Какую роль играет образ шинели в произведении. Значение образа шинели в одноименной повести гоголя


В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.

«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

История создания повести «Шинель»

Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.

Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».

В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.

Жанр произведения — история с привидениями, драма.

Кто написал «Шинель»

Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.

Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. « », «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Другие персонажи «Шинели»

Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».

В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.

Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.

«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается - увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники . Жалование его составляло 400 рублей в год.

Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника . Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу . На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

В продолжение последующих полутора лет, проведённых в Вене и Риме , Гоголь ещё трижды брался за повесть, но довести её до конца смог только весной 1841 года, и то под давлением Погодина . Одновременно он работал над текстом об Италии , совершенно отличным по стилистике и настроению. Во второй редакции главный герой получил имя «Акакий Акакиевич Тишкевич», которое вскоре было изменено на «Башмакевич». В третьей редакции комическая интонация стала уступать место сентиментально-патетической.

Поскольку беловая рукопись повести не сохранилась, литературоведам сложно определить, подверглась ли повесть какой-то цензурной переработке в преддверии публикации. По сведениям Н. Я. Прокоповича , цензор А. В. Никитенко «хотя не коснулся ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места» .

Реакция

После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов . Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал:

Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского , таких, как «Бедные люди » (1845) и «Двойник » (1846) . Часто приписываемая Достоевскому фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» (о русских писателях-реалистах) на самом деле принадлежит Эжену Мельхиору де Вогюэ и восходит к статье 1885 года в Revue des Deux Mondes .

Анализ

Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя » (1918) . Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов» .

Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский , «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему - от простой насмешки до пронзительной жалости» .

В повести звучит критика общественной системы, основанной на торжестве табели о рангах , где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, что отдельные биографы связывают с предполагаемой гомосексуальностью автора .

В советское время «Шинель» было принято относить к литературе критического реализма , не обращая внимания на фантастический гротеск финала . Ещё Эйхенбаум констатировал в 1918 году, что критики средней руки «останавливаются в недоумении перед этим неожиданным и непонятным внедрением романтизма в реализм » .

Выход из этого противоречия был найден следующий - «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате» :

Трансцендентальное стремление редуцировалось до элементарной потребности, но потребности жизненно важной, не избыточной, насущно необходимой, неотъемлемой в бедной бесприютной жизни Акакия Акакиевича и притом терпящей такое же неотвратимое крушение, какое претерпевали мечтания художника или композитора.

Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот - повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана .

Превращение

Пространственные искажения начинаются, когда Башмачкин со страхом вступает на пустынную площадь . Шинель у него отбирают люди исполинского роста с усами, которым присущи «громовые голоса» и «кулак величиною в чиновничью голову». Лишившись своего панциря-шинели, главный герой мутирует в одного из этих потусторонних исполинов: после смерти его привидение становится «гораздо выше ростом», «носит преогромные усы» и грозит «кулаком, какого и у живых не найдёшь». Как и другие таинственные усачи, новоявленное привидение промышляет сдёргиванием шинелей .

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра.
Велев подать себе пуншу и призвав Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать в maison de l"imperatrice [в придворном штате императрицы], удивляя префекта своею памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений.

История создания произведения.

Давным-давно в городе Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего на свете он любил птичью охоту и самой сокровенной его мечтой было купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но ружье это стоило двести рублей ассигнациями - сумма для небогатого чиновника совершенно несметная.

Все-таки он скопил эту сумму. Скопил с колоссальном трудом, отказывая себе в самом необходимом, перегружая себя сверхурочной работой. И, купив ружье, счастливый, отправился в маленькой лодке охотиться на финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло.

Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.

История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь.

Спустя некоторое время он написал повесть “Шинель”.

Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин - тоже бедный чиновник, и он тоже одержим несбыточной при его бедности мечтой. Разница лишь в том, что он мечтает не о дорогом ружье, а о новой шинели. И так же, как счастливый обладатель ружья теряет его в первый же день, Акакий Акакиевич лишается своей шинели в первый же вечер.

Но в жизни все кончилось благополучно, а в повести Гоголя - самым трагическим образом. Потрясенный потерей, Акакий Акакиевич умирает.

Преобразуя по-своему то, что случилось в жизни, Гоголь “проводит свою идею”. Гоголевский Акакий Акакиевич, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка его сослуживцев, произносил одну и ту же фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Фраза эта так пронзила сердце одного из насмешников, что, как пишет Гоголь, “долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” - и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке “бесчеловечья”, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...”

Вот к чему стремился в своей повести Гоголь. Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жестокое сердце. Он хотел растревожить читателя, потрясти, его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни.

Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни.

