Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа. Своеобразие жанра частушек и их исполнения Частушки русские народные смешные и прикольные


Песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми» . Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» . Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушки имеют такое своеобразие: они в короткой, меткой форме достаточно остроумно и с иронией рассказывает о том, что произошло, или же показывает свое отношение к чему-либо.

Исполнение частушек: парное (две девушки, парень и девушка). Это позволяет данному жанру приобретать формы диалога.

Музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, трещотка.

Время создания: на это указывает лексика (например, устаревшие слова, историзмы, различные диалектизмы могут подсказать, когда частушки были сочинены).

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.
А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?

Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный». И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…», утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.

Русские частушки - уникальный фольклорный жанр народного творчества .
Частушками именуют краткие веселые песенки , в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Как отдельный жанр они стали выделятся в середине позапрошлого века. Русские народные частушки - традиционные напевы, которые популяризировались в начале двадцатого века. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.
В дошкольный период у ребенка закладывается фундамент для формирования зрелой личности. Малыш впитывает в себя всю информацию, которая ему подается, поэтому очень важно правильно подбирать развивающие игры. Они воспитывают дитя, знакомят с ценностями человечества, моральными, культурными, нравственными. Играючи, ребенок учится правильно расставлять приоритеты, адекватно вести себя в обществе. Именно в это время у чада появляется собственное мнение, на формирование которого сильно влияет авторитет родителей.

Пребывая в возрасте с 2 до 5 лет малыши очень любят слушать частушки ,рифмованные строки, лучше всего под музыку. Проза воспринимается ими с меньшим энтузиазмом. Детки любят веселую музыку и смешные тексты в напевах. Тогда ребята и проявляют интерес к фольклору, созданному русским народом . В нем можно найти ответы на многие вопросы, возникающие у детей в процессе развития, также дети открывают для себя новую информацию, любопытные факты. Вот некоторые русские народные частушки :

Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.

Га-га-га, - распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает!

У дверей на сундуке
Сидит Попка в колпаке.
Как напялили колпак –
Сам себя назвал «дурак»!

Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:
«Шибко вечером не пой!
Как услышу голос твой,
Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,
Ой, да боевая:
Столько знает анекдотов,
Сколько я не знаю!

А моя бабулечка
Самая затейница.
Если засмеётся - Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,
Весела да удала:
Я своим курносым носом
Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,
Я - неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!

***
Обожаем мы бабулю,
Она самый высший класс!
Все расскажет и покажет,
И всегда накормит нас!

Пирожки ее, котлеты,
Уплетаем за беседой!
И чайком напоит нас,
Наша бабушка сейчас!

Всю заботу и вниманье,
Подарила она нам!
Потому и воспитанье,
У нас просто на «ура!»

***
Бабушку мы поздравляем,
Нас она всегда поймёт.
Для нас бабушка - волшебник,
Даже песенки поёт.

***
Я к бабулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много-много лет
И храни Господь от бед!

***
А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.

Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.

При общении с новорожденными хорошо использовать потешки и пестушки. Их смысла детки пока не понимают, но приятные на слух рифмы помогают отвлечь внимание ребенка во время купания, одевания. Детский фольклор и в играх с чадом будет уместен.Общение очень позитивно сказывается на его психофизическом развитии. А если мама напевая что-то веселое будет двигать руками, малыш захочет повторять движения и будет расти активным. Данный фундамент необходимо закладывать с первых дней жизни ребенка.

Лучшие русские народные частушки для детей.

Были убраны прозаизм, всякие вводные слова, фразы, нарушающие народные поэтические традиции. Например, народ не принял целый куплет:

Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать12.

Чуткость народа к слову поразительна. В стихотворении того же И 3. Сурикова "Рябина", ставшего, как известно, любимой народной песней, начало было таким;

Что шумишь, качаясь, Тонкая рябина, Низко наклоняясь Головою к тыну. "С ветром речь веду я О своей невзгоде, 41 о одна расту я В этом огороде..."13.

