Мдт основная сцена. Академический Малый драматический театр – Театр Европы


Буквально на днях я узнала о том, что существует такое явление как Союз театров Европы - ассоциация театров Европы, которую кормит Еврокомиссия и министерство культуры Франции. Отношение к этому явлению у меня неоднозначное.

С одной стороны, хорошо и правильно, что значительные суммы уходят на то, чтобы привнести культуру в массы, расширить горизонты, познакомить жителей различных стран с мировыми артистами, их творчеством. Чтобы различные культуры познакомились с мироукладом представителей других культур, в каждой из которых у людей свой собственный, особый способ взаимодействия с окружающим миром и друг с другом (и язык иностранный тут совершенно не причём, речь идёт исключительно о психосоматике). С другой стороны, это, конечно, всё очень субъективно, потому что звание «театра Европы» у нас, оказывается, носит Малый театр (Википедия - наше всё!), а он, на мой взгляд, максимально далёк от русской культуры. Всё больше понты администрации и обслуживающего персонала, да пафосные актёры, существующие на сцене разрозненно, сами по себе, не желающие никаким образом взаимодействовать с партнёрами по сцене (испачкают ещё!). Актёры Малого театра живут в мире себя-Великого, и больше никого и ничего им не нужно. Они и так знают, что они гениальны, и их любит весь мир, потому что по-другому и быть не может. Русского там нет ничего, да и как может союз РАЗНЫХ стран Европы решать, в каком театре Русью пахнет, а в каком нет? По каким параметрам? По длине носа?

Поэтому когда я узнала, что купила билеты не в обычный русский театр, а в театр, носящий звание Европейского, то сразу подумала, что, видимо, его принадлежность к Европейским стандартам качества будет выражена во внешней обстановке: зал, обслуживание, интерьер…

Раздевалка в театре находится ещё до входа - в просторном предбаннике, где можно сесть, отдохнуть, прийти в себя с дороги и спокойно, не торопясь, покопаться в сумочке и найти заветный билет. Минус в том, что, несмотря на длинные инструкции в сети Интернет по использованию электронных билетов, на деле всё выглядит иначе: на входе список, говоришь фамилию и проходишь. И нечего было стращать людей, что придётся огромным количеством документов доказывать, что билет купил именно ты, а не кто-то другой.

Администрация обещанных билетов взамен электронных не даёт, это меня расстроило: не осталось на память драгоценного кусочка картона с порванным контролем, программка - это всё-таки не то, не несёт она в себе отпечатка времени.

Надо сказать, что театры Санкт-Петербурга, в отличие от московских, по своей архитектуре очень удачно вписываются в общий облик города. Всё-таки Питер - это уже почти Бельгия, правда сильно обшарпанная, опустившаяся, со слезающей со стен краской и романтичными трещинами по всем домам. Но Бельгия - это уже Европа, не мы)) Найти театр в этом городе непросто, если, конечно, ты не знаешь точно, где он находится. Здания театров ничем не выдаются, не пытаются прокричать всему миру о своей исключительности (а у нас кирпич краснее!). С одной стороны, вроде бы и хорошо, что администрация города заботится о его облике, с другой стороны - негде проявить креативность, это печально (вспомните хотя бы, как выглядит театр Луны - это же чудо-чудное, диво-дивное, в Питере такое не разрешат).

Малый театр оказался «малым» не только в названии: небольшое уютное фойе, маленький зал, крохотный коридор с эскизами костюмов на стенах, необычный бюст Чехова, портреты всех работников театра, не только актёров. На портретах лиц со сцены значится красивое русское слово «артист», за что театру от меня лично огромное человеческое спасибо. Всё очень скромно, сдержанно, но со вкусом. Нет нагромождённости и претенциозности, как у Калягина, в то же время не злоупотребляли коричневым цветом (стены выкрашены простой белой краской - уютно и светло), который своей тяжестью в том же МХТ создаёт впечатление, что находишься не в театре, а в гробу, только крышку приколотить. МДТ светлый, чистый, радостный, публика разная, есть приличное количество иностранцев. По традиции, не все гости оказались культурными: нашлись всё-таки люди, пожелавшие разуться в зрительном зале.

