Главная идея произведения фома гордеев. Анализ произведения горького фома гордеев


Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.

В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.

Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.

Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».

«Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.

Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.

Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

Фома Гордеев и Трое Горького.doc

Фома Гордеев” - это повесть о крепнущей буржуазии и о том, как она набирала силы. Недаром ее идеолог Маякин считает, что становится интереснее жить. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии. Основной замысел повести - как в этой действительности “должен биться энергичный, здоровый человек, ищущий дело по силам, ищущий простора своей энергии”.

В повести создана целая галерея образов “хозяев жизни”.

Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговец лесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: “Хитрый старый черт... Преподобная лиса... возведет очи в небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит... Поостерегись!..”

Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, “мозговой человек”, как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей “философии”: “Купец в государстве - первая сила, потому что с ним - миллионы!” Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров - представитель старого, дикого, патриархального купечества. Он против новшеств, против машин, облегчающих жизнь, против свободы. “От свободы человек гибнет!” - злобно пророчит он. Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям. Его сын Тарас и зять Африкан Смолин продолжают дело отцов, придав ему европейский лоск, действуя более расчетливо, более трезво. Они рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер.

Но уже в старшем поколении, среди тех, кто основывал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж. “Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования”.

Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, не хочет и не умеет фальшивить.

Мир собственнических отношений для него “тюрьма”: “...Душно мне... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!” “Не жизнь вы сделали - тюрьму... Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали... - говорит Фома купцам. - Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!.. Вы не жизнь строите - вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими... Вы испортили жизнь! Вы все стеснили... от вас удушье... от вас!”

Фома - “здоровый человек, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках современности”. Он упорно “выламывается” из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменения, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге (“...пусть голодные учатся, мне не надо...”), общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал “снисходительную жалость сытого к голодному”. В конце повести Фома повержен и унижен; маякин-ский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым Алексей Максимович Горький раскрыл всю неприглядность царства щуровых и маякиных.
Следующее крупное произведение Горького - повесть «Трое» (1900) - знаменовало новую ступень в идейно-художественном развитии писателя. Основная проблема повести - выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова - сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева - сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение в «страну чудесных вымыслов». Однако возвышавшиеся до небес неприступные замки, сверкающие золотом дворцы и подвиги рыцарей не могли заслонить от юных героев окружающую их бедность, грязь, грубость, пьянство, жадность, зависть. Одних это подавляло, других заставляло сопротивляться, искать выход.

Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским , с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению («Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное»), он уходит в религию, в бесплодные размышления о боге и дьяволе, о жизни и смерти. Внутренне опустошенный, больной чахоткой, покорившийся отцу, разбогатевшему в результате ограбления умирающего старика, Яков в полном смирении становится за стойку отцовского буфета.

Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых - ложь, подлость и преступление. «Вот если бы я мог… уничтожить вас… всех!.. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!..» Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев , признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость («пропал… не от вашей силы… а от своей слабости»), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.

Итак, Илья Лунев - крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история - это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.

Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища - Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, - скачала у сапожника, затем - в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.

Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил («Мещане »), Павел Власов и другие герои романа «Мать» и пьесы «Враги». Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.

Более зрелый образ пролетарского революционера появляется в пьесе Горького «Мещане». Этой пьесой, а также написанной вслед за ней - «На дне » Горький начал свой славный путь драматурга. Он создал около двадцати драматургических произведений, сыгравших выдающуюся роль в истории русского и мирового театра, в социалистического реализма на сцене.
Краткое содержание:
^

Фома Гордеев


Действие повести происходит в городе на Волге, в конце XIX - начале XX веков.

Лет шестьдесят тому назад на одной из барж богача купца Заева служил водоливом Игнат Гордеев. Сильный, красивый и неглупый, он был из тех людей, которые не задумываются над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания. В сорок лет Игнат Гордеев сам был собственником трёх пароходов и десятка барж. На Волге его уважали, как богача, но дали ему прозвище «Шалый», потому что жизнь его не текла по прямому руслу, а то и дело мятежно вскипала, бросаясь вон из колеи. В теле Игната словно жили три души. Одна из них, самая мощная, была жадна, и когда Игнат подчинялся ей, он становился человеком, охваченным неукротимой страстью к работе. Но, отдавая много сил погоне за рублём, он не был мелочен, и иногда обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу. Время от времени, обычно весной, в нём просыпалась вторая душа - буйная и похотливая душа раздражённого голодом зверя. В нём словно вскипал вулкан грязи, он пил, развратничал, спаивал других и жил так неделями. Потом вдруг являлся домой смирный и тупой, как овца, выслушивал упрёки жены и по нескольку часов кряду выстаивал на коленях перед образами - это брала над ним власть третья душа. Но во всех трёх полосах жизни Игната не покидало одно страстное желание - иметь сына. Его жена, толстая, раскормленная женщина, родила ему за девять лет супружества четырёх дочерей, но все они умерли в младенчестве. После каждых родов Игнат с наслаждением бил жену за то, что она не родила ему сына.

Однажды, находясь по делам в Самаре, он получил известие о смерти жены. Хоронить её Игнат поручил куму Маякину, потом отслужил в церкви панихиду и решил поскорее жениться. В то время ему было сорок лет. Во всей его мощной фигуре было много здоровой и грубой красоты. Не прошло и полгода, как Игнат женился на Наталье Фоминишне, дочери уральского казака-старообрядца. Он любил свою высокую, стройную красавицу-жену и гордился ей, но вскоре стал осторожно к ней присматриваться. Наталья была задумчива и безучастна ко всему, ничто не интересовало эту странную женщину. Она всегда была задумчива и далека, словно искала в своей жизни какой-то смысл, но никак не могла найти. Лишь кум Маякин, умница и балагур, иногда вызывал у неё бледную улыбку.

