Виды антисоциального поведения. Виды антисоциального поведения у лиц пубертатного возраста


Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

Вид нарушаемой нормы;

Психологические цели поведения и его мотивация;

Результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

Индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) .

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских . Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси "деструктивное поведение", с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

(а) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.



2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.

(б) Антисоциальное поведение

Антисоциальных больных много среди преступников. Большинство случаев обусловлено не столько болезненными процессами, сколько конституциональными аномалиями. Антисоциальные элементы встречаются среди больных шизофренией - в особенности на ранних стадиях, - а также среди больных прогрессивным параличом. Среди больных маниакально-депрессивными расстройствами их практически не бывает.

Развитие исследований по психологии преступников прошло через три фазы, с позиций настоящего времени эти фазы выглядят как ряд параллельных, разумно дополняющих Друг друга направлений. Bнaчaле изучались отдельные преступники, они рассматривались как редкие, аномальные, отклоняющиеся случаи. Были продемонстрированы классически отчетливые сопряжения событий психической жизни, которые обычно выступают в менее явных, неразвитых формах. Затем были выделены психологически понятные связи, встречающиеся достаточно редко и толкуемые в целом неправильно, то есть слишком «интеллектуально» (это касается, в частности, психологии отравительниц и женщин. совершивших преступления на почве ностальгии). Наконец, исследовалось воздействие болезненных процессов на отдельные случаи. В работах, относящихся к этой первой фазе, психологическое понимание часто носит упрощенный, наивный характер, что оставляет в читателе чувство неудовлетворенности. Преступления сплошь и рядом ошибочно приписываются определенным влечениям или страстям; им даются чрезмерно интеллектуальные толкования; слишком многое в психической жизни, в незаметных сопряжениях инстинктов, символических актах и комплексах приписывается осознанному мышлению С другой стороны, многие описания свидетельствуют о том, что авторам удалось выявить в высшей степени ценный и незаменимый материал. К ряду случаев был успешно применен понимающий психологический подход. Были осуществлены попытки обобщающей систематизации всего множества описаний преступников. В качестве образца можно привести недооцененную книгу Крауса\

Вторая фаза была отмечена переходом от понимающего исследования отдельных случаев к статистическим. методам. Анализ причин преступлений и приведших к ним обстоятельств стал основой для выведения длинных рядов корреляций. Исследования такого рода осуществлялись обычно по данным официальной статистики и сосредоточивались на связях преступности в целом, равно как и отдельных видов преступлений, с самыми разнообразными факторами: временем года, возрастом, ценами на хлеб. В частности, было обнаружено, что пик воровства и мошенничества приходится на зиму, а пик преступлений, связанных с повышенной психической возбудимостью (таких, как изнасилование, оскорбление словом и действием), - на лето; было обнаружено также, что количественный рост случаев воровства происходит отчасти параллельно росту стоимости жизни. Оценить и объяснить эти и другие аналогичные корреляции, как правило, нелегко. Существует тенденция к упрощенным объяснениям; однако сторонники критического подхода указывают на значительное многообразие факторов и предостерегают от интерпретации любых параллелизмов в терминах одних только причинных связей. Регулярно повторяющиеся связи вполне могут быть обусловлены зависимостью обоих членов корреляции от целого ряда каких-то неизвестных факторов.

Интерпретация результатов статистических исследований трудна потому, что, подсчитывая преступные действия, мы ничего не знаем о людях, которые эти действия совершают. Необходимость приблизиться к пониманию реальных, глубинных связей привела к тому, что в третьей фазе исследований основное внимание вновь переключилось на личность преступника, на человека в целом. Но на этот раз, в отличие от первой фазы, речь шла уже не о поиске отдельных, редких, классически отчетливых случаев. Материал, собранный в специальных заведениях и других местах, исследовался во всей своей целостности. Это делалось ради того, чтобы познать феномен среднего, обычного преступника, так как с точки зрения борьбы с преступностью именно этот феномен наиболее важен. В таких работах приходится оперировать относительно малыми числами; соответственно, удается достичь высокой точности подсчетов и изучить весьма обширный спектр связей, ибо основой для статистики служит исследование индивида в целом (здесь, в отличие от массовой статистики предыдущей фазы, речь идет об индивидуальной статистике). Груде применил этот подход к качественному и количественному анализу уже известных объективных признаков. Он также попытался сделать предметом статистики данные по типологии характеров, наследственным предрасположенностям, психологическому пониманию, зависимости асоциального поведения от факторов среды или конституции (так называемая личностная статистика)".

