Финское образование. Система профессионального образования


Практически невозможно сказать, школы каких стран являются лучшими в мире.

Однако есть такая страна, школьники которой отлично выполняют Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), включающую в себя экзамены по математике, чтению и естественным наукам. Это может стать неожиданностью для многих, но Финляндия, страна с населением 5,5 миллионов человек, последовательно входит в топ 5 лучших образовательных систем в мире, уступая только азиатским странам.

Стабильно высокие показатели сподвигли многих преподавателей изучить школы Финляндии, чтобы попытаться узнать «секрет фирмы». Многие люди во всём выражают удивление, интерес и даже зависть по отношению к высокой производительности финских студентов, спрашивая: «Почему страна размером с Нью-Мексико лучше США в академической успеваемости?» Ниже мы приводим 10 причин, почему финская школьная система образования производит такие отличные результаты.

  • 1 Школьная система образования даёт детям мощный старт
  • 2 Высококлассные преподаватели
  • 3 Особенная свобода преподавания
  • 4 Равные возможности для каждого
  • 5 Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам
  • 6 Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте
  • 7 Игры являются частью расписания
  • 8 Все ходят в государственные школы
  • 9 У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон
  • 10 Равенство среди школ

Школьная система образования даёт детям мощный старт

Финское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом. Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии. Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год. Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями. Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Высококлассные преподаватели

В Финляндии профессия учителя очень почитаема

В Финляндии очень многие хотят стать преподавателями; учителя рассматриваются наравне с другими специалистами, такими как юристы и врачи. Степень магистра (полностью оплачиваемая правительством Финляндии) является необходимым условием для должности преподавателя, соответственно конкуренция в этой специальности очень высока. Один из членов приёмной комиссии сообщает, что в 2012 году в Университет Хельсинки поступило более 2300 заявок на 120 мест в начальной программе педагогического образования.

Требование степени магистра означает, что финские учителя, как правило, имеют от 5 до 7,5 лет образовательной подготовки к своей профессии, прежде чем они будут самостоятельно вести занятия. Поскольку преподаватели провели долгое обучение, они более склонны рассматривать преподавание как пожизненную профессию, и финское общество уделяет учителям особое внимание, которое, в свою очередь, дает им возможность ещё более эффективно выполнять свою работу.

Особенная свобода преподавания

В Финляндии приветствуются инновации в процессе обучения

Имея преподавательский состав, состоящий из лучших и самых ярких личностей, широко образованных для своей работы, правительство Финляндии свободно предоставляет учителям большую автономию в своих классах. Преподавателям дают свободу для тестирования инновационных подходов к обучению, таких как уроки математики «на открытом воздухе».

По сравнению с учителями в других странах, таких как США, финские преподаватели, как правило, проводят меньше времени в классе, чем их зарубежные коллеги. В то время как средний школьный учитель в США может потратить 1,080 часов преподавания в течение учебного года из 180 дней, финский учитель средней школы потратит около 600 учебных часов за тот же период. Это дополнительное время дает финским учителям больше возможностей для разработки новых стратегий обучения и индивидуальной оценки, изучения потребностей своих учеников.

В Финляндии очень ёмкая национальная система образования, например: математические задачи для 1–9 классов занимают только 10 страниц. Большинство решений по учебным программам принимаются на местном уровне, учителями и директорами школ, а преподаватели и студенты оцениваются своими коллегами и руководителями. Финским преподавателям, как правило, предоставляется больше свободы в процессе обучения, и этим они отличаются от других учителей по всему миру.

Равные возможности для каждого

В Финляндии одинаково уделяют внимание всем ученикам

Некоторые критики широкой применимости образовательных стратегий Финляндии указывают на относительно однородное население Финляндии и отсутствие других проблем студентов в её школах. В некотором смысле они правы; щедрая социальная защита в Финляндии означает, что даже самые бедные дети имеют доступ к достаточному питанию, жилью и здравоохранению. Тем не менее население Финляндии становится всё более разнообразным (4% иностранцев с 2011 года), при этом некоторые школы обучали более 50% детей-иммигрантов. Причём финские школы опережают своих северных соседей со сходным составом населения.