Народ, конечно, не согласился с таким приземлением песенно-лирической традиции. Образы природы в фольклоре выступают в условном, символическом значении, и представить в песне девушку-рябину растущей в огороде невозможно. Это понимали люди, никогда не державшие пера в руках, может быть, и не читавшие, не умевшие читать, но тонко чувствовавшие природу слова, понимавшие суть речевого общения.

Крестьяне относились к слову серьезно, оно для них было не живописной побрякушкой, а средством точной фиксации мысли, одним из важнейших средств выживания. Возьмем, к примеру, народный календарь, полюбуемся названиями праздников, дней святых, подивимся меткости, остроумию, словонаходчивости неграмотных земледельцев. Вот несколько дат: 16 января - Петр полукорм (половина запасов съедена), 18 января - Афанасий -ломонос (пик холодов - "На Афанасия мороз - береги нос"; 22 января ■■ Тимофей-полузимнш (прошла половина зимы); 11 февраля - Власий-емшби рог с зимы (первые проводы зимы); 28 февраля - Василий-капельник; 1 марта - Евдо-кш-плющиха (плющить - капать, течь, издавать звук падающих капель; другое объяснение: от солнца снег сплющивается); 12 апреля -Ъъспшй-выверни оглобли (оставляй сани, снаряжай телегу); 5 мая -Ирин-А-рассадтща (рассада капусты); 13 мая - Аку тта-гречишнща (посев гречи) или: Акулина-задери хвосты (т е. время, когда появля-

ется на лугах первая мошка, и скотина спасается от нее, бегая по полю с поднятыми хвостами) и т.д.

"Вначале было Слово, и Слово было Бог..." - начальная фраза Евангелия от Иоанна. Ее трактуют по-разному, но чаще всего выходят на мистику, на богословскую заумь, на творение чуда. А чуда не было, был естественный ход жизни, ее движение по пути цивилизации. Вернее, было чудо, когда человек осознал, что обладает способностью членораздельной речи, когда понял, что этим отличается от всех других живых существ, что стал язычником, стал Человеком. Со Слова началась история человечества. Народ творит историю, а вместе с ней, творит, постоянно обновляет и совершенствует свой язык.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лазутин С.Г. О фольклористическом аспекте изучения языка народной поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов М.. Высш. шк., 1986. С.122.

2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: Прометей, 1993. С.97.

3. Там же. С 97-98.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИИНС, 1955 Т. 2. С. 95.

5. Демин В.Н. Тайны русского народа. М.: Вече, 1997. С. 38, 118-119, 148-149, 200202 и др.

6 Там же. С. 37-38.

7. См.: там же. С. 200.

8. Путилов Б.И. Древняя Русь в лицах. СПб.: Азбука, 1999. С. 21.

9. См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серии. Вып. 1. М., 1911, №2128. СочиненияМ.Д. Чулкова. СПб., 1913. Т. 1. №119.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. С. 318.

11. См.: Русские песни/ Сост. проф. Ив.Н. Розанов. М. Г"ИХЛ, 1952. С. 21.

12. Там же. С. 293.

13. Там же. С. 294.

О.В. Мешкова

СВОЕОБРАЗИЕ ЧАСТУШКИ

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭСТЕТИКЕ ЖАНРА)

Частушка - самобытный вид народного творчества. Она появилась в XIX веке и остаётся самым массовым жанром фольклора сегодня. Интерес к её исполнению и изучению не только не угасает, напротив, разрастается, о чём свидетельствует большое количество сборников, выходящих в разных издательствах. Внимание к этому ви-

ду народного творчества проявляют как русские, так и зарубежные фольклористы, поскольку частушка уникальна и чрезвычайно многообразна по своим ритмам, рифмам, образам, передаваемым чувствам, она отличается от других жанров и лирическим героем, и выбором поэтических средств. Однако в многочисленной литературе, посвященной частушкам, нет единства в вопросе о том, что же является причиной столь активной жизни частушек, какова природа жанра.

