Характеристика Тома Сойера. Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи


Составьте анкетную характеристику Тома Сойера и Гекльберри Финна и получил лучший ответ

Ответ от Alex_m[гуру]
Образ Гека Финна и образ Тома Сойера (сравнительная характеристика)
ИЮЛЯ
7
В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена - «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера» представляют собой сочетание реализма с романтизмом. Реалистически описывая маленький городок, его сонную, обывательскую жизнь, Марк Твен противопоставляет ему романтический мир Тома и его друзей, их необычайные приключения. В красочных тонах изображается река Миссисипи и окружающая природа, создающая романтический фон в книге. В повести много действия. Динамично развивается сюжет, занимательности которого способствует приключенческая основа.
Второй период творчества Марка Твена, который приходится на 80-е и начало 90-х годов, характеризуется нарастанием критицизма. В эти годы в Соединенных Штатах усиливается классовая борьба, увеличивается количество стачек и забастовок, в которых принимают участие десятки и сотни тысяч рабочих. Если раньше в стране еще были свободные земли, дававшие возможность рабочим заняться земледелием, то теперь эти земли исчезли, захваченные монополистическими кликами и спекулянтами, и в сельском хозяйстве шел интенсивный процесс разорения и обнищания фермеров.
Перед лицом этих фактов постепенно исчезают мелкобуржуазные иллюзии писателя. Совершенно по-иному начинает восприниматься им американская действительность. Если в первый период у Твена преобладало оптимистическое, жизнерадостное восприятие жизни, то во второй период оно сменяется более критическим и скептическим.
Самое значительное произведение этих лет «Приключения Гекльберри Финна» (1885). Здесь Марк Твен опять обращается к изображению прошлого Америки, ко дням своего детства, которые так красочно были описаны в «Приключениях Тома Сойера». но по сравнению с «Томом Сойером» тема прошлого получает теперь другое звучание.
В «Приключениях Гекльберри Финна» центральным образом является образ Гека Финна, от лица которого ведется повествование. Образ Тома Сойера играет здесь второстепенную роль. По сравнению с первой книгой мы видим иного, повзрослевшего Гека Финна. Жизнь у него складывается иначе, чем у Тома Сойера, да и относится он к ней более серьезно. Большая разница между Геком и Томом заключается в том, что Том Сойер продолжает, оставаться мальчиком, не знающим трудностей жизни, и то время как Гек Финн взрослеет на наших глазах, приобретает жизненный опыт, многое испытывает и многое видит. Образ Гека Финна близок и дорог автору. Марк Твен особенно высоко ценит гуманность Гека, его человечное отношение к людям. Эта гуманность проявляется в отношении Гека к негру Джиму.
Одна из важнейших особенностей «Приключений Гекльберри Финна» в том и заключается, что этой книге правдиво воссоздается картина жизни Америки 50- х годов XIX в. По сравнению с «Томом Сойером» раздвигаются рамки повествования. В «Геке Финне» изображается уже не маленький городок, а значительная часть Америки. Гек и Джим плывут по Миссисипи- самой оживленной подпой артерии Соединенных Штатов, мимо больших и малых городов, многочисленных местечек, одиноких ферм, - здесь рисуется широкая картина американской жизни. Путешествуя вместе со своими героями, писатель весьма критически оценивает все, что встречается на их пути. Обращает на себя внимание тот факт, что Гек и Джим мало встречают честных, порядочных людей. Бандиты, убийцы, грабители, просто жулики - такова многочисленная галерея лиц, с которыми они сталкиваются.

