Использованные Гончаровым в романе « Обломов. Сон Обломова


Разделы: Русский язык , Литература

  1. Повторение и обобщение темы “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А.Гончарова “Обломов”.
  2. Закрепить знания о художественно – выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
  3. Развивать у учащихся языковое чутье.
  4. Учить детей создавать проекты (использование новых информационных технологий)

Оборудование: портрет писателя, текст, памятка с лексическим анализом текста, ключевые слова, компьютер, проекционная система.

Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим тему “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова “Обломов”, обратимся к художественным изобразительно-выразительным средствам языка на примере отрывка из произведения, представим и защитим свои проекты.

2. Работа над эпиграфом.

К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся...

В.Г.Белинский.

3.

Гончаров принадлежит к мастерам слова, оказавшим большое влияние на развитие языка русской художественной прозы. Для стиля писателя характерны особая пластичность изображения и предельная точность словоупотребления в сочетании с богатством образных средств. Сам Гончаров относил себя к “живописующим” писателям, которые обладают “способностью рисовать словом”

4. Вспомните, что вы знаете об авторе?

(Презентация проекта “И.А.Гончаров) Приложение 1.

5. Работа над текстом.

– Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

– Докажите, что это текст.

– Определите тему текста.

(Необузданная стихия дикой природы, не подвластная человеку, беспомощность человека перед этой стихией)

Разделите текст на смысловые части, микротемы. (3 части)

Определите главную мысль 1 микротемы (Чудный уголок), второй (Картина дикой природы), третьей (Мирный уголок).

Как соотносятся начало и конец текста. (начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя его центральную часть)

Какова же идея текста?

(Человек теряется на фоне дикой природы, усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека.)

Обратим внимание на лексические средства связи между предложениями.

(В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15).

Для чего в тексте повторяется слово море 4 раза?

Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? (перифразы)

Выпишите перифразы в тетрадь

(Необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, широкая картина)

Дополнить:

– Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

– Какие из них используются в этом тексте, докажите свое мнение.

– Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море.

(Море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачно и неразгаданное, стон, зловещие голоса)

Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

(Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище.)

Например, в 10 предложении звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков (р-в-б), передающих рев и рокот, и аллитерации (с-н-ж) О и У создают впечатление стона, завывания.

– Найдите в тексте контекстуальные синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

(Контекстульные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая К. синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы)

Обратите внимание на аллитерацию в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

(Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков р, рь одновременно передает рычание зверя и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящие от дикой природы)

– Какие литературные тропы использует Гончаров для создания такого образа природы?

– Какие из них основаны на переносном значении слов?

Защита презентации “Изобразительно– выразительные средства языка”

Эпитеты – необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное содержание, зловещие голоса, дикий зверь)

Сравнения (безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся... Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...)

Олицетворения (рев валов, валы твердят свою песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища, да чьи-то пронзительные, зловещие голоса, вопли природы, небо... отступилось от людей)

– Найдите примеры использования градации в этом тексте?

(Море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины)

Учитель:

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова эпизода.

Защита презентации “Субъективные и объективные ключевые слова эпизода” Приложение 2.

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовки) выбирает море, горы, пропасти?

(Море, горы, пропасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, стремление к свободе, к преодолению обыденности, одиночеству. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой)

Защита презентации– теста по роману И.А.Гончарова “Обломов” Приложение 3.

Творческое задание: Мое впечатление от начала главы “Сон Обломова”

Обобщение: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Мы доказали с вами правильность слов Белинского…

Существуют и другие справедливые высказывания о языке Гончарова. Приведу слова Булаховского “Язык романа прост без опрощенности и сниженности, полон и красив без погони за украшенностью, точен в передаче авторской мысли”


Роман И.А.Гончарова «Обломов»

1 вариант

Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!... В колебании водяной массы человек всё видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Составитель Панфилова С.В.

Средства речевой выразительности
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова» (часть 1, глава 9)
2 вариант

1. Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.
Каковы функции средств речевой выразительности?

Солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже
Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Составитель Панфилова С.В.

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке.

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо-бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра-фии. Содержание его направлено на осмысление жиз-ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави-сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче-ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома-на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи-тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо-ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до-вольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку-шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)

Большое значение в композиции романа играет гла-ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо-ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита-ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка-кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо-ничная личность Штольца, описано его русско-не-мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод-вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен-ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло-мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же-нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по-гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля-ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству-ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор-мировалась личность главного героя, а также просле-живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль-ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци-ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ-лению в литературе. В характере главного героя выде-ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль-ной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением ин-дивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает сво-его героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не по-хож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гого-лем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жесто-кости, напротив, он кроток, добр, благодарен.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в рома-не одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены от-ношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судь-бу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав-тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро-тив, она обогащена научно-публицистическими сло-вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге-роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло-мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне-го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай-но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен-ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз-ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг дру-га. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни пре-ходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вче-ра отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже ото-шла... Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется ку-да-то вперед...» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».

Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не мо-жет, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкаль-ного произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.

Портретное описание героя в романе является важ-ным элементом в создании его образа. Например, Обло-мов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внеш-ность героев. У Обломова «господствующим и основ-ным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразлич-ный... », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, ма-леньких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров-ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч-ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при-знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло-ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин-тереса, дорожит только своим спокойствием, совер-шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он бес-престанно в движении: понадобится обществу по-слать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспосо-бить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает...» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, по-эзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.

При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Об-ломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяи-на, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как по-слушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в за-висимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следст-вие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попа-даешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит... в домаш-нем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнич-ки рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает...». Но по-сле разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторо-ну халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеев-ны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».

Очень подробны описания интерьеров, особое вни-мание автор уделяет бытовым подробностям. Напри-мер, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел-ковою материею, красивые ширмы с вышитыми не-бывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, брон-за, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь-ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра-циозными стульями красного дерева, шаткими эта-жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де-рево местами отстало...

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка-ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та-релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва-лялись хлебные крошки.

Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, ле-жащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и во-обще лишено было живых следов человеческого при-сутствия. На этажерках, правда, лежали две-три раз-вернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожел-тели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем ис-пуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на челове-честве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «про-рехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и лю-бовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к со-усу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Об-ломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоро-венького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обло-мовке несет не только физическое, но и в какой-то сте-пени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суети-лось и заботилось, все жило такою полною, муравьи-ного, такою заметною жизнью».

Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жиз-ни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наря-ду с прекрасной погодой, купанием в реке, составле-нием букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го-тов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...»

При сравнении жизни в Обломовке и в предпола-гаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич-ные дни... стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопро-литий. Пекли исполинский пирог...».

И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Ага-фьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней вод-кой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).

Роман И. А. Гончарова был высоко оценен совре-менниками, вызвав многочисленные критические от-клики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Турге-нева, заметившего после его прочтения: «Пока оста-нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жиз-ни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших во-просах жизни, о своем назначении в ней.

Содержание романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» мне было знакомо с детства, и, когда возникла необходимость самой прочесть его, я взяла книгу без большого желания, так как считала, что будет скучно, потому что это произведение небогато внешними событиями, в нем нет неожиданных происшествий, эффектных приключений. Но очень скоро я поняла, что мои опасения были напрасны. С первых же страниц я попала под обаяние неспешного, плавного и в то же время выразительного гончаровского слога, как живые вставали передо мной герои произведения. Позднее, изучая роман на уроках литературы, я пыталась разобраться, как удается писателю добиться такой достоверности в изображении своих персонажей, так что даже нам, живущим через полтора столетия, они кажутся близкими и понятными.

Действие романа и впрямь не насыщено событиями, но, мне кажется, это связано с тем, что все внимание писателя сосредоточено на внутреннем мире человека, его психологии, своеобразии его характера. Главным приемом раскрытия характера у Гончарова является портрет. Портрет в романе, чрезвычайно подробный и обстоятельный, иногда занимает несколько страниц, но зато дает представление не только о внешности, но и об образе жизни, характере, жизненной позиции героя. За каждой деталью портрета Обломова, с которого начинается роман, стоит какая-либо психологическая черта. Такие детали, как «отсутствие всякой определенной идеи», «безразличный» цвет лица, халат, похожий на послушного раба, длинные, мягкие, широкие туфли и замечание о том, что Илья Ильич «обрюзг не по летам», рисуют человека ленивого и апатичного. Именно эти штрихи портрета и бросаются в глаза при первом прочтении. Но когда внимательно перечитываешь первые страницы романа, замечаешь и «приятную наружность», и «ровный свет», и «мягкость» и начинаешь понимать, что характер этот не так однозначен. Внимание к деталям - обязательное условие для чтения романа Гончарова. Подчас та или иная портретная деталь многократно повторяется в тексте, подчеркивая наиболее значимую черту характера. Помимо уже названного халата Обломова, это подвижные, говорящие брови и маленькая складка над одной из них в портрете Ольги Ильинской, голый локоть с ямочкой у Агафьи Матвеевны, нос Анисьи, как будто отставший от лица, у Мухоярова - характерное движение пальца ногтем вниз.