Обслуживающий персонал - само очарование. Все очень вежливые, внимательные, в меру обходительные, на входе меня назвали «Ирочкой» (совершенно посторонний человек!), пока искали моё имя в списке электронок. Настроение моё, конечно же, сразу поднялось. Дарение цветов артистам на сцене максимально комфортно: в театре есть специальные вёдра с водой, где можно оставить букет, а в конце спектакля работники театра вносят в зал все оставленные в фойе цветы и раздают зрителям, нет нужды бегать по театру и искать, где ты оставил подарок любимому артисту. Это очень здорово!

Для гостей страны на специальном табло над сценой идёт перевод спектакля на английский язык. Русскому человеку это лучше не читать - ТАКОЙ УДАР ПО ПСИХИКЕ! Топорный английский язык убивает русскую культуру, но что поделаешь? Надо же как-то передать сюжет иностранцам, ну хотя бы через «clean and no-drink» (это про «талантливого человека в России», хотя в Америке фраза «Талантливый человек в России не может оставаться чистеньким и трезвым» вообще звучит как «A man of genius cannot be a saint in Russia» - нет слов, одни междометия…), ну что поделаешь? Потом в фойе на выдаче пальто все бурно обсуждали «Анкл Ваню» как глумление над русской классикой. Оно и понятно - за державу обидно, но где же альтернатива? По-другому нельзя.

Зал театра МДТ больше напоминает зал небольшого кинотеатра. Это очень большой минус. У нас залы для трансляции фильмов имеют возможность расти вширь (потому что белое полотно видно со всех мест), тогда как для театральной площадки существуют единые негласные установки: можно бесконечно увеличивать количество рядов, но не их ширину. Театральный зал должен быть вытянут в длину или иметь округлую сцену, иначе сидящим на боковых местах не будет видно то, что происходит в спектакле. В театре МДТ я на своём 3-ем с края месте узнала, что такое сидеть СБОКУ. В театре Вахтангова бок - это когда видно абсолютно всё, но если на что-то смотреть очень не хочется, то можно чуток отклониться и перевести внимание на другое. В театре МДТ я сидела даже не с самого края, однако примерно четверть спектакля мне было не видно - бутафорский стол напрочь отгораживал нас от происходящего в глубине сцены. Наверное, девушкам, сидящим около меня на первых двух местах, было ещё хуже видно. Зал театра МДТ излишне расширен - это существенный минус. Зато сидения занятные - опускаешь, и поднимается спинка.

После окончания спектакля я никуда особо не торопилась, но в очереди за одеждой не стояла, получила всё сразу. Повезло.

В целом у меня сложилось очень приятное впечатление от театра, мне бы хотелось ещё раз его посетить, но, к сожалению, это будет очень проблематично - уж очень далеко я живу. Зато теперь я буду меньше жаловаться на то, что мне до Вахтангова добираться тяжело - на автобусе + метро с двумя пересадками (с букетом цветов в переполненном метро - лепота-а-а…). Это всё-таки не 8 часов в поезде с минимальными удобствами и максимальными ценами на проезд.

Но в планах на будущее у меня появилась новая заметка: при первой же возможности выбираться в МДТ. Это дело полезное.

О самом спектакле я пока рассказывать не буду - это тема для отдельной записи.

Я очень не люблю ставить оценки, но в данном случае охота добавить ещё одну небольшую ложечку дёгтя. Театру пока ставлю «5-», причём минус - за излишнюю эмоциональность администрации театра в ответах на Фейсбуке. Надо быть сдержаннее, господа.

Стоимость билетов на спектакли МДТ Театр Европы Льва Додина (гастроли в Москве 2017)

