Украинская литература 5.


НА ПОМОЩЬ НАСТОЯЩЕМУ ЧИТАТЕЛЮ

СЛОВАРИК-СПРАВОЧНИК

«Берегиня»

Тэк - сын Чернобога и Мары. Боялся бога рода Чура. Отсюда древняя пословица: «Чур тебя, чур!»

Вырий - первая земля, остров во Вселенной, в Вихре растет Першодерево мира.

Изображение Мирового Дерева - уменьшенной копии Вселенной

Род-Сокол - символичное название божественного дыхания. Он сидит на Першодереві, ныряет в воду и достает камни для создания Мира.

Виты Першодерева, направленные к небу, символ духовного. Мировое дерево заселено богами, на ветвях - планеты, звезды и птицы.

Ствол стоит на земле - место проживания людей и зверей.

Корни подземного мира, где живут злые духи.

Все три мира сочетаются между собой. С Земли можно попасть на небо или добраться до подземного мира. Отсюда и возможность сказочных героев переноситься в подземное царство.

В древней песне рассказывается о создании мира так:

А как то было с Начала Мира?

Не было тогда ни Неба, ни Земли,

А только было Синее Море.

А на том Море ой Два Дубка,

А на тех Дубоньках Два Голубушки...

Стали советовать, как мир сотворить.

Спустимся в Море до самого дна,

Выберем себе Синий Камень,

Синий Камень - Синее Небо.

Выберем себе Желтый Камень,

Желтый Камень - Желтая Земля.

Першодерево и Род-Сокол изображались на украинских вышивках.

Слова мор, мрак, марево, облако, мерзнуть, смерть образовано от имени богини Мары.

«Даждьбог»

Багровый - густо-красный, иногда с фиолетовым оттенком.

Багровый - алый.

Пурпурный, пурпурный - темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым оттенком.

Кармазиновый - красный, густо-красный, темно-красный. Свекольный - темно-красный с синеватым оттенком.

Интересно знать, что мифический Дажьбог действует в украинских народных сказках под именем Иван. Помните: Иван-побиван, Иван-царевич? Это о нем, о Даждьбога. Ему по силам все, он всегда борется за добро и побеждает зло.

«О звездный Виз»

Воз - Большая Медведица, Наседка - Плеяды, Волосожар - Волосы Вероники.

Хорувати - болеть.

Вопить - изо всех сил призывать о помощи, предупреждая о чем-то; одволала от смерти - отпросилась от смерти спасла.

«Почему пес живет у человека?»

Я одинок - одинок, сей - этот, вчув - услышал, проснулся - разбудил, проснулся медведь - проснулся, приму тя - приму тебя, застрілить - застрелит.

Легенду записывали из уст человека, который живет в местности, где слова употребляют именно так.

«Неопалимая купина»

Неопалимая купина - растение, терновый куст, оберег от пожара. 4 сентября в завершающий праздник в честь бога Перуна, который в этот день замыкает молнию и гром и идет в свои небесные чертоги отдыхать, предки жгли костры из тернового ветви, которое горит и не сгорает. Терновый куст - неопалиму кочку - увидел библейский герой Моисей на горе Хорив.

Славный город, городские ворота, поле, возвышенность, вокруг на холме его (неопалимой купины) цветет сколько угодно, вокруг синее небо и ясное солнце.

«Как возникли Карпаты»

В предложении Земля... покрыта вечнозелеными, могучими буками и яворами, берестами и тополями перед елями стоит слово вечнозелеными, следовательно, эти деревья хвойные, остальные - лиственные.

«Прием у запорожцев»

В предложении Казак кликне раза два указано примерное количество, а в предложении Казак кликне два раза названо точное количество.

«Ой Морозе-Морозенку»

О Морозенко: весьма славный был рыцарь, орел сизокрилий.

О шляхту: подлые паны, шляхта голопуза, хитрый иезуит.

«О правде и кривде»

Драться в этом предложении означает жить в бедности, терпеть лишения.

А можно еще сказать бедствовать, злидарювати, попрошайничать.

