Краткая характеристика лизы горе от ума. Дайте характеристику Лизы из произведения Горе от ума? Образ персонажа в произведении


Комедия Грибоедова «Горе от ума», во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.

Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она является человеком, с помощью которого происходит разоблачение Молчалина, возлюбленного ее хозяйки Софьи. Именно Лизе горе-любовник признается, что «любит» Софью «по должности», из личной выгоды, и сокрушается, что барышня не так привлекает его, как служанка: «Зачем она не вы?» Кроме того в общении с Лизой Молчалин проявляет себя совершенно иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, каков этот герой на самом деле. А вывод относительно этого героя читатель слышит именно от Лизы: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

В комедии «Горе от ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасаясь с ней, по-новому предстает перед читателем. Например, Фамусов, отец Софьи, считает, что является лучшим нравственным образцом для дочери, ведь в обществе он «монашеским известен поведеньем». Но в тайне ото всех он волочится за Лизой, причем очень откровенно.
То, что сразу два героя пьесы пытаются втянуть Лизу в свою любовную игру, нисколько не порочит образа этой девушки. Она человек подневольный, но ее природный ум и смекалка помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. К тому же в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к человеку ее круга – буфетчику Петруше. И никакими подарками не удается Молчалину соблазнить Лизу, что указывает на наличие у девушки определенных моральных принципов и установок.

В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы. Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий».

Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!»

Несмотря на то, что в пьесе «Горе от ума» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без нее невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие действия комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и развязка комедии была бы совершенно иной.

Тест по произведению

А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» нарушает один из канонов классицизма, не разделяя героев своего произведения строго на положительных и отрицательных.

Лиза, служанка Софьи , играет второстепенную роль, однако эта роль оказывается крайне важной в раскрытии любовной интриги комедии.

В произведении в Лизу влюблен секретарь Фамусова Молчалин. Он же является возлюбленным Софьи. Именно Лиза разоблачает Молчалина, показывая всем, кто он есть на самом деле.

Хотя Лиза и является служанкой, она вовсе не глупа и не бездарна. В комедии она так же раскрывает сущность Фамусова, одного из главных героев. В обществе этот герой, известный «монашеским поведением», старается выглядеть образцовым, тихим человеком. На деле же, тайно пытается ухаживать за Лизой.

Лиза оказывается втянутой в любовную интригу, но она не поддается на ухаживания и не принимает подарки. Героиня руководствуется собственными моральными принципами, она старается казаться скромной, рассудительной девушкой. К тому же Лиза, постоянно давая оценку другим действующим персонажам комедии, превосходно разбирается в людях.

Нельзя полностью относить Лизу к представителям «века минувшего», как нельзя ее отнести и к представителям «века нынешнего». Она занимает независимую позицию. Все, чего она хочет добиться – это выйти замуж за буфетчика Петрушу, жить обеспеченной жизнью и когда-нибудь освободиться от крепостной зависимости.

Лиза отличается от других героев чуткостью, умением слушать и остроумием, ведь именно ей принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Кому назначено, не миновать судьбы».

А. С. Грибоедов рисует образ веселой, умной, энергичной служанки, которая является важной частью всей комедии целиком. Это не бессловесный персонаж, который нужен лишь для массовки, это деятельный герой. Именно Лиза, разоблачая Молчалина, дает толчок развязке любовного конфликта комедии, делает его более сложным и углубленным. Благодаря Лизе, Чацкий узнает о том, что его возлюбленная Софья в нем вовсе не заинтересована. Именно действия Лизы и ее умение давать характеристику другим персонажам, подталкивают все действие комедии к смысловому завершению.

Вариант 2

Новаторская комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» отображает конфликт, сложившийся в обществе между «веком минувшим» и «веком нынешнем». Консервативно настроенному дворянству, которое не приемлет нововведений, противопоставляется молодое прогрессивное поколение.

Образы героев комедии наделены как положительными, так и отрицательными чертами, что делает их более яркими и запоминающимися. Особое место в комедии уделено второстепенным персонажам, которые помогают с разных сторон раскрывать характеры главных героев. Таким персонажем является служанка в доме Фамусовых – Лиза.

Лиза – молодая девушка, ее возраст в комедии не указан. Она весела, хитра и находчива. Обладает приятной внешностью и способностью поддержать любую беседу, а иногда и помочь дельным советом. Лиза помогает Софье скрывать отношения с Молчалиным от отца. В доме Фамусовых девушке живется не просто, ей приходится отвечать за проделки барышни.

Несмотря на то, что свои суждения Лиза считает глупыми, девушка умна, хорошо разбирается в людях. Из ее речей можно понять, что представляет собой тот или иной персонаж комедии. Так девушка открывает истинное лицо Молчалина. Именно Лизе он признается, что «любит» Софью лишь по личной выгоде. На самом же деле ему нравится Лиза, и он сожалеет, что она лишь служанка в доме барышни. Также можно заметить различия поведения Молчалина с Софьей и Лизой: в разговорах с первой герой робок и скромен, в общении с Лизой ведет себя напыщенно и развязно.

