Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта и общероссийская общественная организация «всероссийская фед ерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Международное спортивное движение и его структура
1. Структура международного спортивного движения
Начиная с 60-х годов XIX столетия, в истории физической культуры произошло событие, которое до настоящего времени является составной и неотъемлемой частью спортивной, общественной жизни и межгосударственных отношений – возникло международное спортивное движение – движение, которое объединяет организации и лица, заинтересованные в развитии и совершенствовании спорта на земле. Международное спортивное движение представлено основными структурами – МСО (международными спортивными объединениями) и НСО (национальными спортивными объединениями), которые призваны способствовать использованию возможностей спорта и способствуют установлению тесных контактов между различными странами.
На сегодняшний день таких объединений в МСД насчитывается свыше 500. В свою очередь, МСО (НСО) подразделяются на:
а) универсальные и специальные общего характера , деятельность которых не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся: Международный олимпийский комитет (МОК), Международный Совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и Международная олимпийская академия (АИД);
б) по видам спорта – это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу XIX века насчитывалось более 100. Первые федерации появились в конце 80‑х годов XIX века: Международная федерация по гимнастике (ФИЖ) – 1881 г., Международная федерация гребных обществ (ФИСА) – 1892 г., Международный союз конькобежцев (ИСУ) – 1892 г. и т. д.
в) по отраслям знаний и деятельности – это МСО (НСО), имеющие непосредственное отношение к физической культуре и спорту. Например, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.
г) объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности : профессиональной – Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной – Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.
В задачи МСО входит содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, а также контроль за выполнением этими организациями принятых уставов, за единым толкованием официальных международных положений и планированием международных соревнований, конгрессов, симпозиумов. Практически все МСО и НСО не зависят от правительств своих государств и носят общественный характер, т. е. являются неправительственными спортивными объединениями.
С 1978 г. в МСД появилось правительственное МСО в сфере физической культуры и спорта – Комитет по развитию спорта совета Европы (СДДС). В состав этого МСО вошло 47 государств Европы. Оно действует в соответствии статьи 3 и статьи 6 Европейской культурной конвенции и призвано, во-первых, стимулировать и обеспечивать координацию спортивной политики в государствах, во-вторых, развивать демократические основы спорта, пропаганду этических ценностей и социальной интеграции в спорте. Республика Беларусь также представлена в данном МСО. Всего на сегодняшний день свыше 200 государств участвуют в Международном спортивном движении и в его структурах.
2. Международное рабочее спортивное движение (МРСД)
Первые шаги на пути от инстинктивного интереса к физической культуре до организованного рабочего спортивного движения были сделаны в Швейцарии в первой половине XIX века. Позднее количество занимающихся физической культурой среди трудящихся увеличивалось. Однако основы рабочего спортивного движения были заложены не на Европейском континенте, а в Соединенных штатах Америки, где уже с 1848 г. стали создаваться международные и региональные рабочие секции, объединения и федерации по видам спорта. Спустя время эстафету у Соединенных штатов подхватили рабочие Германии. Накануне первой Мировой войны рабочее спортивное движение в странах Западной Европы достигло своего апогея, что позволило в 1913 г. сформировать первую международную спортивную организацию рабочих – социалистический спортивный интернационал (ССИ). Он провозгласил «теорию нейтралитета», т. е. отказ от политической борьбы рабочих из спортивных союзов. К сожалению, в годы войны эта организация, не успев окрепнуть, распалась. Под влиянием событий 1917 г. началась вторая волна возрождения рабочих спортивных организаций. Особенно интенсивно это происходило в Германии. К 1920 г. МРСД насчитывало около одного миллиона человек во многих уголках мира. В этом же году в швейцарском городе Люцерне собрались представители спортивных рабочих организаций Англии, Бельгии, Германии, Чехословакии, Финляндии, Франции и Швейцарии. По их решению был создан Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). По отношению к новому общественному образованию, каким являлась советская Россия, ЛСИ был настроен враждебно. Это обстоятельство послужило причиной раскола в рядах рабочего спортивного движения, т. к. в 1919–1923 гг. организации Болгарии, Норвегии, Испании, Италии, Франции, Чехословакии поддержали Советскую Россию. В этой обстановке в 1921 г. был созван III Конгресс Коминтерна и на I Международном конгрессе рабочих спортивных организаций России, Италии, Германии, Голландии, Чехословакии, Франции, Скандинавских стран в Москве сформирован Красный спортивный интернационал (КСИ). Единство ЛСИ и КСИ проявлялось только в бойкотировании «буржуазных» Олимпиад. Поэтому они проводили свои самостоятельные рабочие спортивные Олимпиады: I во Франкфурте-на-Майне (1925), II в Вене (1931), III в Антверпене (1937). Международные рабочие организации распались накануне II Мировой войны.