Фольклористы, изучающие частушку, отмечают её тематическое многообразие. В.Е. Гусев называл частушку «своеобразной ежедневной живой газетой»1. С.Г. Лазутин писал, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определённым кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственая сатира, и мягкий дружеский юмор») .

Однако идейно-тематического критерия явно недостаточно для определения специфики жанра, потому что, во-первых, другие виды фольклора, например, лирическая песня, обладают столь же разнообразным содержанием; во-вторых, тематика быстро обновляется. Нас же интересует то, что при всех изменениях сохраняется как величайшее своеобразие народного поэтического искусства, то, что позволяет отличать частушку от других видов фольклора.

Нередко в работах научного и учебного характера своеобразие частушки объясняется особенностями поэтики Литературу по этому вопросу можно условно разделить на две группы. Во-первых, работы, выясняющие особенности жанра в сравнении с лирической песней (Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра»3; Калецкий П. «О поэтике частушки»4, Кулагина A.B. «Параллелизм и символика в частушках»5 и др.). Во-вторых, исследования, представляющие частушку как самостоятельный жанр фольклора с собственной системой поэтических средств (Зырянов И.В. «О внутрижанровой классификации частушек»6, Аникин В.П. «Традиции жанра как критерий фольклорности»7, Лазарев А.И. «Поэтика частушки»8 и др.).

Влияние лирической песни на процесс формирования частушки бесспорно, но особенности поэтики не могу! дать представления о новаторском характере частушки, так как поэтика - категория наследуемая, преемственная, при этом вопрос о своеобразии сводится к выяснению - сохраняется ли в частушке традиционно-песенный язык.

На наш взгляд, речь должна идти об эстетике жанра, поскольку именно «эстетическая теория должна выявлять те относительные пре-

имущества и относительные ограничения, которые есть у каждого вида искусства и которые позволяют ему в одних культурно-исторических условиях развиваться широко и свободно, а в других оказываться скованным и отступать на задний план»9. Выяснение художественной природы жанра поможет объяснить и особенности поэтики.

Проанализировать существующие концепции, высказать некоторые, наверное не бесспорные, суждения по вопросам эстетики частушки - цель этой статьи.

Частушка - вид фольклора, находящийся в стадии бытования и развития. Учёные единодушны в оценке коммуникативно-бытовой функции этого вида народного творчества. Частушка предназначена только для публичного исполнения. Как справедливо заметил В.П. Аникин, «лирическая частушка при всех, при народе даёт оценки, смеётся, призывает, хвалит, осуждает и просто называет приметы определённых чувств по особой - и обычно понятной слушателям или исполнителю - связи её содержания с конкретным случаем или лицом. Все эти наблюдения над жизнью частушки дают право внести в определение её жанра признак ярко выраженной целевой установки на публичное исполнение, на общественное прослушивание, весьма часто обретающей форму прямого общения к общественному мнению, к людскому суду»10. Этот признак частушки подчёркивают и С Г Лазутин", и А И Лазарев12.

На наш взгляд, именно установка на публичное исполнение определяет другие свойства частушки. Она должна заинтересовать слушателя, а это возможно, если актуально содержание или необычен способ подачи материала. В частушке, во-первых, рассказывается о злободневных проблемах, во-вторых, изображается жизнь не в условно-символической, а в конкретно-исторической форме. Реалистичность как признак частушки выделяет С.Г. Лазутин, апеллируя при этом к мнению народному: «Любопытно, что сам народ рассматривает частушку именно как песню новую, сугубо реалистическую И в этом отношении он противопоставляет её песне традиционной. Например:

Нам не надо длинных песен, Коротушек хватит с нас, В коротушках одна правда -В длинных песнях не всегда»13. Реалистичность - это не просто отражение специфики содержания частушки, это эстетический признак, который определяет выбор поэтических средств.

Спорным остаётся вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в частушках. Наметились три подхода к решению этой проблемы.