Когда Наталья объявила о своей беременности, Игнат начал ходить за женой, как за малым ребёнком. Наталью же беременность сделала ещё более сосредоточенной и молчаливой. Она не вынесла трудных родов и умерла, родив Игнату долгожданного сына. Игнат окрестил сына Фомой и отдал его в семью крёстного отца Маякина, у которого жена тоже недавно родила. Маякин жил в огромном двухэтажном доме, окна которого затеняли могучие старые липы, отчего в комнатах всегда царил строгий полумрак. Семья была благочестива - запах воска и ладана наполнял дом, в душной атмосфере носились покаянные вздохи и молитвенные слова, по комнатам бесшумно двигались женские фигуры в тёмных платьях. Семья Якова Тарасовича Маякина состояла из него самого, его жены Антонины Ивановны, дочери и пяти родственниц, самой младшей из которых было тридцать четыре года. Был у Маякина и сын Тарас, но имя его не упоминалось в семье - Яков отрёкся от сына после того, как он уехал в Москву и женился там против воли отца. Яков Маякин - худой, юркий, с огненно-рыжей бородкой - был владельцем канатного завода и имел в городе лавочку. Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил напоминать о древности своего рода.

В этой семье Фома Гордеев прожил шесть лет. Большеголовый, широкогрудый мальчик казался старше своих шести лет и по росту, и по серьёзному взгляду миндалевидных тёмных глаз. Фома по целым дням возился с игрушками вместе с дочерью Маякина - Любой. С девочкой Фома жил дружно, а ссоры и драки ещё больше скрепляли дружбу детей. Жизнь Фомы была однообразной, единственным развлечением было чтение библии по вечерам. До шести лет мальчик не слышал ни одной сказки. Вскоре Игнат вызвал к себе свою сестру Анфису, и мальчика забрали в дом отца. Анфиса, смешная, высокая старуха с длинным крючковатым носом и большим ртом без зубов, сначала не понравилась мальчику, но потом он увидел нежность и ласку в её чёрных глазах. Эта старуха ввела Фому в новый, до сих пор неизвестный ему мир. Каждую ночь он засыпал под бархатные звуки голоса Анфисы, рассказывающей сказку, запас которых был у неё неисчерпаем. Отца Фома боялся, но любил. Из-за громадного роста и трубного голоса Фома считал отца сказочным разбойником и очень гордился этим.

Когда Фоме пошёл восьмой год, Игнат поручил сестре учить его грамоте. Азбуку мальчик освоил очень легко, и вскоре уже читал Псалтирь. Жизнь Фомы легко катилась вперёд. Будучи его учителем, тётка была и товарищем его игр. Солнце ласково и радостно светило ветхому, изношенному телу, сохранившему в себе юную душу, старой жизни, украшавшей, по мере сил и умения, жизненный путь детям. Иногда Игнат являлся домой в дым пьяный, но Фома не боялся его. А если Фоме не здоровилось, отец его бросал все дела и оставался дома, надоедая сестре глупыми вопросами.

Пришла весна - и, исполняя своё обещание, Игнат взял сына с собой на пароход. Перед Фомой развернулась новая жизнь. Целые дни он проводил на капитанском мостике рядом с отцом, смотрел на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он едет по серебряной тропе в те сказочные царства, где живут чародеи и богатыри. Но чудесные царства не появлялись. Мимо проплывали города, совершенно такие же, как и тот, в котором жил Фома. Перед ним открывалась настоящая жизнь, и Фома был немного разочарован ею. Он стал реже, не так упорно смотреть в даль вопрошающим взглядом чёрных глаз. Команда парохода любила мальчика, и он любил этих славных ребят, которые возились с ним, когда Игнат уходил в город по делам.

Однажды в Астрахани, когда на пароход грузили топливо, Фома услыхал, как машинист ругал Игната за жадность. Вечером Фома спросил отца, на самом ли деле он жаден, и передал ему слова машиниста. Утром мальчик узнал, что на пароходе новый машинист. После этого Фома чувствовал, что всем мешает, матросы смотрят на него неласково. Случай с машинистом разбудило в мальчике стремление понять, какие нити и пружины управляют действиями людей.

Ежели видишь - сильный, способный к делу человек, - пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен - плюнь на него, пройди мимо, - говорил сыну Игнат, а потом рассказывал о своей молодости, о людях и страшной их силе и слабости.

Осенью Фому отдали в школу. В первый же день школьной жизни Фома выделил из среды мальчиков двух, которые показались ему интересней других. Толстый, рыжий Африкан Смолин был сыном кожевенного заводчика, а маленький, юркий и умный Николай Ежов - сын сторожа из казённой палаты, бедняк. Ежов был первым учеником в классе, он давал Фоме и Смолину списывать домашнее задание в обмен на еду. Игнат большой пользы в учении не видел.

Учиться надо от самой жизни, - говорил он. - Книга - вещь мёртвая. А жизнь, чуть ты по ней неверно шагнул, тысячью голосов заорёт на тебя, да ещё и ударит, с ног собьёт.

По воскресеньям ребята собирались у Смолина, гоняли голубей и совершали набеги на чужие сады. В подобные разбойничьи набеги Фома вкладывал сердца больше, чем во все другие похождения и игры, и вёл себя с храбростью и безрассудностью, которая поражала и сердила его товарищей. Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его.