« Мудрая девушка»

В древности отгадывание загадок было делом взрослых. Так проверялись ум и сообразительность человека. Поэтому в сказках герои загадывают и отгадывают загадки, выполняют трудные задачи.

О волшебные сказки «Ох» и «Летучий корабль»

В древние времена, когда наши предки добывали себе пищу охотой и рыболовством, существовал обряд посвящения юношей во взрослую жизнь. После обряда юноша становился полноправным членом племени и мог жениться. Над мальчиком во время обряда выполняли определенные действия, и считали, что он умирал, а затем вновь воскресал уже новым человеком. Поэтому когда ты читаешь, что у родителей были два старших умных сына, а третий дурак, это означало, что старшие прошли посвящение, а младший - нет. Почему дурак в конце сказки всегда побеждает? Он, пройдя определенные испытания, получил магические знания.

Посвящение происходило в специальных домах в лесу в строгой тайне.

В сказках «Ох» и «Летучий корабль» дурак и лентяй тоже уходят из дома, т.е. они отправились в тайное место для посвящения. Во время обряда мальчика символически сжигали и вновь воскрешали. Он проходил школу охотника, изучал мифы племени, учился песен и ритуальных танцев. После этого юноша приобретал магическую власть над животными. Вспомни, не так происходило с лентяем из сказки «Ох»? Колдун Ох трижды сжигал парня, и он стал прекрасным юношей. А когда превращался в хорта, сокола и коня и мог добыть любое животное, это означало, что после посвящения он приобрел магических способностей и имел власть над всеми животными, нужными охотнику. Все это показывало одну черту в мышлении первобытного человека: главное - иметь магическую силу. Если охотник добыл животное, то это произошло не потому, что стрелок был ловкий или стрела была хорошая, а потому, что он знал заклинания.

А что же это за герой в сказке «Летучий корабль», скажешь ты, если за него все делают другие или он действует при помощи волшебных предметов? Помощники доставляют его в далекие края, борются за руку царевны, решают царские задачи, а герой только наблюдает за всем. Дело в том, что помощники в сказке выражают силу и способности героя. Слушало, Скороход, Стрелец, Об"їдайло, Обпивайло воплощают в человеческих образах способностей героя, а Морозко означает, что герой покорил себе еще и силы природы.

«Крашеный Лис»

Иван Яковлевич Франко, сочиняя «Крашенного Лиса», использовал индийскую народную сказку «Крашеный Шакал». Этот рассказ принадлежит к достопримечательности индийского прозы «Панчатантра». Произведения в этом сборнике рассказывают о животных и имеют поучительный характер.

Сборка И. Я. Франко «Когда еще звери говорили» - своеобразная украинская «Панчатантра». Сказку «Крашеный Шакал» писатель взял за основу для написания своего произведения. Он ее основательно доработал, дополнил деталями, придал колорита, характерного украинскому жизни XIX века.

Соломон - согласно Библии, один из умнейших царей древнего государства Израиль.

«Хуха-Моховина»

В сказке Хуха могла становиться зеленой, рыжевато-красной, голубой, желтой, розовой, фиолетовой, белой.

С давних времен люди заметили, что цвет влияет на человека и даже на состояние ее здоровья. Прочитай про «силу» воздействия некоторых цветов:

зеленый - это гармоничность, сила и благополучие природы, ее мирная тишина;

красный - создает ощущение телесного тепла; розовый - помогает избавиться от тоски;

желтый - стимулирует воображение, цвет хорошего настроения, лишает безразличия и тревоги;

фиолетовый - приводит мысли в порядок;

голубой - снимает гнев, способствует развитию творческих способностей и сосредотачивает внимание на духовной бодрости;

белый - цвет чистоты и незапятнанности.

«Необыкновенные приключения Али в стране Недоладії»

Безголовый - прямое значение - тот, кто не имеет головы; переносное значение - глупый, глупый.

Лимерик - короткое юмористическое стихотворение, в котором обыгрывается чушь. Состоит из пяти строк. Первая строка рифмуется со вторым и пятым, а третий с четвертым. Лимерик пишут так:

В первой строке ставится вопрос кто? и откуда?;

До второй строки - какой? какая? какое?;

До третьего и четвертого - что случилось?

