Витражи – лучшее украшение для ар-нуво в интерьере. Как создать интерьер в стиле ар нуво.


Интерьер в необыкновенном стиле «аrt nouveaux» (по- французски) либо по — русски «арт- нуво» (иногда встречается ар-нуво) обозначает — новое искусство. Именно новым и необычным оформлением жилья ар- нуво ворвался в жизнь в конце IXX-го века. Это веяние с неподражаемым художественным стилем пришло в момент бурного развития промышленности во всем мире, но именно французские декораторы и художники первыми решили сломить обыденное и стандартное восприятие окружающего мира. Профессиональный статус стиль ар-нуво получил в Англии, тем самым закрепил международное признание.

Ар-нуво – дорогой стиль

В «чистом виде» такой интерьер можно встретить очень редко. Для дизайна помещений в стиле «аrt nouveaux» потребуются не только дорогие материалы и предметы интерьера, но и тонкий художественный вкус.
Чаще всего можно встретить элементы ар-нуво при оформлении помещений в стиле арт деко, классический модерн(с которыми арт — нуво часто путают, либо сочетают).

В чем основная отличительная особенность классического интерьера арт нуво?

Основополагающим и характерным отличием является форма деталей. О ней можно говорить, как о фигуре красивой женщины: мягкие и плавные очертания, округленные формы, изящные изгибы. Движение взгляда от предмета к предмету навевает воспоминанием о грациозном танце, или бесконечном переплетении извилистых ветвей, создающих причудливые формы.



Цветовая гамма для ар нуво

В основу выбора цветовой гаммы в первую очередь ложится этнический колорит, только потом дополняется (разбавляется) основными оттенками стилистики ар-нуво.

При поиске цветовых решений нужно придерживаться

  1. Основным цветом в большинстве случаев является зеленый и все его оттенки.
  2. Используют серебристые и серые краски, с оттенком розового или лилового цвета.
  3. Часто применяют темные тона коричневого цвета.

Что касается стильной мебели от арт-нуво, то она имеет мягкие, закругленные очертания. Изготавливается, в основном, из очень дорогой и добротной древесины. Ткани для диванов и кресел выбирают натуральные, с колоритным орнаментом, благодаря чему мебель обретает вид роскошного и очень богатого предмета интерьера.

Арт нуво на кухне

Интерьер кухни отличается обязательным присутствием круглого стола и стульев с округленными спинками.



Отделка на кухне может включить в себя мозаику, а вместо обычного стекла на дверцах шкафчиков будут удивлять яркие витражи.

Дизайнеры должны выполнить самую сложную задачу: придать массивным предметам интерьера легкость. Для визуального восприятия предметов хрупкими, художники прибегают к природным мотивам – воспроизводят на мебели линии, подобные растениям. Чаще всего можно увидеть нежность орхидеи, грациозность лилии и утонченность цикламена. В любом рисунке можно заметить те или иные элементы растительного мира.

Стильная спальня от ар-нуво.

Благодаря и освещению, созданию фантастической игры полутонов, эта комната превращается в настоящую стихию спокойствия, нежности.

Будь-то спальня для женщины или мужчины, у нее будет более «женский характер» — мягкость, душевность, грациозность и отсутствие грубых, угловатых предметов интерьера.


Интерьерные предметы украшения в стиле ар-нуво.



Ар-нуво шторы

Они бывают разными, как и в любом другом интерьере. Но их особенная отличительная черта- напоминание витражного стекла. Шторы могут быть темными и тяжелыми, контрастными относительно цвета стен.

Текстура ткани может напоминать листок с многочисленными прожилками. Если легкие, они могут создавать иллюзию застывшего стеклянного полотна, собранного из множества осколков.

Итак, ар нуво — интерьер воспроизвести в оригинальном виде доступно не многим .

Ведь, стопроцентный, классический ар-нуво- интерьер не использует второстепенных предметов – каждая вещь, деталь имеет свое предназначение в построение единого впечатления. Это, как строение цветка – когда его красота зависит не только от наличия всех лепестков, но и от множества других факторов.