Еще одной трудностью в жизни девушки становится симпатия к ней Фамусова. Этот герой является нравственным образом для своей дочери, ведь он известен в обществе «монашеским поведением». Но втайне от всех Фамусов очень откровенно стремится навязать свои чувства Лизе. Таким образом, характер данного персонажа, как и Молчалина, более полно раскрывается благодаря Лизе.

Сама же девушка испытывает робкое чувство к человеку своего круга – буфетчику Петруше. У Лизы есть определенные моральные принципы и правила, которые она не станет нарушать. Она деликатно и тактично уходит от любовных интриг, разворачивающихся в доме Фамусова.

Девушка, несмотря на то, что является второстепенным героем пьесы, сильно влияет на ее развитие. Ведь если убрать ее сюжетную линию, то и финал пьесы изменится. Она становится связующим звеном между героями произведения.

Сочинение Служанка Лиза в комедии Горе от ума

Лиза - один из ярких второстепенных персонажей комедии Александра Сергеевича Грибоедова под названием "Горе от ума".

Девушка является служанкой, она работает в поместье Павла Афанасьевича Фамусова, помогает его дочери Софье. Она молода, имеет лёгкий и весёлый нрав, а также, миловидную и привлекательную внешность. Лиза верит в приметы и разнообразные суеверия. К служанке всегда можно обратиться с просьбой, рассказать о своих переживаниях и получить дельный совет. Она может поддержать разговор на различные темы. Служанка является скромным и робким человеком, к жизни она относится со смирением и наивным любопытством. Хоть девушка и крепостная крестьянка, но Лиза достаточно сообразительная и проявляет острый ум, хоть и не придаёт этому значения.

Служанка часто страдает из-за любовных похождений своей хозяйки. Ей приходится выгораживать Софью и нести наказание за её поступки. Участие в любовных интригах дочери Фамусова показывает, что Лиза имеет не только положительные, а и отрицательные черты характера. Горничная часто выручает Софью из неприятных ситуаций, пытается вразумить хозяйку, но та лишь отмахивается от её советов.

Девушка имеет стойкие моральные убеждения. Павел Афанасьевич Фамусов и Алексей Степанович Молчалин, его личный секретарь, в которого влюблена Софья Афанасьевна, проявляют к ней недвусмысленный интерес, всячески ухаживают за Лизой и пытаются добиться её расположения при помощи дорогих подарков. Но девушка непреклонна, мягко отвергает ухаживания и первого, и второго. На самом деле, она влюблена в Петрушу, который тоже работает слугой в доме Фамусова. Лиза не стремится получить в качестве жениха человека из высшего света, её вполне устраивает такой же крепостной, как и она сама, к которому горничная испытывает настоящие и светлые чувства. Из благосклонности к себе хозяина или его секретаря девушка могла бы извлечь собственную выгоду, повысить своё положение в обществе, но она не хочет добиваться своих желаний и целей таким нелицеприятным способом, считает это неприличным и недостойным воспитанной девушки. Служанка хорошо разбирается в людях и их намерениях, поэтому благодаря своей проницательности ей с лёгкостью удаётся избегать конфликтных ситуаций, сохранять свою незапятнанную репутацию и чувство собственного достоинства.

При помощи персонажа Лизы, Грибоедов показал читателю своё видение приличной, честолюбивой и умной девушки. Её образ не является основным в произведении, горничная появляется всего в нескольких сценах, но, благодаря данной героине, автор смог полнее раскрыть и охарактеризовать центральных действующих лиц.

Несколько интересных сочинений

    Мы переехали в новый дом. Строители, конечно, убрали за собой, но эта строительная пыль... противная, белая. И дело в том, что уборщицы для нашего подъезда пока никак не могли найти. В общем, вот-вот праздник должен быть

    Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды

  • Сочинение Образ Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума Грибоедова

    Князю Тугоуховскому отведена второстепенная роль в комедии Грибоедова под названием «Горе от ума». Он один из первых прибывает на бал, который проводился в доме Фамусовых.

  • Главные герои повести Путешествие из Петербурга в Москву
  • Сочинение Любовь в романе Капитанская дочка Пушкина

    Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.

«Горе от ума» было написано Грибоедовым в стиле комедии. Его произведение отличается от других аналогичных комедий тем, что автор каждый образ описал не просто четко. Он изобразил своего, так сказать, основного героя второстепенным персонажем, наделив его как положительными, так и отрицательными чертами. Персонаж этот — Лиза, и эта девушка привлекает внимание читателей на протяжении всего произведения.

Девушка является служанкой в фамусовском доме, но она занимает достаточно высокое место среди других литературных персонажей, и ей отведено достаточно много различных эпизодов и описаний. Автор подробно описывает, что делает Лиза и что и как она говорит. Она заставляет признаваться в своих чувствах других героев пьесы, провоцирует их на определенные поступки, подталкивает к различным решениям, важным для их жизни. Именно поэтому при изучении этого литературного произведения стоит подробнее остановиться на образе Лизы.

Характеристика персонажа

Лиза, несмотря на второстепенность своей роли, значит в пьесе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Сообразительная и очень умная, эта девушка обладает также хорошим чувством юмора. Эти ее качества помогают нередко Лизиной хозяйке в решении различных проблем.