Последняя строка рассказывает, чем все закончилось.

В лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.

В лимерике может произойти любая чушь, как и в стране Недоладії! Например:

Жил себе старик болотный,

Вздорный дед тягомотний,

На колоде он сидел,

Лягушонку песню вел,

Въедливый старик болотный.

Жила-была птичка певчая,

Была маленькой, как муравей.

По дороге она за жуком спешила,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

Буриме - преимущественно шуточный стих на заранее предложенные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять. Как играть в буриме? Например, тебе предложили зарифмованные слова: чары - облака. Какие могут быть варианты? Начнем с написания двовірша. Например:

Лето шлет каникул чары,

Не повредят даже облака.

Где делись лета чары,

Если мчатся по небу облака?

Вариантов на одну пару рифм может быть много. Выбери лучший вариант и прочитай на конкурсе буриме в классе.

«Кто разговаривает?»

В акростихи есть упоминание о детский стишок-игру «Сорока-ворона...»: Сорока-ворона на лежанке сидела,

Деткам кашку варила:

Этому дам, этому дам, этому дам и этому дам,

А этому не дам,

Он дров не рубил, воды не носил, кашки не варил.

«В сорняках»

Выражение полететь (лететь, полететь) ветром означает «очень быстро бежать, ехать, идти».

Обучение грамоте во времена Шевченко детства было для детей непростым. Ученики должны были зазубрить названия букв:

A - Азь

Г - Глаголь

Питаете

Из - Зело...

Чтобы прочитать, например, слово баба, ученик называл по очереди буквы: буки - аз - буки - аз. Немногие дети могли после этого понять, что это слово баба. Обучение было непонятным, а дьяк думал, что ученики не хотят учиться, поэтому и наказывал их розгами.

«За солнцем облачко плывет...»

В Словничку настроений приведен перечень некоторых настроений, которые ты можешь почувствовать в поэтическом произведении. Прочитай и запомни их, дополняй словарик новыми настроениями, которые ты обнаружишь в стихах.

СЛОВАРИК НАСТРОЕНИЙ

Спокойный Смущен

Окрыленный Раздраженный

Веселый Разгневанный

Радостный Уставший

Доброй улыбки Разочарование

Светлый Тревожный

Ласковый Мрачный

Вдохновленный Грустный

Надежды Грусти

Мечтательный Печали

Сонный Безразличия


Рабочая программа составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерной программы

Название программы « Украинская литература» для 5 класса для общеобразовательных учреждений Республики Крым

Издательство, год издания _2014г.

Учебно - методический комплекс: Украинская литература 5 класс

Название программы: « Украинская литература» для 5 класса для общеобразовательных учреждений Республики Крым

Издательство, год издания___2014г.

Количество часов в год___34___; по____1__ часа в неделю:

Плановые контрольные работы: не предусматривает проведение контрольных работ.

Формы проведения

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

ВСЕГО

Основные задачи уроков литературы :
знакомить учащихся с лучшими образцами духовной культуры украинского народа; лелеять понимание истоков украинской культуры , менталитета , образа жизни; способствовать познанию гуманистического ( жизнеутверждающего) опыта украинской литературы и литератур других народов ;
формировать и развивать у учащихся такие общечеловеческие ценностные ориентиры , как доброта , гуманизм , уважение к родителям , старшим людям , любовь к родному краю ;
совершенствовать навыки выразительного чтения ( декламации), понимание и перевод прочитанного ;
способствовать проникновению ребенка в духовный мир литературных героев ;
обеспечивать более глубокое усвоение учениками норм украинского литературного языка, его художественно - изобразительных стилевых и стилистических ресурсов ;
развивать мышление и речь учащихся .
Основная цель изучения литературы - развитие общей культуры и творческих способностей учащихся, воспитание у них мировоззренческих ориентаций , выработку умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова ; формирование коммуникативной литературной компетенции , основанной на знаниях и умениях познавательного и творческого характера. Объектом изучения в литературе является художественное произведение , его эстетическая природа и духовно -нравственная сущность , что и предопределяет соответствующую организацию урока литературы .