Одним из факторов, помогающим образовательным учреждениям показывать высокие результаты, является общенациональный приоритет на достижение равенства, как среди школ, так и среди студентов. Если ученик начинает отставать, государство быстро выделяет средства, чтобы помочь ему достигнуть цели, которую ему поставил учитель. В качестве примера приведём вам слова одного финского учителя, в чьей школе в основном учатся дети иммигрантов: «Детей из богатых семей с большим количеством знаний можно обучить глупыми учителями. Мы пытаемся помогать слабым ученикам. Это глубоко в нашем сознании».

Цель заключается в том, чтобы обучить всех детей, в том числе с особыми потребностями, в тех же самых обычных классах. Классы формируются по уровню способностей, гарантируя высокие ожидания от всех учеников, а учителя, в свою очередь, всегда готовы помочь ученикам догнать своих одноклассников. Этот акцент на равенстве окупается; Недавнее исследование показало, что в Финляндии наименьшее различие между самыми слабыми и сильными учениками, чем в любой стране мира.

Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам

В Финляндии нет ориентации на подготовку к тестам

Несмотря на то, что финские дети обычно показывают лучшие результаты на международных тестах по математике и чтению, стандартизированное тестирование не является частью финской системы образования. Есть только обязательный государственный тест для финских учеников в конце последнего года средней школы. До этого могут быть дополнительные тесты на районном уровне, но результаты не обнародуются, и им не уделяют особого внимания ни учителя, ни школы, ни даже родители или средства массовой информации.

Отсутствие акцента на стандартизированных тестах означает, что финские преподаватели имеют большую гибкость в том, как они структурируют свои уроки, а также свободу оценки прогресса своих учеников с использованием более индивидуализированных показателей. При обсуждении использования стандартизированных результатов испытаний в американском стиле для оценки учителей один из финских директоров описывает, насколько эта идея является неприемлемой для финской системы образования, сказав: «Если вы будете следить только за статистикой, вы упустите человеческий аспект.» Чиновник из Министерства образования Финляндии также преуменьшает успех финских студентов на международных тестах, говоря: «Мы не очень заинтересованы [в результатах испытаний]. Это не то, что мы собираемся делать».

Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте

Детей в Финляндии отправляют в школу позже обычного

Очевидно, что высококачественные субсидированные дневные детские и дошкольные варианты означают, что даже если финские дети начинают ходить в школу в позднем возрасте, неформально обучаться и проходить подготовку к школе они начинают гораздо раньше. Тем не менее, в возрасте до 7 лет, основной упор делается на практическое обучение, в процессе игры и движения. Если дети не проявляют интереса и желания, от них не ждут, что они научаться читать в детском саду. Данный подход подкреплён исследованиями, показывающими отсутствие долгосрочных преимуществ для детей, которые учатся читать в детском саду.

Директор финской школы утверждает, что такой расслабленный подход к обучению лучше подходит для нужд и способностей самых юных учеников, говоря: «У нас не торопятся. Дети учатся лучше, когда они к этому готовы. Зачем их подгонять? «Дети счастливы, потому что все финские школы разделяют эту философию, родители не беспокоятся, что их дети отстают от своих сверстников.

Игры являются частью расписания

Прогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете. В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения. В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий. Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Все ходят в государственные школы

В Финляндии школы помогают друг другу

Одним из самых необычных аспектов финской школьной системы является почти повсеместное присутствие государственных школ. В Финляндии очень мало частных школ. Паси Сальберг, представитель Министерства образования Финляндии и автор финских учебников говорит: «Чему мир может научиться у образовательных системы в Финляндии? В финской системе образования сотрудничеству уделяется больше внимания, чем конкуренции, вот почему школы Финляндии настолько сильны.

В Финляндии каждый заинтересован в успехе и качестве государственных школ страны. Инновации, хорошо работающие в одной школе, быстро переходят на другие, поэтому лучшие методики могут помочь каждому ученику. Школы не соревнуются между собой по количеству учеников и результатам тестов. В Финляндии все одинаково вкладываются в качество школ (в отличие от многих развитых стран, где государственные школы конкурируют с частными, уводя студентов, преподавателей и финансирование).