Кроме того, мебель, выполненную в стилистике «аrt nouveaux» встретить можно, пожалуй, лишь в антикварных магазинах.



Чаще всего элементы этого стиля используют при дизайне других интерьеров, оживляя своим изяществом любое помещение.
Многие дизайнеры и художники по созданию интерьеров черпают вдохновение в этом стиле, создавая что-то поистине новое и утонченное. Пожалуй, это самое лучшее решение, чем создание грубой пародии на ар-нуво.

1. Дверной проем в современном жилье.

2.Входная дверь в стиле ар-нуво на одной из улиц Парижа, этой красоте уже более ста лет.



Этот стиль настолько необычный и оригинальный, что на первый взгляд кажется фантастическим: текущие фасады домов, извилистые линии в помещении, комнаты, не имеющие ни начала, ни конца.

Основатели ар-нуво стремились придумать что-то достойное и совершенно новое на смену надоевшим традиционным стилям. И им это, несомненно, удалось. Посудите сами: уже больше сотни лет ар-нуво остается востребованным по всему миру, не переставая удивлять своими причудливыми формами.

История возникновения стиля ар-нуво

Стиль ар-нуво возник в последней декаде XIX века и был распространен на территории всей Европы, а также в Америке. Его название заимствовано у галереи декорирования интерьеров в Париже – «Дом ар-нуво» (в переводе с французского – «дом нового искусства»). В России данный стиль часто именуют модерном.

Ар-нуво параллельно развивался в разных странах, впитывая в себя национальные особенности, а объединяющим звеном стало стремление к свежим взглядам на искусство.

Много десятилетий до рождения стиля ар-нуво не возникало ничего кардинально нового ни в архитектуре, ни в дизайне – повсюду использовали эклектический стиль , который являлся смешением предыдущих.

Жажда прогрессивных решений привела к появлению самобытного неординарного направлению во всех отраслях.

Как и все яркое, стиль ар-нуво быстро перегорел, просуществовав всего 30 лет, но его след до сих пор просматривается, а вклад в декоративное искусство нельзя переоценить. Именно данный стиль начал уделять большое внимание внутреннему оформлению домов.

Ар-нуво в интерьере отличается продуманностью и художественной ценностью каждой детали: от оконных рам и до дверной ручки.

На рубеже XIX и XX столетий архитектор должен был являться по совместительству дизайнером, потому что здание продумывалось целостно. Именно в это время появляется понятие свободной планировки, а комнаты приобретают необычные криволинейные формы.

Нелегко учесть каждую деталь оформления еще на этапе конструирования здания, но если это удается, то рождается настоящий шедевр. Примером тому могут служить причудливо-фантастические постройки испанского архитектора Антонио Гауди или же красивейшие здания, спроектированы бельгийцем Виктором Ортой.

Создать стиль ар-нуво в интерьере очень непросто, ведь даже один предмет, не вписавшийся в обстановку, разрушит целостность картины. Но, зная все особенности этого дизайнерского направления, задача становиться легче. Итак, приведем черты стиля ар-нуво.

Динамика композиции в стиле ар-нуво

Ар-нуво в интерьере противопоставляет себя предшествующим стилям, особенно классическому. Он отрицает все статичное и неподвижное, создает движущуюся композицию. Комнаты в данном стиле плавно перетекают друг в друга, особенно актуально становится зонирование помещения.

Жилые объемы разделяются с помощью криволинейных арок или же компонированием разных отделочных материалов. Например, паркет переходящий в плитку можно часто встретить в дизайне в стиле ар-нуво.

Причем, стык никогда не остается ровным, ведь важно создать эффект вливания комнат друг в друга.

Соединить верхний и нижний этажи необходимо так же плавно: лестница закручивается, изгибается, она чем-то похожа на проросший стебель. Классические широкие основательные ступени будут неуместны. Поэтому ар-нуво в интерьере склоняется к легким винтовым лестницам с элементами ковки.