Роль психиатра заключается в том, чтобы выявить и сообщить факты, имеющие значение для борьбы с преступностью, установления наказания и организации работ в местах наказания. Здесь цели определяются обществом и господствующими в нем воззрениями. Прикладная психология должна ответить на вопрос о том, насколько эти цели достижимы и какие в связи с ними возможны решения.

Как ученый, психиатр должен давать непредвзятые отчеты о фактах всякий раз, когда положение кажется «безнадежным». В таких случаях складывается трагическая ситуация, из которой не видно сколько-нибудь приемлемого выхода. Ветцелю удалось отчетливо показать это на примере аномальной личности-кверулянта («сутяги»)-\ Этот человек десять лет боролся за справедливость, невыносимо надоедая властям, которые, в свой черед, нередко бывали по отношению к нему неправы. Будучи психопатом, этот человек не имел абсолютно никаких преступных намерений; в конце концов, он покончил с собой, предварительно отослав в газеты сообщение о своей смерти: «Всю свою жизнь фон Хаузен мечтал служить Родине. Но волею жестокой судьбы жизнь его закончилась безрезультатно».

Это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам. Поскольку проблема классификации поведенческих отклонений носит дискуссионный междисциплинарный характер, постольку наблюдаются дискуссии и в терминологии («антисоциальное», «антиобщественное», «делинквентное» поведение). Так, Е.В. Змановская (2007) противоправное поведение личности обозначает как «делинквентное поведение» (от лат. Delinqens - «проступок, провинность»), а «криминальное поведение» считает формой делинквентного. А.Е. Личко (1983), введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквент-ность», ограничил им мелкие антиобщественные , не влекущие за собой уголовной ответственности (школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов). В.Е. Сёмке и соавторы (1983) отождествляют понятие «антисоциальное» и «делинквентное» поведение. В.В. Ковалев (1981) считает, что делинквентное является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или . По достижению совершеннолетия делинквент автоматически переходит в разряд антисоциальных личностей.

Преступность - наиболее опасное отклонение от социальных норм. Акты поведения направлены вовне на физические и социальные объекты. Действия преступника причиняют объекту посягательства существенный вред. За совершение преступления человек привлекается к уголовной ответственности.

Проступки - это малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности и влечения за собой применение к нарушителю мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Классификация преступлений:
а) по степени тяжести: на тяжелые, средние и не представляющие общественной опасности.
б) по формам вины: умышленные и неосторожные
в) умышленные - по объекту посягательства, целям и мотивам преступников: антигосударственные, корыстные, насильственные и др.
г) социально-демографические: преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних;
д) первичная, вторичная и рецидивная преступность.

В современном мире все большее распространение получают коммерческие и экономические преступления. Развилась коррупция, организованная преступность, торговля наркотиками, терроризм, в том числе захват заложников. Остаются актуальными пытки, похищение людей и массовые убийства.

Признаки «антисоциального нарушения личности » могут проявляться уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия.

Причины преступности определяются реальными жизненными условиями, в которых действуют люди.

Под влиянием конкретных обстоятельствах, индивидуальных особенностей складывается для которой характерны:
- ограниченность потребностей и интересов;
- искажение ценностных ориентации;
- антисоциальность способов удовлетворения и интересов.

Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции.

Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В последней трети XIX в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов XX в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп.

В нашем обществе проституция считалась «отсутствующей», длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало у многих «шоковый» эффект. Отсюда и нездоровый интерес, и гневные требования, и некоторая растерянность. Проституция активно изучалась в первые годы Советской власти, однако позже исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е годы, а первые результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Проституция способствует распространению венерических заболеваний, СПИДа; женщина утрачивает нравственное и физическое .

Причинами могут являться как социально-экономические и морально-этические факторы, так и биологические. Часть женщин обладает сильным (влечением) и их потребности выше средних (отсюда выход на спортивный секс).

Другая причина - среда, которая окружает проститутку (рэкетиры, сутенеры), провоцирующим фактором может быть первичное изнасилование и др.

Сексуальное поведение не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Половая принадлежность индивида не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному . Не случайно различают пол генетический, или генитальный, и основанный на нем гражданский (паспортный) и «субъективный)) как половую аутоидентификацию субъекта. Примером половой дифференциации служит гермафродитизм - двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов.

А в случае транссексуализма не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к его изменению, в том числе хирургическим путем.

