Чудовищная нелепица войны в изображении михаила шолохова в романе-эпопее "тихий дон". Чудовищная нелепица войны в изображении М


Тема урока: « Чудовищная нелепица войны в документах истории и на страницах романа Шолохова

« Тихий Дон».

(Класс работает по группам, поделённый на литераторов и историков; проведена исследовательская работа группой учащихся

Цель: проследить судьбу человека,в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

Главная проблема: человек и война; переделка человеческого характера в ходе исторических событий.

Учитель литературы: « Итак, продолжаем наши уроки истории и литературы. Сегодня работаем вместе: словесники и историки. Почему мы обращаемся при изучении романа «Тихий Дон» к истории, к её документам?

Литература в художественных образах отражает жизнь, а чтобы лучше понять реалии этой жизни, мы обращаемся к документам и фактам истории.»

Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране сменяются одна за другой картины донской степи. На этом фоне учитель литературы говорит эти слова:

Дон… Славный батюшка Дон. Давно красуется под солнцем омытая дождём степь, которая,как кормящая мать, даёт ядрёный колос, тяжёлое пшеничное зерно.

Степь. Донская степь. Обильная земля, взрастившая талант М.А. Шолохова. Здесь он родился, чтобы воспеть свой край, рассказать правду нём, о Донском казачестве.

Перед нами знаменитый роман М. Шолохова « Тихий Дон», каждая строка, каждая страница которого проникнуты антивоенной темой, призывом ко всему человечеству выступить против всякого рода войн. Чудовищная нелепица войны доказывается писателем на протяжении всей книги. Поэтому и тему урока мы назвали « Чудовищная нелепица войны на страницах романа « Тихий Дон и в документах истории.»

Вымышлены ли эти трагические события автором или соответствуют действительности? Здесь нам помогут разобраться историки.

Книга полностью посвящена казачеству, донскому казачеству, и мы попросим наших уважаемых историков рассказать, кто такие казаки, каков их образ жизни. Какое положение они занимали в России.

(Слово историкам о донском казачестве).

Сообщение одиннадцатиклассника.

Казачество определяют как военное сословие в России 18-начале 20 века. В 14-17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица,несшие пограничную службу. В 15-16вв. возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине и крестьянских войн в России в 17-18 вв.Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их самостоятельность, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов. К началу 20 века существовало 11 казачьих войск.Среди них Донское, Кубанское. В 1916 г. казачье население составляло 4,4 млн. человек,владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошёл в гражданскую войну (зажиточные- на стороне белых, беднота- на стороне красных). В 1920 году казачество как сословие упразднено. В 1936 г. созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Учитель литературы. Что присходит сейчас, с вашей точки зрения,возрождение казачества или маскарад?

Ответ: одна из ранних повестей Л.Н. Толстого- «Казаки»написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков. Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство без помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками.Народ казаками желает быть».

Каков образ жизни казаков?

Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу со своим конём, со «справой», периодически отбывать лагеря, сборы.

Учитель литературы. Сегодня на уроке мы раскроем страницы романа,повествующие о жизни донского казачества в самые тяжёлые годы- годы Первой мировой и гражданской войн. Итак, март 1914_ый. Первая страница романа открывается эпиграфом. Вслушаемся и вдумаемся в его содержание. (Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране крупным планом слова эпиграфа к роману»Тихий Дон». Читает выразительно ученица)

Учитель литературы»

Какова роль эпиграфа в произведении? (Ответ: в старинных казачьих песнях, взятых автором в качестве эпиграфа,предворяется рассказ о противоестественной,братоубийственной войне, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь(лошадиными копытами). Не тем засеяна степь(казацкими головами), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени, племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, то страшное, которое омывается отцовскими и материнскими слезами.

Учитель лит. Март 1914-ый. Этот год отделяет мир от войны.Весть о войне застаёт казаков за привычной работой-косили жито. Страшное слово»война»откликается выразительной репликой старика-железнодорожника, когда он с тоской смотрит на новобранцев: «Милая ты моя говядинка…» И долго укоризненно качал головой.» Великим народным горем вторглась в жизнь хутора Татарского война с Германией. И вот резко нарушен устоявшийся мирный быт, всё тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ.

(Обращаемся к фактам и документам истории.Слово историкам, которые расскажут нам о некоторых моментах Первой мировой войны).

(Класс знакомится с исследовательской работой Елены Платицыной, которая показывает, в чём были причины начала войны, каковы хронологические рамки данной войны) .Учитель истории обобщает сказанное и приглашает Асланову Айну, которая сообщает об основных военных действиях 1914-1915,1916г., которые являлись самыми важными во время этой войны.) Учитель литературы.А теперь главный вопрос:::как же влияет война на людей, на их характеры?

В центре романа Григорий Мелехов. Именно на его судьбе автор старается проследить судьбу народа, судьбу человека в самые драматические моменты в жизни донского казачества. Образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический конфликт в книге, именно через этот образ воспринимаем мы и судьбу народа, и судьбу человека в данную историческую эпоху.

Учитель-лит.

Что можно рассказать о Григории Мелехове, о его чертах характера до всех военных событий?

Ответ:

Это прежде всего хлебороб. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания(случай с утёнком на покосе). Он глубоко привязан к дому и к земле.» Моим рукам работать надо,а не воевать»,-говорит он.

И вот 14- год.Фронт. Первые смерти,-нелепые, нввсегда врезавшиеся в память. Никак не совмещаются понятия: растиь хлеб – убивать. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызываету Григория убийство австрийца.

(ч.3. глава 5. …Вдоль железной дороги…) читаем).

Убийство человека,даже врагав бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория.Это мучит его, не даёт жить спокойно. Так, после расправы над австрийцем появилась на лице очень заметная борозда.

Если уж говорить о том, как война калечит человека,переделывает его характер, то нельзя пройти мимо такой сцены, где автор рисует страшную

Фигуру казака Урюпина по прозвищу Чубатый, который соглашается с тем,что война сделала его сердце волчиным.