Извилистые линии оплетают интерьер в стиле ар-нуво

Для комнаты, выполненной в дизайне ар-нуво, характерны плавные извилистые линии. Это дань природе как истоку творческих идей. В рамках данной концепции все натуральное выходит на передний план. Для данного стиля противопоказаны правильные формы на противовес классике.

Даже оконные проемы не должны оставаться прямоугольными. Эталоном могут служить окна «дома костей» в Барселоне (проект Гауди). Если же нет возможности изменить стандартную форму проемов, то стоит хотя бы декорировать их внутреннюю часть с помощью лепнины или гипсокартона, таким образом сгладив углы. Поиграть с формой можно также, развесив шторы с кривым подолом.

В интерьере в стиле ар-нуво нет места острым элементам. Углы комнат, мебели и декора тщательно сглаживаются. Должно создаваться впечатление, что оформление создано нерукотворно.

Только натуральные материалы для оформления в стиле ар-нуво

Хотя во времена расцвета стиля ар-нуво широко применялись новые технологии в строительстве, но внутренняя отделка осталась натуральной. Популярность приобретают такие материалы как металл и стекло, а также дерево дорогих пород.

Кованые изделия занимают важное место в интерьере ар-нуво. С их помощью оформляют балконные перила, лестницы, мебель, карнизы, рамы зеркал и картин. Но ярче всего качества изделия проявляются в контрасте. С этой целью грубый крепкий металл сочетают с хрупким стеклом.

Витражи – лучшее украшение для ар-нуво в интерьере

Стекло в дизайне ар-нуво играет важную роль. Оно добавляет комнате яркости, светлости и отлично подходит для соединения помещений в единую композицию.

Этот стиль невообразим без витражей. Разноцветные стеклышки присутствуют везде, куда попадают солнечные лучи. Оконные стекла, межкомнатные перегородки, перила лестниц, шкафы, светильники – все это декорируют витражами. Именно этот элемент оформления является самым красочным в интерьере ар-нуво.

Неброское цветовое оформление стиля ар-нуво

В данном стиле доминируют мягкие приглушенные цвета. Есть тенденция к темным оттенкам. Конечно же, под стать природному оформлению выбирают натуральную палитру: коричневый, болотно-зеленый, бежевый, оливковый.

Дизайну ар-нуво не чужды противопоставления цветов. Яркие пятна разнообразят интерьер и добавят индивидуальных черт. В их качестве могут выступать цветастые панно, мозаика или вычурные декоративные предметы.

Самый мягкий теплый свет для комнаты в стиле ар-нуво

Кроме цветовой гаммы, очень важно угадать со светом. Интерьер в стиле ар-нуво не подойдет любителям ярких галогенных ламп. В таком помещении царит загадочная интимная атмосфера, и освещение должно подчеркнуть ее. Светильники выбирают с матовыми плафонами. Это могут быть бра, торшеры, настольные лампы. Центральному освещению уделяют мало внимания.

Очень востребованы лампы с витражными абажурами. Самым известным изготовителем стекольных изделий считается Луис Тиффани. От фамилии этого дизайнера произошло название ар-нуво в Америке – тиффани. Абажуры, витражи и бижутерия его выделки тесно связаны с данным стилем.

Помещение в стиле ар-нуво – царство растительных узоров

Не стали исключением и узоры, которые по своей тематике, как и все остальное в дизайне ар-нуво, носят природный характер. Особенно часто они украшают витражи, также могут присутствовать на картинах или на текстиле.

Символом стиля стали ирисы – именно эти цветы больше других завораживали дизайнеров тех времен. Кроме растительных мотивов распространены изображения животных: павлины, попугаи, стрекозы, бабочки.

Прославленные рисунки девушек в цветах чешского живописца Альфонса Мухи также относят к стилю ар-нуво. В них просматривается идея сплетения человека и природы.

Интерьер в стиле ар-нуво – это движение, поиск новых форм и единение с природой. Его выбирают творческие личности, ведь именно им подойдет такая смелая неординарная обстановка.