В настоящее время руководящим органом МРСД является Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ), созданный в 1946 г. Его роль в МСД на фоне МОД и Международных спортивных федераций весьма незначительна. В 1993 г. в КСИТ вступали страны Балтии, Мексики, Испании, Болгарии, Словакии.
3. Международное студенческое спортивное движение
В 1923 г. спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов, благодаря которому с 1924 г. начали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проводились до II Мировой войны. I студенческий чемпионат прошел в Варшаве по легкой атлетике (1924), II– в Риме (1927), где к легкой атлетике добавились футбол, теннис, плавание, фехтование, III – в Париже (1928), IV– в Будапеште (1935), V– в Париже (1937), VI– в Монако и Вене. Кроме летних чемпионатов мира проводились зимние студенческие чемпионаты. До войны их было 6. Основоположником зарождения международного студенческого спорта считается Жан Птижан, руководитель французской студенческой молодежи.
С 1947 г. проведение Всемирных студенческих игр возобновилось под эгидой Международного союза студентов (МСС). В 1949 г. в Международном спортивном студенческом движении появляется еще одна новая структура – Международная федерация университетского спорта (ФИСУ). С 1959 г. эти организации объединились и стали проводить Универсиады. Первая состоялась в год объединения. В программе Универсиад, по положению, включаются 9 обязательных видов спорта – легкая атлетика, гимнастика, плавание, фехтование, волейбол, теннис, баскетбол, водное поло. Право на 10 вид предоставляется стране-организатору. С 1935 г. покровительство за проведением международных спортивных студенческих мероприятий взял на себя Международный олимпийский комитет.
Кроме Универсиад, ФИСУ проводит Всемирные фестивали молодежи и студентов, названные Международными дружескими спортивными играми молодежи.
4. Рекреационное направление в спортивной деятельности
Ритм жизни массы рабочих в промышленных районах и центрах XIX века диктовалась темпом машинного труда. В течение 6 дней они проводили около 11 часов у станка, в конторах или за прилавком. Утомительный механизм автоматизированной деятельности сменялся апатией воскресных и праздничных дней. Быстрая урбанизация привела к перенаселенным, черным от копоти, лишенным солнца жилым кварталам. Сады и парки – частные и обнесены забором. Подобная обстановка положила начало рекреационному движению, которое позволило:
1) вынести школьную физкультуру за рамки школы (внешнее физическое воспитание);
2) поддерживать физическую подготовку новобранцев;
3) обеспечить восстановление духовных и физических сил простых людей;
4) решить проблемы социального саморегулирования и многое другое.
Говоря современным языком, рекреационное движение решало вопросы физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового характера.
Первым представителем этого движения (1880) стала Ассоциация молодых христиан. Она создала вокруг своих соборов и школ спортивные и игровые площадки, парки для отдыха, организовала программы проведения различных мероприятий под открытым небом. Миссионеры получили базовую подготовку преподавателя физкультуры и спортивных руководителей. Ассоциация явилась распространителем таких видов как баскетбол, ручной мяч, волейбол. Эта Ассоциация открыла первые «кемпинги». Благодаря ей с 1910 г. существует массовый студенческий спорт. Ассоциация проводила и проводит региональные молодежные игры и чемпионаты.
В 1903 г. был создан самостоятельный международный союз «Маккавей» – поощрял занятия спортом и физической культурой, помогал материально в организации физического воспитания еврейским организациям.