Среди главных ее черт есть способность характеризовать других героев произведения. Поверенная Софьи деятельна, выглядит единственно мыслящей, а Лиза вынуждена хитрить, скрывая отношения своей хозяйки с Молчалиным. Будучи влюбленной в Петрушу, служанка терпит ухаживания не только Фамусова, но и Молчалина, которые не могут пройти мимо такой живой, умной и веселой девушки. Но со временем девушка отказывается от этих знаков внимания, хотя подобные отношения могли принести ей достаточную выгоду. По мнению Лизаньки барские знаки внимания, равно как и гнев, не принесут ей счастья.

Характеристики, которые служанка дает другим, всегда точны и остры. Молчалина, например, она считает повесой, а хозяина дома «ветреником», Скалозуба считает достойным мужем для своей хозяйки. Девушка рассудительная и умеет грамотно рассуждать: "...моего вы глупого сужденья / Не жалуете никогда..."

Образ персонажа в произведении

Служанка Лиза молода, миловидна. Ее внешность привлекает не одного молодого человека, и это абсолютно закономерно. "...Какое личико твое!.." - именно этой фразой автор дает понять о внешности героини. Как все крестьяне, она суеверная и смешливая: "...Веселое созданье ты! живое!..". Девушка имеет свои моральные принципы, обладает умом и смекалкой, помогающими ей выходить из острых ситуаций.

В конце девушка оказывается наедине со своими не осуществившимися мечтами. Разговор Линьки с Молчалиным становится окончательной точкой в комедии. Когда из уст секретаря Молчалина прозвучат в последнем акте комедии, все развалится: надежды Софии, Чацкого, откроются глаза у Фамусова, развалятся мечты самой Лизаньки Эта сцена подчеркивает важность образа маленькой служанки.

Комедия Грибоедова «Горе от ума», во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.

Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она является человеком, с помощью которого происходит разоблачение Молчалина, возлюбленного ее хозяйки Софьи. Именно Лизе горе-любовник признается, что «любит» Софью «по должности», из личной выгоды, и сокрушается, что барышня не так привлекает его, как служанка: «Зачем она не вы?» Кроме того в общении с Лизой Молчалин проявляет себя совершенно иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, каков этот герой на самом деле. А вывод относительно этого героя читатель слышит именно от Лизы: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

В комедии «Горе от ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасаясь с ней, по-новому предстает перед читателем. Например, Фамусов, отец Софьи, считает, что является лучшим нравственным образцом для дочери, ведь в обществе он «монашеским известен поведеньем». Но в тайне ото всех он волочится за Лизой, причем очень откровенно.
То, что сразу два героя пьесы пытаются втянуть Лизу в свою любовную игру, нисколько не порочит образа этой девушки. Она человек подневольный, но ее природный ум и смекалка помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. К тому же в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к человеку ее круга – буфетчику Петруше. И никакими подарками не удается Молчалину соблазнить Лизу, что указывает на наличие у девушки определенных моральных принципов и установок.

В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы. Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий».

Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!»

Несмотря на то, что в пьесе «Горе от ума» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без нее невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие действия комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и развязка комедии была бы совершенно иной.

Тест по произведению

Расчетливый прагматизм Софьи, которому противопоставлена искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи: старая патриархальная и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу, Наталью Дмитриевну, подготавливает, «дрессирует» будущего мужа - Молчалина. Это рынок, где молодая женщина - товар, и она хочет совершить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.

Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох - «века нынешнего» и «века минувшего».

Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Софье переходит в некий поединок «отцов» и «детей», спорящих о России. Причем, Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого - господина слов, и Чацкого - господина дел. Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и именьем-то своим управляет оплошно.

«Все, что он говорит, - очень умно! Но кому он это говорит?» - писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один - кульминация общественного конфликта. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума». Составив в своем уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт.

Чтоб подробней раскрыть тему сочинения, мы попытаемся рассмотреть ситуацию в пьесе как любовную коллизию. Тут, в нарушение всех канонов классицизма, вместо любовного треугольника мы видим, по меньшей мере, четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья - Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравнодушна к Петруше. При такой сложной любовной линии единство действия нарушается, да еще все это перемешивается с общественной интригой. Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого. Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти конфликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «...символическое, в истинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому».

Известно, что схему жизни составили себе все герои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья... Именно Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь, как роман. Однако роман Софьи на русский лад. Как заметил Баженов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее «французских соотечественниц», она чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому в афише она указана как Софья, то есть «мудрая», но Павловна - дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него. Однако в конце комедии она все же прозревает, «ломается» ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутренней перемене м;ы можем судить лишь со слов о прошлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: «Недаром, Лиза, плачу...» - тогда как на протяжении всего-действия не говорит ей ни слова. Интересен еще один, почти бессловесный персонаж - лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу? » В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.

Итак, суть произведения раскрывается через общественный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья...) конфликты, что Грибоедов мастерски изображает с помощью ремарок, внесценических персонажей, диалогов и монологов. И во втором действии роль Софьи и Лизы несомненно велика в раскрытии идей пьесы.