Театр Льва Додина в Москве . Гастроли театра Льва Додина в Москве 2017 пройдут в сентябре-октябре и будут представлены спектаклями: "Гамлет",«Три сестры », «Коварство и любовь », «Враг народа », «Жизнь и судьба », «Бесы ». Театр Европы Льва Додина находится в Санкт - Петербурге (Малый драматический театр), где в 1975 году вышел первый спектакль Додина - «Разбойник» по пьесе Карела Чапека.
Лев Абрамович Додин - советский, российский театральный режиссер, педагог, театральный деятель. Он родился в 1944 году в профессорской ленинградской семье. Театром увлекся еще в школе, посещал Ленинградский театр Юношеского Творчества во Дворце пионеров. Затем была учеба в театральном институте на курсе Бориса Зона, годы работы вторым режиссером в ТЮЗе у Зиновия Корогодского, преподавание в ЛГИТМ и К (Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии), приход в МДТ в 1974 году, где Лев Додин является художественным руководителем. На сцене Малого драматического театра были поставлены такие спектакли как: «Дом», «Братья и сестры» по Ф.Абрамову, «Повелитель мух» по У.Голдингу, «Бесы» по Ф.Достоевскому, «Любовь под вязами» Ю. О Нила, «Вишневый сад», «Пьеса без названия», «Чайка» А.Чехова, «Чевенгур» по А.Платонову, «Молли Суини « Б.Фрида. В 1995 году на музыкальном Пасхальном Фестивале в Зальцбурге была представлена опера «Электра» Рихарда Штрауса, поставленная Львом Додиным , которая имела большой успех на Западе. Это была первая постановка за рубежом. Теперь один спектакль следует за другим: «Пиковая дама» во Флоренции и Амстердаме, «Катерина Измайлова» во Флоренции, «Мазепа» в «Ла Скала» (дирижер М. Ростропович), «Демон» в театре Шатле в Париже и др. В творческом багаже Льва Додина более пятидесяти постановок на сценах российских и зарубежных театров. В сентябре 1998 года театр Льва Додина получил статус «Театра Европы» и стал третьим после театра Одеон в Париже и театра Пикколо в Милане. Лауреат Государственных премий, Лауреат Премии «Золотая Маска», театральной премии «Европа – Театру», независимой премии «Триумф», Премии Президента России 2001 года, Лауреат многочисленных престижных международных премий. Выдающийся режиссер Лев Додин ставит спектакли о блужданиях человеческой души, неустанно культивирует в себе и актерах стремление к правде, каждый его спектакль на сцене МДТ необходим и не случаен. Театр Европы Льва Додина опирается на великолепную труппу актеров. Сегодня в основной состав театра входят ученики Льва Додина разных лет: Татьяна Шестакова, Петр Семак, Игорь Иванов, Наталья Акимова, Сергей Власов, Сергей Курышев, Наталья Фоменко, Ирина Тычинина, Владимир Селезнев, Елизавета Боярская, Данила Козловский, Дарья Румянцева и многие другие громкие имена. Театр Европы билеты .
Осенью Лев Додин в Москве 2017 представит несколько своих спектаклей. Москвичи-театралы с большим нетерпением ждут встречи с актерами театра Европы. Билеты на спектакли уже поступили в продажу. Наше агентство VIP-TeatreS поможет всем желающим в приобретении билетов любой категории. Смотрите информацию о гастролях Театра Европы Льва Додина в Москве 2017 на сайте нашего агентства и заказывайте лучшие билеты на представленные спектакли.

Создан в 1944 году решением облисполкома Ленинградской области. До 1956 года был передвижным.
В 1973 году главным режиссером театра стал ученик Г. Товстоногова Е. Падве, привлекший к сотрудничеству молодого режиссера Л. Додина. В 1975 году Лев Додин поставил в МДТ спектакль "Разбойник" по пьесе К. Чапека, а в 1983 году стал художественным руководителем театра. Практически каждый спектакль театра в постановке Додина становился событием театральной жизни в стране и за рубежом.

Театр отмечен:
Государственной премией СССР ("Дом" и "Братья и сестры" по романам Ф.Абрамова, 1986);
Премией Лоуренса Оливье ("Звезды на утреннем небе", 1988);
Региональной английской театральной премией (1992);
Государственной премией РФ ("Gaudeamus", 1993);
Итальянской театральной премией UBU (1993);
Премиями Международного театрального фестиваля БИТЕФ в Югославии ("Клаустрофобия", Гран-при, приз зрительских симпатий, "За лучшую режиссуру" – Л.Додин, 1995), "Золотая Маска" (1998-2000, 2002, 2003, 2004) и др.

Гастролировал более чем в 60 городах мира, участвовал в престижнейших международных фестивалях, в том числе в Авиньоне, в 1994 году открывал возобновленные в Париже "Русские сезоны".
В 1998 году присвоен статус Театра Европы.