Учитель лит.

В романе немало батальных сцен.С какой целью автор изображает их?

Ученик. Думаю, что батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое- что делает война с человеком? Здесь ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

В части4 , главе 4 Шолохов пишет: « Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, оттого прослыл храбрым- 4 Георгиевских креста и 4 медали выслужил. Почему? Да потому что берёг свою казачью славу.

Шолохов пишет: « Добрым казаком ушёл на фронт Григорий: не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берёг свою казачью славу»…

Учитель-лит.

Как изменилось отношение Григория к войне после встречи с Гаранжой?

Ученики:

Встреча с Гаранжой коренным образом изменило его мнение о войне. Сцена в госпитале- пример тому. Проездом из Воронежа госпиталь соизволила посетить высочайшая особа императорской фамилии.

(Фрагмент фильма « В госпитале»)

В этой сцене проявились такие качества Григория, как гордость, независимость, злость за всё, что сделала война. Всё это вырвалось у Григория в дерзкой выходке.

Литераторы:

« Вот она, шолоховская правда войне. Казачьи воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях.Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, распятая множеством копыт.

Первые удары шашкой по человеку, первые убийства- это остаётся в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю.»Вызревшие хлеба топтала конница; там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила судьбы людей!Автор говорит:» Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума».

Учитель литературы:

Но мировая война для России-первый круг ода. Она пережила ещё более неестественную междоусобицу, т.е. гражданскую войну.Огромная территория находилась в огне.

(Слово историкам о гражданской войне).

Головачёв Илья: Война может быть захватническая, освободительная и гражданская. Выпускник даёт определение, что такое гражданская война, причины её, говорит о ёё начале на Дону и когда закончилась. В водоворот этой убийственной войны были втянуты миллионы людей.

По данному вопросу выступило несколько желающих, которые объяснили и то,что гражданская война сопровождалась агрессией, даже террором. И это было нормой поведения как с одной стороны, так и с другой. Не надо идеализировать ни большевиков, ни их противников.Потому что каждая сторона проявляла вот это рвение.

Учитель-историк поясняет и с помощью класса делает выводы и обобщает.

Учитель литературы:

Тихий Дон- повествование о той трагедии. Огромнейшая работа с архивными документами позволила Шолохову социально конкретно изобразить события. Шолохов- один из тех,кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии.Война захватывает судьбы огромных слоёв населения. Она проходила через сословия, семьи, сердца. Логика классовой борьбы очень жестока, разводит по разные стороны баррикад родных, взламывает семьи, не щадит родственных чувств. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы.

Как это отражено в романе? (Активно обсуждают ребята)

Пётр, брат Григория, говорит: « Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались…один в одну сторону, другой- в другую..

Это противостояние особо ярко выражено у Шолохова в « Донских рассказах»,где перекликаются события с романом « Тихий Дон».

Примером тому некоторые рассказы «Родинка», «Шибалково семя», « Коловерть», «Продкомиссар». (Подробно анализируется каждый рассказ классом и доказывается тесная связь событий в рассказах с романом «Тихий Дон»)

(Фильм.(Дарья расстреливает большевика).

Учитель литературы.

И здесь Шолохов социально конкретен. Почему такое противостояние? Оказывается, советская власть привлекательна прежде всего для сельских пролетариев и для беднейшего крестьянства. Интересам же основной массы казачества, обладавшей немалыми запасами плодороднейшей земли, она не отвечает.

А Григорий?

оворят и работают с книгой обучающиеся, идёт активное обсуждение сцен романа.)

Нет, не только классовая принадлежность отталкивает от советской власти Григория. В действиях новой власти он не видит воплощения тех идеалов равенства и братства, социальной справедливости, которые эта власть декларировала. Примером служат такие строки из романа:

(т. 3, часть 6, гл. 20 «Красную армию возьми….на этой полочке).

Это одна из причин его разногласия.

Шолохов- один из тех, кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Остановимся на некоторых жестоких эпизодах романа.

(сцена расправы над чернецовцами: т.2 ч.5 гл.12 «Попался, гад…..руби их…).

Как изображены в этой сцене Подтёлков и Чернецов?

Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон. Главное перед нами не враги, а люди.

А каково же состояние Мелехова?

Сцена казни офицеров перевернула душу Григория. Он пошёл на Подтёлкова… Он вступается не за какую-то идею, а за безоружного человека. Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.

(т.2 ч.5 гл. 13 « Ломала его усталость, нажитая на войне…мира и тишины хотелось.)

Недовольство в высшей степени вызвал документ о расказачивании, который стал причиной массового террора, вызвав ответную жестокость.

(Слово историкам о расказачивании и массовом терроре).

Слайд.

(+Прослушаны интересные сообщения отдельных ребят по данной теме с элементами наглядности, с историческими фактами и документами.)

Снова слово литераторам.

« Народ стравили»- думает Григорий о происходящем. Нельзя пройти мимо после очередного эпизода казни Подтёлкова и его отряда.

(т.2 ч 5. гл.30 « После второго залпа…что делается с людьми…»).

(ФИЛЬМ О казни подтёлковцев).

Учитель литературы:

Как Григорий воспринимает эту казнь?

Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой помнишь? «Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружным отвратительна, чем бы она не была вызвана.

Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде обман, жестокость, которой можно найти оправдание,но которую отвергает человеческая природа Григория, человека мирного труда, земледельца, хлебороба. Уничтожение русских русскими, земляков

Земляками для него противоестественно.Он не принимает ужасов гражданской войны.

(назусть стихотворение « Гражданская война» Волошина).

На фоне музыкального сопровождения читает стихотворение Лукина Женя.

В книге сталкиваются жизнь и смерть, высокое и вечное- трагические реалии, ставшие в годину смуты и разврата привычными, обыденными.

Отвергая насильственную смерть,(казнь Подтёлкова, Лихачёва, убийство казаков),Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира. Читая строки романа,мы находим символы мирной жизни: берёзка с бурыми почками, орёл, плывущий над степью, тихий Дон, ломающий льдины, разделяя враждующих.