Основными концептуальными факторами программы являются: воспитание высокообразованной , творческой , гуманной личности ;
воспитание культуры чтения ;
воспитание эстетически развитого читателя украинской литературы .

1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА, КУРСА

ЛИЧНОСТНЫМ результатами обучающихся 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Украинская литература», являются:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к украинской литературе, к культурам других народов;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты изучения предмета «Украинская литература»

    основной школе проявляются:

    • в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

    • в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    • в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

    в познавательной сфере:

    понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в

раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

    владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

    в ценностно-ориентационной сфере:

    приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

    формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

    в коммуникативной сфере:

    восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

    отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

    уметь вести диалог;

    написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

    в эстетической сфере:

    понимание образной природы литературы как явления словесного

искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

    понимание русского слова в его эстетической функции, роли

изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

УЧАЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ:

    основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитет,

гипербола, сравнение; летопись (начальные представления), роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня; аллегория; понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные произведения).

УЧАЩИЕСЯ:

    воспринимают сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

    отличают стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

    видят связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (н-р, при обращении к иллюстрациям);

    прослеживают изменение настроения (интонации) в стихотворении;

    различают особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

    пользуются алфавитным каталогом школьной библиотеки;

    ориентируются в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

    выразительно читают текст-описание, текст-повествование, монологи,

диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня , рассказ);

    готовят (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

    словесно производят картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

    аргументируют свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

    пишут творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

    видят общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

    сочиняют небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни; создавать сочинения-миниатюры .

    результате изучения литературы ученик воспроизводит:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

работает с книгой

определяет принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выражает свое отношение к прочитанному;

выразительно читает произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеет различными видами пересказа;

строит устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

ВВЕДЕНИЕ.

Теория литературы: Понятие об образном слове. Понятие о художественном произведении.

Обучающиеся:

выясняют эстетическую природу и духовно-нравственную значимость художественного слова.Объясняют связь между устным народным творчеством и художественной литературой.Знают и понимают термины "художественная литература" и "устное народное творчество".Умеют отличить художественную литературу от других видов кусства.

МИР ФАНТАЗИИ, МУДРОСТИ

Мифы и легенды. «О звездном Возе» («Про зоряний Віз»), «Почему пес живет рядом с человеком?» («Чому пес живе коло людини?»), «Берегиня» («Берегиня»), «Неопалимая купина» («Неопалима купина»), «Почему в море есть жемчуг и раковины?» («Чому в морі є перли і мушлі?»)

Теория литературы:миф, фольклор, легенда.

Дают определение фольклора и основных видов фольклорных произведений, в частности мифа и легенды.Умеют объяснять возникновение мифов, легенд. Читают мифы и легенды, толкуют их смысл.Объясняют первобытные представления о мире и человеке. Понимают роль и место реального и фантастического в жизни.

Легенды Крыма

Народные сказки."Названый отец" («Названий батько»), "Мудрая девушка" («Мудра дівчина»), "О правде и кривде" («Про правду і кривду»).

Теория литературы: народная сказка.

Народные сказки

Выразительно читают произведения, определяют главных и второстепенных действующих лиц, характеризуют их, оценивают их поступки, распознают композиционную специфику сказки как фольклорного жанра

Народные предания. "Белгородский кисель" („Білгородськийкисіль”), "Шандровский соляной колодец" („Шандровський соляний колодязь”)

Теория литературы: народные предания.

Даютопределение народных преданий как фольклорных жанров, сравнивают общее и различное между преданиями и легендами, анализируют название и содержание народных преданий. Выразительно, осмысленно читают и пересказывают тексты преданий; определяют тему и главную идею, распознают жанровую специфику народных преданий, находят в текстах преданий слова и выражения, которые подтверждают главную мысль произведений.

Делают вывод о связии истории с ее изображением в фольклорных жанрах, о строительстве древних городов и сел, происхождении их названий.

Теория литературы:

Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.

Даютопределение пословиц, поговорок, загадок и скороговорок.Объясняют специфику их как отдельных фольклорных жанров (строение, способы создания, особенности языка).Сравнивают общее и различное между пословицами, поговорками и скороговорками.