У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон

По окончании школы у детей большие перспективы

Финская система школ исключительно хороша для учеников средней школы; 93% финских студентов окончили профессиональный или академический ВУЗы значительно быстрее, чем их сверстники во многих других развитых странах. Финским детям во время учёбы предоставляется выбор: продолжить обучение по программам профессионального образования, готовящих их для работы в строительстве, здравоохранении, туризме и поступить в политехнический институт, или записаться в учебную программу, готовящую их к поступлению в университет. Около 43% студентов идут по профессиональному пути.

Финские ученики, заканчивающие среднюю школу, знают, что государство будет платить за всё их высшее образование в одном из 8 национальных университетов Финляндии. 66% финнов продолжают получать к высшее образование, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Равенство среди школ

Финские школы не конкурируют между собой

Этот список показал, что понятие равенства, играющее важную роль в финской культуре, является одной из центральных причин успеха её школ. Однако идея равенства финской школьной системы выходит далеко за рамки, поскольку поддерживает убеждение, что у всех детей изначально есть хороший старт в жизни, а отстающему ученику всегда будет оказана всесторонняя поддержка. Это означает не только минимум различий среди учеников, но также минимум отличий между школами, тем самым полагая, что все школы в Финляндии одинаково сильны.

Почему же так важно, чтобы финские школы предлагали одинаковые условия? Это предотвращает так называемую «ярмарку школ», когда родители обращают внимание на успешные школы с большими возможностями, а также создание «удавки» для слабых школ, теряющих средства и, соответственно, учеников. Один эксперт в области финского образования сравнивает выбор школы в США и в Финляндии, говоря, что в США: «школы, как товар в магазине … Родители могут купить то, что они могут себе позволить. В Финляндии родители также могут выбирать. Но варианты все одинаковы». Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны.

Итак, мы рассказали вам о системе школьного образования Финляндии. Она в основном ориентирована на учеников и является одной из самых передовых в мире. Нам есть к чему стремиться!

Финское образование занимает лучшие позиции во всемирных рейтингах. Более того, согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Также финские школьники признаны самыми читающими детьми планеты и еще заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике.

Но загадка такого высокого результат становиться еще более сложной, ведь согласно тем же исследованиям, финские дети проводят в школе наименьшее количество времени, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

Учебный год в Финляндии начинается в августе, а не сентябре, с 8 по 16 на усмотрение каждой конкретной школы. Заканчивается учеба в конце мая. Дети учатся пять дней в неделю, только в дневное время и в пятницу сокращенный учебный день. Что касается каникул, то здесь есть 3-4 дня отдыха осенью, две недели рождественских каникул, весной дети отдыхают неделю на «лыжных» каникулах и неделю на Пасху.

Особенности учебы в финской школе

1. Равенство во всем. Здесь не существует лучших или худших школ, учеников, учителей, родителей, предметов. В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Также здесь есть детские садики, школы, университеты на различных международных языках.

2. Предметы в школе тоже считаются одинаково важными. Учителя не имеют доступа к информации о социальном статусе и профессии родителей. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

3. Здесь все дети считаются особенными, как гениальные, так и те, кто отстает. Они все учатся вместе, и никого не выделяют. Дети-инвалиды обучаются в общих классах вместе со всеми, при обычной школе могут быть созданы классы для деток с дефектом органом слуха и зрения.

Учителя так же все равны между собой и не выделяют никаких «любимчиков» или «свой класс». Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).

4. Здесь действует «принцип уважительного отношения к ученику» , поэтому ребенку с первого класса объясняют его права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику.

5. Школы в Финляндии абсолютно бесплатны. Более того, бесплатны также обеды, экскурсии, проезд на школьном такси, учебники, канцелярия, техника и даже планшеты.

6. Каждый ребенок в финской школе учится по индивидуальному учебному плану. У каждого ребенка свои учебники, количество и сложность заданий, упражнения и тд. На одном уроке дети выполняют каждый «свои» задачи и оценивается индивидуально, здесь запрещено сравнивать детей между собой.