Учитель-словесник:

Чем же заканчивается роман?

Слово классу: ребята работают с главами романа, зачитывают нужные страницы, делают выводы.

(т4 ч8 гл.17 « Утром на следующий день…до конца).

(Смотрим снова фрагмент из фильма.

Фильм-Григорий у Дона.)

Учитель: «В чём же истоки трагедии Мелехова?

Одиннадцатиклассники:

Дело в том,что природа наделила его глубочайшим гуманизмом, великой способностью любить, заниматься хозяйством, возделывать землю.

Для Григория выше всего остались те вечные ценности, на которых он был воспитан. Он всем нутром понял чудовищную нелепицу войны.

Трагедия в том.что в революции, в гражданской войне ни на стороне красных, ни на стороне белых он не нашёл общей правды,не нашёл того,на чём он был воспитан.

Григорий возвращается к тому, от чего ушёл: к сыну, к родному дому,к земле. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея…Мира и тишины хотелось.

Описывая в романе « Тихий Дон» ужасы и бессмысленность войны, в частности, гражданской, Шолохов призывал к братскому милосердию русских к русским.

Финал второй книги романа имеет символический смысл. (читаем).

Учитель:

Как вы думаете, в чём же заключается этот символический смысл?

Выступления детей:

Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа И.С. Тургенева « Отцы и дети»:

« Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам они, о том великом спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии « равнодушной природы», они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной.»

Учитель истории: обобщает всё сказанное о гражданской

войне, в которой не бывает победителей, о тех ужасах, когда брат идёт

на брата, сын на отца… Обращаясь к выпускникам, выражает уверен-

ность, что будущее поколение не допустит чудовищные ужасы любой

войны.

Учитель литературы:

« Уроки истории и литературы – это уроки жизни. Изучение романа» Тихий Дон» мы завершаем образом Ильиничны, и это не случайно. Героиня второго плана, она несёт в себе идею материнства, идею естественного единения людей, едва ли ни центральную в романе. Не деля мир на красных и белых, эта пожилая казачка оказывается способной на любовь и сострадание к самым разным людям, даже к тем,кто причинил ей боль. В этом утверждение приоритета вечных нравственных ценностей над всем классовым, социальным, разъединяющим и заключается неувядающая значимость романа, его гуманистический пафос. «

В заключение преподаватели благодарят класс за активную

работу, выставляют оценки, называют фамилии тех, кто чаще других

участвовал в обсуждении вопросов, поставленных преподавателями,

тех, кто приготовил интересные сообщения. Пожелали выпускникам

Успехов, здоровья и высоких баллов при сдаче ЕГЭ.


Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон», несомненно, является наиболее значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями.

Рождение известнейшего романа-эпопеи Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение: первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата.

Характерно, что в двадцатые годы почти одновременно стали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого. 1

Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году и заканчиваются в 1922, когда на Дону отгремела гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале двадцатых годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которыми связано основное действие романа, является станица Вёшенская.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: «Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя выйти – надо человеческую правду блюсть…» Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в

1 Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000.–с.216

исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в

скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону.

Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».

А. Серафимович писал о героях «Тихого Дона»: «…люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге». 1 В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

1 Лукин Ю. Б. Михаил Шолохов. М.: «Советский писатель», 1962. – с. 22

Жизнь казаков определяется двумя понятиями – они являются воинами и хлеборобами одновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки вынуждены были с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.

Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни к мужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле, которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казаками.

Вообще, свобода для казачества – не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Ему не удалось испытать какое-либо принуждение. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.

Война и мир – эти два состояния жизни человеческого сообщества, возведенные Львом Толстым в заглавную формулу его великого романа, на который ориентировал себя автор «Тихого Дона» (постоянно читал «Войну и мир» в пору обдумывания и работы над эпопеей, возил с собой и на фронт Великой Отечественной), по сути являются у Шолохова двумя главными пластами народного бытия, двумя точками человеческого отсчета. Влияние Толстого на Шолохова, особенно во взгляде на войну, отмечалось не раз, но все же у автора «Тихого Дона» - свое, углубленное понимание мирного и военного статуса жизни, идущее от большей близости к натурально-природному типу существования, корневому восчувствию бытия вообще. 1

Мировая война, революция, гражданская война у Шолохова во многом лишь сгущает до жуткого, отталкивающего концентрата то, что существует в мирном состоянии, в самой природе человека и вещей этого мира: импульсы разделения, вытеснения, страстной самости, издевательства над человеком, злобы и убийства. Мир скручивается своим жгутом противоречий и борьбы – раскалившись, вылезут они в гражданском противостоянии, дойдут до гомерического «кроворазлития», неистового взаимоистребления, полного разрушения прежнего уклада жизни. Мир и война – состояния относительного, видимого здоровья (с загнанной внутрь хроникой) и острой болезни одного организма. Диагноз обеих фаз недуга, по большому счету, один: определяется он той центральной мировоззренческой оппозицией «Тихого Дона», которую Федоров определял как родственность – неродственность, при том, что родственность есть и самое натурально глубинное и неотменимое отношение между людьми, детьми одного отца, небесного и земного, и вместе самое искажающееся, вплоть до своей противоположности, даже в теплом и сокровенном своем ядре – семье и общине.

Конечно, такое искажение достигает вопиющей степени именно в состоянии войны, особенно гражданской. Но зерна неродственности, уходящей, как указывал тот же Федоров, в самый корень падшего, смертного бытия, всходят зловещими плодами еще до войны и революции. Вспомним, как в распалении предрассудков и темных страстей была погублена бабка Григория, а дед его «развалил до пояса» того, кто пришел на его двор во главе хуторской, общинной расправы. Или как отец Аксиньи, посягнувший на нее, был зверски забит сыном и женой, как калечили и убивали друг друга в драке на мельнице казаки и тавричане, как «обдуманно и страшно» истязал

1 Якименко Л. «Тихий Дон» М. Шолохова. О мастерстве писателя. М.: «Советский писатель», 1954. – с. 34

Степан свою жену, как «ссильничал»Лизу Мохову Митька Коршунов, а позднее бесстыдно приставал к сестре… А Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) – на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее – пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность – убить собственный плод, их возможное будущее дитя: какое-то тонкое изуверство чистеньких и тихоньких! «Выхолостил мою жизню, как боровка» – выдавливает из себя Степан Григорию: вольно-невольно в своих страстях один становится поперек дороги другому, губит его. Груз такой вины центральных любимых героев романа – причем в сугубо мирных, любовных коллизиях и борьбе – тех же Григория и Аксиньи огромен.