М алый драматический театр был открыт в 1944 году в Ленинграде, когда большинство театральных коллективов находилось в эвакуации. Созданный решением Облисполкома театр не имел ни определённой творческой программы, ни собственного дома. Небольшая труппа давала спектакли в городках и сёлах Ленинградской области. Кардинальный перелом в репертуарной политике МДТ произошел в 1973 году, когда театр возглавил Ефим Падве. Он сделал ставку на серьезную драматургию и пригласил к сотрудничеству молодых режиссёров, среди которых был Лев Додин. Постепенно театр стал приобретать известность в городе и популярность в среде интеллигенции.

Первой работой Льва Додина в Малом драматическом театре стал в 1974 году спектакль «Разбойник» по пьесе К. Чапека. Он привлёк внимание публики и критики оригинальностью решения и новизной сценического языка. За этой постановкой последовали другие: «Татуированная роза» Т. Уильямса (1977), «Живи и помни» В. Распутина (1979), «Назначение» А. Володина (1979). Премьера спектакля «Дом» по одноимённому роману Ф. Абрамова в 1980 году ознаменовала рождение особого художественного феномена, названного впоследствии Театром Додина.

В 1983 году Лев Додин стал главным режиссером, а с 2002 – художественным руководителем и директором МДТ. В 1984 году родился спектакль «Братья и сёстры» по роману Ф. Абрамова, составивший с «Домом» трилогию. За 30 лет жизни спектакль побывал во всех европейских столицах, был показан в США и Японии, удостоен многих премий (Государственная премия СССР в 1986 году, премия «Лучший иностранный спектакль года Великобритании» (1991), Итальянская театральная премия «UBU» (1995). В этой работе были воплощены главные черты творческого метода Льва Додина – глубина, естественность и правда. На сцене утвердилось первое поколение учеников – Татьяна Шестакова, Петр Семак, Сергей Власов, Сергей Бехтерев и другие. Тридцать лет спустя их эстафету в спектакле приняло новое поколение. В марте 2015 года состоялась премьера Второй редакции дилогии «Братья и сестры» с участием молодых артистов МДТ.

В 1988 году прошли первые большие гастроли театра за рубежом. Оглушительный успех «Звезд на утреннем небе» в Великобритании и дилогии «Братья и сестры» во Франции ознаменовали начало международного признания МДТ. В 1994 году Правительство Франции наградило Льва Додина Орденом литературы и искусства офицерского достоинства «за огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур». В 1998 году решением Генеральной Ассамблеи Союза европейских театров МДТ был присвоен статус Театра Европы. Сегодня только три театра в мире располагают этим статусом – парижский Одеон, миланский Пикколо театр и петербургский Малый драматический.

У большинства спектаклей Льва Додина – счастливая сценическая судьба. «Звёзды на утреннем небе» А. Галина (возобновленные с новым составом в 2016 году) – обладатель британской премии имени Лоуренса Оливье, Gaudeamus по мотивам прозы С. Каледина (возобновленный с новым составом в 2014 году) – лауреат премии французских театральных и музыкальных критиков, итальянской премии «UBU» и Государственной премии России. Высокую оценку международной театральной общественности получили «Бесы» – легендарная театральная эпопея из трёх спектаклей по роману Федора Достоевского, отметившая в декабре 2016 года четвертьвековой юбилей.

Малый драматический – постоянный гость и участник престижных театральных фестивалей. В театре проходят стажировку молодые режиссёры и актёры из США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Венгрии, стран Скандинавии.

С 1998 года МДТ принимает участие в ежегодном Фестивале Национальной театральной премии страны «Золотая маска». В 1998 году «Пьеса без названия» удостоена Национальной премии «Золотая маска» в двух номинациях – «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссура». В 2000 году «Чевенгур» по роману А. Платонова удостоен премии в номинации «Лучшая режиссёрская работа», «Чайка» названа «Лучшим спектаклем» 2002 года. В 2003 году «Московский хор» по пьесе Л. Петрушевской стал лауреатом Золотой маски в номинации «Лучшая женская роль» и «Лучший спектакль большой формы». В 2004 году «Дядя Ваня» получил награду за «Лучшую работу режиссера» и «Лучшую мужскую роль». В 2007 году «Король Лир» был отмечен «Специальной премией жюри» и награжден Маской за «Лучшую работу художника». В 2013 году спектакль «Коварство и любовь» награжден Золотой маской за «Лучшую работу художника» и назван лучшим спектаклем. В 2014 году «Вишневый сад» удостоен Золотой маски в номинации «Лучший спектакль большой формы». Спектакль «Гамлет» участвовал в конкурсе «Золотой маски» 2016 года в пяти номинациях. «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая мужская роль».

