Спектакли без слов: четверка лучших от Сергея Землянского. Землянский сергей анатольевич Сергей землянский хореограф


13.06.2018

Землянский Сергей Юрьевич

Знаменитый Режиссер

Хореограф

Сергей Землянский родился 15 июня 1980 года в городе Челябинск. В 2002 году окончил хореографический факультет Челябинской Государственной Академии культуры и искусств, по специальности педагог-хореограф.

Уже на четвертом курсе был приглашен в Екатеринбург, в театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, где как танцовщик работал пять лет.

За это время, в качестве ассистента хореографа, участвовал в постановках: «Осень» Татьяны Багановой для ABCDancecompany и оперы-балета И.Стравинского «Соловей», номинированный на премию «Золотая маска».

Как танцовщик, работал с иностранными хореографами: спектакль «На дороге» постановка Й.Шлемера, спектакль «STAU» постановка Анук Ван Дайк, проект реализован в июле 2004 года в Москве.

В январе 2006 года был приглашен в Москву Владимиром Панковым Художественным руководителем студии «SounDrama» как хореограф и актер.

Их совместная работа над первым спектаклем «Переход», в центре драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, был представлен на премии «Золотая маска» в номинации «Новация» в 2006 году. В сотрудничестве с студией «SounDrama», как хореограф, поставил 15 спектаклей в России и за рубежом.

Следующим этапом в творчестве Сергея стал спектакль «Синдром Орфея» Эта работа собрала прекрасную прессу во время большие гастролей во Франции и городах России. В ней приняли участие две ведущих ученицы школы, профессиональные танцовщицы, которые сейчас работают в мировых танцевальных компаниях. Сандра Бордуа и Манон Андрал. В 2012 году, как хореограф и актер, принял участие в фильме «Доктор» режиссера Владимира Панкова по сценарию Елены Исаевой, продюсеры Владимир Меньшов и Александр Литвинов.

В 2012 году ставит спектакль «Материнское поле», премьера которого состоялась 9 октября 2012 года в филиале театра имени Пушкина.

Этот спектакль можно назвать первым в направлении Новая пластическая драма, которое появилось на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы. Основой стиля wordless стало создание художественного образа не только пластикой тела и яркими музыкальными акцентами, но и использованием характерных танцевальных элементов. Спектакли Сергея Землянского отличаются огромной экспрессией, гротеском в подаче образов персонажей, использованием визуальных и музыкальных эффектов.

Большую роль в создании нового стиля сыграли главный художник постановок Максим Обрезков - главный художник театр имени Вахтангова и композитор Павел Акимкин и автор либретто Владимир Моташнев.

До 2016 года Сергей со своей командой поставил 8 самостоятельных спектаклей, в которых оттачивал свой стиль. «Материнское поле», «Дама с камелиями», «Зима», «Демон», «Идулис и Ария», «Ревизор», «Цыганы», "Жанна Д"Арк".

Ценность нового стиля Пластическая драма в том, что в нем происходит перевод драматических произведений на язык, понятный в любой стране мира. Эмоции понятны всем. Остается только самый глубокий смысл, очищенный от ложности слов. Лишая драматического актера его важного инструмента - текста, голоса Землянский находит новые инструменты. Ему на помощь приходит музыка, сценография, визуальные эффекты.

... читать ещё >

Интервью с Сергеем Землянским, режиссером-хореографом пластических спектаклей и создателем направления «новая пластическая драма»

Сергей Землянский в 2016 году присоединился к Экспертному совету фестиваля «Про Движение». Его постановки - яркие, выразительные, мощные, уже несколько лет покоряют сердца российской и зарубежной публики.