Стиль ар-нуво (из французского, дословно «новое искусство»), он же модерн (из французского, дословно «современный»), художественное направление в искустве наиболее распространённое в последней декаде 19 — начале 20 века (до начала Первой мировой войны).

Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека

Стиль ар-деко , так же, арт-деко (из французского, дословно «декоративное искусство») свое название получил от названия парижской выставки 1925 года.

Это влиятельное течение появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это стиль, представляющий собой синтез модернизма и неокласицизма. Стиль ар-деко также испытало значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

С хронологией, филологией и историей покончили, будем со всем остальным разбираться!

Очень многие люди путают предметные примеры этих стилей между собой, например:



Эти два здания приводят в пример, как иллюстрации стиля ар-нуво, а они, несмотря на свою похожесть, принадлежат к разным стилям! Эйфелева башня — нуво, Крайслер-башня — деко!

А эти картины нередко встретишь в статьях об ар-деко:





А они — икона ар-нуво!

А вот эта, хоть и похожа на них, явно испытала влияние Климта и Мухи, но сама принадлежат стилю ар-деко:

Так как нам, людям творческим, все дается проще на примерах — буду иллюстративна!

Ар-нуво — часть, продолжение, вырост более раннего и широкого стиля модерн . Модерн так никогда и не стал мировым течением (в отличии от ар-деко, влиянию которого поддался весь мир).

Ар-деко — своеобразное продолжение ар-нуво, с применением кубизма и футуризма не пошутишь...

Ар-нуво в архитектуре:





Ну, конечно, весь прекрасный Гауди — ар-нуво, и русский модерн — ар-нуво. Как я обожаю этот стиль!

Ар-деко в архитектуре:

Грандиозные головы орлов по углам башни небоскреба Крайслер (Это его фото стоит заглавным к статье):



И шедевр ар-деко — принадлежащая нам станция метро «Маяковская»:



Можем поехать — полюбоваться, хоть сейчас!

Продолжаем!

Ар-нуво в живописи (ура! — тихо-тихо себе в кулачек — люблю их несказанно):





Обоих обожаю! И Климта, и Муху!

Ар-деко в живописи:





Ар-нуво в интерьере и мебели:









Ар-деко в интерьере и мебели:







Ар-нуво в ювелирном искусстве:





Ар-деко в ювелирном искусстве:







В первой и последней работе прослеживается влияние модерна на ювелирное ар-деко:)

Название «Ар-нуво» не так распространено, как его русский аналог - «Модерн». С одной стороны, кажется, что модерн является классическим минимализмом, где всё лаконично и по-европейски. С другой стороны, ар-нуво является историческим стилем. Но это ошибка, которая давно укоренилась. Если клиент хочет выбрать интерьер вроде модерна, то дизайнеры всегда нужно уточнять, что именно подразумевает заказчик? Одним словом - путаница.


«Модерном» называют современные интерьеры не только обыватели. В статьях по дизайну специалисты тоже зачастую применяют именно данное слово. В мебельных каталогах мы его тоже постоянно видим. Видя масштабы напутанного, мы пришли к выводу, что нужно пролить свет на ситуацию, и рассказать читателям, что такое модерн в интерьере.

Модерн - это исторический стиль, который зародился в конце XIX века. Однако он почти сразу уступил пальму первенства стилю Ар-деко, основанному на модерне. Удивительно, но стиль во многих странах получил своё имя. В строгой Германии - «Югендстиль», в Италии - «Либерти», в Шотландии - «Макинтош». В США он прославился под гордым именем «Тиффани». Международное же название закрепилось за «Ар-нуво» (от французского «Art Nouveau»).

Почему же мы выбрали именно слово «Модерн»? Этому есть простое объяснение, по-английски “modern” значит «современный, новый». Когда к нам везли каталоги с мебелью, то продавцы не стали долго ломать голову, а просто использовали кальку со слова. Ведь и так звучит красиво, загадочно. Чья-то ошибка дала не совсем точное название стилю.