Так день за днём медленно развёртывалась не богатая волнениями жизнь Фомы. Ещё тихим озером была душа мальчика, и всё, что касалось его - исчезало, ненадолго взволновав сонную воду. Просидев в уездном училище пять лет, Фома окончил четыре класса и вышел из него бравым, черноволосым парнем, со смуглым лицом и большими тёмными глазами, которые смотрели задумчиво и наивно. Любовь Маякина в это время училась в пятом классе какого-то пансиона. Встречая Фому на улице, она снисходительно кивала ему головой. Люба была знакома с какими-то гимназистами, и хотя между ними был Ежов, Фому не влекло к ним, в их компании он чувствовал себя стеснённым. Тем не менее, учиться он не хотел.

Я и без науки на своём месте буду, - насмешливо говорил Фома. - Пуст голодные учатся, мне не надо.

Фома начал познавать прелесть одиночества и сладкую отраву мечтаний. Сидя где-нибудь в уголке, он вызывал перед собой образы сказочных царевен, они являлись в образе Любы и других знакомых барышень. Ему хотелось плакать, он стыдился слёз, и всё-таки тихо плакал. Отец терпеливо и осторожно вводил Фому в круг торговых дел, брал с собой на биржу, рассказывал о характерах своих сотоварищей. И всё-таки, даже в девятнадцать лет было в Фоме что-то детское, наивное, отличавшее его от сверстников.

Как будто он ждёт чего-то, как пелена какая-то на глазах у него. Мать его вот так же ощупью ходила по земле, - сокрушённо говорил Игнат и вскоре решил попробовать сына в деле.

Весной Игнат отправил Фому с двумя баржами хлеба на Каму. Баржи вёл пароход «Прилежный», которым командовал Ефим Ильич, рассудительный и строгий капитан. Отплыв в апреле, - в первых числах мая пароход уже прибыл к месту назначения. Баржи стали напротив села, рано утром явилась шумная толпа баб и мужиков выгружать зерно. Фома смотрел на палубу, покрытую бойко работавшей толпой людей, и тут лицо женщины с чёрными глазами ласково и заманчиво улыбнулось ему. Сердце его учащённо билось. Будучи чистым физически, он уже знал, из разговоров, тайны интимных отношений мужчины к женщине, но надеялся, что есть что-нибудь более чистое, менее грубое и обидное для человека. Теперь, любуясь на черноглазую работницу, Фома ощущал именно грубое влечение к ней, это было стыдно и страшно.

Ефим заметил это и устроил Фоме встречу с работницей. Через несколько дней к берегу подъехала телега и на ней черноглазая Палагея с сундуком и какими-то вещами. Ефим пытался возражать, но Фома прикрикнул на него, и капитан покорился - он был из тех людей, которые любят чувствовать над собой хозяина. Вскоре баржа отплыла в Пермь. Страсть, вспыхнувшая в Фоме, выжгла из него всё неуклюжее и наполнила его сердце молодой гордостью, сознанием своей человеческой личности. Это увлечение, однако, не отрывало его от дела, оно возбуждало в нём с одинаковой силой жажду труда и любви. Палагея относилась к нему с той силой чувства, которую вкладывают в свои увлечения женщины её лет. Она была по настоящему бескорыстна.

Фома уже подумывал о женитьбе на Палагее, когда получил телеграмму от крёстного: «Немедленно выезжай пассажирским». Через несколько часов бледный и угрюмый Фома стоял на галерее парохода, отходящего от пристани, и смотрел в лицо своей милой, уплывавшей от него вдаль. В душе его зарождалось едкое чувство обиды на судьбу. Он был слишком избалован жизнью для того, чтобы проще отнестись к первой капле яда в только что початом кубке.

Фому встретил взволнованный Маякин и заявил, что Игнат выжил из ума. Оказалось, что Софья Павловна Медынская, жена богача-архитектора, Известная всем своей неутомимостью по части устройства разных благотворительных затей, уговорила Игната пожертвовать семьдесят пять тысяч на ночлежный дом и народную библиотеку с читальней. Софья Павловна считалась самой красивой женщиной города, но говорили о ней дурно. Фома не видел в этом пожертвовании ничего плохого. Приехав домой, он застал там Медынскую. В переднем углу комнаты, облокотясь на стол, сидела маленькая женщина с пышными белокурыми волосами; на бледном лице её резко выделялись тёмные глаза, тонкие брови и пухлые, красные губы. Когда она бесшумно проходила мимо Фомы, он увидал, что глаза у неё тёмно-синие, а брови почти чёрные.

Вновь жизнь Фомы потекла медленно и однообразно. Отец стал относиться к нему строже. Фома сам чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но не мог понять - что это такое, и подозрительно следил за собой. В нём было много честолюбивого стремления, но жил он одиноко и не чувствовал потребности в друзьях. Фома часто вспоминал Палагею, и сначала ему было тоскливо, но постепенно её место в его мечтах заняла маленькая, ангелоподобная Медынская. В её присутствии Фома чувствовал себя неуклюжим, огромным, тяжёлым, и это обижало его. Медынская не возбуждала в юноше чувственного влечения, она была непонятна ему. Порою он ощущал в себе бездонную пустоту, которую ничем невозможно было заполнить.

Между тем Игнат становился всё более беспокойным, ворчливым и всё чаще жаловался на недомогание.

Стережёт меня смерть где-то поблизости, - говорил он угрюмо, но покорно. И действительно - скоро она опрокинула на землю его большое, мощное тело. Игнат умер в воскресное утро, не получив отпущение грехов. Смерть отца ошеломила Фому. В душу ему влилась тишина, - тяжёлая, неподвижная, поглощавшая все звуки жизни. Он не плакал, не тосковал и не думал ни о чём; угрюмый, бледный, он сосредоточенно вслушивался в эту тишину, которая опустошила его сердце и, как тисками, сжала мозг. Похоронами распоряжался Маякин. На поминках Фома с обидой в сердце смотрел на жирные губы и челюсти, жевавшие вкусные яства, ему хотело выгнать вон всех этих людей, которые ещё недавно возбуждали в нём уважение.

