Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия. "Безумие - не замечать мир, каким он должен быть!" В Тюмени впервые отметили Международный день соседей


В Тюмени впервые отметили Международный день соседей

Тюменцы старшего возраста наверняка помнят, как дружили всем двором. Почему бы не возродить старую добрую традицию? Ведь дружба помогает решать любые проблемы. Что интересно, хорошо забытое старое отвечает целям новых федеральных проектов «Управдом» и «Школа грамотного потребителя».

День соседей зародился во Франции в конце XX века, вскоре идею подхватили в других странах. Инициативу партии «Единая Россия» отметить такой праздник в областной столице поддержали Тюменская городская Дума, управы административных округов, активно действующие в Тюмени органы территориального самоуправления и обычные жители.

Пирожки, эстафеты, шашки…

Первые гулянья начались еще вечером в пятницу в заречной части города. Двор дома № 4 по улице Ватутина наполняла музыка. «Нарисуй в своем окне мир, каким он должен быть», - пела девочка, и было понятно, что люди, организовавшие встречу соседей, как раз такого сорта. Главным зачинщиком стал орган ТОС микрорайона. Его председатель Ирина Локтева живет как раз в этом доме. Необычные фигурки под окнами - плод ее фантазии. Колодец-журавль прячет выглядывающее одним боком ведро, поодаль среди клумб вырос плетень, заставляющий улыбнуться…

Живем в этом доме уже 33 года, - рассказывает Ирина Михайловна. - Раньше все знали, чьи дети гуляют во дворе, вместе следили за общественным порядком. Хочется возродить традицию добрососедства, чтобы внуки могли без боязни играть на площадке. Попробуем сделать лучше жизнь друг друга.

Открывает праздник тоже она, а затем передает слово региональному координатору проектов «Школа грамотного потребителя» и «Управдом», советнику председателя гордумы Юрию Будимирову. Он поясняет, что смысл проектов в том, чтобы объединяться и жить дружнее, научиться со знанием дела управлять собственным имуществом, становиться ответственными пользователями услуг ЖКХ.

Эти проекты призваны воспитать грамотных управляющих многоквартирными домами, которые знают права и обязанности жильцов, проявляют компетентность при заключении договоров с управляющими компаниями. Организовано обучение и повышение квалификации управдомов, - подчеркнул Юрий Будимиров.

Жильцам, которые активно включились в организацию праздника, он вручил дипломы и благодарственные письма. Еще стопочка дипломов лежит пока в сторонке - их подпишут победителям игр и соревнований.

Было видно, что соседи рады провести время вместе, да еще так необычно и интересно. Кто-то напек пирожков, кто-то распечатал фотографии будней двора для конкурса «Узнай, кто в кадре», кто-то устроил забавы для детей, кто-то провел со взрослыми викторину по истории города. Пенсионеры просто сели рядком, наблюдая и общаясь друг с другом, делясь воспоминаниями. Поскольку был будний день, соседей собралось немного, но вечером участников прибавилось.

Спортивный двор

В субботу шумно, весело и многолюдно было сразу в нескольких дворах областной столицы.

Жители дома 6/2 по улице Валерии Гнаровской вы-шли на праздник к десяти утра. На спортивной площадке развернулись соревнования по волейболу, мужчины тягали гири по 16 кг, а дети проверяли меткость в дартсе и рисовали на асфальте. На праздник жильцы выходили семьями.

Очень рад, что живу в этом дворе, жильцы хорошие, дружные. Знаю практически всех соседей. Двор у нас очень спортивный. Иван Ямов - душа нашей компании, организует спортивные праздники, как зимой, так и летом, скучать не приходится, - говорит участник акции Дмитрий Левонюк.

Благодаря инициативе жителей во дворе появилась спортивная площадка для игры в пляжный волейбол. Жильцы сами подготовили место, завезли песок и только затем обратились за помощью в администрацию для приобретения ограждения. Теперь на состязания по волейболу сюда приходят и жители из соседних дворов.

Ближе к обеду жильцов на праздничной площадке стало еще больше. Пока малыши качались на качелях и играли в песочнице, родители успевали попробовать свои силы в спортивных состязаниях. Большой интерес у мальчишек вызвала выставка оружия, организованная Союзом ветеранов пограничных войск.