Первые крупные международные соревнования в конце XIX в. проводились еще до создания международных спортивных федераций (МСФ), без общепринятых правил. По этой причине возникали бесчисленные споры, скандалы вокруг первенств Европы и мира, организуемых от случая к случаю, а иногда по нескольку раз в течение одного года. Позднее эти соревнования были объявлены “неофициальными” первенствами Европы и мира. Однако и сегодня результаты подобных соревнований сохранены для истории спорта, так как, во-первых, в этих состязаниях участвовали сильнейшие в то время спортсмены мира, а, во-вторых, они были у истоков становления многих видов спорта. Среди них достойны упоминания Уимблдонское первенство Англии по теннису, ставшее с 1877 г. авторитетнейшим международным турниром. Чемпионаты мира по скоростному бегу на коньках проводятся с 1889 г., первый чемпионат мира по тяжелой атлетике состоялся в 1899 г., а по греко-римской борьбе - в 1904 г. и т. п.
Международное спортивное движение по отдельным видам спорта организуется и регулируется главным образом МСФ, очередность создания которых в принципе и свидетельствует о развитии и распространенности в мире того или иного вида спорта.
Образование МСФ положило начало проведению первых официальных первенств Европы и мира по отдельным видам спорта. Так, в 1893 г. в Амстердаме состоялось первое первенство мира по скоростному бегу на коньках, в этом же году в Чикаго - первый чемпионат мира по велоспорту. В 1896 г. в Санкт-Петербурге было организовано первенство мира по фигурному катанию, а в 1897 г. в Лионе - первенство мира по стрелковому спорту. В начале XX в. первенства континента стала проводить Южная Америка: в 1916 г. - Южноамериканский чемпионат по футболу, а затем с 1919 г. систематическими стали состязания по другим видам спорта - боксу, баскетболу, борьбе и др.
Если до 1914 г. было образовано около 20 МСФ, то к концу 30-х гг. их было уже около 40, а в конце 90-х гг. насчитывалось более 100. МСФ объединяют, организуют и координируют деятельность многочисленных национальных федераций по отдельным видам спорта.
МСФ в настоящее время объединены и в комплексные МСО: Ассоциация летних олимпийских международных федераций (АСО-ИФ), Ассоциация зимних международных спортивных федераций (АИВФ), Ассоциация международных спортивных федераций, признанных МОК (АРИСФ), Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и др.
Современное МСД невозможно без участия в нем МСФ. Так, олимпийскими считаются виды спорта, руководимые 35 МСФ (28 по летним и 7 по зимним видам спорта), которые принимают непосредственное участие в организации и проведении Олимпийских игр (положение на 15 июня 1995 г.). Олимпийская хартия так определяет роль МСФ в олимпийском движении: разрабатывать и обеспечивать выполнение правил занятий соответствующими видами спорта и следить за выполнением этих правил; обеспечивать развитие своего вида спорта во всем мире; содействовать реализации целей, изложенных в Олимпийской хартии; устанавливать свои критерии допуска к соревнованиям в Олимпийских играх в соответствии с Олимпийской хартией и представлять их на утверждение МОК; брать на себя ответственность за технический контроль и руководство своими видами спорта на Олимпийских играх и на играх, проводимых под патронажем МОК; обеспечивать техническую помощь в реализации программы “Олимпийская солидарность”. Кроме того, МСФ могут формулировать предложения, адресованные МОК, относительно Олимпийской хартии и олимпийского движения вообще, включая организацию и проведение Олимпийских игр; излагать мнения относительно кандидатур для организации Олимпийских игр и особенно технических возможностей городов-кандидатов на их проведение; сотрудничать при подготовке олимпийских конгрессов; участвовать по просьбе МОК в деятельности комиссий МОК.
Другая категория МСФ представляет те виды спорта, которые не входят в программу Олимпийских игр. Эти МСФ также проводят комплексные международные соревнования - Всемирные игры по неолимпийским видам спорта. В программу этих крупных соревнований входят такие виды, как самбо, хоккей в зале на роликовых коньках, кастинг (вид спортивного рыболовства, заключающийся в соревновании по технике владения спиннингом и нахлыстовой снастью), спортивная акробатика, каратэдо, водные лыжи, плавание с манекеном и др. I Всемирные игры по неолимпийским видам спорта прошли в 1981 г. Последующие проводились через каждые четыре года, т. е. в 1985, 1989, 1993 гг. и т. д.
Отечественные спортсмены начали участвовать в подобных играх с 1989 г., т. е. с третьих Игр.
Социальные функции спорта.
Соревновательно-эталонная
Эвристически-достиженческая
К социально-общественным
Оздоровительно-рекреативная
Эмоционально-зрелищная
Коммуникативная функция.
Экономическая функция.