В самое мирное время, как видим, густо идет натуральная изнанка жизни и человеческих отношений: семейные преступления, тайные ночные измывательства, ненависть к чужакам, злоба и убийства… Более того, народный, низовой герой значительно ближе к этой изнанке, чем, скажем, дворянские персонажи того же Толстого: сам быт и уклад существования намного жестче, естественнее, открытее: живут среди и рядом с животными, с природой, не знают городской гигиены, сами режут скотину, лихо дерутся, привычно избивают жен, задиристо-безжалостны друг к другу в слове… Их закалка, физическая и психическая, несравнима с чувствительностью цивилизованного, отполированного, изнеженного бытовым комфортом городского, имущего человека: и это от грязи, блох, вшей до эксцессов человеческих страстей. По порогу выносливости, душевной сопротивляемости травмам, по неприложимости ко многим из народных персонажей Шолохова нравственной нормативной линейки они столь же гибкие и пластичные, спасающие и убивающие, верные и «предательские», как сама жизнь. Моральна ли природа, порождающая и погубляющая, заботливая и равнодушная, то привечающая, то отворачивающаяся от недавнего любимца?

Вот и не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и – не забудем – его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает – черта, отмеченная еще П. В. Палиевским 5 . А уж через какие душевные опустошения прошел Григорий! Леонов мучительно, безвыходно, на целый роман, заклинил Митьку Векшина из «Вора» на его убийстве офицера, а герой «Тихого Дона», пройдя через близкий внутренний слом (после убийства им безоружного, обуянного ужасом неминуемого конца австрийца), а затем через каскад еще более страшных вещей, через отупляющее и озверяющее привыкание к ним, через потери самых близких и дорогих людей, каждый раз отживает, находит в себе силы еще жить и чувствовать, забывать и возрождаться. На героях Шолохова – до последнего рокового смертного захвата – заживает и зарастает, почти как в самой природе, конечно не без уродливых шрамов, грубой коры, тяжелых наростов… 1

Так есть ли принципиальная разница между мирным и военным состоянием жизни? С одной стороны, вроде бы нет – только резкое усиление градуса и степени борьбы и зверства, с другой – все же есть: количество переходит в качество. Одно дело – стихийное столкновение вечных инстинктов, интересов, страстей, одно дело – межчеловеческие, индивидуальные или коллективные, драматические, трагические конфликты: они входят в какую-то общую экономию природно-смертного бытия, с его светлыми и темными сторонами. Одно дело – Григорий, зверски избивающий своего обидчика, соперника Листницкого, готовый в припадке бешеного гнева убить Чубатого или унижающего его генерала (если бы и убил, то в состоянии аффекта, как покушающаяся на себя и ребенка во чреве Наталья), или даже Митька, насилующий скучающую барышню, падкую на пряные, опасные развлечения…

Совсем другое дело – когда ненависть, злоба, а за ними убийство омассовляется, механизируется, предельно упрощается, становится привычным и холодным. Другое – бессудные расстрелы и рубки пленных, садистские подвиги того же Митьки, убивающего старух и детей, превращение крайнего страстного эксцесса (чем чаще всего является убийство в мирной жизни) в спокойное, сатанизированное ремесло, объект которого ничего не стоит, дешевле сапог и тужурки, – и пошла известная, столь расцветшая в эти годы и в полном виде представленная в романе страшная синонимика: в расход пустить, в распыл, навести решку, свести со счета, шлепнуть, кокнуть, к ногтю прижать, искрошить в дым… Как высказался мудрый народный старичок в романе, случайный попутчик Аксиньи: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легче, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию».

Как недолжное, безумное действие предстает взаимное убийство людей в бою уже в начальных сценах на фронте первой мировой. «Озверев от страха, казаки и немцы кололи и рубили по чем попало: по спинам, по рукам, по лошадям и оружию…» – жуткая бестолочь схваток потом задним числом оформляется в складные военные донесения и сводки. Такова иронически поданная история с казаком Козьмой Крючковым, первым, получившим Георгия, нимфомански раздутая на потребу ахающих столичных дам и тыловых господ (так что, слоняясь до конца войны в штабе дивизии, он удостоился еще трех крестов). «А было так, – резюмирует Шолохов в толстовском духе и тоне, – столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом». 1

1 Там же, с. 340

Первый шок от первого боя («оскаленный, изменившийся в лице, как мертвец» – таким предстает вдруг нормальный, здоровый казак), вглядывание в первые трупы, душевная хворь, «нудная нутряная боль» Григория, переживающего убийство им австрийца, а потом пошло-поехало: трупы громоздятся штабелями, человек входит в мрачную, опустошающую привычку убивать, душевно обугливается, стервенеет и особачивается, а то и познает извращенную страсть рубить и крошить «враждебную» человечину – с пылу, с жару, в пароксизме одержания демоном убийства. Шолохов постоянно подчеркивает, как физически меняются при этом люди, какой корежащий отпечаток на их лица, тело и душу накладывает война. Вот и Григорий «обрюзг, осутулился», во взгляде его «все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости» – (а уж что говорить о других, о каком-нибудь Митьке Коршунове). Он же объясняет Наталье на ее упреки за гульбу на фронте: да, «остервились», но ведь – «на краю смерти», «Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе». Вспомним, как открывают новый его, прокаленный войной облик любящие глаза Аксиньи, когда она в последний раз всматривается в лицо спящего на лесной поляне Григория: «Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой». Аксинья только предполагает и догадывается, а мы, читатели, это видели воочию и не раз в тех ужасающе-пронзительных картинах боя, что разворачивал перед нами писатель (особенно в эпизодах, когда Григорий прибегал к виртуозным приемам неожиданной рубки неприятеля левой рукой). Один из исторических персонажей «Тихого Дона» Харлампий Ермаков, как известно, послуживший главным прототипом Григория Мелехова (в романе он действует и самостоятельно) «…смущенно отводил в сторону еще не потухшие после боя, налитые кровью, осатанелые глаза» – вот они боевые глаза, самому за них стыдно, знает, каким только что был!