Выразительно, вдумчиво читают тексты пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.Определяют тематику пословиц и поговорок.

Находят отгадки к загадкам.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.

Иван Франко. "Крашеный Лис " («Фарбований Лис»).

Оксана Иваненко." Сказка о маленьком Пике" („Казка про маленького Піка”).

Теория литературы: Понятие о литературной сказке. Главные и второстепенные персонажи

Осознаютпонятие о литературной сказке и основные различия между народными и литературными сказками, определяют главных и второстепенных персонажей сказки.Объясняют явление аллегории, анализируют содержание сказки "Крашеный Лис".

Распознают специфику литературных сказок.Выразительно, осмысленно читают сказку "Крашеный Лис", подбирают заголовки к разделам, составляют план текста, определяют тему и главную идею произведения (осуждение стяжательства, нечестности, высмеивание тщеславия и высокомерия людей через образы сказочных персонажей), характеризуют образ Лиса.

Уметь составлять характеристику героев.

И БЫЛО СЛОВО…

Тарас Шевченко."За солнцем тучка плывет" (За сонцем хмаронька пливе”), "Садок вишневый вокруг дома» " („Садок вишневий коло хати»”)

Теория литературы:

рифма.

Рассказываюткраткий биографический очерк о детстве Тараса Шевченко.Воспроизводят настроения пейзажных стихотворений, описывающих собственные чувства, вызванные художественным словом.Выразительно читают и пересказывают содержание стихов.

Подчеркивают значение творчества Шевченко.

Выучить наизусть 1 стихотворение на выбор.

Иван Франко."Школьная наука Григория" („Грицева шкільна наука”)

Теория литературы: Понятие о языке автора и языке персонажей.

Рассказываюткраткий биографический очерк о жизни Ивана Франко, в частности его детские годы.Характеризуют содержание, тему и главную мысль произведения.Выразительно и осмысленно читают и пересказывают текст, составляют план содержания.

Определяют особенности языка автора и персонажей.Сравнивают старую школу с ее методами обучения (на основе изученного рассказа) с современной школой, условиями жизни и обучения учащихся, сопоставляют изображенные в произведении события с собственными жизненными наблюдениями.

Михаил Коцюбинский."Елочка" («Ялинка»)

Теория литературы:

Описание-пейзаж.

Сравнение.

Сообщаюткраткий биографический очерк о Михаиле Коцюбинском, его детских годах.Выразительно, осмысленно читают и пересказывают произведение "Елочка", составляют его план, определяют тему и главную мысль рассказа, раскрывают характер мальчика Василия по его поступкам и чувствам.Находят в тексте описание пейзажей.Приводят примеры сравнений и объясняют способы из выражения.

Выражают суждения о таланте Михаила Коцюбинского как писателя, как мастера пейзажей.

Леся Украинка. «Колыбельная» ("Колискова ")," Звездное небо" („Зоряне небо”), «Вечернее время» („Вечірня година”) (на выбор учителя).

Теория литературы:

Колыбельные песни.

Ласкательные слова.

Знают краткий биографический очерк о Лесе Украинке, ее детских годах. Характеризуют содержание стихотворения "Колыбельная". Находят в тексте слова, передают заботу матери о судьбе своего ребенка и любовь матери к своему сыну. Характеризуют главную мысль произведения (призыв к стойкости в борьбе с невзгодами жизни). Наблюдают за строением стиха и ролью ласкательных слов в тексте, объясняют связь фольклора с художественной литературой, выражают суждения о Лесе Украинке как поэтессе несокрушимого духа.

Выучить наизусть: стихотворение «Колыбельная»

Архип Тесленко. «Школьник» ("Школяр")

Теория литературы: Понятие о литературном портрете.

Знают сведения о жизни и творчестве Архипа Тесленко, выразительно и осмысленно читают и пересказывают содержание рассказа "Школьник", составляют план рассказа, определяют тему и главную мысль. Находят в тексте слова, которые описывают жизнь сельской бедноты в прошлом, свидетельствуют уважение мальчика Коли к родителям и учителям, характеризуют роль учителя в жизни мальчика. Анализируют языковые особенности рассказа.