Где лежит граница между современной хореографией и пластическим театром? Или ее не существует вовсе? Как сосуществуют два этих понятия?
— В последнее время я очень мало видел современного танца в России. В основном то, что есть - подражание «Западу», без какого-либо индивидуального стиля, и это меня удручает. Да, есть мода на форму, которая там рождается. Но получается, что российский современный танец - это всего лишь заимствование форм, которые были придуманы и созданы «там», в нем нет оригинальности, вовсе не отражается «наш» менталитет. У нас есть своя ментальность, восприятие, стиль, которые, почему-то, не используются.

— Велосипед уже не изобретешь, но простора для творчества много, ведь современный танец - это лаборатория. Но область эксперимента не должна сводиться к тому, как твоя левая лопатка соотносится с правым локтем. Все движения давно придуманы, поэтому просто смотреть на танец мне уже неинтересно. Могу сказать точно - не так интересно, как 10-15 лет назад.

— Для обывателя современный танец - это что-то «мутное», в нем невозможно ничего разобрать, это некая последовательность непонятных, порой алогичных движений, в которых зачастую нет особого смысла. И, что самое печальное, его там действительно нет.

— Я считаю, что танец уходит, а вместе с ним уходит и зритель. Если внимательнее присмотреться к тому, что сейчас происходит на том же «Западе», то мы увидим, что ведущие танцевальные труппы поворачиваются в сторону сюжетных историй. Так NDT (Нидерландский театр танца) готовят новые постановки по сюжетам, навеянным творчеством Дэвида Линча, а Тереза де Кеерсмакер планирует в Лондоне ставить Шекспира. Я вижу спасение современного танца в объединении с драматургией.

Как Вы работаете? Как рождаются Ваши спектакли?
— Во-первых, всегда есть литературная основа, со своими персонажами, характерами, есть переплетение линий этих героев, развитие. Я стараюсь учитывать все классические основы драматургии и режиссуры, выстраивать структуру существования драматических актеров на сцене.

— Во-вторых, это работа с артистами. Для танцовщиков материал спектаклей может показаться примитивным, но для драматических актеров он требует определенного уровня подготовки, которого нужно достичь путем ежедневных тренингов.

— Мы с моей ассистенткой придумываем весь пластический рисунок спектакля, потому как тела драматических артистов не настолько свободны, чтобы дать им возможность импровизировать и потом использовать этот материал. Задача - выявить эмоцию, создать текст телесного существования персонажей, поэтому разрабатывается все вплоть до кончиков пальцев, поворота головы, и это колоссальный труд.

С кем Вам больше нравится работать - со студентами или с состоявшимися артистами?

— Со всеми. Они всегда заряжают, мотивируют, провоцируют, вдохновляют. У студентов больше задора, неподдельной жизненной энергии и максимализма. Профессиональные артисты спокойнее, но они тоже с энтузиазмом подходят к работе, потому что пластика для них является одним из профессиональных инструментов.

Расскажите подробнее о Вашей работе со студентами Театрального института им. Щукина.

— Мастер одного из курсов - режиссер Александр Коручеков, посмотрев мой спектакль в филиале Театра им. Пушкина - «Материнское поле», пригласил меня провести для своих студентов серию мастер-классов. По результатам этих занятий мы сочинили фантасмагорию «Зима», которую и сейчас можно увидеть на сцене «Щуки» в исполнении студентов 4 курса. Этот спектакль идет через антракт с другой студенческой, но уже вокальной работой - «Ваганты». В июне прошлого года с этим же курсом я поставил пластический спектакль по поэме Пушкина «Цыганы».

Вы начинали танцовщиком в труппе «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, в Екатеринбурге. Как Вы стали режиссером в московских театрах?

— Я переехал в Москву в 2006 году и начал сотрудничество со студией Владимира Панкова «SounDrama» как артист и хореограф. Потом Театр им. Пушкина пригласил меня хореографом в один из своих драматических спектаклей. Произошел прекрасный опыт в работе над движением с молодыми артистами театра, хотелось какого-то продолжения, но было неясно, в каком виде оно может состояться, на каких условиях.