Техническая подготовка.
Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике необходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональным и эффективным способом выполнения упражнения. Под совершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и целесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных результатов. При этом следует всегда учитывать индивидуальные особенности спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.
Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, но и умение проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная техника базируется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобы овладеть современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким, выносливым.
Одним из основных условий успешного овладения эффективной техникой является сознательное отношение спортсмена к тренировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать движения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осознать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной.
Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно. Совершенствование техники продолжается на протяжении всей спортивной деятельности. Даже когда ученик показывает результат самого высокого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании отдельных элементов техники, об устранении технических ошибок.
Тактическая подготовка.
Спортивная тактика - искусство ведения борьбы с противником, ее главная задача - наиболее целесообразное использование физических и психических возможностей легкоатлета для победы над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.
Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наибольшую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длинные дистанции, а наименьшую - там, где соревнования происходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффективнее использовать свою спортивную технику, физическую и морально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. В целом тактическое мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение.
Задачи тактической подготовки заключаются в следующем:
Изучение общих положений тактики;
Знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики;
Изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;
Знание тактического опыта сильнейших спортсменов;
Практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»);
Определение сил противников, знание их тактической, физической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внешних условий.
На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабатывает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее.
Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определенным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на предусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое Другое.
Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную
тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое мастерство.
В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка. Задачи теоретической подготовки включают в себя следующие вопросы:
Общие понятия о системе физического воспитания и о теории спорта;
Знание перспектив развития физической культуры и спорта в стране и мире;
Знание теории и практики легкоатлетического спорта;
Знание вопросов психологической подготовки спортсмена;
Знание вопросов гигиенического режима спортсмена, врачебного контроля и самоконтроля;
Знание вопросов профилактики травматизма в специализированном виде легкой атлетики.
Физическая подготовка.
Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационной способности, исправление дефектов телосложения (главным образом из общеподготовительных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набив-
Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из упражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.
С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество упражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые больше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности.
Психологическая подготовка.
Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей психологической подготовки решаются в условиях соревновательной деятельности.
Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая [в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на [развитие у спортсмена таких психических качеств, которые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством. К ним относятся:
Создание правильной и стойкой системы мотивов, побуждающих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях;
Создание четких представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений;
Формирование качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной устойчивости и перенесению максимальных нагрузок;
Развитие специфических процессов, необходимых для овладения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориентировка в пространстве, способности к самоконтролю над различными элементами движения и т.д.);
Развитие умения управлять собой, своими чувствами и переживаниями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, сознательно затормаживать неблагоприятные психические состояния, возникающие в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
Овладение умением легко и свободно осуществлять максимальные усилия без нарушения координации и динамики движений.
Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка
Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе соревнований включает:
Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий и уменьшение напряженности; нормализацию психического состояния после квалификационных выступлений; устранение эмоций
В процессе психологической подготовки можно вы-I Делить два относительно самостоятельных и одновременно тесно
взаимосвязанных направления: 1) воспитание моральных и волевых качеств; 2) совершенствование специфических психических возможностей.
Важнейшими задачами волевой подготовки спортсмена являются: 1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
10. Нагрузка. Характеристика параметров нагрузок .
– это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем).
и переменной . Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меняется по ходу выполнения упражнения.Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.
Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм человека.
Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.
Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнений (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.
и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха :Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится на период недовостановленного состояния организма. Такой интервал отдыха применяется при развитии разных видов выносливости. Вместе с тем следует учитывать, что неадекватные индивидуальным возможностям нагрузки в этом режиме могут привести к истощению организма.
Относительно полный (ординарный) – интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.
Полный интервал – при котором оперативная работоспособность волнообразно возвращается к исходной.
Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).
Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.
Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью.
Пассивный отдых – относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.
Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.
Эффекты воздействия физических упражнений . Двигательная деятельность сопровождается целым рядом процессов и явлений в организме и психике человека, которые можно обобщенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эффект .
Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функциональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигательной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).
По прекращении двигательной деятельности ее эффект не исчезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех процессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.
При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, суперкомпенсаторную и редукционную фазы (рис. 2.1.).
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
Рис. 2.1. Динамика оперативной работоспособности во время
нагрузки и в период отдыха (схема).