1. «Частушка - создание индивидуального, личного творчества»14, - писал В М. Сидельников. Это суждение получает поддержку у многих исследователей. Так, П. Флоренский высоко оценил способность частушки выражать индивидуальные чувства: «Будучи всегда во власти времени, в интересах дня, частушка исторична и не знает ни прошедшего, ни будущего. Поэтому она никогда не является выразительницей всенародного сознания, но - лишь индивидуального, особого... Частушка - это народное декаденство, народный индивидуализм, народный импрессионизм»15. Личностный характер частушки подчёркивал и С.Г. Лазутин: « ...личность в частушках впервые заявила о себе в фольклоре с необычайной силой. Частушка оказалась в состоянии не только выражать мысли и эмоции, принадлежащие определенной группе людей, прослойке, сословию и целому классу, но также и передавать реальные человеческие эмоции, всевозможные переживания отдельной личности в их индивидуальной неповторимости»16. «Иллюзию тождества исполнителей и героев» отметил собиратель, исследователь фольклора Ф.М. Селиванов17.

2 «...Частушка не является прямым выражением... индивидуальных чувств» певца. Это утверждение принадлежит Аникину. «Частушка воспроизводит обобщённый тип интимно-лирического переживания»18.

3. Частушка является «ярким примером единства общего и индивидуального»19. Эту позицию отстаивает Л А. Астафьева-Скалсбергс.

На наш взгляд, не стоит преувеличивать индивидуализм частушки, так как лирический герой частушки, как и лирический герой песни, - условный образ, который не тождественен исполнителю, и прав В.П. Аникин, утверждающий, что «существует неписаное, всеми признанное правило - не относить содержание частушки именно к

поющему. Это явление сходно с тем, которое хорошо известно всякой

поэзии» .

А.И Лазарев, считая, что частушка выражает «индивидуализированные чувства и переживания людей», для обозначения этого качества предлагает термин адресатность: «...ибо, если даже в ней отсутствуют собственные имена и названия, она всё равно направляется конкретному адресату: «милёночку», который изменил; «любушке», которая предпочла красивому богатого; «дроле», который завтра в армию уйдёт, и т.д.»21. Однако, на наш взгляд, адресатность объясня-

ется не индивидуализированными чувствами, а традицией исполнения частушек на посиделках, когда они приобретали характер своеобразного состязания. Сохраняется ли сегодня это свойство частушек, ведь посиделки ушли из нашего быта? Анализ текстов показывает, что традиция обращаться к кому-либо в частушках остаётся. Так из 4806 частушек, опубликованных в сборнике «Частушки»22 около 60% содержат в себе скрытое или явное обращение. Таким образом, адресат-ность - это свойство, генетически присущее частушке, и сохраняющееся как традиция в этом виде народного творчества.

Наблюдение над жизнью частушек, их возникновением и исполнением, позволило выделить исследователям и такое свойство, как экспромтность. П. Флоренский писал, что частушка - «не только лирика, вообще выражающая настоящее, но именно и по преимуществу - лирика мгновения»23. В экспромтном характере возникновения частушки видел её главную, определяющую жанровую особенность Симаков. С.Г. Лазутин отмечал: «Частушка - это живой и непосредственный отклик на волнующие события. Это - поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушке проявился с большей силой, чем в других жанрах и видах народной поэзии»24.

Именно с этим свойством и опять же установкой на публичное исполнение связана и другая сторона эстетики частушек - экспрессивность, т. е. «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»23. Частушка отражает все возможные оттенки чувств и переживаний. Она может печалиться, страдать, жаловаться, торжествовать, горевать, веселиться, иронизировать, удивляться и т. д. Для этого используются фонетические, морфологические и лексические экспрессивные свойства, а также особый ритм, мотив. Неоднократно отмечалась способность частушки к речетворчеству и словотворчеству, любовь к яркому слову и необычному образу. Несомненно, что и другие виды фольклора дают примеры необычного словоупотребления, построения образов, многообразия изобразительно-выразительных средств и т. д. Однако частушка использует весь арсенал возможных средств. Экспрессивность - это не просто формальная категория, и расценивается в частушке не как набор поэтических средств, это свойство, с утратой которого частушка перестаёт быть жизнеспособной, забывается. Ведь не случайно в народе не приживаются частушки «серые», сделанные «ремесленниками», а не народными творцами. Частушка «выжимает» из слов мак-

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

Частушки как жанр. Внутрижанровая классификация частушек. Собственно частушки. Плясовые частушки. Частушки-страдания. Частушки типа “Семеновна”. Циклы частушек. Художественные средства в каждом из типов частушек. Язык и стиль. Своеобразие исполнения и бытования частушек.