— Вскоре один из артистов театра предложил мне подумать над постановкой «Материнского поля» Чингиза Айтматова. Когда я прочел повесть, то сразу понял - это хорошая основа для пластической драмы. Потом мы начали переговоры с художественным руководителем театра Евгением Писаревым, и мне никак не удавалось объяснить, что именно это будет: не современный танец, и не балет, и не театр мимики и жеста.

— В итоге нам дали испытательный месяц, так сказать, на заявку к спектаклю. За этот месяц мы прошли большой путь, со стороны артистов было много энтузиазма и мотивации. Мы сделали эскизы сцен, которые пока не были целостным произведением, и показали их. Только после этого художественное руководство одобрило работу над спектаклем и включило нас в репертуар.

Спектакль взял приз на «Золотой Маске»?

— Нет, для нас там пока нет номинации. Насколько мне известно, в экспертном совете премии обсуждалось, номинировать спектакль или нет, потому как номинации «драма» или «современная хореография» не подходили. Мне кажется, что экспертам «Маски» имеет смысл подумать о номинации «пластическая драма», так как уже многие театры идут на подобного рода эксперименты. Хотя задолго до решения экспертного совета спектакль «Материнское поле» был включен в программу Russian case и потом, в рамках фестиваля «Золотая Маска» был показан в городах России и за рубежом.

Разрешите закончить немного пафосным, но важным вопросом: в чем вы видите свою миссию как Художник, Человек Искусства и Человек Театра?

— Мне нравится традиция говорить «служит в театре», о работе актера, режиссера, любого сотрудника, кто касается творчества. Мне близко по смыслу слово «служение», служенье Муз, которое, как мы помним из классика, не терпит суеты. Не идти на компромисс с общественным мнением и пошлым вкусом, уважать своего зрителя, показывая ему настоящий театр, высокое искусство, - вот задача любого человека, который творит. Перфекционизм и требовательность ко всем участникам постановки, включая себя. И много-много труда. Вот и вся миссия.
И правда пафосно, но как-то так…)))

Беседовала Вероника Чернышева.

Землянский Сергей Анатольевич работает в Государственной телерадиокомпании «Владивосток» с 1997 года.

В своей творческой деятельности уделяет особое внимание информационному сопровождению работы органов внутренних дел, повышению правосознания и правовой грамотности жителей Приморского края. Участвует в социально значимых акциях и профилактических рейдах, проводимых сотрудниками УМВД России по Приморскому краю, УМВД по г. Владивостоку. Готовит «живые» репортажи о сотрудниках служб и подразделений органов внутренних дел и их работе, примерах мужества и героизма, проявленных сотрудниками полиции, жителях края с активной гражданской позицией, оказывающих содействие органам внутренних дел в повседневной деятельности (представителей Общественных советов при органах внутренних дел, членов добровольных народных дружин).

В течение десяти лет является автором и ведущим информационно-аналитических программ «Вести:Приморье. События недели» и «Акценты». В рамках этих программ и других проектов ГТРК «Владивосток» постоянно уделяет внимание информационному освещению проблем правопорядка, законности, профилактики преступности и правонарушений, деятельности правоохранительных органов Приморского края. Подготовил и выпустил в телевизионный эфир материалы, повышающие правовую грамотность населения и усиливающие взаимодействие общественности с подразделениями УМВД по Приморскому краю (в 2010 - 2012 серия интервью с руководством УМВД, 2010 – спецпроект «Имею право!» (о реформе МВД и реализации закона «О полиции»), в 2010 году – серия материалов о пресечении сотрудниками УМВД преступлений, совершенных преступной группой из Кировского района), в 2011-2014 гг – интервью и информационные репортажи о деятельности различных подразделений УМВД России по Приморскому краю и рядовых сотрудников полиции, в 2012г. – материалы о работе полиции во время подготовки и проведения саммита АТЭС во Владивостоке, в 2013 г. - серия материалов о проведении мониторинга мнения граждан о работе городских и районных подразделений полиции Приморского края, в 2015 г. – материалы о деятельности полиции по созданию муниципальных добровольческих народных дружин, информационное освещение деятельности подразделений УМВД по поиску и задержанию преступника, совершившего побег из-под стражи).

