Убеждения евгения базарова. Жизненность взглядов и принципов евгения базарова


Базаров влюбляется в Одинцову и вдруг осознает, что чувства вполне реальны, ощутимы и вполне завладели им. Любви удалось стать сильнее любой теории, и она смогла нанести сильный удар по системе ценностей воинствующего нигилиста. И герой, первоначально отвергавший романтизм, неожиданно принял его. Данный факт не позволяет считать Базарова полноценным революционером и нигилистом. Так, если соотнести Базарова и Печорина, то как раз революционером и нигилистом можно считать последнего. Григорий Александрович отрицает важность чувств людей (как, например, в «Тамани») и устраивает в их жизни духовные революции, разрушая судьбы. Базаров не таков, он деятелен и решителен, а революция захватывает лишь мысли Евгения Васильевича, но не его натуру как таковую. Оказывая медицинскую помощь крестьянину, Базаров заражается сам и умирает. Печорин бесполезен для общества, а Базаров как раз стремится принести ощутимую пользу.

Сам Иван Сергеевич Тургенев очень симпатизировал своему герою, что можно заметить еще при первом прочтении. Если так можно выразиться, Базаров – «именно герой» и «именно тургеневского романа». Тургенев признался, что кроме воззрений на искусство, разделяет практически все убеждения своего героя.

Правда, автор не пытается спорить со своим героем по поводу своих с ним разногласий: во-первых, картина мира Базарова практически перевернута выпавшим на его долю любовным чувством, а во-вторых, накрывшая героя с головой романтика могла бы заставить Базарова пересмотреть свои взгляды на природу. Природные пейзажи и трогательные чувства родителей Евгения к своему сыну параллельны нигилистическим речам героя о природе и никак не пересекаются с тургеневскими душевными описаниями и комментариями. Таким образом, герой не выдерживает проверку чувством и как будто перерождается.

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.

Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей “детей” и сторонников “отцов”, Е. Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, с гордостью подчеркивает свое превосходство над аристократами: “Мой дед землю пахал!” Не случайно для него слова

“аристократишко” и “дрянь” – синонимы.

Молодой нигилист, по мнению которого “в теперешнее время полезнее всего отрицать”, не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, однако и созидание он не считает своей целью, говорит, что “сначала надо место расчистить”. ,ни искусство “Рафаэль гроша медного не стоит”. , ни любовь “это все романтизм, чепуха, гниль”. , ни патриархальную крестьянскую семью “вы, чай, слыхали о снохачах?”. . Для него “аристократизм, либерализм, прогресс, принципы” – это лишь пустые, бесполезные слова.

Единственная страсть Базарова – наука.

Именно ей он и посвящает большинство своего времени. Перед нами человек труда, в любой обстановке занимающийся делом, он не любит “болтать о наших язвах” болезнях общества. : “это ведет только к пошлости и доктринерству”. Е. Базаров считает, что толковать об “искусстве, бессознательном творчестве, парламентаризме” – это заниматься вздором,

Главного героя отличают решительность, убежденность, смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов.

Таким образом, могу сделать вывод, что взгляды Базарова основаны на идеях нигилизма и представляют собой стройную логическую систему.


Другие работы по этой теме:

  1. Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – разночинец по происхождению и демократ по политическим убеждениям, появившись в усадьбе братьев...
  2. Тургенев видел в образе Базарова “лицо трагическое”. С этим нельзя не согласиться, его “рефлексирующий нигилист” имеет собственную точку зрения, но не знает, как применить знания...
  3. Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба – неотъемлемое условие...
  4. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что...
  5. Этому человеку с красными руками, не знающими перчаток, длинным и худым лицом “с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими...
  6. Написанный в 1862 году, роман “Отцы и дети” является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим...
  7. 1. Традиция изображения лишних людей. 2. Образ Базарова в романе “Отцы и дети”. 3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой. 4. Роман как...
  8. 1,Базаров герой своего времени. 2,Образ Базарова и отношение автора к герою. 1) Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”. 2) Характер конфликта в романе....