7. Детей готовят к жизни, а не экзаменам. В финских школах учат только тому, что пригодится в жизни. Дети не изучают принцип устройства доменной печи, зато могут сами сделать сайт-визитку, посчитать процент налога на наследство или заработной платы в будущем, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности . Экзаменов здесь нет, есть несколько тестов, но к ним не относятся слишком серьезно.

8. Абсолютное доверие. Здесь нет никаких проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране - единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

9. Добровольное обучение . Здесь учиться никого не обязывают и не заставляют. Учителя постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

10. Самостоятельность во всем. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания . Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем .

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

По материалам Натальи Киреевой, terve.su

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

  • нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
  • верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

Равенство:

  • школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.


Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

  • всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

  • родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

  • учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.


Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

  • учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

  • равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).


  • Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны:

  • обеды
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
  • школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

  • Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.


На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. – Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
  • Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.


В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

  • Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

  • Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.


В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

  • Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.


Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».


Чему учимся?

1–2 кл.: изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.: начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7-9 кл: финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.


Мелочи школьной жизни:

  • территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:


«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.


Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

26.03.2015

Я слышал и читал ранее, что финское образование является лучшим в мире по рейтингу, составленному образовательной организацией Pearson Education . Но не знал, почему оно лучшее, до настоящего момента.

А вот сегодня прочел статью о 7 принципах «средней» ступени финского образования , и многое стало ясно. Лучшее оно, образование, потому что отлично удовлетворяет условиям воспитания нового человека глобального мира. Человека - потребителя, "глобика", так сказать.

А "глобику" не нужно великих открытий, ему не нужно перенапряжение, ему нужен комфорт и спокойствие. Система уже позаботилась о его задаче в обществе, и эта задача - потребление. Одной профессии тебя выучат, а больше знаний и не нужно. Ведь если много учиться, то так и на развлечения времени не останется. А что это за потребление без развлечения?!

Ну, не буду забегать вперед, давайте почитаем о самих этих принципах. Стоить заметить, что автор статьи Наталья Киреева (русская женщина, проживающая в Хельсинки) действительно считает финское образование лучшим. А я позволю себе короткие комментарии, позволяющие прийти к выводам, заявленным мною выше.

1. Равенство

Школ .

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частногосударственных. Разница, кроме того что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфской школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Замечательная идея на счет социального статуса. Видимо, это финны взяли из советской системы образования.

Всех предметов

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением при создании классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

То есть ни какой специализации. Не важно - ваш ребенок гений математики или нет. Сиди, не дергайся.

Р одителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

С трудом верится, что в "гнезде" ювенальной юстиции родителей не тестируют на социальный статус. Видимо это припасено для "менее продвинутых" государств. Ведь у нас в России данное анкетирование как раз все больше распространяется.

Учеников

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую, по здешним меркам, можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

Вот тут русская мама называет вещи своими именами. Система работает на усреднение, гении системе не нужны. Все должны соответствовать минимальному стандарту.

Учителей

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Совсем не понимаю как можно стать наставником, при этом не "прикипая душой" к своему классу?! Думаю, тут автор выдает желаемое за действительное. По сути превращая учителя, предоставляющего образовательную услугу, в учителя-наставника. Вот как раз, чтобы дать услугу, "прикипать" не нужно.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

Надеюсь, по этому вопросу ни у кого вопросов нет? Запугивая и родителей и учителей, система превращает детей в бесконтрольных существ со всеми вытекающими последствиями.Ребенок это еще не личность, а развивающаяся личность. И без взрослого контроля и наставления не известно, в кого он превратится. Хотя нет, понятно в кого - потребителя! Государственная пропаганда об этом позаботится.

2. Бесплатность (Замечательно!)

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

Не готов давать оценку данной инициативе, но по мне - это какой то хаос.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Инженером можешь ты не стать, но потребителем - обязан.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Доверие или безразличие?