История стиля модерн

Если сказать, что вторая половина XIX века была богата на открытия в мире искусства, то это будет не совсем правдой. Главенствовала эклектика - смесь черт предыдущих стилей. Но народ жаждал нового, иного, того, чего ещё не было. И в нужный момент родился новый архитектурный стиль .

Мы можем проследить новые черты в работах самых разнообразных мастеров, все хотели отдать должное веянию новорожденного стиля: художники, ювелиры, скульпторы, а так же многие другие деятели изобразительных искусств. Главный источник для вдохновения - флора. Орнаменты растительного мира явились основополагающей деталью. Стоит особо отметить вышивку Германа Обриста под названием «Удар бича». Её значение превратилось в своеобразный культ. Плавные волнистые линии стали эталоном.

Стиль сразу завоевал своё место в сердцах любителей прекрасного, стремительно развивался и распространялся. Он вышел за пределы живописи и архитектуры, выразив себя в оформлении книжных обложек, самой разнообразной мебели, а так же в предметах быта. Вот тогда и получилась структурированная система новых черт с присущими им характерными признаками.

Расцвет стиля пришёлся на начало XX века на Парижской всемирной выставке. О нём узнали все, и его ожидало ещё одно десятилетие триумфа. Однако в 1910 его влияние начало ослабевать. Всему виной - сгущающиеся тучи над ситуацией в мире, и такая ярко выраженная декоративность, плавность и женственность начала сдавать свои позиции. Но стилю было суждено возродиться с новой силой в ар-деко.


Энергия ар-нуво, или модерн в интерьере

Какие основные черты ар-нуво, который иногда называют модерном? Самые разнообразные изогнутые линии - без них стиль не может существовать. Умело выполненные линии придают и громоздким предметам волшебную невесомость на вид.

Мотивы флоры во всём, - тоже явный признак ар-нуво. Птицы (павлиний хвост), и вьюнки, и волны, всё красивое, плавное. Обильные орнаменты, повторяющие совершенство природных форм, тоже являются отличительной чертой стиля. Вышеперечисленные узоры присутствуют на ткани, на мебели, и т.д.

Особую прелесть модерну придаёт ассиметричность. Симметрия прекрасна, но в данном стиле она нарушается с целью придать неповторимость, уникальность предмету или интерьеру. Ассиметричность должна быть предельно гармоничной.

В модерне, помимо орнамента, всегда должна присутствовать ещё одна отличительная черта - арки. Они придают помещению изящность, уют, ощущение завершенности мысли в создании интерьера. Арочная форма может присутствовать везде: проёмы, камины, спинки кроватей, в общем, везде, где только можно.

В модерне много внимания уделяется сложному дизайну проёмов, полупроёмов и перегородок. Их вид поразит воображение гостей.

Витражи - одни из любимейших предметов декора в ар-нуво. Ими украшены двери, окна, мебель, потолки, лампы. Теперь понятно, почему в США стиль именуется Тиффани, - в честь гениального дизайнера по стеклу.

Роскошь лестниц стиля «модерн» ласкает наш взгляд. Перегородки и лестницы предельно красивы. Их линии волнистые под стать орнаментам ар-нуво.


Дизайн интерьера в стиле модерн

Каждый уважающий себя дизайнер хочет поработать в этом стиле. Тут смешаны история, шик, свобода для фантазии, переиначивание некоторых деталей на современный лад. Результаты работ приводят в восторг. Но, увы, данный стиль является весьма затратным. Мебель стоит дорого, материалы тоже дешевыми не заменить… Так же он смотрится лишь в просторных помещениях, так как ассиметричности и богатству нужен размах.

Поговорим о некоторых деталях модерна.


Цвет в интерьере ар-нуво, югендстиля и модерна

Оттенков, которые уместны в ар-нуво, совсем немного. В интерьерах мы видим цвет тёмного дерева, песочный. Как фон используется белый, благородный бежевый.

С палитрой надо быть осторожным. Как правило, дизайнеры разнообразят интерьеры другими природными оттенками. Это травянисто-зелёный, или цвет серых камней. Узкий спектр расцветок вполне дополним золотистым, бронзовым, редких случаях даже серебряным.