Ответ от Крокус [гуру]
Нет ответа.- Том! Нет ответа.- Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты? Это старенькая тетя Полли зовет оставшегося на ее попечении озорника Тома. Проказник в это время в чулане поедает варенье. Тетя уже собралась отстегать его за это прутом, но мальчишка отвлек ее внимание, перемахнул через забор и удрал. Тетя любит и даже балует сына своей покойной сестры, однако церковь говорит ей: «Кто жалеет розги - тот губит ребенка». Тома надо наказать - заставить в праздник работать. А то ведь совсем распустится! Том в школу не ходил, а весело провел время, купаясь. Его выдает сводный младший брат Сид - послушный мальчик, ябеда и тихоня. Том убегает и бродит по городку до самого вечера, с удовольствием задираясь с другими мальчишками. На следующее утро тетя все-таки изловила Тома и заставила его белить почти тридцатиметровый высокий забор. Изобретательный мальчишка пытается уговорить сделать эту работу маленького раба - чернокожего Джима, но тот очень боится «старой миссис». Внезапно Тому пришла в голову блестящая мысль: он притворился, что для него белить забор - одно удовольствие. Окрестные мальчишки подходили подразнить и его и.. .выкупали право побелить хоть немного за ребячьи сокровища: алебастровые шарики, пищалки, недоеденные яблоки.. .И даже дохлую крысу с привязанной к ней веревкой, чтобы было удобнее вертеть.И вот однажды в одно воскресное утро, когда нужно было идти в церковь, тому пришла в башку идея на 100 долларов. Он притворился, что заболел, дескать брюхо болит--объелся вчера яблок с соседнего сада. Ладно, тётка ушла одна, а Том, забравшись на чердак, достал старую книгу про морские путешествия и жадно стал вчитываться в удивительные приключения морских пиратов. На ум тут же пришло в голову соорудить плот, на котором он мог бы оправиться в плавание со своим другом Геком. Он спустился с чердака и пошёл искать Гека, который весь день проводил на базаре, ковыряясь в придорожных канавах в поисках оброненных центов или таская за хвосты кошек и сцобак. Не один день они проводили за постройкой своего плота, а когда он был готов, стали запасать продукты: Том исхитрился утащить у тётки 3 банки варенья, кусок сала, два калача хлеба, круг домашней колбасы и одно яблоко. Гек пришёл на встречу с дохлой крысой, с полумёртвой кысой и тремя лапками от заколотой курицы. Не долго думая, они натянули парус, сшитый суровыми нитками из старых тёткиных панталон, оттолкнулись от берега шестом и отправились покорять дальние страны, не забыв при этом, водрузить флаг с черепом и костями на топ мачты. Воображение рисовало им удивительные приключения в Южной Америке, бычачьи бои, петушачьи и тараканьи бега.

«Приключения Тома Сойера» - замечательная книга, магическая, таинственная. Она прекрасна прежде всего своей глубиной. Каждый человек в любом возрасте может найти в ней что-то свое: ребенок - увлекательную историю, взрослый - искрометный юмор Марка Твена и воспоминания о детстве. Главный герой романа во время каждого прочтения произведения предстает в новом свете, т.е. характеристика Тома Сойера всегда разная, всегда свежая.

Том Сойер - обычный ребенок

Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он - озорник. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми Он живет с тетей, которая хоть и старается держать его в строгости, но у нее это плохо получается. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно.

Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет), стоит только вспомнить историю с забором, когда Том убедил всех детей в округе, что труд - это священное право и привилегия, а не тяжкое бремя.

Такая характеристика Тома Сойера выдает в нем человека не очень-то плохого. Далее личность самого известного придумщика и озорника будет раскрываться все новыми и новыми гранями.

Дружба, любовь и благородство не чужды Тому Сойеру

Другая добродетель Сойера - способность любить и жертвовать - предстает перед читателем во всей красе тогда, когда мальчик обнаруживает, что любит Ради нее он даже идет на жертву: подставляет свое тело под удары учительских розог за ее проступок. Это ведь замечательная характеристика Тома Сойера, которая высвечивает возвышенное отношение к даме сердца.

У Тома Сойера есть совесть. Они с Геком стали свидетелями убийства, и даже несмотря на совсем не иллюзорную опасность для их жизни, мальчики решились-таки помочь полиции и вызволить из тюрьмы бедолагу Меффа Поттера. Поступок с их стороны не только благородный, но и мужественный.

Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Почему Том именно такой? Потому что у него относительно все хорошо. Том хоть и трудный, но любимый ребенок, и он это знает. Поэтому почти все время живет в мире детства, в мире грез и фантазий, лишь изредка выглядывая в реальную действительность. Характеристика Тома Сойера в этом смысле не отличается от характеристики любого другого благополучного подростка. Такой вывод можно сделать, только если соотнести два образа - Для Сойера фантазии - как воздух, которым он дышит. Том полон надежд. В нем почти нет разочарований, поэтому он верит в придуманные миры и в придуманных людей.

Гек совсем другой. У него много проблем, нет родителей. Вернее, есть отец-алкоголик, но лучше бы его не было. Отец для Гека - источник постоянного беспокойства. Родитель его, конечно, пропал несколько лет назад, но доподлинно известно, что он не умер, а значит, он может в любой момент появиться в городе и начать снова третировать своего горемычного сына.

Для Гека фантазии - это опиум, благодаря которому жизнь еще хоть как-то можно выносить, но жить в мире иллюзий взрослый человек не может все время (а Финн именно такой).

Сойера даже немного жаль, потому что он не знает, как обстоят дела на самом деле. Его мир обходится без трагедии, тогда как существование Гека - это постоянная борьба. Совсем так же, как и у обычного взрослого человека: он выходит из мира детства и понимает, что его обманули. Таким образом, готова еще одна характеристика Тома Сойера.

Каким бы Том мог быть взрослым?

Соблазнительный вопрос для всех тех, кто читал «Приключения Тома Сойера». Но, кажется, недаром повествование о мальчиках не говорит ничего об их взрослых жизнях. Тут может быть как минимум две причины: либо в этих жизнях не будет ничего примечательного, либо для кого-то жизнь дальше не преподнесет приятных сюрпризов. И все это может быть.