Выражают суждения об Архипе Тесленко как о писателе, размышляют о тяжелом детстве сельских детей, сопоставляют изображаемые события с собственными жизненными наблюдениями, обосновывают роль образования и учителей в жизни каждого человека.

Владимир Винниченко. «Федор-халамидник» ("Федько-халамидник")

Теория литературы:

Понятие об эпическом произведении, рассказ.

Знают краткие сведения о жизни и творчестве В. Винниченко, выразительно и осмысленно читают и пересказывают содержание рассказа "Федор-халамидник" - историю о прежней жизни детей пригород, их развлечения, отношения между собой и взрослыми. Сравнивают социальные условия жизни Федька и Толи, характеризуют черты их характера, причины их поступков.

Выражают суждения о понятии добра и зла, свое отношение к героям произведения.

Андрей Малышко. «Учительница» ("Учителька")Выражают суждения о роли учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Дмитрий Белоус. "Хлеб и слово" («Хліб і слово»)

Теория литературы:

Сравнение как троп.

Знают краткие сведения об авторе, выразительно читают стихотворение, определяют главную мысль произведения. Объясняют, почему "хлеб и соль" считаются святыней. Наблюдают за языковыми выразительными средствами, подбирают примеры сравнений.

Выражают суждения о слове и хлебе как о вечных основах физической и духовной жизни народа.

КРАСОТА ПРИРОДЫ.

Павел Тычина. "Хор лесных звоночков " («Хор лісових дзвіночків»)

Владимир Сосюра. "Зима" («Зима»), "Люблю весну" («Люблю весну»)

Теория литературы:

Эпитет.

Выразительно читают стихи, выясняют их основную идею, наблюдают за описанием метели в поэзии, выясняют художественные детали описания, сравнивают описания метели в поле и в городе в поэзии "Зима" и весеннего пейзажа в поэзии "Люблю весну"; анализируют способы изображения явлений природы. Находят эпитеты, выясняют их роль, подбирают к ним синонимы.

Высказывают собственные ощущения от поэтического изображения зимнего и весеннего пейзажей.

Леонид Смилянский. "Лидер" («Лідер»)

Теория литературы:

Понятие об описании.

Говорят о содержании рассказа, описывают раненого голубя, выясняют, как Степан спасал голубя. Характеризуют переживания и чувства Степана, выделяя черты его характера, находят подтверждение в тексте. Определяют главную мысль рассказа, судят о важности роли человека в сохранении природы. Углубляют свои знания об описании и его роли в художественном произведении.

Выражают суждения о необходимости оберегать родную природу, заботиться о птицах.

Василий Симоненко. "Комочек земли" («Грудочка землі»)

Знают краткие сведения о жизни и творчестве В. Симоненко, выразительно читают стихотворение, определяют главную мысль произведения. Определяют, с помощью каких художественных средств автор описывает пейзажи. Характеризуют эпитеты, которыми автор оценивает народную песню.

Выражают суждения о песне как о выражении мудрости и жизненного опыта человека.

Евгений Гуцало. "Лось" («Лось»)

Знают краткие сведения о жизни и творчестве Е. Гуцало, описывают основные события рассказа "Лось", характеризует чувства и переживания мальчиков, поведение лося. Сопоставляют описания внешности мальчиков и Шпичака, объясняют, как эти описания связаны с чертами характера персонажей. Наблюдают за описанием местности, где происходит событие, описывают внешний вид лося.

Чтение произведений о животных и природе.

Умеют пересказывать интересный эпизод из детства писателя. Рассматривают точность и лаконизм описаний природы, их роль в повествовании. Выражают суждения об отношении человека к природе.

Владимир Бровченко. "Два мальчика" («Два хлопчики»)

Выразительно читают стихотворение, определяют его главную идею. Описывают картину, которая возникла в воображении во время чтения стихотворения, выражают впечатления о лесе, объясняют смысл последней строфы поэзии. Называют известные художественные произведения, в которых изображен лес летом, зимой, сравнивают описания.

Выражают суждения об отношении человека к природе.