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Создается впечатление идеально справедливого общества. Что хочешь делаешь, не хочешь - не делаешь, ни кто тебе за это слово не скажет. А как тогда тренируется сверхусилие? Как воспитать характер, волю, усердие? Но это ничего не нужно потребительской системе. И это еще раз доказывает, что именно такого "свободного" человека финская образовательная система и взращивает.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

То есть еще раз доказывается, что знания по сути и не нужны, когда есть гугл. Осталось только сделать знания, доступные в интернете, удовлетворяющими идеологии глобального мира и дело с концом.

Мой приятель недавно был в Финляндии и рассказывал, что на улицах и в барах много пьющей и веселящейся молодежи. Теперь я понимаю почему. У настоящего, "свободного" потребителя развлечения - необходимая часть жизни. (Уроки? - не слышал.)

Но самое страшное это, насколько я понимаю, то, что родители не могут принудить свое чадо учиться. Если школа сказала, что ты водитель, то все - приговор. А если родитель не согласен, то ни к чему такой родитель. Ребенок изымается пользу государства и становится водителем. А родителю остается смириться, если не хочет попасть в тюрьму.

Так что если еще раз где нибудь услышите, что финская система образования лучшая в мире, подумайте кто и зачем дает такую оценку.

Владимир Волошко, РВС.

Главной задачей системы образования Финляндии является обеспечение всех граждан равноправными возможностями в получении доступного образования. Образовательная система работает с постоянной прогрессией от самого низкого к более высокому уровню.

В Финляндии акцент делаю на самом процессе обучения, а не на экзаменах. Уровень среднего образования в Финляндии исключает национальные тесты для учащихся. Вместо этого, преподаватели самостоятельно оценивают знания учащихся по своему предмету, включенному в учебную программу.

Единственный национальный экзамен в Финляндии — экзамен на аттестат зрелости, который проводится в конце общего среднего образования. Дальнейший переход к более высокому уровню образования осуществляется на основе результатов экзамена на аттестат зрелости и вступительных экзаменов в следующее учебное заведение.

Большей частью образование в Финляндии бесплатное. Исключением является начальный или дошкольный уровень образования. Все детские сады в Финляндии платные. Школьное образование не предполагает плату за обучение и питание учеников. Профессиональное образование также является бесплатным, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. В университетах студенты получают углубленные теоретические знания. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Обучение в государственных ВУЗах происходит также на бесплатной основе.

Система образования в Финляндии признана одной из лучших в мире. Качество образования и отсутствие платы за обучение всегда привлекало много студентов из разных стран, в том числе и из России. C середины 2016 года Финляндия вводит платное образование для всех иностранных студентов, обучение которых будет проходить на английском языке. Для тех кто поступает учиться в Финские учебные заведения на финском и шведском языках, обучение по-прежнему остается бесплатным! Студенты, образовательные программы которых ведутся на английском языке обязаны оплачивать обязательный взнос в размере 100 евро за подачу документов, а также оплачивать каждый последующий год своего обучения в Финляндии. Финское законодательство разрешает учебным заведениям самостоятельно устанавливать плату за обучение иностранных студентов. Минимальная ставка на сегодняшний день составляет 1500 евро в год.

Уровни образовательной системы Финляндии выстроены в следующей последовательности:

Ясли и детские сады в Финляндии

В Финляндии существуют муниципальные, частные и семейные детские сады. Все детские сады в Финляндии платные и родители сами решают в каком детском садике будет воспитываться их ребенок. В ясли в Финляндии принимают детей уже с 9 месяцев. Обычно ребенок посещает садик 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00. Плата за садик определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от совокупного дохода семьи и может варьироваться от 30 до 300 евро в месяц. Группы в детских садах обычно формируются по 10 — 20 детей, а для того чтобы каждый ребенок получил достаточное внимание, количество воспитателей составляет примерно 3-4 человека на группу.
В некоторых крупных городах Финляндии мест в детских садах может не хватать. В случае если ребенок не попадает в садик и временно воспитывается родителями дома, государство предлагает материальную компенсацию в размере 500 евро на семью.