Именно в братоубийственном гражданском противостоянии, железно и беспощадно подпертом идеологией, с одной стороны, а с другой – инстинктом физического выживания и защиты своего дома и благосостояния, особенно ярко, можно сказать, вопиюще обнажается вся самоубийственность и взаимоистребимость принципа «зуб за зуб», неутомимо питаемого растравленной мстительной страстностью – до последнего врага и обидчика! Шолохов не устает наглядно демонстрировать, как, разжигаясь все больше и больше, усугубляется страстная вверженность в ненависть, зло, убийство, как бьет она бумерангом ее носителей. Вот в душе вынужденного плясать под общую дудку Петро Мелехова, заискивающего перед Фоминым, «припадочно колотилась ненависть и руки корежила судорога от зудящего желания ударить, убить». При удобном случае уже никто не сдерживает ни ненависти, ни этого желания. Ожесточение, остервенение – обоюдно и оно все растет в градусе. Установка – на полное физическое уничтожение врага, нет и речи о какой-то разборке- сортировке людей, их утилизации, трансформации: «Сгребать с земли эту нечисть» и все тут! Офицер Донской армии жестко, холодно, как селекционер, подписывает окончательный приговор пленным красноармейцам: «Эту сволочь, являющуюся рассадником всяких болезней, как физических, так и социальных, надо истребить. Нянчиться с ними нечего!» То же зеркально – в мыслях и речах Мишки Кошевого: товарищество и единомыслие за счет вырубки непослушного, колеблющегося человеческого материала!

Цепь взаимных смертных обид, издевательств, жестоких отплат и новых нескончаемых счетов стягивает ткань военного пласта романа, особенно пронзительно впиваясь в таких местах, как расстрел и рубка Подтелковым и его людьми пленных Чернецова и сорока его офицеров, а затем казни уже самого Подтелкова и его отряда, убийство Петра Мелехова Мишкой Кошевым при участии Ивана Алексеевича, а затем самосудное истязание прогоняемых сквозь казачьи станицы коммунистов Сердобского полка – до кровавого месива и «нутряного животного рева», наконец, избиение их всех в Татарском, где особо отличилась жена Петра Дарья, застрелившая Ивана Алексеевича… А вот Мишка Кошевой, распаленный известием об убийстве Штокмана, Ивана Алексеевича, словами приказа Троцкого о беспощадном разорении мятежных станиц, истреблении участников восстания, устраивает рукотворный апокалипсис, акт сжигания старого мира – купеческих и поповских домов со всем их хозяйством, застреливает деда Гришака на крыльце дома Коршуновых (в свое время батрачил у них и сам Мишка, и его отец), а через несколько месяцев уже Митька Коршунов зверски вырезает остатнюю семью революционного мстителя: его мать и малолетних брата и сестру.

Разверзается страшная чреда действий – противодействий, ведущая ко все большему усилению вольтажа взаимной ненависти и смертоубийственного неистовства. Прерывает эту дурную взаимоистребительную бесконечность разве что реакция ребенка («Маманя! Не бей его! Ой, не бей!.. Мне жалко! Боюсь! На нем кровь!» – в сцене измывательств над пленными, заставляющая опамятоваться мать и некоторых женщин. Да, Григорий Мелехов, несмотря на его невольно-вольную причастность к этой чреде, непосредственным внутренним инстинктом пытается каждый раз (но, увы, чаще всего безуспешно) в моменты пароксизмов взаимного озлобления не дать развязать зловещий галоп выдирания друг у друга, по ветхозаветному закону, глаза за глаз, зуба за зуб, жизни за жизнь, да еще и с избытком, с перехлестом. Более того, именно через своего главного героя писатель подводит читателя к чувству и мысли (на деле глубинно христианским) о необходимости прервать дурную бесконечность возмездия и борьбы, идущую крещендо, сойти с принципа «зуб за зуб», остановиться, простить, забыть; начать с начала. И хотя люди и жизнь никак не дают Григорию соскочить с крутящегося огненного колеса ненависти и смертоубийства, он все равно к этому приходит в финале эпопеи: возвращается домой, выбросив оружие, на столь проблематичную милость победителя…

И мать Григория, Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она, великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое – рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения! И Наталья, в смертельной обиде на мужа – до невозможности нести в себе и выносить его ребенка – мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной. И неистовая воительница за Григория Аксинья берет к себе детей Натальи, согревая их любовью. И может быть, именно тут лежит какой-то высший тест качеству человека: его, во всяком случае, радикально не проходит главный представитель новой власти в романе – Мишка Кошевой, непримиримый, неостановимый в своей классовой подозрительности и мести.