Как отметил Юрий Будимиров, через игру и творчество реализуются важные задачи сферы жилищно-коммунального хозяйства. По его мнению, праздник получился замечательным и, скорее всего, станет традиционным. А вам, уважаемые читатели, хотелось бы устроить подобное?

Много думаю об этом. Пытаюсь представить его себе, то есть создать мыслеформу, как все советуют. И ничего не выходит. Вот те критерии, которые мы видим в понятии «Идеальный мир»

Цитата:
Идеальный мир - это мир, где живут только добрые люди, где живут только здоровые, нет больных, нет бедных. Все равны.

Цитата:
Идеальный мир предполагает очень высокий уровень морали у жителей этого мира, то есть они также должны быть идеальными. Никто никому не вредит. Прежде чем сделать что-либо, каждый думает, не причинит ли такое действие вред кому-либо. В этом мире нет обмана, торжествует истина. Высшая степень терпения и доброты.

Цитата:
Главное.что может объединить всех людей для идеального человека - это то.что в нем обязательно должна быть любовь. свобода и доброта.

Цитата:
Идеальный мир можно увидеть глазами ребенка - чувство любви, защищенности и безопасности, искренние улыбки близких и окружающих людей, похвала за заслуги и достижения, возможности для раскрытия талантов.

Цитата:
Идеальный мир-это когда нет войны,горя,слёз,боли,смерти, когда всё взаимосвязано, когда обитатели мира этот мир чувствуют как самих себя, когда все и всё... гармонично

Цитата:
Частью идеального мира является ясность и упорядоченность -следствие зависит от поступка и им же исправляется, положительным эмоциям -волю и понимание окружения -отрицательным -жесткий контроль и в первую очеред само-; все по своему циклу, без сбоев в погоде и природе, каждый на своем месте и людям несвойственны зависть и сожаление, мысли касаются конкретных задач и их решения, а не соскальзывают в ненужную рефлексию. Инстинкты жизни реализуются, но так, чтобы не причинять серъезного вреда.
Частично для меня средой такого идеального мира является Природа

Цитата:
Каким должен быть идеальный мир? Наверное, таким, где не будет войн, насилия, голода и безработицы, где люди будут помогать друг другу и получать помощь, не ожидая чего-либо взамен. В таком мире экология будет занимать, куда большее место в жизни, чем в этом. Это будет мир без человеческого равнодушия к людям и ко всему, что нас окружает. Граждане идеального мира будут стараться становиться лучше, развиваться духовно и вести других людей за собой.

Можно сколько угодно пытаться представлять себе идеальный мир, но ничего не выйдет. Все останется лишь на словах. Потому что для этого надо вначале изменить физические условия проживания на планетах 3D плотности как наша Земля на более мягкие.

Во-вторых придется установить контроль за рождаемостью, чтобы не было перенаселения, а значит бы не возникал голод и болезни. Кто будет определять когда и кому можно будет родить ребенка?

В третьих придется установить контроль за мыслями, эмоциями и поведением человека – пока человечество полностью не изменится или не зомбируется. Возникает вопрос кто это будет делать?

В четвертых – отменить денежные отношения, то есть попросту отменить деньги: останется система распределения (порвались штаны – пиши заявку). Но кто будет распределять? :-D Всеобщая работа на фабриках и в сельском хозяйстве на благо всех.

И никакого надзора? Но тогда как узнать сколько продукции надо вырабатывать?

Получается какой то жуткий мир, в котором совсем не хочется жить.

Можно еще много фантазировать на эту тему, но не хочется. Вряд ли в таком идеальном мире возможны все те качества, о которых мы мечтаем.

Вывод:

Идеальный мир возможен лишь в более Тонких мирах. Там, где не требуется обеспечивать всем необходимым свое физическое тело. То есть это будет мир Бога.