Что касается направленности полового влечения, то она может быть не только гетеросексуальной или гомосексуальной, но и бисексуальной (половое влечение к лицам обоего иола). Из всех видов данные виды сексуального поведения наиболее «биологичны» и потому следует отнести их скорее к клинической форме.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с использованием возрастного фактора. Выделяется ряд сексуальных девиаций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия.

Педофилией называется направленность сексуального и эротического влечения взрослого человека на ребенка. Данный вид сексуальных девиаций может быть представлен как в рамках патохарактерологического типов отклоняющегося поведения, так и при аддиктивном типе. Если в первых двух случаях мотивами выступают психопатологические симптомы и синдромы ( , изменения личности, ), то во втором - попытка испытать особые, необычные и новые для индивида переживания при контакте с ребенком.

Другой разновидностью сексуальной ориентацией взрослого на лиц молодого возраста является эфебофилия - влечение к подросткам. Эфебофилия может входить в структуру делинкветного, аддиктивного, патохарактелогического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Инцестное поведение характеризуется направленностью и склонностью реализации сексуального влечения в контактах с кровными родственниками (сестрами, дочерьми, внучками). Таких личностей разделяют на 5 групп: 1) симбиотические личности, стремящиеся к близости, чувству принадлежности; у них существует выраженная и неудовлетворенная потребность в эмоциональном тепле со стороны тех, кто бы поддерживал их; 2) личности, ищущие в инцесте новизны и возбуждения, секс для них означает физическую стимуляцию; 3) педофилы; 4) психически больные с бредовыми и галлюцинаторными расстройствами; 5) представители некоторых национальностей, у которых кровосмесительные отношения не запрещены традициями и религией.

В рамках вектора, оценивающего способы реализации сексуального чувства, представлены наиболее известные и яркие примеры девиантного поведения: садизм (насилие), мазохизм (подавленность), садомазохизм, эксгибиционизм (демонстрация собственных половых органов); вуйаеризм (подсматривание за процессом). Именно они часто приводят к столкновению личности с окружением и законом, поскольку нарушают часто и правовые, и этические, и эстетические нормы.

Одной из форм антисоциального поведения является бродяжничество.

Бродяжничество - это разновидность поведения, которое является результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособностью прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета (по Р. Мертону). Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

Можно выделить две характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы. Бродяжничество - это специфический образ жизни, который складывается в ходе постоянного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (лат. - marginalis - находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям.

Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, бродяги являются разносчиками . В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ней сталкивается.

Можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения, к числу объективных можно отнести следующие:
- жилищная проблема;
- стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в регионах.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. Можно выделить следующие типы бродяжничества:
- люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
- граждане, принципиально не желающие работать; это наиболее многочисленная группа;
- лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка;
- люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье и на работе;
- жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
- люди с отклонениями в .

Потенциальными бродягами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные и неосознанные мотивы бродяжничества, которые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективноличностную и социальную дезидентифицированность (Ю. М. Антонян, С. В. Бородин, 1982).

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков.

Вандализм - преимущественно мужской феномен (Дж. Говард, Д. Франсис). Большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной подростков 13-17 лет.

В некоторых исследованиях показано, что большинство «злостных» вандалов находятся в кризисной ситуации.

В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма.
Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения - материальная выгода.
Тактический вандализм. Разрушение используется как средство достижения других целей.
Идеологический вандализм. Разрушитель преследует социальные или политические цели.
Вандализм как лишение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
Вандализм как игра. Разрушение как возможность поднять статус в группе сверстников.
Злобный вандализм. Вызывается чувствами враждебности, зависти и удовольствия от причинения вреда.

Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером:
Гнев. Разрушительные действия объясняются чувствами досады, переживанием неспособности достичь чего-либо или попытка справиться со стрессом.
Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретом и опасностью.
Как средство самоутверждения, привлечения внимания к себе.

В целом вандализм рассматривается как разновидность подростково-молодежной делинкветности.

Антисоциальные личностные расстройства - Расстройства личности, находящие отчетливое проявление в склонности к антисоциальным и – в том числе – противоправным действиям, в неспособности соответствовать принятым социальным нормам, в непреодолимых барьерах в социальном взаимодействии.

Антисоциальное поведение не следует путать с асоциальным. Антисоциальные личности настроены против общества. Асоциальные - отрицают его, не желают (не способны) социализироваться должным образом.

Первые признаки антисоциального расстройства личности:

Отсутствие привязанности к людям,

Отсутствие сопереживания и сочувствия,

Импульсивность,

Несоблюдение норм морали,

Отсутствие сожаления, раскаяния и угрызений совести по поводу допущенных нарушений.