Частушки – один из словесно-музыкальных лирических жанров русского фольклора, представляющий собой коротенькие рифмованные песенки на разные темы. Чаще частушки бывают четырехстрочные, реже состоят из шести или восьми строк, особой разновидностью являются двухстрочные частушки – «страдания». Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании событий, а в передаче чувств и мыслей по поводу этих событий, разнообразных настроений и переживаний.

Частушки – самый молодой жанр русского фольклора, появление которого ученые относят к XIX в. Первым, кто обратил на них внимание, дал название и оценку, был писатель Глеб Успенский. Частушка стала быстро развиваться и приобретать все большую популярность, особенно у молодежи, так как она очень оперативна, умеет быстро откликаться на все события личной и общественной жизни.

Частушки иногда образно называют поэтической летописью народа, так как они необычайно тесно связаны с современностью, рассказывают о событиях, которые волнуют человека в данную минуту, о сегодняшнем, а не о вчерашнем дне. Поэтому частушки недолговечны, быстро уходят из репертуара, на смену старым приходят новые. По своему идейно-тематическому содержанию частушки необычайно разнообразны.

В дореволюционных частушках отражаются все важные события современности, экономика страны. В них рассказывается о несчастьях, которые принесли народу русско-японская и 1-ая империалистическая войны, о трудностях крестьянской жизни в эпоху капитализма, об уходе крестьян на заработки в города, о разрушении патриархального уклада в семье.

Частушки, возникшие в период революции и гражданской войны, отражают настроения как «белых», так и «красных». Иногда возникали частушки-близнецы, частушки-переделки, очень похожие, но прямо противоположные по смыслу. Показательны в этом отношении частушки типа «Яблочко».

Эх, яблочко, сбоку зелено,

Нам не надо царя, надо Ленина! – пели красноармейцы.

Эх, яблочко, сбоку зелено,

А нам надо царя, не надо Ленина! – пели белогвардейцы.

Пароход идет, волны кольцами,

Будем рыбу кормить богомольцами! – пели комсомольцы.

Пароход идет, волны кольцами,

Будем рыбу кормить комсомольцами! – пели «кулаки».

Годы строительства, учебы, налаживания жизни и быта в новых условиях после революции, а затем Великая Отечественная война, послевоенная разруха и восстановление хозяйства – все нашло отражение в частушках через непосредственное человеческое восприятие:

Вот окончилась война,

Я осталася одна.

Я и лошадь, я и бык,

Я и баба, и мужик.

В этой миниатюрной песенке – частушке сказано многое о трудной послевоенной жизни овдовевших женщин, на плечи которых свалились и женские, и мужские обязанности в разрушенных городах и селах.

Но больше всего во все времена создавалось частушек о любви, и счастливой, и несчастной, эта тема лучше всего разработанная, хоть и не единственная в частушках. Эмоциональный тон частушки отличается от традиционных лирических песен, он более мажорный, жизнеутверждающий. Частушки разнообразнее лирических песен и по своей тематике, и по гамме чувств и эмоций: от безутешного горя до безудержного веселья.

Неразрывная связь частушек с событиями сегодняшнего дня, их способность моментально дать оценку любому событию, выразить разнообразную гамму чувств – все это сказалось на художественных особенностях частушек. Многие приемы и изобразительно – выразительные средства в частушках те же, что и в лирических песнях.

В частушке иногда встречается художественный параллелизм. Такая частушка обычно состоит из двух частей: одна часть представляет собой символическую картину природы, другая, эмоционально соответствующая первой – картину реальной жизни:

В поле белая береза

Призавяла у межи.