Основу труппы МДТ составляют ученики Додина разных лет: народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР Татьяна Шестакова; народный артист России Игорь Иванов, народный артист России Сергей Курышев, народная артистка России Ксения Раппопорт, заслуженные артисты России, лауреаты Государственной премии Наталья Акимова, Сергей Власов, Татьяна Рассказова; заслуженные артисты России Наталья Фоменко, Анжелика Неволина, Ирина Тычинина, Игорь Черневич, Олег Дмитриев, Владимир Селезнёв, Мария Никифорова и многие другие.

В 2007 году с приходом в театр выпускников последнего курса Льва Додина труппа МДТ пополнилась яркими молодыми дарованиями. Сегодня невозможно представить новые спектакли без Елизаветы Боярской, Данилы Козловского, Олега Рязанцева, Станислава Никольского, Елены Соломоновой, Екатерины Клеопиной, Уршулы Малки и многих других.

В последние десятилетия МДТ остается одним из признанных лидеров мирового театрального процесса. Спектакли театра были показаны почти во всех уголках Земного шара – в более чем шестидесяти городах Европы, Австралии, Южной и Северной Америки, Юго-Восточной Азии, и сегодня об уровне российского театрального искусства зарубежные зрители судят, во многом, по спектаклям МДТ.

Люблю искусство, но театр долгое время обходила стороной, не рискуя столкнуться с бессмысленной, утомительной суетой на сцене, предпочитая Эрмитаж и концертные залы, где можно соприкоснуться с шедеврами мирового искусства. МДТ избавил меня от предрассудков в отношении театра.
В спектаклях этого театра изначально заложено несколько планов восприятия - эмоциональный, концептуальный, эстетический. Поэтому их не скучно смотреть и несколько раз. Актеры играют таким образом, что дистанция между ними и зрителями исчезает, и оказываешься втянутой внутрь действия, сопереживая тому, что происходит на сцене. Как правило, через несколько дней после просмотра спектакля восприятие усиливается. Сквозь непосредственность первых впечатлений начинает проступать замысел и концепция, улавливается все больше смыслов.
Я была уверена, что в театре невозможно испытать тот же восторг, что и в концертных залах, слушая музыку. Игра Игоря Иванова и Петра Семака убедила меня в обратном. Игорь Иванов захватывает сразу же, с первых секунд появления на сцене. Феерический артистизм Лебядкина воспринимается как вспышка на мрачноватом фоне происходящего в «Бесах». Профессор Серебряков в «Дяде Ване», обладающий внутренним достоинством, выходит на сцену победителем и уходит с нее победителем. Ролям Игоря Иванова, кажется, не хватает только пьедестала, того самого, который возвышает искусство над реальностью. Высочайший уровень игры, когда создаваемый художественный образ достигает не только максимальной достоверности, но и абсолютной завершенности. Жаль, сейчас актер играет мало.
Петр Семак очаровал меня не сразу, постепенно, из спектакля в спектакль, от роли к роли, по мере того, как раскрывался его великолепный талант. Актер с богатыми природными данными, с сильным артистическим темпераментом, виртуозно владеющий средствами своего ремесла, умеет создавать совершенно разные образы, каждый со своею неповторимой индивидуальностью, обладает разными манерами исполнения – концептуальной, точно выверенной, и спонтанной, свободной, импровизационной. В его исполнении я видела двух разных Вершининых, Астровых, Леонтов, Лиров, разных по психическому складу, характеру, манерам. Когда его артистический темперамент раскрепощается полностью, возникает ощущение того, что действие на сцене происходит здесь и сейчас, испытываешь переполняющий восторг, психически соединяясь с актером. Игра становится жизнью, а жизнь игрой, расхождений невозможно различить. И может быть, в этот момент театр и начинает обогащать и расширять жизнь.
Талантливое притягивает, будь то музыка, живопись или театр. Но картина и музыка уже написаны, на них невозможно повлиять. А театр, в самом деле, мистерия. И дело не только в коллективном экстазе. Актеры каким-то трудно постижимым образом улавливают импульсы, исходящие из зрительного зала. Спектакли наполняются жизненными вибрациями, в них появляются новые ракурсы и смыслы. Изменяясь, они начинают жить по-настоящему.