Дополнением к портрету служит у Гончарова интерьер. Особенно выразительно описание кабинета Обломова: в нем та же двойственность, что и в портрете. Здесь и красивая мебель, и ковры, «несколько картин, бронза, фарфор», и вообще комната «с первого взгляда казалась прекрасно убранною». Однако «вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». Картины покрыты паутиной, на зеркалах - пыль, ковры в пятнах. Особое значение, на мой взгляд, имеют следующие детали: покрывшиеся пылью страницы развернутых книг, прошлогодний номер газеты и чернильница, в которую «если обмакнуть перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». Все это свидетельствует о том, что в доме Обломова замерла не только физическая, но и духовная жизнь: он давно ничего не читает, ничего не пишет (а между тем мы застаем его как раз в тот момент, когда он должен написать письмо старосте и составить план переустройства имения).

Интересно, что все изменения в душевном состоянии героя будут отражаться в портрете и интерьере. В те месяцы, когда жизнь Обломова будет наполнена любовью к Ольге, преобразится и его комната, и его внешность: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Исчезновение халата, символа обломовской апатии, очень примечательно, как примечательно и то, что на этих страницах романа появляется новая значимая деталь - ветка сирени - символ надежд, любви, воскрешения души.

Душевное состояние героев находит свое отражение и в пейзаже, изменения которого также сопутствуют изменениям в их жизни. Когда Ольга и Обломов влюблены, «лето в самом разгаре; июль проходит; погода отличная». Но вот любовь остается в прошлом, и уже «снег валил хлопьями и густо устилал землю».

Роман написан удивительным языком, простым, легким и выразительным. В нем немало остроумных сравнений, дающих чрезвычайно точную и яркую характеристику герою. Вспомним, например, что жизнь обломовцев сравнивается с течением «покойной реки», а жизнь самого Обломова в доме Пшеницыной - с «простым и широким гробом». Зато, как таблица на каменной скрижали, была начертана, открыто всем и каждому жизнь старого Штольца». Столь же глубоки и содержательны гончаровские эпитеты. Возьмем для примера хотя бы те, что относятся к Ольге и Обломову. Брови у Ольги «говорящие», ум «беспокойный», сердце «встревоженное», воображение «раздраженное», движение мысли «вечное». Сердце Ильи Ильича «честное», «верное», душа «хрустальная», «прозрачная», «чистая». Нередко писатель использует для характеристики героев и «меткое народное русское слово», о котором так вдохновенно рассуждал Гоголь в «Мертвых душах». Вот как характеризует Захар Алексеева; «А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!» И кажется, что эта фраза точнее и выразительнее, чем предшествующие ей две страницы характеристики этого героя. Еще один прием раскрытия характера у Гончарова - это речь самого персонажа. Даже у второстепенных героев она подчеркнуто индивидуальна: речь угрюмого Захара грубовата и отрывиста, у словоохотливой Анисьи она, наоборот, льется непрерывным потоком, словарь Агафьи Матвеевны небогат, речь Тарантьева наполнена грубыми выражениями и выкриками, хитрый Мухояров в разговоре с Обломовым почти к каждому слову добавляет подобострастное «-с», зато в деловом разговоре с Тарантьевым выражает свои мысли кратко и определенно. Метко характеризует героев дружески-фамильярный язык Волкова, заботливо-участливая интонация Судьбинского, ласково-заискивающая манера Пенкина.

При всей индивидуальной неповторимости гончаровских героев все они характеры типические. Это подчеркивается подробным изображением той социальной и духовной атмосферы, в которой эти характеры формировались. Именно для того, чтобы объяснить, как возник тот или иной тип, Гончаров нередко обращается к предыстории своих персонажей. Таков *Сон Обломова», в котором в поэтической форме даны истоки обломовского характера. Именно он дает нам ответ на вопрос, откуда в герое его двойственность, почему, обладая хрустально-чистой душой, он абсолютно не способен на какой-либо решительный поступок. Картины детства героя, наполненные авторской иронией и лиризмом, рисуют мир 0бломовки, поэтический в своей неподвижности. Биография Штольца менее поэтична, зато она однозначно свидетельствует о том, что именно отцовское воспитание и русская почва создали характер деятельный, кипучий, но расчетливый и рациональный.

Таким образом, можно сказать, что Гончаров предстает перед нами в романе и как блистательный художник, и как тончайший психолог. Целый комплекс изобразительно-выразительных средств использует он для того, чтобы создать характер героя, яркий, объемный и глубоко типический. Умение нарисовать психологический портрет человека, заглянуть в тайники его души, не упустив ни одной мелочи, ни одной подробности, и, как писал Добролюбов, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» кажется, мне наиболее ценным в творчестве этого писателя и вполне искупает отсутствие в романе сюжетной динамики.