Отчего ты не приходишь,

Сероглазенький, скажи.

Но символы в частушке употребляются редко. В подавляющем большинстве частушек и первая, и вторая части являются реальными. В первой части дается факт, во второй – обычно реакция на него.

Из поэтических средств в частушке можно встретить все основные виды тропов, характерные для других фольклорных жанров – метафору: «Разгорится мое сердце, не залить будет водой». Метонимию: «Полюбила, полюбила карие глазеночки». Сравнения: «Мой миленок, как теленок, кудреватый, как баран».

Частушка использует и эпитеты, порой традиционные, как в лирической песне, но чаще неожиданные, оригинальные, применяя при этом словотворчество: «Рубашки аловатые», «Играть мастероватые», «Мой миленок – редкобай, я- частоговорочка», «У милого глазки кари, карие, карючие», «Мой миленок – издивленок, издивлюшечка моя», «Поцелуй, распоцелуй, моя распоцеловочка».

Гипербола в частушке просто необходима, так как ее малая форма принуждает говорить кратко, но образно:

Обнимала во всю силушку,

Изломала другу спинушку.

Или: «Износил я свои ноженьки до самых до колен».

Довольно большое место в частушках занимает ирония:

Хороша наша деревня,

Только улица грязна,

Хороши наши ребята,

Да уж больно беднота.

Частушки имеют рифму, порой изумительно причудливую и сочетающуюся с необычным ритмом, ассонансами и аллитерацией:

Мамашенька, купи чаю,

А не купишь – осерчаю.

Он завлёк меня речами,

Я не стала спать ночами.

Среди частушек исследователи выделяют несколько типов. Наиболее распространенными являются собственно частушки – четверостишия, представляющие собой песенные миниатюры на самую разнообразную тематику. Сюда входят также частушки юмористические и сатирические.

Под плясовые частушки молодежь плясала, поэтому на первом плане в них не смысл, а плясовой ритм, создающий особый эмоциональный настрой:

Раз-два, милый мой,

Три-четыре, дорогой,

Пять-шесть, не гонюся,

Семь-восемь, за тобой.

Частушки – страдания (от слова «страдать» – переживать тяжелые эмоции) преимущественно о несчастной любви, грустные по настроению. Очень часто они строятся на художественном параллелизме:

Какой лёд – и то растаял,

Как любил – и то оставил.

Особую группу составляет «Семеновна» – совершенно особый музыкально-поэтический тип частушки. У нее особый, очень устойчивый напев и ритм, своеобразная композиционная форма: очень часто строфы «Семеновны» связываются попарно. У нее характерное содержание. Свое название этот тип частушек получил оттого, что они довольно часто начинаются со слов: «Эх, Семеновна...», хотя сама Семеновна действующим лицом в этих частушках обычно не является.

Тематика «Семеновны» разнообразна, но излюбленные ее мотивы – несчастная любовь, разлука, ревность, убийства и самоубийства на почве душевных драм, которые иногда подаются с долей юмора. Исследователи считают, что этот тип частушки является своеобразной пародией на «жестокие романсы» – лирические песни подобного содержания, достаточно популярные.

>>Частушки

Частушки

Народные частушки - небольшие лирические песни , обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета.

Частушки - поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.

Частушки как художественный материал использовались М. Горьким , В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.

Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:

Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.

Иногда в частушках встречается сравнение:

Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...

Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.

* * *
Под твою, милый, игру
Песен, не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.

* * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слез?!

* * *
Мое сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Мое сердце никогда.

* * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.

Вопросы и задания

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравится?

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3. В чем сходство и различие народных исторических песен и былин ?

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнить частушки? Как в частушках отражается время?

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры.

6. Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше - уважения, жалости, сострадании, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Будьте внимательны к слову

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звездочка, сердечный, родной, миленький!

2. Какие мысли подчеркиваются в народной исторической песне словами : добрый молодец, походы удалые, житье свободное, народный заступник!

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

Развивайте дар слова

1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки