Игротерапия для дошкольников: цели, методы и средства. Консультация на тему: Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции. Цели игровой терапии. История становления основных направлений игровой терапии подготовила Сафиуллина Л.Р.

Игротерапия общая характеристика метода Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре: 1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; 2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Общие показания к проведению игротерапии - социальный инфантилизм, -замкнутость, -необщительность, - фобические реакции, - сверхконформность - сверхпослушание, -нарушения поведения и вредные привычки, -неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Основные виды и формы игротерапии Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды: -1.игротерапию в психоанализе; Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926)

2. игротерапию, центрированную на клиенте Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн. Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития.

3- Игровая терапия отреагирования крупное направление в развитии игровой терапии возникло в 30-е годы с появлением работы Д. Леви (1938), в которой развивалась идея терапии отреагирования, структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

4.- Игровая терапия построения отношений О. Ранка (1936), перенес акцент с исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт - клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете терапевта. В игровой терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом.

5. примитивную игротерапию (60 г. в США) применение игровой терапии в работе школьного психолога для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития. Основная цель начальной школы - помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом.

5. Игротерапия в отечественной психологической практике К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), И. Выгодская (1984), А. Захаров (1986-1988), А. Спиваковская (1988) и др. Целями коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности

По функциям взрослого в игре различают: недирективную (ненаправленная) игротерапия -проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, директивную игротерапию (направленная) взрослый центральное лицо в игре, берет на себя функции организатора игры

Индивидуальная и групповая игротерапия Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая. В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия

По структуре используемого в игротерапии материала: - игротерапию с неструктурированным материалом: - игротерапию со структурированным материалом.

Функции психолога 1. Создание атмосферы принятия ребенка. 2. Эмоциональное сопереживание ребенку. 3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме. 4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок - хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения). 2 . Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью). 3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.


Игровая терапия — разновидность арт-терапии, психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать взрослому или ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии включает в себя выполнение группой / отдельным клиентом специальных упражнений, предполагающих и стимулирующих вербальное (выраженные словами) и невербальное (бессловесные) общение, игровое проживание ситуационных задач. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Игротерапия также является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. Игра — это неотъемлемая часть жизни детей, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, а также установления отношений с окружающими людьми. Метод может считаться эффективным, если клиенту удаётся играть раскрепощено и с радостью.

Теоретическая модель, которую использует игротерапевт, определяет вид игротерапии. Существует психоаналитически ориентированная игротерапия , недирективная , поведенческая , терапия отреагированием , экосистемная и др.

З. Фрейд , описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребёнок в активность игры превращает то, что он пережил ранее пассивно.

М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игры детей аналогом свободных ассоциаций, которые открывают доступ к бессознательному материалу.

Некоторые выделяют игротерапию как ответвление психодрамы , где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки". В арсенале терапевта, помимо бытовых предметов и разных мелочей, могут быть также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были в мире ребёнка или не были "волею судьбы".

Во время "игровой" сессии клиент может трогать, рассматривать, слушать, ощущать и вспоминать запах того, что вызывало подсознательное беспокойство многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, зависимое (аддиктивное ) или созависимое поведение.

Игротерапия применяется крайне широко и разнообразно: от групповой и личной терапии до работы с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами, имеющими амнестический компонент (клиент не может вспомнить причину травмы или саму ситуацию, травмировавшую его в детстве).

В контексте бизнес-тренингов игротерапия имеет очень эффективные результаты: решаются не только личностные, но и, как следствие, — профессиональные проблемы участников сессии. Даже при кратковременных корпоративных занятиях после игровой сессии появляются видимые и значимые результаты в сфере бизнеса, которые проявляются в стратегическом и креативном управлении персоналом, в повышение производительности каждого сотрудника и в увеличение эффективности деятельности компании в целом.

Что такое игровая терапия? Игры, используемые для психотерапевтического воздействия на взрослых и детей. Это понятие включает в себя различные методики. Но все они объединены признанием того, что игра способна оказать сильнейшее влияние на процессы развития личности. Ведь она является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, стоя у ее истоков и возвышаясь на ее вершине. С самого начала существования цивилизации игра является неким контрольным мерилом наиболее важных характеристик личности. Дело в том, что ни в каком из существующих видов деятельности человек не способен продемонстрировать столько самозабвения. Причем только в игре происходит обнажение всех тех интеллектуальных ресурсов, которыми обладает индивид. Взять, например, хоккей и футбол. В этих устоявшихся игровых моделях и взрослые, и дети действуют именно так, как они сделали бы это в различных экстремальных ситуациях, находясь на пределе своих сил и возможностей при преодолении трудностей.