Виктор Близнец. «Хромая» («Кривенька»)

Знают краткие сведения о жизни и творчестве В. Близнеца, пересказывают содержание рассказа "Хромая", определяют главную мысль произведения, характеризуют поступки бабы Гани. Анализируют отношение к хромой уточке, объясняют мотивы ее поведения. Выясняют, что предвещают птицы.

Выражают суждения о взаимоотношениях человека с животным миром.

Григор Тютюнник. «Чудак» («Дивак»)

Максим Рыльский. «Дождь» («Дощ»), «Люби природу не как символ...»(«Люби природу не як символ»)

Изучают произведения писателей родного края.

3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Литература как вид искусства и способ отображения действительности.

Теория литературы: Понятие об образном слове. Понятие о художественном произведении.

Обучающиеся:

выясняют эстетическую природу и духовно-нравственную значимость художественного слова. Объясняют связь между устным народным творчеством и художественной литературой. Знают и понимают термины "художественная литература" и "устное народное творчество". Умеют отличить художественную литературу от других видов искусства.

МИР ФАНТАЗИИ, МУДРОСТИ

Мифы и легенды. «О звездном Возе» («Про зоряний Віз») , «Почему пес живет рядом с человеком?» ( «Чому пес живе коло людини?» ) , «Берегиня» («Берегиня») , «Неопалимая купина» («Неопалима купина») , «Почему в море есть жемчуг и раковин ы?» ( «Чому в морі є перли і мушлі?»)

Теория литературы: миф, фольклор, легенда.

Дают определение фольклора и основных видов фольклорных произведений, в частности мифа и легенды. Умеют объяснять возникновение мифов, легенд. Читают мифы и легенды, толкуют их смысл. Объясняют первобытные представления о мире и человеке. Понимают роль и место реального и фантастического в жизни.

4

Народные сказки. "Названый отец" («Названий батько») , "Мудрая девушка" («Мудра дівчина») , "О правде и кривде" («Про правду і кривду») .

Теория литературы: народная сказка.

Дают определение фольклора и основных видов фольклорных произведений, в частности народной сказки, знают содержание сказок.

Выразительно читают произведения, определяют главных и второстепенных действующих лиц, характеризуют их, оценивают их поступки, распознают композиционную специфику сказки как фольклорного жанра.

Осознают победу добра над злом, используют знания о народной мудрости на практике, обобщают такие народные черты, как милосердие, сообразительность, находчивость, юмор, отраженные в устном народном творчестве.

1

Народные предания. "Белгородский кисель" ( Білгородський кисіль )

Теория литературы: народные предания.

Дают определение народных преданий как фольклорных жанров, сравнивают общее и различное между преданиями и легендами, анализируют название и содержание народных преданий. Выразительно, осмысленно читают и пересказывают тек сты преданий; определяют тему и главную идею, распознают жанровую специфику народных преданий, находят в текстах преданий слова и выражения, которые подтвер ждают главную мысль произведений.

Делают вывод о связи и истории с ее изображением в фольклорных жанрах, о строительстве д ревних городов и сел, происхождени и их названий.

2

Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.

Теория литературы:

Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки .

Дают определение пословиц, поговорок, загадок и скороговорок. Объясняют специфику их как отдельных фольклорных жанров (строение, способы создания, особенности языка). Сравнивают общее и различное между пословицами, поговорками и скороговорками.

Выразительно, вдумчиво читают тексты пословиц, поговорок, загадок, скороговорок. Определяют тематику пословиц и поговорок.

Находят отгадки к загадкам.

Обобщают содержание пословиц и поговорок, скороговорок, оценивают их как сокровищницу народной мудрости.

8

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.

Иван Франко. "Крашеный Лис " («Фарбований Лис») .

Васи лий Королив –Старый « Хуха - Моховинка» («Хуха-Моховинка»),

Василий Симоненко « Царь Плаксий и Щекотун» (« Цар Плакс ій та Лоскотун»), Галина Малик « Необычайные приключения Али в стране Недоладии» (« Незвичайні пригоди Алі в країні Недоладії»)

Теория литературы: Понятие о литературной сказк е . Главные и второстепенные персонажи

Осознают понятие о литературной сказке и основные различия между народными и литературными сказками, определяют главных и второстепенных персонажей сказки. Объясняют явление аллегории, анализируют содержание сказки "Крашеный Лис".