Рассказывая историю создания повести, можно привлечь и некоторые факты биографии писателя. Известно, что “Шинель” Гоголь создавал дважды. Вернувшись в 1839 году из путешествия по Европе (Германия, Швейцария, Франция) на родину по семейным делам, он уже в 1840 году уехал снова в Италию, где чувствовал себя особенно хорошо. По пути Гоголь задержался в Вене, где пережил творческий подъем после краткого пребывания на родине. Здесь он за полтора месяца написал три новые главы “Мертвых душ”, переработал “Тараса Бульбу” и заново создал повесть “Шинель”, начатую им ранее.

“Шинель” - последняя петербургская повесть Гоголя, которая примыкает к ранним повестям этого цикла, но отличается от них глубиной развития темы. В образе Башмачкина повседневная жизнь мелких чиновников столицы получила полное, разностороннее и объективное отражение.

Чтобы выяснить, как учащиеся поняли после самостоятельного чтения идейное содержание повести, характер главного персонажа, можно предложить вопросы и задания для беседы:

Кто герой повести? Найдите в тексте авторскую характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина. Каково отношение Гоголя к этому труженику? Найдите в тексте обоснование своей мысли. Только ли к жалости и сочувствию зовет читателя автор повести? Как обрисовано “значительное лицо”? Проследите за приемами изображения Башмачкина (эпизоды посещения Петровича, похищение шинели, встречи со “значительным лицом”). Как воспринимается концовка повести?

Подводя итоги беседы, обратим внимание школьников на то, что героем повести Гоголь сделал “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп”. В “Шинели” писатель поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине.

Одновременно он выступает против тех, кто распоряжался судьбой маленьких людей, подобных “вечному титулярному советнику Башмачкину”. Обратим внимание на то, что “значительное лицо” изображено Гоголем в сатирическом плане, с оттенком едкой иронии, тогда как Акакий Акакиевич, несмотря на наличие некоторых комических черт и общую сниженность тона в его обрисовке, вызывает глубочайшее сожаление и сочувствие. И когда эта жалкая фигура вырастает в карающего мстителя, читатель удовлетворен, так как торжествует справедливость.

Замечательной чертой повести “Шинель” является глубочайшая реалистичность изображения.

Даже концовка повести - появление мертвеца Акакия Акакиевича,- несмотря на свою фантастичность, имеет реалистическую направленность. Говоря о неоднократных появлениях мертвеца, писатель иронически заявляет: “Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы. Оно же показало такой кулак, какого и у живых не найдешь”

В повести “Шинель” дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, пронизывающим всю повесть, сквозь жалость к “человеку-брату”, как бы ми был он убог, смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против “бесчеловечья и человеке” и обличение чиновно-бюрократического удушья в русской жизни. Герцен назвал повесть “Шинель колоссальным произведением”. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,- высказывался Достоевский, художник, изображавший мир “униженных и оскорбленных, подчеркнув тем самым морально-гуманистическую направленность повести и великую силу таланта Гоголя - реалиста, раскрывшегося со всей полнотой в его крупнейших произведениях - комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души”.

В “Петербургских повестях” Гоголь обратился к миру социальных отношений чиновно-буржуазного, дворянского Петербурга, к жизни петербургской бедноты, к обитателям столичных углов и увидел здесь унижение бедняка, оскорбление его чести, его одиночество. В несчастье Акакий Акакиевич Башмачкин не нашел сочувствия у посторонних людей - собственно в этом источник его трагической смерти.

Гоголь протестует против ненормальных социальных отношений, унижающих достоинство простого человека.

В образе своего героя писатель показал поистине трагическую жизнь незаметного человека, безмерно униженного, бедного, забитого, духовно искалеченного и ограбленного “значительными лицами”. “Ревностно”, “с любовью” трудится бедный петербургский чиновник.

Гоголь показывает, как канцелярский формализм Петербурга 30 -х. годов калечил людей нравственно, обезличивал их, лишал человеческих интересов, превращал в покорных слуг буквы и бумаги. В “Петербургских повестях” Гоголь встает на защиту маленького человека против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетавшие человека. Продолжая и развивая то, что наметил Пушкин в образе станционного смотрителя, Гоголь в своей идейной защите бедного чиновника возвышается до настоящего пафоса гуманности.

Впервые появившись в печати в “Собрании сочинений”, выпущенном в 1842-1843 гг., когда складывалось вокруг Белинского новое творческое содружество русских писателей, названное затем “натуральной школой”, “Шинель” ответила на их идейные и творческие запросы и стала как бы знаменем этой школы.

Домашнее задание: повторить по словарю литературоведческих терминов понятие реализм; подготовить устный рассказ об Акакии Акакиевиче, устно ответить на вопросы, предложенные в учебнике.