Терапия игрой в современной психологии пока еще относительно молодая отрасль. Основная работа в данном направлении осуществляется, как правило, с детьми.

Возникла терапия игрой в недрах психоанализа в первой половине 20 в. Но в качестве практической методики она была озвучена и воплощена в жизнь лишь в 1992 г.

Метод психологической коррекции

Терапия игрой является способом воздействия на личность, который основан на принципах динамики ее психического развития. Данный метод призван облегчить эмоциональный стресс человека при использовании разнообразных средств, дающих людям различного возраста пищу для воображения.

Подобная терапия для взрослых применяется в виде самых разнообразных заданий, упражнений и тренингов на невербальные коммуникации. Также психолог может предложить своим пациентам разыграть различные ситуации и т.д. Во время игры между ее участниками возникают близкие отношения. Это позволяет снять тревогу, напряженность и страх перед теми, кто окружает человека. При этом повышается его самооценка. Это предоставляет возможность индивиду проверить себя в тех или иных ситуациях общения и снять опасность последствий, являющихся социально значимыми.

Для ребенка игра является одним из видов самотерапии. Благодаря ей подрастающий человек учится правильно реагировать на различные неурядицы и конфликты. Очень часто терапия игрой является для ребенка единственной возможностью получения помощи. Это становится понятным при уточнении общих показаний для применения этой методики. Среди них замкнутость и инфантильность, фобические реакции и необщительность, сверхпослушание и сверхконформость, вредные привычки и нарушения поведения, а для мальчиков и неадекватная полоролевая идентификация.

Задачи терапии игрой

Какие цели преследует данный метод психологической коррекции? Среди основных задач игротерапии, которая является одним из выделяют:

  • облегчение психологических страданий ребенка;
  • развитие у маленького пациента чувства самооценки и укрепление в нем собственного «Я»;
  • восстановление доверия к сверстникам и взрослым с оптимизацией отношений с ними;
  • развитие способности к эмоциональной саморегуляции;
  • предупреждение и коррекция различных деформаций при формировании «Я-концепции»;
  • профилактика и коррекция отклонений в поведении.

Особенность игровой терапии

Психокоррекционные занятия, проводимые по данной методике, способны произвести свой положительный эффект благодаря тому, что между взрослыми и детьми в процессе их проведения устанавливается положительная эмоциональная связь. При этом учитывается такая особенность игры, как ее двуплановость, обуславливающая развивающее воздействие. Целью подобной коррекции является организация помощи в утверждении чувства собственной ценности, своего «Я».

Каждый ребенок является уникальным. Как и всякая личность, он имеет свои внутренние источники саморазвития. С помощью игры подавляются страхи и негативные эмоции, а также неуверенность в себе. При этом дети расширяют свои способности к общению и значительно увеличивают диапазон доступных им действий с предметами.

Игротерапия обладает также определенными неспецифическими эффектами, позволяющими оказать позитивное влияние на умственное развитие ребенка. Оказываются они при снятии эмоционального напряжения, что позволяет детям более адекватно и полно реализовывать имеющиеся у них способности.

При грамотно проводимых занятиях ребенок способен понять свои чувства и определиться с тем, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Функции игротерапии

Деятельность по коррекции психологического состояния ребенка необходима для:

  1. Диагностики. При проведении игровой терапии уточняются особенности личности маленького пациента, а также его взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Если с ребенком попытаться просто вступить в беседу, то он, скорее всего, замкнется в себе по тем или иным причинам Это не позволит взрослому получить ответы на интересующие его вопросы. Совершенно иначе ситуация развивается при наличии неформальной обстановки. В этом случае малыш покажет все что было испытано им на сенсомоторном уровне. Производя спонтанные действия, ребенок совершенно произвольно, но при этом наиболее полно выразит себя.
  2. Обучение. Уже одно или несколько занятий метода позволят ребенку расширить свой кругозор и обрести умение перестраивать взаимоотношения. Благодаря игровой терапии малыш способен совершенно безболезненно пройти процесс социализации и реадаптации, а также узнать о той организации, которой обладает окружающий его мир.
  3. Терапевтическая функция. В раннем возрасте результат игры маленькому пациенту пока еще не интересен. Более важным для него является сам процесс, позволяющий выразить свои страхи и переживания, неловкость, испытываемую в общении с людьми, найдя при этом решение проблем и конфликтов. В результате у ребенка происходит развитие и значительное укрепление необходимых психических процессов с постепенным формированием толерантности и адекватного реагирования на то, что происходит вокруг.