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, и в нем автор отразил главный конфликт, расколовший русское общество накануне эпохи реформ. Это конфликт между разночинцами-демократами, выступающими за решительное проведение реформ, и либералами, предпочитающими путь постепенных преобразований. Сам Тургенев принадлежал ко второму лагерю, но героем романа он сделал своего идейного противника, разночинца по происхождению и нигилиста по взглядам - Евгения Базарова.
Первая наша встреча с героем происходит 20 мая 1859 года, когда Аркадий Кирсанов, возвращающийся после окончания учебы в родное «дворянское гнездо», привозит с собой своего нового приятеля, Базарова. Фигура Базарова сразу же привлекает наше внимание: в нем чувствуется внутренняя сила, спокойная уверенность, независимость во взглядах, поступках, суждениях. Он, бесспорно, оказал сильное влияние на Аркадия. Тургенев обращает внимание читателя на небрежные манеры Базарова, на его одежду, «балахон с кистями», которую сам герой называет «одежонкой», на его обнаженную красную руку, не знавшую, очевидно, белых перчаток и привыкшую к труду. Автор рисует портрет героя: мы видим его длинное и худое лицо с широким лбом, «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров учился на врача и в следующем году собирался «держать на доктора».
Главный предмет интересов Базарова - естественные науки. Он обладал глубокими и широкими познаниями в физике, химии, биологии, медицине. Он, по выражению Аркадия, «все знает». Но, как мы скоро убеждаемся, знания Базарова были несколько односторонними. Герой признавал только те науки, которые приносят видимую практическую пользу. Поэтому Базаров преклонялся перед естественными науками и совершенно не признавал философии, искусства. Он говорил: «И что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания, а наука вообще не существует вовсе».
Эта ограниченность во взглядах объясняется убеждениями Базарова. Он называет себя «нигилистом», то есть человеком, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров верит только в то, что можно проверить опытом, экспериментом. Он отрицает полезность литературы, живописи, музыки, искусства вообще для человека, ведь они не приносят, как ему кажется, практической пользы. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, - утверждает Базаров. - Рафаэль гроша медного не стоит». Герой Тургенева не понимает, что для человека искусство так же важно, как и практические науки. Недаром существует мудрая русская пословица: «Не хлебом единым жив человек». Эти взгляды Базарова, бесспорно, обедняют его как личность, и мы не можем их принять. В этом плане мне кажется более симпатичным образ Николая Петровича Кирсанова, который умеет тонко чувствовать и понимать прекрасное: он любит Пушкина, увлеченно играет на виолончели, восхищается красотой русской природы. Базаров же равнодушен к красоте природы, он смотрит на нее чисто практически. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорит он.
Но во взглядах Базарова есть и положительные стороны - это отрицание устаревших понятий и представлений. Прежде всего это относится к его взглядам на дворянство и, в частности, на аристократию. Базаров всегда подчеркивал свое недворянское происхождение, хотя его мать происходит из обедневших дворян и у его родителей есть даже своя маленькая усадьба и одиннадцать человек крепостных. Герой гордится своей близостью к народу, он даже представляется по-народному - Евгений Васильев. «Мой дед землю пахал», - заявляет Базаров. Он привык с детства трудиться, учился на «медные деньги», сам себя содержал, не брал у родителей ни копейки. Огромное трудолюбие, работоспособность, настойчивость, сила воли, практичность - вот те качества, которыми Базаров может заслуженно гордиться и которые привлекают нас в Базарове. Он постоянно трудится: ставит опыты, «режет лягушек», занимается медицинской практикой. Эти занятия Базарова резко контрастируют с «сибаритством» Аркадия и аристократическим ничегонеделанием Павла Петровича, которого Базаров искренне презирает и считает никчемным человеком.
Но не все поступки Евгения вызывают нашу симпатию. Мы не можем одобрить его чувств к родителям, к которым он относится несколько высокомерно-снисходительно и которым невольно причиняет боль. А ведь они так искренне любят его, так гордятся им! Отношение Базарова к Аркадию тоже не всегда можно назвать товарищеским. Евгений иногда кажется грубым, бесчувственным. Но за этой внешней грубостью скрывается нежное, ранимое сердце, способное к глубокому чувству. Хотя Базаров отрицает чувство любви, но сам он способен глубоко и искренне любить. Это доказывает его отношение к Анне Сергеевне Одинцовой. Именно ее умирающий Базаров просит позвать к себе, чтобы перед смертью увидеть еще раз.
Смерть Базарова, так правдиво изображенная в романе, производит на нас сильное впечатление. Сам Тургенев считал Базарова лицом трагическим, потому что, по мнению автора, у него не было будущего. Д.И. Писарев в статье «Базаров» писал: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает... Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Герой умирает, не отрекшись от своих взглядов, своих убеждений, не изменив себе. И трагическая смерть Базарова является заключительным аккордом его короткой, но яркой жизни.
Личность Евгения Базарова, его взгляды, поступки, конечно, неоднозначны, мы можем принимать или не принимать их. Но они, бесспорно, достойны нашего уважения.

Конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает конфликт между различными слоями общества: между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.

В связи с этим, роман И. С. Тургенева, конечно же, вызвал огромное количество споров и мнений. Тургенев создает образ революционера – демократа Базарова, стремившегося сделать какие-то перемены, помочь народу. Но абсолютно бессмысленно, поскольку он, как и многие молодые люди революционных взглядов, полагал, что знает простых людей, и не догадывался, что простой человек принимает его за «шута горохового» и уверен, что «барин» его не понимает.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров – демократ, разночинец, человек труда, ему чужд аристократический этикет. В столкновении с « барчуками проклятыми» его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм одного - демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастирует с раздвоенностью Аркадия, сего случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели. У Базарова есть свое собственное понятие о правильном устройстве общества, его основой он считает труд человека, а не разделение общества на тех, кто работает и тех, кто бездельничает.

Но Базаров – нигилист, отвергающий то, чего не знает. Он говорит Аркадию о его отце: « Я видел - он Пушкина читает. Растолкуй ему, что это никуда не годится. Дай ему что-нибудь дельное почитать, хотя бы « Материя и сила»... Базарову чужда романтика, а об убеждениях Павла Петровича он отзывается так: « Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – иностранные слова. Русскому человеку они даром не нужны». Он материалист, не принимает духовных ценностей: « Разговоры об искусстве, творчестве, парламентаризме, адвокатуре черт знает о чем бессмысленны, когда дело идет о хлебе насущном».

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Базарову казалось, что он и любовь - вещи никак не совместимые, а влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, он не хотел призывать перед самим собой этих нормальных, человеческих чувств, и все, оставаясь с собой наедине, Евгений признает свою влюбленность, . Он, который упрощает человеческое сознание, сводя психические явления к элементарным, физиологическим, который говорил: « Нравится тебе женщина, так возьми ее!»Одинцову писатель изобразил как человека незаурядного, умного и в то же время как женщину привлекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь нигилиста, возбудить в его душе другие, неведомые до этого чувства. Поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Кульминацией этой сюжетной линии является признание Базарова в любви. Меняется его отношение и к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. И если любовь к Одинцовой, женщине гордой и сильной, побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной, потому что именно здесь раскрывается это» бунтующее сердце2 до конца.

Базаров оставался верен своим идеалам. Но что дали ему эти идеалы?

Основную идею романа, на мой взгляд, хорошо выразил критик Н. Н. Страхов:» Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, а самою идею этой жизни. Такая идеальная над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью . И в закладках появилось готовое сочинение.