножки помогают бабочке управлять хоботком .

Бабочки откладывают на листьях растений яйца, из яиц выползают личинки (гусеницы) .



Затем гусеницы сворачиваются в кокон (куколку) . В нём постепенно развивается бабочка . Бабочка разрывает кокон и прикрепляется к стволу дерева, раскрывает свои крылья, подставив их солнцу, чтобы высушить их, и только после этого взлетает .


Бабочки бывают очень красивыми и доставляют нам удовольствие любоваться ими!

Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

«Порхающие цветы, или Эти удивительные бабочки». Познавательно-творческий проект одного дня со старшими дошкольниками Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности (дети с ОВЗ, педагоги, родители. Идея проекта: Организовать.

Продолжая тему дидактических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, предлагаю ещё один мастер-класс по изготовлению оригинального.

Конспект занятия «Цветы для бабочки» Непосредственно образовательная деятельность на игровой основе на тему: «Цветы для бабочки» в старшей группе (в рамках творческой недели).

Три дня с 5 по 7 июня в г. Выборг проходил 12-й открытый фестиваль-конкурс циркового искусства "Цветы России". Всех участников из 40 городов.

Цели и задачи: учить детей использовать в своей работе полученные знания и навыки; развивать воображение, творчество и фантазию; уметь видеть.

Мастер-класс

"Бабочки летают над цветами"

Дождь приходит просто,
Дождь не будет ждать,
Ведь ему виднее,
Как с небес упасть.

Будет он холодный,
Или все же нет,
От дождя спасенья,
В этом мире нет.

Будет вскоре солнце,
Радостно сиять,
А сегодня лето
Будем рисовать!

Рисование является одним из самых любимых видов деятельности большинства дошкольников. В рисунке ребенок отражает свои впечатления об окружающем, выражает свое отношение к нему. Яркие краски дают детям приятные ощущения.

Лето в этом году выдалось дождливым. Солнечных денёчков совсем немного. Сегодня будем создавать летнюю картинку, поднимать тем самым наше настроение.

Цель нашего мастер-класса: формирование творческих способностей детей путем применения нетрадиционных техник рисования через использование цвета, как средства передачи настроения.

Приготовим для работы большой лист белой бумаги и заготовки цветочков.

Цветочки яркие, разноцветные. Сначала можно подержать их в руках, поиграть в игру «Найди красный (желтый и др.) цветок.

Теперь будем приклеивать их в нижней части листа.

Дети приклеили много цветков. Но, присмотритесь, чего не хватает у наших цветочков. Ну конечно серединок.

Приготовим тычки и краски ярких цветов: красную, зеленую, желтую.

Для рисования серединок выбираем краску контрастного цвета, чтобы она не сливалась с цветом самого цветка.

Получилась цветочная полянка.

Пора рисовать бабочек. А рисовать мы будем нашими ладошками. Нужно только сделать их яркими, красочными.

Прикладываем наши ладошки к бумаге, прижимаем, чтоб получился хороший отпечаток.

А теперь нужно раскрасить бабочек. Для этого опять берем тычки и краски. И постепенно начинаем рисовать пятнышки на отпечатках наших ладоней.

Затем нарисуем бабочкам голову, тело, ножки и усики.

Для рисования глаз и ротиков возьмем тоненькую палочку.

Ну вот, наше творчество закончено, любуйтесь результатом! И пусть за окошком дождь. А на нашем рисунке разноцветное лето!

На лесной полянке чудо —
На цветочках бантики,
Это бабочки расселись
Как цветные фантики.

Г.Ряскина

Руководитель кружка «Разноцветные ладошки» Тинт И.В.

Для каждого любителя природы бабочки- это праздник души. Богатство красок и полёт,- то стремительный, то неторопливый- вот что замечают большинство из нас. Бабочки- это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр эволюции.

Малыш начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И- о чудо! Цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде, появились бабочки.

Из всех насекомых бабочки пользуются наибольшей известностью. Увидав бабочку, почти всегда скажешь, что она принадлежит к отряду чешуекрылых. У всех бабочек крылья покрыты плотно лежащими чешуйками. Это признак отряда, по которому он и наименован. Чешуйки на крыльях бабочек имеют огромное значение в жизни насекомых. Они необходимы для полёта, маскировки, предупреждения врагов, важны для продолжения рода.

Чешуйки расположены правильными рядами поперёк крыла, концы их обращены к его боковому краю, а основания прикрыты концами предыдущего ряда, вроде черепиц на крыше. Сама чешуйка- это мешочек с прозрачными, часто ребристыми стенками. Внутри мешочка находится крошечная капелька пигмента- красящего ве- щества, от чего и зависит рисунок на крыльях или их окраска. Кроме пигмента, на окраску крыльев влияют и стенки чешуйки. Сами стенки неодинаковые, и свет преломляется, проходя через них, тоже неодинаково. Отсюда многообразие и игра кра-сок на крыльях бабочек.