Виды и формы занятий

Существует множество критериев, согласно которым производится классификация методов игротерапии. Так, в зависимости от той позиции, которую занимают во время занятий взрослые, она бывает:

  1. Директивной. Подобная игротерапия представляет собой направленный процесс. В нем взрослый для ребенка является организатором. Маленькому пациенту при этом предлагаются уже готовые варианты решений предложенной проблемы. В процессе игры ребенок самостоятельно приходит к пониманию собственных конфликтов и себя.
  2. Недирективной. Эта игровая терапия является ненаправленной. Во время ее проведения задача взрослого состоит в том, чтобы постараться не вмешиваться в занятие, создав при этом вокруг маленького пациента теплую и уютную атмосферу доверия и надежности.

Различают игротерапию и по той структуре, которой обладают материалы для ее проведения. При этом занятия бывают:

  1. Структурированными. Эти игры применяют во время работы с детьми, возраст которых находится в пределах от 4 до 12 лет. Все действия при этом являются провоцированием открытого выражения агрессии (при использовании игрушечного оружия), выражением непосредственного желания (при использовании фигурок людей), способом развития коммуникативных навыков (в форме забав с машинами, поездами и телефоном).
  2. Неструктурированными. Такая игра при терапии для дошкольников может представлять собой спортивные упражнения и подвижные занятия, работу с пластилином, глиной, водой, песком и т. д. Все это позволяет ребенку косвенно выразить свои чувства, из-за чего у малыша возникает чувство свободы.

Выделяют различные виды игротерапии и по форме, которая была применена при организации процесса. В этом перечне находятся занятия:

  • групповые;
  • индивидуальные.

Какой из видов игротерапирии лучше всего использовать психологам?

Тот, который позволит найти оптимальный путь для решения поставленных задач и достижения необходимых целей, стоящих перед специалистами.

Групповые занятия

Для того чтобы определиться с необходимым видом игротерапии, педагог в каждом конкретном случае должен проанализировать потребность детей в общении. В том случае, если она пока еще не сформирована, занятия должны быть индивидуальными. Если с этим все в порядке, то самой предпочтительной формой игротерапии явится групповая. Она позволит детям спокойно общаться друг с другом и наиболее полно раскрываться при этом.

Игра-терапия для детей, проводимая в группе, позволит дошкольнику поднять самооценку, начать осознавать себя как личность, правильно реагировать на возникновение негативных внутренних эмоций, снизить ощущение беспокойства, вины и уровень тревожности. В этом процессе малыши наблюдают друг за другом и стремятся сами испробовать какую-либо роль в игре. Цель работы специалиста при этом вовсе не вся группа, а каждый из ее участников в отдельности. Оптимальным числом играющих в этом случае является 1 взрослый и 5 детей. Дошкольники должны быть все одного возраста с разницей не более чем 1 год.

При использовании игровой терапии у каждого ребенка, входящего в группу, вырабатывается:

  • положительная «Я»-концепция;
  • ответственность за поступки;
  • навыки самоконтроля;
  • способность к принятию самостоятельных решений;
  • вера в собственное «Я».

Со временем на смену неструктурированной игровой терапии приходит структурированная. Этот вид занятий позволяет дошкольникам начать свободнее выражать свои чувства и волнения, вплоть до наиболее агрессивных. Это позволит психологу легче отслеживать и корректировать их.

Средства для занятий

Комната для проведения игротерапии должна быть оборудована столиками, имеющими деревянную столешницу. Хорошо, если в ней будут установлены горки с выдвижными ящиками, на поверхности которых можно будет рисовать, а после стирать изображения.

Также в комнате для такой терапии необходимо наличие следующих игрушек и материалов:

  1. Кукол, транспортных средств, домиков, марионеток, кассы и проч. Все они позволят передавать реальность окружающего мира.
  2. Красок с пюпитром, кубиков, воды, песка, глины. Эти материалы необходимы для ослабления эмоций и самовыражения ребенка в творчестве.
  3. Резинового ножа, солдатиков, хищных животных, ружей. Эти игрушки позволят дать возможность отреагировать на агрессию.

Рассмотрим примеры игр для занятий с дошкольниками.

Песочная терапия

Применять этот метод психологи начали в 20-х годах 20 в. Автором данного способа коррекции личности стал Дора Кальфф - юнгианский аналитик. Игры в песочной терапии применяются для работы с неблагополучными в психологическом плане детьми. Они способствуют развитию у ребенка пространственного воображения, обучают его логическому мышлению и развивают мелкую моторику. Терапия песком при игре с песком позволяет ребенку успокоиться. Именно поэтому данное направление психокоррекционной работы особенно показано дошкольникам, обладающим гиперактивностью.