Каким станет Том Сойер? Характеристика может быть такой: в будущем он обычный, рядовой человек без особенных жизненных свершений. Его детство полно разнообразных приключений, но по большому счету они всегда случались в некоторой зоне комфорта, и это позволяло Тому постоянно фабриковать фантазии.

С Геком другая история. В конце приключений Финн уходит из буржуазного мира, где царят сытость и моральность, в мир улиц, где властвует свобода, на его взгляд. Мальчик-бродяга не терпит рамок. Но вечно жить вне рамок и дышать только воздухом свободы невозможно, ибо любая жизнь нуждается в той или иной форме. Если же отдельно взятом сосуде (человеке) не ограничить, то он вырвется наружу, разрушив сам сосуд. Проще говоря, если Гек не изберет для себя определенную систему ценностей, он может вполне спиться и умереть под забором, как и его папаша, или сгинуть в пьяной драке. Взрослая жизнь не такая светлая, как жизнь ребенка, а жаль.

На этой не слишком радостной ноте нам говорит «до свидания» Том Сойер. Характеристика героя на этом завершается.

Гекльберри Финн - бездомный мальчик, сын первого питерсбергского пьяницы, бродяга, живущий где придется. Все матери городка ненавидили его, а все мальчишки завидовали его свободе и стремились к его обществу.

Гек имел больше жизненного опыта чем Том и был серьезнее его (особенно, это видно в истории со спасением негра Джима), тем не менее, именно Том всегда был лидером в их совместных делах.

В результате всем известной истории, Гек и Том Сойер, нашли клад, спрятанный в пещере Индейцем Джо. Гек стал богатым человеком по местным меркам. Его опекуном сделали вдову Дуглас, которую он спас от мести Джо, а заботу о его деньгах поручили судье Тэтчеру. Попав в приличный дом, Гек стал невыносимо страдать. Он непривык есть ножом и вилкой и спать в постели. В конце концов, он сбежал, но затем вернулся, так как Том Сойер пообещал сделать его разбойником.

Узнав, что Геку достались деньги, нашелся его отец и выкрал его. Он постоянно пил и был невменяем. Гек сбежал от него. Он встретил беглого негра Джима и они пустились в путешествие по реке Миссисипи. В итоге, после многих приключений, он попал к родственникам Тома Сойера и так получилось, что они приняли Гека за Тома, который должен был приехать со дня на день.

Том приехал и благополучно выдал себя на своего брата Сида. Вместе с Геком, он стал играть в освобождение негра Джима. В итоге, выяснилось, что Джиму дали свободу по завещанию мисс Уотсон. Так же Гек узнал, что его отец погиб и больше не будет его преследовать.

После этого он вернулся в родные края и зажил припеваючи. Дальнейшие приключения Тома и Гека описаны в повестях Марка Твена "Том Сойер - сыщик", где мальчики попадают в детективную историю и "Том Сойер за границей", где они путешествуют по миру на воздушным шаре.

Марк Твен личности Гека Финна:

"Все матери в городе от всего сердца ненавидели Гекльберри и в то же время боялись его, потому что он был ленивый, невоспитанный, скверный мальчишка, не признававший никаких обязательных правил. И еще потому, что их дети - все до одного - души в нем не чаяли, любили водиться с ним, хотя это было запрещено, и жаждали подражать ему во всем. Том, как и все прочие мальчишки из почтенных семейств, завидовал отверженному Гекльберри, и ему также было строго-настрого запрещено иметь дело с этим оборванцем. Конечно, именно по этой причине Том не упускал случая поиграть с ним. Гекльберри одевался в обноски с плеча взрослых людей; одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изодрана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собою развалину обширных размеров; от ее полей свешивался вниз длинный обрывок в виде полумесяца; пиджак, в те редкие дни, когда Гек напяливал его на себя, доходил ему чуть не до пят, так что задние пуговицы помещались значительно ниже шины; штаны висели на одной подтяжке и сзади болтались пустым мешком, а внизу были украшены бахромой и волочились по грязи, если Гек не засучивал их."

"Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается. В хорошую погоду он ночевал на ступеньках чужого крыльца, а в дождливую - в пустых бочках. Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу или купаться, когда и где ему было угодно, и сидеть в воде, сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнуренные, скованные по рукам и ногам “хорошо воспитанные” мальчики из почтенных семейств."

Экранизации

История о Гекльберри Финне неоднократно экранизировалась. В нашей стране было снято два фильма:

"Совсем пропащий" - фильм Георгия Данелии 1972 года, где Гека играет Роман Мадьянов

"Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" - фильм 1981 года, снятый режиссёром Станиславом Говорухиным, где роль Гека исполнил Владислав Галкин.

Кстати, словом huckleberry называется мелкая ягода, похожая на голубику, распространённая в Северной Америке, а в староанглийском слэнге так говорили при упоминании какой-нибудь малозначительной вещи, иногда в тёплом, ласковом контексте.