Вторым главным признаком бабочек является устройство их ротового аппарата. У большинства бабочек ротовой аппарат-мягкий и гибкий хоботок. Его длина зависит от глубины чашечки цветов, на которых бабочки питаются. Иногда хоботки совсем короткие, иногда длинные, до 35 см, как,например, у мадагаскарского бражника.

Хоботок сворачивается и распрямляется. Есть бабочки, у которых ротовой аппарат отсутствует, такие бабочки во взрослом состоянии ничего не едят и живут запасами, накопленными гусеницами. Тело бабочки делится на голову, грудь и брюшко. Глаза бабочки сложные, фасеточные. У бабочки в сложном глазу бывает до 17000 фасеток. Усики дневных бабочек булавовидные. Бабочки раздельнополы. Размножаются путем откладки яиц. Из яиц появляются гусеницы.

Гусеницы-это личинки бабочек. В детстве я не мог понять, как из таких гадких гу-сениц появляются прекрасные бабочки. Я решил исследовать цикл развития бабочки.

В конце августа 2008 года, я собрал кладки яиц капустной белянки. Капустная бе- лянка откладывает на нижней стороне листьев капусты кучками, до 250 боченко-видных бледноокрашенных яиц. Листья с кладками яиц я обрезал и поместил в инсектариум. Примерно через неделю из яиц вышли гусеницы. Я стал наблюдать как они ведут себя, какое количество пищи съедают, характер повреждения листьев капусты, линьку гусениц. Гусениц кормил свежими листьями капусты. Гусеницы имеют червеобразную форму, округлая голова с простыми глазами и грызущими ротовыми органами. Каждый из трёх члеников груди несёт по паре членистых ножек с коготками. три пары настоящих, расчлененных, и пять пар ложных нечленистых ножек. Тело её покрыто редкими короткими волосками. Молодые гусенички капустницы соскабливают лишь кожицу и мякоть листа, подросшие делают в листе дырки, а взрослые съедают весь лист. Молодые гусеницы держались небольшими скоплениями. По мере роста они расползались по всему листу и линяли. Окраска молодых гусениц – охристого цвета, взрослых – синевато-зеленая с тремя продольными желтыми полосами и множеством черных точек на спине и по бокам. Гусеницы быстро растут и несколько раз линяют. Выросшая гусеница переползает на дерево, забор или стену. Здесь она сбрасывает шкурку и превращается в куколку. Куколка имеет яйцевидную форму, неподвижна только может судорожно вертеть брюшком- и покрыта плотной оболочкой. Инсектариум с куколками я поместил в холодном месте, где зимой температура не превышала -8,-10 градусов, а несколько куколок держал в комнатных условиях. В январе я принес инсектариум в комнату. Из промороженных куколок через 2-3 недели вылетели бабочки, а из куколок не промороженных, находившихся в доме, бабочки не вывелись. Я сделал вывод, что у животных с непостоянной температурой тела, скорость развития зависит от температуры. В пределах примерно от 6 до 36 градусов при повышении температуры на каждые 10 градусов скорость развития удваивается. Поэтому в зависимости от длины теплого периода и от среднесуточных температур многие виды бабочек имеют разное число поколений. Вышедшая из куколки бабочка имеет маленькие мягкие крылья. Она несколько часов сидит на одном месте, пока ее крылья расправятся и окрепнут. Таким образом развитие бабочек происходит с полным превращением: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Капустная белянка приносит вред огородничеству.

Все бабочки семейства нимфалид очень красивы, гусеницы их живут в основном на сорняках, так что не вредят, бабочки же очень украшают наши поля, леса, луга. Бабочки – прекрасные опылители цветковых растений. Но в последнее время все

4 меньше бабочек встречается на наших лугах. И дело не в птицах и насекомоядных зверьках. Дело в людях, которые ловят – просто не могут пройти мимо! – красивых бабочек, губят их бесцельно, собирая в коллекции.

Как и весь живой мир, окружающий человека, бабочки страдают от общего загряз-нения окружающей среды, от неконтролируемого применения в сельском хозяйстве различных химических веществ, от изменения биотопов при освоении человеком но-вых территорий.

1. Сохранение растительного покрова Земли.

2. Исключить химические методы борьбы с вредителями и заменить их биологическими, так как от химических веществ в большей мере страдают растения и полезные насекомые.

3. Контролировать численность популяций бабочек естественным путем, ориен-тируясь на их «природных врагов» - насекомоядных птиц и млекопитающих, божьих коровок, ос-охотниц, наездников.

5. Пропаганда среди населения о значении бабочек в природе.

6. Строгая охрана местообитаний редких видов.

7. Ограничение хозяйственной деятельности в местах обитания редких видов, запрещение сенокошения, выпаса скота.

8. Изучение распространения и биологии вида на территории области.

При восстановлении благополучия в природе оно восстановится и в мире бабочек.

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах

Не расточи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она- одна.