Во взаимодействии с руководителями структурных подразделений УМВД России по Приморскому краю поднимает актуальные вопросы по проблемам деятельности УМВД, сотрудничества с институтами гражданского общества, органами исполнительной и законодательной власти Приморского края, разъясняя официальную позицию руководства приморской полиции по различным аспектам ее деятельности. Организует выезды съемочных групп ГТРК «Владивосток» в служебные командировки на Северный Кавказ для подготовки видеорепортажей о службе бойцов сводных отрядов приморской полиции в регионах со сложной оперативной обстановкой.

Неоднократно отмечался Почётными грамотами руководства ВГТРК. Неоднократно становился победителем творческого конкурса УМВД России по Приморскому краю среди представителей средств массовой информации, освещающих вопросы правоохранительной направленности «Щит и перо». Отмечен благодарственными письмами УМВД России по Приморскому краю за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, созданию положительного образа сотрудника полиции, повышению престижа службы в органах внутренних дел.

Арина Смирнова

1 мин.

«Пластичная» классика

Одному из лучших хореографов и режиссеров столицы - Сергею Землянскому - по силам самые непростые задачи. Например, спектакль, в котором актер молчит, а говорит - его тело. В столичных театрах режиссер «играет» постановки, которые пользуются спросом у зрителя, - обсуждаемые и невероятно популярные. Итак, самые «говорящие» спектакли Сергея Землянского.

«Демон»


Режиссер: Сергей Землянский
Где: Театр им. Ермоловой
Главные роли: Сергей Кемпо, Маргарита Толстоганова
Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта
12+

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» не раз ставилась на подмостках столичных театров, очередь дошла и до Театра им. Ермоловой. С приходом новатора Олега Меньшикова, который экспериментов не боится, театр вырос и, кажется, на достигнутом останавливаться не собирается.

«Демон» - это поэма о любви падшего ангела к красавице Тамаре. Но в спектакле Землянского поэзия Лермонтова оказывается в мире, где все визуально, чувственно и драматично. Загадочные мелодии, народные напевы, псалмы на грузинском, трубы - все здесь кажется волшебным.Так Землянский рассказал классику на языке тела и не утратил красоту слова.

Репетиции спектакля продолжались чуть более трех месяцев, и все это время драматические актеры занимались с хореографами, а некоторые и с мастерами циркового искусства. К примеру, венок, в котором заперта душа демона, расположен под самым потолком и надо обладать отличной физической подготовкой, чтобы во время действия кружится в нем, падать и путаться. Сергей Темпо («Легенда 17», «Экипаж») в роли Демона справляется с этой задачей на отлично.

Несмотря на то, что в спектакле отсутствуют слова, постановка полностью раскрывает сюжетную линию, не прячет ее на второй план и не мешает зрителю, даже не знакомому с текстом, увидеть любовь, представленную в чистой красоте. Н

«Для меня актеры могут передать больше, именно эмоцию, состояние внутреннее, душу вложить в своего персонажа, в своего героя, чем профессиональные танцовщики», - отмечает режиссер.


Ревизор

Режиссер: Сергей Землянский
Где: Театр им. Ермоловой
Главные роли: Кристина Асмус, Никита Татаренков, Елена Полянская, Олег Филипчик
Продолжительность: 1 час 20 минут без антракта
12+

Известную комедию Н.В.Гоголя «Ревизор» в театре Ермоловой тоже поставили без слов - уморительно и весело. И это совершенно другая стилистика.