Уровень интеллекта лиц с антисоциальным расстройством бывает разным. Иногда антисоциальные личности могут быть весьма высоко интеллектуальными.

Если асоциальных личностей характеризует неумение держаться в обществе, то антисоциальные личности часто обладают весьма высоким социальным интеллектом, они умеют держаться и вообще соответствовать общепринятым нормам, производя при этом положительное впечатление на окружающих. Этим при кратковременном контакте с ними у окружающих часто возникает неправильное представление.

Например, в ситуациях кратковременного разговора, психологического интервьюирования, собеседования при трудоустройстве они при прочих равных условиях производят порою даже лучшее впечатление, чем те, кто такого расстройства не имеет.

Отрицательные качества, свойственные личностям с антисоциальным расстройством, выявляются только при изучении их поведения в течение сколько-нибудь длительного промежутка времени, а не в обстановке непродолжительной беседы, в течение которой они могут "собраться", добиваясь у собеседника необходимой положительной оценки. Для людей с антисоциальными расстройствами характерна хорошая вербализация, логика, умение правильно оценить обстановку.

Антисоциальные расстройства не являются кратковременными, их развертывание обычно происходит годами. При этом основные отрицательные качества у лиц с антисоциальными расстройствами начинают проявляться уже в раннем возрасте. Согласно DSM-IV, это следующие качества:

Частые уходы из дома с невозвращением на ночь,

Стремление взрослых наказать их сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения,

Склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками,

Жестокость по отношению к другим и издевательство над животными,

Сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим,

Целенаправленные поджоги,

Частое вранье, вызываемое разнообразными причинами,

Склонность к кражам и грабежам,

Стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

Наличие трех и более указанных признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:

Трудности в учебе, связанные с неподготовкой домашних заданий,

Трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них,

Частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе,

Частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством,

Несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер,

Раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим,

Невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам),

Отсутствие планирования своей жизни,

Импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели,

Лживость,

Отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни,

Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни,

Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других,

Отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях,

Частые разводы,

Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.

Характерно, что у лиц с антисоциальными нарушениями почти не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии. В XIX веке поведение таких людей квалифицировалось как "моральное безумие" – с точки зрения психиатров, наблюдавших таких людей, человек с нормальным интеллектом, будучи психически здоровым, не в состоянии совершать подобные действия, так как удовольствие, получаемое им, незначительно, а последствия для других и самого себя разрушительны.

"Ядром" антисоциальных нарушений является получение удовольствия любой ценой. Поэтому особенностью лиц с антисоциальными нарушениями является выдвижение на первый план деятельности, направленной на получение удовольствия. Им свойственен примитивный гедонизм, без учета реальной возможности следующего за антисоциальными действиями наказания. За этим примитивным гедонизмом легко угадывается животная тяга к наслаждениям. Поэтому запугивать их наказаниями бессмысленно.

Антисоциальные личности любят возбужденное состояние, что бы не являлось его причиной. Они стремятся к гиперстимуляции, чувствуя себя лучше во время пребывания в активном состоянии. Антисоциальные личности не выносят состояния пассивности, одиночества, изолированности. Они стремятся к контактам с другими, но в этих контактах совершенно не учитывают их интересов.

Любые требующие усилий действия производятся ими лишь при одном условии - получение удовольствия от деятельности. В случае несоблюдения такого условия, делать работу, не доставляющую им положительных эмоций, они не будут.

Антисоциальная личность чувствует удовольствие лишь от грубых, простых удовольствий. Им чуждо, например, удовольствие от тонкого эстетического наслаждения или радость познания. Если обычный человек чувствует тонкое удовольствие от помощи ближнему, то антисоциальная личность не только не знает, что помощь ближнему может быть источником удовольствия, но и подозревает, что это просто выдумки. Любовь-забота для них не существует. Любовь это секс, и только.

Социальная непродуктивность антисоциальной личности базируется на том, что ей быстро все надоедает. Начав с подъемом и энтузиазмом выполнять какую-либо деятельность, они быстро в ней разочаровываются, находя работу рутинной, скучной и неинтересной. Почти всегда это приводит к появляющимся нарушениям, ошибкам и промахам, вызывающим возмущение окружающих.

Антисоциальные личности очень легко склоняются к злоупотреблениям наркотическими веществами – в силу указанной уже тяги к грубым, простым удовольствиям.

Литература

Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления - это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением - личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей - гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций - Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. 1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. 2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. 3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. 4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. 5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.