1 Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М.: «Советский писатель», 1989. – с. 279

Ситуация войны, испытание полной неуверенностью в будущем, разрухой, заразой, нависающей смертью в усугубленной, острой форме обнажает лик человеческой судьбы. Сняли покровы с человека – голый остался: жена генерал-майора, «благородная женщина в очках сидит, сквозь очки вошек на себе высматривает. А они по ней пешком идут <…> вшей – как на шелудивой кошке блох!» Всех окунули в грязную, вонючую, опасную иррациональную изнанку жизни, ту, которую так пытается камуфлировать городская цивилизация! 1

Подчеркивая внутреннее противоречие, конфликт в казаке между мирным землепашцем и воином (а сочетание этих двух занятий, двух человеческих типов конститутивно в нем, являет его резон быть), Шолохов выдвигает на первый план именно земледельца, наделяя своих героев неудержимым тяготением к этому столь естественному и любимому ими занятию и соответственному образу жизни. Именно на войне они особенно ностальгически оборачиваются к мирному труду на земле, представляя в воспоминании и предвосхищении то, что им более всего дорого: пахоту в степи, косьбу, сбор урожая, уход за лошадьми, хозяйственную утварь и инструмент… Для самого Шолохова времени создания «Тихого Дона» война, как уже отмечалось, совсем по-толстовски, – безумие, бессмыслица, зло, за исключением, пожалуй, того ограждения страны от турок, горцев, что и составило с самого начала смысл образования и существования казачества как такового и что нашло себе отражение в старинных песнях, так часто и проникновенно звучащих в романе. 2

Для того, чтобы написать поистине великий роман-эпопею, Шолохов не только принимал участие в боевых действиях, но и сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в «Тихом Доне». В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы. Шолохов любил казаков и потому при вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

1 Там же, с. 284

2 Там же, с. 298

Список использованной литературы:

1. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 320 с.

2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М.: «Советский писатель», 1989. – 464 с.

Автора в романе по понятным причинам не названо - возмущается: "Черкнули пером и доразу спаровали с Деникиным, в помощники ему зачислили"). Подлинно историческая, не искаженная в угоду официальным версиям основа романа свидетельствует о честной позиции автора, что вызвало активное противодействие пробольшевистской критики. За Шолоховым прочно закрепилась репутация апологета кулачества и белого...

И делает его романом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развил толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении в судьбах целого ряда героев. Высказывание Горького о том, что коммунизм породит...

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование: репродукции картин, отображающих Первую мировую и гражданскую войны; DVD-проигрыватель, телевизор, компьютер, проектор, записи звуков природы, эпизоды из к/ф “Тихий Дон”, эпиграф на экране.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные судьбе народа в годы войны), использование метапредметных связей с историей.

Ход урока

Вступление.

М.А. Шолохов, будучи молодым писателем, в возрасте 22-27 лет пишет роман-эпопею “Тихий Дон”. Во время работы его настольной книгой был роман-эпопея “Война и мир” Л.Толстого.

Действие “Тихого Дона” продолжается около 10-ти лет, с мая 1912 по март 1922 год (они захватывают более 700 персонажей (записать на доске или проецировать даты))

Какие исторические события охвачены Шолоховым в романе?

(Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в 3 ч. I кн., действие которой заканчивается в ноябре 1914 г.

Между I-II кн. – временной перерыв, 4 ч. открывается словами “1916 год. Октябрь”. Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но главный герой в этих событиях не участвует. Далее описывается попытка установления Советской власти на Дону.

В III кн. (6 ч.) и IV кн. (7 ч.) Верхнедонское восстание 1919 г.

Война - сначала Первая мировая, потом гражданская – показана Шолоховым как антитеза мирной жизни. “Чудовищная нелепица войны” проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мирной истории.

Тема урока:

“Война и мир в романе М.А.Шолохова “Тихий Дон” (запись в тетрадь)

Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

Беседа по 3-4 частям первой книги романа.

Прочитайте эпиграф к книге I.

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни

Какую роль он играет в 3 ч. романа?

(Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами 3 ч. романа. Впервые появляется дата: “В марте 1914 года...” Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застает казаков за привычной работой – косили жито. На сходе у людей одна тревога – мобилизация, одна мысль – “они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!” Страшное слово война откликается выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: “Милая ты моя... говядинка!” (кн. I., ч. 3, гл. 4))

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны? (Чтение эпизодов)

Кн. I, ч. 3, гл. 5 ...В последних числах июня (армейский 12-ый казачий)полк выступил на маневры. По распоряжению штаба дивизии полк походным порядком прошел до города Ровно....”

“...- Стреляют! - почти крикнул Прохор.

Страх налил мутью его телячьи глаза. Григорий поднял голову: перед ним двигалась в такт с конской спиной серая шинель взводного урядника, сбоку млело поле с нескошенными делянами жита, с жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного столба....”

“...Сотня подтянулась к деревушке. Во дворах кишат солдаты; в хатах -суетня: хозяева собираются выезжать. Всюду на лицах жителей лежала печать смятения и растерянность. В одном дворе Григорий, проезжая, видел: солдаты развели огонь под крышей сарая, а хозяин - высокий седой белорус, - раздавленный гнетом внезапного несчастья, ходил мимо, не обращая внимания. Григорий видел, как семья его бросала на телегу подушки в красных наволочках, разную рухлядь, а хозяин заботливо нес сломанный обод колеса, никому не нужный, пролежавший на погребице, быть может, десяток лет...”

“...- Пики к бою, шашки вон, в атаку марш-марш! - обрезал есаул команду и выпустил коня.

Глухо охнула земля, распятая под множеством копыт. Григорий едва успел опустить пику (он попал в первый ряд), как конь, захваченный хлынувшим потоком лошадей, рванулся и понес, забирая вовсю. Впереди рябил на сером фоне поля подъесаул Полковников. Неудержно летел навстречу черный клин пахоты. Первая сотня взвыла трясучим колеблющимся криком, крик перенесло к четвертой сотне. Лошади в комок сжимали ноги и пластались, кидая назад

сажени. Сквозь режущий свист в ушах Григорий услышал хлопки далеких еще выстрелов. Первая цвинькнула где-то высоко пуля, тягучий свист ее забороздил стеклянную хмарь неба. Григорий до боли прижимал к боку горячее древко пики, ладонь потела, словно смазанная слизистой жидкостью. Свист перелетавших пуль заставлял его клонить голову к мокрой шее коня, в ноздри ему бил острый запах конского пота. Как сквозь запотевшие стекла бинокля,

видел бурую гряду окопов, серых людей, бежавших к городу. Пулемет без передышки стлал над головами казаков веером разбегающийся визг пуль; они рвали впереди и под ногами лошадей ватные хлопья пыли.