Античный герой активен, действен. Он менее всего похож на «страдательную» лич­ность, над которой властвует произвол судьбы. Хотя он подчинен необхо­димости и порой даже не в силах предотвратить свою гибель, он борется, и только через его свободное действие проявляется необходимость. Ан­тичный герой отличается от героя искусства Средневековья. Характерны сходства и различия образа эсхиловского прикованного Прометея и обра­за Христа в средневековом искусстве. И тот и другой терпят муку во имя людей, и тот и другой бессмертные боги, и тот и другой умеют предвидеть будущее и знают наперед о тех мучениях, которые им уготованы, и тот и другой могут уклониться от своих страданий, но принимают их. Тем не менее это глубоко различные образы. Гефест говорит о Прометее:

Так страждешь ты за человеколюбье! Сам бог, презрев грозящий гнев богов, Почтил ты смертных выше всякой меры. За это будешь сторожить скалу, Стоять без сна, коленей не сгибая

Прометей признается: «По правде, всех богов я ненавижу». Прометей - титан, богоборец, и этим он скорее похож на позднейшего романтиче­ского богоборца - демона, чем на средневекового смиренного Хри­ста-боголюбца. Неукротимый, революционно-героический дух отличает образ Прометея от мученического образа Христа. Прометею не присущи

ни смирение, ни покаянное долготерпение, ни всепрощение, ни приятие несовершенства земного и небесного бытия. Он говорит посланцу богов Гермесу:

Уверен будь, что я б не променял

Моих скорбей на рабское служенье.

Христос же мученически искупает своими страданиями человеческие грехи. Образ Христа в средневековом искусстве наделен мужеством и го­товностью принять смерть за людей, но лишен героических черт.

Прометей дает людям новые знания и расплачивается за это. Образ Прометея - образ романтического героя, жертвующего собой ради зна­ний и благополучия человечества. Кажется странным, что Эсхил в «Орес­тее» и других произведениях выступающий как мифологический реалист, в «Прометее прикованном» предстает как художник мифологического ро­мантизма. Не случайно А.Ф. Лосев и А. А. Тахо-Годи утверждают, что тра­гедия «Прометей прикованный» написана не Эсхилом.

4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и ду­мают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными уте­хами.

Лирика была целым пластом в античной художественной культуре. Лирика воспевала и поэтизировала любовные утехи (Сапфо), одухотворя­ла сатиру. Древняя сатира выступает как личное отношение художника к явлению. Песни подвыпившей толпы селян - комоса - вбирали в себя мотивы пьяного веселья и чувственные, отвечавшие сакральному смыслу праздника образы сексуальной жизни. Действо сопровождали насмешки, направленные против отдельных лиц, носившие личный характер и иду­щие от личности к личности. На обоих полюсах древней сатиры - узко­частное, за которым лишь отдаленно мерцает всеобщее. Это всеобщее и есть то, как об осмеиваемом явлении «говорят и думают многие». Эта са­тира лирична. Критика идет с точки зрения «я» автора, он руководствует­ся лишь своим непосредственным впечатлением и выступает в качестве положительного героя сатиры. «Я» художника индивидуализировано и предстает как тип, но оно еще не развернуто как субъективное богатство духа. Состояние мира в мышлении сатирика отсутствует. Древнейшая греческая сатира «Война мышей и лягушек» («Батрахомиомахия» - на­чало V в. до н.э.) написана в «лирическом», а не в «эпическом» ключе. Главное в этом произведении - не повествование о перипетиях сраже­ний, а пародирование героического эпоса. У Гомера умирающий герой обычно предрекает близкую и неминуемую гибель своему убийце. Смер­тельно раненный Патрокл предвещает Гектору:



Жить, Приамид, и тебе остается недолгое время:

Рок всемогущий и смерть пред тобою стоят уже близко,

Вскоре падешь от руки беспорочного внука Эака.

Здесь сообщается о результатах сражения Гектора и Патрокла и пред­сказываются грядущие события. В «Батрахомиомахии», убиваемая царем лягушек Вздуломордой, мышь тоже предрекает своему губителю смерть:

Ты, Вздуломорда, не думай, что скроешь коварством поступок

В воду меня заманил..

Но всевидящий бог покарает.