Чего они жрут здесь? В трактир пришли, что ли? - громко и со злобой сказал Фома. Маякин засуетился, но ему не удалось загладить обиду. Гости начали расходиться.

Жизнь дёргала Фому со всех сторон, не давая ему сосредоточиться на мыслях. В сороковой день после смерти Игната он присутствовал на церемонии закладки ночлежного дома. Накануне Медынская известила его, что он выбран в комитет по надзору за постройкой и в почётный члены общества, в котором она председательствовала. Фома стал часто бывать у неё. Там он познакомился с секретарём этого общества, Ухтищевым. Он говорил высоким тенором и сам весь - полный, маленький, круглолицый и весёлый говорун - был похож на новенький бубенчик. Фома слушал его болтовню и чувствовал себя жалким, глупым, смешным для всех. А Маякин сидел рядом с городским головой и что-то бойко говорил ему, играя морщинами.

Фома понимал, что среди этих господ ему не место. Ему было обидно и грустно от сознания, что он не умеет говорить так легко и много, как все эти люди. Люба Маякина уже не раз смеялась над ним за это. Фома не любил дочь крёстного, а после того, как узнал о намерении Маякина поженить их, стал даже избегать встреч с нею. Тем не менее, после смерти отца Фома почти каждый день бывал у Маякиных. Вскоре их отношения приняли вид несколько странной дружбы. Люба была одних лет с Фомой, но относилась к нему, как старшая к мальчику. Порой она была проста и как-то особенно дружески ласкова к нему. Но сколько бы времени они не проводили за беседой, она давала им только лишь ощущение недовольства друг другом, как будто стена непонимания вырастала и разделяла их. Люба часто уговаривала Фому продолжить учение, побольше читать, упрекала его в ограниченности.

Не люблю я этого. Выдумки, обман, - недовольно отвечал Фома.

Люба была недовольна своей жизнью. Учиться её не пускал отец, считая, что удел женщины - замужество, а бежать не хватало храбрости. Часто она повторяла, что живёт в тюрьме, что мечтает о равенстве и счастье для всех людей. Фома слушал её речи, но не понимал, и это злило Любу. Крёстный Маякин внушал Фоме совсем другое.

У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее. Его и нужно найти, дабы понять смысл дела, - твердил он. Выступая против постройки приюта, Маякин говорил:

Вот ныне придумали мы: запереть нищих в дома такие особые и чтоб не ходили они по улицам, не будили бы нашей совести. Вот к чему дома эти разные, для скрытия правды они.

Фому эти речи крёстного одурманивали. У него укреплялось двойственное отношение к Маякину: слушая его с жадным любопытством, он чувствовал, что каждая встреча с крёстным увеличивает в нём неприязненное, близкое к страху, чувство к старику. Смех Маякина, похожий на визг ржавых петель, порой пробуждал в Фоме физическое отвращение. Всё это усиливала уверенность Фомы в том, что крёстный твёрдо решил женить его на Любе. Люба и нравилась ему, и казалась опасной, ему чудилось, что она не живёт, а бредит наяву. Выходка Фомы на поминках отца распространилась среди купечества и создала ему нелестную репутацию. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга. Но однообразные речи Маякина скоро достигли своей цели. Фома вслушался в них и уяснил себе цель жизни: нужно быть лучше других. Разбуженное стариком честолюбие глубоко въелось в его сердце, но не заполнило его, ибо отношение Фомы к Медынской приняло тот характер, который должно было принять. Его тянуло к ней, но при ней он робел, становился неуклюжим и страдал от этого. Фома относился к Медынской с обожанием, в нём всегда жило сознание её превосходства над ним. Медынская же играла с юношей, как кошка с мышью, и получала от этого удовольствие.

Однажды Фома с крёстным возвращались из затона после осмотра пароходов. Маякин рассказал Фоме, какая репутация у Медынской в городе.

Ты иди к ней и прямо говори: «Желаю быть вашим любовником, - человек я молодой, дорого не берите», - поучал он крестника. При этих словах лицо Фомы вытянулось, и было много тяжёлого и горького изумления в его тоскующем взгляде.

Охваченный тоскливой и мстительной злобой приехал Фома в город. Маякин, бросив в грязь Медынскую, сделал её доступной для крестника, а мысль о доступности женщины усилила влечение к ней. Он пошёл к Вере Павловне, собираясь прямо и просто сказать её, чего он хочет от неё.

Что я вам? - сказала она ему. - Вам нужна иная подруга. Я ведь уже старуха. Не слушайте никого, кроме вашего сердца. Живите так, как оно вам подскажет.

Фома шел домой и точно нёс эту женщину в груди своей - так ярок был её образ. Его дом, шесть больших комнат, был пуст. Тётка Анфиса уехала в монастырь и, может быть, уже не вернётся оттуда. Надо бы жениться, но ни одну знакомую девушку Фома не хотел видеть своей женой.