Литература:

1. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

2. Каменецкая Л.Г., Шахрай А.И. Русская литература в 8 классе. Киев, 1981.

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «са­мой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произ­ведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, поте­рявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был стра­стным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго меч­тал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повес­ти по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повес­тей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот камен­ный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она ста­новится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной лите­ратуры. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром цер­ковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синай­ского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди ко­торых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способ­ность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправед­ливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не пре­вышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую най­дешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл про­изведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философ­ским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительно-сати­рическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Пе­тербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его твор­чества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «не­ожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Повесть "Шинель" является одним из лучших произведений самого загадочного (по мнению русского писателя Гоголя Николая Васильевича. Рассказ о жизни "маленького человека" Акакия Акакиевича Башмачкина, простого переписчика одной из многочисленных канцелярий уездного города, выводит читателя на глубокие размышления о смысле жизни.

"Оставьте меня в покое..."

"Шинель" Гоголя требует вдумчивого подхода. Акакий Башмачников - не просто человек "маленький", он вызывающе незначительный, подчеркнуто отстраненный от жизни. У него нет никаких желаний, всем своим видом он словно говорит окружающим: "Я очень прошу оставить меня в покое". Чиновники помоложе насмешничают над Акакий Акакиевичем, хотя и не зло, но все же обидно. Соберутся вокруг и состязаются в остроумии. Иногда больно заденут, тогда Башмачников поднимет голову и скажет: "Зачем вы так?". В тексте повествования присутствует прочувствовать ее и предлагает Николай Васильевич Гоголь. "Шинель" (анализ этой короткой повести может быть длиннее ее самой) включает сложные психологические переплетения.

Мысли и чаяния

Единственной страстью Акакия была его работа. Он переписывал документы аккуратно, чисто, с любовью. Придя домой и кое-как пообедав, Башмачников начинал ходить по комнате, время для него тянулось медленно, однако этим он не тяготился. Акакий садился и весь вечер писал. Потом ложился спать, думая о документах, которые предстояло переписать на следующий день. Эти мысли радовали его. Бумага, перо и чернила составляли смысл жизни "маленького человека", которому было далеко за пятьдесят. Описать мысли и чаяния Акакия Акакиевича мог только такой писатель, как Гоголь. "Шинель" анализируется с большим трудом, ведь небольшой повести собрано столько психологических коллизий, что хватило бы на целый роман.

Жалованье и новая шинель

Жалованье Акакия Акакиевича составляло 36 рублей ежемесячно, этих денег едва хватало на оплату жилья и на еду. Когда в Петербурге ударили морозы, Башмачников попал в сложное положение. Его одежда была изношена до дыр, от холода она уже не спасала. Шинель поистерлась на плечах и спине, рукава рвались на локтях. Мастерски описывает весь драматизм ситуации Николай Васильевич Гоголь. "Шинель", тематика которой выходит за рамки обычного повествования, заставляет задуматься о многом. Акакий Акакиевич отправился к портному, чтобы починить свою одежду, но тот заявил, что "ремонтировать неможно", нужна новая шинель. И цену назвал - 80 рублей. Деньги для Башмачникова огромные, которых у него не было и в помине. Пришлось жестоко экономить, чтобы скопить нужную сумму.

Через некоторое время в канцелярии выдали премию чиновникам. Акакию Акакиевичу досталось 20 рублей. Вместе с полученным жалованьем собралась достаточная сумма. Он отправился к портному. И здесь точными литературными определениями вскрывается весь драматизм ситуации, такое под силу только такому писателю, как Гоголь. "Шинель" (анализ этой повести невозможно сделать без того, чтобы не проникнуться бедой человека, лишенного возможности просто взять и купить себе пальто) трогает до глубины души.

Смерть "маленького человека"

Новая шинель получилась на загляденье - толстое сукно, воротник из кошки, медные пуговицы, все это даже как-то приподняло Башмачникова над его беспросветной жизнью. Он выпрямился, стал улыбаться, почувствовал себя человеком. Коллеги наперебой расхваливали обнову, пригласили Акакия Акакиевича на вечеринку. После нее герой дня отправился домой, размашисто шагая по оледеневшему тротуару, даже приударил за проходящей мимо женщиной, а когда свернул с Невского, к нему подошли два мужика, припугнули и сняли шинель. Всю следующую неделю Акакий Акакиевич ходил в полицейский участок, надеялся, что обновку разыщут. Затем у него произошел началась горячка. "Маленький человек" умер. Так окончил жизнь своего персонажа Николай Васильевич Гоголь. "Шинель", анализом этой повести можно заниматься бесконечно, постоянно открывает нам все новые грани.