1 – фаза врабатывания;
2 – фаза устойчивой оперативной работоспособности;
3 – фаза снижения оперативной работоспособности (утомления);
4 – фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления);
5 – фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации);
6 – редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня.
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.
В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений -кумулятивный эффект . Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).
Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.
В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)
А – повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности.
Б – повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности.
В – повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации).
Г – повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности.
Первый вариант используется при двух – трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
Социальные функции спорта.
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Функция социальной интеграции и социализации личности . Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Основные направления спортивного движения.
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Спортивное движение | |||||||||||||||||
Общедоступный (массовый) спорт | Спорт высших достижений | ||||||||||||||||
Школьно-студенческий спорт | Достиженческий спорт | ||||||||||||||||
Профессионально-прикладной спорт | Профессиональный спорт | ||||||||||||||||
Физкультурно-кондиционный спорт | Профессионально-коммерческий спорт | ||||||||||||||||
Оздоровительно-рекреативный спорт | Достиженческо- коммерческий спорт | Зрелищно- коммерческий спорт | |||||||||||||||
Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
XX век Россия завершила событиями переломного характера, которые привели не только ко многим фундаментальным экономическим утратам, но и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Высокая смертность и низкая рождаемость, общая и профессиональная заболеваемость угрожают сегодня нашей стране депопуляцией - самой страшной социальной бедой, которую только можно придумать для государства.
Особенно тревожит состояние здоровья подрастающего поколения, половина которого имеет хронические заболевания, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов. Врачи впервые за последние 40 лет столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста.
С другой стороны, занятия интеллектуальной деятельностью в сочетании с физической активностью, являются, на сегодняшний день, наиболее популярной моделью развития личности, так как образование служит сильнейшей мотивацией социального самоопределения, а спортивное движение одной из мощнейших в истории цивилизации, объединительных идей, эффективным средством воспитания молодых людей и одним из самых популярных зрелищ на планете. Согласно опросам, образование является одним из важнейших гражданских приоритетов, а спорт и спортсмены в России пользуются симпатией и авторитетом у подавляющего большинства населения, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов.
Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства. Обладая, бесспорно, высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по видам спорта и являются деятельной, конструктивной основой для любой социальной группы, будь то спорт, наука, политика или бизнес.
Учитывая, что в настоящее время роль спорта становится не только все более заметным социальным фактором в современном мире, привлечение студенчества к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, в том числе ее военной и политической мощи.
1. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Студенческое спортивное движение имеет почти вековую историю, и сегодня невозможно переоценить его значение и авторитет в международном спортивном сообществе. Уступая по представительству и количеству участников лишь Олимпийским играм, Всемирная Универсиада является самым значимым международным комплексным спортивным мероприятием. Всемирные Универсиады проводятся Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ). С 1994 года Российский студенческий спортивный союз является членом ФИСУ и единственной организацией, представляющей Российский студенческий спорт в этом международном органе. Начиная с 1995 года, Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. В августе 2005 года, впервые в истории, Российская команда заняла 1 место в неофициальном общекомандном зачете и по количеству «золота» на летней Универсиаде в турецком Измире.
Международные встречи студентов-спортсменов имели место еще до первой мировой войны, но они носили неорганизованный характер. Возникновение международного студенческого спортивного движения, имеющего постоянный характер, связано с именем французского университетского деятеля Жана Петижана. Благодаря его усилиям в рамках международной конфедерации студентов (МКС), созданной в 1919 году, был образован спортивный отдел, намеревавшийся уже в 1921 году начать проведение чемпионатов мира среди студентов, что должно, по замыслу инициаторов, способствовать развитию связей и сотрудничества среди студенческой молодежи мира. Однако, только после вступления в МКС студенческих организаций США, Англии и Италии в мае 1923 года в Париже прошел Международный спортивный конгресс университетов, на котором было принято решение о проведении в следующем году первого чемпионата мира среди студентов.
В программу чемпионата мира 1924 года в Варшаве были включены только легкоатлетические дисциплины. Второй чемпионат мира среди студентов прошел в Риме (1927). Программа расширилась за счет футбола, тенниса, плавания и фехтования. В этом чемпионате уже участвовали не только студенты Европы, но США и Гаити. Во время этого чемпионата было принято решение, начиная с 1928 года проводить и зимние студенческие чемпионаты мира. Следующий чемпионат мира проходил в Дортмунде (Германии,1930). С 1935 года деятельность спортивного отдела Международной конфедерации студентов взял под свое покровительство МОК, таким образом, официально признав деятельность студенческой спортивной организации. В 1939 году в Международном студенческом движении произошел раскол в связи с развязыванием фашистской Германией Второй мировой войны. Первоначальное право проведения студенческого чемпионата Международная конфедерация студентов предоставила Бонну.