В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь, он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в пальцах левой ноги....

Высокий белобровый австриец, с надвинутым на глаза кепи, хмурясь, почти в упор выстрелил в Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку. Григорий повел пикой, натягивая изо всей силы поводья... Удар настолько был силен, что пика, пронизав вскочившего на ноги австрийца, до половины древка вошла в него. Григорий не успел, нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и судороги, видя, как

австриец, весь переломившись назад (виднелся лишь острый небритый клин подбородка), перебирает, царапает скрюченными пальцами древко. Разжав пальцы, Григорий въелся занемевшей рукой в эфес шашки.

Австрийцы бежали в улицы предместья. Над серыми сгустками их мундиров

дыбились казачьи кони....”

Кн. I, ч. 3, гл. XIII ...Григорий дернул поводья, норовя зайти с подручной стороны, чтобы удобней было рубить; офицер, заметив его маневр, выстрелил из-под руки. Он расстрелял в Григория револьверную обойму и выхватил палаш. Три сокрушительных удара он, как видно искусный фехтовальщик, отразил играючи. Григорий, кривя рот, настиг его в четвертый раз, привстал на стременах (лошади их скакали почти рядом, и Григорий видел пепельно-серую, тугую, бритую щеку венгерца и номерную нашивку на воротнике мундира), он обманул бдительность венгерца ложным взмахом и, изменив направление удара, пырнул концом шашки, второй удар нанес в шею, где кончается позвоночный столб. Венгерец, роняя руку с палашом и поводья, выпрямился, выгнул грудь, как от укуса, слег на луку седла. Чувствуя чудовищное облегчение, Григорий рубанул его по голове. Он видел, как шашка по стоки въелась в кость выше уха.

Страшный удар в голову сзади вырвал у Григория сознание. Он ощутил во рту горячий рассол крови и понял, что падает, - откуда-то сбоку, кружась, стремительно неслась на него одетая жнивьем земля.

Жесткий толчок при падении на секунду вернул его к действительности. Он открыл глаза; омывая, их залила кровь. Топот возле уха и тяжкий дух лошади: "хап, хап, хап!" В последний раз открыл Григорий глаза, увидел раздутые розовые ноздри лошади, чей-то пронизавший стремя сапог. "Все", - змейкой скользнула облегчающая мысль. Гул и черная пустота.”

(Шолохов развивает, прежде всего, традиции Л.Н.Толстого: изображает войну правдиво, без прикрас, во всей ее отвратительности и бесчеловечности. Вспомним “Севастопольские рассказы”, “Войну и мир”)

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

(Первые впечатления людей, участвующих в боях, - изумление, разочарование, ужас; навсегда врезаются в память нелепые первые смерти. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (Кн. I, ч. 3, гл. V). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу)

Кн. I, ч. 3, гл. X Григорий Мелехов после боя под городом Лешнювом тяжело переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе, часто в

походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решетки. Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики: просыпаясь и очнувшись, гнал от себя он, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза.”

Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Обратимся к гл. 9

Кн. I, ч. 3, гл. IX А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались,

сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные.”

Это назвали подвигом. На самом деле это был “взрыв скотского энтузиазма” (гл. XI – запись убитого казака от 2 сентября)

Как снижается Шолоховым героический пафос?

Кн. I, ч. , гл. IV. Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрымчетыре георгиевских креста и четыре медали выслужил.”

(Шолохов показывает: храбрость человека идет не от лучших качеств – патриотизма, желания защитить жизнь, а от презрения к жизни, безжалостности, навязанных войной.)

Чем отличается подвиг Григория от “подвига” казаков в стычке с немцами?

(Григорий спасает человеческую жизнь)

Кн. I, ч. 3, гл. XX Офицер потерял сознание. Григорий тащил его на себе, падая, поднимаясь и вновь падая. Два раза бросал свою ношу и оба раза возвращался, поднимал и брел, как в сонной яви.

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА

Как ведет себя в полку Листницкий?

(Он пишет отцу: “Хочется живого дела и... если хотите – подвига... Еду на фронт” (Кн. I, ч. 3, гл. XIV). С полком ходил в контратаку (Кн. I, ч. 3, гл. XV). На Юго-Западном фронте под Листницким убили коня, сам он получил две раны (Кн. I, ч. 3, гл. XXII). Это человек чести, храбрый офицер.)

С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест бессмысленности, бесчеловечности войны.)

Какие изобразительные средства использует автор для изображения поведения человека на войне?

(Изобразительные средства разнообразны: он показывает, как казаки списывают “Молитву от оружия”, “Молитву от боя”, “Молитву при набеге”; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта. Лирически окрашены сцены у костра –казаки поют “Поехал казак на чужбину далеку...”)

Как отражается война на жизни мирных жителей?

(Война не щадит и невоенных. Мелеховы получают похоронку на Григория, незаконная семья с Аксиньей рушится, умирает дочь, возвращается Листницкий и остается у Аксиньи)

Кн. I, ч. 3, гл. XVI Поднимаясь, паралично дергая головой, с исступленным недоумением смотрел Пантелей Прокофьевич на ползавшую в корчах Дуняшку.

"Уведомляю Вас, что сын Ваш, казак 12-го Донского казачьего полка, Григорий Пантелеевич Мелехов в ночь на 16 сентября с.г. убит в бою под городом Каменка-Струмилово. Сын Ваш пал смертью храбрых, пусть это послужит Вам утешением в невознаградимой потере. Оставшееся имущество будет передано родному брату его Петру Мелехову. Конь остался при полке.

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА

За спасение жизни командира 9-го драгунского полка полковника Густава Грозберга казак 12-го Донского казачьего полка Мелехов Григорий производится в приказные и представляется к Георгиевскому кресту 4-й степени.”

(Это письмо получают Мелеховы спустя 12 дней после полученной похоронки)

Кн. I, ч. 3, гл. XXII “ ...Через три недели Евгений Листницкий прислал телеграмму, извещая о том, что получил отпуск и выехал домой...”

“... В первый же день, как только болезнь свалила девочку с ног, Аксинье

вспомнилась горькая Натальина фраза: "Отольются тебе мои слезы..."”

“... - М-а-ма... - шелестели маленькие спекшиеся губы.

Зернышко мое, дочушка! - приглушенно звенела мать. - Цветочек мой, не уходи, Танюшка! Глянь, моя красотушка, открой глазки. Опомнись же! Гулюшка моя черноглазая... За что же, господи?..

Девочка изредка поднимала воспаленные веки, налитые кровью дурной, глазенки устремляли текучий, неуловимый взгляд. Жадно ловила мать этот взгляд. Он уходил, казалось, внутрь себя, тоскующий, примиренный.

Умерла она на руках у матери. В последний раз, всхлипывая, зевнул посиневший ротик, и тельце вытянула судорога; запрокидываясь, катилась с Аксиньиной руки потная головка, прижмуренный, с мертвым зрачком, смотрел удивленно угрюмоватый мелеховский глазок...”

“... Могло же так случиться, что пуля взяла бы правее и продырявила мне голову? Теперь я истлевал бы, моим телом нажирались бы черви... Надо с жадностью жить каждый миг. Мне все можно!" Он (Евгений)на минуту ужаснулся своим мыслям, но воображение вновь вылепило страшную картину атаки и того момента, когда он поднялся с убитого коня и упал, срезанный пулями...”

“...Свои неписаные законы диктует людям жизнь. Через три дня ночью Евгений вновь пришел в половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула.”

Какова Шолоховская правда о войне?

(Через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Гражданская война в изображении Шолохова.

Мировая война для России – первый круг ада. Она пережила еще более неестественное – междоусобицу.

Что же произошло? Почему огромная территория находилась в огне? (Кадры из фильма)

Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие дети.

Анализ эпизодов книги II.

Кн. II, ч. 5, гл. 12 Подтелков и Чернецов. - Как ведет себя Подтелков с казаками?

“Подтелков нахмурился.”

“...Еще до избрания его председателем ревкома он заметно переменился в отношении к Григорию и остальным знакомым казакам, в голосе его уже тянули сквозняком нотки превосходства и некоторого высокомерия. Хмелем била власть в голову простого от природы казака.”

Какие детали с наибольшей наглядностью выражают внутреннее состояние Чернецова?

“Густую толпу взятых в плен офицеров сопровождал, кольцом охвативший их, конвой в тридцать казаков - 44-го полка и одной из сотен 27-го. Впереди всех шел Чернецов. Убегая от преследования, он сбросил полушубок и теперь шел в одной легонькой кожаной куртке. Погон на левом плече его был оборван. На лице возле левого глаза кровянилась свежая ссадина. Он шел быстро, не сбиваясь с ноги. Папаха, надетая набекрень, придавала ему вид беспечный и молодецкий. И тени испуга не было на его розовом лице: он, видимо, не брился несколько дней - русая поросль золотилась на щеках и подбородке. Чернецов сурово и быстро оглядывал подбегавших к нему казаков; горькая, ненавидящая складка тенилась между бровей. Он на ходу зажег спичку, закурил, стиснув папиросу углом розовых твердых губ.”

Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров?

(Автор наделяет их портретами; “поручик с красивейшими женскими глазами”, “высокий, бравый есаул”, “курчавый юнкер”. Шолохов хочет подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные “враги” - пред нами люди. В этом тоже продолжение толстовских традиций)

Что переживает Григорий в это трагическое время?

Кн. 2, ч. 5, гл. 13 После того как был ранен в бою под Глубокой, Григорий провалялся в походном лазарете в Миллерове неделю; слегка подлечив ногу, решил поехать домой. Коня привели ему станичные казаки. Ехал Григорий со смешанным чувством недовольства и радости: недовольства - потому, что покидал свою часть в самый разгар борьбы за власть на Дону, а радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор; сам от себя таил желание повидать Аксинью, но были и о ней думки.”

(Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности, Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.)

Вывод.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию. На одной судьбе показан весь излом общества. Мелехов Григорий – казак, крестьянин, земледелец, кормилец. И ломка этого кормильца и есть вся гражданская война.

Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. То он на стороне большевиков, то испытывает злобу к ним, то погружается в себя, пытаясь найти правду, вот он уже у Буденного, затем в банде Фомина. Везде – обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория: “Моим рукам работать надо, а не воевать”.

Герои Шолохова – это люди.

Какие люди? (простые, незаурядные, совершающие страшные деяния, но в конечном счете они остаются людьми, способными совершить бескорыстные, благородные поступки)

В чем символический смысл последнего эпизода второй книги?

“Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску.

И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.”

(В последнем эпизоде Шолохов рисует символические образы: старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь. Здесь сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное – трагические реалии, ставшие в “годину смуты и разврата” привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)

Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом?

(“Отцы и дети” Тургенева: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной природы”; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной...”)

Какие образы-символы вам запомнились?

(Березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий воюющих (звуки, картины природы))

Оценки.

Дом. задание.

  • Мысль семейная в романе (Мелеховы, Коршуновы, Астаховы, Моховы, Листницкие, Кошевые).
  • Женские образы (Наталья, Аксинья, Дуняша, Дарья. Дом, труд, любовь)



Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого. Война в изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом. (ч.3 гл.9)


Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). «Это был взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября, ч.з, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря. В этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой говорит о черте между двумя неприятельскими войсками- черте неизвестности, как бы отделяющей живых от мёртвых










Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовь ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию – вот сущность характера шолоховского героя. Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия) – вот о чём задумывается герой.




Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра – казаки поют «Поехал казак на чужбину далёку…»; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви на себе, родимая, ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»










Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра – солдатская песня) Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.


Домашнее задание: (по 2 книге) 1) Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? 2) Новая власть и отношение к ней казаков. 3) Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды). 4) Перечитать т.2, ч.5, гл. 1, 12, 13,24,30 5) Составить план «Судьба Григория Мелехова».