Здесь пародируется героическая тема «Илиады». Личное критическое отношение проявляется и при пародировании плача троянского царя При­ама по Гектору, убитому Ахиллом, и при изображении совета богов, в рас­сказе об изгрызенном мышами плаще Афины. Пародийно звучит и торже­ственный гекзаметр гомеровского эпоса при изображении сражения мы­шей и лягушек. Адрес древнейшей сатиры не зло вообще, не строй жизни, а конкретная персона с ее конкретными действиями. Исходная позиция сатирической насмешки здесь не эстетический идеал и не общественная норма, а личная неприязнь художника, отражающая мнение «многих». Эта особенность присуща даже наиболее социальной по своей природе сатире Аристофана. Гоголь писал: «Есть следы общественной комедии у древних греков, но Аристофан руководился более личным расположени­ем , нападал на злоупотребления одного какого-нибудь человека (подчерк­нуто мной. - Ю. Б.) и не всегда имел в виду истину: доказательством то­му то, что он дерзнул осмеять Сократа». Конечно, сквозь личное отноше­ние Аристофана уже явственно проглядывает его демократическая про­грамма, однако все же развернутые положительные общественные прин­ципы как исходная точка сатиры появляются лишь на следующем этапе - у Ювенала. Осмеяние Сократа также отражает мнение многих, ведь этот философ демократическим голосованием граждан полиса был осужден на смерть.

Развитая государственность Рима неизбежно вызывает нормативность мышления и оценок, четкое разделение добра и зла, положительного и отрицательного. На рубеже I и II веков, в эпоху Ювенала, в Риме императорская власть приглушает междоусобицы различ­ных социальных групп. Это была консолидация под натиском нашествия варварских пле­мен, волнений в провинциях и усиливавшегося сопротивления рабов. Социальный компромисс верхов под эгидой императорской власти через много веков, на новой основе повторится во французском абсолютизме и рожденном на его основе искусстве классициз­ма. Римская литература начала II века полна нападок на прошлое, и только Ювенал облича­ет жизнь императорского Рима не как прошлое, а как настоящее. Он разоблачает контраст богатства и нищеты, надменности и унижения, показывает бесчестные источники обогаще­ния - подлоги, доносы, притеснения жителей провинций. Ювенал говорит об «испорчен­ности века». Положительная позиция сатиры Ювенала расплывчата и обусловлена противоречивостью исторических обстоятельств: вынужденная консолидация граждан при углублении их имущественного неравенства. Это породило у Ювенала ноты безысходно­сти. Его положительная программа обращена в прошлое, к идеализированным картинам бы­лой простоты жизни древних италийских племен. Положительную программу своей сатиры - общественное согласие, мирный труд и довольство малым - Ювенал ищет в раннем пе­риоде Римской республики. На Ювенала повлияла стоическая философия (в частности, Ди-

он Хризостом), развивавшая идеи социального мира, целесообразного миропорядка и взаимной любви Исследователи трактуют Ювенала то как сторонника сильной император­ской власти, то как проповедника республиканской и даже патриархальной старины. Лите­ратуровед М. Покровский замечает, что Ювенал резко нападал на нравы империи, но не был республиканцем. Позиции сатиры Ювенала были современны, так как вели к консолидации, т. е. в том же направлении, в каком шел реальный политический процесс в Риме. Эти пози­ции позволяли критически относиться к императорскому Риму, запутавшемуся в противо­речиях. Исходная точка анализа жизни у Ювенала: позиция идиллического прошлого и абстрактно целесообразного миропорядка, целесообразного по мнению «многих».

18 ноября на сцене драматического театра имени Грибоедова выступил народный артист СССР, патриарх советского и российского театра и кино Владимир Зельдин. Это один из немногих людей, над которыми до такой невероятной степени не властно время - в свои 96 лет он грациозен, элегантен, остроумен и окружен прекрасными женщинами. "Да я на любую роль согласилась бы, даже без слов, только бы постоять с ним на одной сцене! Это счастье огромное, это подарок судьбы для меня", - говорит молодая артистка Московского драматического театра "Модернъ" Мария Орлова. И зрители с ней согласны: увидев Зельдина на сцене, они поняли, что до сих пор многого о театре не знали.

Самым поразительным является то, что Владимир Михайлович по сей день ездит на гастроли, причем не со своим родным Центральным академическим театром Российской Армии, а с театром "Модернъ", в постановках которой участвует в качестве приглашенной "звезды". Зачем это ему? Наверно, нетрудно мастеру ответить на этот вопрос какой-нибудь дежурной фразой, ведь спрашивали его об этом журналисты по всей стране за все эти годы, наверно, тысячи раз. Но Зельдин - патриарх и считает необходимым отвечать на вопросы серьезно и обдуманно.