Прошла неделя после разговора с Медынской. День и ночь её образ стоял перед Фомой, вызывая в сердце ноющее чувство. Работа и тоска не мешали ему думать и о жизни. Он стал чутко прислушиваться ко всему, что говорили о жизни люди, и чувствовал, что их жалобы вызывают в нём недоверие. Молча, подозрительным взглядом он присматривался ко всем, и тонкая морщинка разрезала его лоб. Однажды Маякин Послал Фому по делу к Ананию Саввичу Щурову, крупному торговцу лесом. Об этом высоком старике с длинной седой бородой ходили жуткие слухи. Говорили, что он приютил у себя в бане каторжника, который работал для него фальшивые деньги, а потом убил его и сжёг вместе с баней. Ещё Фома знал, что Щуров изжил двух жён, потом отбил жену у своего сына, а когда сноха-любовница умерла, взял в дом к себе немую девочку-нищую и она родила ему мёртвого ребёнка. Идя к Щурову, Фома чувствовал, что он стал странно интересен для него.

Щуров был плохого мнения о Маякине, называл его окаянным фармазоном.

В твои годы Игнат ясен был, как стекло, - сказал Щуров Фоме. - А на тебя гляжу - не вижу - что ты? И сам ты, парень, этого не знаешь, оттого и пропадёшь.

Вечером того же дня Фома отправился в клуб и встретил там Ухтищева. От него Фома узнал, что Софья Павловна завтра уезжает за границу на всё лето. Какой-то толстый и усатый человек вмешался в их разговор и дурно отозвался о Медынской, назвав её кокоткой. Фома тихо зарычал, вцепился в курчавые волосы усатого человека и стал возить его по полу, испытывая жгучее наслаждение. Он в эти минуты переживал чувсво освобождения от скучной тяжести, давно уже его стеснявшей. Фому насилу оторвали от этого человека, который оказался зятем вице-губернатора. Фому, однако, это не испугало. Всё, что Фома сделал в этот вечер, возбудило у Ухтищева большой интерес к нему. Он реши встряхнуть, развлечь парня и повёл его к своим знакомым барышням.

На третий день после сцены в клубе Фома очутился в семи верстах от города, на лесной пристани купца Званцева в компании сына этого купца, Ухтищева, какого-то барина в бакенбардах и четырёх дам. Дамой Фомы была стройная, смуглолицая брюнетка с волнистыми волосами по имени Александра. Фома прокутил с ними уже три дня, и всё никак не мог остановиться. О его безобразиях писали в газете. Яков Маякин ругал его последними словами, но остановить не мог. Любовь молча слушала отца. Становясь старше, она изменила отношение к старику. Люба видела его одиночество и её чувство к отцу становилось теплее. О писателях Маякин говорил Любе:

Смутилась Россия, и нет в ней ничего стойкого, всё пошатнулось! Дана людям большая свобода умствовать, а делать ничего не позволено, - от этого человек не живёт, а гниёт и воняет. Девушка молчала, оглушённая речами отца, не умея возразить, освободиться от них. Она чувствовала, что он поворачивает её в сторону от того, что казалась ей таким простым и светлым.

В то же утро к Маякину пришёл Ефим, капитан «Ермака». Он сообщил, что пьяный Фома приказал связать его, сам взялся управлять баржей и разбил её. После этого Ефим попросил отпустить его, сказав, что без хозяина жить не может.

Фома вспоминал пережитое за последние месяцы, и ему казалось, что его несёт куда-то мутный, горячий поток. Среди сутолоки кутежей одна Саша всегда была спокойна и ровна. Фому привлекала какая-то тайна, скрытая в этой женщине, ив то же время он чувствовал, что не любит её, не нужна она ему. Расставаясь с Фомой, Саша сказала ему:

Тяжёлый у тебя характер. Скучный. Ровно ты от двух отцов родился.

Фома смотрел, как вытаскивают из реки баржу, и думал: «Где же моё место? Где моё дело?». Он видел себя лишним среди уверенных в своей силе людей, готовых поднять для него несколько десятков тысяч пудов со дна реки. Фомой овладело странное волнение: ему страстно захотелось влиться в эту работу. Вдруг он большими прыжками бросился к вороту, бледный от возбуждения. Первый раз в жизни он испытывал такое одухотворяющее чувство, он пьянел от него и изливал свою радость в громких, ликующих криках в лад с рабочими. Но через некоторое время эта радость ушла, оставив после себя пустоту.

На другой день утром Фома и Саша стояли на трапе парохода, подходившего к пристани на Устье. У борта пристани их встречал Яков Маякин. Отослав Сашу в город, Фома поехал в гостиницу к крёстному.

Дайте мне полную волю, или всё моё дело берите в свои руки. Всё, до рубля!

Это вырвалось у Фомы неожиданно для него, он вдруг понял, что мог бы стать совершенно свободным человеком. До этой минуты он был опутан чем-то, а теперь путы сами падали с него так легко и просто. В груди его вспыхнула тревожная и радостная надежда. Но Маякин отказал и пригрозил, что посадит его в сумасшедший дом. Фома знал, что крёстный его не пожалеет. Самоуверенность Якова Тарасовича взорвала Фому, он заговорил, стиснув зубы:

Чем тебе хвалиться? Сын-то твой где? Дочь-то твоя - что такое? Скажи - зачем живёшь? Кто тебя помянет?

Сказав, что прокутит всё своё состояние, Фома вышел. Яков Маякин остался один, и морщины на его щеках вздрагивали тревожной дрожью.

После этой ссоры Фома загулял с озлоблением, полный мстительного чувства к людям, которые окружали его. Разумеется - были женщины. Он смеялся над ними, но никогда не поднимал на них руку. Саша ушла от Фомы, поступила на содержание к сыну какого-то водочного заводчика. Фома был этому рад: она надоела ему, и пугало его её холодное равнодушие. Так жил Фома, лелея смутную надежду отойти куда-то на край жизни, вон из этой сутолоки, и оглядеться. Ночью, закрыв глаза, он представлял себе огромную, тёмную толпу людей, столпившихся где-то в котловине, полной пыльного тумана. Эта толпа в смятении кружила на одном месте, слышится шум и вой, люди ползают, давя друг друга, как слепые. Над их головами, как летучие мыши, носятся деньги. Эта картина укрепилась в голове Фомы, с каждым разом становясь всё более красочной. Ему хотелось остановить эту бессмысленную возню, направить всех людей в одну сторону, а не друг против друга, но в нём не было нужных слов. В нём росло желание свободы, но вырваться из пут своего богатства он не мог.