Песочная терапия (игры с песком) содержит в себе гимнастику для рук, актерское мастерство, воплощение фантазий и многое другое из того, что положительно влияет на ребенка, развивает его чувствительные навыки и стимулирует познавательные процессы. Помимо этого, данное направление позволяет малышу соотносить свои действия с реальной жизнью, устранять мышечное напряжение, улучшать зрение, учить буквы, развивать слух, приобретать навыки чтения и письма.

Игры в песочной терапии вовсе не обязательно проводить в кабинете психолога. Для них прекрасно подойдет пляж, детская песочница или просто куча песка, привезенная для строительства. Ящик с этим природным материалом можно установить и в квартире. Для игр с песком при терапии песком понадобятся и символы реального мира. Это могут быть фигурки животных, сказочных героев и людей, машины и дома, природные материалы и растения и т.д. После подготовки к занятиям ребенку необходимо предоставить полную свободу творчества. Взрослые не должны мешать малышу своими советами, за исключением тех случаев, когда он попросит об этом сам.

Далее песок рекомендуется прощупать подушечками пальцев. Его можно также посыпать сверху на ладошку. При этом ребенок должен объяснить, приятно это ему или нет. Подобное упражнение призвано научить ребенка исследовать заданный объект руками и прислушиваться к собственным ощущениям. Для снятия эмоционального напряжения игры должны проводиться в спокойной обстановке. Это также позволит маленькому пациенту сконцентрировать внимание.

При необходимости можно включить в практикум по песочной терапии и игру с песком на снятие агрессии. Все действия в этом случае должны заканчиваться положительными эмоциями и победой добра над злом. Для того чтобы устранить агрессивное состояние у малыша, может быть устроен песочный ливень. Вначале пусть он будет мелким дождиком, помещаясь на одной ладошке. Далее объем песка понадобится увеличить. Его можно зачерпывать детским ведерком или двумя ладошками. Для ребенка важно ощутить, что он причастен к этому дождю. Только в этом случае он сможет успокоиться и воспринимать дальнейшее общение менее агрессивно.

Настольные игры

Занятия с детьми могут быть не только подвижными. Возможно также использование настольных игр. Как арт-терапия они способствуют развитию способностей ребенка и его личностных качеств. Помимо этого, в них игра сочетается с обучением. Именно поэтому проведение подобных занятий способно стать замечательным образовательным средством для дошкольников.

Терапия настольной игрой развивает у ребенка внимание и зрительную память, логику и сообразительность, образное мышление и воображение. Как правило, принимать участие в таких занятиях должны сразу несколько человек. В этом случае игры арт-терапии способствуют взаимодействию детей между собой. Подчиняясь предложенным правилам, дошкольники учатся правильному общению друг с другом, терпению, дожидаясь очереди сделать ход, сопереживанию своим соперникам, а также принятию с достоинством не только побед, но и поражений. Таким образом, настольные игры в арт-терапии позволяют правильно сформировать личностные качества ребенка.

Среди основных преимуществ таких занятий является отсутствие необходимости в игровых площадках и сложном инвентаре. Для них понадобится только стол и все необходимые предметы (кубики, фишки, карточки и т. д.). Такие игры имеют следующие плюсы:

  • обучают дошкольников распознавать, а после и запоминать самые различные явления и предметы, развивают внимание ребенка и расширяют словарный запас, делая это в интересной и красочной форме;
  • готовят малыша к жизни, предлагая ему те или иные проблемы, решая которые малыш развивает свои умения и навыки, приобретая жизненный опыт;
  • способствуют улучшению скорости реакции, ловкости, координации движения и глазомера.

Например, настольная игра «Шоппинг-терапия». Предназначена она для девочек. Ее целью является совершение как можно большего количества покупок при трате как можно меньших денег. В процессе игры участницам предстоит по очереди делать ходы. Это позволит им попасть в бутики торгового центра. В нем два этажа. На первом из них предлагается купить различные наряды, а также подобрать к ним аксессуары. Второй этаж является зоной развлечений. Попасть сюда можно при ходе на поле «лифт». Участница, которая оказалась на втором этаже, должна пропустить один круг. Здесь же ей при попадании на поля ресторанов и баров придется выложить определенную сумму. Тот, кому повезет, оказывается на поле удачи. Здесь можно будет выиграть определенную сумму призовых денег. Побеждает та участница, которой удалось купить больше всего товаров, потратив на них меньше денег.