В силу материальных проблем, с которыми сталкиваются театры, гастролей сейчас почти нет, - говорит Владимир Михайлович. - Это связано с деньгами, это дорого… И в моем понимании, это страшное упущение! Культура имеет первостепенное значение в жизни страны, культура - это душа нации. Вы думаете, во время войны мы победили силой оружия? Нет, силой духа! Некоторые наши государственные мужи считают, что при распределении финансов о культуре допустимо вспомнить в последнюю очередь… Не переименованием милиции в полицию мы победим коррупцию, преступность, все остальные негативные явления в нашей жизни, а только культурой! Цивилизация разрушает мир, и препятствует этому только культура!

Вроде бы и не по существу ответ, но нужно было находиться в зале Смоленского драматического театра имени Грибоедова в прошлую пятницу и видеть глаза, которыми люди смотрели на сцену. Что греха таить - эта сцена в последние годы видит больше шансона и антреприз, чем театра, а тут - и декорации, и музыка, и свет, и костюмы, и Достоевский, и… Зельдин! И вроде бы не самая сложная, не самая серьезная пьеса - "Дядюшкин сон", и поставили ее в "Модерне" необычно, создав комедию вместо по всему напрашивавшейся драмы, но эффект поразительный! И как-то хочется встрепенуться, вспомнить о чем-то светлом, давно забытом… Ведь было же, было! И общий выдох на выдохе: "Невероятно!". Это, конечно, о Зельдине. И память об этом спектакле не сотрется, и люди, которые смогли это увидеть, стали чуточку лучше…

Сейчас Владимир Михайлович играет в пяти спектаклях. Главный из них - "Человек из Ламанчи", американский мюзикл 60-х годов, поставленный Юлием Гусманом в театре Российской Армии к 90-летию артиста. В успех этого поразительного проекта не верил никто, репетиции шли тяжело, некоторые актеры сходили с дистанции, но результат превзошел все ожидания - успех был оглушительный!

Вот почему? А потому, что этот спектакль, этот герой говорит о человечности, о доброте, о красоте, о милосердии, - объясняется Владимир Михайлович. - Есть заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и так далее. У Дон Кихота тоже есть заповеди. Вот он говорит: "Дон Кихот, вздохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен прожить ее. Не называй своим ничего, кроме своей души, люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь стать!". Понимаете? Сейчас мир, как у Набокова: "И мы пришли в зловещий век". Если есть в мире волшебство, то оно в театре, в кинематографе. Люди приходят, видят декорации, сценографию, слышат слова актеров, смеются, плачут… Если ты хочешь, чтобы зритель заплакал, ты должен в себе накопить тысячи слез. Если хочешь, что он засмеялся, ты должен накопить в себе тысячи улыбок. Мы - волшебники! За волшебством зритель приходит в театр! Чудеса от Господа Бога бывают редко, а в театре и кино они происходят каждый вечер. Мой монолог заканчивается так: "Кто ответит, что такое безумие, когда весь мир сошел с ума, когда люди забыли о сострадании, о помощи друг другу… Искать сокровища там, где есть только мусор, наверное, безумие, но выбросить жемчужину только потому, что она из навозной кучи - тоже безумие. Но самое худшее безумие - видеть мир, такой, какой он есть, не замечая того, каким он должен быть!". Вот почему зритель приходит на этот спектакль. И для меня эта роль - счастье.

В Смоленске "Модернъ" показал два взрослых ("Дядюшкин сон" Достоевского и "Однажды в Париже" Валентины Аслановой) и два детских спектакля (оба по пьесам Сергея Михалкова - "Трусохвостик" и "Зайка-Зазнайка"). Кроме Владимира Зельдина, в них блистали народная артистка России Наталья Тенякова и народная артистка СССР Вера Васильева. Гастроли были обменными, и это, кстати, тоже настоящее событие - впервые за долгие годы труппа Смоленского драматического театра в феврале отправится с гастролями в Москву - с ответным визитом, на территорию "Модерна".