Маякин действовал так, чтобы Фома каждый день чувствовал тяжесть лежащих на нём обязанностей, но Фома чувствовал, что он не господин в своём деле, а лишь малая его часть. Это раздражало его и ещё дальше отталкивало от старика. Фома всё сильнее хотел вырваться из дела, хотя бы ценой его погибели. Вскоре он узнал, что крёстный пустил слух о том, что Фома не в своём уме и что над ним придётся учредить опеку. Фома смирился с этим и продолжал свою пьяную жизнь, а крёстный зорко следил за ним.

После ссоры с Фомой Маякин понял, что у него нет наследника, и поручил дочери написать письмо Тарасу Маякину, позвать его домой. Любу Яков Тарасович решил сосватать за Африкана Смолина, который учился за границей и недавно вернулся в родной город, чтобы основать собственное дело. За последнее время Любе всё чаще приходила в голову мысль о замужестве - иного выхода из своего одиночества она не видела. Желание учится она давно уже пережила, от прочитанных ею книг в ней остался мутный осадок, из которого развилось стремление к личной независимости. Она чувствовала, что жизнь обходит её стороной.

А Фома всё кутил и колобродил. Очнулся он в маленькой комнатке с двумя окнами и увидел маленького чёрного человечка, который сидел за столом и царапал пером по бумаге. В человечке Фома узнал своего школьного приятеля Николая Ежова. После гимназии Ежов закончил университет, но многого не добился - стал фельетонистом в местной газете. В своих неудачах он винил не себя, а людей, добротой которых пользовался. Он говорил, что нет на земле человека гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее принимающего её. В Фоме Ежов чувствовал «большую дерзость сердца». Речи Ежова обогащали язык Фомы, но слабо освещали тьму его души.

Решение Маякина выдать дочь замуж было твёрдо, и он привёл Смолина на обед, чтобы познакомить с дочерью. Мечты Любы о муже-друге, образованном человеке, были задушены в ней непреклонной волей отца, и вот теперь она выходит замуж потому, что пора. Люба написала брату длинное письмо, в котором умоляла его вернуться. Тарас ответил сухо и кратко, что вскоре будет по делам на Волге и не преминет зайти к отцу. Эта деловая холодность расстроила Любу, но понравилась старику. Люба думала о брате, как о подвижнике, который ценой загубленной в ссылке молодости обрёл право суда над жизнью и людьми.

Смолин мало изменился - такой же рыжий, весь в веснушках, только усы выросли длинные и пышные, да глаза стали как будто больше. Любе понравились его манеры и внешность, его образованность, и в комнате от этого словно светлее стало. В сердце девушки всё ярче разгоралась робкая надежда на счастье.

Узнав от Ежова, какие события происходят в доме крёстного, Фома решил навестить его и стал свидетелем встречи отца и блудного сына. Тарас оказался невысоким, худощавым человеком, похожим на отца. Выяснилось, что Тарас не был на каторге. Он около девяти месяцев сидел в московской тюрьме, потом был сослан в Сибирь на поселение и шесть лет жил в Ленском горном округе. Потом начал своё дело, женился на дочери владельца золотых приисков, овдовел, дети его тоже умерли. Яков Тарасович был необычайно горд сыном. Теперь он видел наследника в нём. Люба не сводила с брата восхищённых глаз. Фома не захотел идти за стол, где сидят трое счастливых людей, он понимал, что ему там не место. Выйдя на улицу, он почувствовал обиду на Маякиных: всё-таки это были единственные близкие ему люди. Из каждого впечатления у Фомы сразу появлялась мысль об его неспособности к жизни, и это кирпичом ложилось на грудь ему.

Вечером Фома снова зашёл к Маякиным. Крёстного не было дома, Люба с братом пили чай. Фома тоже присел за стол. Тарас ему не понравился. Этот человек преклонялся перед англичанами и считал, что только им присуща настоящая любовь к труду. Фома сказал, что работа - ещё не всё для человека, но потом увидел, что его мысли неинтересны Тарасу. Фоме стало скучно с этим равнодушным человеком. Ему хотелось сказать Любови что-нибудь обидное об её брате, но он не нашёл слов и ушёл из дома.

На следующее утро Яков Маякин с Фомой присутствовали на торжественном обеде у купца Кононова, который в тот день освящал новый пароход. Гостей было человек тридцать, все солидные люди, цвет местного купечества. Фома не нашёл себе среди них товарища, и держался в стороне, угрюмый и бледный. Ему не давала покоя мысль о том, почему крёстный был сегодня с ним так ласков, и зачем уговорил его прийти сюда. Среди этих людей не было почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного. Многие из них враждовали друг с другом, но теперь они слились в одну плотную массу, и это отталкивало Фому и возбуждало в нём робость перед ними.

Во время обеда Якова Тарасовича попросили произнести речь. Со своей обычной хвастливой самоуверенностью Маякин начал говорить о том, что купечество является хранителем культуры и оплотом русского народа. Фома не смог этого вынести. Оскалив зубы, он молча оглядывал купцов горящими глазами. При виде его по-волчьи злобного лица купечество на секунду замерло. Фома с невыразимой ненавистью осмотрел лица слушателей и воскликнул:

Не жизнь вы сделали - тюрьму. Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?