Отделка помещений в стиле модерн

В помещениях в стиле модерн или ар-нуво наиболее применимый материал - это дерево. То, что из него делают пол, логично (например, паркетная доска). Для стен применяются специальные панели. Проёмы, как и во многих других стилях, конечно, тоже выполнены из дерева. Но не только дерево и стекло уместны в ар-нуво. Каменная плитка тоже хорошо вписывается в общую картину. Перила лестниц, как правило, кованые.

Орнаменты пола и стен, которые напоминают удары бича, в ванной бывают часто выложены мозаикой. Орнаментальная роспись на стенах тоже приветствуется. Обои могут быть фактурными, а так же с орнаментом цветов.


Мебель для интерьера в стиле модерн

Она может быть только деревянной, дорогой и увесистой. Но и металл тоже может подчеркнуть очарование стиля, так как может принимать разнообразнейшие формы, а для ар-нуво это то, что и требуется. Любая тяжелая мебель получает в ар-нуво оригинальные арочные формы. Кстати, многие полки в шкафах должны быть открытыми.

Витражная роспись, а так же пескоструйный рисунок прекрасно впишется гарнитуры ар-нуво.


Текстильный стиль в интерьере ар-нуво, и особые предметы декора

Шторы - удобный материал, из штор можно создавать любые ассиметричные формы. Ламбрекен лучше сделать волнистым. Гардинам подобает быть непременно роскошными. В случае, если в помещении использовано много предметов с орнаментом, то ткань штор будет однотонной. Но растительный орнамент будет смотреться на них более органично.

Звучит удивительно, но в интерьерах ар-нуво предметов декора не так много. Витражные светильники а-ля Тиффани (витражные), такие же вазочки, картины с соответствующими мотивами, арочная форма зеркал, статуэтки, - всё это придаст помещению ощущение атмосферы ар-нуво.

Чтобы не забывать, что мы использовали исторический стиль, можно дополнить комнату старинными часами, фотографиями со специальным состаренными рамками, и другими винтажными предметами.

Стиль модерн в интерьере видео


Термином "Ар Нуво" обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья "историзма", когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых "викторианских" гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.

Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" (в переводе с французского "l"art nouveau" буквально "новое искусство"). Во Франции также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также "стилем Орта", по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль линий", "стиль волн", "студио" и даже такие насмешливые названия как "вермишель", "угорь" и др. В Германии этот был "Югендстиль", в Италии - "цветочный стиль" или "Либерти", от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин "сецессион", по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене.

Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.

Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза - ключевого понятий нового стиля - стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
Жизнеустроительный эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк "Блуменверф", для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи.
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.

Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев и Генри Ван де Вельде , интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы ; изделия из стекла и мебель , мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, , Жака Грубера и др.

На ином принципе строили поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем и представители "Венского Сецессиона". Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво.

Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов. Здания, интерьеры и мебель, созданные по проектам , во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма 20-х годов.

Чистая геометричность стиля Глазго оказала решающее значение на развитие Ар нуво в Австрии и Германии. Вариант Ар нуво Венского Сецессиона, хотя все еще замешанный на декоративности стиля, уже был готов устремиться навстречу прощенным геометрическим линиям модернизма. Подобным образом Ар нуво в Германии, где он больше известен под названиме "югендстиль" (молодежный стиль), быстро сбрасывал с себя оковы 19 века и двигался к модернизму. Мастерами Венского Сецессиона были Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хофман. В Германии - это Петер Беренс , Отто Экман, .

Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к "непреходящим ценностям" упорядоченной формы. Книга Василия Кандинского "Касаясь духовности искусства" (1911) стала воистину программным документом раннего модернизма, призывавшего к разрыву с наследием прошлого, к разрыву с природой, к исключению из искусства всего натурального. Поздний модерн переходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века - арт деко , функционализму, на основе которых, в свою очередь, выросла философия формообразования современного дизайна.