17 ноября 1945 года прошла учредительная конференция Международного союза студентов. В 1947 году создан Международный союз спортсменов-студентов (МСС).
С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС). В период с 1949 по 1959 гг. после создания ФИСУ, из-за политических разногласий обозначился раскол в международном спортивном движении. МСС продолжал проведение зимних и летних студенческих Игр, а ФИСУ в противовес этому устраивали так называемые Недели спорта. В 1959 году было достигнуто соглашение о том, что страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента Игры проводятся под названием Универсиад. Проведение Универсиад связано с Примо Небило- участником итальянского сопротивления. Идею проведения Унеиверсиад пробивал вместе с Анжело Скарпело. Позднее Скарпело стал первым президентом КУЗИ-итальянского союза студенческого спорта.
Первая летняя Универсиада прошла в 1959 году в Турине (Италия). В ней приняли участие 985 спортсменов из 45 стран мира. В программу соревнований входило семь видов спорта: легкая атлетика, баскетбол, фехтование, плавание, теннис, волейбол, водное поло. С 1961 года добавились соревнования по прыжкам в воду, спортивной гимнастике, а с 1979 – по футболу. В 1971 году в Африке создается Африканская федерация университетского спорта (ФАСУ), которая провела в 1974 году в Аккре (Гана) 1 Универсиаду Африки. В ней приняли участие 2000 спортсменов-студентов из 13 африканских стран. Летняя Универсиада 1989 года в Дуйсбурге (ФРГ) прошла по сокращенной программе: легкая атлетика, баскетбол, фехтование и гребля. В 1994 году Российский студенческий спортивный союз был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). Начиная с 90-х годов проведение Универсиад приобретает строгую периодичность. В программу зимних Универсиад были включены лыжный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой, а с 1968 года и конькобежный спорт. В последующем в программу Универсиад были включены горнолыжный спорт, биатлон, шорт-трек (с 1989 года). От одного до трех видов спорта выбирала страна-организатор. В разное время в программу входили лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, сноуборд.
В программу зимней Универсиады в Тарвизио (Италия) в 2003 году было представлено уже 12 видов спорта. Кроме Универсиад, ФИСУ проводит также по четным годам чемпионаты мира среди студентов по популярным видам спорта, не вошедшим в программу Универсиад. Это такие виды, как вольная и греко-римская борьба, гандбол и другие.
В настоящее время ФИСУ объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов и т.д. Представители этих стран регулярно (1 раз в два года) встречаются на заседаниях Генеральной ассамблеи. Исполком ФИСУ состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года. Председателем ФИСУ в настоящее время является Джордж Кильян. Генеральным секретарем ФИСУ является Рош Кампана.
В 2003 году ФИСУ отметил 50-летие, а Универсиады – 40-летие проведения соревнований.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Несмотря на яркие и убедительные победы российских студентов-спортсменов на международной арене, наше общество явно недостаточно информировано об этих успехах, что не может не сказываться на мотивацию молодых людей, выбирающих для себя спорт, как один из способов самореализации. Также обидно, и, за то, что являясь лучшими в мире, российские студенты-спортсмены не получают адекватное значимости их побед, признание среди соотечественников, а государство плохо использует этот благодатный потенциал для своих, сугубо прагматических, социальных и политических целей.
Поскольку, в настоящее время в деятельности РССС образовался чувствительный дефицит в информационной области, ясно видна необходимость усиления способов информационного воздействия и пропаганды на целевые аудитории.
Предлагаемая программа является очередным звеном в деле продвижения ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни и подключения молодежи и студенчества к новым жизненным мотивациям, адаптации к постоянно меняющемуся миру, воспитании оптимизма, веры в себя и в свою страну.
Стимулирование мотивации российской молодежи и студенчества к занятиям спортом и физической культурой путем популяризации массового, студенческого и профессионального спорта. Воспитание ценностей здорового образа жизни среди населения Российской Федерации.