Купечество один за другим стало расходиться по пароходу. Это ещё более раздражило Фому: он хотел бы приковать их к месту своими словами и - не находил в себе таких слов. И тогда Гордеев начал вспоминать всё, что знал об этих людях преступного, не пропуская ни одного. Фома говорил и видел, что слова его хорошо действуют на этих людей. Обращаясь ко всем сразу, Фома понимал, что слова его не задевают их так глубоко, как бы ему хотелось. Но как только он заговорил о каждом отдельно, отношение к его словам резко изменилось. Он радостно рычал, видя, как действуют его речи, как корчились и метались эти люди под ударами его слов. Фома чувствовал себя сказочным богатырём, избивающим чудовищ.

Около Якова Тарасовича Маякина собралась толпа и слушала его тихую речь, со злобой и утвердительно кивая головами. Фома залился громким хохотом, высоко вскинув голову. В этот момент несколько человек бросились на Фому, сдавили его своими телами, крепко связали по рукам и ногам и волоком оттащили к борту. Над ним стояла толпа людей и говорила ему злые и обидные вещи, но слова их не задевали его сердца. В глубине его души росло какое-то большое горькое чувство. Когда Фоме развязали ноги, он посмотрел на всех и с жалкой улыбкой сказал тихонько:

Ваша взяла.

Фома стал ниже ростом и похудел. Маякин тихо говорил с купцами об опёке. Фома чувствовал себя раздавленным этой тёмной массой крепких духом людей. Он не понимал теперь, что сделал этим людям и зачем сделал и даже чувствовал что-то похожее на стыд за себя пред собой. В груди точно какая-то пыль осыпала сердце. Купцы смотрели на его страдальческое, мокрое от слёз лицо и молча отходили прочь. И вот Фома остался один со связанными за спиной руками за столом, где всё было опрокинуто разрушено.

Прошло три года. Яков Тарасович Маякин умер после краткой, но очень мучительной агонии, оставив своё состояние сыну, дочери и зятю Африкану Смолину. Ежова за что-то выслали из города вскоре после происшествия на пароходе. В городе возник крупный торговый дом «Тарас Маякин и Африкан Смолин». О Фоме не было ничего слышно. Говорили, что после выхода из больницы Маякин отправил его за Урал к родственникам матери.

Недавно Фома появился в городе. Почти всегда выпивши, он появляется то мрачный, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Живёт он у крёстной сестры на дворе, во флигельке. Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Фома очень редко подходит к зовущему его, он избегает людей и не любит говорить с ними. Но если он подойдёт, ему говорят:

Ну-ка, насчёт светопреставления скажи слово, а, пророк.

«Трое» не нашла

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В чем трагедия Фомы Гордеева по М. Горькому

Произведение М. Горького «Фома Гордеев» был напечатан в 1899 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «повесть». В 1900 году повесть была издана отдельным тиражом.

Творческий замысел А.М.Горький раскрыл в письме к С. Дороватовскому в феврале 1899 г.:

«Эта повесть доставляет мне немало хороших минут и очень много страха и сомнений, - она должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, побеждавшего гидр, свалила бы с ног туча комаров» .

«...параллельно с работой над Фомой составляю план другой повести «Карьера Мишки Вягина». Это тоже история о купце, но о купце уже типическом, о мелком, умном, энергичном жулике, который из посудников на пароходе достигает до поста городского головы. Фома - не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности. Необходимо рядом с ним поставить другую фигуру, чтобы не нарушать правды жизни» .

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. В то время, когда Горкий работал над «Фомой Гордеевым», одной из основных идей народничества являлась идея о том, что задача интеллигенции -- помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики.

«Фома Гордеев» свидетельствовал о том, что Горький к этом времени отошел от движения народничества. Это крупнейшее антинародническое произведение. После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте.

«Фому Гордеева» Горький построил как хронику, что позволи ло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России. Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» -- не всегда совпадающие величины.

Главный герой, Фома Гордеев, унаследовал от отца, Игната Гордеева, солидное состояние и семейное дело. Он пытается достойно продолжить коммерческую деятельность и приумножить нажитый отцом капитал, но мир дельцов чужд ему. Его горячая мечтательная натура подсказывает, что счастье не измеряется количеством денег. Он пытается найти свое место в жизни, но это оказывается непросто. Фома начинает пить.

«Фома замолчал. Все, что он сделал, -- ни к чему не повело, его речи не пошатнули купцов. Вот они окружают его плотной толпой, и ему не видно ничего из-за них. Они спокойны, тверды, относятся к нему как к буяну и что-то замышляют против него. Он чувствовал себя раздавленным этой темной массой крепких духом, умных людей… Сам себе он казался теперь чужим и не понимающим того, что он сделал этим людям и зачем сделал. Он даже чувствовал обидное что-то, похожее на стыд за себя пред собой. У него першило в горле, и в груди точно какая-то пыль осыпала сердце его, и оно билось тяжело, неровно» . горький гордеев буржуазный

Наибольшее внимание уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания -- Якову Маякину и собственно Фоме Гордееву - отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране. Образ «чумазого», столь выразительно запечатленный в творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин -- «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко -- «Волчья сыть» и др.) отметили появление нового типа купца, который начинает сознавать свою силу, но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин -- социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия. Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе. Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека. В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира. Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л. Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах.

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа. Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею. Игнат Гордеев -- это богач, наделенный не только стремлением к деньгам, но и своеобразной дерзостью сердца, которая мешает ему слиться полностью с миром хозяев.