Таким образом, «Шопинг-терапия» - игра, которая представляет собой интересное и захватывающее развлечение. Здесь каждая из участниц ощутит себя так, словно она попала в настоящий торговый центр, где за деньги ей предлагается купить все что хочется.

В комплектацию игры входит само игровое поле, а также 60 красных и 24 желтых жетона. К ним прилагается 4 паспорта, 60 банкнот, кубик для ходов, 72 карты, а также 20 карт «Экскурсия». Присутствуют в комплекте и правила игры

Арт-терапия и компьютер

Современный человек живет в мире новейших цифровых технологий. Именно поэтому компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневности.

По мнению специалистов, современные дети взрослеют намного быстрее, чем это было, предположим, 10 лет назад. С техникой они знакомятся уже с самого раннего возраста, прекрасно управляясь с планшетами и ноутбуками лучше своих бабушек и дедушек.

Компьютер сегодня - неотъемлемая часть учебы. И это касается не только образования, получаемого в институте и в школе. Используются гаджеты и для тех детей, которые посещают ДОУ. Разработчиками создано множество компьютерных игр, способствующих развитию памяти и внимания, помогающих ребенку научиться считать и выучить буквы. Используется ПК и при психокоррекционной работе с детьми.

Например, в игре «Интенсивная терапия» ребенку предлагается помочь молодой героине Андроид, проходящей стажировку в больнице, справиться с различными трудностями, которые встречаются у нее на пути, познакомиться и подружиться с новыми людьми. Предстоит девушке и найти свою любовь. Новая работа открывает для героини неограниченные возможности общения с пациентами и коллегами. Задача игрока состоит в поиске решения в необычных ситуациях и в разговорах, от выбора которых будет в дальнейшем зависеть развитие сюжета, а также те отношения, которые сложатся у героини с другими людьми.

Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят , песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи!индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает через .

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от , выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

— моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

— трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

— вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

— организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

— организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

— выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление , оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным или неконтактной!шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к . Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Средства игротерапии

Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.

Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.

В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий.

Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.

Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.

Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.

Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.

Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.

Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.

Песочная игротерапия

Сегодня в процессе применения традиционных и нетрадиционных способов коррекции все большей популярностью пользуются специальные методики, одной из которых является песочная игротерапия. Ее принципы довольно просты и незамысловаты. Ведь игры на песке представляют собой один из видов естественной деятельности малыша. Воздействия их носят обучающий, познавательный и проективный характер.

Принцип песочной терапии впервые был предложен К. Юнгом. По его мнению, игры с песком направлены на высвобождение заблокированной энергии и активизацию способности к самоисцелению, которые изначально заложены в индивиде. Фундаментальность постулата песочной игротерапии лежит в переносе на область песочницы фантазий и переживаний индивида, в самостоятельном контроле собственных импульсов и их выражении в символичной форме.

Задача песочной психотерапии, как и любого другого средства игротерапии, лежит не в трансформации личности индивида, а в его обучении специальным навыкам поведения и предоставлении возможности ему быть таким, каким он себя видит.

Песочная игротерапия – наиболее плодотворный и результативный метод в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития. У таких детей часто вырабатывается множество комплексов (например, комплекс неполноценности или неуверенности в себе), вследствие наличия психических проблем. Именно поэтому следует уделять больше внимания психоэмоциональной сфере детей.

Метод песочной психотерапии направлен на развитие эмоций, фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, связной речи. Данный метод игровой терапии показал себя наиболее действенным при коррекционной работе со страхами, тревожностью, замкнутостью, агрессивностью, гиперактивностью.

Малыш в процессе игры с песком проявляет самые глубокие эмоции, переживания, тревоги, освобождается от фобий, вследствие чего пережитое не преобразуется в психическую травму. Песочные игры предоставляют детям опыт самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, совместного преодоления трудностей, способствуют к сплочению, учат слушать окружающих и слышать их. Такие игры помогают поглубже познать окружающий мир, вырабатывают первые математические представления, учат гармоничной работе рук и глаз.

Основополагающий принцип игрового процесса на песке заключается в создании специфических стимулирующих условий, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет выразить свою творческую активность. Еще одним не менее значимым принципом терапии является «проживание» в реальности, т.е. проигрывание различных ситуаций совместно с героями сказок. Так, например, ребенок, играя роль спасителя принцессы, будет не просто предлагать различные выходы из нелегкой ситуации, но и будет реально разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими,

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии
1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.