Распознают специфику литературных сказок. Выразительно, осмысленно читают сказку "Крашеный Лис", подбирают заголовки к разделам, составляют план текста, определяют тему и главную идею произведения ( осуждение стяжательства, нечестности, высмеивание тщеславия и высокомерия людей через образы сказочных персонажей), характеризуют образ Лиса.

Пересказывают содержание сказки Оксаны Иваненко "Сказка о маленьком Пике", объясняют главную мысль произведения, характеризующие черты образов персонажей, выражают суждения об образах птичьей семьи как воплощении положительных людских черт.

Обобщают значение литературной сказки как вида писательского художественного творчества для детей.

1

И Б ЫЛО СЛОВО

Тарас Шев ченко. "За солнцем тучка плывет " ( За сонцем хмаронька пливе ) , "Садок вишневый вокруг дома» " ( Садок вишневий коло хати» ”)

Теория литературы:

рифма.

Рассказывают краткий биографический очерк о детстве Тара са Шевченко. Воспроизводят настроения пейзажных стихотворений, описывающих собственные чувства, вызванные художественным словом. Выразительно читают и пересказывают содержание стихов.

Находят в стихотворных текстах рифмы, подбирают самостоятельно рифмы к определенным словам.

Подчеркивают значение творчества Шевченко как гения украинского народа.

Выучить наизусть 1 стихотворение на выбор.

1

КРАСОТА ПРИРОДЫ.

Павел Тычина. "Хор лесных звоночков " («Хор лісових дзвіночків»)

Выразительно читают стихотворение, выясняют его основную идею; описывают свои впечатления от прочитанного; изображают своими словами красоту природы; наблюдают за тропами в поэтическом произведении, анализируют роль языковых средств в создании поэтической картины.

Выражают суждения о роли природы в жизни человека.

2

Евгений Гуцало. "Лось" («Лось»)

Знают краткие сведения о жизни и творчестве Е. Гуцало, описывают основные события рассказа "Лось", характеризует чувства и переживания мальчиков, поведение лося. Сопоставляют описания вн е шности мальчиков и Шпичака, объясняют, как эти описания связаны с чертами характера персонажей. Наблюдают за описанием местности, где происходит событие, описывают внешний вид лося.

Выражают суждения об авторской позиции Е. Гуцало, объясняют его отношение к природе, оценку благородных и нечестных поступков.

2

Григор Тютюнник. «Чудак» ( « Дивак»)

Умеют пересказывать интересный эпизод из детства писателя. Рассматривают точность и лаконизм описаний природы, их роль в повествовании. Рассказывают об особенностях характера Олеся, его одаренности. Составляют план к характеристике этого образа. Высказывают собственные соображения о характере мальчика, оценивают его необычное поведение. Объясняют название рассказа. Учатся сравнивать литературного героя с собой. Умеют написать сочинение о нем, придумать собственное окончание рассказа.

2

Максим Рыльский. «Дождь» («Дощ») , «Люби природ у не как символ...» («Люби природу не як символ»)

Знают краткие сведения о жизни и творчестве М. Рыльского, выразительно и вдумчиво читают поэзии. Выделяют в них образ лирического героя, воспроизводят его эмоции и чувства, сравнивая с собственным образным видением природы.

3

Николай Винграновский « Сероманец» « (отрывки), « Бабунин дождь», « Сама по себе речка эта течет….», « Первая колыбельная»

Знают краткие сведения о жизни и творчестве Н.Винграновского, выразительно и вдумчиво читают поэзии. Выделяют в них образ лирического героя, воспроизводят его эмоции и чувства, сравнивая с собственным образным видением природы. описывают основные события рассказа "Сероманец", характеризует чувства и переживания мальчика, поведение волка. Наблюдают за описанием местности, где происходит событие, описывают внешний вид волка.

Выражают суждения об авторской позиции Н.Винграновского, объясняют его отношение к природе, оценку благородных и нечестных поступков.

2

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ.

Изучают произведения писателей родного края.