Первое, что бросается в глаза на сцене, - множество ярких дверей, которые открываются с характерным звуком. В них заходят и выходят горожане - об их статусе мы судим по одежде и мимике актеров. У каждого, несомненно, здесь свои тайны, интриги, секреты. И это тоже понятно без слов. Ключевую роль играет музыка – без нее едва ли был бы понятен сюжет - оркестр О. Меньшикова спрятан за кулисами.

Сложно поверить, что у актеров нет хореографической подготовки – они словно парят над сценой: Марья Антоновна в исполнении Кристины Асмус, как пушинка перемещается между импровизированными дверями, Мишка на роликах неуверенно, но очень пластично пересекает сцену, делает сальто на рояле и продолжает катание, а Хлестаков парит как птица, возносится над остальными и в финале воспаряет - над бытом.

«В "Ревизоре" я решился собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» - так о пьесе говорил ее автор, Николай Гоголь. И действительно, в образе Хлестакова, который как хамелеон, может приспособиться к любой ситуации и «выйти сухим из воды», наблюдается все алчное, низкое, подлое, что есть в стране. И снова постановка получается на злобу дня, и новое прочтение классической пьес еще раз подтверждает величие замысла автора.


Дама с камелиями

Режиссер: Сергей Землянский
Где: Театр им. Пушкина
Главные роли: А. Панина, С. Миллер, Е. Плиткин, А.Лебедева
Продолжительность: 2 ч. 20 мин. с одним антрактом
18+

Театр им. Пушкина идет в ногу со временем и в последнее время все постановки проходят с аншлагом и громкими овациями. При обновлении репертуара художественный руководитель Евгений Писарев пригласил профессионального и опытного режиссера Сергея Землянского, с которым сделал не одну совместную работу.

«Дама с камелиями» - это абсолютно новая версия классики, рассказывающая о вечном образе красоты, о развращенной и в то же время безвинной женщине, чья история - яркий пример тщеславия, а сама она – дорогой атрибут, который создал Александр Дюма-сын. На сцене тот самый «Золотой век», но он отступает перед силой внезапного чувства, которое выражает игра актеров. Не бросается в глаза и перемена костюмов, сменяющих друг друга в бешеном ритме.

Это первый пластический спектакль Землянского на большой сцене, репетиции длились три месяца, подготовка была не у всех, актеры занимались балетом и йогой, и с опытной руки (или ноги?) хореографа безупречно затанцевали все.

Землянский создал спектакль, где жесты и музыка Джузеппе Верди обладают силой слова. Для постановки были созданы невероятной красоты декорации и специально сшиты костюмы передающие дух XIX века, а красные цветы камелии растут прямо из уст Маргариты Готье.

Жанна д`Арк


Режиссер: Сергей Землянский
Где: Театр им. Пушкина
Главные роли: Анастасия Панина, Александр Дмитриев
Продолжительность: 1ч. 45 мин. без антракта
12+

Жанна д`Арк - это пластический спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Святая Иоанна», которая шла на сцене тогда еще Камерного Театра с А. Таировым и А. Коонен в главных ролях.

Постановка в театре им. Пушкина дает шанс увидеть не только истинную веру Жанны д`Арк, но и ее нежность, узнать о ней немного больше. И здесь, конечно, не нужно слов. В зале словно витает магия, он таинственен и привлекателен: приглушенный свет, мрачность сценических декораций. Лестница на сцене то поднимается в небо, то опускается в «ад».

Небанальные пластические решения, мимика актеров, эффектные костюмы – стилистика выдержана прекрасно, в трех цветах – красном, черном, белом. В этом спектакле, кажется, все символично: и девственный костюм Жанны д`Арк, и темные колпаки палачей. Жертвенный костер из красного шелка струится на сцене, «льется» с колосников. Землянский умело показывает Средневековье, со сцены «кричит» нищета, безграмотность, фанатизм и подлость. Агрессия сменяется надеждой, а Орлеанская Дева символизирует спасение.