«Фома Гордеев» говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому -- зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать произведение о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года». Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома не типичен как купец, как представитель класса и, чтобы не нарушить правду жизни, надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру. Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга. Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький загородил ее фигурой Фомы. Но Фома оставался дорог автору, как свидетельство нарушения монолитности буржуазии, как, в свою очередь, типичное явление, хотя и не ставшее массовым.

Маякин и Фома -- противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип. Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее. Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если блудный сын буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, -- возврат в отчий дом для него невозможен.

«Фома Гордеев» пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величии и тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все -- и природа, и люди -- живет неуклюже, лениво, -- но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, -- сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей... И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти» .

Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других. Но он не понимает причин социального неравенства. Он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным. Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему:

«Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, -- не надо... Ваша пора, -- пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты...» .

Стихийное бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом. Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны. Сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения. Разоблачительная речь на пароходе -- высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта. Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста.

Фома Гордеев -- не революционер, ему неведомы другие пути, кроме тех, по которым шли его отцы и деды, по которым идет идеолог купечества и выразитель его требований к «власть имущим» Яков Маякин или же представитель патриархального купечества Ананий Щуров. Духовно здоровый и честный человек, Фома не может подчиниться законам капитализма, воспринять и сделать своим девизом маякинский афоризм:

«Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой -- нож. Когда верх возьмешь, тогда и хорошо» .

Протест Фомы Гордеева столь же анархичен, сколь и бунтарство горьковских босяков. Однако в этой повести процесс «выламывания» человека из своего класса, из оков классовой морали Горький показал полнее и глубже. Босяки Горького -- это люди, уже выброшенные за борт той среды, к которой они ранее принадлежали, а Фома, в начале повести полноправный представитель купеческого класса, показан в процессе разрыва со своей социальной средой. Такова уже была сила революционного брожения в народе, что она проникала сквозь наслоения сословной морали и сословных предрассудков и вызывала в духовно чистых людях ненависть к собственной среде, сталкивала их с этой средой. В зависимости от социальных и исторических условий времени, а также ряда внутренних и семейных обстоятельств отщепенцы своего класса опускались на «дно жизни», гибли или же примыкали к освободительному движению народа. Следовательно, в протесте Фомы Гордеева Горький показывал не просто характерные черты распада буржуазно-классового сознания, а разложение собственнической морали в обстановке созревания революционных идей и проникновения их в народные массы. Фома тяготеет к этим массам, к рабочей среде, он с глубоким вниманием слушает разночинца Ежова, в котором нет еще твердости и закалки тех пролетарских революционеров, образы которых вскоре создаст Горький, но который выражает некоторые их мысли.

«Будущее принадежит людям честного труда,-- говорит Ежов.-- Великая работа предстоит вам... Это вы должны создать новую культуру» .

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде. Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Основная трагедия бунтаря Фомы Гордеева была вызвана непониманием путей борьбы с социальным злом. Неспособность смириться со злом и невозможность бороться с ним приводит к тому, что единственной надеждой для Фомы Гордеева становится стремление остаться человеком в любых обстоятельствах, даже тогда, когда это практически невозможно:

«Что вы сделали? Не жизнь вы сделали - тюрьму… Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!.. Душегубы вы… Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?»

Важно отметить, что такое трагическое противостояние отдельной личности существующему миропорядку вообще характерно как для русской ментальности в целом, так и для русской литературы, как выразителя этой ментальности.

Библиография

1. Горький М. Фома Гордеев. / М. Горький. - М.: Дрофа, 2008

2. Груздев И. Горький. / И. Груздев. - М.: Молодая гвардия, 1960

3. Луков Л.Д. Русская литература: А.М. Горький. / Л.Д. Луков. - М.: АСТ, 2008

4. Шер Н.И. Алексей Максимович Горький. / Н.И. Шер // Рассказы о русских писателях. - Москва: Министерство просвящения РСФСР, 1960 г.

5. М. Горький в воспоминаниях современников. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание судьбы Игната Гордеева, анализ его личности. Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж.

    сочинение , добавлен 24.04.2003

    Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Ведущая роль темы поиска смысла жизни и бессмертия в произведениях Александра Николаевича Гордеева. Творческая деятельность Николая Дмитриевича Кузакова. Поэтическое дарование Бориса Константиновича Макарова. Трудный жизненный путь Арсалана Жамбалона.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Свобода и воля в понимании героев М. Горького. Художественное пространство как категория. Свобода в философском понимании. Ранние рассказы Горького как романтические произведения писателя. Характеристика героев повестей "Челкаш" и "Супруги Орловы".

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького. Ранние романтические произведения Горького. «Макар Чудра» - идеал личной свободы. Сказка «О маленькой фее и молодом чабане». Рассказ «Старуха Изергиль». «Песнь о Соколе».

    контрольная работа , добавлен 11.10.2007

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Творчество М. Горького в историческом и литературном контексте. Особенности художественного раскрытия многообразия типов русской жизни в цикле рассказов "По Руси". Образы-лейтмотивы, их характер и идейно-эстетическая роль. Анализ программ по литературе.

    дипломная работа , добавлен 03.09.2013

    Краткая биография Еврипида, анализ творческой деятельности. Основные произведения древнегреческого драматурга: "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки", "Андромаха". "Медея" как непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, ее особенности.

    презентация , добавлен 10.11.2012

    Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво­ей средой, «выламывание» из нее.

Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Вол­ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро­вания характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Иг­нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед­ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только день­ги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров­ное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью по­степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.

Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость дру­гих, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным.

Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст­ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур­жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.

Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу­азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

30.03.2013 17359 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)