Роль пейзажа в ранних романтических рассказах. Сочинение: Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М


Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: реферат, лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Водное слово учителя.

Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

  1. Реферат по биографии Горького.
  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие это.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Подумаем, чего испугался осторожный человек.

Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя .)

V. Беседа.

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)

- В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт : «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным

носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш» .)

VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» - мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик - старый цыган Макар Чудра - достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя - Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно рассыпавшись в искры, угасло… - Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького


О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
М. Ю. Лермонтов
Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.
Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» - мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: с моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик - старый цыган Макар Чудра - достаточно необычная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско и безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!» В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна воля. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало кто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».
Макар советует своему молодому собеседнику не задумываться о жизни, дабы не разлюбить ее.
Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их. Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль».
От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя - Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью. Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей.
Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей. Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»
Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только
обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.
«В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» - мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик - старый цыган Макар Чудра - достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя - Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно рассыпавшись в искры, угасло... - Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Роль пейзажа в ранних романтических рассказах

Максима Горького.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

«С моря дул влажный , холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…». (Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.


«Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер все так же носил его шепот по степи»;

«Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах»;

«Море шумело глухо и печально». (Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно такими мы видим героев ранних романтических рассказов Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море».

Итак, пейзаж одушевлен, море и степь бесконечны, они подчеркивают безграничность свободы героев, их неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу поменять. Чуть позже Макар Чудра заявит о такой позиции прямо, говоря о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!». (Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

В романтическом пейзаже предстает перед нами и героиня другого рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее». (Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя Макар Чудра и старуха Изергиль – главные герои этих рассказов. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.