Подготовительное обучение в Финляндии

За год до начала общеобразовательной школы, когда ребенку исполняется 6 лет, каждый воспитанник может пройти дополнительную годовую подготовку к школьной жизни. Дошкольное обучение длиться год и предоставляется абсолютно бесплатно по предварительной заявке родителей. Во время подготовительного обучения ребенок также может продолжать посещать детский сад. Подготовительное обучение происходит в подготовительных школах, которые располагаются на территории детских садов или общеобразовательных школ. В подготовительной школе дети знакомятся с азами школьной жизни и начинают изучать такие предметы как природоведение, математика и искусство.

Общеобразовательная школа в Финляндии

В общеобразовательную школу в Финляндии дети идут с 7 лет и продолжают там своё обучение до 16 — 17 лет. Общее образование в Финляндии обязательно для всех проживающих в этой стране детей. Общее образование в финских школах предоставляется абсолютно бесплатно. Государство полностью обеспечивает учеников учебниками, тетрадями, необходимыми канцелярскими принадлежностями и питанием. Общеобразовательная школа длится 9 лет и делится на два периода: нижняя ступень (классы с 1 по 6) и верхняя ступень обучения (классы с 7 по 9). В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Система оценки знаний в финских школах отличается от российской. Знания оцениваются от 4 до 10 баллов, где 4 - неудовлетворительная оценка, а 10 - наивысший балл. Учебный год в Финляндии начинается в середине августа и заканчивается в конце мая.

Лицеи и Профтехучилища в Финляндии

После окончания общеобразовательной школы начинается второй уровень образования — этап когда выпускник принимает решение получить профессиональное образование в профессионально-техническом учебном заведении, после которого можно сразу начать работать по свой специальности, либо продолжить учебу в лицеи, где акцент делается на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение.
Профессионально-технические учебные заведения предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. После сдачи экзаменов выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего каждый может либо начать трудовую деятельность, либо продолжить специализированное обучение в других учебных заведениях. Выпускники профтехучилищ также имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, но лишь после прохождения специализированных курсов дополнительного образования и сдачи обязательного экзамена на аттестат зрелости.
Обучение в лицее длится 3 года и заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости. При поступлении в лицей, необходимо показать достаточно высокую степень подготовленности (учитывается средний балл полученных оценок в общеобразовательной школе). Лицеи в Финляндии обязаны подготовить своих учеников к поступлению в высшие учебные заведения, поэтому имеют академическую направленность и акцент делается на теоретические знания.

Высшее образование в Финляндии

Получить Высшего образование в Финляндии можно либо в профессиональном вузе либо в университете.
Обучение в профессиональном высшем учебном заведении предполагает обучение профессиям, которые требуют углубленных профессиональных знаний и достаточной практики. Профессии приобретаемые в области образования, бизнеса, управления, технологии, транспорта, здравоохранение, культуры, социальной сферы, туризма и сферы обслуживания являются сегодня более востребованными. Обучение длится 3,5-4 года и включает достаточное количество практической деятельности будущих специалистов. По окончанию выпускник получает степень бакалавра. В случае, если выпускник решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, ему необходимо пройти годичный подготовительный курс и после этого отучиться 2 года в университете защитив в конце обучения дипломную работу. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступить в нее можно только после 3х лет работы в выбранной сфере деятельности.
Университеты же предлагают своим студентам академическое образование. Процесс обучения направлен на приобретение углубленных теоретических знаний и требует изучения большого количества образовательной литературы. Начальной ученой степенью финских университетов также является степень бакалавра, получение которой занимает минимум 3 года. Для получении следующей степени магистра, студент может продолжить обучение в университете еще в течении двух лет. Студенты, отучившиеся в Университете 5 лет и получившие степень магистра, могут продолжить академическое образование в докторантуре. После степени магистра можно получить степень лиценциата, которая потребует еще 2 года обучения. Получение высшей ученой степени в Финляндии - доктора наук, — займет еще 2 года и потребует проведения индивидуального научного исследования и защиты диссертации.
Академический год в высших учебных заведениях Финляндии длится с сентября по май с каникулами с 1 июня по 31 августа.